Музыку трудно объяснить словами что такое музыкальное содержание
Конспект урока музыки на тему «Музыку трудно объяснить словами» (7 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 7 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 1 четверти.
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— формирование понимания содержательной сущности произведений искусства.
Личностные:
— формирование понимания художественной деятельности, творчества как пути самовыражения, самосознания, самопреодоления человека, его взаимосвязи с окружающим миром.
Предметные:
— укрепление навыка самостоятельного домашнего прослушивания музыки с последующим её обсуждением на занятии;
— интонационно и ритмически правильное, выразительное исполнение песни.
Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержательной сущности произведений искусства.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Музыку трудно объяснить словами» (7 класс)»
Урок 2. Музыку трудно объяснить словами
Цели и задачи урока:
Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Планируемые результаты учебной деятельности
— формирование понимания содержательной сущности произведений искусства.
— формирование понимания художественной деятельности, творчества как пути самовыражения, самосознания, самопреодоления человека, его взаимосвязи с окружающим миром.
— укрепление навыка самостоятельного домашнего прослушивания музыки с последующим её обсуждением на занятии;
— интонационно и ритмически правильное, выразительное исполнение песни.
Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержательной сущности произведений искусства.
Музыка (слушание): Ш. Азнавур. «Вечная любовь» (№ 2 аудиоприложения).
Песенный материал: Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского «Когда играет музыкант».
Виды деятельности учащихся: Беседа о специфике музыки как временно́го звукового вида искусства. Разучивание и выразительное исполнение песни — сольное пение в куплетах и хоровое исполнение припевов.
Формы педагогического контроля. Контроль понимания и умения объяснить смысл цитаты А. де Сент-Экзюпери, приведённой в учебнике. Проверка качества исполнения песни (сольное и хоровое пение). Проверка умения объяснить влияние музыки на человека на примере песни «Когда играет музыкант». Проверка выполнения заданий и ответов на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений».
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
— Тема урока: Музыку трудно объяснить словами.
Сегодня мы изучим вопросы о содержании музыки, силе её воздействия, роли в жизни человека. Также осветим некоторые страницы истории искусства и, в частности, музыки.
Работа по теме урока
Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.
— О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства.
В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику.
Лишь о небольшой части музыки – музыки программной – мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, т. е касаясь тех словесных описаний, которые даёт нам композитор. Но как только начинается собственно музыкальное звучание, программная музыка становится столь же недоступной нашим определениям, подобно любой другой.
Всё это делает музыку особым искусством среди других искусств.
Вероятно, потому, что только музыка умеет выразить невыразимое.
Мы уже говорили о музыкальности мира, о том, что эта музыкальность присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.
Любой знает, в жизни не всё и не всегда протекает гладко и безоблачно. Даже каждодневные радости, волнения, тревоги оставляют в душе глубокий след. Ещё более глубоко воздействуют на нас сильные эмоциональные потрясения: открытия, потери, разочарования и новые надежды.
Все эти впечатления составляют огромный пласт человеческой жизни – невидимый, но порой самый важный и значительный. Это то, с чем человек пребывает постоянно, что лишь в малой своей части может быть открыто окружающему миру – ведь средства самовыражения у человека так ограничены. Как вырваться из самого себя, хотя бы ненадолго преодолеть это вечное одиночество собственных желаний, стремлений, снов, радостей и страданий? Одним из путей преодоления самого себя является творчество. Ведь в нём находят выражения чувства и мысли, пережитые автором, его личный опыт поражений и побед, вся его богатая внутренняя жизнь.
Однако не каждый человек способен выражать себя в художественной деятельности. Среди многих ценностей, каким обладает искусство, есть и такая, которая обращена к человеческой душе, которая приобщает к безграничному миру фантазии, возвышает её, помогает преодолеть замкнутость одиночного существования.
Может быть, именно этого человек, прежде всего, ищет в произведениях искусства: ведь он взаимосвязан с миром, он ищет отклика и утешения. «Мы вечном плену у источников, – писал А. де Сент-Экзюпери в своей книге «Планета людей». – Наша свобода так ограничена. Считается, что человек волен идти куда вздумается. Считается, будто он свободен… И никто не видит, что мы на привязи у колодцев, мы привязаны точно пуповиной, к чреву земли. Сделаешь лишний шаг – и умираешь».
Эту мысль, пришедшую к лётчику, терпящему бедствие в пустыне, едва ли следует понимать только в самом прямом смысле. Мы действительно находимся в вечном плену у источников. Как телу нужна вода, пища и одежда, точно так же человеческая душа ищет свои родники, откуда она черпает силу.
Среди этих животворящих родников, с давних времён поддерживающих и укрепляющих человека, находится и музыка – музыка с её зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями, музыка, понимающая и утешающая нас.
Бывают минуты, когда нам не нужны слова, когда они даже мешают: вслушаться в себя, глубже понять свои чувства. Не всегда человек может объяснить самого себя.
Вот почему мы говорим о том, что только музыка способна выразить невыразимое.
Вот почему её саму так трудно объяснить словами.
И в этом – главная особенность её содержания.
Прослушивание песни Ш. Азнавура
Шарль Азнавур — французский композитор, певец, поэт и актёр 20-го века. Азнавур сочинил более 1300 песен, сыграл в 60 фильмах. Он является одним из самых знаменитых эстрадных исполнителей 20 века. Азнавур сочинял в жанре шансон — французской эстрадной песни.
«Вечная любовь» — песня из кинофильма «Тегеран-43». Песня имеет французский текст; также существует русский перевод Н. Кончаловской:
3) Вокально-хоровая работа. Разучивание песни Я. Дубравина на стихи М. Пляцковского «Когда играет музыкант»
— Тема песни — значение деятельности музыканта, его влияния на людей — соответствует теме нашего урока.
Песня состоит из трёх куплетов с припевами. Куплеты исполняются одноголосно сольно, припевы — трёхголосно хором.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
— Мы говорили о том, что только музыка способна выразить невыразимое.
2. Домашнее задание:
Ответить письменно на вопрос: Почему художественное произведение можно уподобить загадке?
7 КЛАСС, 1 Ч, 2 УРОК «Музыку трудно объяснить словами»
Просмотр содержимого документа
«7 КЛАСС, 1 Ч, 2 УРОК «Музыку трудно объяснить словами»»
Тема урока: «Музыку трудно объяснить словами»
Всё это делает музыку особым искусством среди других искусств. Только музыка умеет выразить не выразимое.
Одним из путей преодоления самого себя является творчество. Ведь в нем находят выражения чувства и мысли, пережитые автором, его личный опыт поражений и побед, вся его богатая внутренняя жизнь.
Однако не каждый человек способен выражать себя в художественной деятельности. К счастью, среди многих ценностей, какими обладает искусство, есть и такая, может быть, главная, которая обращена к человеческой духе, которая приобщает её к безграничному миру фантазии, возвышает её, помогает преодолеть замкнутость одиночного существования.
Среди животворящих родников, с давних времен поддерживающих и укрепляющих человека, находится и музыка. Музыка с ее торжественной приподнятостью и тихой нежностью, с ее зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями, музыка понимающая и утешающая нас.
Только музыка способна выразить невыразимое.
Вот почему её саму так трудно объяснить словами.
Сейчас прослушаем музыкальное произведение.
Шарль Азнавур «Вечная любовь»
«Вот и пролетело весёлое лето»
Вот и пролетело весёлое лето,
Наступила осени теплой пора.
Я спешу в любимую школу с утра.
Ах, школа, школа, ты всегда со мной.
Ах, школа, школа, ты мой дом родной.
Любимые уроки и переменок сроки
И песни, что всегда со мной.
Здесь меня встречают знакомые лица
И учителей дорогие сердца
И мой класс, в котором с друзьями мне учиться
И дорогой знаний идти до конца.
Первый мой учебник и первый учитель,
Первый мой звонок и дорога домой.
Для меня ты, школа, мой друг и ценитель,
Музыку трудно объяснить словами
Музыку трудно объяснить словами
Содержание:
Музыкальный материал:
Брамс. Симфония № 3 in F-dur, Op.90, III ч. Allegretto (фр-т, слушание);
Бетховен. Симфония № 5 in c-moll, Op.67, II ч. Andante (фр-т, слушание);
Бетховен. Симфония № 5 in c-moll, Op.67, IV ч. Allegro (фр-т, слушание);
Рахманинов. Прелюдия in cis-moll, Op.3 № 2 (слушание);
Скрябин. Этюд № 12 in dis-moll, Patetico (слушание);
Чайковский. Сентиментальный вальс (слушание);
Шопен. Этюд № 3 in E-dur, Op.10 (слушание);
Шостакович. Симфония № 5 in d-moll, Op. 47, III ч. Largo (фр-т, слушание);
Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. «Когда играет музыкант» (пение).
Характеристика видов деятельности:
Наиболее трудной для восприятия многие считают непрограммную инструментальную музыку. Как определить содержание музыки в тех случаях, когда композитор не предпослал ей какого-либо конкретного заглавия или литературного предисловия? Как, например, понять, что именно хотел передать Шопен в своём этюде или прелюдии для фортепиано? Музыка эта несомненно мелодична, глубоко приятна для слуха, ну а о чём она говорит?
Действительно, как уяснить себе содержание такой музыки, где нет не только поэтического текста, как в песне, но даже скупого программного названия?
Некоторые слушатели порой слишком прямолинейно подходят к содержанию инструментальной музыки. Они полагают, что во всякой непрограммной музыке нужно непременно разгадать конкретно выраженный сюжет во всех его картинных подробностях. Но это далеко не всегда возможно. Ибо язык музыки, вовсе не тождествен языку словесному с его точностью и определённостью понятий.
Сколько настоящей глубины, человечности, жизненной правды в музыке знаменитого «Анданте» из Пятой симфонии Л. Бетховена! Но можно ли точно рассказать его сюжет так, как мы рассказываем сюжет повести или драматического спектакля?
Не вдаваясь в сюжетные подробности, каждый мало-мальски чуткий слушатель сможет ощутить, что в этом «Анданте» выражены то сосредоточенное раздумье, ощущение светлого покоя, то вдруг внезапно врывающиеся героические возгласы, призывающие к действию.
Беда, если слушатель, вместо того чтобы воспринимать прежде всего саму музыку во всём богатстве жизненно правдивых обобщений, станет разгадывать отдельные сюжетные подробности. Такое «слушание» не принесёт художественного удовлетворения. Многие композиторы-классики резко возражали против произвольного присочинения сюжетов и заглавий к непрограммным инструментальным пьесам.
Послушайте небольшой фрагмент из Симфонии № 3 (III часть) немецкого композитора Иоганнеса Брамса. Эту музыку трудно описывать словами: в ней нет литературной программы, нет изобразительности. Зато с уверенностью можно сказать: как сильно она воздействует на нас своим благородным звучанием, проникновенной мелодией, пробуждая в душе светлые и возвышенные чувства.
Мягкая печаль, едва уловимый налёт грусти, сожалений об ушедших днях юности слышится в музыке «Сентиментального вальса» Чайковского. Связь с русской бытовой танцевальной музыкой придаёт этой пьесе особый аромат и реалистическую убедительность.
«Красота человеческого горя» (А. П. Чехов) с удивительной силой выражена в медленной, третьей части всемирно известной Пятой симфонии Д. Д. Шостаковича. Автор свободно воспроизводит в этой гениальной музыке строгие контуры старинных мелодий в духе Баха или Генделя, оригинально сочетая их с глубоко современной музыкальной атмосферой, неизменно захватывающей аудиторию любой национальности.
Ни одно из названных произведений не опирается на литературную программу, не носит узко изобразительного характера. Но идейно-эмоциональный смысл их, реальное образное содержание доходит до сердца слушателя, захватывая и волнуя его.
Зато она может с огромной силой передавать состояние радости или горя, драматической взволнованности или праздничного ликования. Через эти настроения и чувства слушатель сможет воспринять и большие идеи, заложенные в музыкальных произведениях. Порой музыка достигает такой захватывающей эмоциональной мощи, какую трудно или невозможно было бы достичь с помощью словесного языка. Об этом неоднократно говорил великий музыкант-психолог П. И. Чайковский: «Вы говорите, что тут нужны слова. О нет! Тут именно слов-то и не нужно, и там, где они бессильны, является во всеоружии своём «язык музыки».
Музыка умеет выразить невыразимое.
Вспомните: мы не раз говорили о музыкальности мира, о том, что эта музыкальность присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.
Любой знает, в жизни не всё и не всегда протекает гладко и безоблачно. Даже каждодневные радости, волнения, тревоги порой оставляют в душе глубокий след. Ещё более глубоко воздействуют на нас сильные эмоциональные потрясения: открытия, потери, разочарования и новые надежды.
Однако не каждый человек способен выражать себя в художественной деятельности. К счастью, среди многих ценностей, какими обладает искусство, есть и такая, может быть, главная, которая обращена к человеческой душе, которая приобщает её к безграничному миру фантазии, возвышает её, помогает преодолеть замкнутость одиночного существования.
Эту мысль, пришедшую к лётчику, терпящему бедствие в пустыне, едва ли следует понимать только в самом прямом смысле. Мы действительно находимся в вечном плену у источников. Как телу нужна вода, пища и одежда, точно так же человеческая душа ищет свои родники, откуда она черпает силу.
Ведь бывают минуты, когда нам не нужны слова, когда они даже мешают: вслушаться в себя, глубже понять свои чувства. Не всегда человек может объяснить самого себя. Вот почему мы говорим о том, что только музыка способна выразить невыразимое.
Вот почему её саму так трудно объяснить словами.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Брамс. Симфония № 3 in F-dur, Op.90, III ч. Allegretto ( фрагмент );
Бетховен. Симфония № 5 in c-moll, Op.67, II ч. Andante ( фрагмент );
Бетховен. Симфония № 5 in c-moll, Op.67, IV ч. Allegro ( фрагмент );
Рахманинов. Прелюдия in cis-moll, Op.3 № 2;
Скрябин. Этюд № 12 in dis-moll, Patetico;
Чайковский. Сентиментальный вальс;
Шопен. Этюд № 3 in E-dur, Op.10;
Шостакович. Симфония № 5 in d-moll, Op. 47, III ч. Largo (фрагмент);
3. Сопровождающая статья, docx.
Конспект урока по музыке в 7 классе «Что такое музыкальное содержание?»
Тема: Что такое музыкальное содержание.
Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть. (слушание).
Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение).
Портрет композитора Л. Бетховена.
Сообщение темы урока.
Прошли недаром, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
Работа по теме урока.
Рассказ учителя о Л. Бетховене, его музыке.
Жизненное кредо Л. Бетховена:
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».
«Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монастырского престола от истины не отрекаться».
«Музыка должна высекать огонь из души человеческой».
Близки ли вам бетховенские принципы? Какой из них для вас мог бы стать определяющим в жизни? Почему?
Основы творческой и человеческой «интонации» бетховенской музыки – «через тернии к звёздам»; «через страдания – к радости». «Дайте мне хотя бы один день чистой радости».
Ромен Роллан говорил о Бетховене: «Рисуя его, я рисую его племя, наш век, нашу мечту. Нас и нашу спутницу с окровавленными ногами – Радость! Не жирную радость, отъевшуюся у стойла души. Радость испытания, радость труда и борьбы, преодолённого страдания, победы над самим собой…»
Казалось, Бетховен мог быть счастлив. Но «судьба стучалась в дверь». Уже несколько лет Бетховен замечал признаки надвигающейся глухоты – страшная беда для музыканта. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Страх потерять способность к творчеству приводил его в отчаянье. Об этом Бетховен поведал своим братьям письмом, известным под названием Гейлигенштадского завещания: «…Я был недалёк от того, чтобы наложить на себя руки. Искусство! Только оно одно и удержало меня. Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным…»
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть. (слушание).
Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души. Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства.
Богатство вместе с властью вольно бродят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же пусть неправильной была, –
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было или будет.
П. Б. Шелли. Любовь бессмертная
Какой образ создаёт музыка? соответствует ли название «Лунная соната», данное ей поэтом-романтиком Рельштабом уже после смерти композитора, образному миру бетховенской музыки?
Каков характер музыки – мужественный, женственный, юношеский или детский?
Слушая 1-ю часть сонаты, обратите внимание на три элемента её музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов. Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?
Сколько образов в этой музыке? ( Один, в котором явно слышно развитие чувства: в начале скорбная мелодия с ритмическими интонациями траурного марша; в среднем разделе эти интонации уступают место безостановочному волнообразному движению триолями на фоне глубоких басов, которые постепенно разрастаются, поднимаясь в регистре и в силе звучности, достигают кульминации, словно хотят разорвать тягостную скорбную цель; возвращение в третьем разделе скорбной мелодии, и короткая кода с траурным ритмом в басу утверждают чувство безысходности. )
Как вы понимаете слова Ф. Достоевского «Многое меняется, сердце остаётся одно». Согласны ли вы с этим?
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. II часть. (слушание).
Почему Ференц Лист – один из лучших исполнителей «Лунной сонаты» – назвал её вторую часть «цветком между двумя безднами»?
Изменилась ли музыка 2-й части по сравнению с первой?
Как вы думаете, о чём думал Бетховен, когда писал эту часть? ( Это либо воспоминание о чём-то светлом и одновременно печальном, либо мечта, а может быть, это улыбка Джульетты, почти танцевально-игривая, чередующаяся с его мрачными мыслями. )
Сколько образов? ( Два – мужественный и женственный. )
Возможно, Бетховен имел в виду себя, когда говорил: «Мужчина должен быть крепок и мужественен во всём».
И, наконец, 3-я часть.
Какие чувства переданы в 3-й части? ( Бурное кипение страстей, могучее стремление преодолеть скорбь. )
Известно, что суть сонатной формы в конфликте (борьбе) или контрасте образов. Почему Бетховен нарушил установленную традицию и написал 1-ю часть сонаты не в сонатной форме?
Где конфликт проступает отчётливее: внутри частей сонаты или между частями?
В чём проявляется оптимизм Бетховена? ( Достижение цели в борьбе, не легкомысленный оптимизм, а внутренняя сила, выстраданная радость. )
Вывод: «… Страждущие души, благородные души, возьмите себе в спутники этого человека!» Эдуард Эррио «Жизнь Бетховена».
Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение).
«Сердце – вот истинный рычаг всего великого», – говорил Бетховен. И друзья отмечали удивительное сочетание его доброты, необычайного детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор.
Выучить песню. Подготовить доклад о Л. Бетховене.
Презентация к уроку музыки по теме «Музыку трудно объяснить словами», 7класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: Музыку трудно объяснить словами. Подготовила: Телятникова Светлана Валерьевна, учитель МКОУ «Журавская СОШ», Чистоозёрного района, Новосибирской области.
Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека. А. де Сент-Экзюпери
О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства. В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику.
Только музыка умеет выразить невыразимое. Музыкальность присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.
Среди этих животворящих родников, с давних времён поддерживающих и укрепляющих человека, находится и музыка – музыка с её зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями, музыка, понимающая и утешающая нас.
Не всегда человек может объяснить самого себя. Вот почему мы говорим о том, что только музыка способна выразить невыразимое. Вот почему её саму так трудно объяснить словами. И в этом – главная особенность её содержания.
М. Таривердиев, стихи Н.Добронравова. «Маленький принц»
Иоганнес Брамс. Симфония № 3. III часть. (1833 – 1897) Выдающийся немецкий композитор, создатель философски углубленных произведений для симфонического оркестра, в которых он выражал самые разные чувства и настроения. Он даёт нам возможность ощутить неповторимую атмосферу времени, создаёт музыкально обобщённый образ эпохи.
Домашнее задание. Ответьте письменно на вопрос: почему художественное произведение можно уподобить загадке?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-169636
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.