что значит здоровый эгоизм
Здоровый эгоизм
Эгоизм в наше время уже не считается однозначно негативной чертой, но споры о нем продолжаются. Одни обвиняют в эгоизме окружающих, другие полагают, будто сами слишком себялюбивы.
На самом деле существуют два разных варианта эгоизма – здоровый и нездоровый. И они очень сильно отличаются. В первом случае человек ставит на первое место себя и свои интересы, но также учитывает интересы остальных. Он способен пойти на компромисс. Во втором – думает исключительно о себе и не готов поступиться ничем. Здоровый эгоизм – естественная черта, в то время как нездоровый – признак внутренних проблем и нелюбви к себе.
Кто важнее – я или другие?
Здоровый человеческий эгоизм основан на правильной расстановке приоритетов.
Кого вы ставите на первое место – себя, мужа, детей, может быть, родителей? В психологии существует модель расстановки приоритетов, которая включает и самого человека, и его семью, и хобби, и карьеру. Мы не будем рассматривать здесь всю модель целиком – это тема для отдельного интересного разговора. Главное – это первый пункт. Оптимальным считается, когда человек ставит на первое место самого себя – то есть является здоровым эгоистом.
Это идет на пользу не только ему самому, но и окружающим. Человек, который умеет заботиться о себе, может и любить других. Он готов с радостью делиться тем, что у него есть. В то время как тот, кто постоянно жертвует собой, обычно внутренне неудовлетворен, так как подавляет свои естественные желания. Такой человек не умеет отказывать и делает что-то не потому, что хочет, а потому, что считает себя обязанным. И часто он (сознательно или бессознательно) ожидает, что его жертву оценят и воздадут ему должное. То есть пытается взять ответственность за других, но не берет ответственность за себя самого.
Почему я так уверенно говорю об этом, как о проигрышной позиции? Почему нельзя, например, поставить на первое место любимого мужа? Или детей? Неужели невозможно сначала порадовать близких, а потом уже себя?
Проблема в том, что это так не работает. Тот, кто не умеет любить себя, не может по-настоящему любить и других. Любовь к себе и забота о собственных интересах – то, что свойственно нам от рождения, инстинктивно. И если мы это не проявляем – значит, в нас подавлены естественные устремления. И в результате мы не можем толком заботиться ни о себе, ни о других.
За кого мы отвечаем?
Представьте, что вы – проект Бога (или вселенной, если вам больше нравится). Вокруг вас – такие же проекты – другие люди. У каждого есть свой ответственный – личность. То есть вы – директор уникального предприятия – вашей жизни. Другой такой больше нет. И вы – единственный, кто может привести это предприятие к успеху или краху… Ведь вы лучше всех знаете себя, свои особенности, таланты, слабые и сильные стороны, интересы и предпочтения.
Иными словами, вы сами – ваша главная зона ответственности. Ни один другой человек не может сделать вас счастливым, наполненным и радостным, исполнить ваши мечты и дать вам то, в чем вы нуждаетесь. И потому ваша главная ответственность – это не ваши дети, родители или муж. А именно вы.
Вы на самом деле отвечаете за себя перед Богом или вселенной. Поэтому ваша задача – как можно полноценнее и счастливее прожить свою жизнь.
Почему еще важно быть эгоистом?
Для многих все это звучит очень провокационно. Ничего удивительного – многие из нас воспитаны в убеждении, что надо в первую очередь думать о других и быть хорошим. Но на самом деле любовь к себе и забота о себе – лучший способ заботиться о других.
В первую очередь потому, что мы все влияем друг на друга. Ваше развитие, радость и гармония станут хорошим примером для близких. И во вторую, потому, что по-настоящему счастливый человек обычно не останавливается на собственном счастье. Он хочет радовать и окружающих. И это «радовать» не имеет ничего общего с «радуй других», сценарной установкой, которая помогает восстанавливать самооценку. Это желание отдать, которое происходит из наполненности, когда у нас так много, что хочется начать делиться. К этому нужно прийти, но это может по-настоящему осчастливить наших близких и осветить их жизнь.
Здоровый эгоизм вообще и предполагает, что вам не может быть хорошо, когда близким людям плохо. Вы заботитесь о себе, а потом о своих близких людях, что бы им тоже было хорошо. В результате вам хорошо и им хорошо. Любовь к другим начинается с любви к себе.
Для тех, кто думает в первую очередь о детях и рассуждает в ключе «лишь бы им было хорошо, а я уж как-нибудь», у меня и вовсе плохие новости. Дело в том, что, мысля подобным образом, вы оказываете детям медвежью услугу. Наблюдая вас и вашу жертвенность, они либо вырастают настоящими «нездоровыми эгоистами», и считают, что им все должны, либо начинают копировать ваше поведение – и тоже не живут для себя, а находят какие-то внешние точки приложения сил – собственных детей, мужей, работу, лишь бы не заниматься собой.
Необходимое внимание или приоритет?
Очень часто в ответ на «пропаганду» здорового эгоизма в отношениях я слышу что-то вроде «Как же я могу не заботиться о своих маленьких детях в первую очередь? Они же пропадут без меня!». Или «Если я не буду помогать родителям, они не справятся». И это отчасти правда.
Но речь не идет о том, чтобы забросить все, а самой лежать в ванне и красить ногти. Речь исключительно о балансе. Естественно, необходимость ухаживать за младенцем вносит свои коррективы – вы должны заниматься им подолгу. Но важно уделять себе внимание, несмотря ни на что! И даже если временно не получается – в любом случае помнить и осознавать свои ценности, себя и собственные интересы. То же касается и родителей. Если им нужна забота – помогайте им, но не в ущерб себе. Вам должно хватать времени на себя и свою жизнь.
А чем плох нездоровый эгоизм?
При нездоровом эгоизме фокус внимания направлен не «сначала на себя, потом на других», а исключительно на себя. То есть нет никакой «таблицы приоритетов», а просто есть я и мои интересы. Чем неконструктивна такая позиция?
Дело в том, что это отношение не возникло из пустоты. Оно является компенсацией неуверенности и страхов человека, пониженной самооценки. Тот, кто действительно любит себя, не нуждается в постоянном подтверждении своей значимости, ему интересны и другие люди тоже.
Кроме того, тотальных эгоистов часто отличает неумение ценить то, что они получают. Они очень нацелены на результат, и это, конечно, помогает им достигать целей. Но часто, получив желаемое, они не успевают насладиться, и очень быстро переключаются на следующие желания. И в результате все обесценивают и ничем не довольны.
Впрочем, большинству из нас чаще свойственно забывать о себе ради других. И это не делает счастливыми ни их самих, ни окружающих. Поэтому я желаю вам развивать здоровый эгоизм, любить себя и заботиться о себе. А уже потом отдавать что-то другим – из нового чувства наполненности и самодостаточности.
ЗДОРОВЫЙ ЭГОИЗМ: привычка оставаться в ресурсе
Нас воспитывали в духе, что быть эгоистом недостойно, что сначала подумай о других прежде, чем выставлять свое «Я». Хочу разбить стереотипы, что быть эгоистом плохо.
С детства нас учили, что быть эгоистом плохо. И вообще это больше походило на оскорбление, если так тебя называли учителя или родители.
Ай-яй-яй, разве могут хорошие мальчики и девочки быть эгоистами?
Многолетний стыд за беспокойство о себе, за проявления своих желаний рождает плоды. Мы чувствуем вину, когда мы счастливы. Если нам хорошо, то в этом должен быть какой-то подвох. Во-первых, не стоит выставлять напоказ счастье, а то сглазят/настучат/подставят/воспользуются. Во-вторых, открыто радоваться недостойно, ведь дети в Африке недоедают, в мире постоянно войны и вообще справедливости не существует.
Две крайности: либо ты думаешь только о себе и считаешься эгоистом, либо ты альтруист и до самого себя тебе нет никакого дела.
Неужели эгоисту чужда эмпатия и он не умеет сопереживать людям? Так ли бескомпромиссно это суждение? Я уверена, что можно найти баланс эгоистичного начала и альтруизма в самом себе. Я говорю о здоровом эгоизме.
Эта тема вошла в мою жизнь с рождением ребенка. Я поняла, что самое главное всегда оставаться в ресурсе. Здоровый эгоизм не имеет ничего общего с наплевательским отношением к другим. Он не про других, он про себя, про свои источники энергии и про своевременное их пополнение.
Эта тема важна при налаживании своего бизнеса, когда воплощаете свою идею в жизнь, но еще нет рядом тех, кому можно делегировать часть полномочий. Тогда, когда вы полностью поглощены своим проектом, когда буквально живете им. Когда у вас появляются дети и вы не хотите страдать комплексом “недостаточно хороших родителей”, потому что силы на нуле.
7 принципов здорового эгоизма
1.Наденьте кислородную маску сначала на себя.
2.Не доводить себя до энергетического истощения.
Когда мы погружаемся с головой в новый проект, мы мобилизуем все силы, чтобы он выстрелил, окупился, стал нашим личным достижением. Даже если у нас есть план, сколько по времени займет его развитие, не всегда он имеет реальное отражение в жизни: что-то идет не так, кто-то подводит. А мы продолжаем вкладывать свои силы, время и другие ресурсы с ощущением, что еще вот-вот и все.
Таким образом мы достигаем энергетического пика, вслед за которым происходит резкий спад энергии, мотивации. Происходит выгорание. Пропадает интерес к чему бы то ни было, появляется апатия, возможно затяжная депрессия. Но если вы знаете об этой цикличности, то можете предпринять меры, чтобы обезопасить себя и не доводить до этой стадии.
3.Выделять время только для себя.
Воспитать в себе привычку оставаться наедине с собой. Пусть это будет 30 минут в день, пусть больше. Но единение с собой позволяет сосредоточиться на своих потребностях, мыслях.
Отличным способом погрузиться в себя для меня стали письменные практики. Все мысли становятся на свои места, в голове порядок, мусор отсортирован и утилизирован.
Расслабляющая техника, которая помогает сосредоточиться на внутреннем развитии.
4.Guilty pleasure.
Если дословно, то это удовольствие, которое сопровождается чувством вины, или постыдное удовольствие. Я же называю это баловством. Да, именно побаловать себя время от времени не помешает, чтобы снять напряжение, повысить эмоциональный фон, подзарядить себя.
5.Придерживаться подхода “качество, а не количество”.
В момент важных проектов, реализации планов важно уметь выбирать из всего ассортимента только полезное. Это касается, идей, людей, еды, досуга. В любой другой момент не обязательно быть аскетом, но сейчас важнее польза
6.Эссенциализм: делать в первую очередь то, что имеет значение и смысл.
Подход, который помогает сосредоточиться на важном. Противопоставляем его с подходом, когда нужно делать все, при этом это “все” должны быть сделано идеально. Нет, сейчас мы фокусируемся только на важном, чтобы сэкономить свои ресурсы (время, кратковременную память, мотивацию).
7.Постоянно находить источники вдохновения, пополнять свою копилку эмоций и положительных впечатлений.
Подпитка творческого начала не менее важный этап: визуальный контент, вдохновляющая музыка, встреча с близкими по духу людьми. Со мной это работает так: если ресурс не пополняется, я начинаю высасывать темы статей из пальца, мысль бродит по кругу, я становлюсь заложником одних и тех же идей. Меня спасают выставки в музее современного искусства или книги, списки которых у меня есть на все случаи жизни.
Эти принципы родились опытным путем, они не передавались из поколения в поколение. Наши родители о них могли и не знать. Но сейчас, когда мы занимаемся своим саморазвитием, когда господствует культ здоровых привычек, справедливо отнести к ним и здоровый эгоизм.
Марина Шмелева, специально для Эконет.ру
Возникли вопросы — задайте их здесь
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Здоровый эгоизм: почему заботиться о собственных интересах вполне этично
Варламова Дарья
Эгоистов принято порицать, а готовность жертвовать своими интересами ради чужих считается оптимальной моделью поведения в благополучном обществе. Но так ли все однозначно? Питер Шварц, почетный член и бывший председатель совета директоров Института Айн Рэнд в книге «В защиту эгоизма: почему не надо жертвовать собой ради других», которая недавно вышла в издательстве «Альпина Паблишер», развенчивает ряд мифов об эгоизме и утверждает, что у каждого из нас есть неотъемлемое право пользоваться результатами собственных трудов себе во благо.
Мы формулируем свои представления о мире с помощью понятий. Но в нашем обиходе нет понятия «доброго» эгоизма. Определение, которое должно относиться к честным вершителям своих судеб, переносится на беспринципных захребетников.
Аутентичное определение эгоизма («действовать в собственных интересах, подчиняясь голосу разума») ловко изъято из нашего лексикона. И это не просто ошибка альтруистов, — это самый настоящий подлог, чудовищное искажение фактов, в результате которого из языка исчезли понятия, которыми можно было бы оперировать при сравнении альтруизма с эгоизмом. Альтруизм всегда хорош, а эгоизм — плох. Отсутствует само поле для дискуссий о том, хорошо или нет быть эгоистом. Понятие разумного, творческого и независимого человека оболгано и вычеркнуто из нашего обихода.
Свою ложь альтруисты расцвечивают рассуждениями о том, что эгоист — существо равнодушное и бесчувственное, что его интересуют только деньги, что дружба и любовь несовместимы с преследованием личных интересов и что все эгоисты — зацикленные на себе мизантропы. На самом деле личная заинтересованность может быть и материальной, и духовной. Посудите сами: тот факт, что у вас есть друг или любимый человек, дает вам массу преимуществ. Мы общаемся лишь с теми людьми, которые нужны нам. Мы любим лишь тех, кто нам дорог. И если вдруг, наслушавшись альтруистов, вы воспылаете любовью к первому встречному (если такое вообще возможно), — о, это будет воистину самоотверженный поступок! Возлюбить чужого, и тем более врага, — для этого требуется полное самоотречение. Но настоящая любовь всегда эгоистична. Ее не раздают направо и налево как милостыню. Только представьте себе: вы объясняетесь кому-то в любви не потому, что видите в любимом массу достоинств, а просто из жалости. Это же полный абсурд. Любовь не имеет ничего общего с благотворительностью. Мы любим потому, что данный человек для нас бесценен. И такая любовь доставляет бесконечную радость. Любить, желать прожить всю жизнь с человеком, который для нас олицетворяет все самое прекрасное на свете, — очень личный и эгоистический выбор. И только грубый и бессовестный альтруист способен все перевернуть с ног на голову, называя любовь и дружбу жертвенными отношениями.
Альтруисты извратили не только понятие «эгоизм». У них свое, особое представление о жертвенности. Что значит «пожертвовать»? Вряд ли это значит просто что-то отдать. Если мы даем продавцу в магазине деньги, чтобы купить продукты, это всего лишь сделка. При этом мы отдаем меньшую ценность (деньги) за большую (продукты). Жертвенный поступок означает нечто прямо противоположное: мы отдаем большую ценность в обмен на то, что вообще не представляет для нас ценности. Пожертвовать — значит понести убыток: именно поэтому альтруисты и считают жертвенность добродетелью. Если старшеклассника отвлекают от учебы, вынуждая мыть полы в школьной столовой, его заставляют приносить жертву. Если мать велит сыну отдать любимую игрушку сорванцу, который непременно ее сломает, — она требует от сына жертвы.
Простой рабочий, сующий пьяному бродяжке часть своего заработка (его вдруг взяло за живое, что кому-то живется еще хуже, чем ему самому), тоже приносит жертву. Можно привести в пример множество поступков, совершаемых в ущерб собственным интересам во благо других.
Дальше — больше. Отказ от сегодняшних удовольствий ради будущих благ альтруисты тоже называют самопожертвованием. Но если кто-то упорно трудится, чтобы стать выдающимся нейрохирургом или скрипачом, причем здесь жертва? Совершенно ни при чем. Напротив, распланировать свою жизнь так, чтобы в будущем получить максимальную отдачу (и в материальном, и в духовном смысле), — значит поступать как самый настоящий разумный эгоист. Пожертвовать ладью, чтобы взять ферзя, — не слабый, а, напротив, очень сильный ход. Вот если вы захотите сыграть в поддавки из жалости к слабому противнику, тогда такой шаг вполне можно будет назвать жертвой. Солдат, идущий на войну, когда враг перешел границу, не приносит никакой жертвы. Он просто защищает от агрессора свою свободу и своих близких. Но если его отправляют на край света с так называемой «гуманитарной миссией» (например, чтобы остановить межплеменную резню), его поступок можно назвать жертвой, потому что конфликт в далекой стране совершенно не затрагивает его личных интересов.
«С точки зрения альтруистов, отказ от сиюминутных удовольствий ради будущих благ — жертва, а вот отказ от будущих благ в пользу сиюминутных удовольствий — эгоизм»
Альтруисты не видят разницы между совершенно разными поступками. Инвестиции в собственное будущее (сегодня ты откладываешь доллар, чтобы в будущем получить два) они называют самопожертвованием. Но ведь такая модель поведения в корне отличается от действительно жертвенного поступка, когда ты отдаешь свои два доллара навсегда, становясь «сторожем брату своему».
С точки зрения альтруистов, отказ от сиюминутных удовольствий ради будущих благ — жертва, а вот отказ от будущих благ в пользу сиюминутных удовольствий — эгоизм. В газете читаем статью об одной футбольной команде, озаглавленную «Во всем виноваты эгоисты». Репортер спрашивает игроков о причинах огромного количества поражений в сезоне. В ответах постоянно звучит слово «эгоизм». «Пока одни ребята сидят дома и набираются сил, изучают план игры, прокручивают на видео рабочие моменты, другие всю ночь шляются по барам и наживают себе неприятности». Этих балбесов «товарищи по команде считают эгоистами».
Значит, напиться до посинения, чтобы на следующий день запороть игру, — это эгоизм, а сидеть дома, не притрагиваясь к спиртному, чтобы добиться победы, — самоотречение.
На сегодняшний день не существует четких дефиниций важнейших понятий, связанных с нравственностью, а расплывчатые определения лишь усугубляют положение. Под эгоизмом понимают не заботу о личных интересах (понятие из области этики), а поведение варваров и проходимцев.
Жертвенностью считают не обмен некой ценности на то, что ценности не представляет, а отказ от сиюминутного удовольствия. Альтруизм не определяют как подчинение себя другим, а отождествляют с любовью и уважением. Увы, приходится признать, что в головах людей царит путаница, которая делает их беззащитными перед тиранией альтруизма.
На ключевой вопрос, почему заботиться о собственной жизни считается аморальным, а о чужой — высоконравственным, альтруизм не дает никакого, пусть даже самого путаного ответа. Человек-хищник — эгоист, говорят они, и вопрос о том, почему истинный эгоизм считается злом, повисает в воздухе.
Но если мы проявим настойчивость и попытаемся развеять туман, окутывающий наши представления о нравственности, мы вдруг увидим, что призывы к самопожертвованию не имеют под собой никаких логических оснований. Нет никакого оправдания ни физическому, ни моральному рабству. Нельзя привести ни одного убедительного довода в пользу того, что человек должен подчинить свою жизнь служению другим людям. Наша жизнь принадлежит только нам, и никто не имеет права посягать на нее.
Но если альтруисты не способны привести никаких разумных доводов в пользу своего подхода, на что же они опираются? Альтруизм ищет поддержку в области иррационального. Требовать жертвы во благо других — все равно что рассказывать сказки про загробную жизнь и про то, что воду можно превратить в вино. Тут мы имеем дело не с фактами и логикой, а с их противоположностью — слепой верой.
Понятие «альтруизм» было сформулировано французским философом XIX в. Огюстом Контом. Уж прекрасно понимал смысл этого понятия, определяя его как «религию человечества». Обосновывая свой подход к этике, он писал о «фундаментальной и неопровержимой доктрине», которая заключается том, что «сердце должно служить уму». Его подход становится ясен из следующего высказывания: «Всякий постулат, претендующий на универсальность, может выводиться исключительно из области чувств».
Иными словами, нам предлагают стать альтруистами, руководствуясь не разумом, а чувствами. Наши представления о нравственности мы должны получать не эмпирически, а по наитию, не посредством знаний, а через веру, не потому, что в этом есть какой-то смысл, а несмотря на то, что его нет.
Альтруистическая доктрина принижает роль разума, и люди начинают верить, что превратятся в атилл, если начнут жить для себя. Нам постоянно предлагают ложный выбор — либо ты живешь за счет других, либо позволяешь кому-то сесть тебе на шею. Если постоянно твердить, что преследовать личные интересы — вредно и некрасиво, а жертвовать собой ради других — полезно и благородно, люди оказываются сбитыми с толку. Они начинают верить, что область морали вообще неподвластна разуму, и сдаются, решив, что нравственный выбор требует отказа от свободы воли.
Посеяв всю эту путаницу в головах, альтруисты довольно потирают руки. Не пытайтесь понять нравственность умом, твердят они. Моральные истины происходят не от ума, а от сердца. Разум тут бессилен. Не надо никаких объяснений, — просто верьте. Верить? Во что? В то, что мы должны подчинить себя чужим потребностям. Этого от нас требует общество.
В кодексе альтруиста нет даже намека на логическое обоснование того, что мы обязаны приносить себя в жертву. Более того, альтруисты отрицают саму необходимость хоть какого-то вразумительного ответа на этот вопрос. Если признанные авторитеты объявляет жертвенность добродетелью, спорить бесполезно. Огюст Конт радостно приветствовал христианство с его «подчинением разума вере», ибо вера, по его мнению, «есть служение человека Человечеству». Иными словами, нужно просто заставить себя верить в необходимость самопожертвования. Нужно безропотно принять ее, не задавая вопросов.
Если из кодекса альтруизма убрать словесную шелуху, окажется, что ничего другого там нет.
Любовь к себе и уважение к другим — основной принцип здорового эгоизма
Роман длиною в жизнь
Без крайностей
— Давайте сразу уточним понятия. Есть эгоизм и есть любовь к себе. Это не одно и то же. Эгоизм, как это ни странно прозвучит, возникает от неуверенности в себе. Что утверждает типичный эгоист? «Только я. Я — САМЫЙ лучший, САМЫЙ умный. Я лучше всех». Он ставит себя выше других. В то время как человек, который любит себя, говорит иначе: «Я — самый важный человек в своей жизни. И другие люди тоже важны. Они самые важные в своей жизни». Здесь нет соревнования и попытки поставить себя выше других.
И эгоизм, и жертвование своими интересами ради других — крайности. А все крайности опасны. Если говорить о любви к себе, то я учитываю свои интересы и смотрю на интересы других. Я вижу себя и других. Если у нас разные мнения, я исхожу из того, что оба эти мнения правильные. И тогда есть возможность для диалога. А значит, не нужно ничего доказывать, спорить, выяснять отношения.
— Есть мнение, что эгоизм разрушает общество и отношения между людьми. А как на самом деле?
— Эгоизм действительно разрушает общество. Потому что никто не желает видеть и слышать другую сторону, учитывать интересы других людей. Эгоистов волнуют ТОЛЬКО свои интересы. Это деструктивная модель поведения.
Любовь к себе объединяет, потому что позволяет видеть себя и других. Я утверждаю, что, если бы каждый человек на Земле полюбил себя, перестал бы себя критиковать, стал более добрым к себе и другим, прекратились бы все конфликты. Мы не можем изменить других, но каждый из нас может начать с себя.
Внутреннее равновесие
— Что подразумевает здоровый эгоизм? На что он влияет? И почему считается, что без этой черты характера невозможно стать успешным человеком?
— Здоровый эгоизм — это и есть другое название любви к себе. «Я являюсь центром своей жизни и понимаю, что другой человек является центром своей жизни. Я важен, и другой тоже важен. Я правильный и другой правильный. Даже если наши мнения и взгляды на жизнь расходятся» — таковы постулаты здорового (его еще называют разумным) эгоизма.
С точки зрения альтруистов, отказ от сиюминутных удовольствий ради будущих благ — жертва, а вот отказ от будущих благ в пользу сиюминутных удовольствий — эгоизм. Но мы снова возвращаемся к крайностям, которых нужно избегать. Быть полным альтруистом и быть эгоистом — крайности. Человек, который любит себя, как правило, думает о своих интересах и учитывает интересы других людей. Он живет в гармонии с собой.
Дело в том, что здоровый эгоизм основан на правильной расстановке приоритетов. Работая с клиентами, психологи часто задают такой вопрос: кого вы поставите на первое место — мужа, детей, родителей или, может, себя? Так вот, оптимальным считается, если на первое место человек ставит себя. Почему? Потому что подобный здоровый эгоизм идет на пользу не только самому отвечающему, но и его близким. Вспомните библейское выражение: «Возлюби ближнего своего КАК САМОГО СЕБЯ». Только тот человек, который умеет любить себя и заботиться о себе, может любить других и проявлять о них заботу. Он готов с радостью делиться тем, что у него есть. В то время как тот, кто привык постоянно жертвовать собой — ради мужа, детей или родителей, чаще всего внутренне неудовлетворен своей жизнью, а значит — несчастен. Он подавляет свои естественные желания. Такой человек не умеет отказывать, но делает что-то не потому, что хочет, а потому, что постоянно считает себя обязанным.
— Есть такое выражение «комплекс жертвы». Это люди, которые не научились любить себя?
— Не только любить, но и брать ответственность за свою жизнь. Жертвы всегда и во всем обвиняют других: «Это он виноват, что я несчастна!», «Это родители воспитали меня такой невезучей!» и т.д.
Да, вполне возможно, с вами когда-то поступили плохо и несправедливо. Но только вы решаете, как на это реагировать. Можно обвинять других, а можно подумать: что я могу сделать хорошего и полезного для себя в этой ситуации? Все уже случилось, теперь главное — найти выход и двигаться дальше. Только вы сами решаете, застревать в прошлых обидах или жить полноценной жизнью.
Никогда не поздно
Перестаньте себя критиковать (если критика приходит, вспомните, кто к вам так относился и когда, что над вами властвуют чьи-то старые установки, а не собственные убеждения).
Перестаньте ругать себя за ошибки. Потому что ошибки — возможность узнать, что не работает и что можно сделать иначе. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Замечайте и записывайте, что вы делаете хорошо. Начните благодарить себя за любые мелочи, которые у вас получаются.
Делайте что-то хорошее для себя. Чаще повторяйте про себя: «Я правильный такой, какой я есть!» Но одновременно помните о том, что и другие люди правильные такие, какие они есть. Даже если у них иная точка зрения и другое мнение по важному для вас поводу. Все мы разные, и в этом на самом деле заключена гармония мира.
Это очень простые вещи. Но внедрить их в свою жизнь не так-то просто: вы столкнетесь с внутренним и внешним противодействием. Не обращайте внимания, практикуйте дальше. Уже через небольшой промежуток времени вы почувствуете разницу в отношении к себе и другим людям, начнете меняться в лучшую сторону. Как только в вашу жизнь придет любовь к себе и уважение к другим, за ними непременно последует успех.
Сам термин «эгоизм» возник в XVIII веке. В философском энциклопедическом словаре эгоизм определяется как принцип жизненной ориентации, который основывается на мотивах себялюбия и своекорыстия. Это забота о собственных интересах даже ценой блага других. В разных этических концепциях эгоизм был окрашен по‑разному — от бескомпромиссного зла до естественного двигателя поведения человека.
В ТЕМУ
Почему каждому из нас необходим здоровый эгоизм?
♦ Мы узнаем, чего хотим от этой жизни на самом деле. Здоровый эгоизм помогает прислушиваться к своим желаниям без боязни кого‑то разочаровать или обидеть.
♦ Мы уберем из своего пространства токсичных людей. Конечно, помогать друг другу нужно, но постоянно делать это в ущерб себе все же не стоит. Научитесь говорить нет, и это освободит вам массу времени и сил, а также окружающее пространство: отсеются откровенно паразитирующие на вас псевдодрузья.
♦ Мы научимся легко переживать отказы. Человек, который не умеет говорить нет, слишком эмоционально и обидчиво реагирует, когда это «нет» звучит в его адрес. Но люди не обязаны жертвовать ради нас чем-то только потому, что нас приучили к этой модели поведения.
♦ Мы научимся строить гармоничные отношения, основанные не на постоянных уступках, а на равноправном подходе.
♦ Мы станем уважительнее относиться к родным и близким. Часто люди, у которых не выстроены собственные границы в общении, не видят их и у других. Это сильно мешает взаимовыгодным и приятным отношениям с домочадцами и друзьями. Нужно чаще прислушиваться к себе и тем, кто нас окружает, чтобы понимать как свои, так и чужие эмоции, страхи, желания.