какой новый персонаж введен р щедриным в содержание балета по сравнению с содержанием оперы
Какой композитор представил оперу Ж. Бизе «Кармен» в балетной интерпретации?
Какой символический рисунок (Портрет Кармен/Маски /Изображение головы быка) мы видим на сцене этого балетного спектакля?
Какой новый персонаж введен Р. Щедриным в содержание балета по сравнению с содержанием оперы?
Какой музыкальный прием (Скерцозность/ Вариационность/ Быстрый темп) передает атмосферу шутки? Какая форма организации пространства сцены помогает сопереживать героине, ощущать безвыходность ее положения: прямоугольник, квадрат или круг?
«Сюимта — одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких больших частей, в старинном жанре сюиты обычно контрастирующих между собой». Как выдумаете, почему Р. Щедрин выбрал для своего балета именно такую форму?
К какой части Кармен-сюиты подходит данное описание: «Изменчивый нрав цыганки, ее непокорность, импульсивность переданы в безостановочном движении короткого танца»?
Какие инструменты симфонического оркестра – струнные смычковые, струнные щипковые, духовые, ударные – исключил Р. Щедрин из своей музыки?
едрин повторяет темы вступления и в Финале «Кармен-сюиты». Как вы думаете, почему?
едрин рисует портрет Тореро? Какую роль выполняет в финале его тема?
Какими общими чертами обладают темы «масок»? Звучание каких инструментов – струнных или ударных – преобладает в их музыкальных характеристиках?
едрин передаёт образ Хозе? Какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует его образ?
Чем отличается звучание музыки Р. Щедрина от оперных номеров Ж. Бизе?
Что символизируют в балете «маски»? Какая мелодия сопровождает их движения? Какой композитор представил оперу Ж. Бизе «Кармен» в балетной интерпретации?
Какой символический рисунок (Портрет Кармен/Маски /Изображение головы быка) мы видим на сцене этого балетного спектакля?
Какой новый персонаж введен Р. Щедриным в содержание балета по сравнению с содержанием оперы?
Какой музыкальный прием (Скерцозность/ Вариационность/ Быстрый темп) передает атмосферу шутки? Какая форма организации пространства сцены помогает сопереживать героине, ощущать безвыходность ее положения: прямоугольник, квадрат или круг?
«Сюимта — одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких больших частей, в старинном жанре сюиты обычно контрастирующих между собой». Как выдумаете, почему Р. Щедрин выбрал для своего балета именно такую форму?
К какой части Кармен-сюиты подходит данное описание: «Изменчивый нрав цыганки, ее непокорность, импульсивность переданы в безостановочном движении короткого танца»?
Какие инструменты симфонического оркестра – струнные смычковые, струнные щипковые, духовые, ударные – исключил Р. Щедрин из своей музыки?
едрин повторяет темы вступления и в Финале «Кармен-сюиты». Как вы думаете, почему?
едрин рисует портрет Тореро? Какую роль выполняет в финале его тема?
Какими общими чертами обладают темы «масок»? Звучание каких инструментов – струнных или ударных – преобладает в их музыкальных характеристиках?
едрин передаёт образ Хозе? Какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует его образ?
Чем отличается звучание музыки Р. Щедрина от оперных номеров Ж. Бизе?
Что символизируют в балете «маски»? Какая мелодия сопровождает их движения?
История постановки
В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет (исп. Ballet Nacional de Cuba). Рахиль Мессерер, мечтала о новом развитии самобытного таланта дочери Майи Плисецкой, характерное дарование которой могло понравиться Альберто Алонсо. Она договорилась о встрече, и Майя приехала на спектакль. За кулисами Альберто обещал вернуться с готовым либретто, если к сроку придёт официальное приглашение от советского министерства культуры. В этот период Майя получила Ленинскую премию совсем не за балеринскую партию персидки в опере «Хованщина». Она убедила Екатерину Фурцеву пригласить Альберто для постановки балета «Кармен», в замыслах которого уже был образ свободолюбивой испанской цыганки, который он примерял на жену своего брата Алисию Алонсо. Екатерина Алексеевна помогла организовать это событие:
«- Одноактный балет на сорок минут в стиле праздника испанского танца, как „Дон Кихот“, верно?. Это может укрепить советско-кубинскую дружбу».
Альберто помнил несколько слов по-русски со своей молодости, когда он танцевал в русском балете Монте-Карло. Он приступил к репетициям своего балета, версии «для советской сцены». Спектакль был приготовлен в рекордно короткие сроки, не поспевали мастерские, костюмы дошили к утру премьерного дня. На генеральную репетицию (она же оркестровая, световая и монтировочная) на основной сцене выделили всего один день. Словом, балет делался в суетной спешке.
Мировая премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре (художник-постановщик Борис Мессерер, дирижёр Г.Н. Рождественский). При этом крайне страстный и не чуждый эротизма характер постановки вызвал у советского руководства неприятие, и в СССР балет Алонсо шёл в цензурированном виде. По воспоминаниям Майи Плисецкой:
советская власть пустила в театр Алонсо только потому, что он был «свой», с острова Свободы, но этот «островитянин» как раз взял и поставил спектакль не только о любовных страстях, но и о том, что нет на свете ничего выше свободы. И, конечно, этому балету так здорово досталось не только за эротику и мою «ходьбу» всей стопой, но и за политику, которая явственно в нём проглядывала.
После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось, она покинула театр. Спектакль не был похож на «короткий „Дон Кихот“», как она того ожидала, и был сырым. Второй спектакль должен был пойти в «вечере одноактных балетов» («тройчатке»), 22 апреля, но был отменён:
«- Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать».
После доводов о том, что «придётся отменить банкет» и обещаний «сократить все шокирующие Вас эротические поддержки», Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошёл в Большом 132 раза и около двухсот по всему миру.
Музыка
Майя обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к «Кармен», но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она обратилась к Араму Хачатуряну, но вновь получила отказ.
— Делайте на Бизе! — сказал Алонсо … Сроки поджимали, музыка была нужна «уже вчера». Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе.
Порядок музыкальных номеров в транскрипции Р.Щедрина :
Вступление
Танец
Первое интермеццо
Развод караула
Выход Кармен и хабанера
Сцена
Второе интермеццо
Болеро
Тореро
Тореро и Кармен
Адажио
Гадание
Финал
Содержание «Кармен-сюиты» в постановке Альберто Алонсо:
В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды).
Какой новый персонаж введен р щедриным в содержание балета по сравнению с содержанием оперы
Интересные сведения об опере
«Кармен» является вершиной творчества Бизе. Первая постановка спектакля 3 марта 1875 г. в «Опера-Комик» провалилась. Меломаны оценили красивую и запоминающуюся музыку спектакля, но не приняли героев-простолюдинов. По мнению публики, контрабандисты, работницы фабрики, обычные солдаты не могли быть героями оперы. Именно поэтому, в соответствии с жанровыми особенностями, «Кармен» относили к комедии, хотя события, развернувшиеся в ней, завершились трагически.
Показать полностью.
Вскоре композитор умер. Существует предположение, что маэстро «убили» высказывания публики о безнравственности героев его пьесы. Несмотря на фиаско, в 1875 г. «Кармен» ставилась на сцене 48 раз. Желающих посмотреть скандальный спектакль парижан было хоть отбавляй!
В наше время многим почитателям творчества великого маэстро по-прежнему интересны любопытные факты о замечательной опере.
Зрители Нью-Йорка и Санкт-Петербурга увидели оперу в 1878 г. Петербуржцы посмотрели «Кармен» в Большом театре в исполнении итальянской труппы. Чтобы не шокировать зрителей, часть сцен была изъята. Из-за недостатка времени солисты не смогли хорошо подготовиться к премьере, спектакль провалился.
Постановка 1882 г. при директоре И. А. Всеволожском и хореографе Мариусе Петипа с новым составом актеров удалась.
«Кармен» стала лучшим спектаклем известной балетной труппы Антонио Гадеса. Для раскрытия образа цыганки хореограф использовал народные мотивы фламенко.
Любопытно, что композитор не бывал в Испании. Чтобы создать музыкальную атмосферу, он наполнил испанским колоритом народные мелодии.
В 1883 г. Эрнест Гиро речитативами заменил диалоги героев, включил балетные сцены. Преобразование пошло на пользу. Постановка имела триумфальный успех.
П. И. Чайковский обожал «Кармен». Русский композитор утверждал, что в будущем её оценят по достоинству и назовут лучшим творением гениального маэстро.
В Большом театре впервые «Кармен» была поставлена в 1898 г. Партию героини пела Елизавета Азерская.
На советских подмостках Кармен являлась положительной героиней. Партию цыганки исполняли известные певицы: И. Архипова, Т. Синявская, Е. Образцова и другие.
Факты о различных постановках «Кармен»
Опера Жоржа Бизе прошла тернистый путь к завоеванию триумфального места в ряду шедевров мирового искусства. Со дня рождения она существовала как классическая постановка, так и в виде экстравагантных версий.
Перед смертью сочинителя «Кармен» с колоссальным успехом прошла в Вене. Чтобы поразить зрителей, на сцену выпустили всадников на живых лошадях. Это по достоинству оценили обычные зрители и известные композиторы.
«Геликон-опера» перенесла героев из средневековой Испании в ХХ век, превратив цыганку в уличную женщину.
В ГАБТе центром решительных действий героев стала барная стойка.
В интерпретации Лионской оперы главная героиня спектакля – певица кабаре.
В Эркель-театре музыка Бизе звучала в джазовых регистрах.
В «Кар Мен» хореографа Мэттью Бурна действие развернулось на американской автозаправке.
У Франко Дзеффирелли сцены спектакля заполнены людьми и животными.
Режиссер Ив Бонэ перенес действие в современную Испанию. Зрители встретили нововведение с негодованием.
В 1805 г. «Кармен» прозвучала в Мариинском театре. Петр Ильич Чайковский называл последнее творение Ж. Бизе шедевром. Создатель «Кармен-сюиты» Р. Щедрин считал партитуру оперы вершиной тонкости и вкуса.