что может делать солнце глаголы
Предложения со словом «солнце» (20 примеров)
Со словом «солнце» составим предложения простые и сложные. Слово «солнце» может быть подлежащим или второстепенным членом предложения.
Прежде чем привести примеры предложений со словом «солнце», определим его часть речи.
Часть речи слова «солнце»
Принадлежность к определенной части речи слова «солнце» выясним по его грамматическим признакам.
Багряное солнце быстро закатилось за гору.
Это слово обозначает предмет и отвечает на вопрос: что?
Им называют небесное светило в виде раскаленного шара, который посылает на Землю свет и тепло.
Значит, это неодушевленное существительное. Оно сочетается с местоимениями и прилагательными:
Укажем у него категорию среднего рода. Понаблюдаем, как это слово изменяется по падежам в формах единственного числа:
Как видим, грамматическая форма «солнце» с окончанием -е бывает в именительном, винительном и предложном падеже с предлогом. Это слово в форме именительного падежа является подлежащим. В формах косвенных падежей оно выступает в роли дополнения, определения или обстоятельства.
Предложения со словом «солнце» могут быть простыми и сложными. Если в предложении кроме главных членов присутствуют второстепенные, то предложение является распространенным.
Примеры предложений
Простые предложения
На синий полог неба выкатилось жаркое солнце.
Мы радостно улыбаемся утреннему солнцу.
На солнце быстро надвигается сизая туча.
Под солнцем колышутся зрелые колосья золотой пшеницы.
В лучах солнца играет речная волна.
Каждая былинка на земле упрямо тянется к солнцу.
Весь мир залит ослепительным солнцем.
Этот маленький росток, согретый солнцем, скоро станет могучим дубом.
Под жгучим солнце выгорели в степи травы и цветы.
Сложные предложения
Серебристая роса на травах высохла, едва на небо взошло летнее солнце.
Солнце уже клонится к западу, и в лесу становится сумрачно.
Свинцовая туча надвинулась на солнце, и тень легла на землю.
Ночь отступила, когда поднялось на небо яркое солнце и сразу завладело миром.
Туристы поднялись на древнюю башню, чтобы посмотреть великолепный закат солнца.
Сейчас всем уже известно, что Солнце — это звезда, а не планета.
Все знают, что долго загорать на солнце вредно для здоровья.
Меня разбудил луч солнца, который прокрался сквозь щелочку между занавесками.
Погода неустойчивая: либо солнце светит, либо дождик накрапывает.
Зимой все мечтают о теплом солнце, когда на улице трещит мороз.
какое однокоренной глагол подходит к слову солнце
Повторю свой ответ трёхгодичной давности на такой же вопрос, данный на 2 года позже Вашего – https://otvet.mail.ru/question/87065721 (гиперссылки там заблокированы, поэтому даны как ссылки нерабочие в комментарии).
Конечно, у слова СОЛНЦЕ в нормированном русском языке нет однокоренного глагола. Но вот поэты – люди удивительные. Они часто создают авторские неологизмы, а в начале ХХ века поэты-футуристы в своём манифесте «Пощёчина общественному вкусу» даже провозгласили право поэта на словоновшество.
Звенит и смеётся,
СОЛНИТСЯ, весело льётся
Дикий лесной журчеёк,
Своевольный мальчишка:
Чурлю-журль,
Чурлю-журль.
В конце стихотворения глагол СОЛНИТСЯ звучит вновь:
Смеётся и СОЛНИТСЯ,
С гор несёт песню
И не видит, лесная лесника
Низко нагнулась над ним.
И не слышит цветника
Песню ответную,
Ещё зовно зовёт:
Чурлю-журль,
А чурлю-журль.
Этот же глагол, но в значении «излучает свет, тепло» В. Каменский использует и в другом своём произведении:
Вода небится.
Небо водится.
Ручеек-журчеек.
Солнце СОЛНИТСЯ.
Василий Каменский был не только поэтом, но и одним из первых русских авиаторов. В 1911 году он одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». Именно Каменский ввёл в обиход слово САМОЛЁТ. Этому авторскому неологизму поэта «повезло» больше (чем глаголу СОЛНИТЬСЯ): слово вошло в активный лексический запас русского языка и широко употребляется вот уже второй век.
.
Развитие речи детей 4-7 лет
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя
1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.
3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:
5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
(Е. Головин)
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
- Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
(Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он гуляет.
(Дождь)
14. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».
15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
— А. Вивальди Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
— П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
— В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.
3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему «Перелетные птицы»), почему они так называются.
4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:
6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
12. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.
- Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
- Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят.
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)
Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)
14. Развитие логического мышления.
А) Учимся отгадывать загадки.
- Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
(Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
- Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
15. Развитие связной устной речи.
А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.
- Какая погода осенью?
Какой идет дождик осенью?
Где завяли цветы?
Листья опадают откуда?
Какие птицы улетели? Куда?
Что собрали колхозники.
Б) Пересказ с опорой на вопросы.
- Осень.
Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
Вопросы:
— Как светит солнце?
— Какие стали дни, а какие ночи?
— Что происходит с листьями?
— Что делают люди осенью в садах и на огородах?
— Куда улетают перелетные птицы?
16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.
17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
18. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
А. Вивальди. Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
19. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь
Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена
мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна
Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара
мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна
Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена
Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана
Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия
Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.