что делать если потерял приписное свидетельство военкомат казахстан
Выдача призывникам удостоверений о приписке к призывным участкам и дубликатов удостоверений
Уважаемые граждане Республики Казахстан!
Как получить услугу онлайн
Штраф предусмотрен для отдельных категорий
Как получить услугу в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (необходимые документы):
При первичном обращении услугополучателя, не прошедшего приписку в январе – марте в год исполнения ему семнадцати лет
При утрате удостоверения о приписке
Копия постановления о наложении административного взыскания за умышленную порчу или утрату документа воинского учета, предусмотренного статьей 649 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», либо справка с уполномоченного государственного органа, подтверждающая факт утраты или порчи по независящим от услугополучателя обстоятельствам (прилагается услугодателем).
При порче удостоверения о приписке
Копия постановления о наложении административного взыскания за умышленную порчу или утрату документа воинского учета, предусмотренного статьей 649 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», либо справка с уполномоченного государственного органа, подтверждающая факт утраты или порчи по независящим от услугополучателя обстоятельствам (прилагается услугодателем).
При изменении фамилии, имени, отчества:
Выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через «Государственную корпорацию».
Результат оказания услуги
Выдача удостоверения о приписке либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги.
Как получить удостоверение о приписке к призывному участку и военный билет до и после 27 лет Версия для печати
Смотрите также:
Военный билет, как и другой фундаментальный документ гражданина (удостоверение личности, паспорт), является важным документом. Наличие либо отсутствие его существенно может повлиять на вашу дальнейшую жизнь. Военный билет — документ, который выдается гражданину при призыве на воинскую службу, а также в случае освобождения от воинской обязанности с передачей на учет военнообязанных запаса.
Получение удостоверение о приписке к призывному участку
Гражданам, приписанным к призывным участкам, местными органами военного управления (военкоматами) районов (городов областного значения) выписывается удостоверение о приписке к призывному участку, которое выдается владельцу.
Целью воинского учета является определение наличия призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны и безопасности государства.
Воинский учет военнообязанных и призывников осуществляется по месту их жительства или временного пребывания (на срок свыше трех месяцев) местными органами военного управления (УОДО) районов (городов областного значения). В населенных пунктах, где отсутствуют местные органы военного управления (УОДО), воинский учет обеспечивают акимы поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов.
В удостоверение о приписке указываются:
Согласно Правилам проведения военно-врачебной экспертизы и Положения об органах военно-врачебной экспертизы, граждане, признанные при приписке к призывным участкам нуждающимися в обследовании (лечении), учитываются управлениями по делам обороны в 2-ух списках:
1) в списке № 1 – временно негодные к воинской службе;
2) в списке № 2 – годные к воинской службе с незначительными ограничениями.
Указанные списки не позднее 10 рабочих дней после окончания работы комиссий по приписке направляются в медицинские организации по месту прикрепления призывника.
Управлением или отделом по делам обороны выписывается удостоверение о приписке, которое затем выдается призывнику.
Для получения удостоверение о приписке вам необходимо предоставить в УОДО:
Данный документ выдает УОДО во время прохождения гражданином медицинской комиссии и постановки на воинский учет. После снятия с воинского учета гражданина и получения военного билета через НАО «Государственной корпорации «Правительства для граждан», удостоверение о приписке изымается и передается в УОДО для уничтожения.
Восстановление удостоверение о приписке при утере, порче
Выдача дубликата удостоверение о приписке производится через НАО «Государственной корпорации «Правительства для граждан» по письменному заявлению призывника с указанием причины утраты.
При обращении на портал, услугодатель направляет в «личный кабинет» услугополучателя информацию о месте получения результата оказания государственной услуги, подписанную ЭЦП услугодателя.
Выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через Государственную корпорацию (при обращении на портал, через выбранный услугополучателем филиал Государственной корпорации).
При этом к заполненному заявлению необходимо приложить:
Получение военного билета
Согласно Закону РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» военный билет – это единый бессрочный личный учетно-воинский документ гражданина, определяющий его принадлежность к воинской службе и отношение к воинской обязанности.
1. Получение военного билета не достигших 27 лет, подлежащих передаче на воинский учет военнообязанных по состоянию здоровья:
Лицам, признанным при приписке «Негоден к воинской службе в мирное время, ограниченно годен в военное время», по результатам прохождения медицинского освидетельствования при очередном призыве, на основании решения областной призывной комиссии МОВУ области (города республиканского значения и столицы) выдается военный билет сержанта, солдата.
Граждане, признанные медицинской (военно-врачебной) комиссией не годными к воинской службе с исключением с воинского учета, на воинский учет не принимаются.
Прием осуществляется по месту постоянной регистрации услугополучателя, без ускоренного обслуживания, возможно бронирование электронной очереди посредством веб-портала «электронного правительства».
Поскольку воинскому учету подлежат парни в возрасте от 18 до 27 лет, то и военный билет соответственно должен быть получен именно в этом возрасте. Однако, если вы решили получить военный билет после 27 лет, то согласно Кодексу об административных правонарушениях предусматривается штраф в размере до 5 МРП.
2. Перечень предоставляемых документов гражданами, достигшим 27 лет, не прошедшие воинской службы в связи предоставлением отсрочек от призыва и состоящим на воинском учете в данном МОВУ:
Для получения государственной услуги «Выдача военных билетов или их дубликатов (временных удостоверений взамен военных билетов) офицерам, сержантам, солдатам запаса» услугополучатели подают заявление.
Срок оказания государственной услуги составляет 10 (десять) рабочих дней.
Услугодатель в день поступления документов осуществляет их прием, регистрацию и передачу для исполнения ответственному исполнителю.
Рассмотрение исполнителем пакета документов на соответствие требований установленных настоящими Правилами, подготовка результата государственной услуги на подпись руководителю осуществляется в течение 8 рабочих дней.
Результатом оказания государственной услуги являются выдача военного билета или их дубликата (временного удостоверения взамен военного билета) офицерам, сержантам, солдатам запаса, либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги.
Отказ в оказании государственной услуги осуществляется, в случаях:
установление недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;
несоответствие услугополучателя и (или) представленных материалов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям, установленными настоящими Правилами;
отсутствие записи в книге протоколов призывной комиссии, для категории граждан: не достигших 27 лет, подлежащих передаче на воинский учет военнообязанных по состоянию здоровья; достигшим 27 лет, не прошедшие воинской службы в связи предоставлением отсрочек (освобождения) от призыва и состоящим на воинском учете в данном МОВУ; освобожденным из мест лишения свободы; призывного возраста, у которых один из родственников (отец, мать, брат или сестра) погиб, умер или стал инвалидом первой или второй группы при исполнении служебных обязанностей в период прохождения воинской службы; имеющим ученую степень; являющихся священнослужителями зарегистрированных религиозных объединений.
При обращении на портал, услугодатель направляет в «личный кабинет» услугополучателя информацию о месте получения результата оказания государственной услуги, подписанную ЭЦП услугодателя.
Выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через Государственную корпорацию (при обращении на портал, через выбранный услугополучателем филиал Государственной корпорации).
Форма оказания государственной услуги: бумажная. Государственная услуга оказывается физическим лицам бесплатно.
3. Перечень предоставляемых документов гражданами, достигшим 27 лет, не прошедшие воинской службы, из числа ранее не состоявших на воинском учете и не прошедших приписку к призывному участку:
Восстановление военного билета при утрате и порче военного билета
Согласно статье 649 КоАП РК умышленная порча или уничтожение военного билета, а также его утрата по вине владельца влекут предупреждение или штраф в размере 5 МРП.
4. Перечень представляемых документов при утрате или порче военного билета:
Как получить военный билет?
Военный билет, как и другой фундаментальный документ гражданина (удостоверение личности, паспорт), является важным документом. Наличие либо отсутствие его существенно может повлиять на вашу дальнейшую жизнь. Военный билет — документ, который выдается гражданину при несении воинской службы, а также в случае освобождения от воинской обязанности или зачислении в запас.
Ежегодно в нашей стране проводится воинский учет всех юношей, достигших 18 лет. Воинский учет проводится с той целью, чтобы государство имело представление о том, какое количество парней возможно пополнят ряды казахстанской армии. Граждане РК, достигшие 18 лет (воинскому призыву подлежат граждане от 18 до 27 лет) и состоящие на воинском учете, являются призывниками. Призывникам в период приема и снятия с воинского учета выдается удостоверение о приписке к призывным участкам.
При смене постоянного места жительства военнообязанные обязаны в течение 7 рабочих дней обратиться в ЦОН по месту прибытия с заявлением о постановке на воинский учет.
Иначе удостоверение о приписке называют приписное свидетельство. В приписном свидетельстве указываются:
Согласно Правилам проведения военно-врачебной экспертизы и Положения об органах военно-врачебной экспертизы, граждане, признанные при приписке к призывным участкам нуждающимися в обследовании (лечении), учитываются управлениями по делам обороны в 2-ух списках:
1) в списке № 1 – временно негодные к воинской службе;
2) в списке № 2 – годные к воинской службе с незначительными ограничениями.
Указанные списки не позднее 10 рабочих дней после окончания работы комиссий по приписке направляются в медицинские организации по месту прикрепления призывника.
Приписное свидетельство является документом призывника, приписанного к призывному участку, как доказательство того, что он состоит на воинском учете. Согласно пункту 11 Постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников», граждане Республики Казахстан, которым в год приписки исполняется 17 лет, ежегодно с января по март приписываются к призывным участкам. Проводится это с целью принятия граждан на воинский учет, определения их количества, степени годности к воинской службе, установления общеобразовательного уровня, полученной специальности и уровня физической подготовленности. Приписка граждан к призывным участкам проводится по постоянному месту жительства либо временного пребывания.
Военкоматом выписывается приписное свидетельство, которое затем выдается призывнику.
Для получения приписного свидетельства вам необходимо предоставить в военкомат:
1) копию удостоверения личности;
2) адресную справку или нотариально заверенную копию книги регистрации граждан;
Выдача приписного свидетельства занимает не больше 10 минут.
Данный документ выдает военкомат во время прохождения гражданином медицинской комиссии и постановки на воинский учет. После снятия с воинского учета гражданина и получения военного билета через ЦОН, приписное свидетельство изымается и передается в военкомат для уничтожения.
Восстановление приписного свидетельства при утере
Выдача дубликата производится по решению начальника военкомата через ЦОН по письменному заявлению призывника с указанием причины утраты.
При этом к заполненному заявлению (образец заявления) необходимо приложить справки:
Согласно Закону РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» военный билет – это единый бессрочный личный учетно-воинский документ гражданина, определяющий его принадлежность к воинской службе и отношение к воинской обязанности. В настоящее время военный билет является обязательным документом, который необходим не только при трудоустройстве на работу (в частности в органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью), но и при регистрации граждан (военнослужащих) по месту жительства.
Военный билет представляет собой бумажный документ, в котором указываются:
Согласно статье 31 Закону РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» призыву на воинскую службу подлежат граждане в возрасте от 18 до 27 лет.
Призывная комиссия, ознакомившись с личным делом, выносит решение о признании годным к службе, в предоставлении отсрочки или освобождении от воинской обязанности гражданина. Если призывной комиссией вы были допущены к воинской службе, то после ее окончания вы смело можете идти получать военный билет, документ, доказывающий факт несения воинской обязанности гражданина.
Лицам, признанным при приписке «негодными к воинской службе с исключением с воинского учета» и «негодными к воинской службе в мирное время, ограниченно годными в военное время», после прохождения медицинского освидетельствования на основании решения местных органов военного управления (военкоматов) в установленном порядке выписывается военный билет.
Выписанный военный билет направляется в центр обслуживания населения (ЦОН) для выдачи владельцу.
Для получения военного билета в ЦОНе необходимо заполнить заявление (образец заявления), а также при себе иметь следующие документы:
2) ходатайство командира войсковой части на имя начальника местного органа военного управления (военкоматы);
3) выписка из приказа командира войсковой части о зачислении в списки личного состава;
4) нотариально заверенная копия документа об образовании;
5) копия удостоверения личности;
6) адресная справка или нотариально заверенная копия книги регистрации граждан;
Ходатайство формируется непосредственно командиром воинской части, в которой служил гражданин. Выписка из приказа производится военным комиссариатом. Выдача военного билета осуществляется в течение 1 рабочего дня. О выдаче военного билета производится отметка в учетной карте призывника с указанием серии и номера военного билета, подписывается должностным лицом военкомата и заверяется гербовой печатью. Учетная карта вместе с подтверждающими документами подшивается в отдельное дело и передается в архив на хранение.
Гражданам, являющимся инвалидами I и II групп, при прохождении приписки к призывным участкам на основании решения областной призывной комиссии и представленных нотариально заверенных копий документов, подтверждающих инвалидность, выписывают военный билет с указанием «невоеннообязанный». Выписанный военный билет направляется для выдачи владельцу или близким его родственникам в ЦОН при поступлении заявления о его выдаче.
С 2003 года осуществляется замена военных билетов старого образца на новый. Если ваш военный билет старого образца, то вам необходимо посетить военкомат, а также при себе иметь удостоверение личности, военный билет и 2 фотографии размером 3×4.
Поскольку воинскому учету подлежат парни в возрасте от 18 до 27 лет, то и военный билет соответственно должен быть получен именно в этом возрасте. Однако, если вы решили получить военный билет после 27 лет, то согласно Кодексу об административных правонарушениях предусматривается штраф в размере до 5МРП.
Согласно статье 510 КоАП РК умышленная порча или уничтожение военного билета, а также его утрата по вине владельца влекут предупреждение или штраф в размере от 0,5 до 5 МРП.
В случае утраты военного билета вам необходимо в течение 7 рабочих дней обратиться в ЦОН либо в военкомат с письменным заявлением для решения вопроса о получении дубликата военного билета, а также приложить следующий пакет документов:
Срок изготовления дубликата военного билета 15 рабочих дней. На период выяснения всех обстоятельств солдатам (матросам), сержантам (старшинам) запаса выписывают временное удостоверение (взамен военного билета) солдата, сержанта запаса, а офицерам запаса – временное удостоверение офицера запаса (взамен военного билета).
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.