что делать если ребенок боится пауков
Как научить ребенка не боятся пауков
Содержание статьи
Степень страха
Следующая степень страха: ребенок начинает кричать или плакать, когда лишь только видит паука издалека. В этом случае вы вполне можете самостоятельно работать с ребенком, чтобы сформировать у него ровное отношение к данному насекомому.
Самый большой страх выражается в том, что ребенок боится даже нарисованных пауков. В этом случае лучше обратиться к детскому психологу, так как в данном случае речь идет уже о фобии. Если страх ребенка перед пауками настолько силен, требуется не просто избавить ребенка от фобии, но выяснить ее причины. Иначе взамен боязни пауков может появиться такой же сильный страх в отношении чего-то или кого-то другого.
Сформулируйте цель
Научить не делать чего-то невозможно. Прежде, чем избавлять ребенка от страха перед пауками, подумайте, что вы хотите получить взамен. Какому поведению вы хотите научить ребенка? Какое отношение хотите сформировать в итоге? Сформулируйте для себя такую цель в позитивной форме, то есть без применения частицы не. Например, «чтобы ребенок равнодушно относился к паукам».
Не взывайте к разуму ребенка
Раз корень проблемы лежит в бессознательном, то и воздействовать надо на эту сферу.
Рисунки и сказки
Бессознательное не знает логики, зато отлично воспринимает образы и символы. Поэтому и избавляться от страхов нужно с их использованием.
Возможно, вы найдете мультики, в которых есть герои пауки. Но такие герои не должны быть отрицательными. Если в мультфильме все персонажи боятся пауков, то вряд ли такие сюжеты помогут ребенку справиться с его страхами.
Наполняйте жизнь ребенка контактами с пауками
Предложите ребенку купить в магазине яркую красивую книгу про насекомых, где будет глава про пауков. Или найдите качественный интересный научно-популярный фильм про них. Чем больше ребенок будет видеть пауков, разговаривать о них и т.п., тем спокойнее он будет к ним относиться.
Вы всегда можете обратиться к психологу за помощью в преодолении детского страха пауков, если чувствуете, что не справляетесь своими силами.
Как победить боязнь пауков – девочка 10 лет
Как победить боязнь пауков – девочка 10 лет
Этот случай из практики, рассказанный Сусанной Тулонен, иллюстрирует, как можно использовать освоение навыков, чтобы помочь детям в преодолении фобий. Здесь показано, что методика освоения навыков не вступает в противоречие с другими подходами, а напротив, может использоваться совместно, например, с долговременной индивидуальной психотерапией.
С четырех лет Лауру преследовал ужасный страх перед пауками. Это началось, когда однажды она увидела паука в своей комнате. Она настолько остро отреагировала на это, что родителям пришлось отвезти ее в детскую больницу. Лаура быстро оправилась от шока, но с тех пор у нее развилась сильнейшая боязнь пауков.
Особенно тяжелой ее фобия становилась летом, потому что в сельской местности, где жила ее семья, пауков было множество. Родители обращались к разным детским психиатрам, но, несмотря на многочисленные осмотры и тесты, никто так и не смог помочь девочке. Когда Лауре было девять, ее родителям сказали, что она страдает эмоциональной неустойчивостью и у нее наблюдаются черты нескольких разных синдромов расстройства личности, которые, очевидно, спровоцированы именно боязнью пауков. Из-за этого Лауру направили на курс интенсивной психотерапии, который должен был длиться не менее трех лет.
Несмотря на то что теперь Лаура получала лечение, ситуация продолжала беспокоить родителей, потому что ее фобия приводила к проблемам в школе. Например, она не могла находиться на уроках естествознания, если предмет хотя бы каким-то образом касался пауков. На таких уроках ей было разрешено заниматься в школьной библиотеке. Родителей также волновало, что девочка может подвергаться из-за этого насмешкам одноклассников.
Родители Лауры слышали об освоении навыков и, несмотря на определенный скептицизм, решили испробовать эту методику. Они связались с Сусанной, которая обещала прийти и поговорить с Лаурой. Придя к ним, она показала Лауре рабочую тетрадь по освоению навыков и рассказала о методе. Девочка сказала, что готова на все, чтобы избавиться от своего «П-страха». Так она называла свою фобию, чтобы не употреблять даже самого слова «паук».
Первая беседа шла в основном о том, к чему приводит этот страх. Лаура рассказала, что не может присутствовать на всех школьных уроках, что она боится, что ее одноклассники узнают обо всем и начнут ее дразнить, и о том, что летом она даже не может купаться, потому что эти существа могут оказаться и в воде.
– Я ничего не могу поделать: даже если вижу в воде хотя бы одного дохлого, я уже не могу туда зайти, – объяснила Лаура.
Она никому не рассказывала, почему никогда не купается. Вместо этого она жаловалась, что вода слишком холодная. Говоря об этом Сусанне, она едва не плакала и призналась, кстати, что часто начинает плакать, если кто-то просто говорит о пауках. При этом она действительно употребила слово «пауки».
– А мне не нравится плакать на глазах у друзей, – добавила она.
– Давай поговорим о преимуществах. Чем будет хорошо, если ты перестанешь бояться пауков? – спросила Сусанна, намеренно употребив это слово.
– Ну, во-первых, я смогу присутствовать на любых уроках. И мне не будет хотеться плакать, когда кто-нибудь заговорит о пауках, – она снова употребила слово «паук». – И я смогу плавать! Да! Мне не придется все время заглядывать в воду, чтобы убедиться, что их там нет. Я смогу играть на улице с друзьями, сколько захочу. И еще мне не придется каждый вечер исследовать мою комнату в поисках пауков, – добавила она смущенно.
– Правильные мысли. А еще что-нибудь приходит в голову?
– Ну, наверное, было бы интересно играть с ними и собирать их в банку, – сказала Лаура со смесью удивления и отвращения в голосе.
– Ты очень сообразительная девочка. Мне представляется, что ты уже много об этом думала. Как будто ты уже заранее проделала половину заданий по освоению навыков.
Лаура только кивнула и спросила, каким будет следующее задание, желая побыстрее продолжить работу.
Для нее оказалось непросто придумать название для своего страха. В конце концов она решила, что назовет его просто «П-страх», но ей это не очень нравилось.
– Может быть, тебе будет проще, если ты придумаешь какое-нибудь смешное название? – спросила Сусанна.
– Пук! – воскликнула Лаура.
– Да, забавно! А как тебе это пришло в голову?
– Пук похоже на «П», и это просто смешно, – сказала Лаура, восторженно хлопая в ладоши. – И я могу сказать «пук», и мне не будет от этого плохо.
– Молодец! – похвалила ее Сусанна.
– Да, я знаю, что мне просто надо избавиться от пук-страха, а если мне надо от него избавиться, мне нужно стать смелой, и это должна быть пук-смелость, так ведь? Если она у меня будет, я перестану их бояться.
– Совершенно верно, – подтвердила Сусанна. – Ты и правда все уже обдумала. Я тебе в общем-то и не нужна. Может, мне лучше пойти выпить кофе, а тебя оставить здесь одну с тетрадью? – шутливо спросила она.
– Вы не можете никуда пойти, – в тон ей ответила Лаура. – Вы должны сидеть тут, потому что, если я застряну и не смогу ничего придумать, вы должны мне помогать.
– А ты помнишь, у тебя раньше были какие-нибудь страхи, которые теперь исчезли? – спросила Сусанна.
Лаура задумалась, а потом внезапно вспомнила:
– Темнота! Я больше не боюсь темноты. Раньше я обязательно спала с включенным светом, но потом просто стала выключать его, и было совсем не страшно. И еще я больше не боюсь насекомых.
– Но как же тебе удалось преодолеть два таких серьезных страха? Для этого нужны упорство, отвага и решимость!
Лаура улыбнулась и проговорила:
Сусанна объяснила Лауре, что для того, чтобы победить пук-страх и превратить его в пук-смелость, ей нужно будет упорно работать. Кроме того, ей понадобятся помощники, которые будут искренне стремиться поддержать ее, помогать в тренировках и хвалить за успехи.
Подумав, Лаура решила, что в группу поддержки должны будут войти ее мама, папа и старшая сестра.
Пока девочка записывала их имена в тетрадь, Сусанна спросила:
– А кому-нибудь из друзей ты рассказывала о своем страхе?
Лаура ответила, что говорила об этом только с двумя подругами, которые, как она считала, не стали бы дразнить ее. Имена этих подруг она тоже вписала в тетрадь.
– Кого-нибудь еще запишем? – спросила Сусанна
– Нет, больше я никого не хочу, – твердо заявила Лаура и спросила, каким будет следующее задание.
– Теперь нам нужно придумать, как ты будешь тренироваться превращать свой страх в смелость, – сказала Сусанна, – что-нибудь подобное тому, что ты делала, когда избавлялась от других страхов.
Это задание оказалось для Лауры трудным.
– Я не могу их видеть даже на картинках. Мне противно даже думать о них. Я не могу заглядывать в книжки о природе, где есть их изображения, – серьезно сказала Лаура.
– Правда? Этого ты делать не можешь, но давай подумаем, а что бы ты могла делать.
Лаура начала размышлять вслух:
– Я должна как-то убедить себя в том, что они боятся меня сильнее, чем я – их. Ведь я гораздо больше, чем они. Мне просто нужно понять, что так или иначе… – внезапно ее осенило: – Я поняла! – воскликнула она. – Я могу больше узнать о них!
– Прекрасно. Но как же ты можешь это сделать?
– Я могу о них читать. Я же люблю читать и смотреть передачи о природе. Поэтому я могу столько узнать о пауках, что перестану их бояться.
– Это просто замечательная идея! – согласилась Сусанна. – По-моему, я еще никогда не встречалась с такой умной девочкой!
На этот раз Лаура ответила на похвалу Сусанны широкой улыбкой. Она действительно была горда идеей, которая пришла ей в голову.
– Конечно, ты можешь узнать о пауках из книг, а есть еще какие-то способы?
– Наверное, можно найти что-нибудь в Интернете.
– Да, думаю, можно. Там ведь очень много информации, и о пауках тоже, я уверена, – согласилась Сусанна, заметив, что Лаура нервничает. – И как ты начнешь? – спросила она.
– Это будет сложно, потому что я не могу смотреть на картинки с ними, а в книжках полно картинок. Я хотела бы читать о них, но не смотреть. По крайней мере, пока.
– Это действительно сложная задачка. Молодец, что сама об этом подумала. Хорошо, что ты сама понимаешь, что пока не готова смотреть на их изображения, но что же можно сделать, чтобы читать о них, но не смотреть на картинки?
– Гм. Вот если бы их как-нибудь спрятать… – размышляла вслух Лаура.
– Хорошая мысль, – сказала Сусанна. – Может быть, твоя группа поддержки сможет тебе в этом помочь? Наверное, они могли бы попробовать закрыть чем-нибудь картинки.
– Жаль, что библиотека уже закрыта, – сказала Лаура. – Я бы хотела прямо сейчас начать читать.
– Ты очень смелая и решительная девочка. Видно, что ты твердо решила побороть свой пук-страх.
Оказалось, что у нее дома была одна книжка о природе с разделом о пауках; и родители Лауры с готовностью согласились закрыть в ней все иллюстрации, чтобы дочка могла сразу же начать тренироваться.
– Мы можем организовать для тебя праздник или как-то еще наградить тебя, когда ты победишь свой пук-страх, – предложила Сусанна.
Лаура подумала об этом, но ей не очень нравилась идея праздника. Она сказала, что у нее все равно летом будет день рождения. Она предпочла бы, чтобы ей в награду подарили какое-нибудь домашнее животное, например, собаку или хомячка.
– Это ты должна будешь обсудить с родителями, но я уверена, что мы что-нибудь придумаем, – сказала Сусанна.
Она объяснила Лауре, что иногда уже побежденные страхи могут возвращаться, и спросила у нее, как ее группа поддержки должна будет помогать ей, если вдруг она снова начнет бояться пауков.
– Я до этого уже справилась со многими страхами, поэтому им будет просто достаточно сказать мне: «Ну-ка, вспомни все то, что ты уже смогла победить!»
Когда Сусанна собралась уходить, у Лауры в руках уже была книжка с картинками пауков, аккуратно заклеенными листочками бумаги. Она увлеченно начала читать о пауках Финляндии.
– Вот, послушайте только! – сказала она. – «Самцу нужно стараться не попасть к самке на обед после спаривания». По-моему, это нечестно – съедать партнера!
Перед уходом Сусанна обменялась несколькими словами с родителями.
Они все еще были скептически настроены по отношению к новому для них методу, но обещали сделать все возможное, чтобы поддержать дочь.
– Она очень смышленая девочка. Вполне вероятно, что она будет быстро делать успехи. Держите меня в курсе, – сказала на прощание Сусанна.
На следующий день мать Лауры позвонила ей и сообщила, что дочь попросила у них завести тарантула в качестве домашнего животного.
Сусанна буквально потеряла дар речи. Она так растерялась, что сначала только рассмеялась, а потом сказала:
– Вот видите, она действительно очень быстро стала делать успехи!
Но родителям ситуация вовсе не казалась веселой. Их пугало то, что Лаура переходит от одной крайности к другой – от ужасного страха перед пауками к внезапному желанию завести дома тарантула. Особенно эта идея не нравилась ее отцу. Сусанне было нелегко успокоить его.
– То, что она делает такие успехи, – это замечательно, – сказала она, – но действительно, между живым пауком и картинками в книжке – большая разница. Может быть, стоит отвести ее в зоомагазин и посмотреть, как она отнесется к живым ползающим паукам. Если она будет при этом нормально себя чувствовать, то, думаю, можно будет считать, что она переборола свой страх. Но если вы не хотите покупать ей паука, может быть, стоит наградить ее каким-то другим домашним животным?
Родители ответили, что они думают об этом.
Через неделю они вновь позвонили Сусанне и рассказали, что возили Лауру в зоомагазин, где она была совершенно очарована, увидев маленьких тарантулов и одного большого взрослого. Продавец объяснил, что необходимо для их содержания дома, и Лаура решила, что, видимо, это не самое подходящее для нее животное. Родители согласились вместо этого в награду за то, что ей удалось преодолеть свой страх, по окончании учебного года подарить ей кролика.
Они были очень довольны тем, как все сложилось. Единственное, о чем они жалели, – что не услышали об этом методе раньше.
Лаура продолжала проходить курс психотерапии, но теперь одной большой проблемой стало меньше. Она с удовольствием играла во дворе, а однажды даже держала паука на ладони. Вся семья с нетерпением ждала лета, когда Лаура смогла бы ходить купаться и в полной мере наслаждаться коротким, но прекрасным финским летом – без боязни пауков.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Как победить буку
Как победить буку Душераздирающее зрелище – ребенок сидит на полу, на подушке посреди гостиной. На самом видном месте. Бедняжка и не скрывает своей печали, издавая громкие и жалобные вздохи. Выражение лица достойно «Оскара» за спецэффекты. Игнорировать ситуацию нельзя,
Боязнь чужих
Боязнь чужих В этом возрасте из-за своей исключительной привязанности к маме большинство детей начинают бояться незнакомцев, тем более оставшись с ними наедине. Одни громко плачут, другие стараются отползти от постороннего, третьи пытаются не обращать внимания на
Боязнь одиночества
Боязнь одиночества В этом возрасте у малыша может появиться страх одиночества. Реакции малыша в этом случае могут быть различными: от громкого плача до активного преследования удаляющегося родителя. Ребенок уже предпринимает скоординированные усилия, чтобы сохранить
Боязнь чужих
Боязнь чужих В этом возрасте из-за своей исключительной привязанности к маме большинство детей начинают бояться незнакомцев, тем более оставшись с ними наедине. Одни громко плачут, другие стараются отползти от постороннего, третьи пытаются не обращать внимания на
Боязнь одиночества
Боязнь одиночества В этом возрасте у малыша может появиться страх одиночества. Реакции малыша в этом случае могут быть различными: от громкого плача до активного преследования удаляющегося родителя. Ребенок уже предпринимает скоординированные усилия, чтобы сохранить
Как победить стресс
Как победить стресс • Объясните ребенку, что ни в каких ситуациях нельзя опускать руки. Предложите ему разделить проблемы на контролируемые (домашние задания, подготовка к контрольной) и неконтролируемые (нелюбимый учитель). Затем для первых нужно найти подходящие
Как развить упорство и победить детское упрямство
Как развить упорство и победить детское упрямство Вы тихонько входите в комнату, чтобы узнать, отчего вдруг стало так тихо и чем занят ваш юный непоседа, и застаете момент взятия очередной вершины, будь то книжная полка или шкаф. И вы решаете немного понаблюдать за этим
Советы родителям, как помочь ребенку победить страх
Советы родителям, как помочь ребенку победить страх 1. Успокаивайте малыша.2. Используйте в качестве союзников против страха мягкие плюшевые игрушки. Любимая игрушка способна помочь избавиться от страшилок.3. Придумайте сказку о герое-победителе, который справился со
Страхи и как их победить
Страхи и как их победить Дорогие нашему сердцу, достопочтимые семейства! Мы передаём с Котом наше послание, прочитайте и постарайтесь понять. Если что-то не поймёте, мы объясним, когда придём. Практически каждый человек чего-то боится. Заболеть, умереть, потерять деньги,
Боязнь животных
Боязнь животных В вопросе о детских страхах важно уметь отличать реальные от мнимых. Бывает, что ребенок не задумываясь протягивает руку, чтобы погладить собаку, не зная, как она отреагирует. Ничего противоестественного нет в том, что многие дети не боятся незнакомых
Боязнь темноты
Боязнь темноты Дети в возрасте от двух с половиной до пяти лет обычно боятся темноты. Причин этого много, но одна из основных в том, что ребенок взрослеет и начинает больше понимать. Отсутствие страха у младенца – результат его неразвитости. К двум или трем годам он уже
Спортивная игра для учеников младших классов «Как Кощея победить?»
Спортивная игра для учеников младших классов «Как Кощея победить?» Действующие лица: Илья Муромец, Баба-Яга, Добрыня Никитич, Леший, Алеша Попович, Водяной, Змей Горыныч, Кикимора, Соловей-разбойник, Кощей Бессмертный, Старик-лесовик, Лихо одноглазое, Мудрый
68. Боязнь темноты
68. Боязнь темноты Если оборотни и монстры в наши дни явление редкое, то страхи, порождаемые ими, никто не отменял. Закат делает всех нас уязвимыми. Люди, болеющие или страдающие депрессией, прекрасно знают это по себе. В детстве мы все сталкивались с боязнью темноты. Сейчас
Боязнь незнакомцев
Боязнь незнакомцев Боязнь незнакомцев обычно возникает между шестью и 12 месяцами, когда ваша некогда очень общительная бабочка вдруг становится застенчивой. Хотя раньше ребенок получал удовольствие от игры под названием «С рук на руки», теперь он успокаивается только
Боязнь разлуки
Боязнь разлуки Боязнь разлуки появляется примерно в шесть месяцев, когда ребенок начинает ползать, и может даже усилиться в период от 12 до 18 месяцев, когда ребенок начинает ходить. Умный родитель проявит уважение к этой совершенно нормальной фазе развития и, если это
Ребенок панически боится пауков
Вопрос психологам
Спрашивает: Надежда
Категория вопроса: Дети
Девочке 8,5лет общительная,посещает школу и кружок,имеет много друзей, может дать отпор любому.Семья полная,скандалов нет,папа насекомых не боится,мама качественно скрывает нелюбовь к тараканам.С недавних пор(раньше такого не было)при виде паука девочка начинает трястись,кричать,лицо синеет и успокоить очень сложно.Недавно после такого приступа убив крохотного паучка пыталась показать ей его и обьяснить что он не опасен,дочка не смогла или не захотела даже взглянуть на него.Обьяснить почему она его боится дочка не может говорит что он ей неприятен.Как вести себя с ней во время такой паники?Это страшное зрелище.Помогите.Мы живем в селе психологов у нас нет.
Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок панически боится пауков
Конечно лучше обратиться к психологу, но если такой возможности нет, вам придется самостоятельно освоить технику ДПДГ.
То, что в ней написано плюс ДПДГ позволит вам избежать очень многих проблем с дочерью.
Успехов вам. Расскажите потом, как у вас все прошло и каких результатов вы добились.
Голощапов Андрей Викторович, психолог Саратов
Психолог Оренбург Был на сайте: 13 октября
Ответов на сайте: 688 Проводит тренингов: 6 Публикаций: 33
Тема страхов достаточно глубокая и если мама испытывает страх к насекомым и качественно его скрывает, еще не освобождает ребенка от чувств и переживаний по этому поводу. Ребенок достаточно хорошо чувствует родителей, даже в том случае, если это не озвучивается.
Девочка сможет посмотреть на страх совместно во взаимодействии: специалист- родитель- ребенок. И это может дать силы и ресурсы на принятие и отпускание того, что кроется за такими сильными чувствами, которые похожи на приступ.
Желаю вам спокойствия, уверенности и гармонии!
С уважением к вашей истории, Татьяна Кушниренко, г. Оренбург
Детские страхи. Что делать если ребенок боится пауков и не только
“Что делать, до истерик, тик начался, не спит, есть перестала, просыпается-кричит.” Психолог Елена Коновалова дает шпаргалку, как быть, если ребенок панически боится пауков и не только их.
“… В некотором царстве, в некотором государстве, в милом розовом пряничном домике жила-была красивая маленькая девочка-Принцесса, и вот однажды… на неё напал огромный, страшный, волосатый и слюнявый паук”
1. Большими буквами запишем себе ЗАПРЕТ на фразу: “Ну что ты, не бойся, смотри, какой он хорошенький”. Он – СТРАШНЫЙ в реальности ребёнка. Честно!
2. … и наша задача – быть сильнее этого страха. “Быть” можно разными способами, и можно всеми одновременно – кашу маслом не испортишь, например:
– посмотреть, кто в семье для ребёнка (!) самый сильный, к кому бежит и жмётся, когда ново или страшно – и сделать игрушку-папо(мамо, бабушко)-заменителя, которая всегда будет с ребёнком. Сейчас даже внешне похожую можно заказать у мастериц. Если у вас ребёнок от 2,5 до 5 (период детских страхов) – она вам ещё пригодится;)
– придумать ребенку волшебный браслет с сеткой, которая ловит всех пауков, или любое другое “волшебное средство”, которое можно носить на теле. “На теле” – важно;
– пауков-игрушек демонстративно при ребёнке собрать по дому, закрыть в ящичке-коробке, и отдать ребёнку ключи на хранение. Пройтись с ним по дому и проверить, что пауков нигде-нигде не осталось.
Хорошо, кстати, для защиты от всех “мультяшных” страхов, если вы показываете ребёнку мультики, чтобы телевизор у вас (в доме с детьми от 2,5 до 5) стоял “в тумбочке”, как в отелях, и его можно было бы закрыть на ночь – ритуально, при ребёнке, каждый вечер. Гаджет в этом плане удобнее, да, но глазкам хуже(
– использовать обереги, например, паутину (музыку ветра, самим сделать на полу скотчем и пр.), в которой запутается любой паук.
Это первая часть – “победить”.
А есть ещё и вторая – “подружиться”.
– придумайте сказочного персонажа – “Мисс Тоненькие Ножки”)). Кормите ее (его) завтраком, поите чаем, укладывайте спать. Готовьте лекарство, потому что ей стали малы сапожки и она промочила ножки. Слушайте, как она сопит смешно носом, когда спит. И пусть она любит все розовое, потому что ей снятся розовые сны. Например. Или пусть она любит слово “турнюр”));
– рисуйте, если согласится – разрезанными лапшой тубусами от туалетной бумаги, пальчиками, ногами);
– не торопитесь покупать “милого, розовенького, доброго”. Отведите на какую-нибудь ярмарку мимимишного хендмейда – пусть сам(а) выберет, если захочет;
– возьмите несколько пар детских колготок, которые уже малы, набейте чем-то и привяжите на любой пояс – играйте;
– мульты могут помочь. Про тех же пауков – в Пеппе, Тигрёнке Даниэле и Малышариках есть хорошие серии. Не показываете ребёнку – посмотрите сами – это готовый план борьбы со страхами.
Да, слово “паук” на период терапии в доме не используется;) только Тоненькие ножки;)
И главное – радуйтесь! Это четкий признак того, что Ваша детка – взрослеет, растёт!
Я точно знаю – #мамаможет
Все получится!;):)
Что делать, если ребенок боится насекомых? 3 важных шага от ужаса к любопытству
Почему сажать пауков на испугавшегося ребенка — плохая идея
Мало кто любит насекомых (даже Пушкин их не особо жаловал). В лучшем случае все эти ползучие и летучие существа вызывают у детей исследовательский интерес, в худшем — бурную истерику и крики ужаса (и, если честно, их можно понять). Если ваш ребенок боится насекомых настолько сильно, что это мешает вашему летнему отдыху, то вот, как можно ему в этом помочь.
Для начала давайте быстро разберемся с тем, что не помогает победить страх перед жучками и паучками.
Намного эффективнее разделаться со страхом насекомых поможет деликатный подход, в рамках которого ребенок познакомится с насекомыми поближе, изучит их, привыкнет к ним и, если не полюбит их всей душой, то хотя бы перестанет каждый раз подпрыгивать от ужаса.
Сохраняйте спокойствие
Вы можете сколько угодно говорить детям, чтобы они не боялись насекомых, но если вы сами будете каждый раз вздрагивать при виде пролетающей мимо осы, звучать ваши слова будут неубедительно. Продемонстрируйте ребенку личным примером, что в насекомых нет ничего страшного, и даже те, которые могут быть потенциально опасными (вроде тех же ос или пчел) нападают только в случае угрозы — именно поэтому важно вести себя как можно спокойнее рядом с ними.
Также важно относиться к насекомым без лишней жесткости. Не стоит убивать их «просто ради веселья» или мучать в образовательных целях — уважительное отношение ко всем живым существам закладывается с детства.
Наблюдайте
Для начала познакомьтесь с насекомыми на расстоянии. Понаблюдайте за тем, как гусеница есть лист. Отправьтесь к озеру и проследите за стрекозами во время охоты. Послушайте стрекот кузнечиков. Запаситесь маленькими интересными фактами из жизни насекомых, чтобы заинтересовать ребенка и дать ему понять, что все эти противные жуки годятся не только для того, чтобы панически давить их тапком.
Обзаведитесь иллюстрированной книгой о насекомых, чтобы изучить их в безопасности собственного дома, спрятавшись за москитными сетками. Насекомые пугают детей тем, что они необычные, непонятные и непредсказуемые. Чем больше ваш ребенок будет знать об особенностях насекомых и их поведении, тем менее жуткими они будут казаться.
Собирайте и ухаживайте
Следующий шаг для начинающего энтомолога заключается в том, чтобы попробовать взять под свою опеку парочку насекомых и понаблюдать за ними поближе. Для этого вам понадобится профессиональное снаряжение: пластиковый контейнер с плотной крышкой и вентиляционными отверстиями в ней, лупа и маленький сачок.
Заполните контейнер землей, веточками и листьями, чтобы ваш будущий квартирант чувствовал себя как дома. Поймайте несколько нелетающих насекомых (летающим вроде бабочек или стрекоз будет неуютно в замкнутом пространстве, и они могут умереть) и посадите их в контейнер. Также стоит избегать пауков — они хищники и не смогут ужиться с соседями.
Используйте лупу, чтобы изучить насекомых поближе. Попробуйте зарисовать то, что видите, или смастерить копии насекомых из пластилина или соленого теста.
Еще один способ познакомиться с миром насекомых поближе — это муравьиная ферма. Они продаются уже в готовом виде, и через прозрачные стенки вы сможете в реальном времени наблюдать за жизнью этих маленьких тружеников.
Даже если вы последовательно выполните все перечисленные шаги, нет никаких гарантий, что ваш ребенок внезапно проникнется любовью и вниманием к насекомым — некоторым людям они неприятны на каком-то глубоком инстинктивном уровне, и ни одна энциклопедия не способна это исправить. В этом случае родителям остается делать то же, что и с другими детскими переживаниями: признавать, принимать, сочувствовать, обнимать и защищать.