Научно познавательный рассказ содержит в себе что
Научно познавательный рассказ- это рассказ в котором.
по курсу «Литературное чтение».
Настоящая рабочая программа составлена для общеобразовательного учреждения, для 3 класса, работающего по развивающей системе Л.В. Занкова.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам.
Основная идея обучения данного курса – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – литературной образности.
В обучении и общем развитии младших школьников курсу «Литературное чтение» принадлежит очень важная роль. Начальный курс литературного чтения дает широкую картину внешнего мира, вводит в мир внутренней, духовной жизни человека, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове – в целом повысить культуру человека.
Однажды юный петушок
Пришел из школы хмурый.
Заданье сочинить стишок,
Урок литературы.
Он долго морщил хохолок
Над чистою страницей,
Но все не выходил стишок
На тему «куры-птицы»
С задачкой этой он пошел
Ко взрослой клуше-маме.
Но и у мамы, как назло,
Ну, плохо со стихами.
В итоге долгих споров-прений
Постановил семьи совет
Назавтра пару объявлений
Дать в местных несколько газет
На тему: это же ужасно
Давать подобные заданья
На тему спорную такую
Такому юному созданью!
Назавтра письма написали,
Все созвонились, что и как,
И комитет создать решали.
А петушок схватил двояк.
Урок литературного чтения в 3 классе на тему: «Научно-познавательный и художественный тексты» (проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме)
Урок литературного чтения
«Научно-познавательный и художественный тексты»
создание опорной таблицы по теме)
Учащиеся должны знать: порядок анализа текста; признаки научно-популярного и художественного текстов
Учащиеся должны уметь: анализировать текст; сравнивать различный литературный материал; обобщать материал; работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.
· продолжить знакомство с научно – познавательными и художественными текстами;
· развитие умения различать типы текстов, обрабатывать и систематизировать информацию.
· расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научно-познавательных и художественных текстах;
· развивать умения видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать;
· развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, учить читать вдумчиво;
· развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать0, воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы;
· воспитывать любовь, бережное отношение к природе, её обитателям, доброту.
I. Организационный момент.
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас.
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты сели, пора начинать.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Скажите, ребята, чем отличается художественное произведение от научно-познавательного?
Дети: В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства, а в научно-познавательных текстах описывают события, природу на конкретных примерах.
Дети: В научно-познавательных текстах используется научная лексика.
Дети: Научно-познавательные тексты упрощены в отличие от художественных произведений.
Дети: В художественных произведениях авторы изображают картины природы, жизнь людей, общение между людьми и животными.
Дети: В художественном произведении есть диалоги между действующими лицами.
Учитель: Назовите произведения, которые мы читали о животных.
( К. Паустовский «Барсучий нос» вписать
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас будет урок проектной деятельности. Для этого вы заняли свои места по группам «Аналитики», «Исследователи», «Иллюстраторы», «Испытатели»
II. Создание проблемной ситуации.
Мы познакомились с вами с рядом художественных и научно-познавательных произведений, накопили большой материал
Для того чтобы умело использовать собранную нами информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.
Я предлагаю вам такую форму систематизации как опорная таблица.( таблицы раздать)
III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.
— Как вы думаете, какова же будет цель нашего проекта?
Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию
— Каковы же выдвинем задачи?
Задача : создать опорную таблицу для сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного
IV. Подготовка к созданию проекта.
— Назовите основные этапы создания проекта. (Что нам нужно сделать, чтобы создать опорную таблицу?)
1. Проанализировать два текста на одну тему: научно-познавательный и художественный.
2. Выявить самые важные различия в этих текстах
3. Внести эти различия в таблицу
4. Проверить эту таблицу на других произведениях
— Наметим разделы проекта (таблицы) с целью удобства систематизации информации
(Проводится в виде «мозгового штурма».)
(Дети предлагают: цель, тема, главный герой, образ героя, основная мысль текста, отношение автора к героям, отношение автора к событиям. моё отношение к героям, средства выражения основной мысли)
(Лучше всего подходит план анализа текста. Его пункты могут быть названиями столбцов таблицы (отличительными чертами исследуемых текстов)
В результате на доске помещаются заготовки для будущего проекта:
Различия в художественном и научно-познавательном текстах
Основная мысль текста
Средства выражения основной мысли
Отношение автора к героям и событиям
Моё отношение к героям и событиям
V. Основной этап создания проекта.
— Начнем исследование (работают «Исследователи»)
— Какие тексты возьмем для исследования: знакомые или незнакомые? Знакомые.
«Исследователи» выбирают тексты и заполняют таблицу
Если «Исследователи» выбрали для анализа отрывок из текста К. Паустовского «Барсучий нос» (о барсуках) и энциклопедический текст «Барсук», то таблица после анализа может выглядеть так: работа с учебником с
Различия в художественном и научно-познавательном текстах
Основная мысль текста
Средства выражения основной мысли
Отношение автора к героям и событиям
Моё отношение к героям и событиям
Автор рассказывает о том, как выглядят барсуки
Точные факты, научные слова, термины (живёт в норе, длинные когти, волосяной покров приглажен)
Интересно было узнать о бобрах
Автор рассказывает о барсуках, как о любознательных животных
Выразительные слова, сравнения (нос, похожий на свиной пятачок, полосатая шкурка).
Хорошо понятно (относится с сочувствием)
Таблицу на доске заполняют «Иллюстраторы»
VI. Работа «Аналитика»
— Все ли пункты анализа текста подходят для выявления различий между научно-познавательным и художественным текстами? Во всех ли столбцах видны эти различия?
— Не все пункты подходят: столбец «Тема текста» показывает не различия, а сходство; столбец «Моё отношение к героям и событиям» может иметь столько различий, сколько человек выскажет своё мнение о тексте, т. е. слишком много.
— Следовательно, столбцы «Тема текста» и «Моё отношение к героям и событиям» надо удалить из таблицы.
«Иллюстраторы» убирают ненужные столбцы.
VII. Этап испытания проекта
В результате подробной обработки информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения об отличии научно-познавательного текста от художественного.
— такая таблица у нас получилась
Различия в художественном и научно-познавательном текстах
Основная мысль текста
Средства выражения основной мысли
Отношение автора к героям и событиям
Автор рассказывает о том, как выглядят барсуки, как живут
Точные факты, научные слова, термины
Автор рассказывает о барсуках как о любопытных животных
Выразительные слова, сравнения (нос, похожий на свиной пятачок, полосатая шкурка).
Хорошо понятно (относится с сочувствием)
Работа «Испытателей» они должны выбрать текст
— Испытание проекта будем проводить все вместе по алгоритму:
1. Подойти к учительскому столу, выбрать текст-отрывок из произведений, зачитать его.
2. Из разложенных на столе энциклопедических текстов выбрать текст на ту же тему, что и зачитанный отрывок. Передать его любому ученику для чтения вслух.
3. Проанализировать свои тексты по созданной опорной таблице, сделать вывод, научно-познавательный это текст или художественный.
Вывод : : В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства (выразительные слова, сравнения. диалоги).
а в научно-познавательных текстах используются научные слова (волосяной покров).
4. Подумать, всё ли в таблице удобно для анализа текстов на разные темы.
Аналитики (Не удобен столбец «Основная мысль текста». Его надо по-другому назвать, чтобы он подходил для текстов на разные темы: «Основная цель автора» или: «Зачем автор создал текст?»
В ячейке, соответствующей научно-познавательному тексту, будут слова: «Дать знания».
В ячейке, соответствующей художественному тексту, будут слова: «Вызвать чувство».)
В результате таблица приобретает вид:
Различия в художественном и научно-познавательном текстах
Основная цель автора
(Зачем автор создал текст?)
Средства выражения основной мысли
Отношение автора к героям и событиям
Точные факты, научные слова, термины
Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения
· Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?
· Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?
· Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?
Карточки с отрывками из произведений
Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры. (И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»)
Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.
(В. Белов «Малька провинилась»)
Перед самым носом Пика шлёпнулся на землю пучеглазый маленький лягушонок. Он испуганно уставился на мышонка. Мышонок с удивлением и страхом рассматривал его голую скользкую кожу.
А кругом по-прежнему слышалось – плюх-шлёп! плюх-шлёп! – точно целое стадо перепуганных лягушат, спасаясь от кого-то, скакало по траве.
(В. Бианки. «Мышонок Пик»)
Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных.
Тут я рассмотрел, какие у неё хорошенькие чёрные ноготки. Игрушечная живая ручка. Я стал гладить лапку и думаю: совсем как ребёночек.
(Б. Житков. «Про обезьянку»)
Наконец настало утро. Разбитый, с головной болью, я кое-как под
нялся, оделся и пошёл на занятия.
И вдруг на плацу, где мы всегда маршировали, я увидел чудо…Собака, убитая мною накануне, стояла, как всегда, около нашего «дядьки» и помахивала хвостом. Завидев меня, она как ни в чём не бывало подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у ног. (В. Дуров. «Наша Жучка»)
Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она металась и не могла взлететь. (В. Астафьев «Капалуха»)
Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.
(В. Драгунский. «Он живой и светится»)
После чаю я уходил на охоту…Моя охота была и тогда и теперь – в находках.
Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался…
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. (М. Пришвин. «Моя Родина»)
Бобры из отряда грызунов. Крупные водные звери, известные своим умением возводить плотины, создавая пруды, в которых они устраивают жилище. Бобры весят от 15 до 30 кг при длине 90–120 см, включая плоский хвост (41 см). Большими перепончатыми задними лапами они гребут при плавании, используя в качестве руля широкий чешуйчатый хвост. Маленькие передние лапки используются как для ходьбы по земле, так и для переноски грунта и камней при строительстве уникальных плотин и частично погруженных в воду «хаток». Глаза маленькие, как и у многих других животных, большую часть времени проводящих в воде. Уши и нос снабжены клапанами и закрываются, когда животное ныряет. Огромные резцы позволяют перегрызать стволы деревьев.
Бобры возводят плотину, чтобы заполнить пруд, посреди которого строят островную «хатку», недосягаемую для рыскающих поблизости хищников. Она служит и жильем, и кладовой для зимних запасов корма. Начатую плотину бобры всегда доводят до конца, а готовой не дают разрушаться.
Бобровые хатки, как и плотины, строятся из веток и ила. Пол с удобной мягкой подстилкой из мелких кусочков коры находится чуть выше уровня воды. В крыше оставляется небольшое отверстие для вентиляции. Вход находится под водой, зимой он остается открытым.
Мягкая кора молодых веток тополей и осин – любимая пища бобров.
Макаки — приматы средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями. Окрас шерсти серо-коричневый, однако бывает и чёрным. У некоторых особей грудка красивого голубого цвета. На мордочке нет волосяного покрова. Величина тела у макак достигает 80 см, а вес колеблется от 6 до 15 кг. В дикой природе живут главным образом по берегам водоёмов на деревьях и умеют хорошо плавать. Содержание яванских макак возможно в домашних условиях, но, человеку, который решается взять на себя такую ответственность, надо хорошо взвесить все за и против.
В идеале нужна большая, просторная клетка, где вашему малышу будет уютно. В клетке должны быть канаты, игрушки, место для сна. Кормушки, поилки. Обезьянам обязательно нужно общение.
Собака верно служит человеку, сопровождает его всюду: в военных и мирных походах, помогает охранять границы и стада, ловить преступников и отыскивать наркотики или, просто живя рядом и радуя.
Сообщение по спецкурсу литературы на тему «Особенности научно-познавательных произведений для младших школьников»
Особенности научно-познавательных произведений для младших школьников
Научно-познавательная литература — «особый род литературы, обращённой преимущественно к человеческому аспекту науки, к духовному облику её творцов, к психологии научного творчества, к «драме идей» в науке, к философским истокам и последствиям научных открытий. Сочетает «общеинтересность» с научной достоверностью, образность повествования с документальной точностью»
Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.
Научно-познавательная детская книга – это та книга, которая привлекает внимание ребенка к реальным явлениям, процессам, тайнам и загадкам окружающего нас мира. Такая книга может рассказать ребенку то, чего он не замечает или не знает о животных, растениях, птицах, насекомых; о металле, огне, воде; о профессиях, связанных с познанием и преобразованием окружающего нас мира. Научно-познавательная детская книга, как и все детские книги, пишется для воспитания и, кроме того, пишется так, чтобы материал изложения был доступен и интересен каждому ребенку. Это направленность на то, чтобы даже при чтении о самых реальных и, казалось бы, «скучных» предметах и материях не оставлять заботы о душе читателя, т.е. о нравственно-эстетическом становлении его индивидуальности.
Вопрос о месте и роли научно-познавательной литературы в системе
литературного образования младших школьников приобретает в
настоящее время особую актуальность. Особое внимание к научно-познавательной литературе объясняется установкой сегодняшней школы на всестороннее развитие учащихся и, прежде всего,на развитие самостоятельного, критического и исследовательского мышления. Однако и сама научно-познавательная литература за последние два десятилетия кардинально изменилась, прочно вошла в жизнь детей, проникла в процесс школьного обучения.
Об ориентации младшего школьника как читателя в мире научно-
познавательной литературы почти не говорится. Данная литература редко вносится в списки рекомендательного чтения. Однако развитие современного читателя-школьника невозможно без его обращения к научно-познавательной литературе, так как ее чтение расширяет кругозор ученика по различным областям научного и общественного знания.
Круг чтения современного младшего школьника может разграничиваться по целому ряду признаков. С точки зрения проблемы нашего исследования, основой для систематизации является признак «приоритета образности или понятийности в осмыслении явлений окружающего мира». По этому признаку литература делится на художественную и научно-познавательную. Определим, какими признаками обладает научно-познавательная литература. На протяжении всего своего развития и взросления ребёнок нуждается в самой разнообразной информации об окружающем мире, и его интерес к разным областям знания в большой мере удовлетворяет именно научно-познавательная литература. У этого вида литературы существуют свои цели, свои средства для их достижения, свой язык общения с читателем. Не являясь в полном смысле слова ни учебными текстами, ни художественными произведениями, научно-познавательные издания занимают промежуточное положение и выполняют несколько функций: с одной стороны, обеспечивают читателя необходимыми
знаниями о мире и упорядочивают эти знания, с другой стороны, делают это в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей.
Профессор Н.М. Дружинина сформулировала основную цель научно-познавательной детской книги –«воспитать умственную активность читателя, приобщить его к великому миру науки». Хорошая научно-познавательная книга невозможна без четкой нравственной направленности, а усвоение новых знаний всегда связано с воспитанием у читателя определенных точек зрения и человеческих качеств.
Все книги и произведения, которые составляют эту часть круга детского чтения, принято представлять в виде двух неразрывно связанных с формированием юного читателя частей: часть первая –
литература научно-художественная; часть вторая –литература собственно познавательная, или научно-популярная.
Научно-художественная литература определяется как «особый род литературы, обращенной преимущественно к человеческому аспекту науки, к духовному облику ее творцов, к психологии научного творчества, к «драме идей» в науке, к философским истокам и последствиям научных открытий. Сочетает «общеинтересность» с научной достоверностью, образность повествования с документальной точностью. Рождается на стыках художественной, документально-публицистической и научно-популярной литератур».
Определим отличия научно-художественной и художественной литературы.
1. В научно-художественном произведении всегда в наличии причинно-следственные связи научного характера. При отсутствии этих связей оно не может осуществлять задачу приобщения читателя к элементам научного мышления.
2. Для художественной книги характерен ярко выписанный герой – человек. В научно-художественном произведении человек как герой событий на втором плане.
К научно-художественной литературе можно отнести художественные биографии ученых и исторических деятелей, произведения о природе, в которых научная информация преподносится в образной форме. Научно-художественная литература обладает не только интеллектуально-
познавательной, но и эстетической ценностью. Ранними образцами научно-
художественной литературы можно считать некоторые жанры дидактической литературы: «Видимый мир в картинках» Яна Амоса Коменского, «Червячок» В. Ф. Одоевского. Широкое распространение получили в России научно-художественные произведения отечественных и зарубежных авторов М. Пришвина, В. Бианки, И. Акимушкина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, Э. Шима, А. Брэма, Э. Сэтона-Томпсона, Д. Кервуда, Серой Совы и др.
В основном дети на уроках литературного чтения знакомятся именно с научно-художественными произведениями.
Далее рассмотрим отличия научно-художественной и научно-познавательной литературы.
В научно-художественной детской книге внимание ребенка привлечено к отдельному факту или достаточно узкой области человеческих знаний; именно этот факт или область, представленная как особый мир художественным словом, и должна быть усвоена ребенком. В научно-познавательной книге ребенку будет представлен либо весь объем знаний по данному вопросу, либо весь процесс открытия интересующего ребенка знания – от начала до конца.
Научно-художественная детская книга призвана формировать у юного читателя любознательность как свойство личности, учить его точности мышления и знакомить в описательной форме с научными знаниями, которыми владеет человечество. Научно-познавательная литература призвана сообщать детям сами знания, до которых додумалось человечество, приучать их пользоваться справочной литературой, где эти знания изложены, и сообщать понятия и термины, которыми пользуются специалисты в интересующей ребенка области знаний.
Формы подачи материала у научно-познавательной и научно-художественной детской книги различны. В научно-популярном
произведении нет сюжетных узлов (завязка, кульминация, развязка). Это
происходит потому, что то содержание, которое дается в научно-познавательном произведении, – это доступная и увлекательная информация о событии или явлении [6,с.130]. Научно-художественные произведения строятся по определенной сюжетной линии.
По-разному авторы научно-познавательной и научно-художественной книги относятся к терминам. Научно-популярная детская книга пользуется наименованиями. Научно-художественная детская литература старается прибегать лишь к самому раскрытию наименования, которое принято употреблять в литературе популярной. Научно-познавательная литература – это произведения о науке и ее творцах, предназначенные не для специалистов в данной области знания. Она включает в себя произведения об основахи отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т.д., написанных в различных
жанрах. Проблемы науки и техники рассматриваются в них с исторических позиций, во взаимосвязи и развитии.
Научно-познавательный рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.
Методика обучения младших школьников чтению каждого вида предполагает использование специфических приемов.
Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию. Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.