краткое содержание дядя ваня чехова о чем говорится
Краткое содержание Дядя Ваня Чехова
Пьеса прекрасного писателя впервые была поставлена в конце декабря 1889 года, которая показала судьбу Ивана Петровича Войницкого, или как его все называли дяди Вани.
На протяжении всей драмы мы видим, как этот человек во всей своей неудачной жизни винит не себя, а только обстоятельства. Но о своих бесцельно прожитых годах он понимает только в конце жизни.
Доктор же жалуется Войницкому на тяжелый труд врача, на безобразное содержание нездоровых пациентов. Но в тоже время Астахов выступает против вырубки леса и сам высаживает пару саженцев.
Дядя Ваня же просто так не существует в поместье Он вместе с Сонечкой, дочкой Серебрякова от первого брака, вел домашние дела. И девушке он очень нравился.
Работая на Серебрякова, дядя Ваня отметил для себя, насколько бездарен и никому не нужен Серебряков, который пытался еще показать себя.
А ведь они с Соней работают честно, отдавая каждую копейку профессору, и никакого уважения по отношению к ним они не видят.
Соня ненавидит мачеху, ведь с ее появлением люди в поместье разленились работать. Она любит устраивать одни лишь праздники. Серебряков решается продать поместье. Он извещает об этом всех родных, и рассказывает бизнес план. Все вырученные деньги от продажи, он вкладывает в банк и будет жить на проценты.
Такая жизнь заставляет дядю Ваню покончить жизнь самоубийством, но Сонечка предотвращает этот шаг. Он очень сильно мучается, что Елена любит Астрова, и не откликается на признания в любви нашего героя. Астахов же в свою очередь просит Елену остаться с ним, но женщина не соглашается. Она не хочет позорить своего мужа и уезжает с ним в город.
У профессора меняются планы по вопросу продажи имения, и дядя Ваня остается здесь же, отправляя некоторые счета по хозяйству хозяину. Отбывает и Астахов. И остаются Сонечка с дядей Ваней, которые чтобы забыться от неприятных событий, происшедших недавно, продолжают вести свою нудную работу по хозяйству. В процессе работы между ними завязывается разговор, где дядя Ваня все ноет, как тяжела его жизнь. А Сонечка лишь подтверждает его фразы, и заявляет о том, что это их судьба.
Произведение учит нас жить не книжном мире, ориентируясь на свои мечты, а совершать все свои поступки в реальной жизни. Мир грез и фантазий может привести к неудачной судьбе. Свои мысли еще нужно претворять в жизнь.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Чехов. Все произведения
Дядя Ваня. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Роман повествует нам о приключениях солдата, который ушел в отставку причине своего бестолкового поведения. В самом начале произведения мы видим, что политические события, происходящие в Праге в 1941 году
События, описанные в опере Пуччини «Богема», происходят в Париже в первой половине девятнадцатого века. Главные герои – молодые творческие люди, которые живут в нищете, но при этом они веселы и беспечны.
Рассказ Астафьева Песнопевица повествует о судьбе маленькой девочки Гали, у которой очень рано умерла мать.
Произошёл со мной занятный случай. Поставила меня в неудобное положение моя внучка. Уже четыре летних периода мы отдыхали в деревне.
«Дядя Ваня»: краткое содержание пьесы
В рамках проекта «Чехов 2010» РИА Новости представляет краткое содержание пьесы «Дядя Ваня» Антона Павловича Чехова.
Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот.
Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в мире и согласии — чего еще нам?» Но как раз согласия-то и мира и нет в усадьбе. «Неблагополучно в этом доме», — дважды произнесет Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшего в имение.
Эти отрывочные, внешне не адресованные друг другу реплики, вступают, перекликаясь, в диалогический спор и высвечивают смысл напряженной драмы, переживаемой действующими лицами пьесы.
Заработался за десять лет, прожитых в уезде, Астров. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю», — жалуется он няньке. Изменился, надломился Войницкий. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. А теперь? «Я […] стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен…»
Войницкий не скрывает своей зависти к профессору в отставке, особенно его успеху у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто обожает своего зятя, мужа её покойной дочери. Войницкий презирает ученые занятия Серебрякова: «Человек […] читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма пристрастной: ведь он влюбился в его красавицу жену. И Елена Андреевна резонно выговаривает Войницкому: «Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все».
Тогда Войницкий выставляет более глубокие и, как ему представляется, неотразимые основания своего нетерпимого, непримиримого отношения к экс-профессору — он считает себя жестоко обманутым: «Я обожал этого профессора… я работал на него как вол… Я гордился им и его наукой, я жил и дышал им! Боже, а теперь? …он ничто! Мыльный пузырь!»
Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже жена с трудом его выносит. Все как-то прослушали высказанный диагноз болезни, поразившей и героев пьесы, да и всех их современников: «…мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг». Они, включая и саму Елену Андреевну, как-то забыли, что Серебряков — «такой же, как все» и, как все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное к себе отношение, тем более что он страдает подагрой, мучается бессонницей, боится смерти. «Неужели же, — спрашивает он свою жену, — я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?» Да, надо быть милосердным, твердит Соня, дочь Серебрякова от первого брака. Но услышит этот призыв и проявит к Серебрякову неподдельное, задушевное участие только старая нянька: «Что, батюшка? Больно? […] Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова в плечо.) Пойдем, батюшка, в постель… Пойдем, светик… Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею… Богу за тебя помолюсь…»
Войницкий в негодовании: Серебряков позволяет себе распорядиться имением, которое фактически и юридически принадлежит Соне; он не подумал о судьбе Войницкого, который двадцать лет управлял имением, получая за то нищенские деньги; не задумался и о судьбе Марии Васильевны, столь беззаветно преданной профессору!
Возмущенный, взбешенный Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет дважды и оба раза промахивается.
Напуганный смертельной опасностью, лишь случайно его миновавшей, Серебряков решает вернуться в Харьков. Уезжает в свое небольшое именьице Астров, чтобы, как прежде, лечить мужиков, заниматься садом и лесным питомником. Затухают любовные интриги. Елене Андреевне не хватает смелости ответить на страстное увлечение ею Астрова. При расставании она, правда, признается, что увлеклась доктором, но «немножко». Она обнимает его «порывисто», но с оглядкой. А Соня окончательно убеждается, что её, такую некрасивую, Астров полюбить не сможет.
Жизнь в усадьбе возвращается на круги своя. «Опять заживем, как было, по-старому», — мечтает нянька. Без последствий остается и конфликт между Войницким и Серебряковым. «Ты будешь аккуратно получать то же, что и получал, — обнадеживает профессор Войницкого. — Все будет по-старому». И не успели отбыть Астров, Серебряковы, как Соня торопит Войницкого: «Ну, дядя Ваня, давай делать что-нибудь». Зажигается лампа, наполняется чернильница, Соня перелистывает конторскую книгу, дядя Ваня пишет один счет, другой: «Второго февраля масла постного двадцать фунтов…» Нянька садится в кресло и вяжет, Мария Васильевна погружается в чтение очередной брошюры…
В финале пьесы, правда, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но от заключительного монолога Сони веет безысходной печалью и ощущением бесцельно прожитой жизни: «Мы, дядя Ваня, будем жить, […] будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; […] мы покорно умрем и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. […] Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнем! (Стучит сторож. Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Мы отдохнем! (Занавес медленно опускается.)».
Кратко «Дядя Ваня» А. П. Чехов
В «Дяде Ване» Антон Павлович выводит на сцену сразу нескольких таких скромных, незаметных людей, вся жизнь которых стала служением.
Смысл пьесы – просто, без пафоса и героики рассказать о жизни обыкновенного «маленького человека».
Очень краткий пересказ пьесы «Дядя Ваня».
Действие «Дяди Вани» происходит в деревне, в небольшом имении, находящемся в собственности дочери профессора Александра Владимировича Серебрякова – Сони.
Размеренное существование небогатого помещичьего дома, где проживали Соня, ее дядя Иван Петрович Войницкий (он же – дядя Ваня), бабушка Сони Мария Васильевна, обедневший дворянин Телегин и старая няня Марина, резко меняется после приезда туда знаменитого профессора Серебрякова с супругой Еленой Андреевной.
Ранее все члены семьи жили по строгому распорядку, работали, отдыхали и ясно видели цели и смысл своей жизни, не испытывая сомнений.
Отныне режим дня сбивается, как сетует старая нянька, чай пьют в 2 часа, а обедают в семь вечера. Жизнь членов семьи начинает крутиться вокруг профессора и его молодой жены, которые почти праздны, всем недовольны и заражают окружающих своей апатией.
Даже приезжающий к Серебрякову по вызову (лечить ревматизм) доктор Астров, чрезвычайно деятельный человек, становится вял и равнодушен, периодически попивает «горькую».
В ходе действия выясняется, что в тихом омуте кипят нешуточные страсти: дядя Ваня осознает, что жизни его и его матери были напрасно положены к ногам «великого» профессора, которому они ночами переводили книги, а днем выжимали последние крохи из полуразоренного имения, чтобы отослать знаменитому родственнику деньги.
Он разочарован, при этом пытается озарить жизнь свою новым смыслом: влюбившись в Елену Андреевну, признается ей в чувствах.
Его племянница Соня, некрасивая, тихая, но очень умная и трудолюбивая девушка, которая тоже постоянно работала на отца-профессора, влюбляется в доктора Астрова.
Он нравится ей цельностью натуры, целеустремленностью, попытками хоть чуточку исправить этот мир, сделать его лучше. Соня признается мачехе и просит ее узнать, что думает по этому поводу Астров.
Ситуация для всех героев складывается неутешительно: Серебряков мучается от старости и болезни, а больше того от осознания собственной никчемности, которую он боится признать открыто, его жена Елена Андреевна вовсе живет без всякого смысла и целей, ей признаются в любви Войницкий и Астров, и обоих она отвергает, ссылаясь на чувство долга, а на самом деле, вероятно, не ощущая в себе смелости что-либо изменить.
Ситуацию усугубляет чувство вины перед Соней: Астров, который нравится девушке, любит Елену Андреевну, «роскошную женщину».
Кульминацией становится сцена, когда профессор объявляет о своем решении продать имение и купить себе и жене дачу в Финляндии. Судьба остальных членов семьи его не очень волнует.
Войницкий срывается: стреляет в профессора, однако промахивается. Тогда, не чувствуя больше никакого желания жить, он крадет у доктора склянку с морфием, чтобы покончить с собой. Но ему мешают Астров и Соня.
В конце герои остаются «при своем»: Серебряков и Елена Андреевна уезжают в Харьков, имение остается в собственности Сони, которая вместе с примирившимся со своей судьбой дядей Ваней вновь принимается работать.
Соня и Иван Петрович снова налаживают прежнюю систему. Быт становится размеренным, вырученные деньги опять аккуратно высылаются профессору. Герои пережили настоящую грозу, которая прошла, не принеся облегчения.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание пьесы «Дядя Ваня» подробно по действиям.
Действие 1.
В первом действии читатель знакомится с главными и второстепенными персонажами пьесы. За чаем сидят Марина, Войницкий, приходит Астров, которого вызвали лечить ревматизм у Серебрякова, решившего переехать жить в именье первой жены.
Беседуют о том, что раньше жизнь была размеренной и упорядоченной, наполненной смыслом, до приезда профессора Серебрякова. Войницкий сетует: раньше он с Соней охотно занимался делами, а с приездом четы Серебряковых бросил все на племянницу и няню и проводит время в праздности.
Словно в доказательство его слов приходят мужики, с которыми он разбираться не хочет. Отправляется это делать няня.
Астров рассуждает о том, что всю жизнь он занят, ни единой свободной минуты. Приходится бороться с болезнями, нищетой, косностью и узостью забитого и замученного нуждой российского мужика.
Никакой помощи ниоткуда. Такая беспросветность за 10 лет превратила его из цветущего молодого человека в пьющего разочарованного всем мужчину.
Однако Астров не сдается: он пытается сам воздействовать на окружающий его нищий, вымирающий мир: сажает лес, любуется каждой спасенной березкой. Это поддерживает его и придает смысл его существованию.
Приходят супруги Серебряковы. Муж просит чаю в кабинет и уходит, чувствуя, что его не слишком принимает собравшееся общество. Жена остается.
Соня мирит разругавшихся дядю Ваню и бабушку, поспоривших из-за разного понимания происходящих событий. Бабушка живет прошлым, очарована профессором, а сын Иван пытается открыть ей глаза, объясняя, что, по сути, это такой же никчемный человек, как многие, что он всю жизнь лишь занимал чужое место, присваивал чужие мысли получал чужие регалии.
В конце действия дядя Ваня набирается смелости и признается в любви Елене Андреевне, словно последнему лучу надежды в его тусклой жизни.
Действие 2.
Второе действие разворачивается ночью. Мир погибает – маленький мирок помещичьей семьи рассыпается, точно карточный домик.
Серебряков и Елена Андреевна раздраженно беседуют у окна. Он стар и становится брюзглив, словно завидуя чужой молодости.
Требует заботы, изводит всех мелочными просьбами и нытьем. Капризен: сам вызвал доктора Астрова и потом отказался его принять, а тому пришлось оторваться от дел и ехать за много верст.
Входит Соня. Соня мягко укоряет отца, а затем появляется Марина, которая, жалея старика, уводит его спать.
Появляется пьяный Войницкий. Выпив, он становится решительным: требует ответа от Елены Андреевны. Говорит о своем разочаровании: о том, как когда-то обожал профессора, как работал на него, отдавая ему последнее, и как вдруг осознал его ничтожность.
Он как будто влюблен в Елену Андреевну, но и ее ненавидит за лень, за ее «ленивые мысли о погибели мира», за то, что она ничего не делает. Тем не менее предлагает ей свою любовь. Елена Андреевна в гневе отказывает.
Входит Астров, тоже пьяный. Говорит откровенно, что дом этот кажется ему неблагополучным, душным, что здесь он «не выжил бы месяца». Хочет еще выпить, но Соня не позволяет ему. Астров и Соня жмут друг другу руки.
Соня и Елена Андреевна остаются одни. Соня признается в своих чувствах к Астрову мачехе. Доктор – талантливый человек, добрый, прекрасный, убеждена девушка.
Елена Андреевна думает о своем: ей грустно оттого, что сама она «эпизодический человек», не умеет испытывать такие сильные чувства, живет поверхностно и бесцельно.
Действие 3.
Днем в гостиной встречаются дядя Ваня, Соня и Елена Андреевна. Войницкий не теряет надежды на любовь Серебряковой и уходит, чтобы нарвать ей букет роз.
Соня просит мачеху потихоньку узнать, какие чувства Астров испытывает к ней, Соне. Елена Андреевна искренне обещает. Входит Астров, Соня уходит.
Между Астровым и Серебряковой начинается серьезный разговор, в ходе которого выясняется: доктор не испытывает чувств к Соне, хотя уважает и ценит ее, как человека.
Любовь он испытывает не к бедной девушке, а к красавице Елене Андреевне. Он начинает рассказывать ей о своей картограмме, которую терпеливо составляет годами, где изображены зеленые насаждения, о том, как пытается спасти хоть клочок мира, доступный ему, от вымирания.
Однако замечает, что собеседнице это попросту неинтересно. Мысли и горячие мечты доктора понятны скучающей светской даме, но совершенно не трогают ее, оставляют ее равнодушной.
В этот момент входит дядя Ваня с букетом. Он видит сцену, когда Астров обнимает Елену Андреевну. Он сражен и окончательно разочарован.
Ситуация становится крайне напряженной: входит Серебряков. Он просит собраться всех жильцов дома, чтобы обсудить вопрос продажи имения.
По его мнению, это решило бы финансовые проблемы. При этом сам он с женой перебрался бы на дачу в Финляндию, а судьба прочих членов семьи его не волнует – он об этом не думает.
Идея продать имение совершенно потрясает дядю Ваню. Имение – это вся его жизнь, сюда вложены все силы. Это его и его племянницы дом, укрытие, свой мир. При этом Войницкий забывает даже о том, что сам отказался от имения в пользу Сони.
Он страстно хочет сохранить плод своих трудов – но не для себя, а для той же Сони, для престарелой матери, для няни, которым некуда больше идти.
В состоянии аффекта он хватает револьвер и производит несколько выстрелов в Серебрякова. Все мимо. Дядю Ваню успокаивают, он сдается, отступает.
Действие 4.
Буря в доме улеглась. В начале сцены Телегин и Марина производят последние приготовления к отъезду четы Серебряковых.
Те уезжают в Харьков, понимая, что оставаться в имении после случившегося больше не смогут.
Войницкий все еще нервно возбужден. Он ходит по дому, требуя, чтобы его оставили в покое.
Но Астров неотступно следует за ним, зная, что дядя Ваня тайно вытащил из его докторского саквояжа бутылочку с морфием. Войницкий хочет покончить с собой, не видя смысла в дальнейшем существовании.
Спасает положение Соня: она просто говорит дяде, чтобы тот вернул морфий. Дядя Ваня сдается.
Он понимает, что в его жизни осталась любовь к этой серьезной девочке, племяннице, которую нельзя оставить одну в чужом холодном мире, полном таких высоко мнящих о себе эгоистов, как ее отец профессор Серебряков.
Астров готовится к отъезду, беседует с Соней. Девушка жмет Астрову руку – они объяснились, они остаются друзьями. Соня мужественно приняла свой жребий.
Все разъезжаются. Жизнь маленького имения входит в прежнюю колею: Соня и дядя Ваня принимаются за ежедневную рутинную работу, чтобы и дальше продолжать кормить и обеспечивать чету Серебряковых, праздно проживающих жизнь.
В конце пьесы Соня произносит короткий монолог, обращенный к дяде, о необходимости служения другим и о счастье. Оно обязательно придет к каждому – но уже за пределами жизни земной, в том мире, где гаснут мирские страсти и душа расправляет крылья.
Кратко об истории создания произведения.
Пьеса «Дядя Ваня» была написана Чеховым, по сути, в два этапа. Первым стало создание произведения «Леший», а затем писатель почти полностью переработал сюжет, приблизив его к окружающей реальной жизни.
Началом работы над произведением, таким образом, можно считать 1889 год (год создания «Лешего»), а окончанием – 1896 год. Чехов опирался на рассказы приятелей и на собственные дневниковые записи.
Современники легко находили прототипы героев пьесы. Соня, Телегин, профессор Серебряков – многие называли реальных людей, с которых, как им казалось, Чехов «срисовывал» этих персонажей.
Но главный герой – дядя Ваня – ни с кем конкретным не ассоциировался. Скорее всего, для Чехова он стал собирательным образом, в котором писатель соединил черты своих знакомых и, быть может, родственников.
«Дядя Ваня» – написанная в типично чеховском стиле трагикомедия, заставляющая читателя задуматься о смысле собственной жизни.
Антон Чехов — Дядя Ваня:
Краткое содержание
Действие первое
Усадьба пожилого профессора-филолога в отставке Александра Владимировича Серебрякова. На террасе пьет чай доктор Михаил Львович Астров (ему около 40 лет): его вызвали к профессору в связи с обострением подагры. Впрочем, уже ясно, что он зря приехал: профессор на прогулке, его здоровье в норме.
Вместе со старой нянюшкой Мариной Астров подсчитывает, что застрял в этих краях на десять лет. «Заработался», стал налегать на водочку, стал чудаком – хорошо, хоть не дураком. Постарел, завел большие усы. Ко всему остыл, никем не дорожит. Да и жизнь, в сущности, «скучна, глупа, грязна». Только старушка няня ему чуток мила.
К беседе присоединяется 47-летний управляющий усадьбой Иван Петрович Войницкий (дядя Ваня). Он – еще и родственник профессора, брат его первой умершей жены. Усадьба – собственность не профессора, а семьи Войницких. Наследница ее – дочка профессора от первого брака Соня.
Войницкий когда-то боготворил профессора Серебрякова, считал великим ученым. Его усилиями профессор в городе ни в чем не знал нужды: Войницкий выжимал из усадьбы неплохой доход. Теперь он разочарован и обозлен: Серебряков болтун, бездарь, «мыльный пузырь», и в искусстве не смыслит.
Но при этом по всем статьям везучее его самого: сын дьячка – а стал ученым, всегда в почете, любимец женщин. Вот и теперь рядом с ним молодая (ей лет 27) красивая жена Елена Андреевна. А у Войницкого ни семьи, ни стоящего дела. Только старенькая любительница пофилософствовать мать Мария Васильевна. Приезд Серебрякова выбил из рабочей колеи его и домочадцев.
На минутку появляется профессор – и тут же удаляется в кабинет. За чай садится неунывающий разоренный помещик Илья Ильич Телегин (рябой Вафля), друг семьи, крестный Сони. Он убежден, что в мире и в доме все идет как надо. Хотя жена его сбежала с другим, овдовела, а он долгие годы содержал ее и чужих детей.
Вместе с Телегиным к столу подходят жена профессора Елена Андреевна и его дочка Соня. Войницкий с отчаяния влюблен в чужую жену, но та не отвечает на его чувства. Соня 6 лет неравнодушна к Астрову. Она в восторге от его увлечения возрождением лесов в уезде. Сам Астров хочет этим принести хоть какую-то пользу человечеству.
Улучив минутку, Войницкий в который раз объясняется в любви к Елене Андреевне, и в ненависти к ее мужу. Она отвечает, что муж ее «такой же, как и все», и ненависти не заслужил.
Действие второе
У Серебрякова бессонница, он изводит капризами жену и дочь. Грозится скоро умереть, оставить всех в покое. Только Марине понятны его жалобы: «Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко». Она уводит профессора спать.
Елена Андреевна изрекает: «Неблагополучно в этом доме», все презирают и тиранят друг друга. И она сама ничем не лучше. Пьяный Войницкий пытается удержать ее, но женщина уходит. К нему присоединяется столь же пьяный Астров.
Во хмелю оба еще могут мечтать, строить планы. «Когда нет настоящей жизни, живут миражами». Соня уговаривает дядю не пить, отправляет его спать. Потом просит Астрова не губить себя, свои таланты, внешность, наконец. И намекает, что к нему неравнодушна некая девушка. Астров клянется не пить. А на любовь у него нет сил: «испошлился», устал от работы на износ.
Вот разве что красота Елены Андреевны чуть-чуть волнует. Но это не всерьез. Да и она – всего лишь привлекательная бездельница. А «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Он любит жизнь, но не «уездную, русскую, обывательскую». Как врач, он переживает, что не всех пациентов смог спасти.
Оставшись одна, Соня горюет, что не красавица. Приходит Елена Андреевна. Они чуток выпивают, откровенничают друг с другом. Елена Андреевна уверяет, что венчалась с ее отцом не по расчету. Она была очарована его ученостью. А теперь несчастна.
Делится, что ей очень понравился Астров. В нем есть внутренняя свобода, обаяние личности. Елена Андреевна, в прошлом выпускница консерватории, порывается сесть за пианино, излить душу в звуках, но нельзя: больной муж не любит музыки.
Действие третье
Профессор собирает домашних, чтобы что-то сообщить. Елена Андреевна мается от скуки. Соня советует ей заняться хозяйством, учительствовать для народа. Но в Елене Андреевне нет энтузиазма для таких дел. Больше всего ей хочется, как птице, вырваться на свободу, улететь в другую жизнь. Она предлагает Соне разузнать – любит ли «бедную девочку» Астров.
Астров и впрямь зачастил в их дом. Его привлекает внешность Елены Андреевны. Для приличия она рассматривает с ним карту уезда. Он рассуждает об оскудении природных богатств. Заходит разговор о Соне. Астров говорит, что не любит ее. Елена Андреевна просит его больше не приезжать – так Соне будет легче его забыть. Охваченный страстью, Астров обнимает и целует Елену Андреевну. Ей доктор нравится, но интрижка за спиной у мужа противна. Их застает Войницкий. Елена Андреевна требует, чтобы он помог ей и мужу покинуть этот дом.
Серебряков всем объявляет, что решил продать усадьбу. Жизнь в деревне ему не по нутру. Часть денег он переведет в процентные бумаги, а на остаток купит дачку в Финляндии. Войницкий в ужасе. Когда-то он отдал сестре свою часть дома. А теперь его с матерью вышвыривают вон. А как же годы беззаветного служения профессору, экономия каждой копейки для него. Он обвиняет профессора в своей неудавшейся жизни, зовет его врагом. Тот отвечает, что Войницкий – ничтожество, безумец. Войницкий убегает. Все хором просят профессора идти за ним и успокоить.
Войницкий в комнате хватает револьвер и дважды стреляет в профессора: мимо. Потом хватается за голову: до чего он дошел.
Действие четвертое
Войницкий с няней обсуждают отъезд профессора с женой в Харьков. Теперь жизнь потечет «по-старому». Астров требует, чтоб Войницкий вернул ему выкраденный пузырек с морфием. Ему недосуг потом вскрывать самоубийцу. Войницкому смешно: два выстрела – и оба с промашкой. И все забыли об этой выходке, будто он и впрямь безумец. Он спрашивает Астрова: как начать новую жизнь? Чем занять ее? Тот отвечает: поздно. Да и вообще: быть чудаком – нормально. Только Соне удается уговорить «бедного дядю Ваню» вернуть морфий доктору.
Перед отъездом Войницкого мирят с профессором. Войницкий обещает, что будет высылать деньги, как и раньше. Елена Андреевна прощается с Астровым. Ее забавляет
этот человек. Она сама тепло обнимает его. А Астров констатирует: Серебряковы внесли разлад и в этот дом, и в его жизнь. Он забросил пациентов и леса, а в доме все крутилось вокруг подагры и красавицы Елены.
Серебряков прощается фразой: «Надо, господа, дело делать!» Войницкий хочет занять себя работой. Вместе с Соней он садится за проверку счетов. Астров тоже отбывает. Соне грустно, но она уговаривает себя и дядю потерпеть. Потом за гробом Бог пожалеет их, несчастных, горемычных, и даст им отдых, «жизнь светлую и прекрасную» и «небо в алмазах».
Читательский дневник по пьесе «Дядя Ваня» Чехова
Сюжет
Деревенская усадьба первой покойной жены старого профессора Серебрякова. Долгие годы он жил на доходы от нее, теперь из экономии решил поселиться насовсем. С ним молодая жена Елена Андреевна. В доме их встречают старая Войницкая (мать первой жены), ее сын Иван Петрович (дядя Ваня), дочка профессора Соня. Именно они гордились ученым профессором, содержали его. Теперь Войницкому ясно, что Серебряков – бездарный и неблагодарный человек. В доме бывает его приятель врач Астров, человек умный, увлеченный возрождением лесов. Обоих мучает неудовлетворенность жизнью.
Войницкий безответно любит жену Серебрякова, а Соня – Астрова. Сам доктор от скуки тоже увлечен красавицей Еленой. Серебряков задумал заняться продажей дома, а после прикупить дачку в Финляндии. Войницкий пытается пристрелить его. В итоге Серебряковы уезжают в город. Жизнь входит в свою колею: Войницкий с Соней и старой няней хозяйствуют, сидят над счетами, шлют деньги профессору. Оба решили дотерпеть эту горькую жизнь без счастья, цели, в надежде отдохнуть, порадоваться после смерти.
Отзыв
Скептический, грустный взгляд на народ и интеллигенцию, провинциальную жизнь, русскую действительность. Тема призвания врача, поиска смысла в жизни, жажды приносить пользу людям, защиты природы. Душевная разобщенность, разочарованность героев, неприятие пошлости, эгоизма. У каждого своя правда. Не следует делать из человека кумира.
Тема семьи, воспитания, самопожертвования ради близких, неудачной супружеской жизни. Герои любят, но не любимы. Астров – человек стойкий, человечный, в каком-то смысле романтик. Старушка няня как символ примирения, жалости. Приспособленчество и мещанство – зло для человека с совестью. Героями, как и всеми людьми, движет мечта о лучшей жизни.