что значит зпд окрас
Правильная проверка ЛКП автомобиля – признаки вторичного окраса СТАТЬИ
Думаю, что объяснять Вам зачем нужно проверять лакокрасочное покрытие автомобиля, не нужно. Все хотят небитый некрашеный и понимают риски, связанные с покупкой автомобиля после ДТП – коррозия и разнотон при выцветании приводят к потере ликвидности и, соответственно, цены. Уточню, что речь будет идти непосредственно о самом лакокрасочном покрытии, а не о кузове в целом. С проверкой кузова авто перед покупкой можно ознакомиться здесь: (Ссылка)
Сразу скажу, что главное, что вам пригодится при оценке ЛКП – это ваши глаза, однако следующие приборы будут весьма полезны и значительно снизят риск ошибки. Вам понадобится: толщиномер ЛКП, хороший фонарик и, желательно, инспекционное зеркало (для оценки полостей). Если помните, раньше в качестве толщиномера служил магнит, завернутый в тряпочку. Сейчас же вполне профессиональный прибор, работающий со сталью и алюминием, можно купить чуть ли не в продуктовом магазине.
Вооружившись всем необходимым, начинаем проверку, которая будет состоять из трёх этапов:
Проверка кузова толщиномером
Многие считают толщиномер лакокрасочных покрытий хорошим средством от покупки некрашеной и вместе с этим достаточно сильно ошибаются, так как ничего, кроме ложной уверенности он не даёт. Машины, покрашенные «под прибор» попадаются на нашей практике автоподбора не так уж и редко. Кроме того, можно напрасно исключить вариант с заводским двойным окрасом, а ведь это скорее плюс для автомобиля, чем минус.
Последствия некачественного окраса
Так или иначе, эта штука позволяет быстро и точно исключать капитальные «вёдра», не тратить на них драгоценное время. «Нащупали» на стойках или крыше шпаклёвку? Развернулись и ищем дальше. На кузовной панели слой больше 500 мкн или толщиномер вообще «не достреливает» до металла? Считаем, что в межсезонье пойдут трещины и просим у продавца скидку на возможную переделку. Во всех остальных случаях и крашенные и потенциально некрашеные детали нужно будет оценить визуально на качество ЛКП, а это значит, что прибор можно отложить в сторону и вооружиться лишь остротой зрения и фонариком.
Визуальная проверка качества окраса. Первичные признаки
Для полноценной проверки придется полностью помыть автомобиль. Главный признак окрашенной вторично детали – отличия от заводского покрытия. Естественно, для того, чтобы правильно провести параллели потребуется знать, как должна выглядеть неокрашенная деталь и только потом сравнивать с проверяемым авто. Итак, признаки неоригинального вторичного окраса:
— отличия в шагрени (по сравнению с неокрашенной деталью). Шероховатость;
— отличие тона или цвета;
— «риска». Полосы, оставленные при шлифовке;
— напылы лака на кромках или в местах, где обычно делают переходы при частичном окрасе;
— пыль под лаком или базой;
Кстати, эта деталь ещё и окрашена под прибор
— отличия в степени затёртости элементов;
— заменённая деталь кузова. По определению не может быть окрашенной на заводе.
Соответственно, чем больше таких признаков вы насобираете, тем менее качественным можно считать вторичный окрас. К таким нарушениям обычно приводит отклонение от технологий подготовки поверхностей, самого процесса напыла или же использование низкокачественных материалов. Обычно это означает, что рано или поздно вам нужно будет всё переделать.
Некоторые перекупы не гнушаются красить прямо по ржавчине
Нельзя забывать, что некоторые дефекты ЛКП присущи машинам, окрашенных на заводе, правда относится это по большей части только к бюджетным авто. Обычно это пыль под лаком можно увидеть в дверных проёмах. Автомобили Lada и Renault – хороший тому пример.
Вторичные признаки окраса
Осмотр лакокрасочного покрытия – это очень кропотливая работа, которая вынуждает осматривать каждый миллиметр кузова, а это значит, что можно легко что-то упустить. Здесь нам на помощь идут вторичные признаки, благодаря которым мы может акцентировать внимание на самых нужных местах. Единственное, это признаки на то и вторичные, что помогают заподозрить и тщательнее осмотреть тот или иной элемент, но не означают на 100%, что деталь ремонтировалась.
Вторичные признаки включают в себя:
— крученные болты дверей, капота, крышки багажника, крыльев и т.д.;
— частично или полностью окрашенные детали ходовой части или экстерьера: петли, стекла, уплотнители, клипсы, фонари и т.д.
— признаки снятия или отсутствие заглушек или клипс, без снятия которых нельзя полноценно покрасить элемент.
Болты крепления правой передней двери не окрашены или имеют признаки кручения, присутствуют следы разбора, отсутствуют некоторые клипсы. Высока вероятность замены детали или вторичного окраса, а это значит дверь подвергается подробному анализу для поиска первичных признаков малярного ремонта. Находим напыл на кромках и порогах, несколько пылинок под лаком. При этом толщиномер выдает заводские 100 мкн. Ремонт качественный, но в дальнейшем находим признаки срабатывания подушек безопасности, а это уже тема совсем другого разговора.
Подпалый или зонарный: западносибирские лайки и стандарт
В последнее время на выставках охотничьих собак в рингах западносибирских лаек, разных регионов России, стали появляться собаки черно-подпалого окраса. По этому поводу уже сломано достаточно много копий, и настало время принять однозначное решение о правомерности подпалых окрасов в стандарте ЛЗС.
Не секрет, что собаки черно-подпалого окраса нет-нет да появляются на рингах.
Количество их начинает расти, когда один из производителей (как правило, отец), имеющий высокие полевые дипломы, активно используется в племенной работе.
В качестве примера можно привести черно-подпалого Угадая 1008/лзс А.И. Чеботарева, прямого потомка самого Таежника Бахарева (питомника «Красная звезда»), основателя заводского разведения западносибирских лаек. Угадай присутствует в каждой современной родословной и не по одному разу.
От принадлежащих лично мне сук дважды рождались черно-подпалые щенки, хотя оба производителя имели стандартные окрасы (и предки, 4-5 колен).
В рингах ЛЗС и на просторах интернета постоянно ведутся горячие споры по поводу лаечных окрасов.
Владелец, раздвигая шерсть своего черно-подпалого питомца, с пеной у рта доказывает, что окрас зонарный, так как подшерсток серый, волос имеет по-разному окрашенные зоны и т.д.
Дабы внести ясность, приведу описания окрасов из книги «Общий экстерьер собак (Пособие для курсов судей-экспертов по собаководству) З.С. Опариной.
Подпалые собаки могут иметь разный основной фон, но, как правило, более темный, чем подпал, т.е. черный, коричневый, рыжий, серый, и подпалины более светлого тона, которые располагаются в определенное порядке, на строго предписанных местах, и имеют характерный рисунок (ротвейлер, доберман).
Подпалины расположены над глазами, на груди (два трехугольника), на внутренних сторонах конечностей и на животе.
Зонарно-серый, или волчий, окрас характерен неоднородностью окраса волоса, который имеет светлое основание и несколько беспигментных участков, как бы делящих волос на черный, светлый, желтый, чем и создается общее впечатление волчьего зонарно-серого окраса.
Кроме зонарно-серого, встречаются и другие варианты, например зонарно-рыжий. Постоянный окрас у таких щенков проявляется после смены щенячьего волоса.
В существующем стандарте на породу ЛЗС подпалый окрас не упоминается вовсе. Есть: зонарный, черный и черный с белым (не зонарный), но подпалого нет. Владельцы собак с нехарактерным, чаще черно-подпалым, окрасом хотят подогнать своих питомцев под зонарно-серый.
Но это совершенно разные окрасы, и, как ни рассматривай отдельный волосок, соединить два совершенно разных окраса нельзя. Чтобы исключить неразбериху и разночтение в стандарте, надо добавить в графу «пороки» слово «подпалый» после слов: черный и черный с белым (не зонарный).
Это позволит вывести собак с нежелательным окрасом из племенной работы.
«Подпалые» щенки, рожденные от плановых вязок, родители которых имеют стандартные окрасы, должны получать родословные документы с полным правом на охотничье использование, но без участия в разведении.
Собак такого окраса совсем немного, и ценности для породы они не представляют. В недавней истории уже был пример исключения нежелательных окрасов из породы русскоевропейских лаек (серого, рыжего, палевого и т.д.), может быть, и небесспорный.
Там удалось консолидировать породу в плане однотипности окрасов, хотя был утрачен довольно большой пласт уникальных генотипов. В нашем случае западносибирских лаек с подпалыми окрасами совсем немного, и удаление их из разведения не нанесет ни малейшего вреда породе.
Считаю, надо поддержать автора статьи «Об окрасах лаек охотничьих пород» Б.С. Веричева, который пишет, что «назрела необходимость уточнения стандартов ЗСЛ, ВСЛ и РЕЛ по части обозначения их окрасов».
Также соглашусь, что логичнее было бы расположить названия окрасов в тексте стандарта в соответствии со степенью его распространения («…в стандарте породы первым должен обозначаться наиболее распространенный и, следовательно, наиболее характерный для породы окрас»).
В качестве примера приведу выдержку из моего отчета об экспертизе кобелей младшей возрастной группы на 3-й Всероссийской выставке ЛЗС, проходившей 12–14 июня 2014 года в городе Тюмени. Преобладающими окрасами 39 ЛЗС являются: «серые» — 35,9%, «рыжие» — 25,6% «палевые» — 23,1% и «белые» — 12,8%.
Двойной окрас с завода – Что, если толщиномер показывает 200 СТАТЬИ
Купить толщиномер всякий может, а вот научиться им грамотно пользоваться не каждому дано. И дело не только в том, что можно, полагаясь только на инструмент, случайно купить ведро, покрашенное под прибор, но и отказаться от достойного экземпляра, имеющего двойной заводской окрас. Вот о последнем и поговорим.
Такие машины есть и их не так уж и мало. Обычно это касается автомобилей редких заказных цветов: ярко-желтый, ярко-красный, бронзовый, фиолетовый и т.д. Чаще всего с двойным заводским окрасом попадаются авто «баварского вентиляторного завода» – BMW, чего не скрывает сам производитель, который согласно внутренним правилам, может отправить в автосалон машину с толщиной ЛКП до 450 мкн и не покраснеть при этом. Подобной «болезнью» иногда страдают машины спортивной направленности типа Ford Focus ST и Subaru WRX. Но бывают и вполне обычные бюджетные автомобили в роде Nissan Note или Lada Priora с превышением толщины ЛКП по всему периметру.
Причины двойного окраса с завода
Никаких ГОСТ-ов и прочих документов, регламентирующих максимальную толщину слоя ЛКП, не существует, а это значит, что любой завод-изготовитель авто имеет право и красит так, как ему вздумается, лишь бы это не отразилось на конечном качестве продукта. Одна и та же модель, выпущенная в разные годы выпуска или на разных заводах, может иметь разное количество слоёв краски. Технология – вещь подвижная. К тому же никто не исключал вероятность появления дефектов ЛКП и, если отделу контроля за качеством что-то не понравится, то весь кузов из-за этого не выкинут, а просто покрасят заново или локально, если дефект небольшой.
Как узнать заводской окрас
Представим, что Вы приехали на осмотр подержанного авто со своим чудо-прибором – толщиномером, а он показал по всей машине 200 мкн. Нужно определить, с чем имеем дело – с укокошенным в тотал «перевёртышем» или с нормальным автомобилем, который окрашен на конвейере.
Если Вам не довелось изучить, как выглядит ЛКП автомобиля с заранее некрашеным кузовом, то для принятия решения по машине придётся постараться. Для начала нужно понимать, что в косметических целях кузов красят целиком крайне редко. Даже, если машину побило градом или вандалы увлеклись и поцарапали всё, включая крышу, то обычно ремонтируют только повреждённые инцидентом элементы. А это значит, что ЛКП в дверных проёмах толще не станет. Нужно до последнего искать переходы и напылы на кромках или под резинками. Если же машина попадала в одно или несколько серьёзных ДТП, то окрасить могут и кузов полностью, но в таком случае следов вмешательства будет гораздо больше и Вы их ни за что не упустите.
Чтобы не показывал прибор, смотреть глазами надежнее.
Думаю, по шагрени вы видите, что автомобиль красился не на заводе
Так как на заводе, могут покрасить только на заводе, поэтому косяки подготовки или нанесения покрытий присутствуют почти всегда. Ищем типичные для внеконвейерного окраса ошибки – пыль под лаком, провалы в ЛКП и полосы. Часто внезаводские маляры наносят ЛКП туда, где его совсем не должно быть, например, на заглушки и элементы подвески или покрывают лаком внутренние полости, например «телевизор» или лонжероны.
При работе с толщиномером придётся обращать внимание на равномерность данных. Если для Опеля или Шкоды разброс в 40 мкн – норма, то для Соляриса такие скачки показаний будут означать, что машину красил Дядя Вася. Максимальная величина ЛКП на машинах с двойным слоем ЛКП зависит от того, какие величины имеет стандартное покрытие. К примеру, если у того же Solaris штатная величина толщины ЛКП – 100 мкн, то двойной окрас будет 180-200 мкн, 300 мкн – уже патология, хотя для некоторых моделей VAG, Ford и Renault это вполне может означать двойной окрас и придётся искать признаки вмешательства маляров.
Как бы странным это не казалось, но многие производители по внутренним регламентам могут красить сколько угодно слоев, лишь бы не было проблем с коррозией и внешним видом
Стоит ли покупать авто с двойным заводским окрасом?
Если сильно волнует ликвидность автомобиля и Вы собираетесь от него избавляться в ближайшее время, то, скорее всего, не стоит – люди будут бояться Вашего авто, как огня, называя Вас обманщиком и разводилой. Если машина покупается надолго, то берите не задумываясь, однако убедитесь, что те самые 200 микрон по толщиномеру нанесены на металл на заводе. Известно, что многослойный окрас, выполненный по технологии, сам по себе считается более качественным. Иначе не стали бы таким преимуществом награждать представительские автомобили в роде Maybach, Rolls-Royce и Toyota Century императорской семьи Японии. Главное – при покупке подержанного авто суметь отличить достоинство от недостатка.
Стоит ли покупать авто с двойным окрасом — плюсы и минусы заводской технологии
На сегодняшний день на законодательном уровне не существует единого стандарта, который бы регламентировал допустимую толщину слоя лакокрасочного покрытия. Поэтому производитель имеет право покрасить транспортное средство в несколько слоев, и это не будет являться нарушением. Стоит ли покупать автомобиль с двойным окрасом и чем это может обернуться, будем разбираться в данной статье.
Причины двойного окраса с конвейера
Двойной окрас нового автомобиля является допустимым, ведь технология на любом заводе-изготовителе не исключает подобного, в том случае, если из-за этого не страдает качество конечного продукта. Также двойной окрас ЛКП может быть обусловлен обнаружением небольших дефектов, в случае если этого потребует отдел контроля за качеством.
Как измерить толщину слоя ЛКП
Толщина слоя ЛКП автомобиля измеряется при помощи толщиномера – прибора, который должен быть в любом автосервисе. Устройством предельно легко пользоваться, его нужно просто приложить к поверхности, желательно под максимально ровным углом.
Исправный толщиномер не нуждается в дополнительной калибровке, поэтому для его проверки следует измерить одну точку несколько раз, при этом показатели должны быть идентичны.
Многие полагают, что на значения, выдаваемые прибором, может влиять грязь, вода, минусовая температура или разряженная батарея. Однако стоит повториться, что в случае с качественным и исправным устройством, это не будет иметь никакого значения.
Критерием, который может несущественно повлиять на показания, является выработка иглы, однако, чтобы это произошло, потребуется огромное количество замеров.
Проверка толщины лакокрасочного покрытия подразумевает, что если на кузов автомобиля нанесен один слой, показатель толщиномера будет равен примерно 100 мкм, при этом он будет одинаковым по всему кузову. Если на какой-либо детали этот показатель будет равняться 200 мкм, значит она поддавалась рихтовке и последующей окраске.
Проблемы с продажей автомобиля
При покупке автомобиля с двойным слоем ЛКП следует учитывать, что даже если это действительно качественная окраска, произведенная на заводе-изготовителе, и покрытию в дальнейшем ничего не грозит, при продаже такого автомобиля могут возникнуть весомые затруднения.
Ведь если автомобиль уже был в эксплуатации, доказать, что увеличенные показания толщиномера связаны с заводской окраской, будет гораздо сложнее, поэтому может возникнуть множество вопросов о ликвидности такого транспортного средства.
Также стоит принимать во внимание, что при окраске отдельной детали кузова проводят ряд манипуляций, которые могут стать причиной возникновения дополнительных дефектов.
Нигде покраска автомобиля не будет выполнена на том же уровне, как на заводе, а определить это крайне сложно, ведь нужно учитывать изначальные показатели каждой конкретной марки и модели авто. Именно поэтому продажа такой машины, скорее всего, будет весьма затяжной и нелегкой процедурой.
Если ЛКП автомобиля имеет несколько слоев краски с завода, а само авто приобретается на длительный срок и никаких нареканий по его качеству нет, это вполне целесообразно. Но стоит понимать, что продать такое транспортное средство будет в любом случае сложнее, чем авто, изначально окрашенное в один слой.
Генетика окрасов собак, часть №4
Здравствуйте, дорогие пикабушники!
Продолжаем тему аллели А.
В посте в качестве примеров я использовала фото из интернета
Черно-подпалый окрас – это когда на черном фоне над бровями, на щеках, горле груди, на нижней части и внутренней стороне лап, под хвостом имеются симметричные феомеланиновые пятна характерной формы. Эти пятна называются подпалины и могут быть от красного до белого цвета.
Окрас обусловлен наличием гена aat, который располагается в локусе А и рецессивен по отношению к Ay и к aw. Все черно-подпалые собаки гомозиготны по гену aat и от двух-черно подпалых собак не может родиться серый или рыжий щенок. А вот от двух рыжиков вполне может внезапно появиться черно-подпалый потомок. Тогда это будет значить что генотип обоих родителей Ay-aаt
Пятна подпала могут быть разного размера и несколько «размываться», но всегда сохраняют характерную форму и никогда не распространяются на плечи, выше линии глаз и внешнюю сторону бедра.
У шнауцеров окрас черный с серебром обусловлен старым добрым ааt
В рамках черно-подпалого окраса никак невозможно обойти вниманием чепрак.
Чепрачный окрас- это когда у рыжей собаки на спине и боках пятно в форме седла черного цвета. Это пятно называется чепрак. Окрас характерен для эрдельтерьера и некоторых других терьеров, немецкой и восточно-европейской овчарок, многих гончих.
Чепрак- единственный окрас эрдельтерьера
А может растянуться на бока, шею и хвост, но никогда не распространяется на морду ниже бровей,плечи и бедра.
Метис ротвейлера и немецкой овчарки
До недавних пор считалось, что ген чепрачного окраса находится в аллели А и доминирует по отношению к ааt и назывался asa. Но при кариотипировании генома собаки никакого asa в локусе А не нашли. И вообще ген чепрачного окраса нигде не нашли. Фактически же, чепрачный окрас не только существует, но еще и наследуется по законам Менделя. Вероятно, ген чепрака находится в не открытом пока локусе и является модификатором черно-подпалого окраса. В пользу этой теории свидетельствует то что все чепрачные собаки при рождении являются черно-подпалыми, в процессе роста зоны подпала расширяются, и примерно к 1,5 годам собака становится чепрачной.
Щенок эрделя с мамой
В заключение пара слов об почти уникальном серебристом чепраке йоркширского терьера. С возрастом он приобретает серебристый оттенок. Это связывают с тем что у йорка особая шелковистая структура шерсти и гранулы эумеланина растягиваются по длине волоса по мере его роста. При этом рыжий цвет должен оставаться ярким и насыщенным.
На сегодня все, Пока!
Собачьи будни
17.2K постов 15.4K подписчика
Правила сообщества
1) Не распространять опасную, опровергнутую и лживую информацию
2) Использовать правильные термины (бойцовых собак нет, это профессия, породистых собак без документов зовут фенотипами или метисами)
3) Уважать чужое мнение
4) Сообщество «за» индивидуальных подход к воспитанию любой собаки, но против жестоких методов дрессировки, без присмотра квалифицированного кинолога. Посты и комментарии, призывающие к жестоким методам дрессировки будут отклонены.
Статьи интересные, спасибо. Фотография метиса ротвейлера и овчарки порадовала: стоит пес с хитрой мордой и, позируя, умудряется еще и нужду справлять)))
Очень интересные посты, спасибо. Хотелось бы и про свою эстонскую гончую почитать, окрас багряно-пегий в румянах.
«Гималайский» окрас у собак
Матишек с однопометниками. Затемнения на ушах и морде едва видны в щенячем возрасте. Окончательное формирование окраса закончилось примерно в 6 месяцев.
В сентябре 2020 года Санкт-Петербургская лаборатория «Зооген» проводила акцию, в ходе которого любой желающий мог предоставить свою собаку для забора слюны для генетического исследования и поиска аллеля с.230 А у других собак.
До настоящего времени акромеланизм у собак научно не описывался, а Матишек по прежнему остается единственной известной собакой окраса колорпойнт.
В Голландии запретили разводить мопсов и некоторые другие породы собак
Полагаю, что это прекрасная новость, хоть и не очень свежая. Я всегда испытывала жуткий стыд за человечество, которое себе на потеху выводит уродцев, которым сложно дышать, есть, иногда писать и у которых часто проблемы с сердцем, аллергии, глазные проблемы и тд.
Да, они милые, но это милота за счёт страданий живых существ.
Русский спаниель
У знакомого русский спаниель, типа, как на фото (из интернетов):
Вот такая история. Но собакен, скажу я вам, счастлив и всегда улыбается, без всяких там.
Почему так много различных пород собак.
Секрет, объясняющий невероятное разнообразие форм и размеров различных пород собак. И он может дать ключ к разгадке некоторых генетических заболеваний человека.
Различие между миниатюрным телом таксы и массивным сложением ротвейлера закодировано в последовательности одного-единственного гена.
Собаководы просто сумасшедшие фанаты своего дела. Они могут выводить всевозможные виды с широчайшим разнообразием форм и размеров тел, лап, ушей и носов, а также тембров лая. В угоду потребностям и вкусам человека собака была превращена в самое разноликое животное на Земле. И процесс превращения не окончен: большинство из 400 существующих пород были выведены всего пару сотен лет назад.
Совсем небольшие генетические изменения отвечают за различия между немецким догом (сверху) и брюссельским грифоном (на следующем фото)
Селекционеры спаривали разных собак, чтобы инициировать появление новых признаков, а затем усиливали эти признаки, используя для разведения только тех потомков, у которых нужные черты проявились в наибольшей степени.
Например, считается, что для получения собаки, идеально подходящей для охоты на барсуков, немецкие охотники в XVIII–XIX веках создали комбинацию из бассета и терьера. В результате получилась псина с короткими крепкими лапами и длинным узким телом, позволяющим преследовать барсука в самой глубокой норе – так появилась такса, по-немецки «барсучья собака». К охоте такса приспособлена превосходно: мягкая складчатая шкура защищает от острых зубов противника, позволяя легко переносить укусы; а за длинный и крепкий хвост охотник легко может вытащить из норы свою помощницу, ухватившую увесистого барсука.
Раньше ученые предполагали, что за широкое морфологическое разнообразие собак отвечает такое же разнообразие генетическое. Результаты современных исследований собачьего генома стали неожиданностью: пестрая мозаика форм, размеров и цветов в основном определяется изменениями всего одним геном.
Различие между миниатюрным телом таксы и массивным сложением ротвейлера закодировано в последовательности всего одного-единственного гена. Это было неожиданностью.
Это относится к любой породе и практически к любой физической черте. В рамках проекта CanMap, в который вовлечены Корнельский и Калифорнийский университеты, а также Национальный институт здоровья США, были собраны ДНК более 900 домашних собак 80 пород, а также диких представителей семейства псовых – в основном волков и койотов. Исследователи установили, что размер тела, длина и вид шерсти, форма носа, расположение ушей, окрас и другие признаки, в совокупности своей определяющие облик той или иной породы, контролируются пятью десятками генетических «переключателей» в одном гене у всех изученных представителей семейства псовых.
Разница между висячими и стоячими ушами заложена в определенном участке гена хромосомы 10, или CFA10. Складчатая кожа китайского шарпея контролируется другим участком гена – HAS2. А «ридж» – полоска шерсти, растущей в противоположном направлении на спине у родезийского риджбека, – обусловлена изменением в гене CFA18.
После столетий селекции собаки объединены в изолированные генетические группы.
«Нам становится ясно, что огромное разнообразие экстерьера домашних собак базируется на весьма небольшом наборе генетических вариаций», – говорит Роберт Уэйн, биолог Калифорнийского университета.
Периодически появляющиеся в прессе сообщения об обнаружении у людей гена алкоголизма или рака груди создают ложное впечатление, что большинство признаков контролируются всего одним или несколькими генами. На самом деле генетика морфологии собак, работающая как детский конструктор, – редчайшее явление. В природе физический признак или болезнь обычно являются результатом сложной совокупности множества генов, каждый из которых вносит лишь частичный вклад. У людей, например, рост контролируется изменением двух сотен генов.
Почему же собачья генетика так сильно отличается от других? Ответ, по мнению ученых, следует искать в эволюционной истории собак.
Псовые стали самыми первыми одомашненными животными. Приручение волков началось 15–20 тысяч лет назад. Исследователи расходятся во мнениях о том, насколько направленным или спонтанным был этот процесс. Но, так или иначе, между человеком и псовыми завязались дружба и деловое партнерство.
Избавленные от жестких условий естественного отбора, под защитой человека, собаки выживали и размножались, даже если являлись носителями невыгодных генетических мутаций, например, коротких лап или хвоста. Такие признаки в дикой природе быстро были бы забракованы.
Тысячи лет спустя собаководы воспользовались естественным разнообразием исходного материала и начали создавать современные породы.
Люди старались развивать новые черты, ведь чем более необычную и жизнеспособную линию собак им удастся вывести, тем скорее она будет официально признана новой породой.
Искусственный процесс отбора поддерживал единичные гены, вызывающие значительные изменения и позволяющие закрепить нужные признаки быстрее, чем группа из нескольких генов.
«Каждый отдельный ген собаки работает как пульт дистанционного управления, настроенный одновременно на телевизор, стереосистему и DVD-плейер, – рассказывает научный сотрудник Стэнфордского университета Карлос Бустаманте, генетик проекта CanMap. – Одна кнопка может включать сразу все».
Некоторые результаты изучения собачьего генома могут быть полезны в исследованиях генетических заболеваний человека.
Уже более ста собачьих болезней, многие из которых имеют человеческие аналоги, удалось связать с соответствующими генными мутациями. У собак, как и у людей, риск возникновения того или иного недуга может быть обусловлен длинным рядом мутаций. Но, поскольку собаки были генетически разделены на породы периодом селлекций, каждая из которых произошла от очень небольшой группы, набор изменений, порождающих заболевание, у породистых особей значительно сужается, иногда до одного или двух генов.
Так, исследователи Корнельского университета, изучая пигментный ретинит у собак –заболевание глаз, характерное и для людей, зафиксировали 20 различных мутаций, вызывающих это нарушение. Но у шнауцеров и пуделей мутации были локализованы на разных участках ДНК – в разных генах. Это подсказало ученым, где лучше начинать поиск в геноме человека.
Результаты исследования собачьей эпилепсии также помогли специалистам в изучении этого заболевания у людей.
Когда собаководы конструировали собак по своему вкусу, они создали генетически изолированные группы, даже не подозревая, насколько полезной такая изоляция окажется для генетиков в будущем. Самые широкие возможности открываются для изучения рака, ведь отдельные виды этой болезни могут встречаться у 60 процентов особей некоторых пород собак – и только у одного из 10 тысяч человек.
Но есть одна категория признаков, которые пока не поддаются анализу ученых проекта CanMap, – это поведенческие особенности. Идентифицирована одна-единственная мутация, отвечающая за поведение, – собачья версия гена, вызывающего обсессивно-компульсивное расстройство, то есть невроз навязчивых состояний, который встречается и у людей. Доберманов это расстройство заставляет упорно вылизывать шерсть до появления кровавых ранок. Более привычные особенности поведения – такие как верность, упрямство или инстинкт стаи, также генетически обусловлены. Но на них, вероятно, могут влиять и другие факторы – социальные, психологические, которые не укладываются в рамки точной науки.
Тем не менее, уверен Карлос Бустаманте из Стэнфорда, «мы можем понять и изучить поведение собак лучше, чем поведение других животных». В конце концов, добавляет ученый, миллионы собачников горят желанием помочь нам в исследованиях.
Корги по пятницам, часть генетическая
Рассказывать я буду на примере нашей собаки породы вельш корги пемброк по кличке Британия Пресиоса. Тестирование проводили с помощью сервиса Embark Vet, набор для тестирования приобретён на Amazon. По следующей сылке можно посмотреть всякое, чем можно поделиться с друзьями на данном сервисе. Но хватит рекламы, тем более мне за неё не платили.
Но это только присказка, сказка впереди. Набор вышел нам в 169 долларов США, плюс доставка за сколько-то долларов, но суммарно вышло 190.90 долларов. Рублями это было около 12 тысяч рублей. Что же нам обещают за эти деньги:
• Определение породы или смеси пород из списка в 175 пород
Примерно вот такой:
Собственно, на коробке сразу идёт инструкция, но пробежимся по переводу более подробной инструкции с сайта производителя
Пробирка с палочкой сразу готовы. Советуют ничего не откручивать, использовать пробирку в качестве ручки. До взятия пробы собаке ничего не давать минут 30.
Отворачиваете крышку, переворачиваете палочкой внутрь. Закрываете до упора.
Убеждаетесь, что закрыто плотно. Переворачиваете и встряхиваете секунд 10. Это делается для того, чтобы консервант пропитал губку и материал доехал в целости.
И вот оно пришло, время читать результаты. Узнать, что же за породу нам продали:
И сама она вельш корги пемброк, и родители её были вельш корги пемброками, и деды с прадедами тоже.
А ещё она волк на полпроцента =)
С весом они промазали процентов на 10-15, но это так, баловство. Про отделение с генетическими болезнями тоже многого не напишешь, но там есть ещё отделение с особенностями фенотипа, там интересно и местами неожиданно.
Хочется немного пояснить про эти два локуса. Суть в том, что этого не очень видно, но собаки на следующих фотографиях чёрные. Три чёрно-белые бордер-колли, если быть точным. Просто у двух есть ген, изменяющий чёрный пигмент.
Вот такое пересечение соболя и триколора дало рыжую собаку. Скорее всего, у корги есть ещё неизученные аллели, которые влияют на окрас, на распределение белого, но у нас на руках уже появляется информация практического назначения.
PS: А ещё, конкретно в этом сервисе, мне очень греет душу возможность скачать непосредственно сам геном, в сыром виде. Не то, чтобы я знал, что с ним делать, но приятно же.
PPS: Я точно не знаю, насколько это допустимо в сообществе, но клиенты этого самого Embark Vet могут выдавать желающим промокод на скидку в 30 долларов на тест. Что довольно неплохо, как мне кажется. Если кто подскажет, то могу этим самым промокодом поделиться.