что нельзя делать на корабле
Памятка по мерам безопасности на воде с использованием маломерных судов и плавсредств
Памятка по мерам безопасности на воде с использованием маломерных судов и плавсредств. Меры безопасности при использовании маломерных плавсредств:
• Все находящиеся на плавсредстве должны надеть (иметь) спасательные жилеты.
• В случае опрокидывания плавсредства, если оно находится на плаву, не разрешается отплывать от него, необходимо находиться рядом и использовать плавсредство как опору и ориентир для спасателей.
• В любой ситуации все обязаны командиру плавсредства, а в его отсутствии старшему по должности или возрасту и выполнять его распоряжения.
• В экстремальной ситуации старший на терпящем бедствие плавсредстве обязан предпринять меры для спасения людей и согласно Российского законодательства наделяется особыми правами по отношению ко всем терпящим бедствие людям и несет ответственность за предпринятые им действия (все люди, находящиеся на спасательном плавсредстве, согласно законодательства, переходят в категорию «Экипаж» и более не разделяются на пассажиров и команду).
• Движение маломерных судов, особенно гребных, организуется в стороне от основного фарватера или хода по правой стороне водоема по ходу движения не далее 20 м от берега.
• Не допускается движение в несколько рядов, за исключением проведения спортивных состязаний и водных праздников.
• При прохождении мест купания необходимо быть осторожным, чтобы не нанести травму купающимся.
Запрещено:
• При посадке вставать на борта и сидения.
• Перегружать плавсредство.
• Выход плавсредств при силе ветра более 10 м/с баллов, а на незначительных водоемах, свыше 15 м/с.
•Допуск к управлению плавсредствами лиц, не имеющих соответствующих документов на данный вид деятельности, разрешенный законодательством Российской Федерации.
• Ответственность за обеспечение безопасности при плавании на любых плавсредствах возлагается на капитанов судов, командиров шлюпок и руководителей организаций, проводящих мероприятия на воде, а так же владельцев плавсредств, которые обязаны строго соблюдать требования правил поведения и мер безопасности.)
• Во время движения выставлять руки и перевешиваться за борт, сидеть на бортах, переходить на место, пересаживаться в другие плавсредства.
• При катании на водном велосипеде допускать спуск людей с сиденья на корпус велосипеда.
• Пользоваться плавсредствами детям до 16 лет без сопровождения взрослых, а так же лицам, не достигшим 7 лет.
• Плавание ночью, в тумане и в условиях, при которых возможна потеря ориентации.
• Нахождение маломерных плавсредств вблизи шлюзов, плотин, земснарядов, а так же приближение и остановка у мостов или под ними, переправ, приближение к судам и кораблям, пристаням, причалам, пляжам, купальням и иным местам отдыха людей у воды, а так же районам проведения любых гидротехнических работ.
• Категорически запрещено пользоваться плавсредствами лицам в нетрезвом состоянии.
При эксплуатации моторных лодок и катеров правила и меры безопасности аналогичны требованиям использования гребных и парусных плавсредств.
Техника безопасности на судне
Морской транспорт является надежным средством передвижения и транспортировки различных грузов. Это связано с тем, что безопасности на судне уделяется первостепенное значение.
Все члены команды проходят обязательное обучение и несколько типов инструктажей. Ответственность за их проведение и исполнение возлагается на командира судна. Именно капитан обязан ознакомить прикрепленных к кораблю новых членов экипажа с особенностями этого водного транспорта, внутренним расписанием, должностной инструкцией, а также действиями в связи с тревогой. Поступивший в подчинение новый служащий должен иметь представление о месте нахождения спасательных средств, уметь пользоваться аварийными материалами и четко знать все правила.
Член экипажа, не прошедший первичный инструктаж по безопасным методам исполнения своих обязанностей, не допускается к судовым работам. Обучение имеет право провести помощник капитана или старший механик, в ведении которых находится процесс обучения членов экипажа.
Пассажиры, включая совершеннолетних родственников моряков, также обязаны ознакомиться с техникой безопасности на судне. В ведении дежурного помощника командира корабля находится журнал регистрации всех прошедших инструктаж.
Правила для судовых работ
Обязательно вся трудовая деятельность должны происходить в соответствии с технологическими картами и инструкциями. В них обозначены те виды работ, которые могут быть выполнены на судне самостоятельно членами экипажа. Для уточнения используются инструкции к тому или иному оборудованию и другие технические документы (схемы).
Технологические документы содержат раздел с информацией о безопасной технологии выполнения работ на судне. Руководит процессом капитан корабля либо специально назначенное лицо из командного состава.
Для отработки практических навыков применения технического оборудования и судовых средств различного назначения регулярно проводятся практические занятия в форме учебной тревоги.
Активно используются тренажерные комплексы УТС (учебно-тренажерные суда). На них происходит оттачивание приемов по обеспечению сохранности судна в чрезвычайной ситуации. За обучаемыми ведется постоянный контроль и наблюдение.
Соблюдение техники безопасности на корабле подразумевает закрепление за каждым членом экипажа того или иного корабельного оборудования, технических и спасательных средств, документации и помещения. Моряк несет ответственность за своевременную проверку работоспособности вверенного устройства, его исправность и поддержание его в надлежащем виде.
В обязанности ответственного лица за проведение судовых работ входит:
Капитан или уполномоченное им лицо отвечает за сохранность жизни и здоровья, находящихся под его командованием людей. Он несет ответственность за травмопасные ситуации и случаи травматизма, поэтому он обязан принимать все необходимые меры для их предотвращения.
Правила для членов экипажа
Обязанность контролировать соблюдение всех требований безопасного поведения, а также правил работы с оборудованием возлагается также на моряков. При обнаружении нарушений охраны труда и техники безопасности стоит немедленно сообщить командному составу. Одновременно с этим необходимо приложить силы для их ликвидации.
Запрещается начинать ремонтные или профилактические работы, сопряженные с приостановкой функционирования какого-либо устройства, без согласования с капитаном или его помощником (старшим механиком). Рядом с оборудованием бытового назначения необходимо прикрепить подробную инструкцию с правилами эксплуатации. Это касается также пищеблока и прачечной.
Используя штормовые или вертикальные трапы, следует помнить о принципе наличия, как минимум трех точек опоры. При необходимости использовать предохранительный пояс. Все поручни и ступени трапов, палуба судна и проходы регулярно должны очищаться от наледи, воды или масла. Необходимо следить, чтобы они не были скользкими.
Обнаружив неисправность на трапе, служащий корабля перекрывает к нему доступ с помощью знака «проход воспрещен». На пути к рабочим местам не должны находиться посторонние предметы. Упаковку от оборудования следует класть в специально отведенное место, где она никому не будет мешать.
При выполнении работ на высоте или связанных с риском падения за борт все моряки обязаны одевать защитные жилеты и каски, использовать страховочные тросы. Человек в неисправном или грязном обмундировании к выполнению судовых обязанностей не допускается.
Ремонт и стирка спецодежды возлагается на администрацию судна. Запрещено во время корабельных работ одевать украшения (кольца, цепочки, серьги). Выходить за палубные ограждения, а также перегибаться за них также входит в число запретных действий на корабле.
Работа с подъемными устройствами
Работа на подъемных устройствах
Осуществляя деятельность с подъемными корабельными механизмами по технике безопасности на судне не допускается:
В ситуации, когда необходимо закрепить груз или осуществить другие работы на высоте для перемещения работников используется люлька и корабельный кран. Транспортировка происходит под непосредственным контролем старшего помощника командира корабля.
Перемещение люльки должно происходить так, чтобы она не задевала грузовые контейнеры, сооружения на судне или постройки на береговой линии.
Обязательно перед посадкой в нее людей необходимо провести тщательный осмотр на наличие возможных неисправностей.
Судовым краном в такой ситуации должен управлять наиболее опытный специалист из числа членов экипажа. Использовать подъемные устройства для опускания моряков в трюм запрещено.
Швартовые работы
Правила техники безопасности на морских судах при использовании буксирно – швартовочных устройств подразумевают следование следующим указаниям:
Дополнительно рекомендуем Вам изучить
(Основные и действующие Правила техники безопасности на судах морского флота)
На водном транспорте безопасность, охрана труда и техника тесным образом взаимосвязаны. Все корабельные устройства и оборудование, которое по инструкции должно проходить регулярное техническое освидетельствование или подвергаться испытаниям должны подлежать инвентаризации. Для этого на них наносятся специальные номера.
Лица, нарушившие основные требования техники безопасности на корабле подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной законом РФ.
Морской круиз: что нельзя делать на корабле
Собираясь в свой первый морской круиз, мы представляем себе нечто роскошное: гигантский белоснежный лайнер, уютные каюты, изысканные блюда, знакомства с новыми странами. В большинстве случаев ожидания действительно оправдываются. Туристы заметно выдыхают и начинают расслабляться.
Однако на отдыхе не стоит забывать правила, которые помогут избежать многих проблем.
Нельзя опаздывать на лайнер
Вообще посадку на борт начинают за четыре часа до отправления лайнера и заканчивают за час. Чтобы попасть на свой корабль, надо зарегистрироваться. Выбираете стойку регистрации, на которой указан логотип вашей круизной компании, имя судна и номер каюты. Все как в аэропорту.
Нельзя забирать еду в каюту
На борту круизного лайнера 24/7 трудятся искусные повара. Большую часть дня (а порой и круглосуточно) открыт шведский стол. Поэтому путешественники могут утолить голод в любое время. Если туристы не хотят спускаться в ресторан, еду можно заказать в каюту. Эта услуга абсолютно бесплатна.
Самому еду в номер брать нельзя. Тем более нельзя ее прятать во время трапезы в сумку или, что хуже, в полиэтиленовый пакет. У вас никто не отбирает продукты. Вы их давно оплатили.
Нельзя брать много чемоданов
Нельзя занимать шезлонги на весь день
Только в отличие от последних, где никто не контролирует «продуманных» отдыхающих, на борту лайнера за пассажирами следит экипаж. Работники судна быстро вычисляют нарушителей и начинают пристально следить за ними, иногда они самостоятельно убирают их полотенца, если гости не пользуются шезлонгами.
Нельзя грубить экипажу
На сегодняшний день уже немало снято документальных фильмов о тяжелой работе экипажа круизных лайнеров. Здесь у сотрудников нет выходных: они работают семь дней в неделю по шесть месяцев подряд. И большая часть их труда остается незаметной. К примеру, мало кто из туристов обращает внимание на чистое постельное белье или чистоту в каюте. Мы принимаем это как должное.
Не следует забывать об элементарной вежливости при общении с командой экипажа. Почаще говорите хотя бы «спасибо», ну или хотя бы не срывайте свое плохое настроение на людях, которые стараются сделать ваше прибывание на корабле более комфортным.
28 Морские запреты
Александр Сергеевич Суворов
О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».
2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.
28. Традиционные морские запреты. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. 28 мая 1971 года.
Конечно, этому перечислению «представителей» штабов и руководства мы не поверили и не поддались. Скорее всего, кто-то из «руководства» захотел под видом «ревизорской» проверки проехаться-прогуляться по разным крымским морским школам и центрам ДОСААФ. Вряд ли кто-то всерьёз заинтересовался нашей группой, которая к этому времени редела каждый день всё больше и больше. Кто-то из ребят откровенно «сачковал», кто-то срочно «заболевал», а кто-то уже начинал потихоньку учиться по стародавнему принципу «моряк спит – служба идёт». Вот почему я всё чаще и чаще получал за свои красочно разрисованные и оформленные рабочие тетради и конспекты тычки и тумаки от моих товарищей-друзей. Чтобы неповадно было…
Мне нравилось читать историю про независимого, профессионально образованного врача, воспитанного, достойного, обладающего хладнокровным характером, умом и разумом, сильной волей и умением находить свою роль и место практически в любой обстановке и ситуации. Мне нравился «капитан Блад» ещё и потому, что он как-то умел сохранять свою честь и достоинство даже в очень конфликтной ситуации, в драке, в бою, в смертельной схватке или на дуэли.
С утра пятницы 28 мая 1971 года все и всё в Севастопольской Морской школе ДОСААФ завертелось, закружилось, забегало и заработало в режиме «аврала». Все помещения срочно освобождались от лишнего и поломанного оборудования и мебели, от мусора, от бросающихся в глаза изъянов в наглядной агитации. В коридорах и на подоконниках вдруг появились комнатные цветы, а в аудиториях даже целые «горки» из подставок с экзотическими растениями. В здании запахло краской, новой мебелью, карболкой, мылом и хлоркой. Особенно чисто стало в туалетах и в столовой…
Естественно, что мы приняли в подготовке к визиту «московских ревизоров» самое деятельное участие. Только в самом конце длинного рабочего «учебного дня» уставший начальник Морской школы, наш многоуважаемый «Учитель» и не менее уважаемый преподаватель по корабельным устройствам «Капитан», в форме «задушевной беседы» рассказали, как нам, салагам, вести себя на кораблях военно-морского флота СССР.
Мы, будущие рулевые-сигнальщики военно-морского флота, сидели и слушали этих бывалых моряков, затаив дыхание, открыв рты и почти, не мигая…
Тут мы его дружно прервали и почти хором сказали: «Это может быть пособничеством врагу!»…
— Пособничество врагам! – дружно сказали мы, ободрённые терпеливой реакцией наших командиров.
— По трапу бегом! – дружно взревели мы и все рассмеялись…
Мы расходились по домам уставшие, но довольные. Завтрашние «московские начальники-ревизоры» нас не пугали, а вот запреты военно-морской жизни нас тревожили.
Как-то всё там сложится? Как это будет? Будет или не будет? А-а-а. Будь, что будет!
Фотоиллюстрация из архива автора: Титульные и первые страницы рабочего блокнота курсанта-слушателя Севастопольской Морской школы ДОСААФ Суворова Александра Сергеевича, выпуск 1971 года. Источники данных: Багрянцев Б. И., Решетов П. И. Учись морскому делу. — 2-е изд., доп. — Мл ДОСААФ, 1986, — 175 с, ил, 8 л. ил.
«Не суеверны, но практичны»: приметы, «запреты» и юмор подводников
Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника. В этот день в 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки. Военный пенсионер, бывший подводник и помощник командира, техник-гидроакустик глубоководного подводного аппарата «АС-22» Сергей Горшков рассказал «Акватории Нового Калининграда.Ru» про приметы, практичные «запреты» подводников, а также вспомнил самые яркие и хлесткие высказывания своего командира.
— Большинство подводников уверено, что везение или невезение подводной лодки связано с ее номером. Так сложилось, что трагедии часто случаются именно с субмаринами, номер которых заканчивается на девятку. Среди нашего экипажа такой приметы не существовало, да и номер нашего глубоководного аппарата на цифру 9 не заканчивался. Но у нас считалось хорошей приметой называть свой батискаф ласково — «ласточкой». Правда, другой аппарат назывался «коровой», так как его спасательная камера напоминала вымя, но это так же считалось ласковым прозвищем.
— Подводники — люди не суеверные, но зато практичные, поэтому все приметы и обычаи придумали исключительно для того, чтобы облегчить себе жизнь. Из-за этого сложилось множество «запретов»:
— Подводники — известные донжуаны, поэтому у нас существует такой «запрет»: нельзя не любить женщин. Во-первых, поддержание этого имиджа подводного флота приятно во всех отношениях, а во вторых, пусть все завидуют.
— Также перед погружением нельзя бриться. Принято считать, что этот запрет оберегает от смерти, и подводник вернется домой. Но мы лишь считали это послаблением для нас. Ведь бритье — не самое приятное занятие.
— Один из немногих обычаев, не имеющий практического обоснования, — это ритуал посвящения в подводники. При первом погружении «новички», вне зависимости от чинов и званий, обязаны выпить плафон забортной воды. Обычно для этого используется плафон светильника объемом около 1 литра. Стоит отметить, что вода на глубине, набранная через клапан глубиномера, чистая, как слеза и не очень соленая, единственная проблема — она ледяная. Далее новобранец должен поцеловать кувалду (это своеобразная проверка на сообразительность — для того чтобы не получить «по зубам», ее надо целовать на излете). У нас, правда, посвящение ограничивалось первой частью. Выпил — и ты уже подводник!
— У подводников также существует традиционный тост: «Чтобы количество погружений всегда равнялось количеству всплытий». Обычно это третий по счету тост, хотя он может быть любым по счету и даже повторяться несколько раз. Поскольку под водой пить нельзя, значит, ты уже всплыл и тебе не обязательно считать разы.
«Если ты бука, на подводном флоте тебе делать нечего»
— Нельзя не иметь чувства юмора. Если тебе наступили на голову, когда ты пытался добраться до нижнего клапана в трюме, философски заметь, что здесь вам не капустное поле, чтобы по кочанам ходить. Если ты бука, на подводном флоте тебе делать нечего. Музыка флотской речи, доброта, спрятанная за грубостью, — это неотъемлемый атрибут душевного равновесия подводника. Никакая колыбельная не бывает так нежна, как любовно чихвостящая тебя в бога и в душу речь командира. Вот некоторые перлы нашего командира бригады:
Текст — Екатерина ПИГУЛЕВСКАЯ, фотографии из архива собеседника