что делать если не понимаешь тему
Что делать если не понимаешь тему
Василий Ключевский говорил: «Найти причину зла — почти то же, что найти против него лекарство».
Подумайте, почему вы не любите тот или иной предмет. Будьте честны. Ответы «он бесполезный» или «я гуманитарий» слишком поверхностные. Копайте глубже. Вспомните, как познакомились с этой дисциплиной и в какой момент перестали её понимать.
Быть может, это было, когда вы, отвечая у доски, сделали что-то не так, и ребята посмеялись над ошибкой? А может, вы однажды проболели целую четверть, и одноклассники ушли далеко вперёд? В первом случае необходимо обсудить ситуацию с родителями или психологом, а во втором — ещё раз начать с азов. Ведь каждая наука изучается последовательно: от простого к сложному. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» в любой момент можно «вернуться в прошлое» и пересмотреть занятия по предмету, который не понимаешь.
Лайфхак 2. Определите, в чём польза нелюбимого предмета
Не существует бесполезных наук (ну или, по крайней мере, их не проходят в школе). Нужно понять, какую выгоду может принести нелюбимый предмет, сейчас или в будущем. Например:
Чем конкретнее формулировка и больше прикладное значение, тем проще переломить отношение к нелюбимому предмету.
Лайфхак 3. Измените подход к изучению
В 1987 году новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг исследовал эффективность обучения старшеклассников. Он задался вопросом, почему от природы любознательные малыши постепенно охладевают к учёбе (по крайней мере, по некоторым предметам).
Флеминг разработал теорию, согласно которой человек познаёт мир сквозь призму пяти чувств, и разделил людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков (современные психологи выделяют ещё дигиталов).
Со временем в силу функциональной асимметрии мозга один из каналов восприятия начинает доминировать. Поэтому необходимо комбинировать разные способы подачи информации и типы заданий по нелюбимому предмету. Например:
Выясните, кто вы — аудиал, визуал, кинестетик или дигитал. В Сети множество тестов на определение преобладающего канала восприятия. Старайтесь изучать сложные темы по любому предмету в наиболее удобном для вас формате.
Допустим, вы кинестетик и испытываете сложности с биологией. Попробуйте смастерить модель клетки или макет классификации живых организмов. «Потрогав» тему, вам будет проще в ней разобраться.
Лайфхак 4. Найдите смежное с нелюбимым предметом хобби
Этот приём тесно связан с двумя предыдущими. Пересмотрев формат изучения нелюбимого предмета и отыскав его практическую пользу, вы начнёте им увлекаться.
Например, если вы не дружите с алгеброй и геометрией, займитесь спидкубингом, а если терпеть не можете историю, сходите на историческую реконструкцию.
Лайфхак 5. Заручитесь поддержкой наставника
Вам знакомо высказывание «Всё зависит от учителя»? Мол, у одного преподавателя можно быть отличником, а у другого съехать на «тройки». Педагогический талант действительно важен. Но влюбиться в любой предмет можно и в простом общении с увлечённым человеком.
Попробуйте подружиться с тем, кому нравится ваш проблемный предмет. Желательно, чтобы новый приятель был примерно вашего возраста и импонировал вам. Вдохновляясь общением, вы постепенно начнёте перенимать его интересы (а он ваши).
Если подружиться с антиподом не получается, заручитесь поддержкой старшего товарища. Такого, кому вы сможете пожаловаться на нелюбимый предмет или пообещать выучить параграф. Внимание и поддержка постороннего человека, а также ответственность перед ним — отличные мотиваторы при изучении любого предмета, который не понимаешь. В Домашней школе Фоксфорда таким человеком для вас может стать персональный наставник.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Когда понял, что ничего не понял: как самому разобраться в теме урока
Подборку советов собрала Ирина Антонова, школа № 104, г. Челябинск
В материале, который дают на уроках, можно «заблудиться» из-за учителя, недавней ссоры с родителями или плохих отношений с предметом. Но важно понимать, что темы каждого урока, даже если кажутся незначительными, обязательно где-то всплывут. Без каких-то ты не сможешь написать тест, без других не поймёшь следующий, ещё более запутанный раздел. Мы собрали несколько советов, как разобраться в материале самому.
Кому-то удобнее работать с конспектами, выделяя важное маркерами, кому-то — чертить большие схемы. Если на уроке ты записывал слова учителя, попробуй дома сделать из текста таблицу. Если читал учебник, то проговори материал вслух, или используй диктофон и послушай сам себя.
Неимоверно полезный, пусть и очевидный совет, правда. Даже если учитель говорил по учебнику. обязательно открой его сам и попробуй разобраться. Читай вслух, делай конспект, перечитывай и выделяй сложные места. Ведь некоторым людям легче воспринимать информацию визуально.
Расскажи материал коту, маме или своей второй личности. Когда ты пытаешься объяснить что-то тем, кто ещё больше «не в теме», раскладываешь информацию на простейшие элементы, а они в это время занимают нужные «полочки»в твоей голове.
Попробуй расписать формулу своими словами. Сделай понятный текст о том, какие совершаются действия, что обозначают цифры и буквы. И про события, изображенные на карте, можно рассказать также, используя знакомые формулировки. Текст, который написал ты, будет легче понять и запомнить, чем множество крестиков, стрелок и сносок. Если такая информация есть в учебнике, но она написана очень «заумно», и вникнуть в нее бывает нелегко.
Обучающие мемы — золотая жила. Даже из вашей совместной фотографии можно сделать объяснение отношений между странами в войне. По ситуации из сериала — объяснить химическую формулу, понять, что такое категория состояния, и как работает сила тяжести. Плюс этого способа — появление ассоциаций, которые помогают ещё и запомнить материал.
В этом полезная сторона этих платформ (да-да, там есть и полезная сторона) — не только веселый, но и обучающий контент. За короткое видео человек может разъяснить тебе тему, опять же, простым языком. Конечно, если ты не знаешь нужных тебе каналов, поиск может занять много времени — тогда спроси у друзей, они могут подсказать. Также есть риск засесть на весь вечер, листая ленту, но такая опасность может быть и при рассматривании стены, так что нужно собраться и двигаться к цели.
Интернет, друзей и родителей в этой ситуации кое-что объединяет —другой подход, иные формулировки. Друзья и родители не профессионалы, как учитель, и не считают тему урока чем-то элементарным, поэтому и объяснять будут по-другому. Материал в интернете вряд ли повторяет текст учебника точь-в-точь, и он может быть проще для восприятия.
Скажи о проблеме учителю. Да, бывают те, кто наорет и обвинит тебя во всех смертных грехах заодно. Но большинство учителей ответят на твои вопросы. Поэтому главное — спрашивать конкретно. На твое «я ничего не понял» он может разве что все повторить. Но если ты подойдешь с определенными проблемами, укажешь на темные пятна, у учителя будет больше шансов объяснить именно то, в чем ты запутался.
Способы понять тему самому несомненно есть. Но быть включенным в урок все равно важно — ведь учитель не просто так объясняет темы. После дистанционки и самообучения даже хочется, чтобы кто-то опытный грамотно подал тебе материал.
Как хорошо учиться, если тяжело понимать предмет?
Надо прочитать книгу по предмету, как художественную литературу.
Цель дочитать до конца. Просто читайте книгу по химии. Так вы, может, и не поймёте сразу, что такое валентность, но поймёте, что у водорода и кислорода разные степени валентности. И что у хлора тоже есть некая степень валентности. Это ещё не знания, но уже что-то. Дополнительный плюс в том, что когда вы услышите знакомое слово, то будете знать где про него написано, в какой главе какой книги.
Умение ориентироваться в информации и добывать знания из множества источников пригодится вам в дальнейшем.
Потом надо общаться и читать более предметные тексты. И радоваться тому, что вы понимаете смысл. Термины соединяются в модели, тексты начинают соответствовать или несоответствовать моделям.
zumi: мне хватает шести месяцев, чтобы начать разбираться в предмете и около двух лет, чтобы знать предмет хорошо.
Есть две темы, которыми занимаюсь уже более десяти лет, до сих пор не узнал и десятой части. Но другие люди считают экспертом. Момент завершения изучения предмета нельзя определить.
Проведу аналогию с химией. В рамках школьной лабораторной работы по химии, ученик великолепно проводит эксперимент, и может объяснить все происходящие процессы. На текущий момент ученик является экспертом по этому эксперименту. Через год ему предлагают работу в здравоохранении, также по теме химии. Так как считают его знающим человеком. Но химические процессы в теле человека ему неведомы.
Справиться с работой ему поможет умение учиться, проводить аналогии, делать гипотезы, строить модели. А также выносливость, терпение, хорошее здоровье и самочувствие.
И через восемьдесят лет успешной работы, к ученику подойдёт человек, которого он считает экспертом, и признается, что восхищается его трудами. В этот момент ученик поймёт, что знает предмет великолепно, по мнению человека, которого считает экспертом. Но сам так считать не будет.
Но если такой возможности нет и нужно именно знать предмет изучения, а он ни как не лезет в голову, что тогда делать?
Если нужны чисто оценки, а дальше Вам предмет будет не нужен, ищите обходные пути и отмазы.
Как надо разбираться в непонятном
Хочу поделиться лайфхаком и некоторыми своими соображениями по поводу обучения. Я очень жалею, что не знал (или не понимал в необходимой степени) этого в 20 лет, когда учился в университете.
Для ЛЛ — вот он, лайфхак (ниже обоснование, почему это так):
Чтобы разобраться в новой теме
_Продолжайте запихивать информацию по новой теме в себя даже при кажущемся отсутствии прогресса в понимании!_
Для ЛЛ — дальше не читать!
Сейчас справедливость этих наблюдений и эффективность методики я могу видеть и на собственном примере и на примере других людей.
Итак, к делу. Все мы знаем, что способность к изучению нового с годами падает (на самом деле нет). Языки и прочее проще учить в детстве, на скрипке учиться в детстве проще и т.п. Но лишь некоторые причины этого физиологические (слышал теорию о том, что нейроны в мозгу активно формируются как раз в возрасте 3–5 лет, поэтому если вы активно обучаете ребенка в этом возрасте это окажет влияние на всю жизнь, область мозга, отвечающая за данный навык будет лучше сформирована). Но есть ещё проблемы психологического характера.
Итак, что такое мозг? Это, если говорить в компьютерных терминах, самообучающаяся нейронная сеть. Которая работает намного эффективнее любых современных компьютерных алгоритмов. Программа может научиться распознавать котиков на фото:
Но для этого программе (использующей технологии нейронных сетей) надо показать тысячи (тысячи их!) фотографий этих самых котиков. Ребенок учится тому же самому посмотрев на несколько десятков фото. Разница — в два порядка. Всё, что делает наш мозг — это учится распознавать похожие ситуации и образы (поэтому для выявления человека веб-сайты используют капчу).
Природа дала нам инструмент, идеально приспособленный для построения оптимальных схем поведения (и нам для приобретения опыта надо разобраться как действовать в одной ситуации — а дальше мы разберемся со всеми похожими).
И самое важное, что нейронная сеть обучается сама, даже без нашего сознательного участия в процессе.
Психологическая же проблема взрослых состоит в том, что они пытаются _контролировать_ процесс изучения новой информации. И сами блокируют себе изучение чего-то «ну, я чего-то не понимаю, я в этом не особо разбираюсь».
Секрет же очень простой — чтобы изучить что-то непонятное, надо просто загружать мозг _всей_ доступной информацией на эту тему. Он сам в этом наведет порядок и построит модель!
Последнее время (изучая в зрелом возрасте программирование, и быстро набрав приличный уровень в необходимых мне вещах) я убеждаюсь в этом постоянно. По многим вопросам нет нормального описания, учебника и т.п. И часто у тебя нет под рукой книги «НЕХ для чайников» — у тебя есть какое-то обсуждение на форумах, какая-то кривая статья в википедии и т.п. Читаешь одно — непонятно, читаешь другое — все равно непонятно. Большинство людей на этом этапе пасуют («ну, в этом невозможно разобраться, пойду к специалисту»).
И вот тут и надо поменять подход. Ничего не понимаете? Ничего страшного! Просто продолжайте в себя запихивать всю доступную информацию на этот счёт. Потом читайте её второй раз. При кажущемся отсутствии прогресса («я и раньше не понимал, и теперь не понимаю») ваша нейронная сеть продолжает обучение и формирование новых нейронных связей. И в какой-то момент — раз! — и всё становится понятно. И перечитывая опять становится ясно, что имел ввиду (но не смог внятно изложить) автор.
Вот, например, конкретный случай из моей практики — понадобилось мне вычислить Полную Стоимость Кредита в соответствии с ФЗ-353. Читаем Википедию (зайдите, если интересно) — непонятно, читаем форумы банковских программистов — куча разных мнений, есть какие-то (как потом выяснилось, неправильные!) методики с семинаров ЦБ, есть какая-то программа на Хабре (с ошибкой), которой все и пользуются по итогу, есть ссылка на американские законы, которые брались в качестве образца. Но нигде я не нашел внятного изложения предмета. При этом некоторые разобрались в методике, но не разобрались в сути («что такое этот коэффициент понять невозможно, но мы просто его вычислим»). Как раз такой случай. Помог поиск, чтение и перечитывание (на протяжение пары часов) всей доступной информации на этот счёт. И фазы «ничего не понятно», «по-прежнему ничего не понятно», «всё равно ничего не понятно» вдруг сменились фазой «да это же очевидно! — сам могу вам объяснить».
При этом по многим вопросам другого метода изучения и нет. Профессиональные математики (про это регулярно писал гениальный математик В.И.Арнольд) и профессиональные программисты, кажется, продолжают традиции ремесленников средневековья, затрудняя непосвященным изучение их науки.
Ну, действительно, свой труд можно дороже продать, если непосвященным он кажется загадочным и непонятным.
Собственно, про этот лайфхак мне говорил мой учитель ещё в университете (но я тогда не оценил этого совета). Он буквально советовал ходить на математические лекции, на которых ты _ничего не понимаешь_. Объясняя это тем, что это только кажется, что никакого эффекта нет. А на самом деле ты уже начинаешь слышать, как какие-то термины употребляются совместно, как примерно выглядят схемы доказательства (в данной области) и т.п.
То же самый метод применяется и в гораздо более приземлённых областях. Надо выбрать новый телефон (пылесос, холодильник, тур в Турцию?) — читаем всё, что найдем на эту тему. Поначалу будет казаться, что задача нерешаемая — куча информации, она плохо структурирована, много различных (зачастую противоречивых!) мнений — ничего страшного. Главное, не останавливайтесь!
_Продолжайте запихивать информацию по новой теме в себя даже при кажущемся отсутствии прогресса в понимании!_
Прогресс обязательно будет, но в момент, когда мозг накопит необходимый критический объём информации для полной настройки нейронной сети на эту задачу (после тысячи картинок котиков нейронная сеть заработает).
Бесплатные советы, конечно, не помогают, и поэтому крайне сложно донести полезность этого метода, но если кто-то применит для себя — буду рад.
Какие проблемы могут быть у школьников
Родители говорят так:
Это о каких детях сейчас речь? О «слабых» с трудностями в развитии или у способных? Это может касаться и о тех, и о других. Просто все надо рассмотреть отдельно, и понять, почему возникло, что можно сделать. Итак…
Ему не хочется учиться
Нежелание учиться, отсутствие интереса может быть вызвано чувством небезопасности. А оно навеяно может быть и плохими отношениями в семье. Но в основном ребенок боится быть непонятым и непринятым.
Кем? Родителями и учителями. Ведь они его успехи в школе оценивают. И не факт, что хорошо, раз страх есть. Потому что дома могут быть чересчур заняты успехами ребенка. А учитель? Он же ждет от ученика чего-то. Если даже дома у ребенка будет все неплохо, он может разочаровать учителя. Вот и включает он неинтерес к учебе, как защиту…
Не хватает внимательности
Тут тоже часто виноваты неврологические причины. Однако более всего внимание школьника может страдать из-за стресса, отсутствия внимания учителя, когда много детей в классе. А стресс — такая штука, которая заставит все ресурсы организма защищаться.
Между тем, взрослые отвечают за ощущение стабильности ребенка учащегося в младших классах. И они могут помочь ребенку ориентироваться, владеть вниманием и пр. Учитель тут – еще больший помощник. Понятно, что при семейном обучении этих проблем нет.
А еще, кроме стресса, дети каждый по-своему способны обрабатывать тот или иной объем информации, концентрироваться на чем-то, переключать внимание. Это норма может быть, но несовпадение с параметрами, которые признают в школе. Так, при семейном обучении, где учитываются все эти факторы, дети лучше учатся, а в школе – отстающие.
Получает плохие оценки
Да, он учится плохо. Порой по всем предметам или по одному. Последнее характерно для незрелости каких-то зон мозга. Скажем, математика. Ну и так далее. А еще могут влиять отношения ребенка и учителя – если он боится, он и ошибок столько от страха наделает, что сосчитать будет трудно…
Боится у доски отвечать
Да, если он дома учится, он не боится – никто ж смеяться не будет, учитель спокойно все объяснит. А в школе? Это сплошная тревога, начинающаяся со звонка с урока… Чего уж там говорить об экзаменах – дети от страха перед испытаниями такими забывают все, что знали. Стресс? Еще какой.
То ли еще будет, если не принять меры. Ведь впереди – выпускные экзамены, в институт… Ребенок, поняв, что его плохо оценили один раз, оценят плохо и в другой, всю жизнь… Школьные страхи на корню убивать.
Не общается
Маленькие дети ощущают свою отдельность от мира, то, как он на них действует и как могут на него сами воздействовать. И постепенно понимает, какие сигналы подает ему его организм в той или иной ситуации. Но может начать вести себя парадоксально, потому что боится – то ли двойку получить, то ли, что его накажут. И записывают его как «проблемного», вместо того чтобы помочь.
Что делать?
Чтобы ребенок научился понимать в школе то, что говорят, что задают, учил уроки, надо, во-первых, выбирать – в школе ему учиться или дома, во-вторых, максимально задействовать себя в этом процессе. Ведь, как показывает практика, если школа и семья- союзники, то до страхов и прочих неприятных моментов может и не дойти. Каждый на своем месте делал бы свое дело, не стоял бы сейчас этот вопрос.
Так что лучше – чтобы ребенок учился с педагогом дома, потому что вы не занимаетесь с ним и не обращаете на него внимания? Или пусть бы в школу ходил, учился общению и противостоять трудностям? Вот и делайте свой выбор сами…Или в свою пользу, или в пользу ребенка, которому никак одному не справиться с тем, что на него резко навалится.