2 особенности содержания обучения формирующего умение учиться
Доклад «Формирование у младших школьников основ умения учиться»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
Районный семинар учителей начальных классов
Формирование у младших школьников
основ умения учиться
учитель МОУ «СОШ №14» Благодарненского района
Уча других, я учусь сама.
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция. Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современном информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях; способность самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Речь идет о формировании у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия:
– обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
– обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Формирование УУД у обучающихся – дело непростое, но сегодня это требование времени. Одной из характеристик выпускника начальной школы по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования является владение основами умения учиться. Передо мной возник вопрос: как правильно создать условия для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин младшими школьниками?
Как же формировать универсальные учебные действия у младших школьников?
Сначала я изучила научно-методические рекомендации по проблеме. Создала условия для реализации модели формирования универсальных учебных действий: выбор учебников, использование современных технологий, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность. Проводила диагностики: мониторинг развития учебных умений и навыков, ключевых и предметных компетенций, развитие способности к рефлексии.
Пятый год работаю в рамках программы «Перспективная начальная школа». Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Я работаю по образовательным программам, которые разработала, опираясь на авторские программы по учебным предметам, опубликованные в рамках проекта «Перспективная начальная школа».
В основу стандарта положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход к обучению является концептуальной основой разработки развивающей личностноориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа».
Ресурсное обеспечение процесса обучения является достаточным. В кабинете есть компьютер, проектор, магнитно – меловая школьная доска. Имеются печатные пособия, демонстрационный и раздаточный материал, созданные мной дидактические материалы. Книжный фонд включает в себя справочную, научно-методическую, художественную литературу. Имеются мультимедийные пособия. Их банк расширяется материалами, подготовленными мною и обучающимися. Компьютер с выходом в Интернет имеется в библиотеке и кабинете информатики, где обучающиеся могут заниматься после уроков. В нашей школе реализуется система дополнительного образования: работают кружки, группа дополнительного образования, спортивные секции.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Я формирую УУД не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, в воспитательной работе.
Модель формирования познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий
В своей работе применяю современные методики и технологии: информационно-коммуникационные технологии, проектную деятельность, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, игровые методы.
Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.
Ведущей для развития познавательных и коммуникативных УУД считаю проблемно-диалогическую технологию, при которой школьник осваивает принципиально другую роль – не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор» («смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю»), а «исследователь». Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу, выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (например, задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное знание.
Я считаю, что проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей думать, творчески мыслить, развивает интеллектуальные способности ученика и воспитывает активность личности.
Урок математики по теме «Поразрядное сравнение многозначных чисел» (3 класс)
— знакомство с базовым способом сравнения чисел (из двух многозначных чисел больше то, у которого больше цифр в десятичной записи);
— освоение способа сравнения многозначных чисел с одинаковым числом знаков;
— формирование УУД: построение логической цепочки рассуждений, работа с таблицами, выбор рационального пути решения проблемы.
Создание проблемной ситуации
Предлагаю детям назвать любое двузначное и любое трехзначное число и высказать предположение, какое из них больше. В результате беседы приходим к выводу: больше то число, которое имеет большее количество цифр. Теперь предлагаю сравнить 2 четырехзначных числа, различающихся одной цифрой в одном и том же разряде.
Диалогический выход из проблемной ситуации
– Где возникли затруднения? Почему? (Побуждение к осознанию противоречия)
– Чем будем заниматься на уроке, какие новые знания приобретать? (Побуждение к формулированию проблемы)
– Как будем сравнивать многозначные числа? Какие есть предположения? (Побуждение к выдвижению гипотез)
После того, как обучающиеся выскажут свои гипотезы, обращаемся к заданиям учебника, в котором представлены способы сравнения многозначных чисел (практическая проверка гипотез). В результате диалога происходит построение логической цепочки рассуждений, выбор рационального пути решения проблемы.
Также использую проектную деятельность. Метод проектов актуализирует субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Метод проектов выводит педагогический процесс из стен школы в окружающий мир.
Результаты проектной деятельности представляются на конкурсе: на уровне класса, школы. Моими учениками созданы многочисленные презентации, используемые при проверке домашнего задания и объяснения нового материала, а также для классных часов и бесед. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю вместе с детьми презентации, проекты.
Моя функция как учителя при работе учащихся над проектом: помогать ученикам в поисках нужной информации; являться источником информации; координировать весь процесс; поощрять учеников; поддерживать постоянную обратную связь.
Использование метода проектов способствует более углубленному изучению учебного материала, развитию у детей класса навыков общения, взаимодействия и сотрудничества, готовности к обсуждению проблемной ситуации и умения находить конструктивные решения.
Часто предлагаю ученикам парные и групповые задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия (действия контроля) часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки выполненного задания.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Она помогает формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. В ней решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Учащиеся во второй половине дня согласно расписанию занимаются различными видами деятельности:
Занятость детей внеурочной деятельностью – 100%.
Осуществляю контрольно-оценочную деятельность с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий («Портфель достижений», самоанализ и самооценка обучающихся, словесная характеристика (оценка) и веду электронный журнал).
Каждым учеником ведётся портфолио, которое представляет собой коллекцию работ, достижений. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс обучающегося, продемонстрировать его достижения.
Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом работы станут высокие показатели качества обучения, высокие показатели участия детей в школьных, районных, дистанционных всероссийских олимпиадах и конкурсах. У обучающихся уровень мотивации повысится.
Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Исходя из основной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
– создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
– развитие познавательной активности;
– формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
– воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. Опираясь на общеобразовательную подготовку обучающихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности, я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проводимая мною работа по формированию основ умения учиться у младших школьников дает положительные результаты. Значит цель, поставленная мною, достигнута.
Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счет максимального использования на уроках исследовательских, информационно-коммуникативных технологий обучения; сохранении и укреплении здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий.
«Кто стоит на месте, тот отстает» – эта поговорка древних римлян как нельзя лучше отражает мое стремление к постоянному поиску новых идей, новых проектов.
Формирование умения учиться как основной учебный навык.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование умения учиться как основной учебный навык.
учитель начальных классов МБОУ «Лицей№1»,
г. Шадринск, Курганская обл.
При освоении любой деятельности человек приобретает определенные способности: например, в труде ребёнок обретает способность к планированию, в игре – к воображению и действию в уме. В учебной деятельности ребёнок обретает способность учить себя, или умение учиться. Умение учиться выделяется из ряда всех остальных. Его появление знаменует революционное событие в психическом развитии: с этого момента ребёнок из обучаемого становится человеком, обучающим и меняющим самого себя сознательно и целенаправленно.
Поиски, отбор приёмов и методов организации учебного сотрудничества и практическое их применение привели к выделению трёх типов заданий, предназначенных для упражнений в инициативном общении с учителем.
1. Задания, воспитывающие неимитационное поведение на уроке, критичность мышления.
Например: « Найдите количество слогов в слове «линия». Покажите ответ. у Риты три. А у меня два. Кто со мной согласен?»
Примеры таких заданий и вопросов:
· «Что получится, если слово «четыре» разделить пополам?»
· «Какое слово длиннее: «усы» или «усики», «час» или «минута»?»
· «Что короче «миллиметр» или «метр»?»
Отчётливое различение разных точек зрения на одно понятие происходит при постоянной работе с подобными заданиями.
3) Задачи, не имеющие решения, воспитывают небуквальное отношение к заданию учителя. Примеры таковых:
· «Назовите слова, состоящие только из согласных звуков».
· «Постройте квадрат, имеющий стороны длиной 5см и 2см».
· «Найдите и прочитайте отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, где старуха встречается с золотой рыбкой».
2. Задания, требующие чёткого осознания учеником границы своих знаний, своих возможностей.
1) Задания, требующие определения границ применения того или иного правила.
· «Выбери суммы для подробной записи поразрядного сложения: 43+22 34+12 62+49»
· «Раздели слова для переноса: «ель», «уточка», «олены», «улица», «утро».
2) Задания, имитирующие позицию учителя.
· «Подбери слова для темы: «Обозначение мягкости согласных»
· «Выбери суммы, которые можно предложить на уроке детям, умеющим складывать числа без перехода через десяток: 7 + 2, 4 + 8, 2 + 7, 8 + 3»
3) Задания, обучающие детей рассматривать знакомый предмет, научное понятие, правило с нестандартной позиции. Это помогает осмысливать собственную точку зрения.
· «Рома умеет писать, но ещё не знает никаких правил и пишет так: « Жэня идот в чящю.» Какое правило мальчик не знает?»
3. Задания, формирующие умения запрашивать у учителя необходимую информацию.
1) Задания с недостающими данными. Примеры таких заданий:
· «В слове 6 звуков. Сколько в нём слогов?»
· «В двузначном числе три десятка. Назови это число».
· «Назовите материк в Южном полушарии Земли».
Отвечая на вопрос, ребёнок должен задать дополнительный вопрос учителю для выяснения недостающих данных.
Универсальный способ постановки задач данного типа предполагает использование схем, которые необходимо уточнять с помощью дополнительных вопросов. Например, дана схема математического выражения или морфемного состава слова, необходимо определить, какое число или слово из данных подходит, задав один вопрос учителю.
2) Задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель.
Вариант игры в вопросы, уместно применимый на всех этапах изучения материала.
· «Загадано слово. Задавайте любые вопросы, но не спрашивайте о его значении».
Дети, задавая вопрос, активно применяют все свои знания о языке.
3) Создание ситуаций открытого незнания, в которых дети точно знают, что им неизвестно.
Такова многолетняя практика письма с пропуском слабых позиций, когда ребёнок, встречая незнакомую или забытую орфограмму, не пишет букву, в которой сомневается, а оставляет пропуск, чтобы потом обратиться за помощью.
Полезно предоставление возможности ученикам выбирать из нескольких видов одну вспомогательную карточку, в зависимости от типа затруднения, возникшего в ходе самостоятельного выполнения работы. Так, например, при решении математической задачи второклассник, затрудняющийся в выборе действия, берёт карточку с указанием знака действия, а если забыл таблицу сложения, то его выбор падает на карточку с составом чисел второго десятка.
Для всех описываемых заданий требуется атмосфера дискуссии, спора, рассуждения, доказательств. Учителям, которые стремятся научить своих питомцев учиться, необходимо на каждом уроке находить время для ученических споров, смысл которых сформулировал Ш.А. Амонашвили: «Поощрять детей к познавательному спору следует с подготовительного класса, когда над ними довлеет тенденция во всем соглашаться с педагогами… Чем раньше осознает школьник свое право не соглашаться даже с педагогом в процессе установления истины, утверждения своей точки зрения и чем более искусные условия будут созданы педагогом в обучении для того, чтобы школьник мог смело пользоваться этим правом и овладевать умениями отстаивать свою точку зрения, тем плодотворней будет развиваться в нем творческая, критическая, самостоятельная мысль, личностные черты, убеждения, позиции».
Обучение сотрудничеству начинается с образца совместного решения задачи. Учитель вызывает к доске одного из бойких детей, вместе с ним показывает классу, как надо помогать друг другу. Следующее задание дети пробуют выполнить вдвоём, а учитель наблюдает, какие пары сразу смогли скоординировать свои действия. Отмечается, прежде всего, не результат их дружной работы, а слаженность действий. Сначала коллективно анализируются образцы правильного поведения при совместном решении учебных заданий, способы распределения функций. Далее оговориваются моменты, связанные с местонахождением уче6ника или карточки с заданием, вариантами посадки за партой, чтобы смотреть на партнёра, научить соглашаться и возражать, помогать и просить о помощи. Без проработки таких «ритуалов» взаимодействия невозможно организовать более сложные формы совместной работы.
1. Прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки. Ответь на вопросы.
2. Прочитай нижнюю часть карточки.
3. Выполни задание в тетради.
4. Расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки.
5. Обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания.
Если найдена ошибка, то её зачёркивают карандшом, и объясняют, как выполнить задание правильно. Сигналом окончания работы пары по карточкам служит знак «Мы». Система работы в парах позволяет каждому ребёнку утвердиться в себе, даёт эмоциональную и содержательную поддержку.
Формирование учебного сотрудничества продолжает организация групповой учебной деятельности. Задания для этой формы взаимодействия на уроке требуют в процессе решения перебор различных вариантов путей поиска, подбор большого материала для примеров, выведения общего правила индуктивным путём. В группе дети учатся строить деловые отношения, когда поддержка и взаимодействие сочетаются с анализом вклада каждого ребёнка в результат деятельности всей группы. Учителю необходимо знать правила распределения детей по группам, способы организации группового взаимодействия. Во время совместной работы не бывает абсолютной тишины: дети обмениваются мнениями, высказываются о работе товарища. Превышение шума (выкрики, разговоры в полный голос) приостанавливает использованием «шумомера». В качестве звукового сигнала учителю можно использовать бубен или хлопки в ладоши. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие качества. Оценивать можно лишь общую работу группы. Рационально организованная групповая, колективная деятельность раскрепощает участников учебного процесса, принимаются и оцениваются идеи, происходит их анализ, отбор и применение. Групповая работа благотворно влияет на социальное поведение детей, межличностные отношения. Более успешные ученики становятся добрее и терпимее, с желанием оказывают помощь. Дети с невысоким уровнем обученности меньше боятся ошибиться, могут задать вопрос, обнаружив пробел в своих возможностях и знаниях.
Изложенная система непременно приводит к высоким результатам в обучении. Учитель не теряет своих функций в учении, становится участником коллективного процесса познания, старшим другом своих учеников. Ученики не становятся исполнителями, они с интересом выполняют функции организаторов, управленцев, деятелей. Важнейшим показателем продуктивности станет сформированность познавательной самостоятельности учащихся: потребность и умение самостоятельно мыслить, а значит, и уметь учиться.
Формирование умения учиться, как условие успешности обучения и раз-вития младших школьников.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проблемы современного педагогического образования.
Сер.: Педагогика и психология.
Захарова Наталья Павловна.
Учитель начальных классов.
Формирование умения учиться, как условие успешности обучения и развития младших школьников.
Аннотация. Сформированность умений учиться в начальной школе является необходимым условием для успешности и развития младших школьников. В данной статье нашли отражение результаты психолого-педагогических исследований отдельных ученых и опыт практической деятельности учителя начальных классов. Представлены типы заданий, специально рекомендованные для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем.
Введение. На современном этапе развития системы образования изменились приоритетные ценности школьного образования: от ценности формирования знаний и умений школа переориентируется на ценности развития способностей.
Достижение качественного образования младшими школьниками предполагает ориентацию учителя начальных классов на целый ряд задач, решение которых будет способствовать не только повышению уровня обученности и прочности практических умений и навыков, но и сформированости познавательных интересов, личностных качеств, основ гражданской идентичности и мировоззренческой позиции. На это ориентирует сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который представляет собой “совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию”
[ 5,с.1]. Именно в нём раскрыты основные требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования к структуре и соотношению обязательной её части и части формируемой участниками образовательного процесса, а также к условиям освоения программы.
Достижение качественного образования в начальном звене предполагает включение в образовательный процесс целого ряда критериев. Среди них необходимо выделить:
сформировать ценностное отношение к самому себе, к образованию, к окружающему миру;
помочь в освоении норм поведения и форм общения;
подготовить к переходу в основную школу и в последующем – в систему профессионального образования.
И это не является случайностью, так как само понятие «образование» осмысливается в рамках модернизации системы образования, как способ решения значимых личностных проблем на основе освоения социального опыта.
Анализ научных исследований. “Идеи обучения Л. С. Выгодского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности” [3, с.180].
Возможность реализовать эти идеи на практике были предприняты Л. В. Занковым, который в 50-х – 60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития. В шестидесятых годах Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым было разработано и воплощено в практике работы эксперементальных школ несколько иного направления развивающего обучения. Особый акцент был сделан на развитие интелектуальных способностей ребёнка.
В рамках концепции развивающего обучения был разработан ряд технологий, которые отличаются целевыми ориентациями и особенностями содержания и методики.
Н. А. Менчинская, Д.Б. Богоявленский, Е. Н. Кабанова – Меллер, З.И. Калмыкова, А.А. Люблинская, И.Я. Якиманская и др. исследовали проблему приёмов усвоения знаний и учебной работы. Они определили, что основным путём развития школьника в рамках развивающего обучения является усовершенствование технологических подходов в обучении и создание условий которые будут способствовать развитию способностей у учащихся к обучению.
Ю.К. Бабанский, В.Ф. Паламарчук, Н.И. Запорожец, Н. Ф. Талызина и др. предложили создать целостную программу развития общеучебных умений для всех классов. Под руководством А.Я. Савченко была разработана такая программа для начальных классов общеобразовательных школ. Предложена она была с целью ориентации учителя начальных классов на поэтапное формирование у младших школьников общеучебных умений (организационных, общеречевых, общепознавательных и контрольно-оценочных). Как показали результаты практики, без сформированности данных умений у учащихся, невозможно говорить о сформированности умений учиться.
Таким образом, результаты психолого-педагогических исследований многих учёных и практической деятельности подтвердили, что важно сделать учебный процесс развивающим, содействующим умственному развитию ребёнка и способствующим стимулированию и ускорению развития его наследственных данных.
Формулировка цели статьи. Раскрыть основные методические подходы к формированию умения учиться учащихся начальной школы. Рассмотреть особенности организации учебной деятельности младших школьников на начальном этапе обучения, направленной на формирование умения учиться и на развитие самоорганизации, самосовершенствования, самообучения.
Изложение основного материала. Экспериментальные исследования учебной деятельности велись в научных школах, базирующихся на общепсихологической теории деятельности Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем и др., а также в научной школе П.Я. Гальперина.
Анализ существующих подходов к оптимизации системы начального образования позволяет заключить, что при значительном разнообразии подходов к решению проблемы, существует признание необходимости построения систем общего образования в единстве функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся, на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.
Обучение, соответствующее теории учебной деятельности, приводит в результате не к простому накоплению знаний и умений, а к умению мыслить с помощью знаний, т.е. дает развитие интеллектуальных способностей. Для достижения такого результата и необходимы учителю хорошее знание психологической теории учебной деятельности и методики формирования этой деятельности у школьников.
Таким образом, основным отличительным особенностью нового Стандарта можно назвать реализацию системно-деятельностного подхода (научная психолого-педагогическая школа Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.).
Условиями для этого должны стать: отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип построения предметного содержания; организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе; широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач; ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности.
Деятельностный подход предполагает учебную деятельность, как деятельность особую «отдельную», имеющую свою специфику, отличающую ее от труда и игры. Главная ее особенность заключается в том, что она выступает основой для овладения любой другой деятельностью.
В процессе учебной деятельности, согласно В.В. Давыдову, младшие поколения осваивают культурно-исторический опыт, созданный предшествующими поколениями. Этот опыт не может быть механически присвоен или перенесен в их сознание. Необходима специальная организация работы по его «присвоению». Учебная деятельность учащихся воспроизводит работу тех, кто впервые создавал исследуемый продукт. Поэтому типичной для учения является «задачная ситуация».
Специфика учебной задачи состоит как раз в том, что, решая ее, человек одновременно научается решению всех однотипных с нею задач (как бы разнообразны они ни казались), и способ решения становится обобщенным (пригодным для всех однотипных задач). Учащийся должен освоить наиболее общий способ решения относительно широкого круга частных практических задач, а учитель должен ввести ученика в ситуацию, которая сориентирует на этот общий способ решения во всевозможных частных и конкретных условиях.
Из вышесказанного следует, что понятие «универсальные учебные действия» является основным средством формирования умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и сформированности различных компетенций, самостоятельности в осуществлении деятельности.
Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. Деятельностный подход – одно из условий развивающей функции обучения.
Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить их в продуктивную деятельность, которая ориентирована на интеллектуальное развитие, эмоциональное, волевое, духовное.
В системно – деятельностном подходе меняется позиция учителя. Она ориентирована на следующее:
создание развивающей среды;
умение организовать самостоятельную деятельность учащихся;
внутренюю мотивацию ребёнка, его инициативу, активность;