что делать когда не знаешь что делать православие

Молитва от отчаяния

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Какую молитву читать отчаявшемуся человеку, как получить утешение и помощь у Бога и Святых в этом состоянии?

Важно помнить, что кроме духовных состояний уныния и отчаяния причиной угнетенного состояния, потери интереса к жизни и упадка сил может быть психическое заболевание — депрессия. Указать на нее, в частности, могут физические симптомы — потеря сил и аппетита, синдром «пустой головы» и другие. В этом случае, помимо молитвы, необходима помощь врача.

Верные средства борьбы с отчаянием и унынием — терпение и молитва. Есть ли какая-то специальная молитва от отчаяния? Считается, что в этом состоянии легче воспринимать тексты молитв, составленных святыми, жившими незадолго до нас, — они наиболее близки и понятны современному человеку.

Например, можно читать «Молитву об избавлении от уныния» праведного Иоанна Кронштадтского:

Господь — уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый — Простое Существо — Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой. Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение.

Многим верующим настроиться на день помогает «Молитва оптинских старцев», которая была написана во время гонений на Церковь в первые годы советской власти:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Еще одна молитва, которая помогает в моменты душевного смятения, принадлежит перу митрополита Московского Филарета (Дроздова), жившего в середине XIX века:

Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить Волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.

«Дух уныния» упоминается и в древней молитве Ефрема Сирина, которую принято читать Великим Постом.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Правда, такая формулировка первой строки закрепилась благодаря не совсем точному переводу. В греческом тексте после «духа праздности» упоминается ἡ περιεργία (periergia) — «излишний труд», «многоделание», «чрезмерная деятельность». Сейчас сложно сказать, почему оно было заменено «унынием», но этот вариант прижился у русскоязычных христиан.

Множество глубоких утешительных текстов содержит Псалтирь. Например, можно читать Псалом 26:

Господь просвеще́ние мое и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся? Господь Защи́титель живота́ моего, от кого́ устрашу́ся? Внегда приближа́тися на мя зло́бующым, е́же сне́сти пло́ти моя, оскорбля́ющии мя, и врази́ мои́, ти́и изнемого́ша и падо́ша. Аще ополчи́тся на мя полк, не убои́тся се́рдце мое́, а́ще воста́нет на мя брань, на Него́ аз упова́ю. Еди́но проси́х от Господа, то взыщу́: е́же жи́ти ми в дому́ Госпо́дни вся дни живота́ моего, зре́ти ми красоту́ Господню и посеща́ти храм святы́й Его. Яко скры мя в селе́нии Свое́м в день зол моих, покры́ мя в тайне селе́ния Своего́, на ка́мень вознесе́ мя. И ныне, се вознесе́ главу́ мою́ на враги́ моя: обыдо́х и пожро́х в селе́нии Его же́ртву хвале́ния и воскликнове́ния, пою́ и воспою́ Господеви. Услы́ши, Господи, глас мой, и́мже воззва́х: поми́луй мя и услы́ши мя. Тебе́ рече́ сердце мое: Господа взыщу́. Взыска́ Тебе́ лице́ мое, лица́ Твоего, Господи, взыщу́. Не отврати́ лица́ Твоего от мене́ и не уклони́ся гне́вом от раба́ Твоего́: помо́щник мой бу́ди, не отри́ни мене́, и не оста́ви мене́, Боже Спаси́телю мой. Яко оте́ц мой и ма́ти моя оста́виста мя, Господь же восприя́т мя. Законоположи́ ми, Господи, в пути́ Твоем и наста́ви мя на стезю́ пра́вую враг моих ра́ди. Не преда́ждь мене́ в ду́шы стужа́ющих ми, я́ко воста́ша на мя свиде́теле непра́веднии и солга́ непра́вда себе́. Ве́рую ви́дети блага́я Госпо́дня на земли́ живых. Потерпи́ Господа, мужа́йся и да крепи́тся се́рдце твое, и потерпи́ Господа.

Конечно, в моменты уныния и отчаяния можно и нужно молиться и своими словами. В ответ на искреннюю сердечную молитву Господь непременно пошлет утешение!



Источник

Как жить дальше, если ничего не хочется?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

что делать когда не знаешь что делать православие. Смотреть фото что делать когда не знаешь что делать православие. Смотреть картинку что делать когда не знаешь что делать православие. Картинка про что делать когда не знаешь что делать православие. Фото что делать когда не знаешь что делать православие

Когда наступает состояние «ничего не хочется», нужно разобраться в его причинах. Ведь вопрос «как жить дальше?» возникает не сразу, не сам по себе. Постепенно все краски сливаются в один серый фон, день за днем ничего не меняется к лучшему, ничего не удивляет, все кажется уже испробованным или заранее предсказуемым. Такие ощущения могут появиться из-за негативных жизненных установок, эмоционального и профессионального выгорания, кризиса жизни и призвания, наконец, самой тяжелой формы уныния.

У верующего человека подобная ситуация может усугубляться еще состоянием невротическим: когда ты точно знаешь, что уныние — это тяжелый грех, но ничего не можешь с собой поделать, грешишь, и кажется, что Бог словно на тебя сердится.

Есть хорошая новость: если нас это беспокоит, то мы не безнадежны, мы живы. А раз живы, то можем жить дальше, можем попробовать разобраться в себе.

Господь нас в любом нашем состоянии продолжает любить. Он не удаляется от нас, если только мы сами не начинаем изгонять Его от себя. Если мы хотим быть с Богом, Он, как невидимый собеседник, всегда находится рядом, и Он умеет нас понимать лучше всех. Поэтому если нам ничего не хочется и мы не видим просвета в дальнейшем, не понимаем, как жить, то просто не будем волноваться, что при этом делаем что-то плохое Господу или в чем-то виноваты. Поищем в себе причину, постараемся сделать это без излишнего взвинчивания себя и без чрезмерного самоуничижения — это нас только сожжет.

Самым легким случаем можно назвать возрастной переход, который часто наблюдается у мужчин в 28-30 лет (у женщин, как правило, ранее). Магическое число «тридцать» у молодого, энергичного и пассионарного человека вызывает ощущение какого-то рока: все, уже тридцать, а я еще ничего не достиг в жизни! Причем это «не достиг» может быть на фоне благополучной семейной жизни, успеха в работе, призвании — человеку все равно кажется, что внутри у него пустота, молодость прошла, а впереди – ничего нового и интересного, да и чем можно удивить человека после тридцати прожитых лет?? Это состояние надо просто прожить. Как правило, оно проходит через несколько месяцев. Однако, правильно прожив его, не зацикливаясь на открытии «меня уже ничего не удивляет», человек приобретает определенный позитивный опыт: оказывается, что-то новое все же было, и этим новым было прожитое состояние. А дальше будет интереснее, да и тридцать лет — вовсе не приговор.

Остальные причины могут быть более сложными. Например, то, что психологи называют «негативными установками». Возможно, мы себя негативно «программируем», если с детства нам говорили, что мы неудачники, ничего не добьемся в жизни, сравнивали нас с плохими людьми. И теперь, претерпев несколько крупных неудач, мы просто хотим замкнуться в своей раковине и «заснуть до самой весны». Но посмотрим объективно: мы дожили до своих лет, на этом жизненном пути было много хорошего, и люди нас благодарили за то, что мы делали. Значит, у нас есть определенные таланты, просто мы сами себя загнали в тупик. Может быть, тогда попробуем сделать что-то, что у нас хорошо получается? Если нас, например, другие люди благодарили за доброту, то попробуем сейчас тоже помочь нуждающимся, которых вокруг нас очень много. Даже поделившись чем-то хорошим в разговоре, мы таким образом обретаем новый горизонт. Или, например, возьмемся за то, чего никогда не пробовали (здесь я не о негативных вещах и саморазрушении, разумеется)?

Сложнее с кризисом жизненного призвания и эмоциональным выгоранием. Здесь универсальных советов нет. Но есть некоторые общие черты у всех выгоревших: это неупорядоченный график сна и питания, стрессы на работе, проблемы в личной жизни. Когда всецело отдаешься какому-то одному делу, а на выходе не получаешь ничего, кроме кратковременного удовлетворения, то это вызывает компенсаторные реакции, среди которых — уныние и ощущение отсутствие новизны, чувство сильной усталости и бесполезности дальнейшего труда. Здесь все очень индивидуально, так как эмоциональное выгорание и кризис призвания могут постигнуть священника и актера, депутата и водителя трамвая, менеджера и директора предприятия. У каждого открывается свой личный «ад», очень активно приглашающий человека туда спуститься. От того, как протекает состояние выгорания в каждом конкретном случае, зависит, какую помощь нужно оказать. Но в любом случае на этом фоне возникает сильное переутомление от «коктейля» из нагрузок, ответственности и взятых на себя чужих дел. Возможно, какую-то их часть можно скинуть с себя? Как поют U2, это not my troubles anymore…

Наконец, самыми тяжелыми причинами состояния «ничего не хочется» можно назвать проблемы в семье, личной жизни, а также отсутствие просвета в ситуации депрессивного состояния. Однако здесь всё еще более индивидуально.

В любом случае, как священник, я бы дал совет, не сильно популярный в России: нужно найти хорошего психотерапевта, который бы смог потратить на работу с вами много времени, разобрать случаи, войти в ситуацию понимания. Неизжитое состояние «ничего не хочется», ставящее перед вами вопрос «как жить дальше», может быть симптомом медицинской депрессии, и здесь, если не заняться работой со специалистом, можно дойти до патологического состояния.

Ну и самое главное: постарайтесь не терять надежду на Господа. Он врачует нас руками людей, поэтому если в молитве мы спрашиваем Его, как нам дальше жить в этом состоянии, то, возможно, Он пошлет нам на пути жизни человека, который рад будет нам помочь. Ну и конечно, пока мы находимся в поиске специалиста, нам нужно не оставлять молитву: можно беседовать с Богом сердечно и своими словами о том, как нам сейчас плохо, что мы чувствуем, что переживаем, — и все эти переживания перепоручать Ему. Тот, Кто взял на себя наши грехи и страсти, возьмет и нашу боль. Ведь мы Ему дороги.

Источник

«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»

Разговор о принятии решений, ошибках и молитве

что делать когда не знаешь что делать православие. Смотреть фото что делать когда не знаешь что делать православие. Смотреть картинку что делать когда не знаешь что делать православие. Картинка про что делать когда не знаешь что делать православие. Фото что делать когда не знаешь что делать православие

Во всех жизненных обстоятельствах нам надо помнить: решение, которое мы найдем, не всегда приятно, но оно, без сомнения, всегда полезно. И еще: не всё, что приятно, является решением. Мы хотим расслабляющего нас решения. «Пусть Бог решит мои проблемы, но чтобы сложилось всё так, как я хочу!» – говорим мы.

– Я должен выучить 200 слов. Что мне делать?!
– Учи!

Кто-то написал мне: «Я должен выучить 200 слов и составить из них фразы. Скажи, что мне делать, дай мне какое-нибудь решение!» Я ответил ему: учи! Решение заключается в том, чтобы ты упражнялся. Снова и снова. Чтобы дошел до грани усталости, но не перешел ее, не переутомился. Чтобы ты продвинулся, насколько можешь, вперед, устал, и тогда ты принесешь плод, и будет результат. Это измотает, но не существует другого решения для того, кто идет на приемные экзамены, для того, кто читает и устает. Это полезно для души, но неприятно нашему нраву. Приятно нам то, что расслабляет. Нам хочется отдыхать, сидеть, смотреть телевизор – это приятно. А когда надо читать по 4–5 часов и выполнять домашнюю работу, это утомляет.

Потому я и говорю, что решение, которое Бог иногда дает нам, приходит нам от Него, но нам не нравится, потому что оно неприятно. Оно немного болезненно. Оно немного трудно, а мы привыкли к подаркам и всегда связываем их с приятным чувством и говорим: а какой подарок сделал мне Бог?

И, несмотря на это, всё – дар. Всё, что Бог дает нам в ответ на то, о чем мы молимся, – идет нам во благо. Ничего, что мы поплачем. В тот час, когда плачем, мы хорошо делаем, что плачем, у нас есть право на это, но через месяц, через год мы будем вспоминать этот плач и говорить: «Ничего, что я плакал; я плакал потому, что был тогда упрямым. Случившееся со мной, по сути, было благом, это было для меня, это помогло мне, растопило в моей душе пристрастия, болезненные состояния, путаницу в душе. Бог стряхнул их с меня, и всё сложилось к добру, хотя мне было больно и я в тот момент плакал».

Ум, создающий проблему и путаницу, не может сам решить ее

Эйнштейн сказал нечто весьма хорошее: ум, создающий проблему и путаницу, не может сам решить ее. Мне это очень понравилось. Иногда запутываешься в собственном уме и оказываешься в ступоре. А тот ум, который запутался, не может сам решить проблему, потому что он ее и создал. Значит, что нужно? Другой ум. И это ум Христов, ум Христовых людей, ум какого-нибудь нашего друга или подруги, более просвещенный и более быстрый в данный момент.

Иногда у нас бывают трудности, мы запутываемся и сами пытаемся их решить. Но не получается. Например, одна девушка писала мне о лекарствах, которые она семь месяцев не принимала, и всё писала и писала, а я ей не отвечал, потому что, если ответишь, начнется бесконечный диалог. Всё начинается с одного: «Здравствуй, мне не хотелось бы тебя утруждать!» — и так проходят два часа. Я сказал себе, что подожду, прежде чем писать ей. Она мне написала: «Я не принимаю лекарств, думаю, что… – и так далее, а в конце пишет: – Думаю, единственный выход – это разойтись с тем человеком, который со мной, или покончить жизнь самоубийством!»

То есть естественно, что она это сказала: ведь ее ум был запутан, и она не могла сама найти решения.

Потому мы и встаем, пусть немножко и через силу, идем и говорим: «Прошу вас, отче, скажите мне что-нибудь, помогите мне». Мы идем к нашему духовнику. Или к какому-нибудь человеку, своему другу, христианину, которого можно спросить: «Как ты смотришь на это? Это нормально, или мой ум затуманился и я не нахожу решения, потому что запутался?»

Идите к своему духовнику, чтобы он прочел над вами разрешительную молитву, отпустил вам грехи, а не для бесконечных разговоров.

Когда я стал священником и начал исповедовать, то есть когда архиепископ прочел над нами специальную молитву, был один игумен в монастыре Оропо, и он сказал мне: «Да пребудут мои молитвы с тобой! Теперь ты, как духовник, будь осторожен с женщинами! Как бы они не свели тебя с ума!» Я сказал ему: «Совершенно исключителен этот совет!» Здравствуйте! Мы стали духовниками, и чтобы мне сказали такое? Я сказал себе: «Совершенно исключительным кажется мне этот игумен». Так я сказал себе тогда. А сейчас говорю: Пресвятая Богородице, даруй ему долгих лет жизни! Он знал, что говорил, потому что сам испытал это. Кто сам испытал, тот знает и учит других. Он сказал мне эти слова: «Смотри, как бы они не свели тебя с ума!»

Некоторым не исповедь нужна, а разговор. Давайте не путать этих вещей

Итак, мы идем к духовнику или к каким-нибудь другим людям – потому что некоторым не исповедь нужна, а разговор. Давайте не путать этих вещей. Духовник исповедует, но у исповеди нет цели – подробно обсудить с ним всю твою жизнь. Давай объясню тебе это по-другому.

Психоаналитик или психолог держит тебя 45 минут, ты говоришь, говоришь, затем суешь руку в карман и протягиваешь ему 50 евро. А тут по-другому. Потому что это работа другого сорта. Духовник исповедует, выслушивает грехи, и если бы надо было выслушивать каждого по часу, то ему пришлось бы исповедовать в день по два-три человека, чтобы всё это выдержать. Но у аналоя ждут не двое-трое, а гораздо больше людей, и всем нужно время. Конечно.

Однако некоторым нужен не духовник, а человек, перед которым можно было бы раскрыть свою душу, а это мы прекрасно можем сделать в какой-нибудь хорошей компании, в семье друзей, с хорошим другом, открыться ему и поговорить. Кто делает это, те находят и утешение, и решение своих проблем. Кто-то сказал мне: «Отче, я рад, что у меня есть хорошие друзья, и когда у меня возникает какая-нибудь путаница и ум застопоривается, я иду к ним, чтобы поделиться проблемой и помочь себе».

Не ищи решения ни у духовника, ни у друга! Ты сам должен принять его

Но скажу вам и другое. Другой не даст тебе готового решения. Не ищи решения ни у духовника, ни у друга: ты сам должен принять решение, касающееся твоей жизни и твоих проблем. Очень легко отфутболить мяч, у нас есть такая привычка – отфутболить другому мяч и сказать: «Отче, что мне делать? Скажите мне! Принимать это решение или не принимать?» Да, но если я скажу тебе: «Не принимай его», – а через несколько лет случится что-нибудь со здоровьем, появятся душевные проблемы, болезни, пятое, десятое, тогда ты будешь говорить себе: «Он сказал мне, и я принял его!»

Что бы ни случилось, ты будешь кивать на меня. А ответственность должна принадлежать тебе. Это очень важно.

Христос пришел на землю, чтобы мы научились ступать собственными ногами и искать у нашего духовника прощения наших грехов, просвещения, чтобы по его молитвам очистился наш ландшафт. Когда туман и облака исчезнут, ты будешь видеть всё ясно и примешь решение.

Ты говоришь: «Я хочу сделать то-то и то-то!» Не я буду говорить, что тебе делать. Потому что таким образом мы не воспитываем зрелых людей во Христе, а «больных» людей, которые всё время спрашивают: «Скажи мне, что делать? Отче, какую машину купить? “Тойоту Ярис” или “Фиат”. Я решил в конце концов: возьму “Фиат”. Но серебристый или белый?»

Научись молиться, чтобы Бог просветил тебя

Я слышал о невероятных случаях, когда обо всем спрашивают решения у других. Но это для монастыря, где монахи по 24 часа в сутки вместе, они вместе живут, вместе едят, обитают в одной среде, и их жизни переплетаются. А здесь, в миру, каждый не может спрашивать духовника обо всем, чтобы тот решал его проблемы. Научись молиться, чтобы Бог просветил тебя.

что делать когда не знаешь что делать православие. Смотреть фото что делать когда не знаешь что делать православие. Смотреть картинку что делать когда не знаешь что делать православие. Картинка про что делать когда не знаешь что делать православие. Фото что делать когда не знаешь что делать православие

Тут мы подходим к другому серьезному вопросу: «Хорошо, но если я сделаю что-то и выйдет ошибка?» Если выйдет ошибка? Тогда у тебя получится то, что получалось у всех людей. Что? Ошибка. Почему ты так боишься ошибки? «А если я совершу ошибку…» Я не говорил тебе, чтобы ты совершал ошибку. Я просто объясняю, что в жизни никто не учится чему-то, не совершая ошибок. Никто.

В доме, где я живу, есть девочка, которая играет на пианино. Я знаю момент, когда она не на ту клавишу нажмет. Есть одно место, где – динь, динь, дин-н-нь! – она пропускает одну ноту, и каждый раз я говорю себе: «Ну давай, девочка моя, научись играть это место правильно!» Потому что если ты делаешь это пять месяцев, тебе, наверно, пора уже выучить это.

В начале пути мы будем делать и ошибки. Мать, когда видит, что ее ребенок выводит буквы в начальной школе, не ругает его, если он пишет ужасно, неправильно и всё марает, потому что говорит: «Он ребенок, он сейчас будет учиться, будет и ошибки делать». Важно то, что он прикладывает усилия, не сидит просто так, что он активен, берет жизнь в свои руки и борется.

Сделай что-нибудь! Даже если это будет ошибка, ты делаешь это не для того, чтобы оно стало ошибкой

Ты сделай что-нибудь! Даже если это будет ошибка, ты делаешь это не для того, чтобы оно стало ошибкой. Твое желание таково, чтобы это оказалось добром, – если же оно окажется ошибкой, пусть Бог просветит тебя, чтобы ты вовремя понял это и вернулся назад.

Это мне сказали в одном монастыре, потому что я тогда ни жениться не женился, ни монахом не становился, а всё сидел и ждал. Один духовник сказал мне:

– Ты стоишь на одном из путей, перед тобой пять дорог, и ты ищешь решения. Так чего ты дожидаешься?

– Я должен сделать самое хорошее! Я хочу сделать такой выбор, который будет самым лучшим решением.

– А кто ты такой, чтобы делать самое лучшее? То есть 6 миллиардов людей на планете Земля постоянно рискуют, теряют, выигрывают, а ты хочешь, чтобы у тебя всё было совершенным?

– Так что же мне делать?

– Иди по одному из пяти путей, лежащих перед тобой, решись и скажи: «Я пойду этим путем!» И если он ошибочен и ты почувствуешь это, то развернешься – то есть еще до того, как отправишься в путь. А если выберешь его и пойдешь по нему, то уже иди вперед. Если он ошибочен, то ты будешь идти с одной ошибкой.

Что делать? В жизни мы совершаем ошибки. Я купил дом, в котором сыро, и т.д. Можешь ли ты поменять его? Да. Поменяй. Не можешь? Оставайся там. Ты не выдерживаешь? Тогда переезжай. Но найди какое-нибудь решение в этом своем затруднении.

В любом случае не трясись перед ошибкой. Бог не смотрит строго на людей, прилагающих усилия. Вы видели, что сказал Христос той бедной вдовице? (См.: Мк. 12: 42–43) Денег, которые она опустила в ящик для пожертвований, было так мало, что они не решали ничего, потому что этими монетами не решалась экономическая проблема бедности, но Христос сказал не это, а: «Я смотрю на ее сердце, она положила в ящик от избытка души. Она положила больше всех, сделала самое лучшее из всего, что могла».

Это я могу, пусть просветит меня Бог, чтобы это оказалось хорошо. А брак – это лотерея, и монашество – лотерея. И жениться, и безбрачная жизнь – это как выйдет. Никто не может с уверенностью сказать: «Это у тебя выйдет хорошо». Откуда я знаю? Так что каждый может делать, что хочет, – своей ценой.

У меня есть дядя, который был не слишком церковным человеком, и пару лет тому назад он говорит мне:

– Отлично! Сейчас, когда ты уже устроился, тебе пора и жениться! Ты нашел работу, стал попом, преподаешь в школе. Отлично!

– Но, дядя, это не получится. Поезд уже ушел!

– О-о-о, дитя мое, то, что ты сделал, это очень серьезно!

Потому что в Церкви некоторые говорят: «Я здесь нашел всё, я не хочу ничего другого. Бог лечит меня от всего!» То есть если он сломает ногу, то идет к Богу, когда головная боль – идет к Богу, проблемы с желудком – всё к Богу. Преподобный старец Порфирий, однако, говорит:

– Скажи своему родственнику, пусть продолжает принимать их, потому что не может быть решения без лекарств.

У Богом озаренных людей была уравновешенность, они не бросались в крайности. Они не говорили: «Брось лекарства, обращайся только к Богу!» – потому что лекарства Бог дал.

Наши обычные решения – это панические решения

Второе. «Мой ребенок запутался. Какое решение мне найти? Начать кричать на него, ругаться?» Наши обычные решения – это панические решения. Решение, которое мы находим, принято нами в тревоге и стрессе. А результат таков, что, когда ты в стрессе, ты всё делаешь неверно. Святые же, которые были просвещеннее нас, не делали столько грубых ошибок.

Какие бы решения мы ни принимали, мы поймем, годятся ли они, по результатам, то есть не по тому, что мы говорим, а по тому, каков плод. Невозможно, чтобы мы говорили хорошие слова, а в доме царил разлад, были нервы, ссоры, чтобы мы не разговаривали друг с другом, но твердили: «Я в любом случае говорил правильно!» Чтобы нашлось решение, твое поведение должно быть хорошим.

Святые давали советы каждому человеку в отдельности. Один нуждается в этом лекарстве, другой в другом, третий в аспирине, четвертый в операции, а пятый в трансплантации органов за границей. У всех не одно и то же. И мы должны говорить это: «Боже, просвети меня, какое решение мне принять!»

Чтобы Он мог нас просветить, мы должны войти в себя: где-то в глубине нашей души нет нерешенных проблем. Запомните это: человек, который молится, входя в глубину своей души, увидит там состояние полного спокойствия, где все проблемы решаются.

Рассудок сводит человека с ума. Когда мы выступим за пределы рассудка и остановим свои мысли, – кто ощущает это даже на несколько секунд, те чувствуют себя так, словно поехали в путешествие на Гавайи, то есть исключительно прекрасно, ничего на них не давит, всё исключительно хорошо. Как влюбленный, которому говоришь: «У нас экономический кризис», – а он отвечает: «Какое мне до этого дело! Я влюблен». «Когда я целую девушку, – говорил один человек, – кризис меня не интересует. Я где-то в другом месте».

что делать когда не знаешь что делать православие. Смотреть фото что делать когда не знаешь что делать православие. Смотреть картинку что делать когда не знаешь что делать православие. Картинка про что делать когда не знаешь что делать православие. Фото что делать когда не знаешь что делать православие

Все проблемы решатся: если не в этой жизни, то придет конец, и он их решит

Вот это «в другом месте». Когда мы почувствуем это «в другом месте», тогда решения будут приходить легче, потому что мы будем в контакте с «каналом коммуникации» с Богом, а им является именно молитва. Не знаю, сколько времени вы с утра до этой минуты молились, не знаю, сколько вы молились на святой Литургии, на которую ходили, – ведь ты можешь ходить в церковь, а ум не желает умиротвориться и всё думает о проблемах, волнуется и думает о чем-то другом. Однако все проблемы решатся, и если не решатся в этой жизни, то придет конец, и он их решит. Поймите это.

У одного человека была теща, которая много говорила, и решения этому не находилось. Она говорила-говорила-говорила и не останавливалась. Когда она умерла, под ее именем написали: «Наконец умолкла такая-то». Человек, написавший это, сказал себе: этому нашлось решение. То есть теми или другими путями, но решение непременно придет.

Некоторым людям, которые ругаются между собой, моим родственникам, и ищут решения этой проблемы, я говорю: «Ну, чадо мое, подумай о том, что когда-нибудь придет конец, и ты будешь об этом жалеть. Пойми, что человек, с которым вы ругаетесь, однажды уйдет из этой жизни, и ты потом будешь говорить себе: “Ну почему же мы не помирились?” Поэтому найдите какое-нибудь решение этому».

Никто не может реально помочь нам в том, что мы должны сделать сами. Другие нам помогают, но давайте главную роль в своей жизни мы сыграем сами. Пусть каждый находит решение в своем борении. Ведь решение есть у всего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *