что делать если юр адрес не совпадает с фактическим адресом
ФНС может прикрыть ваш бизнес, если фактический и юридический адрес не совпадают
ФНС может прикрыть ваш бизнес, если фактический и юридический адрес не совпадают
В социальных сетях можно встретить жалобы предпринимателей, что ФНС блокирует расчетные счета за несовпадение фактического и юридического адреса. Рассказываем, почему так происходит и всегда ли виноваты бизнесмены.
Почему ФНС следит за достоверностью адресов?
Налоговики действуют по закону 129-ФЗ. Но в последний год, сотрудники службы особенно рьяно следят за этим моментом, и вносят изменения в ЕГРЮЛ. И если выявляется несовпадение юридического и фактического адреса, то ставится отметка, что данные о компании недостоверны.
Таким способом налоговики борются с массовыми регистрациями и обналом. Не секрет, что многие фирмы «обитают» на фиктивных адресах, чтобы предоставлять несуществующие услуги.
Директор Неба Артем Туровец считает, что это вписывается в общую концепцию государства по выведению предпринимателей из тени: «Можно также вспомнить спецоценку труда. Это тоже дополнительная информация, что фирма реально существует. При ее проведении, предприниматель пишет подробный отчет в Министерство труда: кто у него работает, какие операции выполняются и т. д. Думаю, что в будущем ФНС будет брать эти данные и сравнивать со своими. И если будут выявлены несовпадения, то бизнесмен будет вынужден их объяснить».
Как выявляется несовпадение адресов?
Обычно совпадение фактического и юридического адреса начинают проверять в рамках камеральной проверки. То есть предприниматель не может от этого уйти, так как проверка начинается автоматом. Например, если отчитываться по НДС.
Сотрудник ФНС должен прийти по указанному адресу и проверить компанию. В нашей истории такое было. Позвонили директору и спросили реально ли компания Небо работает по указанному адресу.
Потом спросили, если сейчас придет сотрудник, то застанет ли он на месте Артема Туровца.? Артем сказал, что он на встрече, но в офисе много сотрудников, которые подтвердят реальность Неба.
После этого налоговик попросил назвать определенного работника, с которым он поговорит. Например, Ивана Иванова. Позже проверяющий из ФНС реально пришел в офис. Конечно же, Иванова он не спросил, а поговорил с другими людьми. Проверка прошла успешно.
Нам повезло, потому что иногда налоговики ничего не проверяют. Человек просто ходит по своим делам, а на службе говорит, что такой компании по указанному адресу нет. В итоге в ЕГРЮЛ появляется злополучная отметка.
Что делать, если вас признали несуществующей компанией?
Компания может работать еще в течение 6 месяцев, а потом ликвидируется. То есть бизнес можно продолжать, но вероятны проблемы. Например, если организация участвует в тендерах, то заказчики часто проверяют благонадежность поставщиков. И если увидят, что поставщик в списке недостоверных компаний, победы в тендере не видать.
Важно сказать, что некоторые предприниматели думают, несовпадение адресов можно использовать для ликвидации компании. Фирмой не занимаются, отчеты не сдают и ждут, пока ее принудительно закроют. Но ФНС предусмотрела это: если у организации есть долги перед бюджетом, ответственность переходит на учредителей.
Если увидели в ЕГРЮЛ такую запись, то сразу же свяжитесь с ФНС и предоставьте все документы, которые подтвердят существование фирмы (заполните форму Р14001). Ну и не рекомендуем регистрировать ООО по адресам, на которых зарегистрированы сотни компаний. Надо сказать, что добросовестные бизнес-центры или офисные здания предупреждают об этом. И компании указывают не только адрес, но и номер офиса.
Энциклопедия решений. Последствия несовпадения юридического и фактического адреса юридического лица
Последствия несовпадения юридического и фактического адреса юридического лица
С 1 сентября 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ разделены понятия местонахождения юридического лица и его адреса.
Под адресом юридического лица с 1 сентября 2014 г. понимается адрес, по которому осуществляется связь с ним и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Адрес юридического лица не требуется указывать в его учредительном документе, но он в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ.
Внимание
С 29.12.2015 уточнено, что адрес юридического лица, указываемый в ЕГРЮЛ, должен быть в пределах места нахождения юридического лица, содержащегося в учредительных документах юридического лица (за исключением случая использования типового устава) (п.п. 3, 5 ст. 54 ГК РФ, пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации).
В ранее сложившейся практике было принято разделять:
— юридический адрес (указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ);
— фактический адрес юридического лица (где в действительности ведется его финансово-хозяйственная деятельность).
Российское законодательство не содержит определений юридического и фактического адреса юридического лица.
Регистрирующий орган был не вправе отказать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, находящееся по юридическому адресу, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
Однако на основе пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации сложилась определенная судебная практика (см. подробнее Постановление N 61), которая и легла в основу нового законодательного регулирования места нахождения (адреса) юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу.
Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе, ссылаться на иные сведения, не внесенные в реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.) (п. 2 ст. 51 ГК РФ, п. 1 Постановления N 61). Исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Внимание
Основанием для такой проверки могут быть как заявления заинтересованных лиц о недостоверности данных, включенных в ЕГРЮЛ, так и любая другая информация о том, что сведения в реестре противоречат документально подтверждённым сведениям, полученным регистрирующим органом уже после регистрации (п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 4 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72@).
При этом ФНС России вправе пользоваться всеми имеющимися у нее сведениями, в т.ч. поступившими в связи с осуществлением полномочий в иных сферах деятельности (п. 10 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72@, письмо Минфина России от 18.08.2016 N 03-01-10/48518).
Если по итогам проверки будет установлено, что сведения об адресе юридического лица (то есть предусмотренные пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации) недостоверны, ФНС направляет юридическому лицу уведомление о необходимости представить либо новые достоверные сведения, либо доказательства достоверности прежних сведений. Если таковые не представлены (либо доказательства неубедительны), то ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений, предусмотренных пп.»в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, о данной организации (п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72@).
Внесение записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица в ЕГРЮЛ вызывает ряд неблагоприятных последствий как для самой организации, к которой относится запись, так и для связанных с этой организацией лиц.
ФНС вправе отказать в государственной регистрации, связанных с включением в ЕГРЮЛ сведений об участнике (учредителе) организации или о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, если:
— данное лицо имеет право без доверенности действовать от имени такой организации, в отношении которой уже содержится запись о недостоверности сведений об адресе (абз. четвёртый пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации);
— данное лицо владеет 50% и более голосов от общего количества голосов в ООО, о котором в ЕГРЮЛ уже содержится запись о недостоверности сведений об адресе (абз. пятый пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).
Указанные записи о недостоверности не влекут отказа в государственной регистрации, если им более трех лет (на момент подачи документов в ФНС), либо они были внесены по заявлению о недостоверности, то есть без проверки (п. 5 ст. 11 Закона о госрегистрации).
С 01.09.2017 при наличии в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ регистрирующим органом (п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»):
Запись о недостоверности сведений о юридическом лице также обязательно вносится в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. «з.1» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 6 Постановления N 61).
Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует, являются открытой информацией, размещаемой на официальном сайте ФНС России в сети Интернет. Такие сведения могут приниматься к сведению контрагентами юридических лиц.
Кроме того, за предоставление регистрирующему органу заведомо недостоверных сведений (а равно за непредставление или несвоевременное представление необходимых для ЕГРЮЛ сведений) предусмотрена административная ответственность по ч.ч.3-5 ст. 14.25 КоАП РФ.
Если фактический адрес не совпадает с юридическим
Марченко Юлия Александровна, эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ
В Гражданском кодексе РФ употребляется выражение «местонахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юрлицо может располагаться по другому адресу – фактическому.
Местонахождение и регистрация юридического лица
Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ в качестве места нахождения юридического лица нельзя указывать адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Пунктом 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что, в случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI данного Закона. Таким образом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения 4 о месте нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность 5, установленную законодательством Российской Федерации.
Ответственность
Дисквалификация
Иски о ликвидации юридического лица
Фабула дела
Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу. Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности, то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.
Обособленные подразделения
Ответственность
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Следует отметить, что состав ст. 117 НК РФ трудно доказать, и чаще юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 116 НК РФ.
Позиция Минфина по конкретным ситуациям
Пример 2 Часто бывает, что юридическое лицо зарегистрировано по юридическому адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы. Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно, неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях указания в них достоверной информации о месте нахождения 10.
Выводы
1) п. 2 ст. 54 ГК РФ; пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
3) Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. федеральных законов от 11.07.1998 № 96-ФЗ, 31.12.1998 № 193-ФЗ)
4) п. «в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ
5) ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ
6) п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ
7) Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2005 № КГ-А40/3899-05
8) п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ
9) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212
10) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.