что делать если не хочешь поступать в вуз
«Шла на работу и поняла, что больше не могу»: как сменить профессию после окончания вуза
Фармацевт, филолог, таможенник и другие читатели Т—Ж о том, как переосмыслили себя
Иногда высшее образование помогает найти работу, завязать полезные знакомства и получить необходимые навыки. Но так бывает не всегда, и переводчики, историки, менеджеры и филологи после выпускного находят себя совершенно в других сферах. Мы поговорили с читателями, которые не захотели работать по специальности, и узнали, как им удалось найти работу без соответствующего диплома.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Мои родители оба окончили филфак: мама — отечественное направление, отец — зарубежное, и я решила пойти по их стопам. Училась в родном городе, в том же вузе, что и они. С иностранными языками было туго, и я выбрала отечественную филологию.
На филфаке ты либо лингвист, либо литературовед, но мне было сложно определиться. Сначала пошла на кафедру русской литературы: думала, что если мне нравится больше читать, чем запоминать правила, то я литературовед. В какой-то момент поняла, что дипломная работа не идет и я не хочу заниматься анализом литературных произведений. Хотелось написать собственное исследование, и спустя полгода перешла на кафедру русского языка.
В какой-то момент я начала помогать студенческому журналу, и в университете узнали про мои способности к рисованию и дизайну. Куратор курса порекомендовал меня арт-директором в местную кофейню. Так я впервые открыла Adobe Illustrator на своем старом ноутбуке и поняла, что меня увлекает процесс создания промоматериалов. Стало интересно, как вообще работает дизайн, как в нем сочетаются коммерция и искусство, какие технические инструменты для этого можно использовать. Начала смотреть бесплатные курсы, читать книги, собрала портфолио из работ, которые делала для кофейни.
Первый заказ получила на бирже фриланса. Потом пошли подработки от знакомых. Совсем недавно устроилась дизайнером в крупную ИТ-компанию. Изучаю веб и мобильный дизайн и хочу попасть в команду разработчиков мобильных приложений.
Филфак вспоминаю с теплотой: со мной учились очень образованные и культурные люди, мне всегда было что обсудить с однокурсниками. К тому же я всегда могу завязать разговор, рассказав какие-нибудь интересные факты о популярных литературных произведениях, или назвать слово с тремя «е» подряд.
Никакого самостоятельного решения в 16 лет я не принимала. Будущий университет выбирали на семейном совете: помню, папа принес справочник «Вузы России», и я его очень лениво пролистала. Родители так и не получили ответа на философский вопрос «кем ты хочешь стать», и было решено отправить меня по папиным стопам. Так я оказалась на юридическом в Таможенной академии.
Сложно оценить, насколько качественным было мое образование. Общую часть уголовного права я могу воспроизвести полностью и даже в стихах, но содержание многих предметов, указанных в дипломе, полностью стерлось из моей головы.
Родители выбирают для своих детей государственную службу в убеждении, что их ждет стабильность и высокая пенсия. Еще маме нравилось, как на мне сидит форма. В студенчестве мы много мечтали с одногруппниками, как будем в обнимку с законом защищать границы России. В реальности мы получили рутинную работу, половину которой может выполнить даже калькулятор.
Однажды, после трех невыносимых лет на таможенной службе, я шла на работу и поняла, что больше не могу там находиться.
В то же утро написала заявление.
До этого я уже год готовилась поступать в вуз в Чехии, изучала язык, забронировала жилье и место на языковых курсах в чешском вузе. Оставалось только получить визу, но мне дважды в ней отказали. Третий раз подавать документы было поздно, деньги за жилье и курсы в Чехии вернуть не удалось.
Я устроилась работать в кофейню бариста. Дело было в маленьком городе, и уже на следующий день вся таможня начала ходить ко мне в кофейню, смотреть, как я свалилась с высоты государственной службы в бездну сферы обслуживания. А мне не было стыдно, меня окружал запах вкусного кофе, булочек с корицей и милые веселые коллеги.
Потом я переехала в Санкт-Петербург и устроилась таможенным представителем, хотя зареклась работать в ВЭД. В 2014 году мою судьбу решил Крым. В основном я занималась ввозом мяса и молочных продуктов из США и Европы, поэтому контрсанкции оставили меня без работы.
И тут юридическое образование мне действительно помогло. Я стала репетитором и по сей день помогаю выпускникам школ сдавать экзамены по истории и обществознанию. О времени, проведенном в вузе, вообще ни на минуту не жалею, до сих пор поддерживаю очень близкие отношения с одногруппниками. Главное из того, что дало мне высшее, — умение учиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность.
Со средней школы воспринимала образование как необходимость, поэтому варианта не идти в вуз не было. Выбрала Волгоградский государственный медицинский университет, специальность «провизор». Повлияло мнение мамы: она убедила остаться в родном городе и получить медицинское образование.
Преподавали хорошо и интересно, но общаться с руководством было крайне тяжело. Тем не менее больше всего запомнились потрясающие преподаватели, которые были адекватны, активны и заинтересованы в наших знаниях.
Я начала работать еще на четвертом курсе, в аптеке. Сначала в качестве фасовщика, затем перешла на должность провизора. Параллельно в университете пошла в научный кружок по биоинформатике и познакомилась с языком программирования Python. Начала изучать его при помощи разных курсов, и это показалось мне действительно интересным. Так я решила, что хочу работать на стыке программирования и медицины, уволилась из аптеки и нашла искать работу программистом-аналитиком.
Если кому-то говорю, что работаю программистом, все спрашивают:
Для учебы я выбрала Тольяттинский государственный университет, специальность «техносферная безопасность» — охрана труда. Ожидала, что это настолько востребованная профессия, что каждый работодатель жаждет найти хорошего специалиста и улучшать условия труда для своих подчиненных. В реальности, конечно, все оказалось иначе.
Программа была ориентирована на теоретические знания, которые быстро забывались без практики. В итоге на работе пришлось обучаться с нуля. Чему я действительно научилась — так это умению договариваться с любым человеком и в любой ситуации.
Найти работу помог вуз: на четвертом курсе предложили вакансию специалиста по охране труда в Тольяттинском политехническом колледже. На навыки никто не смотрел, всему обучали в процессе работы. Но зарплата была крайне низкой, а постоянная ответственность за все вокруг давила. Работодатель не позволял закупать необходимые средства индивидуальной защиты, а при попытках объяснить важность инструктажей сотрудники закатывали глаза. Оказалось, что единственный человек в компании, которому действительно важна охрана труда, — это я сама.
Сменить сферу решила после того, как поняла, что тружусь за минимальный прожиточный минимум и достойной зарплаты нужно ждать еще шесть лет. В итоге я ушла в колцентр и не жалею. Сразу вырос доход, а через два года получила руководящую должность. При этом ответственность не такая глобальная: я отвечаю за то, что действительно в силах сделать.
В моей семье у всех было высшее, так что выбора, поступать или не поступать в университет, не стояло. А вот выбор специальности зависел от меня. Я не испытывала интереса к точным наукам и не отличалась прилежностью или вниманием. Но очень нравилась идея стать полиглотом и знать много языков. Английским и немецким на момент поступления я владела уже на сносном уровне, поэтому решила поступить на востоковедение и заняться китайским.
Выбрала университет по следующим критериям: китайский язык как первый иностранный и возможность поехать на стажировку за границу. Под эти требования подходил только факультет востоковедения Московского городского педагогического университета. На бюджет я не прошла, но, к счастью, родители оплатили учебу, и желание ребенка было исполнено.
Учиться было весело. На первом курсе мы чувствовали себя актерами: смешно выдавливали из себя правильные интонации и как первоклассники выводили в клеточках иероглифы — черта к черте. Но единственный ценный навык, который я приобрела за пять лет учебы, — отличный разговорный китайский. Предметы вроде литературы, экономики и педагогики забывались через десять минут после зачета и особенно не пригодились.
Очень скоро поняла, что, скорее всего, даже если и стану педагогом, то точно не в школе. Еще свежи были воспоминания о жестоких одноклассниках и замученных раздраженных лицах учителей. На четвертом курсе я начала активно работать по специальности: репетиторство, письменные и устные переводы, сопровождение на выставках. Хотелось как можно скорее закончить учебу и творить.
После окончания вуза я какое-то время не работала, занималась общественным проектом в своем родном городе. Резюме на должность переводчика висело на «Хедхантере». Скоро меня пригласили на должность специалиста в отдел продаж спецоборудования на одно из местных предприятий. Я общалась с поставщиками на английском и китайском, согласовывала заказы и поставки. Уже потом узнала, что то, чем я занимаюсь, называется внешнеэкономическая деятельность, или сокращенно ВЭД, — сфера, связанная с экспортом и импортом товаров и услуг. В течение пяти лет я проработала специалистом по ВЭД в разных компаниях.
Постепенно тяга к общению с иностранцами стала угасать, таможенные процедуры вызывали слишком много тревоги, а технический перевод во время пусконаладочных работ ужасно утомлял. Тогда я решила заняться фронтенд-разработкой. Прошла обучение в одном известном офлайн-сообществе и сейчас ищу первую работу. О полученном лингвистическом образовании не жалею. На момент моего выпуска изучение китайского только набирало популярность, и мои навыки были в диковинку. Помимо заработка, мне просто было приятно осознавать, что я знаю то, чего многие не знают. Как минимум китайский — всегда удачная тема для разговора.
Образование. Рассказываем, как научиться новому, выбрать школу, вуз, курсы или стажировку
Все время что-то идет не так: как я 10 лет пытаюсь получить высшее образование
Мой долгий путь в получении хоть какого-то профессионального образования начался в далёком 2011 году: я была молода, полна сил и юношеского задора, а еще только-только окончила обучение в школе. 10 и 11 класс я обучалась в лицее, мой класс имел химико-биологический профиль. После сдачи ЕГЭ я чётко представляла, куда я хочу поступать — на факультет ветеринарной медицины в сельхозакадемию.
До этого я думала о поступлении в медицинскую академию, но, к сожалению, мои знания химии не позволили бы мне достойно сдать экзамены. При подаче документов определяющей ролью была профессия ветеринара, затем — наличие бюджетных мест. Денег в семье не хватило бы на оплату очного обучения, а про заочное мои родители ничего не хотели слышать.
В приемной комиссии академии меня уговорили подать документы ещё на одну специальность — «ветеринарно-санитарная экспертиза». Оставив оригинал аттестата, я с нетерпением ждала приказа о зачислении. На ветеринара мне не хватило нескольких баллов, зато я прошла на бюджет на ветсанэксперта. Со слезами на глазах я забрала документы и пошла в местный медицинский колледж поступать на лечебное дело.
В колледже я училась очень хорошо, но, к сожалению, недолго. После Нового года я забрала документы и, в ожидании лучшей жизни, стала работать и готовиться к повторной сдаче ЕГЭ. На этот раз поступать я собралась в университет на биофак. На то время я смутно представляла себе, чем занимаются выпускники этого факультета, но было очень интересно. Не буду описывать весь процесс повторной сдачи ЕГЭ, скажу только, что на биофак я не поступила, но зато вернулась в сельхозакадемию. Получила стипендию и бюджетное место по специальности «агрохимия и почвоведение».
Если в медколледже было весело и интересно, то здесь было плохо все: преподаватели, которые были не заинтересованы давать знания, недружная группа и пары в разных корпусах (расстояние между ними достигало 20 км). В итоге все это мне надоело, и я после Нового года забрала свои документы.
Вновь началась подготовка к ЕГЭ. Вновь поступление. И на этот раз выбор пал на экономический факультет, а именно «бухучет, анализ, аудит». Здесь я продержалась 2 курса. Не совсем помню, почему я не закончила вуз. Видимо, просто мне надоела эта погоня за высшим образованием. Обучалась я платно. В год необходимо было платить около 49 тысяч рублей. После отчисления я занялась поиском себя. Так и попала во флористику, где работаю по сей день.
После этого я обучалась психологии долгие 4 года, но уже заочно. Даже получилось поступить на бюджетное место. Я ушла из флористики, окончила курсы делопроизводителя и стала работать в университете на той же кафедре, где и обучалась. Но затем случилась беда — я заболела депрессией. Учеба забросилась сама собой, я ушла на длительный больничный и уволилась с работы.
После лечения меня взяли работать преподавателем биологии в школу с условием, что я восстановлюсь в университете. Восстановили меня платно (80 тысяч рублей в год). Моя зарплата преподавателя на полную ставку едва дотягивала до 10 тысяч рублей. Поэтому из-за невозможности оплачивать учебу меня очень быстро отчислили.
Сейчас мне 28 лет. Я замужем, детей нет. Снова работаю флористом. Потребность в обучении заставила меня вновь подать заявление на сдачу ЕГЭ. Я очень хочу поступить и закончить вуз по той специальности, по которой поступала после окончания лицея. Однако страх, что эта затея снова будет начата впустую, не покидает меня.
Весь мой непростой путь к получению высшего образования обязывает сделать следующие выводы:
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Ребенок не хочет поступать в вуз – что делать
Ребенок не хочет поступать в вуз – что делать
Родители современных старшеклассников все чаще сталкиваются с неожиданной проблемой: дети категорически отказываются поступать в вузы. В некоторых семьях это может стать причиной довольно серьезных конфликтов. Что же делать, если дочь или сын не хотят получать высшее образование? Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Поиск причины
Прежде всего нужно попробовать понять ребенка. Очень редко такой отказ бывает вызван ленью и реальным нежеланием учиться, поэтому не следует спешить с обвинениями. Почти всегда причины «демарша» намного сложнее.
Эмоциональное выгорание выпускников
Последние годы учебы в школе очень напоминают бег с препятствиями на марафонскую дистанцию. Подготовка к экзаменам, объемные домашние задания, занятия с репетиторами, олимпиады, сдача ГТО, наработка дополнительных баллов в портфолио – огромная нагрузка, провоцирующая переутомление. И все это происходит на фоне гормональных изменений, которые и без того усложняют жизнь подростка.
Откровенно говоря, родители выпускников зачастую еще больше усугубляют проблему. Постоянное давление с их стороны, бесконечное «ты должен» приводят к эмоциональному опустошению и потере всякого интереса к учебе. Неудивительно, что перспектива поступления в вуз начинает рассматриваться ребенком как продолжение кошмара.
Боязнь неудачи и страх перед ЕГЭ
Сдача ЕГЭ – серьезный стресс. Поэтому сейчас, когда это испытание со сдачей кучи предметов стало обязательным только для поступающих в вузы, ребенок вполне может заявить: «Не хочу получать высшее образование». А причиной будет самый обычный страх.
От родителей в такой ситуации требуется понять, почему ребенок не хочет сдавать ЕГЭ. Боязнь экзамена может быть связана вовсе не с плохой подготовкой, а с завышенными ожиданиями. Если подросток постоянно слышит «ты должен получить максимальные баллы, иначе никуда не поступишь и пойдешь в дворники», он будет воспринимать ЕГЭ как тест на собственную полноценность. И инстинктивно постарается его избежать.
Модная тенденция
Старшему поколению это покажется странным, но высшее образование в последние годы стремительно теряет престиж. Молодые люди не находят прямой связи между наличием университетского диплома и жизненным благополучием. Более того, сейчас модно «ломать стереотипы», «разрывать шаблоны» и добиваться успеха, не тратя время на получение образования.
Эту тенденцию можно считать проблемой современного общества, однако на частном семейном уровне с ней нетрудно справиться. На нашем сайте есть статья, которая поможет родителям найти аргументированные возражения, если их ребенок не хочет поступать в вуз лишь под влиянием моды.
Проблема самоопределения
В идеале уже к окончанию 9-го класса подросток должен четко представлять, чем хочет заниматься в жизни. На практике по поводу будущей профессии у семнадцати-восемнадцатилетнего человека в голове чаще всего – полный идейный разброд. И надо понимать, что это абсолютно нормально.
По статистике, 47 % россиян работает не по специальности, указанной в дипломе. Дети смотрят на своих родителей и задают закономерный вопрос: «Зачем тратить несколько лет на получение образования, которое им не пригодится в жизни?» Они хотят сделать осознанный выбор.
Если парень или девушка не хотят получать высшее образование сразу после школы именно по этой причине, родителей можно поздравить. Проблема самоопределения решается достаточно легко, и об этом пойдет речь чуть ниже.
Gap-year – что это?
Родители подростка, который не хочет поступать в вуз сразу после школы, могут услышать от него термин gap-year. По сути, это год передышки, свободы от учебы, времени на восстановление сил и самоопределение. В западных странах такая пауза – распространенное явление. Там, прежде чем стать студентами, многие молодые люди пробуют себя в разных профессиях, занимаются волонтерством или путешествуют.
Разумеется, взять после школы «отпуск» на год – заманчивая идея для любого подростка. Вчерашних школьников привлекает возможность поскорее окунуться во взрослую самостоятельную жизнь, заработать собственные деньги, поискать себя, сепарироваться от родителей. Однако здесь кроется подвох.
Только на первый взгляд кажется, что через год можно легко вернуться к учебе. О том, как непросто снова сесть за парту после долгого перерыва, знает каждый, кто брал академический отпуск. Существует высокая вероятность, что gap-year продлится не один год и ребенок в итоге так никуда и не поступит.
Как переубедить
Здесь все индивидуально. Только разобравшись в причинах отказа ребенка от продолжения обучения, можно попробовать исправить ситуацию. Возможные варианты собраны в таблице.
Причина | Что делать |
---|---|