какой вид пересказа считается наиболее пригодным для закрепления содержания текста во 2 3 классах
Доклад по теме «Развитие устной речи у учащихся начальной школы средствами пересказа. Виды пересказов».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕМА: « РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПЕРЕСКАЗА.
Пересказ – очень важное умение, без которого невозможно обучение по многим предметам. Программа по большинству школьных предметов основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и пересказать.
Да и как иначе можно изучать литературу, историю, географию и т.д.?
К началу школьного обучения многие дети умеют прочитать небольшой текст (или прослушать его) и передать своими словами. Замечательно, если у ребенка не возникает затруднений и в дальнейшем. Однако срезы знаний, проводимые в старшей школе, свидетельствуют о том, что далеко не всем учащимся легко дается пересказ. Пересказ может быть разным: подробным, выборочным, кратким. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка, в то же время, обучая пересказу, мы развиваем речь ребенка.
Когда надо начинать? А чем раньше, тем лучше. Когда ребенку начинаем читать первые книжки, когда речь малыша еще невнятна, а многие звуки произносятся не очень правильно. Читая сказки и маленькие рассказы, надо предлагать ребенку самому подсказать, что будет дальше (если текст знакомый), рассказывать вместе с ребенком, поочередно. Если чтение будет активным, то к началу обучения в школе необходимые навыки сформируются.
Как же быть, если ребенок начал учиться, а пересказ дается с большим трудом? Нельзя терять время, необходимо помогать ребенку. А начинать надо с чтения. Прежде всего, необходимо выяснить, на сколько хорошо ребенок понимает прочитанное и запоминает.
Возможные задания:
1. Прочитай предложение:
К зиме шубка у зайчика стала белой, а у белочки – серой.
О чем ты прочитал?
С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали пушистые и белые.
О чем ты прочитал? Что делал медвежонок? Какие были снежинки? Итак, ребенок понимает прочитанное и запоминает.
Аналогичные задания предлагаем выполнить на слух, при чтении предложений и текста взрослым.
Пересказ услышанного текста и прочитанного самостоятельно – не одно и то же. Формировать надо оба умения.
Пересказ тесно связан с развитием речи учащихся. Для того, чтобы речь развивалась, учащиеся должны чётко понимать, что от них тре-буется в том или ином задании. В пересказе художественных произ-ведений важно учитывать виды пересказа и требования к ним.
В школьной практике применяются следующие виды пересказа : подробный, сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческими дополнениями.
Для подробного пересказа не рекомендуется подбирать тексты маленькие по объёму, т. к. дети запоминают их наизусть. Начинать обучение следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем нужно учить включать в пересказ элементы описания и рассуждения.
Учителю при подробном пересказе необходимо стремиться избегать возможных недостатков. А недостатки подробных пересказов – это, во-первых, неумение начать, во-вторых, подробное и точное воспроизве-дение первых частей и искажение заключительных, в-третьих, резкое обеднение языка. Первую фразу дети пытаются заучить наизусть; нуж-но рассеять убеждение многих детей, будто начать своими словами невозможно. Второй недостаток подробного пересказа предупреждается тщательным анализом всего текста. Особенно его главных частей, кото-рые редко бывают расположены вначале. Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям. Рассказчик бывает вынужден выделить главное в каждой части и пересказать каждую из них более подробно. Иными словами, полезен выборочный пересказ, который приучает детей быть внимательными к последовательности изложения, где надо выделить одну тему.
Выборочный пересказ бывает следующих видов:
Пересказ по вопросу или заданию (один из простейших);
Пересказ по иллюстрации (нужно пересказать ту сцену, которой соответствует иллюстрация – эта работа сложней предыдущей);
Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана, вопросами учителя и языковой подготовкой (особенно тех предложений, с помощью которых связываются разрозненные части текста). Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделятся сюжетная линия.
Сжатый пересказ. Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко. Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объёме. В сжатом пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное. Учащийся должен отобрать из текста основ-ное. Передать его связно, последовательно. Без пропусков фактов, со-бытий. Естественно, что сокращение текста не может проходить меха-ничесим путём, путём отбрасывания некоторых предложений и абзацев. Если школьник пойдёт по этому пути, то неизбежно логические разры-вы. Ученик должен сказать о главном по-своему, своими словами. Сжа-тый пересказ не может быть столь же близок к тексту образца как подробный. Особенно трудно кратко пересказать высокохудожественные тексты, где, как говорится, слова из песни не выкинешь. Обучать крат-кому пересказу лучше на повествовательных текстах, где легко просле-живается действие. Детям предлагается в процессе анализа прочитанно-го выразить какую-то часть кратко, одним предложением. Затем в раз-боре других рассказов передать кратко содержание 2-3 частей и, нако-нец, кратко передать смысл всего произведения.
Ступени сжатия текста должны осуществляться постепенно: сначала учащиеся овладевают умением подробно пересказывать, лишь затем переходят к сжатому, который в свою очередь связан с обучением составлять план, а краткое выражение мысли – результат всех видов аналитико-синтетической работы над текстом.
Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе обязательно был развёрнут каждый пункт плана. Такое требование может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся. Хотя сжатые пересказы – необходимая ступень развития речи, чрезмерное увлечение сокращением может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей.
Пересказ с изменением лица рассказчика;
Пересказ от лица одного из персонажей;
Пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями;
Работа с описательными текстами.
Описательные тексты весьма сложны для пересказа.
Например:
Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдет снег. Коричневая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, светлая желтизна сухой травы, пятна перезимовавшей зелени на лугу.
Заметнее становится окраска веток у деревьев и кустарников. Вот стоят кусты ивы с желто-оранжевыми тонкими прутиками. Издали они кажутся большими желтоватыми шарами.
Ничего невозможного нет. Берем краски и вместе с ребенком анализируем цвета, а потом рисуем, читая текст. Естественно, рисунок используем вместо плана. Желательно найти в природе подобные картины или краски. Увиденное и нарисованное описать легче. Безусловно, на подготовку пересказа такого текста понадобиться значительное время. Однако ребенок не только сможет пересказать текст, но и пополнится его словарь. Полезно заучивать небольшие отрывки пейзажных зарисовок разных времен года.
Постепенно у ребенка накопится определенный запас фраз, которые он сможет использовать при пересказе. Ведь пересказ – передача текста своими словами.
Вызывает затруднения пересказ сказок, в которых очень много повторяющихся и параллельных событий. Помогает картинный план, выполненный самим ребенком схематично. Следует обратить внимание на особые сказочные слова, на начало и конец сказки, на описание героев. Можно использовать деформированный текст. Текст сказки разрезать на отдельные отрывки или предложения, перемешать их и предложить ребенку выстроить их по порядку, чтобы вновь получился текст. Если затруднения вызывает определенный отрывок – использовать таким образом только этот отрывок. Подробный пересказ легче готовить фрагментами, используя карточки с трудными предложениями и план-схему.
Тексты, содержащие термины (по географии, истории, природоведению и т.д.), необходимо пересказывать подробно, кратко и выборочно (конкретный отрывок). Можно вести специальный словарь терминов. Использовать термины в пересказе ребенок может только тогда, когда значение их ему понятно. Ребенок учится пересказу и на уроках, и при выполнении домашнего задания.
Оказать максимально эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чтобы умение сформировалось, требуется время и систематическая работа. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.
Пересказ – очень важное умение, без которого невозможно обучение по многим предметам. Программа по большинству школьных предметов основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и пересказать.
Да и как иначе можно изучать литературу, историю, географию и т.д.?
К началу школьного обучения многие дети умеют прочитать небольшой текст (или прослушать его) и передать своими словами. Замечательно, если у ребенка не возникает затруднений и в дальнейшем. Однако срезы знаний, проводимые в старшей школе, свидетельствуют о том, что далеко не всем учащимся легко дается пересказ. Пересказ может быть разным: подробным, выборочным, кратким. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка, в то же время, обучая пересказу, мы развиваем речь ребенка.
Когда надо начинать? А чем раньше, тем лучше. Когда ребенку начинаем читать первые книжки, когда речь малыша еще невнятна, а многие звуки произносятся не очень правильно. Читая сказки и маленькие рассказы, надо предлагать ребенку самому подсказать, что будет дальше (если текст знакомый), рассказывать вместе с ребенком, поочередно. Если чтение будет активным, то к началу обучения в школе необходимые навыки сформируются.
Как же быть, если ребенок начал учиться, а пересказ дается с большим трудом? Нельзя терять время, необходимо помогать ребенку. А начинать надо с чтения. Прежде всего, необходимо выяснить, на сколько хорошо ребенок понимает прочитанное и запоминает.
Возможные задания:
1. Прочитай предложение:
К зиме шубка у зайчика стала белой, а у белочки – серой.
О чем ты прочитал?
С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали пушистые и белые.
О чем ты прочитал? Что делал медвежонок? Какие были снежинки? Итак, ребенок понимает прочитанное и запоминает.
Аналогичные задания предлагаем выполнить на слух, при чтении предложений и текста взрослым.
Пересказ услышанного текста и прочитанного самостоятельно – не одно и то же. Формировать надо оба умения.
Обычно маленькие простые тексты не вызывают затруднений, поэтому желательно ориентироваться на учебники по литературе и окружающему миру (природоведению и т.д.) и ту программу, по которой учится ребенок. Необходимо начинать с самого начала. Желательно не пропускать ни один текст. Готовиться к пересказу следует с анализа текста. Ребенок должен хорошо удерживать последовательность событий, для этого необходимо составить план. Легче пересказываются тексты, описывающие несколько (не очень много) действий. Значительно труднее пересказать текст-описание. В любом случае, необходим план пересказа. Вариантов может быть несколько – записать пункты в виде предложений, использовать отдельные слова, схему (примитивный рисунок). Например:
Однажды жарким днем ребятишки сидели на мосту. Они весело разговаривали, смеялись. Вдруг одна из девочек покачнулась и упала в реку. Плавать она не умела и сразу стала тонуть. В ту же секунду кто-то бросился в реку. Это был Миша Мешков. Миша спас маленькую девочку – вытащил ее на берег. Миша – смелый мальчик и хороший товарищ.
Где сидели ребятишки?
Что случилось с девочкой?
Что можно сказать о Мише?
Сидели на мосту, смеялись.
Упала в реку, стала тонуть.
А можно и схематично изобразить мост, и последовательность событий. Если использовать схему, то желательно делать ее вместе с ребенком, чтобы каждая деталь была понятна. Какой бы вариант плана не был вами выбран, он должен активно использоваться ребенком, тогда ребенок не только научится составлять план самостоятельно, но и будет видеть структуру текста. Вначале, пересказывая, ребенок должен пользоваться планом, итог – самостоятельный пересказ без опоры на план.
Особое внимание следует уделить незнакомым словам, уточнив их значение. Ребенок должен использовать эти слова в пересказе.
Не менее эффективным может быть совместный пересказ, когда ребенок пересказывает более простую часть текста, а взрослый то, что плохо запоминается. Постепенно взрослый сокращает объем своего пересказа, итог – самостоятельный пересказ ребенка. Хорошим упражнением является и пересказ по данному началу или концу, когда ребенку предлагается продолжить или пересказать до данного конца текста.
Работа с описательными текстами.
Описательные тексты весьма сложны для пересказа.
Например:
Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдет снег. Коричневая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, светлая желтизна сухой травы, пятна перезимовавшей зелени на лугу.
Заметнее становится окраска веток у деревьев и кустарников. Вот стоят кусты ивы с желто-оранжевыми тонкими прутиками. Издали они кажутся большими желтоватыми шарами.
Ничего невозможного нет. Берем краски и вместе с ребенком анализируем цвета, а потом рисуем, читая текст. Естественно, рисунок используем вместо плана. Желательно найти в природе подобные картины или краски. Увиденное и нарисованное описать легче. Безусловно, на подготовку пересказа такого текста понадобиться значительное время. Однако ребенок не только сможет пересказать текст, но и пополнится его словарь. Полезно заучивать небольшие отрывки пейзажных зарисовок разных времен года.
Постепенно у ребенка накопится определенный запас фраз, которые он сможет использовать при пересказе. Ведь пересказ – передача текста своими словами.
Вызывает затруднения пересказ сказок, в которых очень много повторяющихся и параллельных событий. Помогает картинный план, выполненный самим ребенком схематично. Следует обратить внимание на особые сказочные слова, на начало и конец сказки, на описание героев. Можно использовать деформированный текст. Текст сказки разрезать на отдельные отрывки или предложения, перемешать их и предложить ребенку выстроить их по порядку, чтобы вновь получился текст. Если затруднения вызывает определенный отрывок – использовать таким образом только этот отрывок. Подробный пересказ легче готовить фрагментами, используя карточки с трудными предложениями и план-схему.
Тексты, содержащие термины (по географии, истории, природоведению и т.д.), необходимо пересказывать подробно, кратко и выборочно (конкретный отрывок). Можно вести специальный словарь терминов. Использовать термины в пересказе ребенок может только тогда, когда значение их ему понятно. Ребенок учится пересказу и на уроках, и при выполнении домашнего задания.
Оказать максимально эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чтобы умение сформировалось, требуется время и систематическая работа. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.
Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся
Отдел образования Дятловского райисполкома
Районный учебно-методический кабинет
ГУО «Козловщинская СШ»
Виды пересказов, их роль в развитии речи
и творческого воображения учащихся
На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся на физиологические речевые центры и формирующаяся в детском возрасте. По богатству словаря судят о знаниях человека, его образованности. Однако общее развитие интеллекта определяется не столько по количеству слов в памяти, сколько по выбору слова, механизмом построения предложения и текста, строгости и логики в речи.
В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, выступает на собраниях, поэтому научиться правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Одними из продуктивных упражнений по развитию связной речи являются пересказы.
Редкий урок литературного чтения проходит без пересказа. Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления.
Обучение пересказу – нелегкая задача, которая ставит перед педагогом много вопросов:
· Какие требования существуют к тексту для пересказа?
· Какие литературные жанры целесообразно использовать для пересказа?
· Каким по объему должно быть литературное произведение?
· Какое влияние оказывает содержание, композиция, язык выбранного произведения на качество детского пересказа?
· Как должна строиться работа по обучению пересказа?
· Какие приемы обучения необходимо использовать?
Попробуем разобраться во всех этих вопросах и ответить на них с точки зрения современной методики.
В методике принято различать несколько типов пересказа:
Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа. Этот вид пересказа используется в школе чаще других не только потому, что он проще, но благодаря своим достоинствам. Он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.
Однако не каждый текст следует пересказывать близко к образцу. Например, небольшие по объему тексты не рекомендуется пересказывать, так как дети запоминают их наизусть. Не следует пересказывать также стихотворение, чтобы не разрушать стихотворных строк, и особенно лирические стихи, представляющие собой единый поэтический образ.
Начинать обучение подробному пересказу нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешность людей и описания предметов), элементы рассуждения.
В ходе обучения пересказу целесообразно обращаться к учащимся с таким вопросом: «Как эта мысль выражена в тексте писателя?».
Приблизить пересказ к условиям естественной речи учащихся удобнее всего на таком тексте, где есть диалог, который предварительно прочитывается в лицах.
Определенную роль в подробном пересказе играют вопросы. Однако не следует забывать, что вопросы по содержанию снижают уровень самостоятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенно уменьшать роль вопросов, а сами вопросы должны становится более широкими, более общими.
Самостоятельным, зрелым должен считаться такой пересказ, который опирается не на серию вопросов по содержанию, а на цельное восприятие произведения, на знание его композиции, внутренних логических связей, на составленный план текста. В этих случаях пересказ будет вытекать из общей задачи передать содержание прочитанного, а не складываться из частных ответов на отдельные вопросы, не объединенные в сознании учащегося единой смысловой задачей.
Известны типичные недостатки подробного пересказа: это, во-первых, неумение начать; во-вторых, искажение или неполнота передачи заключительных частей текста, несмотря на то, что первые, начальные части были переданы хорошо; в-третьих, обеднение языка. Другие ошибки: нарушение последовательности, непонимание связи, сюжета и т. д. – встречаются реже.
Первую фразу дети нередко пытаются заучить наизусть: нужно рассеять убеждение многих школьников, будто начать пересказ своими словами невозможно и добиваться самостоятельного начала.
Второй недостаток пересказа предупреждается тщательным анализом всего текста, особенно его главных по содержанию частей, которые редко бывают расположены вначале. Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказа по частям.
Пересказ, близкий к тексту используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь, слов и оборотов из произведения, употребление синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.
Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т. д.
Виды выборочного пересказа:
· Пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены или картины по вопросу или заданию учителя;
· Пересказ эпизода, сцены, отрывка по картине, по иллюстрациям;
· Пересказ отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.
Краткий пересказ наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа. При подготовке к нему требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи: выбор главного из того или иного абзаца, подробный и краткий план прочитанного, краткий пересказ эпизода, части, сопоставление большого рассказа и формулирование его основной мысли пословицей.
Краткий пересказ – необходимая ступень развития связной речи.
Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучить детей от использования художественных деталей.
Важное значение в развитии литературного творчества отводится творческому пересказу. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. Цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Иными словами, усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, в имя которых литература и создается.
Известны следующие варианты творческих пересказов:
· Пересказ с изменением лица рассказчика (чаще всего этот рассказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица);
· Пересказ от лица одного из персонажей; для успешного выполнения этого задания ученик должен войти в роль персонажа, понять его характер, взглянуть на события его глазами, давать оценки людям с позиции его возраста и социального положения. Такой вид пересказа вызывает большой интерес у школьников. Он тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев, сопереживать им.
· Пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями: с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, внешности людей, места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста; продолжение рассказа о судьбе героя; изменение последовательности событий.
· Дополнять прочитанный текст можно сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но взятыми из жизни или других источников, а также выражением своего отношения к тому, что рассказано. Творческие дополнения могут быть точными только в том случае, если школьники поняли содержание произведения и достоверно знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Детей особенно привлекают дополнения, в которых предугадывается дальнейшая судьба их любимых героев. Но жизненный опыт учеников начальных классов мал, поэтому иногда подобный пересказ вызывает у них трудности.
На уроках литературного чтения школьникам предлагаются следующие задания по творческому пересказу произведений:
1. Представь, что ты – Гаральд. Перескажи сказку от своего имени (шведская народная сказка «Неведомый рай»).
2. Перескажите легенду от первого лица.
3. Перескажите данную историю от имени писателя.
4. Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.
5. Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель», «М. Пришвин».
6. Чем бы Вам хотелось дополнить рассказ М. Пришвина «Запоздалый ручей».
Важное значение при выполнении заданий имеет и целевая установка: ученик должен рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили описываемую им картину, почувствовали его отношение к высказанному. Внимание детей акцентируется на таких сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство.
Таким образом, творческие пересказы развивают воображение школьников, стимулируют самостоятельную речь, повышают интерес к художественным произведениям, способствуют развитию связной монологической речи и формированию речевых умений, ораторского мастерства.
Конечно, не у всех детей есть литературные способности, умение сочинять, воображать. Тем не менее ребят нужно мотивировать, заинтересовывать, поощрять их интерес тем, что при выполнении творческих заданий развивается и улучшается речь: обогащается словарный запас, совершенствуется умение строить предложения, оформляя их в связный текст, формируется точность, образность, выразительность, эмоционально-экспрессивная окраска речи, постепенно вырабатывается речевое мастерство.
Погружаясь в посильное творчество, школьники самовыражаются, приобретают элементарный опыт, который позволяет глубже постигать и ценить образцы подлинной художественно-поэтической речи.