методы приемы и формы преподавания предметного содержания
Статья «Формы, методы, приемы реализации предметного содержания в системе развивающего обучения»
Тема: Формы, методы, приемы реализации предметного содержания в системе развивающего обучения.
В педагогике давно известна аксиома, согласно которой возможности ученику знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения в конечном счете определяется тем, что и как будет делать ученик.
Те или иные действия учителя имеют смысл лишь постольку, поскольку они вызывают ответные действия учащихся. Если такого взаимодействия учителя с учениками нет, процесс обучения лишается какого бы то ни была смысла. Установление соответствия (или не соответствия) полученного понятия требованиям учебной задачи предполагает осуществление рефлексивного контроля своей учебной деятельности.
В процессе формирования учебной деятельности происходит интенсивное развитие тех свойств ученика, которые характеризуют его как субъекта деятельности и личности. Прежде всего это относится к мышлению, становящемуся основой интеллекта, к специальным способностям (лингвистическим, математическим и т. п.) и к сознанию.
Поэтому в деле воспитания, образования, понятие «творчество» обычно связывается понятиями «способности», «развитие», «личность», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:
— ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные решения задач и пр. ;
— хорошая память, развитые познавательные умения;
— активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;
— ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций ;
— готовность и способность к исполнительским видам деятельности.
Можно встретить утверждение, будто настоящий талант, гений, пренебрегает логикой, пропускает шаги логического рассуждения, сразу делает правильный вывод.
При решении творческих задач существенно повышается уровень поз- нательного интереса детей, они увлекаются такими работами.
Обычные каналы усвоения знаний из рассказа учителя, чтение страниц учебника, усвоение готового определения или правила, модели или таблицы 6ывают полезны, а иногда необходимы, но они лишь косвенно подготавливают ученика к творчеству. Выведение тех же знаний из самостоятельного наблюдения, из эксперимента, сравнения явлений, выполнения практических работ содержит несомненный творческий элемент. Возникает необходимость развивать » критерии » креативности личности не от случая к случаю, а систематически на каждом уроке?
Тот, кто работает с первоклассниками, хорошо знает, как нелегко приходится учителю в первые месяцы обучения. Ребята чрезмерно не подвижны, внимание у них неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? На помощь приходит игра.
Родной язык, как и другие предметы, дает широкие возможное, для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе. Игры со словами должны стать частью предметного обучения, помогая воспиты вать у ребенка природное языковое чутье. Любовь к языку можно воспитать только через интерес к нему.
На уроках русского языка и чтения, на динамических паузах, на любых других предметах я всегда использую для работы над словам различный занимательный материал: ребусы, игры, шарады, кроссворды, загадки. Это является своеобразной интеллектуальной гимнастикой.
Это ежедневная работа вылилась в потребность проводить ежемесячно совместно с родителями. При подготовке к игре «Устами младенца» и «Звездный час» ребята познакомились с омонимами.
С целью развития фонематического слуха заучиваем на каждом уроке скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи. С их помощью отрабатывается дикция, развивается головой аппарат, темп речи. Во втором полугодие, после знакомства со словарями работали над толкованием «крылатых» выражений, над происхождением слав.
Одной из любимых нашим классом работ, как мне кажется, является толкование и заучивание пословиц и поговорок. Они кратки, выразительны, легко запоминаются.
Самораскрытие личности всегда покрыто дымкой тайны. Возможна, потому, что в ней определенную роль играют факторы, плохо поддающееся контролю сознания: эмоции, настроения, интуиция. Поэтому одним из главных условий сознания творческой атмосферы, готовности к сотрудничеству является обстановка в коллективе, хорошее настроение, положительные эмоции, способствующее развитию познавательной активности учащихся. Вовремя поданная порция юмора внесет необходимую разрядку в урок и будет внеочередной веселой переменкой.
Судя по тому интересу, который вызывает у ребят работа над словом, я могу сказать, что в первом классе очень полезны для детей рассказы о происхождении слов, крылатых выражений, как стройматериале нашего языка, так как это возбуждает у них любознательность, устойчивый интерес и любовь к русскому языку, развивает языковое чутье.
А игры помогают убедить ребят в необходимости и приучить их к совместной групповой (парной) форме учебной деятельности, которая оказывает решающее влияние на коммуникативность учебного процесса.
Один читает слова, а второй, воспринимая их только на слух, старается произнести эти слова наоборот от конца слова к началу.
Следует иметь в виду, что постепенно, в процессе тренировки набирается более быстрый темп, и ответы даются все легче и легче.
1а. Произнеси наоборот.
На этот раз задание можно изменить. Пусть ваш напарник прочитает уже перевернутые слова, а вы попытайтесь их восстановить:
ГУРД, АКПАШ, АШУРГ, ЛУТС, КАЗКЮР, ОНЧИЛТО.
Ваш партнер читает вам ряды слов, в каждым из которых повторяется какой-либо звук. Ваша задача определить его.
-дротик, кров, песок, мост [ o ]
-лимон, килька, батист, виски [и]
-носки, астра, мокасины, стриж [с], [с]
А какие два звука повторяются в каждом из этих рядов слов?
-книга, гора, ангел, грамота [а], [г]
-бокс, забой, роба, глобус [ o ], [б]
3 а. Тренируем слуховую память.
Пусть кто-нибудь прочитает вслух один раз следующие пары слов, которые вам предстоит запомнить:
Первое слово из пары написано на доске, а второе вы называете (пишете) сами.
3 6. На следующем занятии нужно немного усложнить задание. На этот раз предлагаются ряды из трех слов, которые произносятся вену: вашим напарником (учителем). После этого называется (пишется) слово в каждом ряду, вы же произносите два остальных.
В рядах этих слов прослеживается логическая зависимость одно го слова от другого, что существенно облегчает работу памяти.
З в. А теперь попробуйте обойтись только опираясь на моторную слуховую память.
После ряда таких упражнений даже моторная развивается с заметной скоростью.
За 3 минуты напишите как можно больше слов, букв, (норма 20-25 слов).
4 а. А теперь за 3 минуты нужно написать 10 слов, букв. Слова начинаются на букву «Д».
5. Придумайте 5 слов, начинающихся с букв «СТО. Это задание хорошо выполнять в группах.
СТОЛ, СТОЛБ, СТОРОЖ, СТОГ, СТОЛИЦАК, СТ0Р0ЖКА, СТОН, СТ0ЛБ.
6. В каком слове сто отрицаний? (стонет).
7. Из двух слов, одно из которых поиещено в левой колонке, а во второе – в правой, составьте одно. Сколько всего новых слов должно получиться?
Здесь можно применить следующий прием: обратимся к алфавиту и к заданной модели. Последовательно подставляем вначале первую букву /от А до Я/ и далее пытаемся сообразить, какое может получиться слово. Возможны варианты:
тост интересный и т.д.
Выигрывает та группа, чья цепь слов будет длиннее.
Найдите к этим словам рифмы.
Например: Пальто, гильза, польза, килька, пальма, дельта и.т.д.
Ответ: Свеча, слеза, смена, смета, среда, стена, суета, схема, сцена и т.д.
Придумайте к трем из них синонимы.
Например: мясо, просо, колесо, лицо, кольцо, яйцо, деревцо.
12. Нужно составить анаграмы (одни и те же буквы, расположенные по разному) к слова:
13. Любимейшая игра нашего класса – составление слов – предметов из букв одного слова. Пример из игры «Звездный час», которая состоялась в классе в мае. Работали в группах и парами.
Пример из игры «Звездный час». Работали в группах и парами. Аквалангист
14. Задание похоже 9ое но не обязательно выстраивать цепь слов, достаточно просто найти максимальное количество слов изменяя только одну букву в слове ПОЧКА.
15. Игра «Пятерка слов»
1) радиоо, рекорд, рак, ракета, рана;
2) орех, осень, окно, отметка, отец;
3) зима, звено, змея, зрение, замок;
4) аптека, аллея, армия, астроном, арка;
Побеждает тог, кто справится с заданием быстрее.
Составляется лесенка слов на заданную букву.
Победителем является «строитель» самой высокой «лесенки».
На этапе отработки техники чтения применяется путем, который можно назвать «Снежный ком *.
Обратимся к приложению
Работаем сначала с односложными словами.
кот, рак, сук, сыр, лук. и так весь 1ый столбик.
Именно таким же образом, повторяя после каждого слова все предыдущие слова предложите ребенку прочитать строчку. Рекомендуется читать как можно быстрее, но при этом осмысливать каждое слово.
Можно прочитать одну и ту же строчку «по кругу» 2-3 раза, замедляя время.
Так же можно работать с приложением 5, при этом нужно объяснять значение глаголов (действий), но и попросить ученика изобразить действие прочитанного.
После блоков переходите к колонкам, а затем и по всей странице.
Можно выполнять то же самое упражнение, но используя глаголы.
20.Возьмите пирамиду (приложение 6 ). Глядя в центр на цифру и не двигая глаз по горизонтам, постарайтесь одномоментно увидеть два слога одного слова. Опуститесь на следующую строчку. Найдите предельную строчку, которую Вы видите, не двигая глазами. Опять начните с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя на цифру, увидеть это слово целиком.
21. Возьмите буквенную таблицу (приложение 7). Вы называете очередную букву алфавита, ребёнок находит и показывает эту букву указкой.
22. Возьмите существительные (приложение 4). Ребёнок выбирает любое слово и, представляя этот предмет как целое, делит его на элементы.
Побеждает тот у кого больше частей.
Ту же работу можно провести с глаголами (приложение 5).
23. Из пяти слов найдите одно «лишнее».
Дряхлый, старый изношенный, маленький, ветхий;
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
Василий, Федор, Иванов, Семён, Евгений;
Молоко, сливки, сыр, сметана, сало;
Дом, сарай, изба, хижина, здание;
Минута, секунда, час, вечер, сутки;
Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
Обязательно нужно объяснение сделанного выбора. Очень полезным будет задания: придумать аналогичные задачи.
Желательно проверить и разобраться в трудных для ученика вариантах заданий.
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения
Лилия Ханова
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения
Классификация методов обучения
В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.
Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.
1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:
формирования умений и навыков;
закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).
2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово, наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).
Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.
Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.
Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.
Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику, групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).
В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся,места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.
Одной из разновидностей беседы является собеседование.
Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.
Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.
Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.
Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.
Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации.Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, т. к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;
тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;
реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;
составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;
цитирование – дословная выдержка из текста.При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);
аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
рецензирование – написание рецензии, т. е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;
составление справки. Справка – сведения о чем- либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др. ;
составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного;
составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;
составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;
пиктографическая запись – бессловесное изображение.
Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы.
К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.
Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.
Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.
Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т. п.).
Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.
Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.
Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.
Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.
К письменным тесно примыкают графические упражнения Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.
Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой, развивают конструкторско-технические умения.
Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.
Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.
Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.
Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.
К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.
Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.
3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М. Н. Скаткин).
Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.
Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т. е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.
Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.
Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.
Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.
Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.
Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.
Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.
Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.
В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.
Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. сети.
Методы и средства обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.
Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.
Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс.
Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.
Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.
Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.
Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.