Можно согласиться лишь с теми положениями доклада где не содержится никаких внутренних противоречий
Ошибки в сложных предложениях
Полезное
Смотреть что такое «Ошибки в сложных предложениях» в других словарях:
Ошибки в сложных предложениях — 1. Р а з н о т и п н о с т ь ч а с т е й с л о ж н о г о п р е д л о ж е н и я проявляется в различной форме: а) в качестве однородных конструкций употребляются придаточное предложение и член простого предложения, например: «На… … Справочник по правописанию и стилистике
ОГЛАВЛЕНИЕ — ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике
Причастные обороты — 1. В современном литературном языке не употребляются формы на щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), например: «вздумающий составить», «попытающийся уверить», «сумеющий объяснить». Не употребляются также… … Справочник по правописанию и стилистике
Причастные обороты — 1. В современном литературном языке не употребляются формы на щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), например: «вздумающий составить», «попытающийся уверить», «сумеющий объяснить». Не употребляются также… … Справочник по правописанию и стилистике
СТИЛИСТИКА — @Выбор слова XXXV. Выбор слова § 139. Смысловой и стилистический отбор лексических средств § 140. Устранение канцеляризмов и штампов § 141. Плеоназмы и тавтологии § 142. Благозвучие речи § 143 … Справочник по правописанию и стилистике
КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… … Советская историческая энциклопедия
Эпикур — Эпикур, сын Неокла и Херестраты, афинянин из дема Гаргетта, из рода Филаидов (как сообщает Метро дор в книге О знатности ). Вырос он на Самосе, где было поселение афинян (об этом пишут многие, в том числе Гераклид в Сокращении по Сотиону ), и … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
ЯЗЫК И СТИЛЬ — Я. и с. Булгакова эволюционировали на протяжении его творчества. В романе «Белая гвардия» писатель стремился совместить Я. и с. Льва Толстого, Гоголя и А. Белого. От Толстого и Гоголя здесь – длинные повествовательные периоды,… … Энциклопедия Булгакова
История Эстонии — История Эстонии … Википедия
Задание 15?
Обратите внимание на правильность употребления союзов и союзных слов в сложных предложениях.
1. Мы пошли в ту сторону, где доносились голоса людей.
2. Если пассажир хочет, чтобы ребенок имел отдельное место, он должен купить детский билет и плацкарту, которая стоит столько же, как и для взрослых пассажиров.
3. Я знаю, что ты скажешь, что я был не прав.
4. И горе ее от того больше, чем она осознает свою вину.
5. Можно согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержится никаких внутренних противоречий.
6. Мне сообщили, что будто бы Сергей болен.
7. Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы.
8. Мы договорились, чтобы встретиться у самого входа в театр.
9. Хотя в прошлом году мы и неплохо поработали, но однако у нас есть все возможности трудиться еще лучше.
10. С тех пор, когда он приехал, он ни разу к нам не зашел.
В следующих примерах согласуйте определение с определяемым словом.
Вставьте пропущенные буквы.
В комнате стояли два небольш.
Кресла и две высок.
Струны издали жалобный звук.
Три месяца план был перевыполнен.
Три слова были приписаны рукой Сергея.
5. Два письма, отправленн.
6. Три прибора, изготовленн.
Разными фирмами, – перед нами.
Шали сохранились до сих пор.
Я люблю конькобежный и лыжный спорт.
2. Золотая и серебряная медал.
Были вручены российским легкоатлетам.
3. Исследовалась работа установки в переходном и аварийном режим.
4. Строительство первой и второй очеред.
Было закончено в срок.
5. В той и другой команд.
, казалось, господствовал культ атлетизма.
6. Затылочная и теменная кост.
В черепной коробке, находятся рядом.
7. Сценарий был написан не стихотворным, а прозаическим текст.
8. То на северной, то на западной трибун.
Вспыхивали бурные аплодисменты.
Голос и дикция актера позволили ему стать ведущим артистом театра.
Роман и повесть стали предметом из спора.
Береза и осина склонились друг к другу.
4. В комнате стояли коричнев.
5. Мне хочется посмотреть хорош.
Фильм или спектакль.
6. На тарелке лежат сочн.
7. Занятия кружка будут вести опытн.
Хирург или терапевт.
8. В качестве гостей на конференции присутствовали представители зарубежн.
Медицины и биологии.
Объясните, как отражаются на логичности речи отступления от морфологических и синтаксических норм.
1. Было раннее, несмотря на середину марта, морозное утро.
2. При нахождении рабочих в кузовах машин следует иметь багры и оттяжки для их разгрузки.
3. Жирные волосы доставляют много неприятностей.
Избавиться от них поможет препарат «Лондэкс».
4. Наш девиз – работать без браков.
5. Просим произвести механические испытания на растяжение и изгиб нижеследующих электросварщиков и газосварщиков : Артемьева, Кузнецова, Парамонова.
6. В этом году решено большую часть площади засеять переоборудованными сеялками по методу черемисиновцев.
1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.
2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам.
3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур.
4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами.
5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты.
6. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме.
7. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.
8. Марксизм утверждал, что государство будет отмирать с исчезновением классов, поскольку оно возникло в связи и в результате классового раскола общества.
9. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.
Обратите внимание на правильность
употребления союзов и союзных слов в сложных предложениях.
1. Мы пошли в ту сторону, откуда
доносились голоса людей.
2. Если пассажир хочет, чтобы ребенок имел отдельноеместо, он должен купить детский билет и плацкарту, которая стоит столько же,
сколькои для взрослых пассажиров.
3. Я знаю, ты скажешь, что я был не прав.
4. И горе ее от того больше, чем сильнееона осознает свою вину.
5. Можно согласиться лишь
с теми положениями доклада, в которых не содержится никаких внутренних противоречий.
6. Мне сообщили, что будто бы Сергей болен.
7. Создалась обстановка, в которой мало
что благоприятствовало улучшению работы.
8. Мы договорились, что встретимся
у самого входа в театр.
9. Хотя в прошлом году мы и неплохо поработали, но
у нас есть все возможности трудиться еще лучше.
10. С тех пор, как он
приехал, он ни разу к нам не зашел.
Помогите плиз))Прочитайте предложения?
Помогите плиз))Прочитайте предложения.
Найдите в них речевые ошибки и отредактируйте.
1)Для успешной защиты курсовой работы необходимо составить и изучить библиографию по своей теме.
Речевая ошибка?
Указ регламентировал и вносил порядок во взаимоотношения структур.
Отредактируйте следующий текст (обратите внимание, что в редактировании в первую очередь нуждаются подчёркнутые фрагменты) :Мушарраф воскликнул : «Один мальчишка?
Отредактируйте следующий текст (обратите внимание, что в редактировании в первую очередь нуждаются подчёркнутые фрагменты) :
Мушарраф воскликнул : «Один мальчишка!
Что это за мальчишка?
Хочет нанести мне пощечину.
А мы обладаем огромной силой, однако, по вашему мнению, поймать его не удастся».
1. Найдите и исправьте лексическую ошибку Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям очевидна?
1. Найдите и исправьте лексическую ошибку Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям очевидна.
2. Исправьте словосочетания быстрый темп развития заслужить широкую известность 3.
Найдите и исправьте морфологические и синтаксические ошибки Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.
Согласно приказа директора отпуск переносится.
Задание Исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях?
Задание Исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.
Укажите номера предложений, в которых ошибка является результатом а) неправильного употребления местоимения ; б) неправильного употребления деепричастного оборота ; в) нарушения порядка слов в предложении.
1. Требуется мастер по кузовным работам, согласного выехать в район.
2. Многие ученики говорят, что новый учитель более добрее старого.
3. Я должен поздравить Екатерину Сергеевну с успешной защитой своей докторской диссертации.
4. Будучи совсем молоденькой девушкой, к Татьяне пришла пора любви.
5. Гербалайф – похудение без диеты, голода, сохраняя эластичность кожи.
6. Вся в грязи «Жигули» остановилась.
НАПИСАЛА ДВЕ БУКВЫ ЛЛ.
Помогите соединить предложения с ошибками в них?
Помогите соединить предложения с ошибками в них.
А)Изучая историю, есть возможность гордиться её прошлым.
Б) Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки.
В) Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.
Г) Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.
Д) Не подкреплённые слова фактами ничего не стоят.
1) ошибка при употреблении однородных членов 2) ошибка, связанная с построением причастного оборота.
3) ошибка в употреблении вида деепричастий.
4) стилистически неоправданное согласование сказуемого с подлежащим 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
6) бедность и однообразие синтаксических конструкций 7)Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.
Исправьте допущенные ошибки, запишите предложения.
В каком примере есть ошибки в употреблении местоимений?
В каком примере есть ошибки в употреблении местоимений?
1)кассы были открыты пассажиры стояли напротив их.
Поставьте знаки препенания : В прошлом году мы построили дом в новом районе я была очень рада тому что у меня есть своя комната моя комната очень уютная и светлая потому что она находится на солнечной?
Моё лето было необыкновенным. Это самая тёплая пора, в которую можно отдохнуть и насладится теплом. После холодов наступает тепло, и ты чувствуешь, как хорошо вокруг. Моя лето было запоминающимся на всю жизнь. Мы ехали путешествовать по разным го..
Оконный свет Потолок из бревна.
Деревня Сосновка(подлежайщие, Стоит(сказуемое.
Подлежащее, сказуемое, обстоятельство (точка тире).
Полностью согласна с предыдущим ответом.
Потому что если ты знаешь правило по спряжениям и знаешь как их определить, то посмотри на их окончания, глаголы которые оканчиваются с гласной е 1 спряжения, а глаголы которые оканчиваются с гласной и то это глаголы 2 спряжения, вывод эти все глагол..
Так как эти все глаголы имеют окончание «ет», а у 1 спряжения именно это окончание.
Задание 15. Обратите внимание на правильность
употребления союзов и союзных слов в сложных предложениях. Исправьте ошибки.
1. Мы пошли в ту сторону, где
доносились голоса людей. 2. Если пассажир хочет, чтобы ребенок имел отдельное
место, он должен купить детский билет и плацкарту, которая стоит столько же,
как и для взрослых пассажиров. 3. Я знаю, что ты скажешь, что я был не прав. 4.
И горе ее от того больше, чем она осознает свою вину. 5. Можно согласиться лишь
с теми положениями доклада, где не содержится никаких внутренних противоречий.
6. Мне сообщили, что будто бы Сергей болен. 7. Создалась обстановка, когда мало
что благоприятствовало улучшению работы. 8. Мы договорились, чтобы встретиться
у самого входа в театр. 9. Хотя в прошлом году мы и неплохо поработали, но
однако у нас есть все возможности трудиться еще лучше. 10. С тех пор, когда он
приехал, он ни разу к нам не зашел.
Задание 16. В следующих примерах согласуйте определение
с определяемым словом. Вставьте пропущенные буквы.
I. 1. В комнате стояли два небольш.
стола, три красн. кресла и две высок. тумбочки. 2. Две лопнувш. струны
издали жалобный звук. 3. За истекш.. три месяца план был перевыполнен. 4.
Последн. три слова были приписаны рукой Сергея. 5. Два письма, отправленн.
давно, затерялись. 6. Три прибора, изготовленн. разными фирмами, – перед нами. 7.
Две нов. столов. открыты в августе. 8. Три бабушкин. шали сохранились до
сих пор.
II. 1. Я люблю конькобежный и лыжный
спорт. 2. Золотая и серебряная медал. были вручены российским легкоатлетам.
3. Исследовалась работа установки в переходном и аварийном режим. 4.
Строительство первой и второй очеред. было закончено в срок. 5. В той и
другой команд. казалось, господствовал культ атлетизма. 6. Затылочная и
теменная кост. расположенн. в черепной коробке, находятся рядом. 7.
Сценарий был написан не стихотворным, а прозаическим текст. 8. То на
северной, то на западной трибун. вспыхивали бурные аплодисменты.
III. 1. Необыкновенн. голос и дикция
актера позволили ему стать ведущим артистом театра. 2. Прочитанн. роман и
повесть стали предметом из спора. 3. Молод. береза и осина склонились друг к
другу. 4. В комнате стояли коричнев. комод и шкаф. 5. Мне хочется посмотреть
хорош. фильм или спектакль. 6. На тарелке лежат сочн. яблоко и груша. 7.
Занятия кружка будут вести опытн. хирург или терапевт. 8. В качестве гостей
на конференции присутствовали представители зарубежн. медицины и биологии.
Задание 17. Объясните, как отражаются на логичности речи отступления от
морфологических и синтаксических норм.
1. Было раннее, несмотря на
середину марта, морозное утро. 2. При нахождении рабочих в кузовах машин
следует иметь багры и оттяжки для их разгрузки. 3. Жирные волосы доставляют
много неприятностей. Избавиться от них поможет препарат «Лондэкс». 4. Наш девиз
–
работать без браков. 5. Просим произвести механические испытания на растяжение
и изгиб нижеследующих электросварщиков и газосварщиков: Артемьева, Кузнецова,
Парамонова. 6. В этом году решено большую часть площади засеять переоборудованными
сеялками по методу черемисиновцев.
Задание 20. Прочитайте предложения. Найдите в них
грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте.
1. Глава администрации
распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать
научную литературу лучше всего по утрам. 3. Новация стала объективно полезной,
так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения
властных структур. 4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и
распоряжаются внебюджетными фондами. 5. Рыночные отношения формируют у
производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и
ответственность за конечные результаты. 6. Для успешной защиты диссертации
необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 7. Левоцентристский
блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 8. Марксизм утверждал, что
государство будет отмирать с исчезновением классов, поскольку оно возникло в
связи и в результате классового раскола общества. 9. Научная работа требует
умелого подбора и изучения фактов.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Розенталь Дитмар Эльяшевич
Книга «Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
в) без должного основания устанавливается различный порядок слов в соподчиненных придаточных предложениях, например:
Главное, чему необходимо уделить внимание,- smo идейная сторона произведения); «Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции книги» (вместо: Последнее, на чем следует остановиться,- это композиция книги). Перебой конструкции в этих случаях заключается в том, что именное сказуемое главного предложения, оторванное от своего подлежащего, ставится в том падеже, какого требует сказуемое придаточного предложения. Такие предложения имеют разговорный характер. Ср. также: К. этому времени все, кто мог и хотел уйти из Краснодона и ближайших районов, ушел или выехал на восток (Фадеев) (при подлежащем главного предложения все ожидается сказуемое в форме множественного числа – ушли или уехали, но под влиянием подлежащего придаточного предложения кто и по аналогии со сказуемыми при нем мог и хотел уйти в главном предложении сказуемые тоже оказались в форме единственного числа – ушел или выехал).
Сложное предложение может «перебиваться» включением главного предложения в состав придаточного (в нормативном плане главное предложение может находиться впереди придаточного, после него или включать в себя придаточное, но не включаться в состав последнего), например: «Но цитаты эти неизвестно, откуда автор их заимствовал» (вместо: Неизвестно, откуда автор заимствовал эти цитаты). Подобные конструкции имеют разговорный характер. Ср. их использование в языке художественных произведений: Впрочем, обе дамы нельзя сказать, чтобы имели в своей нату-, ре потребность наносить неприятность… (Гоголь); Но слова эти,, мне неудобно, чтобы ты сказала (Герцен); Вышла замуж за недворя- нина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно (Чехов).
3. Неправильное употребление союзов
и союзных слов проявляется в различных случаях: а) союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которые не подходят для данного контекста, например:
«Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких внутренних противоречий» (вместо наречия еде при отвлеченном существительном положениями следовало употребить союзное слово в которых); «Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы» (слово когда с присущим ему значением времени не подходит для контекста; можно было сказать: Создалась обстановка, которая мало благоприятствовала улучшению работы); б) встречается плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов), например; «Условия для дальнейшего подъема животноводства в ряде колхозов были налицо, однако тем не менее перелома до сих пор не наступило»;
в) союз оказывается лишним после вводного слова, которое ошибочно принимается за часть главного предложения, например:
«Докладчик привел новые данные, которые, кажется, что где-то частично были уже опубликованы»; г) лишним может оказаться соотносительное слово (указательное местоимение в главном предложении), например: «Укажите ото кратчайшее расстояние, которое разделяет обе точки» (кратчайшее расстояние может быть только одно); д) не следует повторять частицу бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условносослагательного наклонения (получаются сочетания чтобы… бы, если бы… бы), например: «Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между советскими и зарубежными деятелями науки и культуры, получили бы свое дальнейшее развитие»;
«.Если бы предложения западных держав были бы приняты, ничто не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения». Такие конструкции придают высказыванию разговорный характер. Ср.: Мне надо, чтобы каждое слово, каждая фраза попадала бы в тон, к месту (Короленко); е) отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений, например: «Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного»; «Комиссия отказалась принять ряд объектов, на строительство которых были отпущены необходимые средства, которые, однако, в значительной мере были использованы не по назначению»; ж) встречаются неудачные построения с парными сопоставительными союзами, например: «В современной Венгрии сельское хозяйство настолько отличается от того, что было при господстве помещиков, как вообще вся экономика страны отличается от довоенной» (не существует парного союза настолько – как; можно было написать:…в такой же мере отличается… в какой вся экономика страны,…).
§ 210. Ошибки в сложных предложениях
§ 210. Ошибки в сложных предложениях
1. Разнотипность частей сложного предложения проявляется в различной форме:
а) в качестве однородных конструкций употребляются придаточное предложение и член простого предложения, например: «На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой фабрикой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость» (см. также § 208, п. 10). В художественной литературе такие конструкции могут использоваться для придания высказыванию разговорного характера; ср.: Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы мы разлюбили друг друга? (Чехов);
б) при общей подчиняющей части выступают в качестве однородных синтаксических элементов двусоставное предложение и односоставное назывное предложение, например: «Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает пропаганда знаний в массах; 2) роль в этой работе широких слоев русской интеллигенции»;
в) без должного основания устанавливается различный порядок слов в соподчиненных придаточных предложениях, например: «К числу достижений преподавательского коллектива школы следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся» (во втором придаточном предложении следовало тоже использовать обратный порядок слов).
2. Смещение конструкции может найти свое выражение в том, что главное предложение «перебивается» находящимся внутри его придаточным, например: «Главное, чему необходимо уделить внимание, это идейной стороне произведения» (вместо: Главное, чему необходимо уделить внимание, – это идейная сторона произведения); «Последнее, на чём следует остановиться, это на композиции книги» (вместо: Последнее, на чём следует остановиться, – это композиция книги). Перебой конструкции в этих случаях заключается в том, что именное сказуемое главного предложения, оторванное от своего подлежащего, ставится в том падеже, какого требует сказуемое придаточного предложения. Такие конструкции имеют разговорный характер.
Сложное предложение может «перебиваться» включением главного предложения в состав придаточного (в нормативном плане главное предложение может находиться впереди придаточного, после него или включать в себя придаточное, но не включаться в состав последнего); например: «Но цитаты эти неизвестно, откуда автор их заимствовал» (вместо: Неизвестно, откуда автор заимствовал эти цитаты). Подобные конструкции также имеют разговорный характер. Ср. их использование в языке художественных произведений: Впрочем, обе дамы нельзя сказать, чтобы имели в своей натуре потребность наносить неприятность… (Гоголь); Но слова эти мне неудобно, чтобы ты сказала (Герцен); Вышла замуж за недворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно (Чехов).
3. Неправильное употребление союзов и союзных слов проявляется в различных случаях:
а) союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которые не подходят для данного контекста, например: «Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких внутренних противоречий» (вместо наречия где при отвлеченном существительном положениями следовало употребить союзное слово в которых); «Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы» (слово когда с присущим ему значением времени не подходит для контекста; нужно было сказать: Создалась обстановка, которая мало благоприятствовала улучшению работы);
б) встречается постановка рядом однозначных союзов, например: «Условия для дальнейшего подъема экономики страны были налицо, однако тем не менее перелома до сих пор не наступило»;
в) союз оказывается лишним после вводного слова, которое ошибочно принимается за часть главного предложения, например: «Докладчик привел новые данные, которые, кажется, что где-то частично были уже опубликованы»;
г) лишним может оказаться соотносительное слово (указательное местоимение в главном предложении), например: «Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет обе точки» (кратчайшее расстояние может быть только одно);
д) не следует повторять частицу бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условно-сослагательного наклонения (получаются сочетания чтобы… бы, если бы… бы), например: «Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между российскими и зарубежными деятелями науки и культуры, получили бы свое дальнейшее развитие»; «Если бы предложения западных держав были бы приняты, ничто не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения». Такие конструкции придают высказыванию разговорный характер. Ср.: Мне надо, чтобы каждое слово, каждая фраза попадала бы в тон, к месту (Короленко);
е) отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений, например: «Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного»; «Комиссия отказалась принять ряд объектов, на строительство которых были отпущены необходимые средства, которые, однако, в значительной мере были использованы не по назначению».
4. Неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания. Например, в предложении: «Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован» – союзное слово который может иметь двоякую соотнесенность (был реконструирован один из цехов или завод в целом?), хотя по правилу слова который, какой, чей замещают ближайшее к ним существительное в форме того же рода и числа.
Правка в одних случаях достигается заменой придаточного предложения причастным оборотом. Ср.: 1) …в одном из цехов завода, недавно реконструированном; 2) в одном из цехов завода, недавно реконструированного.
В других случаях в главное предложение вводится указательное местоимение тот или такой, соотносительное союзному слову который или какой, например: Посетители выставки подолгу задерживались у тех картин наших молодых художников, которые показывают радость человеческого бытия.
Наконец, возможно повторение существительного, определяемого придаточным предложением, например: Многих читателей наших «толстых» журналов в первую очередь интересуют теоретические статьи экономистов и социологов, статьи, которые ставят проблемные вопросы.
5. Смешивание прямой и косвенной речи находит свое выражение в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов), например: Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге; Не признавая критики по своему адресу, он всегда отвечал, что пусть бы лучше не вмешивались в его дела. Такие предложения имеют разговорный характер. Ср.: Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за старое (Гоголь); Приехал один важный господин из столицы и купил у Гросса жилетку, а теперь увидел вашу и кричит, что непременно подавай ему точь-в-точь такую же, как ваша! (Бунин).
Читайте также
Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях
Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях § 91. Вводные слова и сочетания слов выделяются или отделяются запятыми: Миша Алпатов, конечно, мог бы нанять лошадей (Пришв.); Кто-то, видно, надоумил девочку отправиться с котенком именно на птичий рынок
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ МЕЖДОМЕТИЯХ И МЕЖДОМЕТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ МЕЖДОМЕТИЯХ И МЕЖДОМЕТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ § 107. Междометия выделяются (или отделяются) запятыми: — О, где-то пожар! (Бун.); — Но, но, легче на поворотах (А. Т.); — Эх, беда, беда! — сказал он, ворочая в печке дрова (Пауст.); — Ах, как медлительны они, проходит
в сложных синтаксических конструкциях
в сложных синтаксических конструкциях знаки в предложениях с разнотипной связью (с сочинением и подчинением, с сочинением и бессоюзной связью, с подчинением и бессоюзной связью) § 112, § 115, § 127, § 131знаки на стыке многочленных сложных предложений с учетом контекста
Комбинации знаков в сложных конструкциях (в многочленных предложениях)
Комбинации знаков в сложных конструкциях (в многочленных предложениях) два двоеточия в контексте сложного предложения § 161, пп. 1, 2два (или несколько) тире в контексте сложного предложения § 162, пп. 1, 2точка с запятой и тире, точка с запятой и двоеточие в контексте сложного
§ 43. Правописание сложных существительных
§ 43. Правописание сложных существительных Слитное написание1. Пишутся слитно сложные имена существительные с элементами авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гелио-, гео-, гидро-, зоо-, изо-, кино-, макро-, метео-, микро-, моно-, мото-, нео-, палео-, радио-, стерео-, теле-, фото-, электро- и др.
XXII. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
XXII. Знаки препинания в предложениях с однородными членами § 83. Однородные члены, не соединенные союзами 1. Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, обычно ставится запятая, например: Я видел его голову, спутанные волосы, оборванный хлястик шинели
XXV. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения
XXV. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения § 96. Уточняющие члены предложения 1. Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов. Чаще всего уточняющими являются обстоятельства
§ 210. Ошибки в сложных предложениях
§ 210. Ошибки в сложных предложениях 1. Разнотипность частей сложного предложения проявляется в различной форме: а) в качестве однородных конструкций употребляются придаточное предложение и член простого предложения, например: «На производственном совещании обсуждались
XXII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
XXII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ § 83. Однородные члены, не соединенные союзами 1. Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, обычно ставится запятая, например: В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала
XXV. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С УТОЧНЯЮЩИМИ ПОЯСНИТЕЛЬНЫМИ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
XXV. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С УТОЧНЯЮЩИМИ ПОЯСНИТЕЛЬНЫМИ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Следует различать уточняющие и пояснительные члены предложения. Уточнение — это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснение — обозначение
§ 218. Ошибки в построении сложных синтаксических целых
§ 218. Ошибки в построении сложных синтаксических целых Сложное синтаксическое целое представляет собой единицу текста, поэтому при его построении должны быть учтены две основные характеристики текста: тематичность и связность. Игнорирование этого положения ведет к
РАЗДЕЛ 3 Знаки препинания в предложениях с однородными членами
РАЗДЕЛ 3 Знаки препинания в предложениях с однородными членами В предложениях с однородными членами используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, тире,
РАЗДЕЛ 5 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
РАЗДЕЛ 5 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами В предложениях с обособленными членами используются следующие знаки препинания: запятая,
РАЗДЕЛ 6 Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами
РАЗДЕЛ 6 Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами В предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами используются следующие знаки препинания: запятая,