меня зовут кожа краткое содержание на русском
«Меня зовут Кожа». Отзыв
Сегодня, я бы хотела написать об известном детском фильме «Меня зовут Кожа», снятом в 1963 году, который смело можно назвать казахстанским.
«Меня зовут Кожа» был снят режиссером Абдуллой Карсакбаевым по мотивам одноименной повести Бердыбека Сокпакбаева. И что очень важно, фильм был награжден специальным призом Каннского фестиваля во Франции в 1967 году.
Данное кино показывает проблемы и сомнения, которые волнуют нас в подростковом возрасте, будто главный герой вылеплен по образу всех детей. Это и первая любовь в миленькую девочку с косичками, и выходки, вроде подкладывания лягушек в сумку учительницы, и первая выкуренная сигарета с другом. Но в то же время, оставшись без отца, Кожа волнуется и о матери, становясь уже немного взрослым. Отдельное внимание можно уделить сцене перед зеркалом, где в Коже уживается две стороны — хорошая и плохая.
Наш герой будто стоит между двумя станциями, которые называются «Детство» и «Взросление».
«Меня зовут Кожа» искусно рассказывает о детском мире глазами Кожи. Режиссер Абдулла Карсакбаев сумел отлично поработать с детьми, ведь дети — они не актеры, нет, они просто живут своей собственной жизнью на экране.
«Меня зовут Кожа» отличается от других фильмов тем, что он искренний, будто само детство. Отличные актеры, хорошая история, которой можно верить и некая изюминка, которая заставляет пересматривать историю Кожи уже не малые пятьдесят лет.
Меня зовут кожа краткое содержание на русском
«Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы
дочитаете до конца, вам кажется,
что всё это случилось с вами, и так оно всегда при вас
и останется: хорошее или плохое,
восторги, печали и сожаления, люди и
места, и какая была погода»
В казахской литературе есть автор, чьи детские повести читают и перечитывают уже несколько поколений взрослых и детей. Книга, которая прославила имя Бердибека Сокпакбаева, называется «Менің атым Қожа» («Меня зовут Кожа»).
«То, что пережито в детстве, – писал Бердибек Сокпакбаев, – не забывается никогда. Впечатления не скудеют, не охладевают. Они теплятся, как жар под слоем золы. Следует сдуть этот слой и вспыхивает огонь. » У самого писателя детство было отнюдь не лёгким, хотя и по-своему счастливым. Родился Бердибек Сокпакбаев в 1924 году в одном из горных аулов Нарынкольского района Алма-Атинской области. Мальчик рос в бедной семье, а в возрасте восьми лет лишился матери, и эта боль преследовала его до конца жизни. Первые годы своей жизни Сокпакбаев подробно описал в книге «Балалық шаққа саяхат» («Путешествие в детство»), которая вышла в 1960 году, но детские воспоминания, конечно же, присутствуют во всех книгах автора. Говорят, несмотря на жизненные трудности, маленький Бердибек отличался любознательностью и способностями. Любовь к знаниям и чтению привил мальчику его старший брат Сатылган, впоследствии погибший на войне…
Герой повести «Меня зовут Кожа» – фантазёр и шалун, он попадает в самые невероятные ситуации, но выходит из них с честью, благодаря не только своей сообразительности, но и доброму, отзывчивому сердцу, верности в дружбе. Эти качества не могут не вызывать симпатии к нему, и имя Кожа давно стало нарицательным. Из-за того, что главный герой книги не отличается особым послушанием, её долго не хотели печатать, ведь в те времена считалось, что такие герои могут быть только отрицательными, а воспитывать детей нужно на примере исключительно положительных персонажей. Сокпакбаев убедительно доказал, что у героя книги должно быть право на ошибки, он должен пройти через испытания, и только в этом случае он способен стать личностью.
Герои Сокпакбаева, в особенности, сам Кожа, – автобиографичны. Но произведения талантливого казахского писателя лишены назидательности, характерной для советской детской литературы. В них нет нравоучений. Герои Сокпакбаева – живые и непокорные, своеобразные и удивительные, как удивителен волшебный мир детства. Вырастая, мы забываем эти ощущения радостного открытия вселенной, и лишь немногие счастливцы умеют сохранить в своём сердце детскую впечатлительность и непосредственность. Именно таким взрослым талантливым ребёнком и был сам Бердибек Сокпакбаев. Вот как он вспоминает своё детство: «…Я был из тех немногих непосед, кто обычно никогда не заходил в класс, пока не прозвенит последний звонок. Меня невозможно было надолго усадить куда-нибудь вне уроков, разве что привязать».
Легендарная повесть «Меня зовут Кожа» была выпущена издательством «Детская литература» в 1957 году и мгновенно обрела популярность и разлетелась в переводах на иностранные языки по всему миру. Герои детских повестей Сокпакбаева растут в непростые послевоенные времена. Но сколько света и радости, непосредственности и озорства в их характерах! Мальчик Кожа остро воспринимает переживания своей матери, он растёт в семье без отца, у него случаются конфликты и с одноклассниками, и с учителями. Он – творческая натура, поэт, но он никогда не сдаётся и не даёт унынию овладеть своими мыслями.
Главная тема повести – это тема взросления. На наших глазах озорник Кожа становится другим, он честно пытается измениться в лучшую сторону, впервые понимая, какая ответственность лежит на его плечах. Ответственность за близких – маму и бабушку, за самого себя, за своё будущее.
Возможно, события, происходящие в жизни Кожи, нельзя назвать особенными, а его приключения лишены всякого героизма. Судьба Кожи – это судьба тысяч и тысяч его сверстников, ставших сегодня нашими бабушками и дедушками. Если вам интересно, как и чем они жили более полувека тому назад, – прочитайте книгу «Меня зовут Кожа». За реалиями старого времени вы обнаружите те же переживания и мысли, которые свойственны и вам, современным подросткам.
Ещё при жизни Бердибек Сокпакбаев стал классиком казахской литературы. Его книги выходили большими тиражами, их охотно читали в библиотеках. Писатель также создавал пьесы и киносценарии. А по его повестям «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство» были сняты фильмы. Кинокартина «Меня зовут Кожа» вышла в 1963 году. В 1967 году она была удостоена премии на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Каннах. Этот фильм стал одним из самых любимых в стране, и его вполне можно назвать «культовым».
Мастерски написанная повесть «Меня зовут Кожа», основанная на быте и реалиях народной жизни той эпохи, проникнута светлой печалью и добродушным юмором. Это уникальная книга, которая пробуждает в читателях самые лучшие чувства. Ведь Бердибек Сокпакбаев всю свою жизнь, как и его герои, верил, что «птица мечты летит над миром, летит к звёздам, и никто не сможет остановить её сильный и вдохновенный полёт».
Пересказ фильма «Менің атым Қожа» на русском.
Это комедийный фильм об озорном подростке, о сорвиголове. О таком, к каким применимо определение «трудный ребенок». Он либо сам придумывает разные, с его точки зрения, смешные ситуации, но которые вызывают осуждение его товарищей и взрослых. Либо попадает в разные истории «благодаря» его старшему приятелю.
Фильм позволяет увидеть советское прошлое начала 1960-х годов в одном из казахских сел. Дети поголовно с определенного возраста становятся пионерами и обязаны носить в школе красные галстуки. СССР уже стал космической державой (и это нашло отражение в мечтаниях главного героя).
Еще одна реалия советского времени, хорошо показанная в фильме, — использование детского труда. Одна часть класса едет на сенокос, вторая — на стрижку овец.
Тогда это называлось практикой, и неучастие в ней без уважительных причин могло повлечь наказание. Классная руководительница грозит Коже, что оставит его на второй год, если тот не явится на сборный пункт.
Из фильма «Меня зовут Кожа» видно, что подобные поездки обставлялись торжественно. Дети уезжали с радостными лицами, распевая хором песню, под звуки духового оркестра. На борту грузовика, в котором едут школьники, плакат «Ура! Мы едем на практику».
В то время участие в сельскохозяйственных работах рассматривалось не только как помощь родному колхозу или совхозу, но и как одна из форм трудового воспитания подрастающего поколения.
https://rus.azattyq.org/a/menya-zovut-kozha-50-letie/25171647.html
Экзотика фильма «Меня зовут Кожа»
В Алматы отметили 50-летний юбилей фильма «Меня зовут Кожа». Корреспондент Азаттыка пишет, что стало с теми, кто играл в фильме, о советской эпохе в фильме и о том, как изменилось с тех пор представление о детском труде.
1963 год пополнил копилку мирового кинематографа такими шедеврами, как «Восемь с половиной» Федерико Феллини, «Клеопатра» Джозефа Манкевича, «Большой побег» Джона Стерджеса. Во многих странах в тот год были созданы киноленты, ставшие шедеврами национального масштаба. В СССР это фильмы «Я шагаю по Москве», «Три плюс два», «Королевство кривых зеркал», «Живые и мертвые». В Казахской ССР в том году сняли картину, которая также стала классикой жанра в национальном кинематографе. Это — «Меня зовут Кожа», один из лучших детских фильмов Казахстана.
Это комедийный фильм об озорном подростке, о сорвиголове. О таком, к каким применимо определение «трудный ребенок». Он либо сам придумывает разные, с его точки зрения, смешные ситуации, но которые вызывают осуждение его товарищей и взрослых. Либо попадает в разные истории «благодаря» его старшему приятелю.
В основе фильма — повесть «Меня зовут Кожа» Бердыбека Сокпакбаева, получившая не меньшую популярность и переведенная на многие языки мира. Писатель был одним из двух авторов сценария фильма (вместе с Ниссоном Залеранским). Художественное руководство фильмом взял на себя Ефим Арон — кинодраматург и кинорежиссер, один из авторов фильма «Турксиб», имевшего в конце 1920-х годов оглушительный успех. Режиссер фильма «Меня зовут Кожа» — Абдулла Карсакбаев, до этого работавший сорежиссером. Самостоятельно он позже снял восемь художественных фильмов. Из них три — детские. Еще один из них тоже хорошо знаком казахстанским зрителям — «Алпамыс идет в школу» (1976 год).
ОЧЕРЕДИ В МАГАЗИНАХ И ДЕТСКИЙ ТРУД
Фильм позволяет увидеть советское прошлое начала 1960-х годов в одном из казахских сел. Дети поголовно с определенного возраста становятся пионерами и обязаны носить в школе красные галстуки. СССР уже стал космической державой (и это нашло отражение в мечтаниях главного героя).
Никита Хрущев еще у власти, но вскоре (в год выхода фильма на экраны страны) его отправят на пенсию и наступит эпоха Леонида Брежнева, а вместе с ней и конец «хрущевской оттепели».
В кадр попали и такие реалии того времени, как большие очереди в магазинах (эпизод у сельмага и в сельмаге).
Еще одна реалия советского времени, хорошо показанная в фильме, — использование детского труда. Одна часть класса едет на сенокос, вторая — на стрижку овец.
Тогда это называлось практикой, и неучастие в ней без уважительных причин могло повлечь наказание. Классная руководительница грозит Коже, что оставит его на второй год, если тот не явится на сборный пункт.
Из фильма «Меня зовут Кожа» видно, что подобные поездки обставлялись торжественно. Дети уезжали с радостными лицами, распевая хором песню, под звуки духового оркестра. На борту грузовика, в котором едут школьники, плакат «Ура! Мы едем на практику».
В то время участие в сельскохозяйственных работах рассматривалось не только как помощь родному колхозу или совхозу, но и как одна из форм трудового воспитания подрастающего поколения.
СОВРЕМЕННИК О ФИЛЬМЕ
Наши современники видят в фильме «Меня зовут Кожа» экзотику в виде
праздника чабана, который в советское время отмечали ежегодно. На джайляу собирались чабаны и их семьи со всех окрестностей. Организовывался той с байгой, национальными играми и развлечениями. День чабана отмечали в июле, и торжества длились два-три дня. Три года назад чиновники пытались возродить этот праздник, проведя в Алматинской области после 20-летнего перерыва слет чабанов.
В советской идеологии была антирелигиозная направленность, поэтому может вызвать удивление то, что цензура пропустила некоторые эпизоды. В фильменесколько раз из уст бабушки главного героя звучит слово «Аллах», упоминается пророк Магомед. В одном диалоге она даже предлагает внуку прочитать молитву «Бисмилля» (Во имя Аллаха) вместо того, чтобы заниматься, по ее мнению,
Автор рецензии на этот фильм, опубликованной в «Казахстанской правде» 23 марта 1964 года, писатель Павел Косенко в целом высоко оценил фильм и отметил, что в новой работе «Казахфильма» так много хорошего, что и при допущенных ошибках его нельзя не признать несомненной удачей.
К недостатку фильма Павел Косенко отнес то, что точная оценка поведения юного героя в фильме местами потеряна. Просчет сценария в том, что «Кожа покидает фильм точно таким, каким пришел в него».
СУДЬБЫ ДЕТЕЙ-АКТЕРОВ
Главные лица в фильме, разумеется, дети, ученики примерно пятого-шестого класса. Многие из них всего лишь статисты. «Говорящие» роли, помимо главного героя, у его одноклассников Жантаса и Жанар, у пятилетнего Даулета, у более взрослого Султана. Для всех них роли в этом фильме стали первыми в кино и в основном последними.
Нурлан Санжар (на момент съемок — Нурлан Сегизбаев), играющий Кожу, был типичным городским мальчишкой. Признается, что участие в съемках было
хорошей мотивацией не ходить в школу:
— В первом классе я сказал матери, что не хочу учиться. И она палкой гнала меня с проспекта Ленина до 33-й школы.
После роли Кожa Нурлана звали сниматься в других фильмах, но он наотрез отказывался:
— Из-за съемок я остался на второй год. Завидовал, что мои одноклассники, среди которых были будущий оперный певец Алибек Днишев, будущий директор КИСИ Булат Султанов, пошли дальше, а я остался.
Нурлан Санжар стал кандидатом философских наук. Пишет и издает книги. Актером он больше практически не был. Только после долгих уговоров согласился в 2008 году сыграть небольшую роль. Но с кино связан: работает на киностудии «Казахфильм», является автором нескольких сценариев художественных фильмов (у него за плечами сценарный факультет ВГИКа).
В кино он не хотел сниматься по разным причинам.
В фильме, имеющем казахскую и русскую версию, подлинного голоса Нурлана нет. Поскольку, по его рассказу, он картавил до восьмого класса, в русской версии его озвучивала московская актриса Марина Виноградова, а в казахской
— казахская актриса Фарида Шарипова.
Марат Кокенов, сыгравший Султана, не стал актером, хотя мечтал им стать. После службы в армии пошел работать в органы госбезопасности.
Юсуф Шамузов сыграл пятилетнего Даулета. Говорит, что в кино попал случайно:
— В наш двор приехала машина. Абдулле Карсакбаеву нужно было к жившему здесь директору картины. Тогда машины были в диковинку. «Бобик» открытый. Можно залезть. Мы туда залезли. Когда Карсакбаев вышел и увидел нас, то сказал: «Завтра этого мальчика приведите на съемочную площадку».
После «Меня зовут Кожа» Юсуф снялся еще в одной короткометражной киноленте. На этом его карьера актера завершилась. Окончил медицинский институт. С 1983 года — врач сборной Казахстана по боксу.
Гульнар Карабаева сыграла одноклассницу Кожи — Жанар, в которую главный герой влюблен и ради которой готов даже пройти мимо самой злой собаки и мяукнуть (что и сделал в фильме, поплатившись штанами). Репортеру Азаттыка она рассказала, как попала в этот фильм:
— Этот был счастливый случай. Я была в гостях у подруги. У нее мама
кинематографист. Я своими серьезными размышлениями и высказываниями настолько рассмешила, что, когда подруга узнала, что для фильма нужна такая хорошая девочка, она сказала, что у ней есть такая девочка. Пригласили на кинопробы, на фотопробы. Со стихотворением Федора Тютчева «Люблю грозу в начале мая» я пришла на конкурс к ним. И оно так потом и вжилось в фильм.
Когда снимался фильм, Гульнар окончила третий класс. По ее словам, в жизни она была такой же пай-девочкой, как ее героиня. Так что типаж был хорошо подобран.
Конспект урока по литературному чтению Б.Сокпакбаев «Меня зовут Кожа»4класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
чтен . Учитель: Шушан С.Ю. 4класс дата___________
Тема урока: Б.Сокпакбаев «Меня зовут Кожа» ( с. «Лит.чт.», 1 часть, Алматык i тап, 2015г, стр.14-17)
Цель: Знакомство с произведением Б.Ы. Сокпакбаева, совершенствовать умения анализировать прочитанные произведения, находить ответы на поставленные вопросы: читать по ролям; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
Развитие способности высказывать собственное мнение, творческое воображение,
Воспитание чувства отзывчивости.
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас для всех,
На уроке сопутствует успех!
-Что такое Тюе-Тас?(деревушка) Куторган?(река) Амансай, Кызылсай?(овраги)
-Какие чувства испытывал автор?
-Почему картины степи остались у него в памяти навсегда? (заросшая травой степь с голубыми цветами и алыми маками, работающий отец, беседа ночью, ночь после сенокоса.)
4) Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести Бердибека Ыбраевича Сокпакбаева о своём детстве.
-Какие цели поставим на уроке?
2.Операционный этап. 1) –Кто знаком с этим автором? –Что о нём знаете?
Знакомство с биографией автора с.13-Родился в 1924 году, повесть «Меня зовут Кожа» принесла ему большую известность, переведена на многие языки и издана за рубежом.
1,2,3 абз.с.14- С кем познакомились? (Кожа-Кожаберген)
-Почему он говорит, что несправедлив мир?(у него не звучное имя, окончание берген потерялось, забылось всеми)
-Что происходит, когда он пытается выговорить своё имя? (язык прилипает к гортани)
4 абз.с.14- Сколько мальчиков в классе с таким именем? (2)
-Как их различают? (Клички-Кара Кожа-чёрный, Сары Кожа-светлый).
-Почему наш Кожа обижается? (не только он самый загорелый)
-Опишите Кожа. –Сколько ему лет? (12) Какая у него кожа? Нос? (плоский с большими ноздрями). Короткостриженный, у левого уха родинка, среднего роста.
— Какие слова и поступки помогают тебе охарактеризовать Кожу? (рассудительный, вспыльчивый, простой)
— Подтвердите свой ответ примерами из текста?
3) Чтение 2 части с.16-17.
Словарные слова : арба
Арба-вид повозки с двумя большими колёсами
Пахать зябь-поле, вспаханное с осени для посева яровых весной
Кошары-кошара-большой загон для овец (! в народе так обзывают кошек)
-Чем занимались Кажа и его сверстники осенью? Когда детям работалось веселее?(с учителем Сагатбаем-рассказывал увлекательные истории на отдыхе)
4) Работа с пословицами.
– Выберите пословицу, отражающую главную мысль рассказа:
1) Маленькое дело лучше большого безделья.
2) Какие труды, такие плоды.
3) С кем поведешься, от того и наберешься.
4) Терпение и труд все перетрут.
5) Итог урока. Понравился ли вам урок. Что вам конкретно понравилось С какими новыми словами вы сегодня познакомились Какие новые пословицы вы сегодня узнали.
6) Д/з-с.14-17 читать, составить и записать план к тексту.
Б. Сокпакбаев. Меня зовут Кожа.
Утром, едва я успел попить чаю, к нашему дому верхом на лошади подъехал Султан.
Я взял седло и вышел наружу. Султан с важным видом восседал на поджаром* саврасом* трёхлетке. К моему удивлению,на поводу у него и в помине не было никакой, даже самой дохлой клячи.
Сюда, позади меня. Ты плохо знаешь этого жеребца. Он, будь здоров, может довезти нас не только до жайляу, но даже и до самого Алматы.
Чему ты удивляешься? Всё будет отлично, вот увидишь!
Мне до этого дня, признаться, не приходилось встречать казахов, седлавших коней двумя сёдлами. Идея Султана показалась мне и в самом деле заманчивой и интересной. Я устроил седло позади него, подтянул подпруги и взобрался верхом. И в эту минуту вышла моя бабушка.
Я чувствовал себя превосходно. Так действительно было гораздо удобнее, чем без седла. Ноги не болтались, потому что у каждого из нас были свои стремена.
Протрусив по двум-трём улицам, мы подъехали к магазину и остановились около него. Перекинув ногу через гриву коня, Султан спрыгнул на землю и, передавая мне поводья, сказал:
На, держи. У тебя деньги есть?
Всего-то? Ну ладно, давай сюда.
Как я мог отказать Султану, сидя на его коне? Я не спеша расстегнул пуговицу на нагрудном кармане и нехотя полез в него рукой.
Эй, чего ты там копаешься?
Как же мне было не копаться, если на то была причина?
Подожди, я что-то найти не могу.
Может быть, они у тебя в другом кармане?
Я медлил. В кармане-то у меня лежали две хрустящие бумажки, но я не мог определить на ощупь, какая из них пятирублёвка. В конце концов я решился и, надеясь на удачу, вытащил одну из них. О ужас! Едва я заметил высунувшийся из кармана бумажный краешек, как сердце моё дрогнуло, а внутри заныло. То, что я вытащил, оказалось десяткой.
Едва Султан, прихватив мою десятирублёвку, скрылся в магазине, как я снова сунул руку в карман, где оставалась вторая бумажка и вытащил её. Это были пять рублей. Те самые, которые меня так подвели и опозорили. Я так разозлился, что хотел было назло всему разорвать их на части и вышвырнуть вон. Глядя на и без того истерзанную, измятую бумажку, я пожалел её и снова спрятал в карман.
Султан вскоре вышел из магазина, что-то жуя на ходу. Карманы его брюк-галифе* были чем-то набиты.
Он взял из моих рук поводья и снова вскочил на коня.
Мы выехали из аула, оставив позади себя последний из домов. Султан вытащил из кармана брюк два пряника и протянул один из них мне. Дружно похрустывая, мы неторопливо двигались по степной дороге, и копыта саврасого гулко стучали по каменистой земле.
Через некоторое время Султан обернулся и спросил меня:
Продолжая сидеть вполоборота, Султан натянул поводья, вынул из кармана пачку сигарет, распечатал её и протянул мне:
Я послушно вытащил из пачки сигарету, сунул её в рот. Султан зажёг спичку. Прикурив, я усердно задымил, делая одну затяжку за другой. Рот мой наполнился едким вонючим дымом.
Какими же глупыми бывают порой дети! Ведь знают о некоторых вещах, что это очень вредно, а тянутся к ним, словно слепые щенки. Вот и мне стало вдруг любопытно: что, интересно, будет, если проглочу? Дай-ка, попробую!
Если с вами случалось такое несчастье, то наверняка вы поймёте моё состояние. Едва я наполнил рот дымом и проглотил его, как в ту же секунду страшно ядовитый газ пронизал меня, заполнил всё внутри отвратительной мутью. Дыхание перехватило, и я громко закашлялся. Из глаз брызнули слёзы. Вдруг всё перед моими глазами поплыло и, казалось, вот-вот опрокинется.
С той поры и по сей день я не только не курю, но бегу прочь, едва учую мерзкий ядовитый запах табака.
С того дня, как мы с Султаном оказались на жайляу, прошло, как ни странно, около месяца. Подумать только, целый месяц! А пролетел он как один день. Потому что провели мы его очень весело и интересно. А всё благодаря Султекену. За всё это время я не был без лошади ни единого дня. Каких только иноходцев он не находил для меня! Седлай, говорит, этого и поехали! И я следую за ним. Я не спрашиваю о том, куда мы едем. Да и зачем? Ведь благодаря Султану я могу вдосталь покататься на лошадях и весело провести своё время.
Однажды на жайляу был устроен большой той, посвященный Дню чабана. Кого может оставить равнодушным такое событие? Не остались безучастными и мы с Султаном. Едва начались первые приготовления к празднику, как мы потеряли покой.
Мы с нетерпением ожидали желанного дня и даже готовили себе коней, собираясь принять участие в кокпаре*.
Утром того дня, когда должен был начаться праздник, моя мама ушла на дойку, а я, оперевшись на локоть, лежал в постели и читал «Робинзона Крузо».
Чёрный Коже, ты дома?
Султан гулко спрыгнул на землю и вошёл внутрь.
Итак, мы пришли на той. Гостей собралось на празднике видимо-невидимо. Здесь были особо почётные гости из Алматы, машины которых выстроились в длинный ряд. Всякие там «Москвичи» и трёхколёсные тарахтелки я за машины не считаю и о них не говорю. Кроме того, прибыли почти все чабаны из соседних двух районов, и праздник, казалось, был в самом разгаре.
Мы подошли к небольшой кучке столпившихся людей и увидели, что в центре её шли состязания борцов. После очередной схватки раздался голос одного из ведущих тоя:
Теперь будут выступать дети. Начинаем детские соревнования по борьбе.
Наблюдая за взрослыми борцами, я чувствовал, как меня охватывал нестерпимый спортивный зуд. Едва раздался призыв, об- ращённый к детям, я тут же выскочил на середину.
Борьба проводилась между представителями двух районов. Поэтому ведущий праздника обратился теперь с приглашением к противоположной стороне:
Уйгурский район, выдвигайте своего борца!
В рядах Уйгурского района произошло небольшое оживление, и оттуда вышел горбоносый и очень смуглый, даже чернее меня, мальчишка. Едва он отделился от своих болельщиков, как за моей спиной раздались возмущённые голоса:
Эй, да разве это ребёнок, это же настоящий жигит!
Что же вы выпускаете такого верзилу против этого малыша?
Давайте подходящего соперника!
Однако, раскрасневшийся и распалённый* спортивным азартом, ведущий и не думал прислушиваться к этому шуму.
Я знал, что у меня хорошо получались подсечки и поэтому с первых же минут пытался применить этот излюбленный приём. К моей великой досаде, длинные ноги соперника были раскинуты далеко в стороны, и как я ни тянулся, достать до них не мог.
Догадавшись о моих намерениях, носатый отставил ноги ещё дальше и всем своим телом навалился на меня. Я толкал его то с одной, то с другой стороны, но он даже не двигался с места. Похоже было, что мой соперник рассчитывал только на силу своих рук и выжидал удобный момент, чтобы поднять меня и бросить на спину. Пару раз ему удавались броски, но я каждый раз приземлялся на растопыренные, как у лягушки, ноги.
Неожиданно в голову мне пришёл один хитроумный приём. Я незаметно приблизился к небольшой впадине и, упав на бок, едва уловимым для глаз движением перекинул носатого через голову.
Тот, по-видимому, никак не ожидал этого и так растерялся, что не успел даже собраться и, перелетев через меня, распластался на земле. Я быстро вскочил на ноги и, не дав противнику опомниться, уселся на него верхом. Толпа словно взорвалась. Мои болельщики радостно зашумели, закричали, поздравляя меня с победой.
Вот жигит так жигит!
Долгих лет тебе жизни!
Подошёл ведущий, пожал мне руку и вручил приз.
Я чувствовал, как рот мой растянулся до ушей и радость наполнила душу. Счастливый, направился к прежнему месту. Громкий голос ведущего за моей спиной зазывал новых борцов. Вдруг сбоку от меня из гущи* людей выбежал какой-то мужчина в светлом войлочном колпаке и устремился в мою сторону. Я не придал этому особого значения, продолжая идти дальше, как вдруг он догнал меня, схватил за руку выше локтя и закричал:
А-а, вот ты где, мошенник! Попался!
Ничего не объяснив, он поволок меня куда-то за собой, словно куст перекати-поля. Мне показалось, что я уже видел где-то это лицо, но припомнить никак не мог.
кипевшей в нём, острая его бородка мелко тряслась.
Незнакомец крепко, чуть не задушив, схватил меня за грудки и сильно тряхнул.
Я вздрогнул, словно мне на спину прыгнула лягушка. Теперь я узнал человека с гневно сверкающими глазами. Это был тот самый чабан, который встретился нам на пути к жайляу и попросил спички.
А кто же взял, по-твоему?
Я хотел как можно скорее освободиться от позорного подозрения и честно признался:
Его взял мальчик, который был рядом со мной.
Его зовут Султан. Он там. там стоит.
Я повёл старика к тому месту, где недавно стоял вместе с Султаном. Но того и след простыл.
Только что был здесь.
Привлечённые шумом, нас стали окружать любопытные.
Правду говорят, что стыд сильнее смерти. Я не знал, что делать, и готов был от стыда провалиться сквозь землю.
Я резко обернулся и, глянув в указанную сторону, увидел Султана, уже вскочившего на коня.
Наверное, вы и сами понимаете, в каком я был состоянии после описанного мною происшествия. На том тое была и моя мать. К счастью, она не видела, какой позор пришлось пережить её единственному сыну на глазах огромной толпы. В это время мама находилась в другом месте, там, где шли выступления артистов. Я был подавлен как никогда в жизни. Той остался где-то в стороне, а я, крадучись, словно воришка, добрался до своего коня и тронулся вслед за Султаном.