что должен делать музыкальный руководитель в детском саду
Роль музыкального руководителя в ДОУ
Инна Кирьякова
Роль музыкального руководителя в ДОУ
Музыкальный руководитель – профессия,включающая многие умения: музыканта, педагога, организатора, сценариста, режиссера.
Он несёт музыкальную культуру подрастающему поколению, создаёт колыбель искусств, в которой творит сам и учит ребенка творить свободно и красиво.
Профессия музыкального руководителя относится к типу «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с детьми. Связана с творческой деятельностью, воспроизведением и созданием художественных образов с помощью музыкальных средств.
Деятельность музыкального руководителяв дошкольном учреждении многообразна:
* проводит музыкальные занятия во всех группах;
* готовит и проводит досуги и праздники;
* обеспечивает музыкальное сопровождение утренней гимнастики;
* проводит индивидуальные занятия с детьми;
* проводит консультации и репетиции с педагогами;
* проводит методические объединения;
* готовит пособия к занятиям;
* составляет план своей работы;
*постоянно повышает свою квалификацию.
Праздник умений, умное веселье – здорово!
Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать «настройкой и вступлением в мир музыки» обе линии важны для будущего понимания и восприятия ребёнком красоты, гармонии, музыки, мира и себя.
«натягивает струны на определённую высоту» – развивает музыкальность (чувство ритма, интонацию, звуковысотный слух, музыкальную память)
«налаживает»— учит слушать и слышать музыку;
«приводит в нужное техническое соответствие» – формирует способность передачи музыки через движение, пластику, развивает двигательную свободу, координацию, коммуникативность, чувства партнёрства;
«внушает мысли-чувства по отношению к кому-то» – увлекает детей фольклором и творчеством композиторов, воспитывает чувство уверенности.
Педагог, помогая ребёнку:
«вступить, войти куда-то»— заботиться о естественности этого события и выстилает дорогу ярким «ковром»своей методики: «Смело иди, малыш, я с тобой!»;
«начать делать что-то»-– предлагает богатый выбор образов, приёмов исполнения, а ребёнок, подражая педагогу, развивает и совершенствует себя.
Предоставляя возможность прикоснуться к прекрасному, настраивает на стремление познавать, экспериментировать, открывать.
Фотоотчет о заседании Школы музыкального руководителя Фотоотчет о заседании методического объединения секции музыкальных руководителей без категории и второй квалификационной категории учреждений.
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя Использование презентаций расширяет возможности работы музыкального руководителя; их применение становится неотъемлемой частью в процессе.
Консультация для музыкальных руководителей «Роль музыкального руководителя ДОУ в сплочении коллектива» Любой руководитель заботится о микроклимате в своей организации. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива.
Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.
Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика» Биоэнергопластика включает в себя три понятия: Био человек энерго энергия, сила пластика плавные движения рук. тела с направленностью.
Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.
Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.
Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.
Папка взаимодействия музыкального руководителя с родителями «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.
Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателями Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателямиЦель. Способствовать созданию благоприятных условий для решения задач.
Советы начинающему Музыкальному руководителю.
Советы начинающему Музыкальному руководителю.
Нашу работу никто не видит, потому что мы – волшебники.
Кто сказал, что рабочий день музыкального руководителя – 5 часов? Нет, это круглосуточная работа. Занятие – это тоже праздник, на котором дети с удовольствием взаимодействуют друг с другом, узнают новое, и получают много удовольствия от музыки. Именно занятие – показатель работы муз.руководителя.
Всегда интересно, когда на праздниках, исполняя песню, дети встают в разных построениях (полукруг; 4 полукруга; на кружочках; солисты впереди; два ряда:1-девочки, 2-й – мальчики; отдельно мальчики и девочки; парами врассыпную; в шахматном порядке; в кругу лицом к елке или к зрителям; и т.д.)
За организацию праздников для взрослых отвечает профком (юбилей, новый год, 8 марта и т.д.), так как муз. руководители работают с детьми. Мы можем помочь музыкой (по их просьбе).
Основные праздники в детском саду – Новый год, Выпускной.
Осенний праздник отмечается без родителей на свежем воздухе (в парке или на территории детского сада) в виде развлечения, на 8 марта можно подготовить концерт или музыкальный спектакль («Федора», «Муха-Цокотуха» и т.д.).
Такие праздники как Колядки и Масленица силами взрослых.
День дошкольного работника отмечается без участия детей.
В сценарии до мелочей важно прописывать реквизит, чтобы при подготовке к празднику ничего не забыть.
При обсуждении сценария с воспитателями и методистом распределять, кто отвечает за изготовление атрибутов к празднику, закупку необходимого. Назначать репетиции. Герои и ведущий обязательно учат свои слова наизусть.
На празднике исполнять общие танцы (вальс, кадриль, полька и т.д.), а не пассивно сидеть (по причине – плохо справляются с движениями)
Хорошо брать на утренник больше общих игр, где все дети участвуют и двигаются в пространстве. Лучше не использовать игры-эстафеты, ведь праздник музыкальный, а не спортивный.
Есть много интересных музыкальных общих игр («Что нам нравится зимой», «Дед Мороз и дети», «Чей кружок скорее соберется» и т.д.)
В работе с детьми стараться использовать только детскую музыку.
Она имеет 4 направления:
Песни желательно исполнять, особенно в младших и средних группах, под звучание «живой» музыки. Так дети лучше интонируют.
На заметку: для хорошего интонирования полезны распевки А. Евтодьевой из ее сборника «Учимся петь, танцевать, играя».
Для эффективной работы нужно иметь хорошую базу:
библиотеку книг программы «Ладушки» И. Новоскольцевой и И. Каплуновой;
видео и книги программы «Танцевальная ритмика» Т. Суворовой;
материалы А. Евтодьевой (сборник «Учимся петь и танцевать, играя», ее диски и ноты с песнями для всех праздников);
видео танцев и праздников В. Вержаковой; программу О. Радыновой «Слушание музыки»;
видео, аудио и книги программы Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»;
журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя».
Репертуар песен для разных групп удобно хранить в отдельных папках.
Для каждой возрастной группы – своя.
Для проведения утренней гимнастики берите также русские народные мелодии («Пойду ли, выйду ль я», «Калинка-малинка», «Ах ты, береза», «Валенки», «Светит месяц» и т.д.);
Так как у детей дошкольного возраста, в первую очередь развито наглядно-образное мышление, на каждом занятии необходимо использовать наглядный материал (игрушки, репродукции картин, иллюстрации); Желательно просматривать свои праздники на видео для самоанализа. Каждый новый учебный год музыкальным руководителям нужно писать свои пожелания по приобретению для музыкального кабинета канцелярии, костюмов и атрибутов к праздникам и развлечениям; Также перед праздником пишутся пожелания о необходимом. «Праздник – мощное средство воспитания чувств.
Если поставить целью вызвать ЧУВСТВО РАДОСТИ, то работа будет проводиться более глубокая» (цитата из статьи, посвященной празднику в детском саду. Журнал «Справочник методиста» ноябрь 2015 года)
На выпускной не следует брать песни, где поется о прощании с детством («Детство» Ю. Шатунова, «Куда уходит детство» А. Пугачевой). Это ведь не школьный выпускной.
«Всегда иметь в репертуаре каждой возрастной группы номер, который можно показать неожиданным гостям». Т. Суворова.
В начале занятия дети обычно разучивают какое-то новое движение.
Праздник рассчитывается так: время занятия умножается на два (вторая младшая – 30 минут, средняя – 40 минут, старшая – 50 минут, подготовительная – 1 час)
На выпускном празднике поблагодарить всех сотрудников можно всего лишь одним четверостишием, затем спеть песню про журавликов (переделанная немного для выпускного песня А. Евтодьевой «Улетают журавли»), после песни отдать журавликов маме, подойти обнять свою воспитательницу, а после праздника запустить журавликов в небо с воздушным шариком, загадав желание.
Для игры на д.м.и. много потрясающих оркестровок можно взять в программе Т.Э. Тютюнниковой. Не надо придумывать сложные движения.
«Любое самое высокое мастерство основано на умении хорошо делать элементарные вещи» (Игорь Москвин).
Игры на празднике не должны быть однотипные.
Например: 1. Сложить из букв слово.
Важно пополнять словарный запас детей. Не употреблять все время слово «Молодец», «Веселый», «Красивая». Существует специальный список слов для обозначения характера музыки и для похвалы ребенка. Ознакомьтесь с ним.
Слушание музыки лучше всего делать активным (например, под «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского дети импровизируют с белыми шарфиками).
В каждом занятии должны быть две импровизации, тогда в конце года вы детей не узнаете, такими они будут творческими. Важно следить за грамотностью своей речи: чтобы не было сорных слов, косноязычия. Хорошо самим культурно обогащаться – ходить в музей, в филармонию, в театр.
Посещайте профессиональные курсы лучших педагогов дошкольного образования.
Репертуар, который используется музыкальным руководителем, должен быть доступен для восприятия детьми дошкольного возраста (например, тема стиляг не подходит для дошкольников – они еще читают и смотрят сказки).
Много полезного можно почерпнуть из вебинаров потрясающего педагога Т. Э. Тютюнниковой. Хорошо, когда есть команда – люди, которые помогают словом и делом, потому, что музыкальный руководитель совмещает в себе очень много видов деятельности (музыкант, сценарист, хореограф, режиссер, художник-оформитель, мастер по изготовлению атрибутов и т.д.). И иногда какую-то задумку интересную может не докрутить, где-то логически не домыслить, что-то не суметь сам сделать.
Деятельность музыкального руководителя в соответствии с ФГОС
Татьяна Евина
Деятельность музыкального руководителя в соответствии с ФГОС
Евина Татьяна Анатольевна
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 32
Центрального района Санкт-Петербурга
Евина Татьяна Анатольевна
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 32
Центрального района Санкт-Петербурга
Музыкальное воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС: деятельность музыкального руководителя
Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
Школьные учителя утверждают: «Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду».
К сожалению,приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.
Задачи музыкального воспитания
ФГОС в музыкальном образовании ДОУ С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот документ?
1. Ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.
2. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки личности детей дошкольного возраста.
3. Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.
Приказы Минобрнауки России утратили силу:
«Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
«Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. Важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи.
Итак, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»предполагает:
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.
2. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
3. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях.
• образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
• Образовательная область «Познавательное развитие».
Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
• Образовательная область «Речевое развитие».
Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
• Образовательная область «Физическое развитие».
Развитие физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Деятельность музыкального руководителя направлена на введение ребёнка в мир музыки, развитие в нем музыкальной эрудиции и культуры, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Через это формируется у ребенка опыт восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам.
Через деятельность музыкального руководителя ребенок знакомится с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано,даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
Музыкальный руководитель, создавая музыкальную среду, должен опираться на следующие критерии еёкачества:
• функциональный и эмоциональный комфорт детей.
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество, каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:
восприятие музыки—пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
воспроизведение музыки—пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца и т. п. ; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
Содержание музыкальной среды по ФГОС должно отражать принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
Специфика занятий музыкального искусства заключается и в том, что в искусстве нет пройденных тем, так же как и пройденных произведений. Каждая новая встреча со знакомым произведением должна обогащаться новыми впечатлениями.
Наличие слайдов, репродукций, альбомов по искусству обеспечивает синтез музыкального искусства с литературой, театром, живописью, скульптурой и архитек-турой.
Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.
Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.
Функциональный и эмоциональный комфорт детей
Комфорт обеспечивается оформлением музыкальных мини-центров. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего иметь дидактическую направленность. Предметная среда должна быть доступна глазу, действиям руки, росту ребёнка. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания,строится на следующих основах:
Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в младенчестве — ориентировочно-исследовательская деятельность,осуществляемая в условиях общения с взрослыми: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве—игровая). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;
Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию, все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны). Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребёнка;
Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.). Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки.
Специфика музыкальной деятельности в детском саду предъявляет особые требования к рабочему месту музыкального руководителя: оно должно быть укомплектовано современными техническими средствами.
Виды совместной музыкальной деятельности в детском саду:
музыкально-дидактические игры;
слушание музыки;
танцевальное, игровое, песенное творчество;
музыкальные сюжетно-ролевые игры;
концерты, музыкальные гостиные;
театральная деятельность.
Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ
Исходное требование к среде — еёпроблемность и развивающий характер: она через своё содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка, стимулирующие развитие его творчества.
Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды
(музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и дидактические материалы, костюмы и т. д.). К нему относится и репертуар, который выбирает музыкальный руководитель в соответствии с программой. Все эти аудио-, видео- и тактильные составляющие среды предоставляют информацию в виде знаково-символических форм, познавая которые ребёнок конструирует свой музыкальный мир.
Социальный фактор проявляется в том, что и организатором среды, и её компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры. Социальными компонентами являются и сверстники ребёнка, которые выступают в качестве партнёров в совместной деятельности, но могут быть и образцами для подражания.
Организация нерегламентированной деятельноститребует соблюдения следующих условий:
Наличие у детей навыков и умений во всех видах музыкальной деятельности,
Наличие в группе всех наглядных пособий,
Наличие магнитофона и кассет
Музыкальные игры, пособия для музыкальной деятельности
Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества.Сверстники как часть социальной среды также имеют большое значение: они могут быть и образцами музыкально-творческой деятельности, и стимулом для занятий ею, и критерием оценки результатов деятельности. Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-творческой деятельностью: они становятся своего рода катализатором данного процесса.
Разнообразная предметно-развивающая среда в ДОУ, творческий подход и заинтересованность педагогов помогают нашим детям окунуться в мир музыки и расширить представление о ней, развить воображение, активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь.
Познание музыки и ее красоты происходит не только на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, но и в музыкальных уголках каждой группы.
Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение родительских собраний (круглые столы, дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи («Почтовый ящик», анкетирование, информирование родителей через ежемесячную газету (компьютерный вариант, создание фотоальбомов «Моя семья», «Музыкальный дневник группы», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической и психологической литературы).
Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности включает музыкальные занятия, праздники и развлечения родителей с детьми, выставки работ ребёнка и его родителей на тему «Рисуем музыку», конкурсы на лучший музыкальный ребус, кроссворд, лучший самодельный детский музыкальный инструмент. Многие из названных выше форм работы являются традиционными, но можно использовать и такие, как дискуссионный круглый стол, КВН, музыкальный абонемент «Детская филармония».
Самой привычной формой взаимодействия остаются родительские собрания, но и их можно проводить в форме дискуссий и круглых столов, где монолог педагога звучит реже, чем диалог с родителями, происходит обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем. Родителям нравится такая форма общения, и они охотно идут на контакт, проявляя интерес к тому, как живут дети в ДОУ, чем занимаются.
Особенность социального фактора в семье состоит в том, что он представлен родными для ребёнка людьми.
Это обстоятельство накладывает отпечаток и на эмоциональный фактор, который может стать положительным эмоциональным фоном в процессе приобщения ребёнка к музыкальному творчеству.
Итак,мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
1. Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон», М., 2004
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Веракса М. : Мозаика-Синтез, 2011.
4. М. Б. Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет // Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2006г.
5. Н. А. Ветлугина. Музыкальное воспитание в детском саду // Москва, «Просвещение», 1981г
6. Методика музыкального воспитания в детском саду. Издание второе, исправленное и дополненное, под редакцией Н. А. Ветлугиной // Москва, «Просвещение», 1982г.
7. Новиковская О. А. Практическое пособие «Логоритмика» Игры и упражнения для дошкольников. Издательство Санкт – Петербург Корона принт 2005.
8. Новоскольцева И., Капллунова И. Программа «Ладушки». СПб., 2002
9. Справочник музыкального руководителя № 6 – 2015,ЗАО «МЦФЭР», М., 2015
Театральная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС. Виды театров в разных группах ДОУ Театрализованная деятельность дошкольников. Данный материал, интересен и полезен для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей.
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в направлении музыкального развития дошкольников Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса.
Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Дошкольное образование – главная ступень системы обучения. Именно оно закладывает.
Картотека игр музыкального руководителя на тему «Певческая деятельность в развитии речевого дыхания дошкольников» «Певческая деятельность в развитии речевого дыхания дошкольников» Выполнила музыкальный руководитель: Ещенко Елизавета Юрьевна Ростов-на-Дону.
Эссе музыкального руководителя Я – Здравствуйте! Я работаю музыкальным руководителем в ЦРР детский сад №8. Я всегда знала, что буду заниматься музыкой с детьми но произошло.
Образовательная деятельность в режимных моментах в соответствии с ФГОС В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной.
Портфолио музыкального руководителя Каменец Е. А Основной функцией музыкального руководителя считаю воспитание любви к музыке, создание атмосферы познания, стремления узнать.