что делать с энергией кундалини
Здоровье и йога
Когда Кундалини начинает свой подъем, в человеке происходят огромные изменения. Меняется все: мировоззрение, окружение, психика, химия и структура тела и т.п. Чем больше обусловленностей, тем сильнее и болезненнее происходит процесс. Чем чище тело и устойчивее ум, тем легче и быстрее происходит трансформация.
К основным признакам подъема энергии Кундалини относят:
1. Переживание внутреннего огня, учащенное сердцебиение, подъем температуры, зуд, жар, озноб, холод, ощущение переполненности или отечности конечностей, судороги, мурашки и т.п.
Все эти симптомы проявляются под действием мощной пробуждающейся силы, которая начинает просыпаться в Муладхара чакре, и своим пробуждением чистить накопившиеся засоры. На этом этапе важно не испугаться и не прекратить практику. Болезнь уходит через боль.
2. Резкие перепады настроения, психозы, срывы, вспышки ярости.
Зачастую подобное состояние интерпретируется как маниакально депрессивный психоз. Причина кроется в уме и его инертности к переходу в другие режимы восприятия. Также это показатель того, что Кундалини поднялась до Манипура чакры. И если человек обусловлен этим центром, склонен проявлять гнев, сопротивление, упрямство, устанавливать свои порядки, то все переживания усилятся. Здесь важно продолжать практику с упором на заземление (Яма, Нияма, Асана) и концентрацию, слегка уменьшая интенсивность психоэнергетических техник.
Стоит различать, что любое воздержания от проявлений того или иного центра – это не подавление и не запрет на те или иные действия, истинное воздержание – в том, чтобы наблюдать, что происходит с телом, умом, энергией, и ничего при этом не делать, не допускать захваченности теми или иными эмоциями и желаниями, просто присутствовать и наблюдать. Когда это становится трудным, любое, совершаемое на эмоции действие, следует делать как подношение Абсолюту через полную сдачу и принятие без оценок, суждений, подавлений, изменений, объяснений и т.п. Когда и это не получается, возникает захваченность эмоцией или обратная реакция, следует просто переключить внимание на заземляющие или творческие действия.
4. Изменение в режиме питания и сна. Пробуждение Кундалини дает мощный энергетический всплеск, вас как будто подключают к атомной электростанции, поэтому сила и выносливость увеличиваются в разы, и перестает требоваться большое количество пищи и сна для восстановления своих ресурсов.
5. Приливы крови, ощущение накатывающих волн энергии. Все это переживания пробуждения Кундалини на физическом уровне.
6. Переживание состояния всеобщей любви, ощущение единства всего со всем связано с прохождением Кундалини через Анахата чакру.
7. Неконтролируемое желание говорить, делиться впечатлениями и опытом, учить, передавать знания, внезапно возникшее стремление все кардинально поменять экстравагантно или, наоборот, незаметно выглядеть, а также жжение, щекотание, холод, жар в горле, указывают на Кундалини в области Вишудха чакры. Йоги часто принимают обет молчания не только в словах, но и в мыслях. Подобные практики воздержания помогают сконцентрировать энергию и без потерь направить ее в высший центр.
8. Усиление интуиции, проявление сверхспособностей (ясновидение, яснознание, телепатия, осознанность во сне, видение энергии, вспоминание прошлых жизней, синхронистичность с миром, отключение электричества или падение предметов при вашем появлении и т.п.) связано с прохождением Кундалини через Аджна чакру.
9. Когда преодолевается влияния Аджна чакры, человек часто испытывает ментальные паузы, инсайты и озарения, что указывает на возможность поднять энергию вверх до Сахасрары и пережить Самадхи.
При любых подобных симптомах важно не зависать, а наблюдать и идти дальше. Для этого нужно уметь успокаивать себя и не потакать возникающим импульсам, а также не бояться происходящих изменений. Только спокойный ум способен принимать верные решения, а любое действие, продиктованное эмоциями, порывами и желаниями опустошает и опускает энергию в самый низ.
А может случиться и так, что ум настолько блокирует непонятные процессы, и, как следствие, начинают развиваться серьезные заболевания вплоть до раковых опухолей. Поэтому, прежде чем возводить дом, нужно заложить крепкий фундамент. Прежде чем очаровываться полетами во сне, медитациями и пранаямами, нужно укрепить тело и сделать ум и психику устойчивыми к любого рода воздействиям. Каждый этап, каждая практика обтачивает только с одной стороны, чтобы получить скульптуру, камень нужно обработать со всех возможных сторон.
Существуют древние легенды, как Богиня Парвати, влюбленная в Бога Шиву тысячелетия совершала аскезы, чтобы Он стал Ее мужем. Это ни что иное, как образное описание движения Кундалини (Шакти, Парвати), перерождающейся из одного тела в другом, путешествующей по чакрам-царствам, отказывающейся от даров этих царств, устремляясь в самое высшее блаженство – Бытие с Богом (Шива, Сознание). Эта история миллионы раз повторяется в теле каждого человека. В каждом теле, в каждой жизни Бог (Сознание, Шива) ждет Кундалини (Энергию, Шакти) для союза, в котором рождается завершенность, полнота, целостность, истина.
Нисхождение Кундалини Шакти
Есть и другой путь, когда за начальную точку берется не энергия Кундалини, а Сознание, не сила, а осознанность:
Такой путь возможен для тех, кто осознал медитацию как естественное состояние, для кого концентрация, длительные размышления на одну тему или нахождение в состоянии свидетеля не являются чем-то необычным. В таком человеке встреча Шивы и Шакти уже происходила, поэтому Шива, узнав свою Шакти, начинает двигаться к ней.
Этот этап называется Савикальпа Самадхи – 1-й уровень слияния энергии и сознания, в котором погруженность в медитацию сохраняется при наличии тонкого усилия (размышлений об Абсолюте), с исчезновением которого возвращается двойственность.
Углубляясь в медитацию, практик достигает состояния Нирвикальпа Самадхи, когда фиксация на состоянии вне ума становится настолько сильной, что погруженность в недвойственность происходит без приложения усилий. Такое состояние сопровождается потерей ощущений тела и всех связей с грубыми органами чувств, остановкой дыхания и пульса. При возвращении в тело – двойственность снова возвращается. Чтобы вернуться в самадхи, нужно снова прилагать усилия.
Погруженность в медитацию и размышления об Абсолюте не отменяют практику восьмеричного пути, которая только облегчает процесс. Когда движение происходит с обеих сторон, встреча уже не может не случиться.
Савикальпа и Нирвикальпа Самадхи неустойчивы. Стоит только на что-то отвлечься, и состояние теряется. Поэтому, утвердившись в медитации в состоянии покоя, необходимо учиться совершать разные действия в обыденной реальности: взаимодействовать с людьми, выполнять какую-то обычную работу, просто ходить и т.п., удерживая состояние медитации (безмолвие ума и укоренённость в Атмане (Высшем Я)). В дальнейшем, при наличии определенной натренированности, усложнять условия, погружаясь в более некомфортные условия, взаимодействуя с людьми, вызывающими сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции, и учиться при этом не выбиваться из медитативного состояния.
Когда произошла встреча Шивы и Парвати, она могла оставить все и уйти с Шивой на Кайлас. Что ее могло удержать, когда все привязанности и обусловленности были побеждены? Но Парвати поставила Шиве условие, что станет его женой только тогда, когда он попросит ее руки у родителей. И Шиве пришлось спускаться в мир двойственности, чтобы соединиться с Шакти уже навсегда. Таков высший уровень самадхи – Сахаджа Самадхи, когда ум укоренен в недвойственности без усилий, когда мир воспринимается как единое целое без оценок и разделений, но в тоже время сознание человека настолько гибко, а ум свободен от разделений, что он способен пребывать в физической реальности, общаться с обычными людьми, вести обычную жизнь, при этом не теряя осознанности. Он в мире, но этим миром не обусловлен, и в любой момент может сменить реальность или уйти в недвойственность. Такие просветленные обычно имеют огромную силу влияния на окружающее пространство и умы людей, только своим присутствием меняя и преображая реальность. Уровень Сахаджа Самадхи уже не рушим.
Наивысший уровень самадхи – Саруба самадхи или Великий Переход, трансформация физического тела в тело Света или тело Славы, когда все элементы, из которых состоит грубое физическое тело трансформируются в бессмертное световое тело, называемое Пранава Дехам. Когда союз Шивы и Шакти дает начало новому миру, в котором нет уже разделения, а, следовательно, нет боли, страданий и потерь.
Автор статьи — Лариса Семиколенова
Помощь в редактировании и публикации материала — Сергей Чернов
Как безопасно поднять Кундалини.
Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.В этой статье мы продолжим познавать тему Кундалини, ведь, как сказал великий йогин Свами Вивекананда:
Пробудить Кундалини — является единственной целью раджа-йоги.
О том, что такое Кундалини и как к ней правильно относиться описано в статье: Великая сила Кундалини. Что такое Кундалини.
А здесь побольше поговорим о том, как Её поднять максимально гармонично.
Кундалини — бесценное сокровище
Сказать, что Кундалини совсем спит у обычных людей было бы неправильно. На самом деле Она оказывает влияние на все наши мысли и чувства. В то же время наши мысли и чувства оказывают влияние на Неё. Чем человек радостнее, бескорыстнее и чем возвышеннее его идеалы, тем более чистой и раскрывающейся становиться Кундалини.
Здесь Её можно сравнить с сияющим сокровищем, охраняемым драконом. Чем более светлые чувства и мысли человек излучает, тем слабее становиться хватка дракона и тем большее сияние из Кундалини-сокровища исходит на всё тело и сознание человека. И это сияние оздаравливает, осветляет, приносит радость и чувство блаженства. Если же человек эгоистичен, зол и полон страхов, то значит дракон плотно обхватил сокровище и свет Кундалини не проявляется.Спокойная, внутренняя радость, любящее отношение ко всему, благодарность, смелость, воздержанность, доброта и доверие Жизни – всё это является естественным стимулом поднятия Кундалини. И всё это способствует очищению тонких каналов нади, для того, чтобы они смогли в дальнейшем выдержать более высокочастотную энергию.
Ведь все проблемы с поднятием Кундалини происходят из-за в чакрах и тонких каналах. Если русло реки пересохло, сильно загрязнилось, и вдруг вода в него вернулась то река может даже проложить в обход другое русло, но в человеческом теле другого русла нет и если энергия потечет не туда, то это создаст психологические и физиологические нарушения в деятельности всех тел человека.
Именно поэтому Ямы Ниямы Восмьступенчатой йоги Патанджали стоят на первом месте. Исполнение этих заповедей чистит каналы и пробуждает Кундалини. Если русло чистое, то каким бы огромный поток не был — проблем не возникнет. Пока Кундалини не вошла в силу и особо не пробуждается следует радоваться имеющемуся времени и очищаться, очищаться и ещё раз очищаться. Её можно начать поднимать, когда каналы ещё не очищены, но делать это надо параллельно с усилением любви и преданности к Богу.
Для каждого йога, для каждого искреннего духовного искателя очень важно соблюдать, стремиться соблюдать Ямы Ниямы, вести высоконравственный, чистый образ жизни и стремиться к своему Высшему Я.
Притягиваем Кундалини наверх, а не толкаем снизу.
Святые мудрецы очень многих духовных направлений описывают свой духовный путь, как жажду встречи с Возлюбленной или Возлюбленным. Одно опсиание в суфийской поэме Большая касыда чего стоит:) По сути своей Кундалини, пробуждаясь и поднимаясь, как бы стремиться ко встрече с со Своим самым желанным Возлюбленным. Когда точка между бровями (положительный полюс Аджна чакры) намагнетизирован, то он становиться центром притяжения энергий в теле человека. Того периода времени пока его магнетизируешь, как раз хватает для очищения тонких каналов, а там и Кундалини просыпается и как раз намагниченная Аджна Её притягивает.
В современном мире больше известен другой способ – через различные физические и дыхательные упражнения люди, как бы силой, стараются растрясти и поднять Кундалини наверх. Это похоже на то как кто-то захочет разбудить прекрасную, властную царицу. Вероятность того, что она проснётся не в духе и казнит нахала равна ста процентам.
Кундалини — невероятная сила, дремлющая в основании позвоночника. Насильственное пробуждение этой силы, особенно с помощью интенсивных дыхательных упражнений и известных физических асан, но без каких бы то ни было параллельных усилий по развитию духовности, таит в себе крайнюю опасность.
Кундалини нельзя толкать снизу вверх, даже намерения такого быть не должно. Её надо притягивать сверху. Тогда влюбленная царица сама поднимется ото сна и одарит всеми мыслимыми и немыслимыми сокровищами.
Её возлюбленный – это сам Бог. И их встреча – это и есть момент просветления и самадхи.
Для того, чтобы магнетизировать центр между бровями и притянуть Кундалини сверху, существует много способов, какие-то из них я опишу в следующей статье.
Энергетическая схема поднятия Кунадлини.
В тонком энергетическом теле человека существует три основных канала, все они связаны с позвоночником физического тела. Поэтому позвоночник должен содержаться как можно в более хорошем состоянии.
Самый важный энергетический канал – сушумна, находиться внутри астрального позвоночника. Когда Кундалини действительно поднимается, энергия из её места локализации в основании позвоночника идёт вверх именно по сушумне. Но для того, чтобы это произошло сам позвоночник уже должен быть намагнетизирован, и тут на помощь приходит знание о ещё двух каналах. Первый Ида – начинается и заканчивается слева от позвоночника, второй Пингала – начинается и заканчивается справа от позвоночника. Даже истинных направлений йоги, за которыми стоят настоящие реализованные Мастера очень много, я практикую Крийя йогу Парамахансы Йогананды и её цель – сперва намагнетизирвать позвоночник, чтобы потом Кундали по сушумне поднялась наверх.
Для полного поднятия кундалини мало просто почувствовать её движение вверх по сушумне, этот поток должен пройти через все чакры и объединиться с коронной чакрой. В физическом теле – это очень небольшая дистанция. С точки зрения времени, задача длительная. Когда ум становится глубоко сосредоточенным внутри, он входит в сушумну и естественно движется вверх к коронной чакре, этим и Кундалини притягивается вверх.
Мешают поднятию Кундалини текущие вовне из каждой чакры энергии. Любое желание связанное с внешними объектами чувств, является тем крючком за который цепляется ниточка энергии и вытягивается во вне. Чем желание сильнее, тем сильнее оно тянет энергию вовне. Поэтому святые мудрецы и утверждают что для полной духовной реализации надо избавиться от желаний. Если перенаправить энергии вовнутрь и вверх, тогда Кундалини сможет пройти через эти чакры — открыть данные центры.
Пока сердечная чакра до конца не очищена от мирских привязанностей (влечений и отвращений) и желаний, возрастающая концентрация энергии в духовных центрах в позвоночнике может стимулировать какие-то из этих центров таким образом, что энергия потечёт наружу к внешним объектам, и будут пробуждаться скрытые наклонности погружения в неведение (непроявленная карма).
Поэтому и нужно подходить к йоге, усилению энергии и особеннок к теме поднятия Кундалини с величайшей осторожностью.
Самый эффективный метод поднятия Кундалини.
Ямы-Ниямы, являются основой йоги, они – главные методы очищения тонких, энергетических каналов нади. И среди них есть та, о которой Патанджали сказал: «Выполнение Ишвары Пранидханы приводит к полной самореализации без всяких техник».
Ишвара Пранидхана – это преданность Всевышнему.
Про преданность в следующей статье, а здесь просто напомню, что уже реализованный Мастер – гуру – это окно в Безграничное Сознание. Если кто-то действительно хочет реализоваться, то гуру нужен. Если кто-то действительно хочет поднять Кундалини, то без гуру не обойтись. Без гуру касаться темы Кундалини не следует. Гуру должен быть полность юреализованным Мастером, таким как описано в Автобиографии йога.
Ещё одна важнейшая Яма – брахмачарья.
Сублимация сексуальной энергии является необходимым условием для поднятия Кундалини.
Как сказал один из великих йогов Шри Чин Мой:
«Чтобы поднять Кундалини нужно оставить две вещи – страх и секс».
Другое дело, что когда человек серьёзно практикует, то преобразование сексуальной энергии становится совершенно естественным. Опять же здесь нужны не столько силовые самоограничения, сколько мудрое, поступательное, терпеливое движение в нужном направлении. О сублимации сексуальной энергии в одной из следующих статей.
А здесь ещё приведу интересную выдержку из статьи Свами Криянанды:
«В трактатах по йоге кундалини всегда обозначается женским родом, потому что соответствует отрицательной полярности тела и символизирует отделённость души от положительного принципа, Пуруши, Высочайшего Духа. Святые даже олицетворяют кундалини как богиню. Но она и величайшая искусительница, и спасительница человека. Свами Муктананда, святой, живший в Индии, описывал видение богини Кундалини, которое имел несколько дней подряд. Первый раз она явилась ему в виде обнажённой женщины необыкновенной красоты, пытавшейся соблазнить его на сексуальные удовольствия. Когда же он отверг все её попытки, она наконец явилась ему как идеальная женщина, скромно одетая, кроткая, нежная, спокойная – словом, как то воплощение женственности, которое вдохновляет и возвышает род человеческий. С этим вторым видением пробудилась, наконец, его внутренняя кундалини, и начался серьёзный процесс божественного просветления».
Как уже было сказано – Кундалини – это огромнейшая сила, единственное кого эта сила послушает и к кому с радостью выйдет навстречу – её Истинный Возлюбленный – Бог. Чтобы поднятие Кундалини прошло гармонично, следует сделать свой целью – Единство с Богом. А все технические моменты (а поднятие Кундалини – это всё-таки второстепенный, технический момент), поставить на почетное второе место. Ведь не даром существует пословица — всё остальное дело техники. Не надо менять местами цель и средства.
Если кто-то действительно хочет реализоваться и поднять Кундалини, то искренне стараясь выполнять Ямы и Ниямы, проявляя терпение и смирение, уважение и благодарность, очищая себя и медитируя, человек должен встретиться со своим Учителем, выполнять данную Учителем садхану (практику) и всем сердцем всё сильнее хотеть познать свою Высшую Сверхсознательную Истинную Природу – Сат-Чит-Ананду, при таком раскладе, совершать какие-либо специфические усилия по поднятию Кундалини даже не придётся, всё и так свершится в своё, нужное время.
Счастья Вам, мой дорогой читатель. Желаю вам мудро следовать по духовному пути, радостно, от радости к ещё большей радости. Ведь состояние радости поднимает Кундалини.
Очень интересные статьи Свами Криянанды на тему Кундалини можно прочитать здесь:
И вот довольно интересное описание опыта поднятие кундалини
Что делать с энергией кундалини
Лишь тот знает Йогу, кто постиг Кундалини.
Хатха Йога Прадипика, 105-111
Что такое Кундалини?
Кундалини буквально означает – «Свернутая в спираль, как спящая змея, сила, находящаяся в укромном месте».
Энергия Кундалини находится в скрытом, дремлющем или латентном состоянии. Это может быть сила сознания, сила любви, сексуальная энергия или сила знания.
Энергия Кундалини лежит в основе рождения и развития человека. Та же самая энергия лежит в основе творения Универсума.
Кундалини не является собственностью Йоги или Тантры. Сила Кундалини присутствует в каждом человеке. Древние йогины и тантрики знали природу этой силы, ее мощь и необычные возможности. Они разработали специальные техники и приемы, ведущие к ее пробуждению.
Кундалини является женским аспектом божественной силы. Это не физическая энергия, которую нужно насильно будить, а энергия Духа Святого, которой нужно поклоняться. Многие учителя считают, что попытки манипулировать Кундалини силовыми методами опасны. Это говорят о пренебрежительном отношении к божеству. Когда йоги говорит о «пробуждении» Кундалини, то имеют в виду подготовку своего сознания, физического и энергетического тела к этому уникальному для каждого человека переживанию. Для подготовленного искателя Кундалини дает мощный толчок в развитии и трансформации личности. Если энергия Кундалини просыпается у неподготовленного человека, то это может привести к драматическим последствиям.
Кундалини и духовное озарение
Свами Сатьянанда Сарасвати, основатель Бихарской школы Йоги, утверждает, что любые явления духовной жизни, как бы вы их не называли, – самадхи, нирвана или озарение связаны с проявлением Кундалини. Он пишет, что опыт Кундалини – это вершина человеческой эволюции.
Многие учителя считают, что энергия Духа Святого в христианстве и энергия Кундалини – суть одно и тоже.
Опыт Кундалини поистине трансцендентальное переживание вне времени и пространства. Те, кто не имел опыта Кундалини, не могут в полной мере понять масштабы и мощь этого переживания. Мощь Кундалини преображает жизнь человека, она влияет и на культуру в целом.
Хотя термин «Кундалини» чисто йогический, аналогичное явление под разными названиями упоминается во всех религиях мира и является показателем божественности. Серьезные исследователи считают, что в основе мистического опыта Христа и многих других духовных учителей человечества лежит пробужденная Кундалини.
Кундалини может пробудить не только оккультные способности, но и внезапно обнаружить в человеке таланты в области музыки, поэзии или политики.
Проснувшаяся Кундалини облагораживает всю природу человека. Результатом пробуждения Кундалини может быть трансформация личности. Один может стать поэтом, другой увидеть Бога. Изменяется качество нашего восприятия, изменяется качество нашего сознания, могут изменяться приоритеты и привязанности. Нейтрализуется действие кармы – результатов неправильных действий в прошлых жизнях, происходит процесс очищения в теле, наступает процесс омоложения.
Проснувшаяся Кундалини часто дает возможность проявления необычных или паранормальных возможностей человека. Это интуитивное постижение истины и ясновидение, управление гравитацией, и способность проявлять другие действия, механизм которых невозможно объяснить, пользуясь представлениями современной научной парадигмы. Кроме того, появляется мудрость, внутренний покой, уверенность, сила. Исчезает страх. Человек начинает проявлять свои лучшие качества. Появляется больше терпимости сострадания, любви. Пробуждается духовное сознание.
Три задачи на пути духовного развития
В самом авторитетном древнем источнике Йоги, Хатха–йога Прадипика есть такие строки:
«Пока Сила не пойдет по срединному пути и на нем не утвердится, пока не будет обретена абсолютная власть над той Силой, что управляет семенем, пока естественное состояние ума не станет непрерывное слияние с Единым, в глубоком созерцании, до тех пор любые разговоры о знании и мудрости есть не более чем пустопорожний бред». (4-113)
Это значит, что для человека есть три основных задачи, которые он должен решить на пути своего духовного развития. Первая – пробуждение и подъем Кундалини. Вторая – обретение абсолютного контроля над сексуальной энергией. И третье – изменение своей природы, природы восприятия и мышления, контроль деятельности сознания за счет практики концентрации и медитации до тех пор, пока не наступит состояние гармонии, осознания себя как божественной сущности, осознание единства всего.
Над всеми тремя задачами одновременно человек работает всю жизнь. И если на первом месте стоит «пробуждение и подъем Кундалини», то это не значит, что с этого нужно начинать. Как правило, у искателей просыпается Кундалини в результате упорной работы по второму и третьему пункту.
Кундалини — предмет вожделения
Кундалини является предметом вожделения многих йогов. Но существует парадокс. Тот, кто очень хочет пробудить Кундалини, не часто имеет успех. Кундалини просыпается у тех, кто готовится к ее приходу без надежды на успех, кто идет по пути духовного развития поглощенный самим процессом без стремления к результату.
Может быть, боясь, что пробужденная сила будет использоваться не по назначению, мудрые люди глубоко упрятали информацию о ней в символы. А символы поместили в энергетические центры, которых, в общем-то, и нет в физическом теле. Они находятся в тонком, энергетическом.
Кундалини, чакры и энергетическое тело человека
В учении Тантра-йоги считается, что кроме всем хорошо знакомого, физического тела есть еще несколько взаимопроникающих тел. Энергетическое, эмоциональное, ментальное, эфирное, астральное, и казуальное. Самое близкое к физическому телу по его проявлениям и возможности его обнаружения является энергетическое тело. И это не сказка. Те, кто видел когда-нибудь ауру человека, или хотя бы фотографии живых объектов по методу Кирлиан, то видели проявления энергетического тела в виде светящегося поля. Энергетическое тело пронизывает все структуры физического тела и выходит за его пределы. Современная техника фотографии такова, что по характеру ауры или энергетического тела сейчас стали проводить диагностику. То есть, по характеру энергетического тела судят о физическом и психическом здоровье человека.
Реальность такова, что энергетическое тело не только существует, но и оказывает воздействие на жизнедеятельность физического. И если мы до конца не знаем природы энергетического тела, то игнорировать его роль в нашей жизни не можем. Проявления энергетического тела оказывают воздействие на физиологические функции. Йога учит, как управлять и менять состояние энергетического тела. Это не особенно сложно. Научиться можно всем.
Современная наука и техника сейчас только подбирается к энергетическому телу. В Йоге, работа с ним, как с реальной данностью идет тысячелетия.
Традиция Тантра-йоги говорит о наличии семи энергетических центров или чакр в нашем энергетическом теле. Здесь энергия проявляет себя особенно активным образом. Посредством активизации работы чакр, мы можем воздействовать не только на энергетическое, но и на физическое тело.
Слово «чакра» на санскрите означает «круг», что говорит о том, что энергия в этих центрах движется по кругу или образует круг или шар. Энергетические центры локализованы примерно в районе позвоночника нашего физического тела (рис. 4. 1). Каждая чакра имеет свою вибрационную, звуковую и цветовую характеристику и символику.
В тантрической традиции чакры не только соотносят с работой энергетического и физического тела, но и связывают с энергией элементов мироздания. Так Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата и Вишудха чакры соотносятся соответственно с Землей, Водой, Огнем, Воздухом и Эфиром.
Энергия в физическом теле течет по специальным каналам. На санскрите эти каналы называют «нади».
Йога утверждает, что в теле человека 72000 нади. Для нас с вами, в связи с проявлением Кундалини, нужно иметь представление о трех основных: Иде, Пингале и Сушумне. Главный энергетический канал, Сушумна-нади, проходит вдоль позвоночного столба от Муладхары до Сахасрары, как бы в его сердцевине. Два вспомогательных канала – Ида и Пингала тоже выходят из Муладхары и встречаются в Сахасраре, но проходят они рядом с позвоночником. Ида и Пингала представляют собой две сложно извивающиеся линии, пронизывающие все энергетические центры. Плоскостное изображение Иды и Пингалы дает две синусоиды. На самом деле Ида и Пингала проходят не в плоскости, а в пространстве.
Где спит Кундалини?
Те, кто практикуют Йогу, знакомы с характеристикой чакр и их назначением. Мы не будем подробно останавливаться на этом. Остановимся только на характеристике чакр, где предположительно и находится Кундалини. Это Муладхара и Свадхистхана.
Большинство последователей Йоги теоретически знают, что Кундалини находится в Муладхаре. Муладхара – это корневая нижняя чакра. Санскритское слово «мула» означает «корень». «Адхара» означает «опора» или «основа».
Муладхара отвечает за то, насколько прочно человек стоит на земле. Здесь находится наша основная жизненная сила. Без энергии Муладхары невозможна жизнедеятельность человека и продолжение рода. Чакра графически представлена, как квадрат в круге с четырьмя лотосовыми лепестками красного цвета по периферии. Квадрат желтого цвета символизирует элемент Земли. В центре квадрата находится треугольник, направленный вершиной вниз. Это символ женского аспекта божества. В треугольнике изображение дремлющей Кундалини-шакти в виде змеи, свернувшейся вокруг Лингама в три с половиной оборота.
Символика трех с половиной оборотов означает следующее: три оборота это символ трех гун или качеств души – тамас, раджас и сатва. Одновременно это символ прошлого, настоящего и будущего и символ трех состояний сознания – бодрствование, сон и сон без сновидений. Половина оборота означает состояние трансцендентности, где нет ни бодрствования, ни сна, ни сна без сновидений, ни гун.
Лингам – это символ созидающей сексуальной энергии, которая лежит в основе развития индивида и творения Универсума. Змея олицетворяет мудрость. Между прочим, образ змеи встречается во многих древних мистических культурах. Скрытая, до поры до времени дремлющая мощная мистическая сила, также известна под разными именами. Кундалини может изображаться в различных видах, но сама суть Кундалини, т. е. Шакти или Силы бесформенна и безгранична. Когда эта сила заполняет какую-нибудь форму, то она и обретает эту форму. Естественно, что когда Кундалини поднимается по срединному каналу позвоночника, по Сушумне, то она и принимает вид вытянутого эллипсоида, световой молнии или змеи.
У мужчин Муладхара расположена в нижней точке промежности, в районе основания Лингама или предстательной железы. У женщин – на уровне яичников, на задней стенке шейки матки. Энергия чакры красного цвета и связана с репродуктивной функцией физического тела.
«Пробуждение Муладхары означает не столько усиление полового влечения, а сколько пробуждение энергии влечения к духовной жизни. Энергия пробужденной Муладхары открывает другие чакры и зажигает огонь сверхсознания. Медитирующие на Муладхару развивают жизненную силу, избавляются от болезней, становятся выносливыми и решительными.
В спящей Муладхаре находятся не только священная Кундалини Шакти, но и весь груз нашей кармы, страсть и порок. Пробуждение Муладхары высвобождает Кундалини и сжигает следы отягощающей кармы. Без энергии Муладхары была бы невозможной любая наша деятельность. Вся наша жизнь, наши поступки, слова, мысли являются трансформированной сексуальной энергией, энергии Муладхары. Когда Кундалини просыпается и проявляет себя в сердечном центре, она превращается в любовь. Если эту энергию не удается трансформировать, если она подавляется и «замерзает» в Маладхаре, то возникает комплекс вины и неполноценности, развиваются неврозы, а иногда и шизофрения, развивается агрессивность и жестокость, калечатся жизни людей» – пишет Свами Сатьянанда Сарасвати в книге «Кундалини-Тантра».
Свадхистхана чакра расположена непосредственно над Муладхарой. Свадхистхана в переводе с санскрита означает «собственное жилище, место жительства». На этом основании некоторые считают, что возможно когда-то местопребыванием Кундалини была Свадхистхана. Даже говорят о том, почему Кундалини опустилась из Свадхистханы в Муладхару на постоянное жительство. Произошло это, якобы, из-за деградации людей в наш железный, бездуховный век Кали-юги. На самом деле Муладхара и Свадхистхана настолько близки друг к другу, что на энергетическом уровне они, безусловно, взаимно проникают друг в друга. Тем более что обе чакры имеют отношение к энергии воспроизведения рода.
Когда просыпается Кундалини, то у одних это происходит внизу живота, у других в районе промежности. Т. е. происходит это там, где расположены воспроизводящие органы. Никто никогда не локализовал место взрыва Кундалини с точностью до сантиметра. А в традиционном описании местоположения энергетических центров Свадхистхана находится всего на два сантиметра выше Муладхары. Невозможно дать точные размеры этих центров. Можно говорить только о смещении их эпицентров относительно друг от друга.
Свадхистхана чакра ответственна за воспроизводящую и выделительную функции. К выделительным функциям относятся не столько то, что выходит из мочевого пузыря и кишечника. Здесь имеются в виду оргазмические выделения, как мужчин, так и женщин. Поэтому она имеет второе название – «Сексуальный центр». Свадхистхана соотносится с энергией элемента Воды.
Основной изобразительный символ чакры – оранжево-красный круг с шестью лепестками лотоса. В центре круга графическое изображение ее мантры-ВАМ. Фигурки богинь иногда помещаются внутри символа мантры, а иногда – над ним. Свадхистхана является энергетически центром бессознательной жизни человека. Здесь вся сфера инстинктивного и глубины бессознательного.
Иногда говорят, что прохождение Кундалини через Свадхистхану это как прохождение человека через чистилище. Некоторые даже считают, что Сатана и индусская Мара – это те силы или энергии, которые сидят в Свадхистхане. Но далеко не все, кто имел опыт Кундалини описывают трудности ее прохождения через Свадхистхану. У многих вообще этой проблемы нет. Эта проблема у тех, кто ее знает, кто постоянно думает о ней. Кого это беспокоит. Куда как чаще барьер для восхождения Кундалини сидит в голове, в нашем сознании, а не в Свадхистхане. Очень часто Кундалини просыпается и разворачивает свои кольца настолько быстро, что человек не успевает даже отследить, как энергия проходит через Свадхистхану и все остальные чакры.
Проснувшаяся Кундалини может вытеснить из Свадхистханы все негативное бессознательное. Это может быть властность, страх, гнев, ревность, не обузданное сексуальное желание, вялость и сонливость.
Сексуальная энергия находится не только в Свадхистхане. Она присутствует повсюду, во всем теле. На самом высоком уровне она проявляется как Самадхи, на эмоциональном как любовь, на уровне физического тела сексуальным наслаждением.
В тоже время, сексуальная энергия, не трансформированная в высшие формы, может служить источником невежества, агрессии и насилия.
В некоторых древних источниках, Кундалини вообще не привязывается к какому-то определенному месту тела. Если проанализировать самоотчеты признанных авторитетов – мастеров Йоги и подъем Кундалини у совершенно не знакомых с йоговской концепцией людей, то Кундалини можно с одинаковым успехом поместить как в основание позвоночника, так и в большой палец правой ноги или головной мозг. На рисунке 5. 6, взятого из книги Аджита Мукерджи и Мадху Кхуна «Путь Тантры» (изд. Географического общества, 1977, Нью-Йорк), приведена схема тока энергии и энергетических центров эфирного тела человека. На нем отчетливо изображены энергетические каналы, уходящие в большие пальцы ног. Каналы Ида и Пингала и здесь выходят из Муладхары. Но идут они как вверх, к Сахасраре, так и вниз к большим пальцам ног. Если вы возьмете современную схему точек акупунктуры на стопах ног, то увидите, что кончики больших пальцев представляют головной мозг, более конкретно – центр сверхчувственного восприятия и необычных психических способностей. То есть это центр «сидх», которые и проявляются в результате подъема Кундалини.
Большой палец ноги Гуру
В Индии говорят, что святая река Ганг начинается с большого пальца ноги Бога. Поэтому, ноги гуру, в частности большие пальцы ног, являются предметом поклонения и благоговения. На наших семинарах были случаи, когда студенты совершенно не знакомые с этой концепцией, в измененном состоянии сознания в результате пробуждения Кундалини демонстрировали благоговейное отношение именно к большим пальцам ног учителя.
Различные школы и направления Йоги используют разные приемы и техники для того, чтобы разбудить дремлющую и столь загадочную и мощную силу.
Методы пробуждения Кундалини
Описание пробуждения и подъема Кундалини у адептов Йоги и у обычных людей значительно отличается. Наиболее типичный, так называемый «классический путь» Кундалини – от основания позвоночника вверх к голове по центральному энергетическому каналу, Сушумне. Начинается пробуждение, как правило, с разогрева основания позвоночника. Затем пронизывающий жар или тепло поднимается по позвоночнику и разливается по всему телу. Когда Кундалини достигает уровня сердца, оно начинает учащенно пульсировать. Если Кундалини достигает головы, то может появиться ощущение света, истекающего из третьего глаза или из макушки головы.
Иногда пробуждение Кундалини начинается с подергивания пальцев ног. Затем дрожь поднимается по ногам вверх и охватывает все тело. Иногда Кундалини ползет по позвоночнику медленно и осторожно. Иногда может мгновенно перемещаться от одного энергетического центра к другому. Есть случаи, когда Кундалини мгновенно достигает центра головы.
У некоторых людей побуждение Кундалини сопровождается эротическим наслаждением, что иногда повергает в смущение некоторых мастеров йоги. Иногда Кундалини поднимается с пронизывающей болью в позвоночнике или в энергетических центрах. Подъем Кундалини может сопровождаться непроизвольными, спонтанными движениями тела, фиксацией необычных поз или поз йоги. Часто изменяется дыхание. Человек может видеть свет и слышать звук. Может появиться визуализация – видение образов или фрагментов реального физического тела, видения на большом расстоянии. Может обостриться чувствительность к запахам.
В Бихарской школе Йоги выделяют 10 основных возможных вариантов или методов пробуждения Кундалини:
1. Пробуждение рождением. Если родители отличаются высоким духовным развитием, то это способствует пробуждению Кундалини у их ребенка.
2. Регулярная практика мантр. Это требует много времени и терпения. Необходимо иметь гуру, который даст вам необходимую мантру. Такой гуру сам должен быть с пробужденной Кундалини, знать Тантру и Йогу.
3. Тапасья. Это очищение ума и эмоций от комплексов неполноценности. Это психоэмоциональный процесс, искореняющий дурные привычки и усиливающий волю. Это путь для сильных духом аскетов-подвижников.
4. Пробуждение с помощью растений силы. В древних ведических текстах Индии есть упоминание о соме, ползучем растении, которое собиралось в особые дни Луны. Из него особым образом готовился сок. Прием этого сока вызывал состояния ясновидения, прорицания и откровения. Метод содержится в глубокой тайне. Употребление различных наркотиков ничего общего с ним не имеет.
5. Раджа Йога. Метод совершенствования ума путем его концентрации, медитации и слияния с Абсолютом. Практика Раджа Йоги без предварительной практики Хатха Йоги иногда приводит к депрессии. Требует много терпения, времени, дисциплины и настойчивости. Для большинства современных людей он весьма затруднителен.
7. Крия Йога. Это самый простой, мягкий и доступный метод для современного человека, т. к. не создает напряженной конфликтной ситуации. Однако Кундалини, проснувшись от такого метода, снова может закрыть глаза и впасть в дрему. Это находит отражение в поведении тех, кто практикует Крия Йогу. Они порой слишком много внимания уделяют обыденным вещам, то они много едят, то совсем отказываются от пищи, то они целыми днями спят, а то у них бессонница.
8. Тантрическое посвящение. К такому посвящению готовы те, кто стремится обуздать свои чувства, контролирует страсти и понимает суть двух принципов Шивы и Шакти. Гуру помогает пр
Опыт Кундалини Свами Сарасвати
Свами Сатьянанда Сарасвати так описывает свой опыт Кундалини:
«Однажды я сидел не берегу Ганга, размышляя о земном, как вдруг почувствовал, что мой ум проваливается куда-то в пропасть, земля словно испаряется, а небо расширяется и отступает. В это мгновение некая сила пронзила нижнюю часть моего туловища, и я был ослеплен мощным световым потоком, испытывая острое чувство наслаждения, которое длилось довольно долго».
Свами Сатьянанда Сарасвати пишет, что у практикующих Кундалини Йогу иногда бывает головная боль. Но головная боль, как правило, возникает при пробуждении Кундалини у целомудренных. У людей, которые ведут нормальную сексуальную жизнь, ее нет.
Опыт пробуждения и подъема Кундалини всегда уникален. Он так же разнообразен и одинаков, насколько разными и одинаковыми являются люди.
Опыт Кундалини у Рамакришны
Вот как описывается подъем Кундалини со слов Рамакришны:
«В состоянии Самадхи человек чувствует Духовный Поток, похожий на движение муравья, рыбы, обезьяны, птицы или змеи.
Иногда поток энергии поднимается по позвоночному столбу подобно тому, как ползет муравей. Иногда в самадхи душа купается в радости, как рыба в океане божественного экстаза. Иногда, когда я лежу на боку, я чувствую Духовный Поток, толкающий меня, как обезьяна, которая с радостью играет со мной. Я нарочно остаюсь спокойным. Поток, как обезьяна, вдруг одним прыжком достигает Сахасрары. Это потому вы видите меня подпрыгивающим. Иногда Духовный Поток перемещается от одного центра к другому, как птица порхает с ветки на ветку. Место, где он останавливается, горит. Иногда Духовный поток поднимается, как змея. Он идет зигзагами и, наконец, когда достигает головы, я впадаю в Самадхи»».
Опыт Кундалини Гопи Кришны
Опыт Гопи Кришны выглядит несколько иначе.
«Я отчетливо почувствовал несравненное блаженство в каждом моем нерве, идущее от кончиков пальцев ног через крестец вверх по спине. В позвоночнике оно концентрировалось и усиливалось, поднимаясь вверх с ощущением еще большего удовольствия. Затем ощущение несравненного восхитительного восторга и удовольствия разлилось в голове, проникая в каждую клеточку, каждый нерв. Не находя подходящего сравнения, я называю это «нектар» …
Ощущение блаженства исчезало, когда я фиксировал на нем свое внимание. Оно поднималось вверх и возрастало до тех пор, пока его игнорировали. Затем, с ревом водопада, поток света из позвоночного столба заполнял головной мозг. Мое физическое тело начало раскачиваться. Я был поглощен ореолом света и чувствовал единство с миром и переполнение счастьем».
Гопи Кришна всемирно известный учитель из Кашмира, пионер научного изучения Кундалини. В молодые годы он не был особенно набожным, хотя и медитировал регулярно много лет. Когда ему было 34 года, у него был первый опыт пробуждения Кундалини. Это радикально изменило его жизнь. Он увидел свое тело как светящееся, люминесцирующее существо. Через шесть лет у него был еще один подъем Кундалини, который вывел его в состояние Самадхи.
В то же время Гопи Кришна отмечает, что иногда подъем Кундалини у него сопровождался ощущением ужаса, слабости и равнодушия к людям. Во рту появлялась горечь, горло горело, а все тело было, как будто пронизано бесчисленными булавками. В этом случае он чувствовал, что Кундалини действует неправильно. Когда активность Кундалини стабилизировалась, наступила пора духовного развития, необычайной ясности мысли, творчества и спокойствия. На этой стадии Кундалини привела Гопи Кришну к разнообразному мистическому опыту и духовному знанию. Он ощущал необычайное расширение тела, чувствовал себя настолько высоким, что видел мир как бы с большой высоты. Одновременно он мог видеть все окружающее пространство во всех направлениях.
Одна из многочисленных книг Гопи Кришны «Кундалини. Эволюционная энергия в человеке» переведена на русский язык и вышла в издательстве «Старклайт» в 2004 году.