методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это

Психологическое обследование ребенка

Психологическая диагностика нарушений развития у детей — составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития.

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).

Методы психологического изучения детей:

— изучение документации с целью сбора анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии. Основными документами, необходимыми для проведения психологического изучения ребенка, являются медицинские данные педиатра об общем состоянии ребенка, психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом, отоларинголога, офтальмолога и др. Метод изучения документации позволяет специалисту-психологу определить, в каких направлениях следует строить дальней шее обследование ребенка.

— метод наблюдения (психологическое наблюдение позволяет судить о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно быть направленным, т. е. определяться задачей исследования).

— метод беседы (с помощью беседы выясняются особенности психических проявлений ребенка в процессе личного общения с его родителями, с лицами из его микросоциально го окружения, с самими ребенком. Беседа должна проводиться по специально составленной программе. С ее помощью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения).

— метод опроса педагогов (родителей) / осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип) /

— метод экспериментального изучения ребенка / осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик; их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить. Выбор методик определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания, уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений./

— складывание пирамидки (применяется для выявления состояния наглядно-действенного мышления);

— складывание разрезных картинок (применяется для выявления состояния наглядно-образного мышления);

— «доски Сегена» (применяется для исследования наглядно-действенного мышления);

— сюжетные вкладки (близка к методике «Доски Сегена», применяется для выявления объема восприятия);

— « Почтовый ящик» (применяется для исследования наглядно-действенного мышления, позволяя выявить способность ребенка к осмыслению нового способа действия);

— Кубики Кооса (направлена на выявление конструктивного праксиса, способности к пространственной ориентировке, анализу фигуры /по чертежу/ и ее последующему синтезу /из кубиков/);

— установление последовательности событий (предназначена для выявления возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок);

— классификация предметов (применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования);

— исключение неподходящего предмета /четвертый лишний/ (предназначена для исследования умения обобщать и давать логическое объяснение их правильности);

— «отыскивание чисел» (используется для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора и определения объема внимания применительно к зрительным раздражителям; 2кл.мас.шк.или 4кл спец.кор.шк.8 в.);

— проба на совмещение признаков (используется для изучения умственной работоспособности детей и подростков);

— заучивание 10 слов (одна из наиболее часто применяющихся методик. Предложена А.Р.Лурия и используется для оценки состояния памяти, исследования утомляемости, активности внимания);

— опосредованное запоминание (по А.Н. Лентьеву).

— тест Векслера (оценивает интеллект человека с помощью количественного показателя – коэффициент интеллектуального развития).

— тест «Прогрессивные матрицы Равена»

— тест структуры интеллекта Амтхауэра

При изучении творческих способностей и воображения детей и подростков с нарушениями развития методики Дж. Гилфорда и Е. П.Торренса в классическом варианте, как правило, не используются, однако широко используется модификация методики Е.П.Торренса «Дорисуй фигуру». При изучении детей дошкольного возраста используются также такие задания, как «Разрезные картинки», «Нарисуй целое» (А.А.Катаева, Е.А.Стребелева). При изучении школьников с интеллектуальными нарушениями могут использоваться задания на составление рассказа с опорой на предложенные слова, рисование иллюстраций к этому рассказу (О. В. Боровик).

Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы.

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, непосредственно не отражающей его личностные особенности. Личностные опросники, как это явствует из названия, предназначены для измерения личностных особенностей.

В основу построения проективных методик положено представление о том, что в творчестве, высказываниях, предпочте­ниях человека, интерпретации им событий проявляются скрытые неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, характеризующие личность.

В клинической практике широко используются тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тематический апперцеп­тивный тест (ТАТ), тест Роршаха, тест цветовых предпочтений Люшера.

На основании ряда формальных показателей этих методик выделяются следующие признаки:

— относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;

— отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

— общая оценка взаимоотношения личности с ее социальным окружением, обобщенная оценка ряда личностных свойств (а не измерение какой-либо отдельной психической функции).

Одним из часто встречающихся в практике психолога тестов является тест «Нарисуй человека» и его варианты. Основной вари­ант предложен К. Маховер на основе теста Ф. Гудинаф, использовавшей рисунок человека для оценки умственного развития.

При психологическом обследовании детей и подростков широкое распространение получили также рисуночные тесты «Дом—дерево—человек», «Несуществующее животное» и «Рисунок семьи».

При обследовании детей с нарушениями развития очень важно учитывать такие показатели, как уровень сфор­мированности изобразительной деятельности и состояние зрительного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.

Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития

По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, нейропсихологические методики целесообразно применять в комплексе клинико-психологического изучения аномальных детей, так как полученные таким образом данные позволяют оценить состояние зрительного и слухового восприятия, праксиса, речи, памяти — тех функций, которые обеспечивают возможности овладения элементарными школьными навыками (чтением, письмом, счетом, решением арифметических задач).

Данные нейропсихологического исследования ребенка с нарушениями развития позволяют уточнить структуру нарушений его познавательной деятельности, что чрезвычайно важно при решении вопросов прогноза и индивидуализации психолого-педагогической помощи.

В зависимости от работоспособности ребенка исследование может проводиться в один, два, реже — в три сеанса продолжительностью около 1 ч.

Используется следующая схема обследования:

— различение ритмических последовательностей;

— проба «перебор пальцев»;

— воспроизведение графического образа;

— воспроизведение ритмических последовательностей;

— складывание фигур из палочек;

— решение задач с кубиками Кооса;

— условные двигательные задачи;

— понимание логико-грамматических конструкций;

— заучивание 10 слов;

Существует несколько модификаций нейропсихологической методики для обследования детей. Специально для нейропсихологического обследования старших дошкольников методика была адаптирована Т. Н. Волковской (1999). Для обследования младших школьников можно рекомендовать вариант, предложенный И. Ф. Марковской.

Оценка потенциальных возможностей ребенка производится на основании следующих показателей:

— тяжесть (интенсивность) и распространенность (экстенсивность) нарушений психических функций;

— ведущий фактор, препятствующий выполнению заданий;

— восприимчивость ребенка к помощи, предлагаемой в процессе проведения эксперимента.

Источник

Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития.

ППДиК

Лекция

1. Классификация психодиагностических методик.

2. Основные методы психолого-педагогической диагностики.

3. Дополнительные методы психолого-педагогической диагностики.

4. Выбор метода исследования.

1. Психолого-педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.54-93.

3. Практическая психология образования: Учебник для студентов выс. и ср.спец.учебных заведений. / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – с.87-92.

Средства психодиагностики по своему качеству делятся на 2 группы (формы): методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

В полноценном диагностическом обследовании необ­ходимо гармоничное сочетание формализованных мето­дик с малоформализованными.

Основные методы психолого-педагогической диагностики – наблюдение, эксперимент.

Наблюдение— это планомерное и целенаправленное фикси­рование психологических фактов в естественных условиях повсед­невной жизни.

С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследовате­лю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых.

С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляю­щие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, на­сколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного разви­тия. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка.

В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную си­туацию и анализирует события как бы «изнутри».

При наблюдении необходимо соблюдать опре­деленные условия.

1. Поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях.

2. Перед любым наблюдением формулируется цель: заранее должны быть определены черты личности или особенности поведения, которые необходимо оце­нить; какое пси­хическое проявление будет изучаться, например сформированность культурно-гигиенических навыков

3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни дошкольников. Для этого предварительно следует познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда дети ведут себя раскованно и естественно.

4. Не вмешивается в деятельность ребенка, который не знает, что за ним наблюдают

5. Наблюдение должно быть беспристрастным;

6. Наблюдение дает объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за ребенком наблюдают не менее 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных
явлений. Важно выявить существенное в наблюдаемом, отделить случайное от закономерного.

7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных (протокол). Следует производить «фотографическую» запись всех пси­хологических фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их.

Метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионально­го опыта и специальной подготовки. Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкалы рейтинга количественных оценок) способствуют повышению объективности и достоверно­сти полученной информации.

В отличие от наблюдения экспериментпредполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Констатирующий эксперимент выявляет наличный уровень изучаемого психологического явления. А один из видов констатирующего эксперимента, естественный, проводится в обычной для ребенка обстановке, где организуется знакомая ему деятельность: игра, рассматривание картинок, рисование и т.п. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специаль­но созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изу­чаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специ­ально подобранных экспериментальных методик.

Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента.

Психологический эксперимент — это изучение нарушенных пси­хических процессов и личности в специально созданных услови­ях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нару­шении. Патопсихологический эксперимент осуществляется с по­мощью конкретных приемов изучения психических функций — экспериментально-психологических методик.

(С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, С.Д-Забрамнойая, Е.А. Стребелева и др.)

Диагностический обучающий эксперимент (ДОЭ) – заключается в оценке интеллектуального развития ребенка путем выявления его потенциальных способностей, усвоении новых знаний и выработке способов решения. ДОЭ приспособлен для качественной и количественной диагностики основных компонентов обучаемости:

· активность в решении интеллектуальных задач;

· восприимчивость к помощи;

· способность к логическому переносу.

При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

— эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

— эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функ­ций;

— построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить,
как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

— экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психи­ческих нарушений;

— результаты экспериментально-психологического исследова­ния должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и боль­шим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение.

Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребен­ка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Дополнительными методами психолого-педагогической диагностики являются:

анализ продуктов деятельности

Метод беседы

Метод беседыприменяется самостоятельно или сочетается с экспериментом и наблюдением.

Например, изучая игровые предпочтения ребенка, исследователь сначала наблюдает за его играми, а затем проводит беседу о любимых играх, игрушках, ролях, партнерах по играм сначала с малышом, а потом с родителями, воспитателями. Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее, например сказки, картинки, стихотворения.

Так, для беседы с ребенком об осознании им нормы поведения «надо делиться с другими» выбирают стихотворение Е.Благининой «Подарок» и составляют вопросы: Какая игрушка была у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала лягушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка
понравилась твоему другу? Почему?

Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать ребенку ответ. Следует избегать употребления слов с двойным толкованием, имеющих неясный для него смысл.

2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем испытуемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

3. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении, так же, как и эксперимент. Она не должна превышать 10-15 мин, чтобы ребенок не переутомился и не потерял к ней интерес.

4. Перед проведением беседы необходимо выбрать испытуемого и установить с ним доверительные отношения.

Для этого можно сначала поговорить на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал ребенку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.

5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон). Здесь, как и в эксперименте, функции исследователя и протоколиста могут быть разделены. Ответы ребенка, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.

Беседа предполагает получение информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуж­дения их с родителями (педагогами).

Цель бесе­ды — обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуж­дение характера, степени и возможных причин проблем, с кото­рыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспита­ния и обучения. По результатам беседы психолог намечает пути дальнейшего обследования ребенка. При проведении беседы пси­холог должен соблюдать следующие требования:

— беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педагогов) интерес;

— важно продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы;

— эффективность беседы зависит от активности родителей (пе­дагогов), поэтому между ее участниками необходимо создать до­верительные отношения;

— нельзя открыто критиковать воспитательные действия родителей (педагогов);

— важно предупредить возникновение у родителей (педагогов) ожидания немедленных результатов по итогам беседы;

— желательно участие в беседе обоих родителей;

— нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) ре­альных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях;

— во время беседы необходимо спланировать следующие встре­чи и определить их задачу.

методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Смотреть фото методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Смотреть картинку методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Картинка про методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Фото методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Смотреть фото методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Смотреть картинку методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Картинка про методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Фото методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме этоМетод опроса педагогов (родителей)

Опрос.Это метод сбора первичных данных на осно­ве вербальной коммуникации. Он при соблюдении оп­ределенных правил позволяет получить не менее на­дежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, о устойчивых склонностях, мо­тивах тех или иных поступков, о субъективных состоя­ниях.

Как большая сложность, которая возникает при применении этого метода, заключается в формули­ровании вопросов.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.

Интервью— это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим). По форме оно бывает сво­бодное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная); стандартизованное (осуществле­на детальная разработка всей процедуры, включая об­щий план беседы, последовательность вопросов, вариан­ты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика); и частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко. Пси­холог стремится к более естественным формам беседы. Чаще всего интервью имеет следующую структуру:

а) введение: настройка на беседу, на сотрудничество;

б) свободные высказывания испытуемого;

в) общие вопросы (например, «Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?»);

г) подробное исследование;

д) снятие возникшего напряжения и выражение при­знательности за участие в беседе.

Интервью не должно быть продолжительным и скуч­ным. Регистрация ответов не должна сдерживать отве­чающего.

Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться.

Личностные опросникиможно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бы­вают групповые и индивидуальными, чаще всего пись­менными, бланковыми или компьютерными. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники ти­пологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Опросники-анкетыслужат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (напри­мер, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержа­ние и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Среди опросников-анкет в психодиагностических це­лях широко используются биографические анкеты, пред­назначенные для получения информации об истории жиз­ни человека. Чаще всего Э1И вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и ха­рактера образования, специальных навыков, продвиже­ния по службе и других относительно объективных по­казателей. Они помогают собрать информацию, необхо­димую для достоверной интерпретации показателей те­стов.

Прежде чем начать анкетный опрос, экспериментатор должен иметь ответы на следующие вопросы.

1) выдержаны ли требования к языку опрашиваемо, методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Смотреть фото методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Смотреть картинку методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Картинка про методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Фото методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Смотреть фото методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Смотреть картинку методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Картинка про методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме это. Фото методика содержащая вопросы на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме этого (может быть, для одного язык слишком труден, для другого, наоборот, примитивен);

2)все ли вопросы и варианты ответов понятны;

3) существует ли опасность утомить опрашиваемого;

4) нет ли опасности получения в основном социаль­но желательных или стереотипных ответов;

5) не слишком ли много вариантов ответов на во­прос;

6) все ли в порядке со стороны графического офор­мления анкеты, нет ли переносов в смысловых кусках (например, на другую страницу), четко ли напечатан текст инструкции, вопросы и ответы (В. А. Ядов).

Источник

Методы диагностики психологических особенностей детей с ОВЗ

Методы диагностики психологических особенностей детей с ОВЗ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования

« СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Лесосибирский педагогический институт –

филиал Сибирского федерального университета

В статье рассмотрены понятия и общая характеристика методов диагностики психологических особенностей детей с ОВЗ, охарактеризованы понятия «беседа», «эксперимент», выявлена классификация всех методов диагностики.

Метод, диагностика, наблюдение, беседа, эксперимент, тест, комплексная диагностика.

Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития.

Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень ребёнка.

Психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:

Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности, взаимозависимостей проявлений психической организации ребёнка.

— Структурно-динамическое диагностирование : выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии.

Конкретность диагностирования: определение соответствия состояния психического развития ребёнка требованиям конкретной ситуации.

— Единство психического развития и ведущей деятельности: учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности.

Комплексность диагностирования: при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребёнка.

Психологическое диагностирование включает:

— Изучение общих сведений о ребёнке.

— Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребёнка в структуре ведущей деятельности.

— Особенности развития мышления.

— Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления.

— Индивидуальные качества мышления: логичность, критичность, доказательность, избирательность, активность. Затруднения в мыслительных операциях, в умозаключениях, в построении выводов, суждений.

— Особенности развития памяти. Развитие произвольной и непроизвольной памяти. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения, соотношение образной и словесной памяти. Затруднения в кратковременном запоминании, сохранении и воспроизведении.

Методами психологического изучения детей с нарушениями развития являютя: метод наблюдения, метод беседы, метод опроса педагогов (родителей), метод экспериментального изучения ребенка (психологический эксперимент). Экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков. Тесты (Тест Векслера, Тест «Прогрессивные матрицы Равенна», Тест структуры интеллекта Амтхауэра). Графические методы тестирования.

Раскроем содержание перечисленных методов

С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка.

По результатам наблюдения, выявив признаки нарушенного развития, делаются предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. В рамках психологического исследования целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития.

Метод опроса педагогов (родителей)

Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться.

Метод экспериментального изучения ребенка

При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

— эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

— эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций;

— построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

— экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;

— результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребенка. В этом случае выбор определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.

Специфической особенностью психологического изучения детей является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка.

Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования.

Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн:

— простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;

— одобрение или стимуляция дальнейших действий, например, «хорошо», «дальше»;

— вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

— наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;

— подсказка, совет действовать тем или иным способом;

— демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить;

— обучение тому, как надо выполнять задание.

При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации.

Еще одним направлением в изучении детей и подростков с отклонениями в развитии является метрический подход, предполагающий количественное измерение тех или иных показателей психического развития. Этот подход осуществляется с использованием тестов.

Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов, с которыми работает испытуемый. Стандартна и процедура предъявления заданий: они даются в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов.

— Особенности развития внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, врабатываемость, истощаемость, отвлекаемость, рассеянность.

— Особенности развития мотивации. Ведущий мотив учения. Осознанность, обоснованность, устойчивость мотивов. Отсутствие устойчивого мотива учения.

— Особенности развития межличностных отношений. Индивидуальная потребность личности в общении, степень популярности в межличностных отношениях в учебной и внеурочной деятельности. Сложности общения с одноклассниками, отсутствие потребности в общении.

— Особенности развития системы отношений личности. Отношение ребёнка к семье, к друзьям, к себе, окружающим. Затруднения, неопределённость отношений. Проблемные зоны в системе отношений личности.

— Особенности развития речи. Связность, логичность, развёрнутость, эмоциональность речевых высказываний, бедность, разбросанность, затруднения в речевой деятельности. Общее недоразвитие речи.

— Состояние успеваемости и поведения. Успеваемость школьника по основным предметам, избирательное отношение к учебным дисциплинам, неуспеваемость, затруднения в овладении учебным материалом, соответствие поведения ребёнка требованиям детского учреждения.

— Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребёнка. В заключении необходимо выделить: актуальный и потенциальный уровень психического развития, проблемные зоны в системе отношений личности, отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении, трудности в овладении учебным материалом, индивидуальные особенности школьника. Также определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития познавательных функций, возможностей индивидуального коррекционно-развивающего обучения ученика, перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка [1].

Таким образом, диагностирование нарушения развития детей с ОВЗ, безусловно, требует комплексного подхода и разных методов для получения надежных результатов, при этом важна дозированная помощь испытуемому на протяжении всей работы и экспериментов.

1. Есиленок, Т. А. Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Есиленок. — Челябинск, Два комсомольца, 2013. — 256 с.

2. Прокопьева, А. М. Социально-образовательный проект: Методы психологического изучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Прокопьева. – Чебоксары, 2014. – 43 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *