Музыка 7 класс тема что такое музыкальное содержание

. Конспект урока по музыке 7 класс Тема Жизненное содержание и формы музыкальных произведений.

Технологическая карта по музыке 7 класс учитель Толкачёва Е.Ю. 04.05.16.

Тема Жизненное содержание и формы музыкальных произведений.

1.Определение особенностей творчества В.А.Моцарта;

2.Помочь учащимся понять, что музыка Моцарта «очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства» (И.Тургенев), «даёт утешение и опору в жизни» (П.И.Чайковский);

3.Закрепление умений различать особенности вокальной и инструментальной музыки;

4.Закрепление понятий: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;

5.Организация творческой деятельности,

6.Создание проблемной ситуации для формулировки темы урока;

7.Организация процесса анализа новой музыки;

8.Органозация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей;

9.Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и жизни.

1.Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;

2.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

3.Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;

4.Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления;

5.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

1.Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки В.А.Моцарта;

2.Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся;

3.Обогащение духовного мира учащихся.

1.Портрет и фото В.А.Моцарта;

2.Кроссворд «Великаны музыки»;

3.Эпиграф: слова Д.Д.Шостаковича, А.Рубинштейна, И.Тургенева;

4.Словарь: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;

«Здравствуйте», «Ми-я», «Певческая установка»;

«Весенняя песенка» Г.Струве, К.Ибряев;

«Симфония №40» (1 часть) В.А.Моцарт;

«Маленькая ночная серенада» (рондо) В.А.Моцарт;

«Весенняя песня» В.А.Моцарт;

«Лакримоза» из «Реквиема» В.А.Моцарт;

«Где музыка берёт начало?» Е.Крылатов, Ю.Энтин.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ/ЗАКРЕПЛЕНИЕ/ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Исполнение музыкальных попевок с целью создания благоприятной атмосферы на уроке и подготовки голосового аппарата к пению.

Исполнение песни Г.Струве, К.Ибряева «Калинка».

— Ребята, какие чувства и настроения вызвало у вас данное произведение? Почему?

Радость, бодрость, прилив сил, веселье, торжественность. Мелодия песни живая, быстрая, энергичная, стремительная, она передает радость от прихода весны, рисует её весёлый нрав, игривость и задор.

— Как называется такое воздействие, влияние на нас музыки?

Преобразующая сила музыки.

— Почему музыка может воздействовать на человека? В чем её сила?

Музыка рассказывает о жизни, о её событиях, поступках людей. Она обогащает и украшает жизнь и человека, является верным другом и помощником.

— Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?

Правда и красота – основные качества музыки, в этом её сила.

Музыка только тогда воспринимается как красивое и талантливое искусство, когда выражает правду жизни, её богатство и красоту. Только тогда она может преобразовывать самого человека и всю его жизнь.

— От чего ещё зависит воздействие музыки на слушателя?

От музыкальных средств выразительности, которые используют композиторы для точности о достоверности, правдивости содержания.

— Сейчас вспомним композиторов, с музыкой которых знакомились на наших уроках. Поможет нам в этом КРОССВОРД. (На фоне «Симфонии №40» (1 часть) В.А.Моцарта)

1.Русский композитор, мечтавший, чтобы его музыка приносила людям утешение и опору. Юрист, чуткий психолог души человеческой. (П.И.Чайковский)

2. Основатель польской классической музыки (Ф.Шопен).

3. Основатель русской классической музыки (М.И.Глинка).

4. Русский композитор, пианист-виртуоз, основная тема которого – любовь к природе, переживание за судьбу Родины. (С.В.Рахманинов).

5.Русский композитор-сказочник, морской офицер (Н.А.Римский-Корсаков).

6.Основатель немецкой классической музыки, человеколюбивой музыки (И.С.Бах).

7. Русский композитор, ученик Н.А.Римского-Корсакова, основа творчества – фольклор. ( И.Ф.Стравинский).

8. Искусство звуков – МУЗЫКА.

1.Ч А Й К О В С К И Й

4. Р А Х М А Н И Н О В

5. Р И М С К И Й- К О Р С А К О В

7.С Т Р А В И Н С К И Й

— МОЛОДЦЫ! Какое слово получилось в центре? Почему?

Это великие композиторы, музыку которых будут слушать во все времена, т.к. она всегда поможет и поддержит любого человека.

2. НОВАЯ ТЕМА ( Звучит «Симфония № 40» (1 часть) В.А.Моцарта ).

ЦЕЛЬ: помочь учащимся сформулировать тему урока «Сила музыки В.А.Моцарта».

На уроках мы учимся воспринимать жизненное содержание, правдивость и красоту вокальных, инструментальных и симфонических произведений, соотнося их с правдой и красотой чувств, мыслей и поступков человека. Сегодня мы убедимся, что музыка может очищать душу, передавать радость и боль многих людей, самого композитора.

— Творение какого великого композитора мы сейчас слушали? Какое это произведение?

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ «СИМФОНИЯ №40».

— Что вы знаете о творчестве австрийского композитора В.А.Моцарта?

Ответы детей, выступление 3 учеников.

На фоне звучания «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

ЭПИГРАФ: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».

«Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт».

-Как вы понимаете слова этих композиторов о творчестве В.А.Моцарта?

Сердцевиной его творчества является человек, его счастье и стремление к нему, уважение к человеку, широта взглядов на жизнь, как и у многих выдающихся композиторов. Жизнеутверждающая и жизнерадостная музыку – это протест против несправедливости, которая исходила от его противников и завистников.

Основные черты творчества: чистота, солнечность, ясность и прозрачность интонаций, игривость мелодий.

Но его музыка вызывает не только радость и улыбку, но и горькую печаль, слезу. Сегодня мы с вами в этом убедимся, услышав фрагменты из разных его сочинений. Для этого нам необходимо вспомнить некоторые музыкальные термины.

На фоне звучания «Симфонии№40»

-Что такое симфония?

Это крупное музыкальное произведение из 4 частей для симфонического оркестра, музыка-размышление о жизни.

На фоне звучания «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

В Вене во времена Моцарта было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Такая музыка называлась СЕРЕНАДОЙ.

Серенада (от итальянского ясная погода, ночная прохлада) – музыкальное произведение, песня, исполняемая в вечернее или ночное время перед домом возлюбленной в знак любви и почитания. В 17-18 веках инструментальная серенада – сюита для небольшого оркестра.

Сюита – это инструментальное произведение из 4 и более контрастных частей, звучащих последовательно друг за другом, на одну общую тему.

К таким произведениям относится «Маленькая ночная сюита». Мы слушаем заключительную часть – финал «РОНДО».

Это музыкальная форма, где главная тема = рефрен чередуется с эпизодами, второстепенными темами различного содержания. Круговая форма. Рондо – хоровод.

Сейчас мы послушаем «Рондо», определим его форму, характер, смену частей покажем руками:

поднять правую руку;

сложить руки на парту;

поднять руки над головой.

Слушание, показ смены частей, определение характера.

Преобладает легкий, танцевальный характер, ощущаем настроение ночного праздника, карнавала, выражается мечта и улыбка героев, музыка яркая, пестрая, словно бабочка.

В.А.Моцарт создавал прекрасные песни. С интонацией «Маленькой ночной серенады» перекликается «Весенняя песня». Исполним её по группам, передав радость и восторг жизни. Подвижность и изящество сочетаются с мягкостью, нежностью, т.к. здесь нарисовано утро года

Исполнение «Весенней песни» В.А.Моцарта.

На фоне звучания «Лакримозы» из «Реквиема» рассказ ученика истории создания «Реквиема» В.А.Моцарта.

РЕКВИЕМ – это крупное музыкальное произведение, посвященное памяти умерших, погибших, имеет скорбный возвышенный характер; сочинение для солистов, хора, симфонического оркестра и органа. Первоначально – поминальная католическая месса, церковное произведение. Реквием от латинского – покой.

ЛАКРИМОЗА от латинского – слёзная, печальная.

Повторное слушание «Лакримозы».

«Реквием» Моцарта – это волнующая поэма о жизни и смерти. В ней передан глубочайший мир человеческих переживаний: растерянность и покой, бездонная глубина горя и светлой тоски.

«Лакримоза» или «День слёз» имеет печальные, скорбные интонации; хоровая мелодия сочетается со стонущими плачущими интонациями оркестра. Мелодия поднимается вверх и резко падает вниз, передавая тяжесть утраты, возвышенную глубокую печаль.

3. ИТОГ УРОКА/ОЦЕНКИ.

— Творчеству какого композитора посвящён наш урок?

Какие произведения слушали? О чем они рассказывают?

— Назовите основные особенности музыки Моцарта?

Источник

«Что такое музыкальное содержание» урок музыки в 7 классе

Определить особенности музыкального содержания в отличие от литературного на примере фрагментов одноименных произведений Л. Н. Толстого и С.С. Прокофьева «Война и мир».

Просмотр содержимого документа
«»Что такое музыкальное содержание» урок музыки в 7 классе»

Разработка урока музыки в 7 классе

Тема: «Что такое музыкальное содержание»

Цель урока: Определить особенности музыкального содержания в отличие от литературного на примере фрагментов одноименных произведений Л. Н. Толстого и С.С. Прокофьева «Война и мир».

Установить интонационно-образные связи музыки с литературой.

Проанализировать своеобразие музыкального языка как языка чувств.

Закрепить понятие арии.

Воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к произведениям искусства.

Развивать певческие навыки.

Методы: беседа, наглядно-слуховой анализ, сопоставление.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон, компьютер, презентация.

Музыкальный материал: Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева; ария Кутузова, «Вальс» из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева; «Осенний бал» Л.Марченко

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», репродукция картины А.Кившенко «Военный совет в Филях».

Звучит хор из кантаты «Александр Невский»

— Фрагмент какого известного вам произведения прозвучал? Кто композитор?

-Что вы знаете об этом композиторе?

— Как вы думаете, какого содержания будем слушать сегодня музыку Прокофьева на уроке? (проблемный вопрос)

Работа по теме урока.

— Прокофьев не раз в своем творчестве обращался к истории государства российского. Речь пойдет об Отечественной войне 1812 года.

— К истории этих военных событий Прокофьев обратился в 1942 году, когда шла Великая Отечественная война.

— Кто еще в искусстве обращался к теме войны 1812 года?

— Какие произведения вы можете назвать?

— В основу оперы «Война и мир» С.С. Прокофьев положил сцены из одноименного романа Л.Н. Толстого. Этот роман о том, как нашествие французской армии во главе с Наполеоном разрушило мирную жизнь в России, как война всколыхнула весь русский народ, как, отдав неприятелю Москву, великий русский полководец Кутузов спас русскую армию и она, преследуя наполеоновские войска, победительницей вошла в Париж. В романе и в опере сцены мира чередуются со сценами войны.

— Мы познакомимся сегодня с некоторыми фрагментами романа и оперы, разберемся в их содержании и выясним, чем будет отличаться музыкальное содержание от литературного.

— А теперь страницы романа.

Читают выразительно учащиеся у доски.

«…Москва должна быть оставлена. Войско должно отступить, и надо отдать это приказание. Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией…

В просторной избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети большой мужицкой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входящих в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Малаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой…

Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать, но это продолжалось недолго.

_ Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенгасена и этим указывая на фальшивую ноту слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасение России и армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение…»

— Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и Отечеством, я –приказываю отступление…

Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же, наконец, решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»

— Каково содержание этой части романа?

— Что увидела девочка?

— Какой приказ отдал главнокомандующий своим подчиненным?

— Что было потом? Опишите, о чем думал Кутузов? Что из этого следует, как вы думаете, какие чувства он испытывал?

А сейчас мы послушаем арию Кутузова из оперы Прокофьева

— Каким предстает перед вами Кутузов?

Слушание арии Кутозова из оперы: «Война и мир»

— Каково здесь музыкальное содержание?

— Сколько частей, как менялся характер, почему?

— В какой части появилась тревога, взволнованность?

— Дала ли нам здесь музыка конкретные описания, как литература?

— Что же мы здесь восприняли, почувствовали? (характер, переживания, оттенки чувств, которые эти события выражают).

— Дала ли нам ария полное представление о Кутузове? (Конечно, нет.)

— В арии воплощен один, но зато важнейший момент его жизни и переломный момент для хода войны, когда решалась судьба Москвы и вместе с тем ход всей битвы. Поэтому, арию Кутузова можно назвать «образом Кутузова».

В романе, как и в опере, сцены войны чередуются со сценами мира.

Итак, слушаем отрывки из романа.

Читает другая группа учеников у доски

«…Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от той первой минуты встречи. Музыканты играли польский… мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары польского..»

«…Нет, это не может быть! – думала она,- Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».

«…Звуки польского, продолжавшегося довольно долго, уже начали звучать грустно –воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Соня и она стояли одни, как в лесу в той чуждой толпе, никому не интересные и не нужные.»

«…Наконец государь остановился подле своей последней дамы, музыка замолкла, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант-распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она, улыбаясь, подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант уверенно, крепко обняв свою даму, пустился с ней по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало, развеваясь, бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них, и готова была плакать, что не она танцует этот первый тур вальса.»

«..Князь Андрей в своем полковничьем, белом мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.

— Какой описывает автор Наташу Ростову?

— А теперь слушаем Вальс из оперы «Война и мир»

-Совпадет ли впечатление от музыкального образа с литературным?

Слушание «Вальса» из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева

— Что услышали? Какие чувства Наташи выразил композитор? (робость, волнение, радостная надежда, нерешительность)

Давайте подведем итог, чем отличается музыкальное содержание, в чем его особенность в отличие от литературного содержания?

А сейчас мы обратимся еще к одному лирическому вальсу.

Звучит фрагмент песни «Осенний бал» Л. Марченко

-Конечно, эта песня-вальс «Осенний бал» Л. Марченко.

3. Исполнение песни «Осенний бал» Л. Марченко

-Каково содержание этого вальса? (школьная тема, легкая грусть по уходящему лету, радость от предстоящего школьного бала)

Добиваться легкого, напевного исполнения в темпе вальса, не затягивая.

— Сегодня на уроке мы много говорили о содержании, как литературном, так и музыкальном. Подведем итоги.

-Уточните, чем музыкальное содержание отличается от литературного, назовите особенности музыкального содержания.

Источник

Конспект урока музыки на тему «В чём состоит сущность музыкального содержания» (7 класс)

Урок 3. В чём состоит сущность музыкального содержания

Планируемые результаты учебной деятельности

— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;

— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;

— осознание роли деталей в художественном произведении (на примере сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и сказки Х. К. Андерсена «Русалочка»).

— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека.

— умение определить конкретные музыкально-выразительные средства произведения и обобщённо определить содержание, которое передаётся этими средствами, на примере музыки Джадзотто «Адажио Альбинони».

Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержании произведения искусства на примере музыки Р. Джадзотто и картины С. дель Пьомбо.

Живопись: С. дель Пьомбо. «Несение креста».

Музыка: Р. Джадзотто. Адажио Альбинони.

Виды деятельности учащихся: Просмотр и обсуждение картины, сравнительный анализ произведения изобразительного искусства и музыкального фрагмента. Анализ нотного примера. Разучивание и пение песни. Анализ и сравнение этического содержания текста песни «Быть человеком». Выполнение заданий и ответы на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений». Обсуждение знакомых сказок «Маленький принц» и «Русалочка» с точки зрения роли деталей в сюжете произведения.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о метафоричности искусства, о силе его воздействия, о подробностях и обобщениях в искусстве. Контроль результатов самостоятельного домашнего прослушивания музыки Р. Джадзотто, понимания художественного смысла, характера произведения. Контроль сравнительного анализа образов изобразительного искусства и музыки. Проверка качества пения. Контроль понимания этического содержания выученной песни. Проверка ответов на вопросы и выполнения заданий.

Особенности содержания произведений искусств

Каждое искусство имеет свои особенности содержания. Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик – облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот, возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли или которые увидели на картине. Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какой-нибудь незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его самых длинных высказываний.

? Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: Что вас больше всего в них трогает и волнует?

Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не по-детски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о которых автор не забыл упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все другие девочки, способна и плакать, и страдать.

Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях, подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных. Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса – эти черты нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с искусством.

Метафора в искусстве

Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.

Ведь художественно произведение – всегда метафора, оно никогда прямо не заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.

Метафора(греч.) «перенос». В его основе — сравнение, сопоставление ярких, зрелищных образов.

Рассмотрите картину «Несение креста» С. Дель Пьомбо. Проанализируйте, найдите в ней метафору.

Музыка 7 класс тема что такое музыкальное содержание. Смотреть фото Музыка 7 класс тема что такое музыкальное содержание. Смотреть картинку Музыка 7 класс тема что такое музыкальное содержание. Картинка про Музыка 7 класс тема что такое музыкальное содержание. Фото Музыка 7 класс тема что такое музыкальное содержание

Себастьяно дель Пьомбо. Несение креста. 1537 г.

Изображение запечатлело Иисуса уставшего, измученного, предчувствующего неминуемую гибель. На его лице написано страдание, а массивный крест словно придавливает его к земле своей тяжестью. Но в картине чувствуется и настоящая любовь художника к своему герою: изящные линии драпировки светлой одежды Христа, красивое золотистое дерево креста. Особенно впечатляет изящная кисть руки, держащая крест. Она, как и лицо, выделена золотистым светом. Если вспомнить, что по Библии Христос был плотником, становится понятно, что мастер явно упивался красотой человеческого тела и изяществом движения.

Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он как будто бы не чувствует ни боли в голове, ни напряжения в руках, – его волнует более большое горе: боль за всех людей на земле.

Себастьяно дель Пьомбо отказывается от изображения толпы, сопровождающей Христа в его скорбном шествии на Голгофу, убирает побочные эпизоды главного действия.

И поэтому основной темой картины оказывается не показ человеческой жестокости и равнодушия, а изображение самих страданий.

Используя метафору, художник выразил свои мысли, своё отношение к событию и к герою художественного произведения.

Что такое музыкальное содержание

Музыка воздействует несколько иначе.

И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.

И музыке это удаётся – удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства.

Потому что музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка – это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

Что же является сущностью музыкального содержания?

Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности – предметы, имеющие вид, размер, очертания, окраску и т.д.

Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит к другому, а здесь они разговаривают…

И даже в той её части, которая связана с программным описанием музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные события, а прежде всего переживания их настроения, все оттенки чувств, которые эти события выражают.

В поисках понимания музыкального содержания бессильны логические законы и методы анализа. Мы верим музыке как раз вопреки всякой логике, верим лишь потому, что она воздействует на нас бесспорно и очевидно. А можно ли не верить тому, что существует в нас самих?

Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.

Слушание музыки Р. Джадзотто «Адажио Альбинони», музыкальный анализ

Прослушайте музыку Р. Джадзотто. С этой музыкой вы уже знакомы: она звучала и обсуждалась на последнем занятии в 6 классе.

Расскажите о её настроении, характере.

! Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины 20-го в., оно использовалось в десятках кинофильмов.

Многие музыковеды отмечали, что эта пьеса стилистически отличается от несомненных произведений барокко и Альбинони. Действительно, это произведение сочинил уже в 20-ом веке Ремо Джадзотто — автор биографии и ряда трудов о творчестве Альбинони. В музыке ощущается влияние скорее романтического стиля, чем музыки эпохи барокко.

Затем проанализируйте сходства и различия картины «Несение креста» и музыки Джадзотто. З адумайтесь о содержательной общности этой музыки с картиной Пьомбо «Несение креста».

Постарайтесь отметить, что музыкально-выразительные средства в Адажио направлены на создание глубоко печального образа:

Мелодическая линия направлена вниз, каждая фраза заканчивается нисходящими секундами-вздохами.

Мелодию сопровождают скупые строгие басы и выразительные фразы-ответы в сопровождении.

Выразительные же средства картины соответствуют музыкальным: мы видим опущенные глаза и горестное выражение лица Иисуса, напряжённость его позы и затруднённость движений, преобладание тёмной, мрачной цветовой гаммы вокруг Иисуса и выделяющийся холодный голубовато-белый цвет его одеяния.

Музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.

Музыка может выразить даже то, что скрыто в непостижимых глубинах жизни: она – главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.

Почему художественное произведение можно уподобить загадке?

Сразу ли открывается нам содержание музыкального произведения? Какие его стороны воздействуют на человека прежде всего?

Назовите известные вам музыкальные произведения, в которых бы воплощались основные человеческие чувства – радость, печаль, злость, восторг и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *