что такое административное правоотношение
Административные правоотношения
— это урегулированные нормами административного права фактические, общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, осуществление исполнительной власти, а также внутри-организационные отношения в аппаратах государственных органов, отношения связанные с осуществлением государственной службы и разрешение споров, вытекающих из административных правоотношений (административная юстиция), а также привлечение к административной ответственности (административная юрисдикция).
Основные признаки административных правоотношений:
1) Административные правоотношения возникают, изменяются, прекращаются на основании административных норм, они урегулированы нормами административного права.
2) Административные правоотношения всегда возникают в сфере государственного управления, осуществления исполнительной власти и всего что связанно с ее функционированием.
3) Участники административных правоотношений всегда наделаются взаимными правами и обязанностями. Если у одного участника есть права, то у другого участника есть обязанности и наоборот.
4) Административные правоотношения имеют сознательно волевой характер. Возникают, изменяются, прекращаются по воли одной из сторон.
5) Административные правоотношения могут возникать по инициативе любой из сторон. Согласия другой стороны не является обязательным. Характерная черта административных правоотношений.
6) Одной из сторон всегда выступает орган государственного управления. Организация наделенная властными полномочиями (Банк России), органы местного самоуправления.
7) В административных правоотношениях один из субъектов всегда действует юридически властно и данный субъект всегда наделен властными полномочиями.
8) Административные правоотношения гарантируются государством, в том числе в необходимых случаях его принудительной силой.
9) Административные правоотношения могут защищаться как в судебном порядке, так и не в судебном административном порядке. В основном эти отношения защищаются вне судебном порядке.
Классификация административных правоотношений:
По соотношению прав и обязанностей :
— Вертикальные (отношения власти и подчинения)
— Горизонтальные (участники отношений находятся на одном организационном уровне)
В зависимости от назначения :
Структура административных правоотношений:
Административная правоспособность, закрепленная нормами административного права способность либо возможность субъектами иметь юридические права и нести юридические обязанности. Правоспособность служит реальным условие вступлением в административные отношения. Административная правоспособность возникает у физических лиц либо с рождения или получения гражданства. У должностных лиц с момента вступления в должность. У беженца возникает с момента приобретения статуса беженца. У организации с момента их создания. Органы государственной власти с момента их создания и определения их компетенции, начало правоспособности у организации и органа государственной власти совпадает с их дееспособностью.
3 разновидности проявления субъективного права:
— Возможность положительного поведения для реализации своих прав в целях удовлетворения своих интересов.
— Возможность субъекта права требовать от других лиц необходимого поведения для реализации прав и удовлетворения своих интересов.
— Возможность обратиться к органам государственной власти и местного управления для защиты своих прав.
Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, структура
Понятие и особенности административно-правовых отношений
Общественные отношения, находящиеся в сфере гос. управления, регулируемые при помощи административно-правовых норм, субъекты которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей относятся к административно-правовым отношения.
Основанием и обязательным условием зарождения административных правоотношений выступают нормы административного права. Отсутствие административно-правовых норм исключает появление административно-правового отношения, но при этом возможно существование административно-правовой нормы самой по себе, без вызывания до определенного времени административных правоотношений.
Административно-правовые нормы, касающиеся чрезвычайных положений и реквизиций существуют, но не вызывают административно-правовых отношений до наступления конкретных обстоятельств и наличия определенных условий.
Особенности административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения могут обладать как универсальными для любых правоотношений свойствами, так и своеобразными, характерными отдельной отрасли атрибутами. Главным отличием в ряду других правоотношений является их содержание. Административные правоотношения необходимы для опосредования сферы организационной государственной деятельности и должной организации и организационного обеспечения функционирования гражданского общества.
Существование административно-правовых отношений характеризуется исключительно как правовое, в отличии от семейных, товарообменных, трудовых и др., объективно существующих в независимости от существования норм права, их регулирующих. Функция государства заключается в их опосредовании, направлении в нужное русло с помощью норм отраслей частного права. Если говорить об административно-правовых отношениях, то их существование обуславливается наличием регулирования с помощью норм админ. права.
Среди отличительных особенностей административно-правовых отношений стоит выделить также то, что они обладают огромным многообразием и всеобъемлющим характером. Буквально со дня рождения все граждане вступают в административные правоотношения. Дальше происходит постоянное расширение и углубление их административной правосубъектности. И после смерти граждан для оберегания памяти возникают административные правоотношения, которые регулируют специальные нормы, такие как законодательство о погребении, порядок ликвидации мест захоронения, перезахоронения и тд.
Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.
Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.
На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:
По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:
По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.
Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.
Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты
Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.
Субъекты административно-правовых отношений
Субъектом административных правоотношений могут выступать органы государственной власти, а также их структурные подразделения; должностные лица, служащие предприятий, учреждений и других организаций; граждане и объединения граждан.
В обязательном порядке одной из сторон административных правоотношений должны выступать гос. органы или же их структурные подразделения и служащие. Существование административных правоотношения между двумя и более гражданами или их общественными объединениями невозможно, так как в этом случае ни одна из сторон не наделена императивными государственными полномочиями.
Объекты административно-правовых отношений
В качестве объектов административных правоотношения выступают действия, обстоятельства и предметы, то есть все, что привело к возникновению и развитию такого рода отношений. Объектами могут служить:
Большое количество объектов является можно считать отличительной особенность административно-правовых отношений в ряду других.
Каждый участник административных правоотношений наделен и субъективными правами, и обязанностями юридического характера, которые обеспечены защитой на государственном уровне и несут за собой право на применение санкций. По отношению к участникам административно-правовых отношений могут применятся разнообразные методы:
Юридические факты
В качестве основного условия для появления административно-правового отношения выступают юридические факты.
Под юридическим фактом подразумевается обстоятельство, приведшее к возникновению, изменению (развитию) или прекращению конкретных административных правоотношений.
Административно-правовые нормы вступают в действие только в результате наступления условий или событий, предусмотренных данной нормой, или конкретных действий юридического или физического лица. События и действия различны тем, что наступление и развитие событий не зависит от воли человека, а действия всегда характеризуются ясно выраженной направленностью. В независимости от того, было действие правомерным или неправомерным, оно всегда порождает административные правоотношения, если ему законодательно присвоен статус юридического факта. Еще одной характерной чертой административных правоотношений служит тот факт, что большинство из них возникают в результате правомерных действий, в отличии от отношений уголовно-правового характера.
Административные правоотношения – это центральная категория специализированного института права, которая пронизывает не только политическую сферу, но и все области жизни каждого гражданина. Именно поэтому любой житель современного государства обязан (не стоит бояться этого слова!) знать тонкости административного вопроса.
Понятие и сущность института
Многие изучают в школе обществознание. Административные правоотношения при этом затрагиваются лишь косвенно. В школе дети видят лишь поверхностные аспекты данного правового института. Стоит отметить, что каждый человек в своей жизни в той или иной степени постоянно сталкивается с «административкой». При этом достаточные для разрешения проблемы знания можно получить исключительно в высших учебных заведениях либо посредством самообразования.
Административные правоотношения – это сложнейший институт искомой отрасли права. У многих студентов юридических факультетов возникают трудности в процессе изучения предлагаемой дисциплины, что уж и говорить о гражданах, не касающихся юриспруденции.
Сущность рассматриваемых правоотношений состоит в практической реализации управленческого процесса. Почему административное взаимодействие присутствует во всех сферах жизни общества? Всё благодаря тому, что они характерны и для государственной деятельности, и для органов местного самоуправления.
Основы защиты
Цель административного законодательства сводится к тому, чтобы защитить центральную фигуру – гражданина – от незаконного посягательства на его права и свободы со стороны органов управления. Здесь важно разграничивать уголовную отрасль, которая направлена на защиту от незаконного нарушения статуса со стороны других лиц.
Административные правоотношения – это многогранная отрасль, где полноправным участником являются не только физические лица, но и организации, которые также могут понести ответственность за совершённые нарушения, чего не скажешь об уголовно-правовой сфере.
О признаках
Административные правоотношения возникают только при наличии следующих признаков:
В научной теории административного права существует несколько мнений относительно признаков публичных отношений, например:
Таким образом, налицо не только дополнение различных авторов друг друга, но и противоречие мнений.
Общая характеристика
Пришло время дать чёткое определение рассматриваемому термину. Административные правоотношения – это урегулированные соответствующими нормативными документами общественные отношения, которые складываются в сфере управленческой деятельности.
Все субъекты рассматриваемого рода взаимодействия обладают взаимными правами и обязанностями, причём неважно: гражданин ли это или же уполномоченное лицо.
О субъектах
Административно-правовые отношения, как и любой другой вид, обладают структурой, включающую объект, субъект и содержание взаимодействия.
Субъектами отношений называются участники, которые непосредственно взаимодействуют друг с другом. Как правило, одна сторона наделена соответствующими компетенциями, связанными с управленческой деятельностью. Как правило, первыми лицами выступают управленческие органы любых уровней, должностные лица правоохранительных органов, финансовых организаций и так далее. Другая же сторона наделена административно-правовым статусом, то есть общими правами и обязанностями. Граждане, общественные организации, объединения – яркие представители второй стороны.
Некоторые авторы в теории административного права выделяют иные классификации субъектов, а именно:
Структура правового статуса
Важнейшие черты административных правоотношений заложены в структуре административного статуса, которым обладает каждый участник.
Структура статуса гражданского лица состоит из следующих компонентов:
Объект и содержание отношений
В любой ситуации объектом административных отношений являются действия уполномоченных на то субъектов. Причём в данной ситуации проблему может порождать не только орган власти, но и гражданин, не выполняющий возложенных на него обязанностей.
Как отмечалось ранее, обязательным элементом, которые включают административно-правовые правоотношения, являются права и обязанности, запреты и ограничения, а также соответствующий вид ответственности. Одной из наиболее важных категорий являются нормы публичного характера, исполнять которые обязано неограниченное количество граждан, на коих распространяется действие установленной нормы.
О видах и классификациях
Виды административных правоотношений представлены широким разнообразием. Так, центральной категорией деления является наличие или отсутствие подчинения. В зависимости от этого, административные отношения делятся на вертикальные и горизонтальные.
В первом случае один из субъектов отношения в обязательном порядке должен обладать властными полномочиями по отношению к другому участнику. Ярким примером является применение мер дисциплинарного воздействия, административного принуждения и так далее.
Что касается горизонтальных отношений, то субъекты обладают одинаковым правовым статусом, не находясь в зависимости друг от друга. Как правило, данные отношения возникают вследствие взаимодействия субъектов друг с другом, например совместная разработка специальной государственной (муниципальной) программы.
Если в горизонтальных отношениях одним из субъектов является физическое лицо, следовательно, он реализует свои субъективные права. В свою очередь, уполномоченный на то орган обязан предпринять все действия для их реализации. Во многих случаях граждане обращаются в правоохранительные органы с целью защиты нарушенных прав, что также порождает горизонтальный тип. Будьте начеку, ведь административные правоотношения, примеры которых приведены выше, могут коснуться и вашей жизни!
Административно-правовые отношения
Понятие и особенности административного правоотношения
Основные трудности, несмотря на свою кажущуюся очевидность, у ученых вызывает вопрос об отличительных признаках или характеристиках административно-правовых отношений. В теории административного права существуют две основные концепции о ключевых характеристиках административно-правовых отношений, расходящиеся в вопросе о спектре административно-правовых отношений.
Ряд ученых выделяют в качестве особенностей административно-правовых отношений следующие их черты:
Сторонниками данной позиции являются, Ю.М. Козлов, В. Соболевский, С.С. Студеникин. и многие другие. Ю.Н. Старилов, например, выделяет следующие черты административно-правовых отношений:
а) возникают в процессе государственного управления (или в сфере государственного управления);
б) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (или орган исполнительной власти), т. е. постоянным участником административно-правовых отношений является официальный и полномочный субъект государственного управления (субъект исполнительной власти), представляющий публично-правовой интерес, действующий от имени государства и реализующий свою управленческую компетенцию;
в) являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон;
г) возникают для решения задач и осуществления функций управления с целью удовлетворения публичных и индивидуальных интересов по инициативе любого из cy6ъектов этих отношений;
е) имеют особый правовой режим обеспечения законности и своей правой защиты; как правило, речь идет о трех способах: административном, судебном и прокурорском.
Д.Н. Бахрах выделяет следующие особенности административных правоотношений:
В то же время существует и другая позиция, сторонниками которой являются некоторые современные ученые-административисты и которая расширяет круг административных правоотношений, утверждая, что их характерными чертами являются:
Думается, что в последней концепции есть определенное рациональное зерно. Она выглядит соответствующей реалиям административного права, поскольку со времен полицейского государства, когда государственное управление характеризовалось исключительно приказным характером, административное право обогатилось значительным числом методов воздействия на управляемые процессы, в том числе за счет методов стимулирования и поощрения. Представить себе управленческие отношения, с участием равных субъектов довольно сложно, поскольку управление как социальный феномен всегда предполагает подчинение одного субъекта другому, однако, равные по статусу управляющие субъекты таких отношений, вступая в отношения сотрудничества и коллективной деятельности, также находятся в административно-правовых отношениях (другого определения этому нет).
Итак, представив себе в общем и целом спектр выделяемых в науке особенностей административных правоотношений, остановимся на наиболее существенных из них подробнее:
1. Прежде всего, административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, из чего следует, что к основным свойствам административных правоотношений относятся и такие, как наличие корреспондирующих друг другу прав и обязанностей его субъектов, возникновение правоотношение на основе нормы права и в связи с ней и т.д. Кроме того, определяя родовую принадлежность административных правоотношений, не следует забывать, что они являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе определенный общественный, государственный интерес. Его выразителем является властный субъект государственного управления, являющийся одной из сторон административного правоотношения. Административные правоотношения непосредственно связаны с реализацией задач и функций исполнительной ветви государственной власти в процессе государственного управления.
2. Административные правоотношения носят властный характер, поскольку в процессе возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений реализуется государственное управление. Однако это не означает, что всегда одна из сторон такого правоотношения подчинена другой или что в административном правоотношении в обязательном порядке участвует субъект правоотношения, обладающий властными полномочиями в отношении другой стороны правоотношения. Тем не менее, административное правоотношение характеризуется обязательным участием «представителя» государства, пусть даже и не имеющего властных полномочий в отношении своего визави.
В основе каждого общественного отношения, возникающего на основе нормы административного права, лежит установка на присутствие императивного государственного участия в правоотношении. Например, в процессе административного обжалования решения налогового органа в вышестоящий орган подвластный субъект государственного управления (налогоплательщик) перестает зависеть от властного влияния органа, действия которого обжалуются. Более того, перед лицом вышестоящего налогового органа оба они (и управляющий, и подвластный) равны по закону. Между тем, процедура обжалования установлена императивными нормами административного права и отношения, возникающие на ее основе, безусловно, являются административно-правовыми.
5. Административные правоотношения отличают особый административно-правовой порядок разрешения споров участников правоотношений и своеобразный механизм действия института ответственности за невыполнение субъективных обязанностей, составляющих содержание правоотношения.
Административная ответственность в отличие, скажем, от гражданско-правовой, наступает не перед стороной правоотношения, права которой нарушены, а непосредственно перед государством. В целом административная ответственность родственна уголовной. Различие между основаниями для привлечения к уголовной или административной ответственности зачастую лежит в плоскости степени тяжести совершенного правонарушения (большего или меньшего вреда, нанесенного общественным интересам).
Виды административно-правовых отношений
В многообразии административных правоотношений ученые пытаются по различным основаниям выделить те или иные группы, виды таких отношений, т.е. предпринимают попытки классифицировать административно-правовые отношения.
Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные и координационные, получившего широкое распространение в 80-е гг. ХХ века. К субординационным относятся отношения, базирующиеся на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). Координационные правоотношения характеризуются использованием властных полномочий для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. В рамках этой классификации выделяют также группу реординационных отношений, к которым относятся, обеспечивающие обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).
2. По целям административно-правовые отношения традиционно подразделяются на регулятивные и охранительные. Данная классификация подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления, в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства. Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.
3. По направлениям деятельности Ю.А. Старилов выделяет:
4. Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский выделяют две группы административно-правовых отношений:
В отношении предложенной классификации можно сказать, что, по нашему мнению, она поясняет и довольно удачно дополняет существующие концепции вертикально-горизонтальных и координационно-субординационных правоотношений, но самостоятельного значения не имеет.
5. Еще одна интересная авторская классификация приведена в учебнике Н.М. Конина, который подразделяет административные правоотношения на следующие группы:
а) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), возникающие в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие (в отличие от внутриаппаратных) и организационные отношения.
б) внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности, опосредующие внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности
в) общегосударственные контрольно-организационные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства, от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам).
г) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.
Заключая рассмотрение вопроса о видах административных правоотношений, необходимо подчеркнуть, что, классифицируя правоотношения по тому или иному признаку, нужно помнить о природе и особенностях административных правоотношений в целом. Безусловно, наиболее существенной классификацией из приведенных является первая, предполагающая деление административных правоотношений на вертикальные и горизонтальные (субординационные и координационные), поскольку именно она отражает специфику административно-правовых отношений по сравнению с отношениями, регулируемыми другими отраслями российского права.
Структура административного правоотношения
Субъектами административного правоотношения являются два и более участника, как минимум один из которых выражает публичный (государственный) интерес в правоотношении, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления. Это может орган исполнительной власти, орган местного самоуправления или организация, наделенные государственно-властными полномочиями, либо должностное лицо такого органа или организации. Второй стороной в административном правоотношении может быть любое физическое или юридическое лицо (другой коллективный субъект), но которое распространяет свое действие норма административного права.
Для выполнения этого условия субъект административного правоотношения должен отвечать требованиям административной правоспособности, т.е. потенциальной возможности участвовать в административных правоотношениях, способности иметь установленные административно-правовыми нормами права и обязанности, и требованиям административной дееспособности (включая деликтоспособность), т.е. способности своими действиями приобретать и реализовывать права, выполнять юридические обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные административным правом, а также нести ответственность за нарушение предписаний административно-правовых норм. Наличие указанных двух качеств в совокупность обусловливает наличие у субъекта общего административно-правового статуса. В то же время у субъекта административного правоотношения существует и специальный административно-правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступая в такого рода отношения, становится лицензиатом, государственным служащим, заявителем и т.д.
Традиционно выделяют индивидуальных и коллективных субъектов административного правоотношения. Так, в общественном отношении, урегулированном нормой административного права, может участвовать орган исполнительной власти (коллективный субъект) или должностное лицо органа исполнительной власти (индивидуальный субъект). К числу индивидуальных субъектов относятся все физические лица, обладающие различными административно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане, государственные служащие, должностные лица, пенсионеры, студенты, работники и т.д.)
Объектом правоотношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников. Согласно разработкам теории права монистическая концепций утверждает, что объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются регулированию со стороны правовых норм. В то же время плюралистическая концепция утверждает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения. Вторая концепция считается более современной и разделяется большинством специалистов.
В административном праве также существуют разногласия по вопросу об объекте административно-правового отношения. Группа авторов, среди которых Ю.М. Козлов, Р.О. Халфина и другие, в качестве единственного объекта любого правового отношения признает действия, поведение людей, в то время как другая выделяет два вида объектов правоотношения: объект имущественных отношений (предмет правоотношения), в качестве которого выступают материальные ценности и вещи, и объект неимущественных отношений, т.е. те самые действия, поведение людей. Следует отметить, что вторая группа не менее представительна: в нее входят Н.Г. Александров, В.М. Манохин, Г.И. Петров и другие.
Существует также мнение, согласно которому существует непосредственный (действия и поведение) и отдаленный объекты (материальные предметы, информация, продукты духовного творчества) административного правоотношения.
Думается, все же разумнее разделять понятия «объект правоотношения» и «предмет правоотношения» как это делается в уголовном праве. Это придаст больше четкости теоретической конструкции. Для того чтобы яснее представить себе объект правоотношения, возникающего на основе нормы административного права, нужно понять, на что собственно направлено государственное управление, реализуемое в этом правоотношении. Государственное управление направлено на приведение частного и корпоративного интереса в соответствие с общественным, государственным, а значит, на корректировку поведения частных лиц и их объединений в соответствии с принципами государственного и общественного устройства. Следовательно, и объектом административного правоотношения может быть только соответствующее поведение субъектов правоотношения. Между тем его предметом может быть все, что угодно.
Содержание административно-правовых отношений составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения. Понятия эти не нуждаются в особом пояснении в рамках теории административного права. Однако следует иметь в виду, что властный характер административных правоотношений не препятствует наличию юридических обязанностей у властных субъектов правоотношения. Более того, все субъективные права субъектов государственного управления так или иначе связаны с их публичными обязанностями, поэтому их волеизъявление при реализации своих субъективных прав в административном правоотношении в значительной степени ограничено. Этим в частности, объясняется ситуация, в которой чиновник, налагая арест на имущество или отнимая ребенка у матери, лишенной родительских прав, идет против собственной воли, реализуя субъективное право.
Юридические факты в административном праве
Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:
Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.
1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:
2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.
3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.
Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).
Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.