что делать если у ребенка аутиста истерика
Вопрос-ответ. Что делать во время поведенческого кризиса у ребенка с аутизмом
Описания стадий поведенческого кризиса с неконтролируемыми эмоциями и рекомендации по тому, как лучше действовать на каждой стадии
Давайте представим, что вы уже провели функциональный анализ поведения, и у вас есть план поведенческой поддержки ребенка в спектре аутизма, который часто демонстрирует проблемное поведение. В то же время, проблемное поведение может дойти до кризисного уровня. В этой статье описываются поведенческие стадии, через которые проходит ребенок во время кризиса, который связан с экстремальными эмоциями и эскалацией проблемного поведения. Эти стадии включают:
тревожность, отказ, разрядку, установление контакта и разрешение кризиса. Кроме того, здесь предлагаются полезные советы и проактивные стратегии для каждой фазы. В первую очередь, эти рекомендации рассчитаны на учеников в спектре аутизма в условиях школы.
Когда ребенок входит в состояние кризиса, его эмоции находятся на пределе, в то же время его способность рассуждать и оценивать ситуацию становится крайне низкой. Очень важно отметить, что у некоторых детей вы наблюдаете, как поведение начинается с тревожности и эскалирует через эти фазы, в то время как другие могут войти в ваш класс уже в состоянии кризиса.
Главное условие по реагированию на кризис – у ребенка должен быть один «первичный сотрудник», который пытается его успокоить и хорошо его знает, в том числе понимает его личные особенности. В любых обстоятельствах, в случае поведенческого кризиса основная цель – уменьшить опасность кризиса и работать над его безопасным разрешением. А ваша долгосрочная цель – учить ребенка навыкам управления своим состоянием.
Стадия тревожности
Дети в спектре аутизма могут испытывать тревожность из-за социальных ситуаций, изменений в привычном распорядке, сенсорной перегрузки или стрессоров в окружающей среде. Первым проявлением этой стадии может быть нетипичное поведение ребенка. Например, ребенок может пытаться успокоить себя с помощью более интенсивного, чем обычно, повторяющегося поведения (например, раскачиваться, трясти кистями рук, быстро ходить из стороны в сторону), счета предметов или повторения одних и тех же слов.
Как педагоги, мы обязаны поддерживать ребенка на этой стадии. Это значит, что мы должны обращать внимание на такую перемену в поведении и предлагать ребенку с аутизмом помощь, используя стратегии позитивной поведенческой поддержки. Вот несколько примеров стратегий, которые вы можете использовать:
– Выделять ребенку больше времени на обработку информации (это может быть от 30 секунд до 10 минут). Убедитесь, что все вокруг ребенка знают, сколько времени ему нужно, чтобы обработать новую информацию. Старайтесь давать ребенку одну простую и короткую инструкцию за один раз. После этого ждите заранее определенное время, чтобы у него была возможность обработать инструкцию, только после этого повторяйте ее. Если этому ребенку нужны длительные паузы для обработки информации, отойдите от него на время. Будьте терпеливы. Наблюдайте, начнет ли ребенок выполнять инструкцию.
– Моделируйте для ребенка, как он может попросить перерыв. Например, он может сделать это с помощью карточки с рисунком или специального жеста. Многим ученикам с аутизмом нужные периодические короткие перерывы, чтобы успокоиться. Эти небольшие перерывы следует рассматривать как необходимость, которая должна предоставляться по просьбе, ее нельзя превращать в «награду за работу». (Также смотрите: «Перерывы для ученика с аутизмом»).
– Адаптируйте для ребенка в таком состоянии материалы и обучение, с учетом того, что сейчас ему сложно переносить любую фрустрацию. Уменьшайте требования и просите его выполнять несложные задания, в которых он уже достиг мастерства.
– Определите, какие сенсорные или двигательные потребности есть у ребенка. Запланируйте для него «сенсорный перерыв» с учетом его индивидуальных особенностей в специально отведенном месте. (Также смотрите: «Как учить ребенка саморегуляции с помощью зоны разгрузки»).
– По возможности, просматривайте с ребенком его расписание на день, которое составляется из фотографий, символов или слов. Это нужно делать сразу же по прибытии ребенка, чтобы уменьшить его тревожность. (Также смотрите: «Визуальная поддержка для детей с аутизмом»).
– Как можно чаще предлагайте ребенку выбор. Например: «Какую задачу ты хочешь решать сначала?» (Также смотрите: «Как учить ребенка с аутизмом делать выбор?»).
– Учитывайте любые предшествующие факторы, которые находятся вне контроля ребенка с РАС (например, изменения в препаратах, погода, нехватка сна, недостаточное питание).
Стадия отказа
Если позитивная поведенческая поддержка оказалась неэффективной, то может наступить эскалация поведения. Это может выглядеть как отказ выполнять любые задания и инструкции. Ребенок может убегать или пытаться покинуть класс, прятаться пот столом, скрещивать руки на груди и отказываться разговаривать. Важно реагировать на это спокойно и устанавливать для ребенка рамки. Нужно убедиться, что эти рамки:
– Простые и четкие. Многие дети с аутизмом лучше всего учатся, если им даются короткие и конкретные инструкции (например, «прозвенел звонок, садись за свою парту»). Не надо переформулировать свою инструкцию множество раз подряд за короткий промежуток времени. Слишком большое количество слов или попытки длинных объяснений и уговоров перегрузят ребенка. Очень распространенная ситуация – трудности ребенка с аутизмом вызваны нашей собственной потребностью сообщить как можно больше информации. Некоторые дети с аутизмом лучше всего реагируют, когда им предлагают выбор из нескольких вариантов. Всегда предлагайте наиболее оптимальный вариант последним, так как ученик с аутизмом с большей вероятностью выберет его.
– Разумные. Помните, что поведение – это коммуникация о какой-то потребности ребенка, с его точки зрения у этого поведения есть смысл. Убедитесь, что рамки, которые вы обозначаете, не выходят за рамки его возможностей. Установленные рамки также должны быть гибкими. Например, вы просите ребенка вернуться за парту после того, как он выбежал из класса. Ребенок подходит к нужному месту, но стоит на небольшом расстоянии. Спросите ребенка, можете ли вы подойти к нему. Если он отвечает «нет», то уважайте его личное пространство. Через некоторое время (заранее определенный для этого ребенка промежуток для обработки информации) попробуйте снова сказать ему инструкцию. Попробуйте написать и показать ребенку письменную инструкцию или карточки визуальной поддержки вместо того, чтобы повторять инструкцию вслух. Этот процесс может занять какое-то время. Важно делать паузы и ждать. Важная часть установки разумных рамок – прислушиваться к потребностям ребенка.
Стадия разрядки
Если ребенку не предоставляют достаточно времени, или решение о том, как помочь ребенку успокоиться, не найдено, то поведение может эскалировать дальше и привести к вспышке экстремальных эмоций, агрессии или причинению себе вреда (например, ребенок может биться головой, кусаться, бить себя, кричать, плакать, топать ногами, разбрасывать предметы). На этой стадии очень важно понять, что наше собственное поведение может ухудшить ситуацию и спровоцировать дальнейшую эскалацию. Ниже перечислены реакции, которых важно избегать:
– НЕ начинайте устанавливать жесткие правила, как только ребенок успокоится.
– НЕ напоминайте о событиях других дней.
– НЕ осуждайте ребенка, не сравнивайте его с другими детьми.
– НЕ читайте ребенку нотации.
– НЕ пытайтесь наказать ребенка во время эскалации кризиса.
Вместо этого, решения для детей с аутизмом на стадии разрядки должны включать:
– Говорите медленно и тихим голосом. Старайтесь успокоить ребенка.
– Уведите других детей, которые находятся поблизости. По возможности, пусть другой педагог переведет учеников в альтернативное помещение (библиотека, другой класс) или останется в классе, если ребенок убежал из помещения.
– Убедитесь, что в данной ситуации все в безопасности. Если ребенок может причинить себе вред, когда боится или раздражен, он будет продолжать это поведение до тех пор, пока его не обучат альтернативному поведению и/или окружающая среда не будет изменена в соответствии с его потребностями.
– Внимательно наблюдайте, как вы сами реагируете на кризис. Спрашивайте себя: Я не реагирую слишком бурно? Может быть, я слишком мало реагирую?
– Не прикасайтесь и не удерживайте ребенка без крайней необходимости, например, если он агрессивно нападает на других людей и не реагирует на другие попытки его остановить. Физическое удержание ребенка – это крайняя мера, которая применяется только, если все другие варианты исчерпаны! Помните, что многие дети с аутизмом очень любят глубокое давление на кожу, так что физически удерживая ребенка вы можете невольно поощрить его проблемное поведение.
– Не используйте никакие физические вмешательства (особенно, не ограничивайте движения ребенка), если вы не прошли специальное обучение таким техникам. Также учитывайте размеры и возраст ребенка. Если физическое вмешательство необходимо, убедитесь, что педагогу помогают более двух людей.
– Помните, если вы начнете физически удерживать ребенка, его поведение неизбежно ухудшится – ему понадобится больше времени, чтобы успокоиться.
– Следите, что в этой ситуации говорит только один человек – тот, кто заранее назначен реагировать на поведенческий кризис ребенка.
– Ваша конечная цель все еще в том, чтобы ребенок снова начал контролировать свое поведение. Убедитесь, что ваши ожидания от конкретного ребенка с аутизмом реалистичны.
Стадия восстановления контакта
Вы можете начать снова перенаправлять внимание ребенка, только если он уже успокоился. На этой стадии ребенок может быть смущен, может не проявлять никаких эмоций, у него может быть неуместный смех. У детей с аутизмом часто бывают неуместные проявления эмоций в неприятных для них ситуациях. Возможно, ребенок сам не понимает, что чувствует, и не осознает, что чувствовали вы и другие люди во время его поведенческого кризиса. Ваша цель на этой стадии восстановить контакт с ребенком. Для этого вы можете:
– Оценить, может ли ребенок сейчас реагировать на ваши слова? Важно понять, насколько сейчас ребенок восприимчив к устной речи, и уважать то, как он воспринимает информацию, даже если это не соответствует вашим собственным потребностям.
– Полностью сосредоточить все ваше внимание на ребенке, прислушиваться к тому, что он хочет сказать на самом деле. Можно предлагать ему визуальную поддержку, использовать техники «активного слушания» и так далее.
– Вернуть ребенка в знакомую для него обстановку. Возможно, ребенку понадобится эмоциональная поддержка от конкретного человека, прежде чем он сможет вернуться в класс.
– Обсуждение ситуации после занятий или на следующее утро. Педагоги, работавшие с кризисом, должны написать индивидуальные отчеты о том, что происходило с их точки зрения. Затем все должны обсудить ситуацию на основе представленных отчетов. У всех должна быть возможность выразить беспокойство, предоставить друг другу обратную связь, лучше узнать потребности ребенка.
– Разработка кризисного плана (если его еще нет), в котором описываются действия по профилактике и реагированию на подобную ситуацию в будущем. План должен обсуждаться с ребенком и его родителями, чтобы все могли работать вместе над предотвращением кризиса.
– Дополнительное проведение функционального анализа поведения и обновление текущего плана поведенческой поддержки. По необходимости, определение функции поведения и его предшествующих факторов заново. Желательно, чтобы наблюдение за поведением ребенка для сбора данных проводил независимый человек (кто-то, кто не взаимодействует с ребенком каждый день) – это поможет заметить новые детали, связанные с поведением. Как правило, после разработки первого варианта поведенческого плана его приходится корректировать и дополнять по мере обнаружения новой информации.
Эффективная помощь детям с аутизмом невозможна без признания того факта, что любое поведение выполняет какую-то функцию и сообщает какую-то информацию. Все люди, которые работают с ребенком, должны учиться интерпретации его поведения и стараться учить его альтернативным стратегиям. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка – время на обработку информации, стиль обучения, сенсорные потребности, социальные и когнитивные способности.
Любой человек, работающий с людьми с аутизмом, должен будет постоянно взаимодействовать с группой других людей, связанных с ними – другими педагогами, специалистами другого профиля, родителями и другими близкими. Это необходимо, чтоб выявить общие закономерности в поведении, предшествующие факторы (которые провоцируют проблемное поведение) и то, что ребенок пытается со сообщить своим поведением. Вот несколько общих правил, которые важно учитывать:
– Любой ребенок, у которого бывают поведенческие кризисы, должен иметь план поведенческой поддержки, который должен неукоснительно соблюдаться всеми в его окружении.
– Во время кризиса сводите к минимуму устную речь. Никаких замечаний и нотаций в отношении ребенка.
– Если большинство ваших усилий направлено на «режим кризиса» у ребенка, то заново проводите функциональный анализ поведения, пересматривайте план поведенческой поддержки.
– Управление поведенческим кризисом – это кратковременное вмешательство. Его цель – свести к минимуму последствия и сократить продолжительность конкретного эпизода. У него нет долгосрочных или образовательных целей.
– Цель поведенческого плана НЕ в том, чтобы другие люди смогли контролировать ребенка в кризисных ситуациях. Она в том, чтобы ребенок смог научиться тому, как управлять своим собственным поведением и регулировать свое состояние.
Помните, что ваши собственные реакции влияют на ребенка, и очень часто они ухудшают проблемную ситуацию. Задайтесь целью вести себя позитивнее и сосредоточиться на профилактике. Следуйте за ребенком, наблюдая, слушая и помогая ребенку сообщать о своих потребностях до того, как снова наступит кризис.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Вопрос-ответ. «Истерики» при аутизме: в чем причина и что делать?
Руководство для родителей о том, как отличить простые «скандалы» от нервного срыва при аутизме, и что можно делать в каждом случае
Все родители испытывали смущение, раздражение и усталость, когда их ребенок закатывает «истерику». Неважно, есть ли у ребенка какой-то диагноз, и на какой стадии развития он находится, и опытные родители и новички сталкиваются с бурными эмоциональными вспышками у ребенка. Это неизбежно – если у вас есть ребенок, то вы так или иначе будете справляться с поведенческими взрывами.
Ни поведенческие скандалы, ни нервные срывы не выглядят привлекательно, но во многих семьях детей с аутизмом они случаются очень часто и могут быть источником серьезного стресса. Очень важно понять разницу между этими двумя явлениями. Хотя и то, и другое может выглядеть как «истерика», скандал и нервный срыв – это не одно и то же, и они требуют совершенно разных подходов.
Что такое «скандал»?
Родители часто сталкиваются с постоянными скандалами в 2-3 года ребенка, или в период так называемого «кризиса трех лет», когда маленькие дети начинают отстаивать свою независимость. На самом деле «кризис трех лет» – это стадия развития, которая обычно протекает в возрасте от 1 года до 4 лет, потому что ребенку нужно время, чтобы развить необходимые двигательные, речевые и мыслительные навыки.
Дети дошкольного возраста часто склонны «закатывать скандалы», потому что им не достает навыков в тех сферах, которые нужны для того, чтобы самостоятельно справиться с затруднительной ситуацией. Почему это происходит? Для этого есть несколько причин:
– У них есть желание быть независимыми, но им не хватает двигательных и когнитивных навыков (способности планировать, координировать и исполнять действия), чтобы СТАТЬ независимыми на самом деле.
– Кроме того, их речевые навыки только начинают развиваться, поэтому ребенку сложно выразить то, что он хочет и в чем нуждается, а такие трудности могут выводить его из себя.
– Префронтальная кора мозга ребенка все еще не развита. Это участок мозга, который отвечает за эмоциональную регуляцию и социальное поведение. У ребенка буквально нет способности регулировать свое поведение!
– По мере того как ребенок начинает все больше понимать окружающий мир, этот самый мир может вызывать у него тревожность. Подобная тревожность вкупе с недостаточным контролем над окружающей средой часто приводит к поведенческим взрывам – ребенку просто тяжело справиться со всем, что происходит вокруг.
Ключевая особенность таких скандалов – это поведение сохраняется и усиливается, если вы так или иначе уделяете внимание ребенку во время взрыва. Если вы начнете стабильно игнорировать ребенка, когда он «скандалит», вспышки пойдут на спад.
Когда ребенок «скандалит», то он сохраняет способность контролировать свое поведение, это поведение может усиливаться или уменьшаться в зависимости от поведения взрослых людей вокруг него. Скандал прекращается, когда ребенок получает то, что он хочет, или когда он понимает, что вспышка не приведет к желательному результату.
Если родители время от времени «уступают» во время вспышек, дети начинают закатывать скандалы снова и снова, поскольку такое поведение оказалось эффективным, если им отказывают в том, что они хотят.
По мере взросления детей у них развиваются навыки саморегуляции, чтобы справиться с тревожностью и гневом. Если похожие на «истерику» поведенческие вспышки не соответствуют стадии развития ребенка, это может привести к большим социальным и эмоциональным трудностям из-за неуместного поведения.
Что такое «нервный срыв»?
Нервный срыв происходит, когда ребенок теряет контроль над своим поведением и может успокоиться, только когда достигнет стадии истощения.
Нервный срыв – это реакция на перегрузку, например, очень часто это последствие чрезмерной сенсорной стимуляции. Скандалы могут привести к нервным срывам, так что очень часто различить эти две поведенческие вспышки непросто, если вы плохо понимаете сенсорные реакции ребенка.
Когда человек с аутизмом испытывает слишком много стимуляции из окружающей среды, это может привести к перегрузке центральной нервной системы, которая теряет способность обрабатывать входящую информацию. Это фактически физиологический «затор на дороге» в центральной нервной системе, и поведение в ответ на сенсорную перегрузку – это проблематичное поведение водителя, который застрял в пробке. Представьте, что вы спокойно едете к пункту назначения, напеваете любимую песню и тут внезапно шоссе полностью встает. Теперь вы не можете продолжать путь, ваши ожидания от ситуации совершенно не оправдались, вы окружены огромными грузовиками, вдыхаете выхлопные газы, вас оглушают автомобильные гудки, а окна вашей машины находятся под прямыми солнечными лучами. Тревожность от самой ситуации усиливается от всех этих ощущений, и у вас начинается сенсорная перегрузка. Последнее, что вам нужно, это оставаться в этой пробке, но выхода у вас нет. Раздражение и перенапряжение – это нормальные реакции в такой ситуации. Может быть, вы выключаете радио, закрываете глаза, пытаетесь глубоко дышать, чтобы успокоиться (социально приемлемое желательное поведение). ИЛИ вы выскакиваете из машины и орете в приступе гнева (нежелательное дезадаптивное поведение).
В период повышенной тревожности и стресса симпатическая часть нашей автономной нервной системы начинает выработку гормона кортизола и запускает реакцию «бежать или сражаться». Когда люди с аутизмом или дисфункцией обработки сенсорной информации испытывают сенсорную перегрузку, они неспособны регулировать сенсорные сигналы из окружающей среды, и их тела начинают воспринимать эти сигналы как огромную угрозу.
В моменты нервного срыва контроль над поведенческими реакциями теряется. И очень важно это помнить – нельзя ожидать логических и рациональных ответов в ситуации, когда организм ребенка воспринимает обычные сенсорные сигналы как нападение.
Из-за такой разницы в контроле над своим поведением стратегии для скандала и нервного срыва должны быть очень разными.
Как можно справиться со скандалами?
Стратегии того, как можно справиться со скандалами, сводятся к позитивной поведенческой поддержке и развитию альтернативного поведения. Сейчас есть множество книг и статей, адаптированных для родителей, о том, как можно справиться с нежелательным поведением ребенка. Большинство таких подходов сводятся к трем основным стратегиям:
1. Определение мотивации, то есть цели поведения.
Важно понять, что, когда ребенок «скандалит», у этого поведения есть конкретная цель. Как правило, поведенческий скандал выполняет для ребенка одну из следующих функций – получить внимание других людей (например, родителей), получить какие-то предметы или занятия (которые ребенок хочет, но ему в них отказали, или доступ к ним задерживается) или избежать чего-то, что ему не нравится.
Как только вы поймете, ПОЧЕМУ ребенок скандалит, вы сможете понять, как можно на это реагировать. Признавайте потребности ребенка, но не уступайте ему в ответ на скандал.
2. Поощрение позитивного поведения.
Начните «ловить» ребенка на том, когда он ведет себя хорошо. Например, когда он НЕ устраивает скандал в ответ на небольшие проблемы – хвалите его и награждайте за хорошее поведение. В зависимости от того, что предпочитает ваш ребенок, это могут быть объятия, «дай пять» или «молодец». Так вы учите ребенка, что он может получить ваше внимание не только с помощью «плохого» поведения, но и с помощью «хорошего». Акцентируйте внимание на том, что ребенок сделал правильно, это поможет ребенку опираться на эти успехи и вести себя более позитивно в будущем!
3. Развитие навыков для успеха.
Нам известно, что частые скандалы ребенка могут говорить об отсутствии умения ждать, отсутствии способа сообщить о своих желаниях, незнании того, какое поведение ожидается в той или иной ситуации, неумении успокаивать самого себя. Важно искать возможности для развития таких навыков у ребенка и помогать ему быть успешным. Тем не менее, над этими навыками важно работать каждый день и НЕ тогда, когда ребенок скандалит.
Стратегии для нервных срывов у детей с аутизмом
Вероятно, вы слышали выражение: «Если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете одного человека с аутизмом». Каждый ребенок с аутизмом по-разному реагирует на различные ситуации, имеет разный уровень навыков, разный сенсорный, коммуникативный и социальный профиль, так что нет какой-то одной стратегии, которая поможет при нервных срывах любого ребенка. Ниже приводятся несколько рекомендаций и стратегий, которые помогали другим родителям, но вам нужно подумать о том, насколько они соответствуют индивидуальным особенностям ребенка:
1. Визуальные расписания на день, социальные истории, списки дел, расписания для конкретного события или задачи
Мы все хотели бы полностью избежать нервных срывов, но это невозможно. Вместо этого могут оказаться очень полезными те стратегии, которые уменьшают стресс и тревожность в повседневной жизни, следовательно, уменьшают риск нервного срыва. Визуальные расписания, социальные истории, проверочные списки дел и другая визуальная поддержка помогают ребенку осознавать, что его ждет, и чего от него ждут. Например, если вы планируете поход в магазин, то найдите в Интернете фотографии данного конкретного магазина, разместите их в визуальном расписании ребенка на день. Или, если у вас есть такая возможность, сходите в магазин без ребенка и снимите на видео ваш поход в магазин, а потом просматривайте видео с ребенком дома. Или напишите социальную историю с иллюстрациями о походе в магазин, о том, для чего это нужно, и что будет происходить от начала до конца подобного мероприятия, и читайте историю вместе с ребенком. Такие стратегии создают для ребенка предсказуемость и ощущение контроля над ситуацией, что уменьшает его тревожность. С течением времени также учите ребенка «сюрпризам» в расписании, чтобы он смог справиться с неожиданными событиями в привычном распорядке дня.
2. Регулярная «сенсорная разгрузка» в расписании ребенка.
Регулярная сенсорная разгрузка, так называемая «сенсорная диета» – это важный компонент, который помогает ребенку регулировать свое состояние в течение дня. По опыту некоторых родителей для профилактики нервных срывов полезно планировать регулярное «тихое время» для их детей, не дожидаясь того, что события в течение дня их перегрузят. Это важно принимать во внимание, особенно если вы планируете визиты в новые для ребенка и шумные места. Поскольку нервный срыв – это результат множества различных стимулов окружающей среды, чей эффект «накапливается», лучше запланировать тихое время с расслабляющими сенсорными занятиями, прежде чем идти в общественное место с ребенком.
3. Знание признаков сильного стресса у ребенка.
Другая важнейшая стратегия – это знание первых признаков того, что ребенок испытывает сильный стресс. Ребенок прижимает руки к ушам? Убегает из комнаты? Повторяет «Уходи!» или «Домой пойдем!», или же вы замечаете резкий рост повторяющегося поведения (например, ребенок раскачивается, напевает под нос, трясет руками)? Эти признаки сильного стресса могут указывать на то, что ребенок подвергается слишком большой стимуляции, и ему нужна ваша помощь в регуляции, пока его состояние не перешло в полноценный срыв.
Если ребенок не может говорить, или его речевые навыки становятся ненадежными или теряются во время нервного срыва, ему понадобится какое-то средство альтернативной коммуникации, не связанное с технологиями, например, «доска выбора», когда ребенок указывает на одно из изображений из нескольких, чтобы объяснить, что он хочет. Ребенок может использовать альтернативную коммуникацию, чтобы сообщить вам, когда ему необходимо покинуть ситуацию или использовать другую стратегию, чтобы прийти в норму.
Некоторым детям нужен заранее определенный знак, который понимаете вы оба (жест руками, сигнальное слово), чтобы сообщить о сенсорной перегрузке и попросить, таким образом, о помощи.
4. Поиск тихого и безопасного пространства.
Если начался нервный срыв, то важно найти тихое и безопасное место. Это может означать, что нужно покинуть место, вызывающее чрезмерную стимуляцию (например, магазин). Безопасное пространство может также включать техники, уменьшающие сенсорную информацию. Держитесь спокойно, сведите речь к необходимому минимуму и, по возможности, молчите, предложите ребенку глубокое давление, например, объятия, чтобы успокоиться. Если ребенок может убежать, или его поведение может стать опасным для него самого или окружающих, возможно, понадобится удерживать его ради безопасности.
В общественных местах посторонние люди могут не понимать ситуацию, и их поведение может усугубить кризис. Полезно сделать специальные карточки на случай нервного срыва – это карточки, сделанные родителями, на которых объясняется диагноз ребенка и причины его криков, того, почему его удерживают, или другого поведения, которое может насторожить других людей. Когда вы сосредоточены на нервном срыве у ребенка, готовая карточка, которую можно протянуть молча, может избавить вас от лишних объяснений или ложных обвинений в насилии.
5. Не забывайте дышать.
Это не столько стратегия для ребенка, сколько для вас. Дышите, попытайтесь не принимать происходящее с ребенком на свой счет. Как бы это ни было трудно, постарайтесь замечать свои эмоциональные реакции (гнев, смущение, грусть). Напоминайте себе, что ваш ребенок потерял способность контролировать свои реакции в данный момент. Сохраняя спокойствие и контроль над собой, вы уже делаете очень много, чтобы помочь ребенку пережить этот непростой момент.
6. Портативный сенсорный набор для профилактики нервных срывов.
Вот некоторые примеры того, что носят с собой вне дома родители для профилактики нервного срыва или для того, чтобы помочь ребенку успокоиться после него.
– Солнцезащитные очки (при повышенной чувствительности к яркому свету).
– Противошумные наушники (для уменьшения шума или для отвлечения ребенка с помощью музыки).
– Широкополая шляпа или кепка (как способ дистанцироваться от социального взаимодействия и блокировать свет сверху).
– Перекус, которым можно хрустеть или долго жевать (стимуляция мышц в ротовой полости может оказывать успокаивающее действие, кроме того, голодные дети становятся раздражительнее).
– Влажные салфетки без запаха (для помощи с повышенной тактильной чувствительностью, если ребенок случайно коснется того, что его раздражает).
– Лосьон для рук с любимым запахом (может помочь уменьшить неприятные запахи в окружающей среде, а также оказывать успокаивающее действие).
– «Сенсорная» игрушка – игрушка, с которой можно делать повторяющиеся, простые движения, что может оказывать успокаивающий эффект.
– Доска коммуникации с изображениями или напечатанными словами, например, «Мне нужен перерыв», «Пойдем», «Слишком громко».
– Карточки с объяснениями или другой способ сообщить посторонним людям, что происходит, и почему вы так реагируете.
Главное запомнить, что нервные срывы из-за перегрузки важно отличать от скандалов, когда ребенок пытается добиться своего, поскольку они требуют разных подходов. Оба явления крайне неприятны для всех участников, поэтому важно как можно больше усилий направить на активное обучение ребенка тому, как он может регулировать свое эмоциональное состояние. Попробуйте подобрать те стратегии, которые лучше подойдут вашему ребенку. Только не забывайте дышать и сохранять спокойствие.
Также смотрите:
Autistic Meltdown or Temper Tantrum? by Judy Endow, MSW.” Ollibean. N. p., 10 Nov. 2016. Web. 25 May 2017.
“26 Sensory Integration Tools for Meltdown Management – Friendship Circle – Special Needs Blog.” Friendship Circle — Special Needs Blog. N.p., 18 Nov. 2015. Web. 25 May 2017.
Bennett, David D. “Decreasing Tantrum/Meltdown Behaviors of School Children with High Functioning Autism through Parent Training.” Social Science. N.p., 04 Feb. 2014. Web. 25 May 2017.
Caroline Miller. “Why Do Kids Have Tantrums and Meltdowns?” Child Mind Institute. N.p., n.d. Web. 25 May 2017.
Morin, Amanda. “The Difference Between Tantrums and Sensory Meltdowns.”Understood.org. N.p., n.d. Web. 25 May 2017.
“Why Toddlers Throw Temper Tantrums.” Parenting. N.p., 17 Feb. 2015. Web. 25 May 2017.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».