что делать на балтийской косе
Балтийская коса: основные достопримечательности косы
Природная достопримечательность города Балтийска — это Балтийская коса. Южная часть города находится именно на ней: здесь расположены поселки Коса и Рыбачий.
На Балтийской косе можно не только любоваться потрясающей природой и наслаждаться песчаными пляжами. Здесь находятся Южный мол и исторические достопримечательности Балтийской косы: Западный форт, заброшенный аэропорт Нойтиф, остатки немецких зенитных батарей, а также мемориальные памятники погибшим здесь советским солдатам в апреле 1945 года.
Как добраться до Балтийской косы
Сайт: baltparom.ru Адрес: Морской бульвар, 2А Стоимость переправы на пароме на Балтийскую косу и обратно: 70 рублей, с 6 до 12 лет — 40 руб., до 6 лет бесплатно, пассажир с велосипедом — 100 руб., стоимость переправы автотранспорта зависит от разрешенной максимальной массы.
Чтобы попасть на Балтийскую косу в Балтийске надо сесть на паром или катер. Паромную переправу осуществляет Балтийская судоходная компания на паромах «Вистула» и «Нида». Билет надо купить в кассе Балтийска и сохранить до конца поездки, он действителен в обе стороны. Кассы работают с 7.00 утра. Паром отходит от причала, расположенного рядом с памятником Петру I на Морском бульваре.
Паромная переправа из Балтийска осуществляется ежедневно в: 7.20, 10.00, 12.00, 14.00, 16.00, 18.00, 20.00, 21.30. Из Балтийской косы — в это же время + 10 минут. Расстояние, которое проходит паром примерно 800 метров, время в пути — 5-10 минут. На катере можно переправиться за минуту.
Балтийская коса
Балтийская коса (Фрише-Нерунг) имеет протяженность 65 километров, из них 35 километров на территории России, остальная часть относится к Польше. Здесь находится польская граница.
На косе находятся прекрасные песчаные пляжи. Часть ее территории покрыта дюнами и лесными массивами. Это уникальное место, не загрязненное промышленными отходами, выбросами, идеально подходит для отдыха.
Много лет Балтийская коса с ее красивейшей уникальной природой была закрыта для большинства людей, как и Балтийск, вход осуществлялся по пропускам и был доступен только военным. Сейчас на Балтийскую косу можно свободно попасть, но туристический бизнес здесь не развит, в отличие от Польши. На польской стороне косы расположен популярный курорт Крыница Морска.
Достопримечательности Балтийской косы
Достопримечательности Балтийской косы — это Южный мол, старинный полуразрушенный форт Западный, заброшенный немецкий аэропорт Нойтиф (Neutief) и немецкая береговая зенитная батарея Лемберг.
Карта Балтийской косы
Достопримечательности Балтийской косы на карте.
Южный мол
Южный мол был создан в 1887 году для защиты береговой линии от морских волн, на нем находится зеленый маяк. Попытки создать мол предпринимались неоднократно, но только данная конструкция оказалась наиболее долговечной.
Через пролив на расстоянии 361 метров расположен Северный мол, на нем установлен красный маяк. Два мола являются своеобразными воротами Балтийска на море.
Западный форт
На Балтийской косе рядом с Южным молом находится заброшенный полуразрушенный Западный (Морской) форт. Напротив него через пролив — Цитадель Пиллау. Кстати, есть и форт Восточный. Он находится на территории города Балтийск, рядом с парком имени А. Головко, недоступен для посещения, является частной собственностью.
Западный форт был построен в 1869 году на случай войны для перекрестной артиллерийской обороны Пиллауского пролива, но активных боевых действий в нем никогда не было.
Во время боев в апреле 1945 года, он никак не участвовал в немецком сопротивлении, гарнизона там не было.
Западный форт является памятником фортификационного зодчества середины XIX века. Он отнесен к памятникам архитектуры регионального значения, но никак не охраняется государством, находится в свободном доступе. Разрушается от морских штормов, времени и вандалов.
Есть вероятность скорого исчезновения форта под воздействием моря. Оно все больше захватывает сушу и наступает на форт.
Аэродром Нойтиф
Нойтиф (Neutief) — это немецкий аэродром, построенный (1934-1939) на Балтийской косе. Предназначался для сухопутных и гидросамолетов Luftwaffe. Уникальность аэропорта в том, что он был построен на песке. Снабжение аэродрома осуществлялось только морским путем, а электричество здесь появилось только в 1938 г. — по дну пролива был проложен электрический кабель.
Здесь было два огромных ангара из бетона с электрифицированными воротами для самолетов, 2 металлических ангара для другой техники, две бетонные взлетно-посадочные полосы с подогревом и подсветкой длиной около километра каждая, гидрогавань для гидросамолетов. А также мастерские, котельная, насосная станция, трансформаторная подстанция, склады, казармы и другие хозяйственные постройки. Тут же на косе был создан жилой поселок.
Нойтиф считался одной из лучших военных авиабаз Германии.
Несмотря на масштабные бои на Балтийской косе, аэродром находился в отличном состоянии. После войны аэропорт использовался авиацией Балтийского флота: здесь базировались гидросамолеты «Каталина», а позже — самолеты-амфибии или «летающие лодки»: Бе-4, Бе-6 и Бе-12.
К 90-м годам аэропорт требовал капитального ремонта и стал не нужен военным. С 1996 года аэропорт заброшен и является историческим памятником Второй мировой войны: именно здесь завершилась Восточно-Прусская операция. Продолжает разрушаться от времени. А одну летающую лодку Бе-12 с Балтийской косы можно увидеть в Калининграде, она относится к Музею мирового океана.
Береговые зенитные батареи
Немецкий аэродром на Балтийской косе защищали со стороны моря береговые зенитные батареи. Была построена система железобетонных капониров и подземных бункеров, некоторые из них двухэтажные.
Из артиллерийских батарей на Балтийской косе наиболее известна зенитная батарея Лемберг.
Зенитная батарея Лемберг (Lehmberg) — это запасной командный пункт системы противовоздушной обороны Пиллау. Здесь находилось четыре орудия «S.K. C/32» калибром 105 мм и четыре бункера для них. А также здесь были расположены бункеры для личного состава, боеприпасов, электростанция, столовая и другие бункеры. Общее количество — 25 бункеров.
В апреле 1945-го зенитная батарея Лемберг под руководством немецкого генерала Карла Хенке сопротивлялась до последнего, отказываясь сдаться. 27 апреля Хенке застрелился, оставшиеся в живых немцы капитулировали.
В настоящее время бункеры относятся к военной части, но не охраняются и не загорожены. Есть бункеры, которые можно найти прямо на пляже, некоторые оказались под песками, некоторые под водой.
Балтийская коса — удивительное, одно из самых красивых мест Калининградской области. Кажется, что время здесь остановилось. Мало людей, почти полное отсутствие организованного туризма, заброшенные грандиозные постройки и величие природы — все это разительно отличается от окультуренной Куршской косы.
Идеально подходит тем, кому нравится «дикий» отдых без удобств. Здесь можно спокойно ходить по дюнам, никаких запретов нет, в отличие от Куршской косы.
Большой интерес Балтийская коса представляет для любителей военных объектов и заброшек. Здесь есть на что посмотреть и куда забраться.
Старый Люнет
Сайт: vk.com/public149167690 Адрес: Балтийская коса, ул Морская Набережная, дом 7А. Часы работы: с 10.00 до 18.00 со вторника по воскресенье — с июня по август, остальные месяцы только по субботам и воскресеньям. Вход свободный.
Парково-музейный комплекс «Старый Люнет» создан энтузиастами в 2017 году. Он рассказывает об истории Балтийской косы и военных действиях, ведшихся на Фриш-Нерунге. Здесь можно посмотреть исторические фильмы о Балтийске и Балтийской косе. Представлены карты, чертежи, довоенные фотографии. Проводятся экскурсии.
Проект музея «Военные тайны самой западной точки России» получил президентский грант в 2019 году, выиграв конкурс.
Балтийская коса: там, где вечно дремлет тайна
Там, где вечно дремлет тайна,
Есть нездешние поля.
Только гость я, гость случайный
На горах твоих, земля.
Сергей Есенин
Оторванность от большой земли, атмосфера разрушенности и запустения наводят во время прогулки по косе на меланхоличные размышления. Нередко появляется чувство неизведанного, скрытого, стираемого из памяти времени, и тогда возникает неподдельный интерес не просто путешественника, но и исследователя, удовлетворить который может быть сколь приятно, столь же и опасно.
И раз уж Балтийская коса не имеет с остальной Россией сухопутной границы, у туриста может сложиться обманчивое впечатление, что, мол, попасть на неё должно быть даже сложнее, чем на Куршскую косу, но это вовсе не так. Ежедневно с утра до вечера каждые два часа до Балткосы и обратно ходит паром. Плыть на нём придётся всего лишь пять минут.
Паром возит как людей, так и некоторый транспорт: личные автомобили, велосипеды. Забегая вперёд, упомяну, что дороги на косе очень даже неплохие (см. фото), а вот ездить по ним практически некому. Место здесь довольно уединённое, спокойное, тихое. Суета городской жизни до Балтийской косы не добралась, и вряд ли в обозримом будущем доберётся.
Обратите внимание: в 2019-м я снова посетил Балтийскую косу, в результате появился новый материал с дополнительной информацией, в частности о местном посёлке и достопримечательностях.
Мифы и реальность: чего не стоит бояться путешественнику
Нет полиции и скорой? Эти службы я действительно не наблюдал, но, честно говоря, не вижу большой проблемы, чтобы в случае какого-либо ЧП они могли бы добраться до Балткосы на том же катере. Телефонная связь работает. И в чём здесь тогда существенное отличие между косой и какой-нибудь деревенькой в Подмосковье.
Пьяные гонщики? Несколько машин мимо меня проезжало во время прогулки вдоль Калининградского залива. Запредельной скорости не наблюдалось, какого-то неадекватного поведения от водителей тоже. Сбитых пешеходов на дороге не обнаружено.
Нет людей? Сразу же на причале нас встречает небольшой посёлок под названием Коса, магазин, кафе, велопрокат. Если отправиться направо к Балтийскому морю и не уходить на километры вперёд, люди будут: и туристы, и немало рыбаков, и местные жители. Но вот нацеливаясь вглубь косы стоит действительно подготовить себя к дефициту населения (кому-то это минус, а кому-то наоборот плюс), хотя тут и там встречаются уютные места для пикников, которые, уверен, в летнее время не пустуют.
Зона отчуждения? Чисто визуально, особенно если идти вдоль Калининградского залива, очень похоже. Полуразрушенные здания, заросшие травой и деревьями, пустынные широкие дороги и убаюкивающее пение птиц неподалёку. Очень колоритная обстановка, напоминающая «Сталкера» Тарковского. И отсутствие людей для более полного погружения в неё только на руку. Кого-то пугают подобные пейзажи, а кого-то, как меня, наоборот успокаивают и наводят на всякие философские рассуждения.
Легко заблудиться? Учитывая географические особенности косы, тотально заблудиться здесь наоборот трудно. Достаточно выйти к воде, а она здесь едва ли не всюду. Виден противоположный берег? Значит, это Калининградский залив, идти налево. Не видно берега, а ещё под ногами длиннющий песчаный пляж? Значит, это Балтийское море, идти нужно направо. Конечной точкой в обоих случаях будет посёлок Коса и пристань. Разумеется, наличие GPS в телефоне очень сильно облегчит навигацию по Балткосе. Наибольшее количество тропинок показывает Яндекс-карта, однако некоторые дорожки (пусть и не особо важные) можно найти только на карте Гугла, ДубльГис же здесь практически бесполезен.
Как добраться до Балтийской косы?
Сначала едем в Балтийск, потом на пароме на косу. В любом случае, при планировании поездки нужно ориентироваться на расписание паромов. Оно таково:
Расположена паромная переправа в километре от железнодорожного вокзала Балтийска, к которому приезжают автобусы. Идти 10-15 минут.
Билетная касса на паром находится непосредственно перед проходом к судну, покупка билета времени практически не отнимет, так что приходить заранее смысла нет.
[Говорят, что в летний период на косу ещё ходит пассажирский катер, и расписание у него более гибкое. Подтвердить или опровергнуть эту информацию не могу, в марте катер мне точно не встречался.]
До Балтийска ехать нужно на автобусе. Единственная электричка от Калининграда отправляется в Балтийск только вечером (в 18-00), а в обратную сторону только утром (в 6-38), это может устроить разве что при размещении в Балтийске на ночь. А вот с автобусным сообщением полный порядок.
Из Калининграда нужен автобус №107. С раннего утра он отправляется от автовокзала каждые 20-30 минут. На паром в 7-20 поспеть никак не получится, а вот на десятичасовой отлично подходит автобус, стартующий из Калининграда в 8-10. Ехать 1 час 20 минут. Цена билета 110 рублей. Маршрут частично идёт по городу, так что при желании на №107 можно сесть и не на автовокзале.
В обратную сторону автобусы №107 ездят каждые полчаса (+/-) вплоть до половины десятого, это значит, что паром, на который опаздывать нельзя отплывает с Балтийской косы в 20-10.
От Светлогорска в Балтийск идёт автобус №587. Здесь уже нет отправления каждые 20 минут, зато первый рейс в 5-20 утра от «Светлогорска-1» отлично позволяет успеть на первый же паром до Балтийской косы. Автобус едет сквозь Светлогорск, так что на него нет необходимости садиться на конечной. В статье о Куршской косе расчётной остановкой был «Светлогорск-2», пусть он остаётся таковой и здесь, единственно, ехать нужно в другую сторону. На «Светлогорске-2» утренний автобус будет в 5-26. Расчётное время поездки 1 час 25 минут.
Следующий рейс уже в 11-21, он может сгодиться только на крайний случай, поскольку подвозит нас лишь к парому на 14-00. Поздновато, хотя даже этот вариант позволяет провести на Балтийской косе 4 часа.
[Рейс №587 в 08-21, позволяющий попасть на десятичасовой паром, в одних источниках указан, а в других нет. Оставлю под вопросом.]
Несколько фотографий Балтийска
Отправляясь на Балтийскую косу, я планировал погулять час-другой и по Балтийску, но, как оказалось, в городе делать по большому счёту нечего. Самая интересная достопримечательность, цитадель Пиллау, закрыта для посещений, а почти всё остальное так или иначе встретится по дороге к паромной переправе.
Прогулка по Балтийской косе
А сейчас предлагаю вместе со мной прогуляться по Балткосе: сначала по берегу Калининградского залива, заглянуть в заброшенные ангары и башни, а потом вернуться обратно по берегу Балтийского моря через дюны, уникальную флору и разрушенный форт XIX века. Фотографий набралось слишком много для статьи, т.ч. пришлось резать количество едва ли не со слезами на глазах.
Возможно, в полном объёме архив впоследствии появится на странице Вконтакте. Снимки за небольшим исключением идут в хронологическом порядке, для съёмки использовался фотоаппарат (насколько хватило его памяти) и телефон, отсюда различие в качестве и цветопередаче.
Начинается прогулка от пристани, на которой мы попадаем в посёлок Коса, входящий административно в состав Балтийска. Это одно из двух жилых поселений на российской части Балткосы, ещё есть посёлок Рыбачий, он находится на несколько километров дальше вдоль побережья Калининградского залива.
Едва ли не сразу замечаем первый ангар немецкого военного аэродрома Нойтиф, построенного в конце 1930-х.
Деревья вволю растут даже на втором этаже.
В следующем здании аэродрома менее живописно.
Дальше вдоль набережной Калининградского залива встречается ещё несколько полуразваленных ангаров.
Проводник, он же верный спутник, шествовавший впереди около километра. От любезно предложенной сушки отказался, после чего вскоре сошёл с маршрута, оставшись греться на солнце.
Всё что можно растащили, но здание стоит, напоминая старинный форт. А это лишь ещё один ангар Нойтифа.
Лестница хорошая, но перил нет. А на самом верху ещё не будет и боковых опор.
Но подняться на самый верх всё же интересно.
Склады-землянки позади ангаров. Или это бомбоубежища?
Калининградский залив, чистая водичка, тишина, ясная погода, лёгкий ветерок. Ещё бы температуру на десять градусов повыше, чтобы искупаться.
Дальше основная дорога уходит от воды, и взору открывается огромная пустота взлётных полос, окаймлённая дикой природой.
Здесь отчего-то вспоминается стихотворение Лермонтова «Три пальмы»:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
На берегу Балтийского моря из-за дюн у кромки наc неожиданно поджидает немецкий бункер. Он практически полностью засыпан песком.
Прогулка продолжается вдоль Балтийского моря. А какая прогулка вдоль моря без сбора янтаря. Его на этом пустынном берегу мне встретилось гораздо больше, чем на Куршской косе. Главное, не путать янтарь с кусочками кирпича, которые по понятным причинам на берегу встречаются нередко. Подробнее о янтаре читайте в конце заметки о Куршской косе: как и где найти, как отличить и т.д.
[Увлёкшись сбором янтаря, я опоздал на паром в 16-10. Сказал бы, что не стоит повторять моей ошибки, но она в итоге обернулась лишь на пользу, позволив в своё удовольствие погулять вдоль берега моря, собрать ещё немного янтаря (это, похоже, неизлечимо) и внимательно осмотреть форт. Так что, ошибайтесь почаще.]
Ненадолго удаляемся в сторону жилых поселений.
И обратно к Балтийскому морю и разрушенному немецкому форту «Западный», история которого уходит в далёкие 1860-е года. Гуляя по форту, не забывайте смотреть себе под ноги, поскольку имеются опасные ямы. У стен немецкой крепости облюбовала себе место целая стая лебедей. К сторонним наблюдателям они относятся довольно спокойно и привычно.
Между тем мы вернулись к посёлку Коса и пристани. Балтийск совсем рядом.
Такая вот получилась прогулка, показывающая, что самостоятельного путешествия на Балтийскую косу бояться нечего. Запланировать его легко, а осуществить проще простого. Здесь нет официальных туристических маршрутов и автобус на косу не ездит, зато ходить можно везде, а внушительный контраст между побережьями Калининградского залива и Балтийского моря позволит при желании совершить за одну прогулку целых два различных путешествия.
UPD. В 2019-м я снова посетил Балтийскую косу, в результате появился новый материал с дополнительной информацией, в частности о местном посёлке и достопримечательностях.
После поездки на Балтийскую косу обязательно посетите и косу Куршскую, заметка о которой тоже есть на сайте. В этой статье информация о достопримечательностях Калининграда. А вот здесь рекомендации по выбору недорогого хостела в Калининграде.
На этом всё. Информация актуальна на апрель 2017 года. Спасибо за внимание!