на основе чего ведется педагогическая адаптация содержания образования
Сущность содержания образования. Факторы, влияющие на разработку содержания образования. Требования, определяющие содержание образования и пути его совершенствования.
Проблема содержания образования связана с решением вопросов, чему обучать в образовательных учреждениях.
Содержание образования — педагогическая адаптация системы ЗУН, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечит развитие личности.
В истории педагогики постоянно решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования. Выдвигались следующие теории:
— Теория формального образования (Локк, Кант, Гербарт) — у учащихся необходимо развивать мышление, память и другие познавательные процессы, а также способности к анализу, синтезу и др., т. к. источником знаний является разум (иностранные языки и математика).
— Теория материального образования (Каменский, Спенсер) — отбирать учебный материал необходимо по степени его пригодности для учащихся в практической деятельности (естественно-научные дисциплины).
— Теория прагматического образования (Дьюи) — знаниями обучающиеся овладевают в ходе практической деятельности.
В Беларуси — личностно-ориентированный подход к сущности содержания образования, но в последнее время наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к содержанию образования (практико-ориентированный характер подготовки, доминирование самостоятельной работы при решении задач профессионального характера.
Структура содержания образования:
— система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности (когнитивный опыт), который формирует естественно-научную картину мира и включает основные категории, термины, факты, законы науки, а также теории и концепции.
— опыт осуществления способов деятельности, которые включают интеллектуальные и практические умения.
— опыт творческой деятельности,который предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.
— опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру.
Критерии отбора содержания образования:
— целостное отражение в содержании образования задач формирования базовой культуры личности.
— учет международного опыта в построении содержания образования.
— высокая научная и практическая значимость содержания изучаемого материала.
— соответствие сложности материала возрастным особенностям учащихся.
— соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.
— соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение материала.
Факторы, влияющие на характер содержания образования:
— потребности и цели общества
— закономерности учебной дисциплины
— интеллектуальные и личностные возможности учащихся
— возможности и особенности педагога
7. Документы, определяющие содержание образования:
— государственный образовательный стандарт — документ, служащий основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
— учебный план — документ, определяющий состав учебных дисциплин, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.
• базовый компонент (инвариантный)
— учебная программа — нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому предмету и объем времени, отводимого на дисциплину, разделы и темы.
Виды: типовые, рабочие, авторские.
Структура: пояснительная записка, основная часть.
Способы построения программы: линейный (логическое построение материала без возвращения на следующих этапах обучения), концентрический (повторение материала на следующей ступени в усложненном варианте.
— учебники и учебные пособия
Функции учебника: информационная, мотивационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления и самоконтроля, интегрирующая, координирующая, воспитательно, развивающая, обучающая.
Программы воспитания и обучения дошкольников
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – М., 1985, 2005.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб., 1997.
3. Методические советы к программе «Детство». – СПб., 2001.
4. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева и др. – М., 2000.
5. Из детства в отрочество / Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 1998. 6. Золотой ключик / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова и др. – М., 1996.
7. Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет / Т.Н. Доронова, В.А. Гербова и др. – М., 1997.
8. Развитие / Л.И. Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1995.
9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.
10. От рождения до школы / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2011.
заложенных в нее основных понятий.
Образование – общественно организуемый и нормируемый процесс и результат постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально-значимого опыта.
? Что означает понятие содержание образования? На какой вопрос мы отвечаем, когда говорим о содержании образования?
? Проанализируйте определение образования И.Я. Лернера и выделите основную функцию образования.
Если функция образования в передаче социального опыта, то что выступает источником формирования содержания образования (социальный опыт, т.к. функция образования состоит в передаче социального опыта).
Следовательно, чтобы раскрыть понятие «содержание образования», необходимо выяснить:
— что называется социальным опытом;
— какие элементы включает социальный опыт;
— какой социальный опыт становится содержанием образования. Социальный опыт – все, что накоплено человечеством, совокупность
исторически обусловленных средств и способов деятельности, созданных в процессе общественно исторической практики людей для воспроизведения культуры и способных стать достоянием личности. Социальный опыт передается с целью сохранения и развития культуры.
? Может ли весь социальный опыт стать достоянием отдельной личности?
Этого не может быть. Так как одна личность не может стать обладателем всего социального опыта, то возникает необходимость выделения основных, необходимых элементов социального опыта, усвоение которых обеспечивает разностороннее развитие личности.
? Какие же элементы входят в состав социального опыта.
С т руктурасоциальногоопыта
1 элемент социального опыта – знания о природе, обществе, технике, человеке, которые составляют ОНКМ (общенаучную картину мира), а так же знания о способах деятельности, обеспечивающие применение теоретических знаний в практической деятельности.
2 элемент социального опыта – опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности. Этот компонент выделен в самостоятельный, так как наличие знаний о способах деятельности не является абсолютным гарантом способности их практической реализации.
В жизнедеятельности могут возникать не только типичные ситуации и проблемы, но и совершенно новые, (решение которых еще не готово в рамках социального опыта), поэтому человеку необходим третий компонент.
3 элемент социального опыта – опыт творческой деятельности – опыт переноса известных знаний и способов деятельности в новые условия деятельности, опыт их преобразования и интерпретации. 2 компонент выполняет функцию воспроизведения культуры, а 3 компонент функцию развития культуры.
4 элемент социального опыта – о п ыт эмоционального о т н о ш ения людей к миру и другим людям. Этот опыт включает в себя опыт эмоциональной воспитанности, знания о нормативных отношениях, навыки соблюдения этических норм.
? Существуют ли взаимосвязи между этими элементами? Да. Для элементов социального опыта характерно то, что каждый из предшествующих является условием функционирования последующих (без знаний о деятельности и способах деятельности не может быть осуществление способов деятельности в практике; без опыта творческой деятельности не может существовать деятельность в новых условиях, не может осуществляться дальнейшее накопление социального опыта; без отношения к миру и себе не может быть личности, так как индивид становится личностью только при осознании себя и других, своего места среди других). Каждый последующий элемент видоизменяет предыдущий (применение знания в составе умения делает его более глубоким, гибким, системным).
? Зачем мы рассматривали социальный опыт? Каково соотношение социального опыта и содержания образования.
Цель образования и его функция – передача социального опыта. Тогда структура социального опыта и структура содержания образования должны совпадать? Однако, есть ли отличия между ними? Есть. В объеме, широте содержания этих элементов. В содержание образования включаются лишь основные, доступные и необходимые для усвоения аспекты каждого из элементов социального опыта.
Выстроим определение содержания образования.
Содержаниео бразования – это педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает формирование всесторонне развитой личности, готовой к воспроизведению и развитию культуры (И.Я. Лернер).
? Каковы основные критерии отбора содержания образования для разных возрастных ступеней. На основе чего ведется педагогическая адаптация содержания образования. Таким образом, каковы же критерии отбора содержания образования?
1) Критерий целостного отражения в содержании образования всех компонентов социального опыта;
2) Критерий высокой научной и практической значимости содержания, подлежащего усвоению;
3) Критерий соответствия сложности содержания реальным возможностям данного возраста;
4) Критерий соответствия объема содержания, имеющемуся времени для изучения этого объема;
5) Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения;
6) Критерий учета международного опыта построения содержания образования (с целью обогащения опыта, соответствия мировым образовательным стандартам).
Рассматривая теоретические основы содержания образования, мы опирались на концепцию И.Я. Лернера, В.В. Краевского. Их определение содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте в большей степени соответствует установкам гуманистического мышления. Смысл концепции в том, что целостная личность не может быть ограничена знаниями, умениями и навыками. Личность многогранна, она характеризуется своими эмоциями, ценностями, мировоззрением, системой мотивов, а так же возможностью творчества. Это субъект.
Существуют и иные концепции, определяющие структуру содержания образования. Ведущей долгое время являлась концепция, рассматривающая содержание образования как системы знаний, умений, навыков. Она ориентировала образовательные учреждения на их передачу от старшего поколения младшему. Как следствие, преобладание репродуктивных методов обучения, ориентированных на повторение несколько раз одной деятельности и выполнение действий по образцу, не включая в процесс обучения продуктивные методы. Эта концепция не ориентирована на овладение всеми компонентами культуры человечества, ограничиваясь двумя из них.
образования, об их различии, т.е. рассмотрев теоретические основы содержания образования, обратимся к более подробному изучению содержания дошкольного образования, его специфичности.
На базе ДОУ осуществляется передача и освоение детьми содержания дошкольного образования.
? Соответствует ли структура содержания дошкольного образования рассмотренной выше структуре содержания образования? Конечно.
В структуре содержания дошкольного образования просматриваются те же элементы. Рассмотрим элементы содержание дошкольного образования, его специфику.
1. Знания – основной компонент содержания образования. Их накоплено множество и необходима их педагогическая адаптация применительно к каждой ступени образования (в т.ч. дошкольного образования). Совокупность знаний всегда предшествует конкретной практике, поэтому знания – первый элемент содержания дошкольного образования.
Существуют разные виды знаний, не все из которых присутствуют в системе дошкольного образования. Знания подразделяются на:
— основные понятия и термины (создают базу для дальнейшего обучения в школе);
— факты (накопление осуществляется через наблюдение за окружающим, действия с предметами, разные виды деятельности, обобщение);
— законы, теории, концепции (практически не представлены в содержании дошкольного образования);
— знания о способах деятельности и познания (детям даются знания о способах осуществления основных видов деятельности – двигательной, художественной, трудовой, игровой, речевой, коммуникативной и др.);
— знания о нормах отношений в обществе (дети получают знания о нормах отношений, правилах поведения и общения в обществе);
— оценочные знания (знания о том, что такое хорошо и что такое плохо, о способах оценки себя, своей деятельности и поведения, действий и поступков других людей).
? Какие виды знаний осваиваются дошкольниками?
В ДОУ даются все виды знаний, кроме теорий, законов, концепций. Исключение составляют законы природы, осваиваемые детьми при непосредственном наблюдении (течение времени, времена года, их закономерная смена). Эти знания выполняют разные функции, они взаимосвязаны, им необходимо обучать комплексно.
Таким образом, знания в системе дошкольного образования образуют основосоздающую систему представлений ребенка об окружающем, о себе и других. Они являются фундаментом для дальнейшего обучения и средством развития личности, ее эмоционально-волевой, интеллектуальной, нравственной, деятельностной сфер.
? Приведите пример таких умений и навыков дошкольников.
Различают общие и специальные умения и навыки. К общим, относятся умения, необходимые в любых ситуациях жизнедеятельности: речевые навыки, навыки и привычки нравственного поведения, умение читать, рассказывать, задавать и отвечать на вопросы, умение ходить, бегать и т.д. К специальным умениям и навыкам относятся умения в конкретных видах деятельности: музыкальные, изобразительные, конструктивные и др.
Оценка развитости умений осуществляется на основе критериев: быстрота, автоматизм, скорость реакции, время на выполнение действий, наличие или отсутствие лишних движений, способность применять умения и навыки в практической деятельности.
Знания и умения, усвоенные по образцу, не могут обеспечить развитие творчества ребенка. Необходимо в системе дошкольного образования создавать условия для проявления инициативы и самостоятельности в деятельности с целью формирования опыта творческой деятельности. Преобладание заданий, выполняемых по образцу, приводит к значительным затруднениям при выполнении самостоятельных действий вплоть до ее прекращения и развития отрицательных эмоций и напряжения.
? В теории и практике дошкольного образования обсуждается вопрос: «Можно ли обучать творчеству?» Практика доказала, что игнорирование целенаправленного формирования творчества не приводит к стихийному, массовому развитию творческих способностей детей. Творчеству нужно обучать, зная его черты и создавая специальные условия (организационно-педагогические, психологические и др.). Надо учить дошкольника действовать, мыслить самостоятельно, проявлять инициативу. Зная черты творчества, можно целенаправленно развивать их.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
На основе чего ведется педагогическая адаптация содержания образования
|
Вопрос о том, чему учить – один из важнейших в дидактике. В разные исторические эпохи на него пытались ответить выдающиеся мыслители, общественный деятели и педагоги. В результате к началу XIX в. сформировалось две общенаучных теории, отражающих два основных взгляда на сущность этого вопроса: теории дидактического энциклопедизма (теории материального содержания образования) и дидактического формализма (теория формального содержания образования).
Суть дидактического энциклопедизма состоит в том, что у ребёнка надо сформировать систему научных знаний, и чем шире в ней охвачены различные науки, чем глубже знания, тем лучше. Среди знаменитых приверженцев этой точки зрения античный философ Сократ, английский мыслитель XVI-XVII вв. Фрэнсис Бэкон и основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский.
В дидактическом формализме главной ценностью являются не знания сами по себе, а способы действия, умения использовать знания на практике и самостоятельно их находить. В античную эпоху эту идею сформулировал Гераклит («Многознание уму не научает»). Этой теории придерживались такие выдающиеся педагоги прошлого, как Джон Локк, Иоганн Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт.
Обе теории имеют свои сильные и слабые стороны: дидактический энциклопедизм хорошо формирует теоретические знания, но недостаточно обеспечивает связь обучения с жизнью, а дидактический формализм вооружает практическими умениями, но ограничивает развитие теоретического мышления. Поэтому существует и третья точка зрения, которую во 2-й половине XIX в. выразил русский педагог К.Д. Ушинский: необходимо объединить достижения обеих теорий, находя «золотую середину» в соотношении формируемых у личности знаний и опыта деятельности.
— при массовом обучении обеспечить её реализацию гораздо сложней, чем реализацию предыдущих теорий;
— разнообразие возможного содержания образования осложняет ребёнку или его семье правильный выбор, что зачастую приводит к снижению качества результатов обучения.
Итак, на вопрос «Чему учить?» отвечает содержание образования.
Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, готовой к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
Иначе говоря, содержание образования – это то, что должен освоить ученик в результате обучения.
Содержание образования не оставалось неизменным на протяжении веков, оно продолжает меняться и теперь. Содержание образования отражает общественный идеал: существующие в обществе представления о том, каким должен быть образованный человек. Содержание образования находится в зависимости от социально-экономических и социально-культурных условий, от уровня развития системы образования, от степени его контроля государством и т.д.
На содержание образования влияют две основные группы факторов:
1) цель образования, выражающая потребности общества (кратко общественные потребности можно сформулировать как формирование нужной, полезной обществу личности);
Источник содержания образования – опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Однако накопленный людьми опыт столь огромен, что невозможно передать его новому поколению в полном объёме. И этого не требуется, ведь многие специальные знания никогда не пригодятся в жизни большинству людей, они будут нужны лишь профессионалам. Но как выбрать из огромного наследия человеческой культуры именно то, что потребуется всем или абсолютному большинству выпускников общеобразовательной школы – то, что станет основой для дальнейшего успешного образования и развития личности? В этом и заключается главная проблема отбора содержания образования.
В.В. Краевский обосновал следующие принципы отбора содержания образования:
— соответствие содержания образования требованиям общества, науки, культуры и личности;
— единство содержательной и процессуальной сторон образования (т.е. содержание образования должно отбираться с учётом особенностей педагогического процесса);
— структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования: научной теории, учебного плана, учебного материала, педагогической деятельности, личности ученика и т.д.;
— гуманитаризация – направленность на человека, на творчество и усвоение общечеловеческой культуры (этот принцип подразумевает прикладное значение полученных знаний и опыта для людей);
15. Содержание образования, его концепции, особенности.
Источниками формирования содержания образования является культура или социальный опыт. Содержание образования состоит из четырех основных структурных элементов:
1) опыт познавательной деятельности, фиксируемый в форме способов осуществления – знаний;
2) опыт репродуктивной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – умения и навыков;
3) опыт творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций;
4) опыт эмоционально-ценностных отношений.
Сущность содержания образования и его исторический характер
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике содержание образование определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровне развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» (Педагогический словарь, 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
В последнее десятилетие в образовании все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот по, ход нашел отражение в работах И.Я.Лернера и М.Н.Скаткин В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А. В. Петровского.
При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценности являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности.
Концепции организации содержания образования:
Приверженцами материального образования были многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Имеет и недостатки. Это слабая связь между курсами, переполненными учебным материалом, не всегда нужным для развития учащихся. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно преподавать предмет.
2. Сторонники дидактического формализма (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставили целью не столько овладение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, их способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считали изучение греческого и латинского языков, математики, но недооценивали значение гуманитарных наук.
3. Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера.
Требования: по мнению И.Я. Лернера, в содержании образования должны быть следующие компоненты : система научных знаний, способы деятельности в типовых ситуациях, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально ценностного отношения к миру.