что делать если пишешь не грамотно
Как научиться писать грамотно. 11 полезных советов
Сегодня редкий человек может похвастаться грамотным изложением своих мыслей на письме и безошибочным написанием. Если вы хотите чего-то добиться в жизни, постоянно учитесь, совершенствуйте себя, даже когда находитесь на вершине успеха. В одном фильме главный герой сказал: «Прежде чем на что-то решаться, подумай, стоит ли овчинка выделки». В данном случае без колебаний – «овчинка стоит выделки». Так как образованный человек – полезный человек, а перед полезным человеком открываются все дороги.
Зачем писать грамотно?
Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова. Почему изменились приоритеты, смотрите в этом видео:
Далее вы узнаете, как с удовольствием и без скуки можно научиться писать грамотно. Только действующие советы, неоднократно проверенные опытом. И никаких томных изречений, переполненных научными терминами. Только факты!
Наберитесь терпения и морально настройтесь
Если не будет желания совершенствовать свой русский язык, не будет и результата. Чем грамотнее человек, тем выше он занимает место в жизни, становится более независимым, руководящим. Держите эти мысли в голове каждый раз, как только захотите бросить занятия.
Много читайте
Так вы тренируете зрительную память. Читайте только классику, в старых книжных переплетах, которые все помнят еще со школы. Так как в современных изданиях, при бешеном ритме сегодняшней жизни и вечной спешке, многочисленные ошибки неизбежны. При чтении книг вы не только запоминаете написание слов, но еще и бессознательно откладываете в памяти основные литературные приемы.
Важно подобрать книги для чтения по своим интересам. От этого будет напрямую зависеть успех и время, которое вы потратите на обучение. Это может быть фантастика (Жюль Верн, «Аэлита» А.К.Толстого, «Солярис» С.Лема и др.). Кто-то любит приключения, кто-то – стихи. Главное, читать с удовольствием и в тишине, ни на что не отвлекаясь.
Читайте вслух
Такой прием оттачивает слуховую память. Прочитывайте так, как пишется в книге, проговаривая слова по слогам. Например, предложение «По полю бежала собака» при обычном разговоре вы произносите: «Па полю бижала сабака». Читая книгу, озвучивайте так – «По по-лю бе-жа-ла со-ба-ка». Когда читаете книгу, вы делаете паузу в том месте, где стоит запятая. Поэтому со знаками препинания в будущем будет проще.
Переписывайте каждый день по 10 страниц из книги
Этот метод помог ученику сдать экзамен по русскому языку. Мальчик не прошел аттестацию после восьмого класса. Он знал правила, но писал всегда с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему все лето каждый день переписывать по десять страниц из «Войны и мира» Л.Н.Толстого. Осенью ученик успешно сдал экзамен, сделав только две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было.
Учите наизусть тексты
Полезно заучивать правила написания в русском языке. А можно учить интересные, сильные стихи. Это хорошо будет стимулировать вашу память. Никто не знает возможностей человеческого организма. Заучивание текстов поначалу пугает. Но после первых выученных произведений вы будете запоминать без труда, прочитав несколько раз.
Вот живой пример: на факультет русской филологии пришел парень, внешне никак не ассоциирующийся с культурой речи. Слегка небритый, на руках армейские наколки, похож скорее на ловеласа. Вся группа с иронией переглянулась. Каково же было удивление, когда на одном из занятий он встал и долго читал стихи Анны Ахматовой. Начал с «Реквиема». От того, как он читал, у преподавателя навернулись слезы. Когда молодой человек закончил, преподаватель спросил, как же он запомнил такой объем информации. Парень ответил, что учил в армии, когда нечего было делать.
Регулярно занимайтесь
Занимайтесь в паре
Результаты будут лучше, если вы привлечете к своим занятиям еще кого-нибудь. Вы будете рассуждать, поправлять друг друга. Ведите диалог.
Приобретите орфографический словарь
Приобретите орфографический словарь, чтобы быть уверенным наверняка, что пишете без ошибок. При любых затруднениях он будет всегда под рукой.
Создайте словарь ваших трудных слов
Создайте словарь ваших трудных слов, написание которых никак не можете запомнить. И периодически заглядывайте в него, постепенно запоминая их.
Используйте школьный прием
Читайте правило, делайте упражнения, исправляйте ошибки. Проанализируйте, где вы делаете больше всего ошибок, и работайте только с нужными вам правилами написания в русском языке. Это можно сделать, к примеру, на нашем курсе по русскому языку.
Пройдите наш курс «Русский язык»
Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.
Все люди обладают разными способностями. У одного человека хорошо развита зрительная память, у другого – слуховая, у третьего моторная. Чаще преобладает смешанная: либо зрительно-слуховая, либо зрительно-моторная, и т.д. Поэтому выбирайте те советы, которые наиболее действенны для вас. Это основное правило и секрет вашего будущего успеха в изучении русского языка.
Отзывы и комментарии
Свои отзывы и комментарии вы можете оставлять ниже. А если вам интересно развиваться дальше, то обратите внимание на наш курс по повышению грамотности.
Автор: Евгения Полякова.
Семь эффективных способов подтянуть орфографию и научиться писать без ошибок
Сколько прекрасных карьер не сложилось, сколько возможностей упущено элементарной безграмотности! Как вы думаете, примет ли серьёзный инвестор «интИресТное прИдложение» о совместной деятельности? И что будет с сотрудником, согласовавшим наружную рекламу с явной ошибкой, которую теперь обсуждает весь город? А согласится ли девушка пойти на свЕдание? Если чувствуете, что орфография не ваш конёк, предлагаем несколько способов её подтянуть.
Если нет времени сидеть над учебниками, можно прокачать знания при помощи онлайн-программы. Как говорится, на войне все средства хороши.
1. Читайте качественную литературу
Мы пишем правильно не потому, что каждый раз вспоминаем правила, а потому что большинство слов видели сотни раз и запомнили их написание. Поэтому лучшим способом «прокачки» орфографических навыков всегда считалось чтение художественной литературы. Во время этого процесса развивается зрительная память, то есть мозг просто запоминает, как выглядит то или иное слово, и не даст вам ошибиться, даже если вы не помните правил правописания. Но читать нужно качественные книжки, а не переписку в мессенджере или форумы и непонятно чьи тексты в интернете — вот как раз вы рискуете нашпиговать свою голову всеми ошибками, какие только есть в русском языке. Читать желательно с раннего детства. Этот способ хорош ещё и тем, что он не только повышает грамотность, но и обогащает словарный запас.
2. Переписывайте тексты
Нельзя научиться кататься на коньках, не выходя на лёд. Точно так же для грамотного письма недостаточно только читать. Возьмите за правило ежедневно 15–20 минут посвящать переписыванию текстов из художественных или научно-популярных книг. Писать лучше ручкой — так будет срабатывать не только зрительная, но и механическая память. Обычно двух-трёх месяцев занятий хватает, чтобы подтянуть орфографию до приличного уровня.
3. Пишите диктанты
Письмо под диктовку развивает фонематический слух и учит определять ошибкоопасные места. Споткнулись, значит, надо проверить. В век тотальной компьютеризации сделать это можно за считанные секунды, главное, выработать в себе орфографическое чутье, и диктанты этому как раз способствуют. После диктанта делайте полный разбор своих ошибок, и вы увидите, что с каждым новым текстом их будет становиться всё меньше.
4. Повторяйте правила
Нет, заучивать их не нужно. Вы не в школе. Правило достаточно внимательно прочитать, осознать, разобрать на примерах и немного попрактиковаться в написании слов с данной орфограммой. В идеале нужно каждый день повторять одно новое правило, но с учётом занятости на работе, дома, можно ограничиться 2–3 занятиями в неделю. На сложные или объёмные правила отводите несколько дней, чтобы закрепить изученное. Заниматься можно по школьным учебникам или использовать специальные книги, где материал обобщён и систематизирован. Например, учебник Дитмара Розенталя «Русский язык» или пособие этого же автора «Пишите, пожалуйста, грамотно!».
5. Смотрите видеоуроки и лекции
Если лучше воспринимаете визуальную информацию, хорошим подспорьем станут видеоуроки и научно-популярные лекции по русскому языку, коих в интернете великое множество. Можно найти уроки по конкретной орфограмме, например о «тся» и «ться», удвоенном «нн» в причастиях, слитном и раздельном написании разных частей речи. Тем, кто хочет улучшить не только грамотность, но и стилистику, рекомендуем послушать лекции известных популяризаторов русского языка Ирины Левонтиной, Анны Валл, Марины Королёвой. Будет не только познавательно, но и очень интересно.
6. Перечитывайте и редактируйте
Привыкли писать в мессенджерах «спс», «пасибки», «я тя лю»? Если хотите повысить грамотность, от такого способа общения лучше отказаться, ведь ваш мозг путается и в неподходящий момент может подсунуть ошибочный вариант. Пишите грамотные сообщения и, прежде чем нажать на Enter, перечитывайте их, исправляйте ошибки. Если сомневаетесь в написании слова, загуглите его, не знаете, где поставить запятую, — разбейте этот кусок текста на отдельные предложения. Особенно данный навык важен при написании деловых писем. Ещё раз пробежаться глазами по тексту недолго, а ваша репутация не пострадает.
7. Занимайтесь с репетитором или на онлайн-курсах
В любом деле важна система. Если чувствуете, что регулярное самообразование — это не про вас, занимайтесь с репетитором. Особенно этот способ эффективен, когда пробелы в орфографии слишком большие или их нужно устранить в короткие сроки. Личный педагог выстроит индивидуальную программу занятий, поможет быстро и точечно разобраться с основными проблемами. Одновременно он будет тем внешним стимулом, который не даст вам сойти с дистанции. Отметим, что занятия с репетитором стоят недёшево. Если они вам не по карману, вместо реального педагога можно воспользоваться услугами виртуального на какой-нибудь из профильных интернет-платформ.
Например, пройти экспресс-программу можно в онлайн-школе Smart University. Если нужно просто подтянуть письменную речь, выбирайте курс «Орфография для всех», хотите окунуться в языковую среду чуть глубже — запишитесь на курс «Грамотный блогер». Программы состоят из коротких уроков, видео, проверочных тестов. Заниматься в Smart University можно онлайн через компьютер или смартфон. Найти экспресс-программы можно в личном кабинете на сайте в разделе «Курсы без учителя», авторизовавшись по номеру телефона. И помните, учиться никогда не поздно!
Как научиться писать грамотно: простые приемы для начинающих копирайтеров
Приветствую, дорогие читатели!
Многие талантливые копирайтеры-новички сталкиваются с неприятной проблемой: допускают много ошибок в тексте. Они легко и с вдохновением создают увлекательные статьи, но часто их возвращают им на доработку. А иногда заказчики и вовсе прекращают сотрудничество.
В этой статье я расскажу, как писать грамотно. Поделюсь с вами полезными приемами, которые не только научат писать слова правильно, но и повысят уровень профессионализма. Ведь далеко не каждый квалифицированный копирайтер имеет диплом филолога, лингвиста или журналиста. Однако даже если это так, далеко не каждый автор обладает знаниями на уровне корректора или редактора.
Чтобы добиться результата в совершенствовании русского языка, важно набраться терпения и морально настроиться. Вы должны понимать, что грамотность – важное требование, предъявляемое работодателями в сфере копирайтинга. Старайтесь получать удовольствие от процесса обучения и подбадривайте себя мыслями о будущем успехе в профессии. Только грамотный человек способен создать впечатление образованного, ответственного и заинтересованного в работе исполнителя.
Способы повышения грамотности
Здесь мы рассмотрим эффективные методики повышения грамотности. Все люди от рождения обладают разными способностями. У одного человека хорошо развита слуховая память, у другого – зрительная, у третьего – моторная. Довольно часто преобладает смешанная форма (например, зрительно-слуховая). Поэтому выбирайте те рекомендации, которые наиболее эффективны именно для вас, и учитесь писать без ошибок.
Тренировка зрительной памяти
Чтобы улучшить зрительную память, читайте классическую литературу. В современных изданиях и электронных книгах часто можно встретить опечатки и прочие ошибки, что негативно отразится на процессе повышения грамотности. При чтении классики вы будете запоминать написание слов и бессознательно откладывать в памяти художественные литературные приемы. Это поможет сделать вашу письменную речь более богатой, интересной и живой.
Чтобы занятия приносили успех, важно подобрать книги по интересам. Это может быть фантастика, приключения или поэзия. Главное – читайте в тишине, чтобы лучше сосредоточиться, и ни на что не отвлекайтесь.
Книги, которые я рекомендую к прочтению:
Чтобы сформировать отличный литературный вкус, научиться избегать штампов и тавтологии, писать без особых трудностей на любые темы, обратите внимание на следующие книги:
Приведенная подборка книг поможет вам повысить уровень грамотности и добиться прогресса в выбранной сфере деятельности.
Хотите развить интуитивную грамотность? Тогда предлагаю к просмотру видеоролик. В нем автор дает практические советы для развития грамотности.
Тренировка слуховой памяти
Для оттачивания слуховой памяти хорошо помогает чтение книг вслух. Внимательно и не торопясь читайте каждое предложение, обращайте внимание на знаки препинания, сложные для вас слова проговаривайте по слогам 2-3 раза.
Чтение вслух позволяет увеличить рабочий словарный запас, улучшить дикцию и интонацию, добавить в речь яркости и эмоциональной окраски. Старайтесь произносить текст не монотонно, а с выражением, расставляя акценты, будто вы выражаете собственные мысли. Если ежедневно читать вслух 15–20 минут, то спустя месяц вы заметите улучшения как в слуховой памяти, так и в вашей речи.
Предельно важно развивать память. Ведь если ваша способность к запоминанию развита недостаточно, то вам не удастся овладеть правилами правописания, ораторским мастерством и навыками скорочтения. Развитие памяти требует внимательности, терпения и осознанности.
Узнать подробнее об упражнениях для тренировки памяти можно в предыдущем материале.
Переписывание книг
Тренировать грамотность можно с помощью регулярного переписывания 5–10 страниц классической литературы. Выберите отрывок с длинными предложениями и сложными оборотами и перепишите его. Преподаватели русского языка рекомендуют использовать для этой цели книгу Льва Толстого “Война и мир”.
Кроме повышения грамотности, переписывание книг положительно влияет на концентрацию. Если уделять процессу по 2–3 часа в день, то вы ощутите спокойствие и сосредоточенность на одном деле. Вы станете более вдумчивым и серьезным. Главное – писать медленно и думать над тем, что записываете. Когда закончите, перечитайте написанное и проверьте, не допустили ли вы ошибки.
Запись информации благотворно воздействует на память. Ежедневно у нас идет информационное перенасыщение, из которого мозг не выносит ничего полезного, хотя мог бы в это время сфокусироваться на чем-то важном. Углубленное чтение и переписывание книг вызывает размышления о персонажах и сюжете, позволяет анализировать. Со временем это занятие становится привычкой и остается с человеком надолго.
Заучивание стихотворений наизусть
Стихотворения – давний способ передачи информации потомкам. Благодаря рифме, красоте речи и мелодичности жанр считается легким для заучивания наизусть. Регулярное чтение стихов расширяет словарный запас и улучшает память. Для развития интеллекта подойдет поэзия Есенина, Бродского, Шекспира, Лермонтова, Ахматовой.
Чтобы быстро выучить стихотворение, воспользуйтесь следующей методикой:
Если описанный способ запоминания не приносит желаемого результата, можете задействовать зрительную память и медленно переписать текст на лист бумаги. Во время чтения стихотворения представьте себе события и героев, проникнитесь теми чувствами, что хотел передать автор, акцентируйте внимание на словах, их времени и форме. Затем читайте первую строку 3–5 раз и запоминайте. Далее перейдите к следующей. И так до конца. Учите стих вслух, проговаривая текст громко и с выражением.
Думаю, вам будет полезно ознакомиться с популярными и необычными методиками развития памяти у взрослых людей.
Написание текстовых и словарных диктантов
Проверить свои знания правил русской орфографии и пунктуации помогут диктанты. Попросите близкого человека побыть в роли учителя и продиктовать вам текст или используйте специальные программы для проверки грамотности.
После написания проверьте внимательно текст на ошибки, сделайте выводы и перечитайте необходимые правила правописания.
Для улучшения качества письма рекомендую завести тетрадь, в которой каждую страницу нужно разделить на 2 колонки. В левый столбец выписывайте все слова, в которых вы постоянно допускаете ошибки, а в правый – объяснение с примерами употребления слов.
Ведение диалогов
Чтобы получить наиболее эффективный результат, во время обучения русскому языку постарайтесь привлечь к занятиям кого-нибудь еще. Активно ведя диалог, вы научитесь грамотно высказываться, а ваша речь станет чистой и выразительной.
Работа с орфографическим словарем
Эффективным способом научиться правильно писать считается обращение к орфографическому словарю. При любых затруднениях вы сможете проверить правописание. Работать со словарем нужно систематически. При наличии малейших сомнений вы также можете использовать учебники и другие справочные материалы.
Я подготовила список лучших словарей и пособий, которые помогут вам не только научиться грамотно писать, но и красиво говорить:
Выписывайте слова, в которых делаете ошибки чаще всего, и сверяйте их со словарем.
Изучение правил правописания
По-настоящему грамотный человек должен не только знать правила, но и уметь применять их, не надеясь исключительно на интуицию. Чтобы быстро выучить правило и суметь его использовать на практике, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
Чтобы применять правила, вам нужно научиться определять структуру слова и понимать, в приставке или суффиксе допущена ошибка. Кроме того, учитесь четко различать части речи, например, где в предложении существительное, а где использовано наречие.
Чтобы правильно расставить знаки препинания, нужно уметь определять главные и второстепенные члены предложения. Также важно обратить внимание на наличие обращений, междометий, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов.
Выполнение практических работ для закрепления теории
Просто читать и заучивать правила грамматики не только скучно, но и малоэффективно. Купите сборник заданий по русскому языку для школьников или студентов. В нем представлены упражнения, в которых нужно вставить пропущенные буквы или слова, расставить знаки препинания. Также в сборнике вы найдете краткое изложение основных правил с примерами. С их помощью вы сможете себя проверять.
После выполнения практических заданий можно попросить близкого человека, в чьей грамотности вы уверены, проверить вашу работу. Пусть он ее не просто прочитает, но и ручкой пометит ошибки, чтобы вы могли сделать работу над ошибками.
Обучение на курсах по русскому языку
Если вам сложно самостоятельно освоить русский язык, вы можете записаться на курсы русского языка.
При выборе курса внимательно ознакомьтесь с программой и сроками обучения, отзывами учеников. Вы можете выбрать индивидуальные или групповые занятия. Выясните, подходит ли вам график занятий, есть ли у курса своя методика, насколько квалифицирован преподавательский состав и соответствует ли обучающая программа вашим целям.
Если обучение в режиме онлайн не для вас, можно воспользоваться услугами репетитора офлайн. Преподаватель сможет доступным языком и в сжатые сроки объяснить вам основные правила грамматики русского языка.
Заключение
Регулярные тренировки, чтение книг, тесты, диктанты и упражнения помогут достичь успеха в изучении русского языка. Набить руку и повысить грамотность вы можете на биржах копирайтинга, где представлены тысячи заказов на разные темы. Нарабатывая практический опыт и пополняя портфолио, вы становитесь более востребованным специалистом.
А как вы боретесь со своими ошибками? Считаете ли вы грамотность важным навыком для копирайтера? Поделитесь опытом в комментариях.
Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками
Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?
Яна Полей логопед высшей категории
Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется. что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?
Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.
Диагностика дисграфии
По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки. скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.
Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.
Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.
А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.
Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.
Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.
Лечение дисграфии
Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.
Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.
Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.
Коротко о главном: что такое дисграфия
Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.
Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.
Пять видов дисграфии
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии
Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.
Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».
2. Акустическая форма дисграфии
Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.
4. Аграмматическая дисграфия
Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).
5. Оптическая дисграфия
Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.
Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Предупреждён — почти вооружён
Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью: