что делать если ребенок шепелявит
Ребенок шепелявит
Мой ребенок шепелявит – нередкая фраза, проносящаяся в голове родителей. Главное здесь понять – в этом нет ничего страшного.
Шепелявость — расстройство речи, вид нарушения звукопроизношения. Проявляется в трудности воспроизведения свистящих и шипящих звуков. Зачастую дефект исчезает в возрасте пяти лет, после развития артикуляционного аппарата. Но гарантии в этом нет. Поэтому, когда ребенок сильно шепелявит, стоит начать упражнения для развития органов речи.
Чем раньше – тем лучше!
Считается, что если ребенок шепелявит до пяти лет, то это не должно вызывать беспокойства. Это даже может показаться милым. Теперь представьте, что это 16-ти летняя девушка в школе, взрослая женщина на работе. Скорее всего, ей будет не комфортно общаться с людьми и заводить знакомства. То же самое касается мужчин. Шепелявость влияет на дальнейший образ жизни и мешает добиваться поставленных целей. Человек просто стесняется говорить, высказать мнение и свои идеи.
Наивно ожидать, что дефект исчезнет сам по себе к 5-6 годам. Если этого не происходит, на ребенка ложится слишком много. В конце концов, он собирается пойти в школу. Тогда обычный день детей прерывается посещением стоматологов, логопедов, дефектологов и бесчисленными домашними тренировками. Для эмоционального истощения есть все предпосылки: стрессы, перегрузки, требования от взрослых. Ребенок может бояться, что сверстники над ним посмеются. Чем раньше начнется лечение, тем лучше.
Упражнения для профилактики шепелявости у детей
Расслабляем мышцы языка. Нужно облизать верхнюю губу, движением сверху вниз, затем расслабить язык. Теперь произнесите «трудные» звуки. В таком порядке выполните действия несколько раз. Для начала делайте это вместе с ребенком – надо показать пример.
«Непослушный язык». Дети очень любят это упражнение. Они делают его с детства неосознанно, просто играясь. Поэтому следите за правильностью выполнения. Представьте, что язык — ровная лопатка, которую нужно выложить на нижнюю губу и заговорить, как забияка «ля-ля-ля». При этом губа не должна подгибаться.
«Блинчик». Это упражнение-массаж. Пусть ребенок представит, что язык — блин, который надо разложить на нижних зубах, немного высунув вперед. А теперь, слегка покусываем его передними зубками за кончик. Как будто хотел рассказать тайну и передумал. После этого упражнения язычок должен отдохнуть.
«Чашечка». Хорошо, если следует за «блинчиком», ведь он вкуснее с чаем. Так, ваше дитя не забудет последовательность занятий. Нужно зафиксировать челюсть, будто она замерзла. Теперь не высовывая язык, нужно придать ему форму чашечки, подняв края и кончик вверх. В этом положении, попытайтесь произнести букву «з». Не отчаивайтесь, услышав вместо этого букву «ж» — это нормально.
Упражнения со словами
«Пробка». Древнее упражнение, которое практикуется при разных речевых дефектах. Нужно зажать пробку от вина, либо другой, но безопасный предмет в зубах и приступить к чтению. Старайтесь выговаривать слова максимально понятно. Если ребенок еще не читает, то пусть повторяет за вами стишки, рассказывает короткие сказки.
Скороговорка. Выберите скороговорки, которые понятны ребенку или которые вы можете объяснить. В противном случае урок превращается в повторение ряда слов. Но становится намного интереснее с пониманием значения. При данном дефекте скороговорки подходят для работы со звуками: ч, ш, щ, ж, с, з, ц.
В любом случае, главное – это забота о своем ребенке. А она от части проявляется за наблюдением за здоровьем и возможными нарушениями. Если у вашего ребенка есть определенные проблемы с речью, не стесняйтесь обращаться к специалисту.
Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.
Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.
Шепелявость у детей: причины, симптомы, лечение
Шепелявость у детей: причины, симптомы, лечение
Расстройство речи у детей. Шепелявость на сегодня – это одно из самых часто встречаемых нарушений речи у малышей. Под ним следует понимать неправильное произношение шипящих звуков.
Шепелявость (в педиатрии данное нарушение называется сигматизм шипящих звуков) встречается сейчас повсеместно у детей разного возраста. И чем раньше выявить такое нарушение, тем проще и быстрей можно от него избавиться.
Данный дефект речи трудно отнести к опасным проблемам с точки зрения физического здоровья. Но вот с точки зрения психологии может быть нанесен урон здоровью ребенка. Ведь подобная особенность приносит достаточно большой дискомфорт психологического характера, особенно в подростковом возрасте.
Наблюдая расстройство речи у детей, шепелявость логопеды и дефектологи делят на несколько видов. Кроме того, не стоит путать шепелявость с картавостью, как это делают многие.
Врачи выделяют следующие виды:
призубная: в процессе произношения кончик языка принимает неправильное место относительно зубных рядов вверху и внизу, произносится шипящий громкий звук;
Сразу отметим, что современная педиатрия уже знает методы, как бороться с данным недугом.
Расстройство речи у детей. Шепелявость: причины, симптомы, лечение
На сегодняшний день врачи выделяют несколько причин шепелявости у детей:
Основными симптомами, при которых следует обратиться к специалисту, называют нарушение произношения шипящих звуков, неправильное расположение языка при разговоре. При разговоре ребенок начинает как бы пришептывать. Причем обращать на это внимание стоит, когда у малыша появятся коренные зубы и не останется молочных.
Среди методов корректировки речи и избавления от данного недуга специалисты отдают предпочтение тренировкам речевого аппарата при помощи специальных упражнений, например, проговаривать скороговорки. Причем врач сам подбирает упражнения на каждый день.
При необходимости устранения непроходимости носовых каналов, восстановления слуха специалист-логопед уходит на второй план, а к работе приступает ЛОР, но после все же возвращаемся к логопеду. Среди вероятных мероприятий: постановка речи и артикуляционное восстановление, коррекция языковой уздечки методом подрезания, ортодонтия для нормализации зубного ряда и т.д.
Нарушения произношения свистящих звуков «с, з» или «шепелявость»
В этой статье мы продолжим разговор о шепелявости, но уже подробнее остановимся на искаженном «шепелявом» произнесении звуков «с, з». Под понятием «шепелявость» понимается неправильное произнесение звуков, которое сопровождается шипением, присвистом и другими «шумными» оттенками.
Обычно маленькие дети произносят свистящие сначала смягченно (пример: собака – «сябака», зубы – «зюбы»), но к 3.5-4 годам твердое произнесение свистящих должно быть успешно освоено. Чтобы правильно произнести звуки «с, з» необходимо следующее:
В том случае, если есть нарушения в строении зубов, язык плохо подвижен, напряжен или чрезмерно расслаблен, могут возникнуть дефекты произношения свистящих звуков – шепелявость.
Шепелявое произнесение звуков «с, з» разделяется на 2 основные формы:
2. Замена свистящих звуками другими – научное название «парасигматизм».
Чаще всего свистящие звуки заменяются на «сь,зь», «ш,ж» (пример: собака – сябака, шабака), однако бывают и совсем нетипичные замены на звуки «т, х,г» (пример: собака – хабака, зубы – губы, санки – танки и т.д). Только замены на «сь, зь» до3- 3.5 лет являются нормальными, типичными, и есть большая вероятность, что ребенок самостоятельно научится правильно произносить свистящие звуки. Если же сразу появляются нетипичные, режущие слух замены звуков, то родителям следует обратить на это внимание и записаться на консультацию к логопеду.
Детям лучше всего начинать занятия с логопедов в 5 лет – к этому возрасту ребенок уже может контролировать себя, лучше осознает движение мышц губ и языка.
В том случае, если в детстве не удалось исправить шепелявость, то этот дефект остается и мы часто слышим его в речи взрослых и подростков.
В основном у взрослых и подростков наблюдается межзубное произнесение, связанное с неправильным строением зубов, прикуса (особенно передний открытый прикус, когда между зубами получается дыра и кончик языка постоянно высунут). После лечения у ортодонта, ношения брекетов, зубы уже смыкаются, но привычка просовывать язык между зубов и шепелявить остается. Тогда без помощи логопеда не обойтись. На занятиях специалист покажет, как правильно ставить язык, зубы, а затем поможет ввести новый правильный звук в речь.
Из практического опыта:
Жанна, 27 лет: было нарушение прикуса, заканчивает лечение у ортодонта, носит брекеты. Нарушены 6 звуков, в том числе «с, з». За 4 занятия научилась правильно произносить эти звуки и уже в речи активно их использует (постоянно тренируется дома, активно использует новые звуки на работе при общении с коллегами и клиентами).
Если шепелявость мешает вам полноценно общаться, вызывает стеснение при общении, то никогда не поздно записаться на прием к логопеду, который поможет обрести красивую четкую речь.
Что делать если ребенок шепелявит
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В статье будет рассказано о том, как развивается речевая особенность, почему появляется и как с ней бороться.
Статья:
Одним из самых распространенных речевых нарушений является шепелявость (на втором месте после картавости), характеризуется неправильным произношением шипящих и свистящих звуков. От нее страдают дети и взрослые, иногда дефект произношения так выражен, что может стать препятствием в общении. В статье будет рассказано о том, как развивается речевая особенность, почему появляется и как с ней бороться.
Что такое шепелявость
Шепелявость – речевое нарушение, характеризующееся неправильным произношением свистящих и шипящих звуков. Ребенок испытывает трудности с «с-з», «ш-щ», «ж», «ц». Слова у ребенка с таким дефектом звучат как «шметана», а не «сметана». При этом, грамматика или логичность речи никак не страдает, но могут быть некоторые сложности с пониманием того, что произносят такие люди.
До пяти лет у ребенка только развивается речевой аппарат, происходит формирование артикуляции, поэтому допустимо «перешептывание» в разговоре. Шепелявый ребенок вызывает умиление и улыбку, но совсем другое дело, когда подобный дефект встречается у взрослого. Но не стоит отчаиваться, шипящий стигматизм можно исправить. И чем раньше заняться коррекцией произношения, тем успешнее будет результат.
Симптомы шепелявости
Произношение звуков «ш, ж» автоматизируется примерно в 4-5 лет, часто без помощи логопеда процесс проходит некорректно. Эти звуки отличаются своей звонкостью, «Ш» — это глухой, а «Ж» — звонкий, нарушение чаще всего парное. «Ч» и «Щ» нарушаются реже, обычно они заменяются на «чть» или «щсь» или произносятся с округленными губами. Чтобы произнести «Ш» и «Ж» правильно, язык изгибается в форме широкой чаши и немного приподнимается вверх.
Боковые края прижимаются к коренным зубам. Сами зубы приближены друг другу, губы округлены. Если язык поднимается недостаточно, появляется шепелявость. Это может быть из-за нарушения мышечного тонуса, когда язык слишком вялый или наоборот слишком напряжен. В данном случае может быть показан логопедический массаж.
Шепелявость может появиться при неправильном прикусе. Особенно это заметно при наличии большого расстояния между верхними и нижними зубами, и они не могут до конца сомкнуться. Это называется передним открытым прикусом или прогнатией.
Кроме шепелявости также существуют:
Если пятилетний ребенок не произносит эти звуки правильно или их заменяет на другие во время смены молочных зубов на постоянные, есть вероятность, что со временем проблема сама собой разрешится. Однако, если зубной ряд уже сменился постоянными зубами, а малыш все еще произносить звуки неверно, шепелявость не исчезнет без работы со специалистом.
Шепелявость Ш и Ж может проявляться по-разному:
Если у взрослых есть подозрения на шепелявость, когда ребенку исполнится 5 лет, желательно отправиться на прием к логопеду. Специалист должен определить шепелявость это, или иная проблема с артикуляцией.
Признаки у подростков и взрослых
Основными причинами шепелявости служат:
Причины шепелявости у детей и взрослый могут быть разными. Основными причинами такого дефекта у взрослых служат:
Взрослый также должен обратиться к специалисту при первых признаках шепелявости, который примет необходимые меры для исправления данной ситуации.
Выявление причин патологии
Речевое расстройство часто связано с изменениями и неправильным строение ротовой полости, как прикус. В данном случае, логопедические занятия будут бесполезны. Чтобы ответить на вопрос — как перестать шепелявить, необходимо провести обследование и точно определить причины этого.
Проводится это согласно строгому алгоритму:
В некоторых случаях могут быть назначены более сложные анализы и исследования, такие как МРТ головного мозга и другие. Назначать их должен только специалист. Не стоит пытаться проводить лечение самостоятельно, так как это может только усугубить ситуацию, особенно если есть неврологические расстройства.
Методы коррекции
Исправить шепелявость у малышей проще, чем у взрослого, его речевой аппарат мягок и податлив. С возрастом мышцы могут быть в тонусе или начать атрофироваться, что потребует более длительной работы. Коррекция шепелявости – это сложный процесс, длительность которого зависит от степени тяжести и причин появления. Терапия может состоять из логопедической помощи, психоневрологической, педагогической, коммуникативной.
Логопеды для коррекции шепелявости используют:
Иногда шепелявость может пройти самостоятельно к семи годам. Количество взрослых людей с таким нарушением примерно 2%. Для исправление этого может потребоваться хирургическая, стоматологическая помощь.
Артикуляционная гимнастика
Основная причина шепелявости – положение языка при произношении С и Ш. Подобное явление исправляется регулярными логопедическими тренировками и артикуляционной гимнастикой. Такие занятия могут проводится дома, логопед дает методические указания и следит за прогрессом, правильностью их выполнения.
Занятия начинаются с расслабления языка. Им несколько раз проводится по верхней губе, не напрягая его. Если повышенный тонус остался, упражнение повторяется еще раз. Упражнения для шепелявости выглядят так:
Постепенно ребенок усвоит правильные фонемы, приобретет их автоматизацию. Это возможно только при регулярных занятиях. На первых этапах это нужно проводить под контролем логопеда.
Такой специалист есть в дошкольном учреждении и поликлиниках. Когда ребенок усвоит порядок проведения упражнений, эту работу можно проводить самостоятельно в домашних условиях. Шепелявый пациент должен начинать работу со звуком Ш как можно раньше. От этого зависит длительность и сложность коррекционной работы.
Дыхательная гимнастика
Есть специальные занятия, позволяющие снизить проявления шепелявости. Такими являются дыхательные упражнения, используемые для устранения многих речевых нарушений, в том числе и для детей. Дыхательная гимнастика для шепелявости состоит из нескольких упражнений:
Ребенку будет полезно пить через трубочку. Можно сделать игру, выдыхая воздух через трубочку в стакан с водой, делая «бурю в стакане».
Использование скороговорок
Доказали свою эффективность скороговорки. Они призваны установить и автоматизировать звуки «Ш» и «Ж». Есть различные скороговорки, направленные на разные проблемные звуки, так например для «Щ» существует «хищник в роще рыщет − хищник пищу ищет». Произносить их нужно быстро, но четко, сохраняя правильную фонетику и порядок слов. Постепенно скорость увеличивается.
Упражнения с логопедом
Упражнения с логопедом проводятся с ребенком и взрослым пациентом. Для первых используются занятия в игровой форме. Занятия у выбор упражнений зависит от возраста ребенка, причин шепелявости, тяжести и других индивидуальных факторов. Упражнения должны подбираться для каждого конкретного ребенка непосредственно самим специалистом и проводится под его контролем. Когда пациент полностью усвоит их, можно проводит такие занятия дома вместе с родителями.
В некоторых случаях логопед может назначать логопедический массаж, который также проводится специалистом.
Задания для коррекции «Ш» и «Щ»
Для постановки и дальнейшей автоматизации звуков Ш и Щ подойдет скороговорка про кукушонка — «кукушка кукушонку купила капюшон». Она сформирует правильную артикуляцию этих звуков. Необходимо губы вытянуть вперед и приподнять кончик языка к небу и зубам, но не касаться их. Сам язык не должен быть узким. Края соприкасаются с обоими рядами зубов, тем самым блокируя поток воздуха по обеим сторонам ротовой полости. Струя воздуха должна двигаться только вперед, чтобы получить звук Ш и Щ. Для буквы Щ подойдет скороговорка про хищника.
Работа над звуком «Ч»
Звук «Ч» считается сложным с логопедической точки зрения. Она требует проведения сложных артикуляционных движений. Губы должны двигаться вперед и немного округлится. Зубы находятся в сомкнутом положении, но с небольшим промежутком между них. Кончик языка имеет расплющенную форму, он поднимается к небу и находится у верхнего ряда зубов. При выдохе в щели получается «Ч». Для этого можно использовать также скороговорки, например, «у нас в печурочке золотые чурочки», «чудак под диванчик прячет чемоданчик».
Во время таких упражнений, складывается правильный артикуляционный механизм, вырабатывается его автоматическое произношение. На начальном этапе может не получаться, но не стоит отчаиваться, следует продолжать занятия. Логопедическая коррекция позволят через некоторое время нормализовать произношение проблемных фонем, скорректировав признаки шепелявости.
Советы логопедов для профилактики
Многие дефекты можно устранить с помощью логопедических занятий, шепелявость не исключение. Чтобы этот процесс прошел быстрее и результативнее, стоит придерживаться некоторых советов от логопедов:
Нужно иметь правильный настрой, важно обеспечить полноценный отдых, исключить или снизить стрессовость. Не стоит забывать, что шепелявость иногда вызывается неправильным прикусом и строением челюсти. В данном случает без помощи стоматологов и ортодонтов не обойтись.
Заключение
Как научить малыша произносить звук «Ш»?
Родители часто испытывают беспокойство по поводу того, что их малыш плохо выговаривает звуки. Одними из самых труднопроизносимых звуков являются шипящие. Если не начать заниматься развитием звуковой культуры речи вовремя, проблема может сохраниться на долгие годы. Как обследовать ребенка в домашних условиях? Как научить малыша правильному произношению звука «Ш»? В каких случаях нельзя обойтись без логопеда? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.
Как проверить произношение ребенка?
Часто бывает так, что первыми на проблемы со звукопроизношением у малыша указывают воспитатели, педагоги или люди, которые впервые слышат, как кроха разговаривает. Родителям иногда сложно заметить особенности речи их ребенка, так как в результате постоянного общения, мы привыкаем к тому, как говорит малыш. Заметить трудности в произношении звука «Ш» в домашних условиях можно двумя способами:
Наблюдение. Этот вариант диагностики требует довольно продолжительного времени и усиленного внимания со стороны взрослых.
Упражнения. С помощью различных заданий (с постепенным усложнением уровня сложности), Вы сможете проверить, как ребенок произносит звук «Ш».
Змейка. Попросите кроху озвучить, как шипит змея («ш-ш-ш-ш-ш»).
«Повтори слоги». Начните с сочетаний двух букв («ша», «ши», «шу», «иш», «ош» и так далее), затем используйте сочетания из трех букв («у-шу», «а-ша», «э-шэ», «о-шо» и другие). Самыми сложными являются сочетания с согласными (например, «кши», «шка», «шки», «сши», «пши»).
Произносите все звуки четко и с выраженной артикуляцией. Дети часто перенимают от взрослых неправильное произношение, поэтому родителям необходимо пристально следить за чистотой собственной речи.
«Назови слово». Для этого упражнения необходимо заранее подготовить карточки с изображением известных крохе предметов, в названии которых есть нужный Вам звук. Примеры слов: шея, шапка, мышка, машина, ландыш, шишка, шуба, калоши, кошка, шуршит, шершавый, шар и так далее.
Словосочетания и предложения со звуками «Ш». Это самый высокий уровень сложности, так как, чтобы правильно произнести предложения, нужна хорошая артикуляция. Примеры: «кошка бежит за мышкой», «шла Саша по шоссе», «шершавая шишка», «Мама сшила мне штанишки», «Даша надела теплый шарф», «Миша шлепает по лужам».
Варианты неправильного произношения звука «Ш»
В идеале звук «Ш» должен произноситься четко и довольно звонко (несмотря на то, что это глухой согласный). Дети дошкольного возраста могут по-разному изменять этот звук в своей речи. Логопеды выделяют следующие возможные отклонения:
Межзубное произношение. Если малыш слишком сильно выдвигает язык вперед, в речи слышится шепелявость (звук «Ш» звучит как «Ф»).
Носовое произношение («Ш» превращается в «Х») возникает, когда корень языка поднимается к твердому нёбу и воздух проходит через получившуюся между ними щель.
Свистящее произношение (замена «Ш» на «С»).
Мягкое произношение («Ш’» вместо «Ш») происходит из-за того, что язык прижимается к нижним передним зубам.
Если язык упирается в верхние резцы, возникает звук «Т».
Воздушный поток может проходить между щекой и коренными зубами, в результате чего слышно хлопок или хлюпанье. Ребенок точно произносит звук «Ш» неверно, если в этот момент его щеки раздуваются.
Иногда малыши могут довольно чисто произносить звук «Ш» при неправильном положении органов артикуляции. Поэтому необходимо проследить, каким именно способом ребенок извлекает звук.
Что мешает ребенку «зашипеть»?
Существует две группы причин, по которым малышам не удается произносить звук «Ш» правильно. К физиологическим причинам относятся:
Вторая группа факторов – это ошибки взрослых, которые находятся в окружении ребенка.
Правильная артикуляция для звука «Ш»
Чтобы звук произносился чисто, необходимо объяснить и показать малышу, как должен располагаться язык и как правильно складывать губы.
Определить, как именно работает артикуляционный аппарат ребенка при произнесении того или иного звука, бывает не так-то просто. Если вы не чувствуете в себе уверенности, обязательно обратитесь за консультацией к специалисту-логопеду.
Как научить дошкольника произносить звук «Ш»?
Занятия с малышом должны состоять из последовательных этапов (разминка, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков).
Разминка. Пусть ребенок познакомится с органами, которые необходимы для речи. Сядьте с малышом перед зеркалом и рассмотрите губы, язык, щеки, нёбо. Чтобы подготовить артикуляционный аппарат к работе, выполните разминку: проводим языком по нёбу, губам, зубам, высовываем язык, улыбаемся.
Дыхательные упражнения. Звук «Ш» мы произносим на выдохе, и, чтобы он звучал чисто, нужно контролировать количество выдыхаемого воздуха. В этом помогут такие простые упражнения, как задувание свечки или выдувание мыльных пузырей, игры с вертушкой, свистульками и так далее.
Речевая, или артикуляционная, гимнастика способствует развитию органов речи. Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться выговаривать звук «Ш».
«Чашечка». Нижняя челюсть находится в расслабленном положении. Широкий плоский язык кладется на нижнюю губу, кончик и края языка приподнимаются, образуя плоскую чашечку.
«Лошадка». Задача – изобразить цокот копыт (повторять в течение 15 секунд).
«Краски». Водим языком по нёбу, словно раскрашивая его.
«Качели». Кончик языка попеременно касается верхних и нижних зубов.
«Часики». Двигаем языком вправо и влево, имитируя движения маятника часов.
«Варенье». Облизываем языком нижнюю губу.
Правильное выполнение некоторых артикуляционных упражнений для звука «Ш» Вы можете посмотреть на видео:
Чтобы ребенку было интересней, чередуйте выполняемые упражнения, используйте красочные наглядные материалы.
Постановка и автоматизация звука. Это постепенный процесс: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах, словосочетаниях и предложениях. Постановка звука может осуществляться двумя способами: по подражанию (когда малыш повторяет правильную артикуляцию за взрослым) и механически (эту работу может осуществить логопед при помощи зонда). Родители могут использовать некоторые упражнения для постановки звука «Ш» в домашних условиях. Например, «Хлопни в ладоши». Ребенок должен хлопнуть в тот момент, когда он услышит в слове звук «Ш». Эта игра развивает фонематическое восприятие и способствует постановке звука. Чтобы звук вошел в активную речь ребенка и автоматизировался, можно повторять с крохой чистоговорки, разучивать небольшие стихи, в которых есть слова с соответствующим звуком. Также подойдут разнообразные игры:
«Назови ласково». Предложите малышу образовать уменьшительно-ласкательную форму слова (шапка – шапочка, кошка – кошечка, заяц – зайчишка и так далее).
«Исправь ошибку». Ребенок должен понять, в чем заключается смысловая ошибка во фразе, и произнести ее правильно (например, «Шахматы играют в Гришу», «Кошка боится мышку», «Шапка надела Дашу» и так далее).
Выводы
Постановка и автоматизация звука «Ш» очень важна для дальнейшего развития дошкольника, ведь правильное произношение звуков является одной из основ чтения и письма. Чтобы научить ребенка выговаривать звук «Ш», Вы можете выполнять с малышом упражнения в домашних условиях. Занятия рекомендуется проводить в игровой форме (желательно ежедневно по 5-10 минут). При регулярных упражнениях Ваш малыш вскоре сможет произносить звуки чисто и без особых усилий.
Заключение
Звук «Ш» часто вызывает у дошкольников трудности произношения. Но причины этого могут быть различными. Для того чтобы узнать их наверняка, необходимо проконсультироваться с логопедом. Специалисты детского Монтессори-центра «Созвездие» также с радостью поделятся с Вами идеями интересных логопедических игр и упражнений и дадут рекомендации по поводу самостоятельных занятий. Мы всегда открыты для Вас!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения