какая кровь содержится в правой половине сердца
Тест по теме Круги кровообращения
1) артерии головы, конечностей и туловища
2) аорта
3) правое предсердие
4) левый желудочек
5) капилляры
6) нижняя и верхняя полые вены
Верный ответ: 421563
1) В левой половине сердца содержится насыщенная кислородом артериальная кровь
2) Кровь поступает в левую половину сердца по четырем легочным венам, впадающим в левое предсердие, а покидает ее по аорте, которая отходит от левого желудочка
3) В левом предсердии заканчивается малый круг кровообращения, а от левого желудочка начинается большой круг кровообращения
1) лёгочные вены
2) легочные артерии
3) левое предсердие
4) лёгочные капилляры
5) правый желудочек
Верный ответ: 52413
1) правое предсердие
2) левое предсердие
3) лёгочная артерия
4) верхняя полая вена
5) правый желудочек
6) левый желудочек
А) плечевая артерия
Б) легочная вена
В) бедренная вена
Г) подключичная артерия
Д) аорта
Е) легочная артерия
1) артериальная
2) венозная
Верный ответ: 112112
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Кровообращение у человека»
1. Во время медицинского обследования пациента врач прослушивает фонедоскопом сердце. При прослушивании четко различимы два основных вибрирующих звука – тона сердца. Объясните, с работой каких клапанов и с какими фазами сердечного ритма связаны эти звуки.
1) первый тон вызван движением створчатых клапанов;
2) возникает при сокращении (систоле) желудочков;
3) второй тон вызван движением полулунных клапанов;
4) возникает при расслаблении (диастоле) желудочков (сердца)
2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Кровеносная система человека образована сердцем и сосудами. (2) Сердце – полый мышечный орган, в правой части которого находится венозная кровь, а в левой – артериальная. (3) При сокращении желудочков сердце выбрасывает кровь в аорту и легочную артерию. (4) Давление крови в аорте и венах одинаково. (5) Скорость движения крови в сосудах неодинакова: в аорте она максимальная, а в венах меньше, чем в капиллярах. (6) Тканевая жидкость попадает в лимфатические капилляры, которые собираются в лимфатические сосуды. (7) Крупные лимфатические сосуды впадают в артерии.
3. Какая кровь содержится в правой половине сердца человека? По каким сосудам она туда поступает и по каким покидает сердце? Частями каких кругов кровообращения являются правое предсердие и правый желудочек?
1) В правой половине сердца содержится венозная кровь.
2) В правое предсердие кровь поступает по верхней и нижней полой вене, из правого желудочка выходит по легочной артерии.
3) Правое предсердие является частью большого круга кровообращения, правый желудочек – малого.
4. Какая кровь содержится в левой половине сердца человека? По каким сосудам она туда поступает и по каким она покидает сердце? Частями каких кругов кровообращения являются левое предсердие и желудочек?
1) В левой половине сердца содержится артериальная кровь.
2) Кровь поступает в левое предсердие по легочным венам, кровь выходит из левого желудочка по аорте.
3) Левое предсердие является частью малого круга кровообращения, левый желудочек является частью большого круга кровообращения.
5. Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах?
1) кровь в капиллярах большого круга отдает кислород и насыщается углекислым газом
2) в капиллярах большого круга кровообращения питательные вещества переходят из крови в тканевую жидкость, а продукты обмена веществ – из тканевой жидкости в кровь;
3) кровь из артериальной превращается в венозную;
4) медленный ток крови в капиллярах способствует полному обмену веществ между кровью и клетками тела
6. Назовите структуры сердца человека, которые обозначены на рисунке цифрами 1 и 2. Объясните их функции.
1) цифрой 1 обозначена мышечная стенка желудочков, цифрой 2 обозначен створчатый клапан;
2) при сокращении мышцы кровь выталкивается в сосуды малого и большого кругов кровообращения;
3) клапан обеспечивает движение крови только в одном направлении – из предсердия в желудочек (препятствует поступлению крови из желудочка в предсердие)
7. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Сердце человека располагается в грудной полости. (2) Его предсердия сообщаются между собой. (3) Между предсердиями и желудочками имеются створчатые клапаны, которые открываются только в стороны предсердий. (4) Кровь из левого желудочка поступает в аорту, а из правого желудочка – в легочную вену. (5) Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. (6) Работоспособность сердца объясняется ритмичными чередованиями сокращения и расслабления предсердий и желудочков. (7) На работу сердца оказывают влияние импульсы, поступающие по симпатическим и парасимпатическим волокнам.
2 – предсердия не сообщаются друг с другом;
3 – клапаны открываются только в сторону желудочков;
4 – кровь из правого желудочка поступает в легочную артерию
8. Объясните, какой круг кровообращения изображен на рисунке. Какими буквами обозначены сосуды, в которых течет венозная кровь и происходит газообмен, в чем сущность этого газообмена?
1) Изображен малый круг кровообращения, т.к. его сосуды связаны с легкими.
2) Венозная кровь течет в легочной артерии (обозначена буквой А).
3) Газообмен происходит в легочных капиллярах (обозначены буквой В). В процессе газообмена углекислый газ переходит из крови в воздух, а кислород – из воздуха в кровь. Кровь становится артериальной.
9. Какой круг кровообращения изображен на рисунке? Укажите, в каких камерах сердца начинаются и заканчиваются его сосуды. Какими буквами обозначены сосуды, в которых течет венозная и артериальная кровь и происходит газообмен, в чем сущность этого газообмена.
1) Изображен большой круг кровообращения, он начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии.
2) Венозная кровь течет в сосудах, обозначенных буквой Б, артериальная в сосудах, обозначенных буквой А, газообмен происходит в капиллярах (В).
3) В капиллярах артериальная кровь отдает кислород, насыщается углекислым газом и становится венозной.
10. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) Стенки артерий и вен имеют трёхслойное строение. (2) Стенки артерий очень упруги и эластичны; стенки вен, напротив, неупругие. (3) При сокращении предсердий кровь выталкивается в аорту и лёгочную артерию. (4) Давление крови в аорте и полых венах одинаково. (5) Скорость движения крови в сосудах неодинакова, в аорте она максимальная. (6) Скорость движения крови в капиллярах выше, чем в венах. (7) Кровь в организме человека движется по двум кругам кровообращения.
11. Объясните, какие изменения в составе крови происходят в капиллярах малого круга кровообращения у человека. Какая кровь при этом образуется?
1) в крови увеличивается содержание кислорода, уменьшается содержание углекислого газа;
2) кровь из венозной превращается в артериальную.
12. Назовите камеру сердца, которая обозначена цифрой 1. Какая кровь содержится в этой камере? По каким сосудам она в неё поступает?
1) Цифрой 1 обозначен левый желудочек.
2) Левый желудочек содержит артериальную кровь.
3) В левый желудочек кровь поступает по легочным венам.
13. Какое кровотечение изображено на рисунках 1 и 2? Чем венозное кровотечение отличается от артериального?
1) Под цифрой 1 изображено артериальное кровотечение, под цифрой 2 – венозное.
2) При артериальном кровотечении кровь ярко-алого цвета бьет из раны сильной пульсирующей струёй, фонтаном.
3) При венозном кровотечении кровь темно-бурого цвета равномерно вытекает из раны.
14. Рассмотрите предложенную схему строения кровеносной системы человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
15. Каким образом осуществляется нервная и гуморальная регуляция работы сердца человека?
16. Почему большая кровопотеря опасна для жизни человека?
17. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Кровеносная система человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Сердце – это четырехкамерный мышечный орган, работающий в течение всей жизни. (2) Сердце разделено на две половины – правую и левую: в правой течет артериальная кровь, в левой – венозная. (3) Большой круг кровообращения начинается с правого желудочка. (4) Кровь проталкивается по сосудам двух кругов кровообращения благодаря высокому давлению, создаваемому в результате сокращения мышечной ткани стенок желудочков. (5) В малом круге кровообращения происходит насыщение крови кислородом. (6) По артериям большого и малого кругов кровообращения течет артериальная кровь. (7) Между предсердиями и желудочками сердца находятся створчатые клапаны: в левой части сердца – двустворчатый, а в правой части – трехстворчатый.
1) 2 – в правой части сердца течет венозная кровь, а в левой – артериальная;
2) 3 – большой круг кровообращения начинается с левого желудочка (с правого желудочка начинается малый круг кровообращения);
3) 6 – по артериям малого круга кровообращения течет венозная кровь
18. Некоторые люди ошибочно определяют вены как сосуды, по которым течет венозная кровь, а артерии – по которым течет артериальная. Опровергните эти заблуждения. Дайте определения этим сосудам и укажите, какая кровь течет в них. У представителей какого таксона хордовых животных все артерии, идущие от сердца, содержат венозную кровь?
1) артерии – это сосуды, по которым кровь течет от сердца, а вены – это сосуды, по которым кровь течет к сердцу;
2) по артериям малого круга кровообращения (легочным артериям) течет венозная кровь, а по венам малого круга кровообращения (легочным венам) течет артериальная кровь;
3) у рыб (костных и хрящевых) по артериям течет венозная кровь
Какая кровь содержится в правой половине сердца
«Биология отрицает законы математики: при делении происходит умножение» Валерий Красовский
Задания с развернутым ответом
Линия вопросов 25
Вопросы ориентированы на обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов
(Приведены типовые задания под редакцией В.С. Рохлова)
Анатомия
1. Какая кровь содержится в правой половине сердца человека? По каким сосудам она туда поступает и по каким она покидает сердце? Частями каких кругов кровообращения являются правое предсердие и правый желудочек?
1) В правой половине сердца человека содержится венозная кровь.
3) В правом предсердии заканчивается большой круг кровообращения, а в правом желудочке начинается малый.
2. Какие функции в организме человека выполняет печень?
1) Вырабатывает желчь, участвующую в пищеварении.
2) Обеззараживает ядовитые вещества, которые образуются в организме или поступают с пищей – барьерная роль.
3) Обменная – в клетках печени синтезируется и запасается гликоген, аммиак превращается в мочевину.
4) Является местом разрушения эритроцитов.
5) Обеспечивает синтез веществ, участвующих в свертывании крови (гепарин и протромбин).
3. Какие три основные структуры кожи человека выделяют? Какие функции они выполняют?
1) Эпидермис, дерма и подкожная жировая клетчатка.
2) Эпидермис выполняет защитную функцию, обеспечивает образование пигмента.
3) Дерма обеспечивает восприятие раздражений (чувствительность кожи), участвует в терморегуляции, так как в ней содержатся кровеносные сосуды, потовые железы и мышцы, регулирующие движение волоса.
4) Подкожная жировая клетчатка накапливает жир, участвуя в запасании питательных веществ, терморегуляции и амортизации при падении и ушибах.
4. Назовите кости, составляющие плечевой пояс человека. Каково значение этого отдела скелета?
1) Ключица и лопатки.
2) Плечевой пояс создает опору свободной верхней конечности, соединяет ее с туловищем.
3) Плечевой пояс обеспечивает прикрепление мышц и подвижность свободной верхней конечности.
5. Назовите отделы анализатора. Укажите, чем они образованы и какие функции выполняют в организме человека.
1) Периферический отдел, образован рецепторами органов чувств, под действием раздражителя в нем формируются нервные импульсы.
2) Проводниковый отдел, образован чувствительными нервами, передает нервные импульс в центральную нервную систему (зону коры больших полушарий).
3) Центральный отдел, образован чувствительными зонам коры больших полушарий, в нем происходи анализ информации и формирование ощущений.
6. Что лежит в основе изменения кровяного давления человека в спокойном состоянии и во время работы? Какие отделы нервной системы это обеспечивают?
1) В спокойном состоянии расслабляются гладкие мышцы сосудов и увеличивается их просвет, давление понижается.
2) Во время работы сокращаются гладкие мышцы сосудов, сужается их просвет, давление повышается.
3) В изменении кровяного давления участвуют симпатический (повышает) и парасимпатический (понижает) отделы вегетативной нервной системы.
7. Что представляют собой медицинские препараты – вакцина и лечебная сыворотка? С какой целью каждый из этих препаратов вводят человеку? Ответ поясните.
1) Вакцина – препарат, содержащий ослабленные или мертвые микроорганизмы.
2) Сыворотка – препарат, содержащий готовые антитела.
3) Вакцину вводят в целях профилактики заболевания для формирования искусственного активного иммунитета.
4) Сыворотку вводят для борьбы с возбудителем заболевания и формирования искусственного пассивного иммунитета.
8. Перечислите оболочки глазного яблока у человека и какие функции они выполняют.
1) Белочная оболочка (склера) – защита внутренних структур; ее прозрачная часть – роговица – защита и светопреломление (оптическая функция).
2) Сосудистая оболочка – кровоснабжение глаза (пигментный слой – поглощение света); ее часть – радужка – регуляция светового потока.
3) Сетчатка – восприятие света (или цвета) и преобразование в нервные импульсы (рецепторная функция).
9. Согласованная работа всех систем органов человека обеспечивается благодаря нервной и гуморальной регуляции. Чем отличается гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека от нервной? Приведите четыре отличия.
1) Гуморальная регуляция осуществляется с помощью химических веществ (гормонов и других веществ), а нервная – с помощью нервных импульсов.
2) При гуморальной регуляции химические вещества транспортируются жидкостями внутренней среды (с кровью), а нервные импульсы передаются по нервным волокнам к определенным органам и тканям.
3) При гуморальной регуляции химические вещества поступают ко всем органам и тканям, а нервные импульсы передаются к определенному органу.
4) При гуморальной регуляции ответная реакция наступает медленнее и продолжается длительное время по сравнению с нервной регуляцией.
Ботаника
1. Что представляет собой образования на корнях бобового растения? Какой тип взаимоотношений организмов устанавливается в этих образованиях? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.
1) Образования на корнях бобового растения – это клубеньки, содержащие клубеньковые бактерии.
2) Тип взаимовыгодных отношений – симбиоз бактерий (азотфиксирующих бактерий) и бобового растения.
3) клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений (растения обеспечивают бактерии органическими веществами).
4) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают соединениями азота бобовые растения.
2. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.
2) Семя имеет зародыш, у споры от отсутствует.
3) Семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет.
3. Каковы особенности морфологии побегов растения гороха?
1) У гороха ползучий стебель, для того, чтобы расти вверх, гороху необходима опора.
2) При этом у гороха сложный перистый лист.
3) Один из листочков сложного листа у гороха видоизменен в усики, которыми горох цепляется за опору.
4. В чем отличие клубней и клубеньков у цветковых растений? Какова их функция?
1) Клубни – это видоизмененные подземные побеги.
2) Клубни нужны для запасания питательных веществ (крахмала) и для вегетативного размножения.
3) клубеньки – это видоизменения корней, в которых поселяются азотфиксирующие бактерии.
4) клубеньки позволяют растениям расти на бедных почвах из-за дополнительного источника азота.
5. Что представляет собой гаметофит папоротникообразных? Какова его роль в жизненном цикле?
1) Гаметофит папоротника представляет собой (гаплоидную) зеленую пластинку, лежащую в лесной подстилке (называемую заростком).
2) Заросток нужен для полового размножения.
3) На заростке образуются половые клетки – сперматозоиды в антеридиях и яйцеклетки в архегониях, и происходит оплодотворение.
Зоология
1. Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями «пчелиной семьи»?
1) Матка – плодовитая самка, обеспечивает воспроизведение семьи.
2) трутни участвуют в размножении, оплодотворяя самок.
3) Рабочие пчелы – бесплодные самки, осуществляют кормление матки и личинок, ухаживание, сбор пищи, чистку и охрану жилища.
2. Коралловые полипы ведут прикрепленный образ жизни на морском дне. Какие особенности строения обеспечивают их питание при таком образе жизни? Как происходит пищеварение?
1) Это колониальные организмы, их многочисленные околоротовые щупальца позволяют ловить добычу одновременно с разных сторон (благодаря лучевой симметрии).
2) стрекательные клетки парализуют добычу;
3) они имеют общую кишечную полость, где осуществляется внутриполостное и внутриклеточное пищеварение.
3. Какие части имеют зубы у млекопитающих? Укажите виды зубов и их функции.
1) Коронка, шейка, корень зуба.
2) Зубы млекопитающих дифференцированы на резцы, клыки, коренные.
3) Резцы необходимы для откусывания кусков от пищи, клыки – для раздирания, а коренные – для перетирания и пережевывания пищи.
4. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.
1) Из паутины пауки плетут ловчие сети, которыми они улавливают свою добычу.
2) самки пауков оплетают паутиной отложенные яйца, предохраняя их от внешних неблагоприятных условий.
3) длинные паутинные нити используют молодые пауки для перемещения ветром, что способствует их расселению.
5. Насекомые – самый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трех особенностей.
1) Разнообразие ротовых аппаратов обеспечило использование разных видов пищи.
2) Развитие крыльев способствовало широкому распространению.
3) Высокая плодовитость и развитие с неполным и полным превращениями способствовали расселению в разных экологических нишах.
6. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.
1) Обеспечивает обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете.
2) Осуществляет теплоизоляцию (и гидроизоляцию у водоплавающих) тела.
3) Образует необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост).
4) При половом диморфизме служит для привлечения самцом самок и обеспечивает сохранность тепла при насиживании кладки (пуховые перья).
7. Большинство плоских червей – внутренние паразиты других животных. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести этот образ жизни?
1) Покровы, защищающие от переваривания в теле хозяина.
2) Органы прикрепления, позволяющие закрепиться в органах хозяина.
3) Высокая плодовитость, развитие со сменой хозяев и сред обитания.
4) Редукция не повышающих приспособленность систем органов (пищеварительной).
8. Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся?
1) Млекопитающие рождают живых детенышей, а большинство пресмыкающихся откладывают яйца.
2) Зародыш млекопитающего развивается в матке с образованием плаценты, а у пресмыкающегося – в яйце.
3) Млекопитающие, в отличие от пресмыкающихся, выкармливают детенышей молоком и длительно заботятся о потомстве.
9. Класс Млекопитающие – процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса. Ответ поясните.
1) Четырехкамерное сердце и полное разделение артериальной и венозной крови.
2) Наличие волосяного покрова.
3) Высокая и постоянная температура тела, механизмы терморегуляции.
4) Живорождение и выкармливание потомства молоком.
5) Высокий уровень организации центральной нервной системы, сложные формы поведения.
10. Какие характерные для типа Хордовые структуры и системы органов имеет ланцетник? Какие функции они выполняют?
1) Хорда – выполняет опорную функцию.
2) Нервная система трубчатого типа – участвует в нервной регуляции всех функций организма и взаимосвязи с окружающей средой.
4) Замкнутая кровеносная система – переносит кислород и питательные вещества по организму.
11. Почему для размножения и развития земноводных необходима водная среда? Приведите не менее трех причин.
1) Откладываемая икра не имеет плотной оболочки, защищающей ее от иссушения.
2) Наружное оплодотворение икры может происходить только в водной среде, в которой могут передвигаться сперматозоиды.
3) Развитие личинки возможно только в воде, так как у личинки жаберное дыхание.
Общая биология
1. Биологическое окисление органических веществ в организмах животных, растений, грибов сходно по химическому процессу со сжиганием обычного топлива, которое использует человек. Какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов? Сравните энергетику процессов биологического окисления и горения. В чем их отличие?
1) В результате окисления молекулярным кислородом органических веществ в клетке, как и при горении, образуются углекислый газ и вода.
2) При горении вся энергия выделяется в виде тепла или лучистой энергии (свет), а при биологическом окислении часть энергии запасается в молекулах АТФ.
3) Биологическое окисление происходит ступенчато в разных структурах организма и клетки при участии ферментов.
Грибы
Последние обновления
Последние видео:
Подписывайся на обновления, обсуждай вопросы в соцсетях
Какая кровь содержится в правой половине сердца
Задания с развернутым ответом
Линия вопросов 25
Вопросы ориентированы на обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов
(Приведены типовые задания под редакцией В.С. Рохлова)
Анатомия
1. Какая кровь содержится в правой половине сердца человека? По каким сосудам она туда поступает и по каким она покидает сердце? Частями каких кругов кровообращения являются правое предсердие и правый желудочек?
1) В правой половине сердца человека содержится венозная кровь.
3) В правом предсердии заканчивается большой круг кровообращения, а в правом желудочке начинается малый.
2. Какие функции в организме человека выполняет печень?
1) Вырабатывает желчь, участвующую в пищеварении.
2) Обеззараживает ядовитые вещества, которые образуются в организме или поступают с пищей – барьерная роль.
3) Обменная – в клетках печени синтезируется и запасается гликоген, аммиак превращается в мочевину.
4) Является местом разрушения эритроцитов.
5) Обеспечивает синтез веществ, участвующих в свертывании крови (гепарин и протромбин).
3. Какие три основные структуры кожи человека выделяют? Какие функции они выполняют?
1) Эпидермис, дерма и подкожная жировая клетчатка.
2) Эпидермис выполняет защитную функцию, обеспечивает образование пигмента.
3) Дерма обеспечивает восприятие раздражений (чувствительность кожи), участвует в терморегуляции, так как в ней содержатся кровеносные сосуды, потовые железы и мышцы, регулирующие движение волоса.
4) Подкожная жировая клетчатка накапливает жир, участвуя в запасании питательных веществ, терморегуляции и амортизации при падении и ушибах.
4. Назовите кости, составляющие плечевой пояс человека. Каково значение этого отдела скелета?
1) Ключица и лопатки.
2) Плечевой пояс создает опору свободной верхней конечности, соединяет ее с туловищем.
3) Плечевой пояс обеспечивает прикрепление мышц и подвижность свободной верхней конечности.
5. Назовите отделы анализатора. Укажите, чем они образованы и какие функции выполняют в организме человека.
1) Периферический отдел, образован рецепторами органов чувств, под действием раздражителя в нем формируются нервные импульсы.
2) Проводниковый отдел, образован чувствительными нервами, передает нервные импульс в центральную нервную систему (зону коры больших полушарий).
3) Центральный отдел, образован чувствительными зонам коры больших полушарий, в нем происходи анализ информации и формирование ощущений.
6. Что лежит в основе изменения кровяного давления человека в спокойном состоянии и во время работы? Какие отделы нервной системы это обеспечивают?
1) В спокойном состоянии расслабляются гладкие мышцы сосудов и увеличивается их просвет, давление понижается.
2) Во время работы сокращаются гладкие мышцы сосудов, сужается их просвет, давление повышается.
3) В изменении кровяного давления участвуют симпатический (повышает) и парасимпатический (понижает) отделы вегетативной нервной системы.
7. Что представляют собой медицинские препараты – вакцина и лечебная сыворотка? С какой целью каждый из этих препаратов вводят человеку? Ответ поясните.
1) Вакцина – препарат, содержащий ослабленные или мертвые микроорганизмы.
2) Сыворотка – препарат, содержащий готовые антитела.
3) Вакцину вводят в целях профилактики заболевания для формирования искусственного активного иммунитета.
4) Сыворотку вводят для борьбы с возбудителем заболевания и формирования искусственного пассивного иммунитета.
8. Перечислите оболочки глазного яблока у человека и какие функции они выполняют.
1) Белочная оболочка (склера) – защита внутренних структур; ее прозрачная часть – роговица – защита и светопреломление (оптическая функция).
2) Сосудистая оболочка – кровоснабжение глаза (пигментный слой – поглощение света); ее часть – радужка – регуляция светового потока.
3) Сетчатка – восприятие света (или цвета) и преобразование в нервные импульсы (рецепторная функция).
9. Согласованная работа всех систем органов человека обеспечивается благодаря нервной и гуморальной регуляции. Чем отличается гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека от нервной? Приведите четыре отличия.
1) Гуморальная регуляция осуществляется с помощью химических веществ (гормонов и других веществ), а нервная – с помощью нервных импульсов.
2) При гуморальной регуляции химические вещества транспортируются жидкостями внутренней среды (с кровью), а нервные импульсы передаются по нервным волокнам к определенным органам и тканям.
3) При гуморальной регуляции химические вещества поступают ко всем органам и тканям, а нервные импульсы передаются к определенному органу.
4) При гуморальной регуляции ответная реакция наступает медленнее и продолжается длительное время по сравнению с нервной регуляцией.
Ботаника
1. Что представляет собой образования на корнях бобового растения? Какой тип взаимоотношений организмов устанавливается в этих образованиях? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.
1) Образования на корнях бобового растения – это клубеньки, содержащие клубеньковые бактерии.
2) Тип взаимовыгодных отношений – симбиоз бактерий (азотфиксирующих бактерий) и бобового растения.
3) клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений (растения обеспечивают бактерии органическими веществами).
4) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают соединениями азота бобовые растения.
2. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.
2) Семя имеет зародыш, у споры от отсутствует.
3) Семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет.
3. Каковы особенности морфологии побегов растения гороха?
1) У гороха ползучий стебель, для того, чтобы расти вверх, гороху необходима опора.
2) При этом у гороха сложный перистый лист.
3) Один из листочков сложного листа у гороха видоизменен в усики, которыми горох цепляется за опору.
4. В чем отличие клубней и клубеньков у цветковых растений? Какова их функция?
1) Клубни – это видоизмененные подземные побеги.
2) Клубни нужны для запасания питательных веществ (крахмала) и для вегетативного размножения.
3) клубеньки – это видоизменения корней, в которых поселяются азотфиксирующие бактерии.
4) клубеньки позволяют растениям расти на бедных почвах из-за дополнительного источника азота.
5. Что представляет собой гаметофит папоротникообразных? Какова его роль в жизненном цикле?
1) Гаметофит папоротника представляет собой (гаплоидную) зеленую пластинку, лежащую в лесной подстилке (называемую заростком).
2) Заросток нужен для полового размножения.
3) На заростке образуются половые клетки – сперматозоиды в антеридиях и яйцеклетки в архегониях, и происходит оплодотворение.
Зоология
1. Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями «пчелиной семьи»?
1) Матка – плодовитая самка, обеспечивает воспроизведение семьи.
2) трутни участвуют в размножении, оплодотворяя самок.
3) Рабочие пчелы – бесплодные самки, осуществляют кормление матки и личинок, ухаживание, сбор пищи, чистку и охрану жилища.
2. Коралловые полипы ведут прикрепленный образ жизни на морском дне. Какие особенности строения обеспечивают их питание при таком образе жизни? Как происходит пищеварение?
1) Это колониальные организмы, их многочисленные околоротовые щупальца позволяют ловить добычу одновременно с разных сторон (благодаря лучевой симметрии).
2) стрекательные клетки парализуют добычу;
3) они имеют общую кишечную полость, где осуществляется внутриполостное и внутриклеточное пищеварение.
3. Какие части имеют зубы у млекопитающих? Укажите виды зубов и их функции.
1) Коронка, шейка, корень зуба.
2) Зубы млекопитающих дифференцированы на резцы, клыки, коренные.
3) Резцы необходимы для откусывания кусков от пищи, клыки – для раздирания, а коренные – для перетирания и пережевывания пищи.
4. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.
1) Из паутины пауки плетут ловчие сети, которыми они улавливают свою добычу.
2) самки пауков оплетают паутиной отложенные яйца, предохраняя их от внешних неблагоприятных условий.
3) длинные паутинные нити используют молодые пауки для перемещения ветром, что способствует их расселению.
5. Насекомые – самый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трех особенностей.
1) Разнообразие ротовых аппаратов обеспечило использование разных видов пищи.
2) Развитие крыльев способствовало широкому распространению.
3) Высокая плодовитость и развитие с неполным и полным превращениями способствовали расселению в разных экологических нишах.
6. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.
1) Обеспечивает обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете.
2) Осуществляет теплоизоляцию (и гидроизоляцию у водоплавающих) тела.
3) Образует необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост).
4) При половом диморфизме служит для привлечения самцом самок и обеспечивает сохранность тепла при насиживании кладки (пуховые перья).
7. Большинство плоских червей – внутренние паразиты других животных. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести этот образ жизни?
1) Покровы, защищающие от переваривания в теле хозяина.
2) Органы прикрепления, позволяющие закрепиться в органах хозяина.
3) Высокая плодовитость, развитие со сменой хозяев и сред обитания.
4) Редукция не повышающих приспособленность систем органов (пищеварительной).
8. Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся?
1) Млекопитающие рождают живых детенышей, а большинство пресмыкающихся откладывают яйца.
2) Зародыш млекопитающего развивается в матке с образованием плаценты, а у пресмыкающегося – в яйце.
3) Млекопитающие, в отличие от пресмыкающихся, выкармливают детенышей молоком и длительно заботятся о потомстве.
9. Класс Млекопитающие – процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса. Ответ поясните.
1) Четырехкамерное сердце и полное разделение артериальной и венозной крови.
2) Наличие волосяного покрова.
3) Высокая и постоянная температура тела, механизмы терморегуляции.
4) Живорождение и выкармливание потомства молоком.
5) Высокий уровень организации центральной нервной системы, сложные формы поведения.
10. Какие характерные для типа Хордовые структуры и системы органов имеет ланцетник? Какие функции они выполняют?
1) Хорда – выполняет опорную функцию.
2) Нервная система трубчатого типа – участвует в нервной регуляции всех функций организма и взаимосвязи с окружающей средой.
4) Замкнутая кровеносная система – переносит кислород и питательные вещества по организму.
11. Почему для размножения и развития земноводных необходима водная среда? Приведите не менее трех причин.
1) Откладываемая икра не имеет плотной оболочки, защищающей ее от иссушения.
2) Наружное оплодотворение икры может происходить только в водной среде, в которой могут передвигаться сперматозоиды.
3) Развитие личинки возможно только в воде, так как у личинки жаберное дыхание.
Общая биология
1. Биологическое окисление органических веществ в организмах животных, растений, грибов сходно по химическому процессу со сжиганием обычного топлива, которое использует человек. Какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов? Сравните энергетику процессов биологического окисления и горения. В чем их отличие?
1) В результате окисления молекулярным кислородом органических веществ в клетке, как и при горении, образуются углекислый газ и вода.
2) При горении вся энергия выделяется в виде тепла или лучистой энергии (свет), а при биологическом окислении часть энергии запасается в молекулах АТФ.
3) Биологическое окисление происходит ступенчато в разных структурах организма и клетки при участии ферментов.