что такое администрирование учебного процесса

Опыт становления новой образовательной системы показывает, что организационно-административный фактор является одним из решающих в процессе внедрения новых информационных технологий в традиционное университетское образование.

Организация в рамках центра дистанционного обучения (ДО) университета или вуза, направления по администрированию процесса ДО, является актуальной задачей. Опыт такой работы уже есть во многих российских вузах, в том числе и Московском государственном институте электроники и математики (МИЭМ), который одним из первых начинал пилотные международные проекты дистанционного обучения еще в 1993 г. С тех пор накоплен большой опыт, который целесообразно обобщать и использовать для формирования единой административной структуры системы ДО (СДО) на уровне вуза.

И.А. Щербинина,
Московский государственный институт электроники и математики

Опыт становления новой образовательной системы показывает, что организационно-административный фактор является одним из решающих в процессе внедрения новых информационных технологий в традиционное университетское образование.

Организация в рамках центра дистанционного обучения (ДО) университета или вуза, направления по администрированию процесса ДО, является актуальной задачей. Опыт такой работы уже есть во многих российских вузах, в том числе и Московском государственном институте электроники и математики (МИЭМ), который одним из первых начинал пилотные международные проекты дистанционного обучения еще в 1993 году. С тех пор накоплен большой опыт, который целесообразно обобщать и использовать для формирования единой административной структуры системы ДО (СДО) на уровне вуза.

Основными направлениями и задачами при администрировании ДО очевидно являются следующие:

Для решения задачи администрирования учебного процесса в СДО в Центре ДО МИЭМ был разработан алгоритм администрирования. Организация дистанционного обучения в СДО МИЭМ осуществляется поэтапно:

На втором этапе происходит заключение договоров:

Организация-партнер или отдельный абитуриент предоставляет в МИЭМ документы, необходимые для зачисления.

Если абитуриент поступает на первый курс МИЭМ, то для него организуется вступительное тестирование (или собеседование), и в случае успешного прохождения он зачисляется в МИЭМ студентом на первый курс очной формы обучения с дистанционными технологиями.

Если же абитуриент уже является студентом какого-либо вуза или имеет диплом о высшем образовании и поступает на программу дополнительного образования, то он зачисляется в МИЭМ слушателем.

По информации из документов поступающих от абитуриентов администратор электронного деканата создает базу данных, содержащую документы на каждого слушателя (учетная карточка, учебная карточка, сводки успеваемости по предметам), формирует группу, каждому слушателю и студенту присваивается идентификационный номер и пароль для доступа в электронную библиотеку курсов. По списку групп создается приказ о зачислении в МИЭМ.

Организации-партнеру или отдельному слушателю высылются: студенческие билеты (или удостоверения слушателя), конфиденциальная информация о личном идентификационном номере, имени и пароле в информационно-образовательной среде (ИОС) ДО, дополнительная информация о СДО МИЭМ.

Третий этап по времени совпадает с семестром и повторяется в зависимости от количества семестров в программе обучения. Перед началом каждого семестра производится:

Администрирование обучения в семестре заключается в следующем:

По результатам каждого семестра вносятся соответствующие изменения в базу данных и производится регистрация на следующий семестр.

На последнем, четвертом этапе, если студент или слушатель закончил обучение:

Ключевой фигурой в системе ДО является координатор учебных программ, от которого зависит слаженность действий всего персонала ЦДО в процессе администрирования дистанционного обучения. Основными функциями координатора являются:

Кроме основных функций в процессе ДО координатор может выполнять функции куратора учебной группы, если группа учится непосредственно в МИЭМ, без посредничества организации-партнера; или администратора электронного деканата, для ускорения внесения и обработки учетной и учебной информации по обучаемым в базах данных ИОС ДО.

И последнее, что хотелось бы отметить, что от добросовестности и ответственности координатора при исполнении своих обязанностей во многом зависит степень удовлетворения обучаемого, т.е. потребителя образовательной услуги, а это в свою очередь и обеспечивает коммерческий успех и общественную значимость центра дистанционного обучения и его сотрудников.

Источник

Опыт становления новой образовательной системы показывает, что организационно-административный фактор является одним из решающих в процессе внедрения новых информационных технологий в традиционное университетское образование.

Организация в рамках центра дистанционного обучения (ДО) университета или вуза, направления по администрированию процесса ДО, является актуальной задачей. Опыт такой работы уже есть во многих российских вузах, в том числе и Московском государственном институте электроники и математики (МИЭМ), который одним из первых начинал пилотные международные проекты дистанционного обучения еще в 1993 г. С тех пор накоплен большой опыт, который целесообразно обобщать и использовать для формирования единой административной структуры системы ДО (СДО) на уровне вуза.

И.А. Щербинина,
Московский государственный институт электроники и математики

Опыт становления новой образовательной системы показывает, что организационно-административный фактор является одним из решающих в процессе внедрения новых информационных технологий в традиционное университетское образование.

Организация в рамках центра дистанционного обучения (ДО) университета или вуза, направления по администрированию процесса ДО, является актуальной задачей. Опыт такой работы уже есть во многих российских вузах, в том числе и Московском государственном институте электроники и математики (МИЭМ), который одним из первых начинал пилотные международные проекты дистанционного обучения еще в 1993 году. С тех пор накоплен большой опыт, который целесообразно обобщать и использовать для формирования единой административной структуры системы ДО (СДО) на уровне вуза.

Основными направлениями и задачами при администрировании ДО очевидно являются следующие:

Для решения задачи администрирования учебного процесса в СДО в Центре ДО МИЭМ был разработан алгоритм администрирования. Организация дистанционного обучения в СДО МИЭМ осуществляется поэтапно:

На втором этапе происходит заключение договоров:

Организация-партнер или отдельный абитуриент предоставляет в МИЭМ документы, необходимые для зачисления.

Если абитуриент поступает на первый курс МИЭМ, то для него организуется вступительное тестирование (или собеседование), и в случае успешного прохождения он зачисляется в МИЭМ студентом на первый курс очной формы обучения с дистанционными технологиями.

Если же абитуриент уже является студентом какого-либо вуза или имеет диплом о высшем образовании и поступает на программу дополнительного образования, то он зачисляется в МИЭМ слушателем.

По информации из документов поступающих от абитуриентов администратор электронного деканата создает базу данных, содержащую документы на каждого слушателя (учетная карточка, учебная карточка, сводки успеваемости по предметам), формирует группу, каждому слушателю и студенту присваивается идентификационный номер и пароль для доступа в электронную библиотеку курсов. По списку групп создается приказ о зачислении в МИЭМ.

Организации-партнеру или отдельному слушателю высылются: студенческие билеты (или удостоверения слушателя), конфиденциальная информация о личном идентификационном номере, имени и пароле в информационно-образовательной среде (ИОС) ДО, дополнительная информация о СДО МИЭМ.

Третий этап по времени совпадает с семестром и повторяется в зависимости от количества семестров в программе обучения. Перед началом каждого семестра производится:

Администрирование обучения в семестре заключается в следующем:

По результатам каждого семестра вносятся соответствующие изменения в базу данных и производится регистрация на следующий семестр.

На последнем, четвертом этапе, если студент или слушатель закончил обучение:

Ключевой фигурой в системе ДО является координатор учебных программ, от которого зависит слаженность действий всего персонала ЦДО в процессе администрирования дистанционного обучения. Основными функциями координатора являются:

Кроме основных функций в процессе ДО координатор может выполнять функции куратора учебной группы, если группа учится непосредственно в МИЭМ, без посредничества организации-партнера; или администратора электронного деканата, для ускорения внесения и обработки учетной и учебной информации по обучаемым в базах данных ИОС ДО.

И последнее, что хотелось бы отметить, что от добросовестности и ответственности координатора при исполнении своих обязанностей во многом зависит степень удовлетворения обучаемого, т.е. потребителя образовательной услуги, а это в свою очередь и обеспечивает коммерческий успех и общественную значимость центра дистанционного обучения и его сотрудников.

Источник

Системы управления образовательным процессом

Системы управления образовательным процессом (СУОП, англ. Education Management Systems, EMS) предназначены для администрирования процессов учебного заведения, как основных (образовани и обучение), так и вспомогательных. Такие системы используются образовательными учреждениями любого типа: школами, колледжами, техникумами, университетами и учебными центрами.

Сравнение Системы управления образовательным процессом

Выбрать по критериям:

Системы управления образовательным процессом

Moodle от Moodle

Canvas от Instructure

Академия-Медиа от Издательский центр «Академия»

Академия-Медиа – это облачная система электронного обучения на базе цифровых учебных материалов для использования в организациях среднего профессионального образования (СПО). Узнать больше про Академия-Медиа

Collaborator от Davintoo

Collaborator – это система дистанционного обучения полного цикла с аналитикой в реальном времени и инструментами внутреннего маркетинга. Узнать больше про Collaborator

ATutor – это система дистанционого обучения с открытым исходным кодом, используемая для управления онлайн-курсами, а также для создания интерактивных электронных учебных материалов и предоставления доступа к ним. Узнать больше про ATutor

eLearning Server 4G от Гиперметод

Emdesell от ИП Соколов М.А.

Emdesell – это онлайн-сервис управления обучением. Программный продуктпозволяет проводить курсы и тренинги, создавать и поддерживать закрытые информационные сообщества. Узнать больше про Emdesell

GetCourse от Система Геткурс

GetCourse – это онлайн-платформа для организации онлайн-обучения, от создания учебных материалов уроков, семинаров, тренингов до продажи курсов и управления учебным процессом. Узнать больше про GetCourse

Testand от Тестанд

Testand – это авторская облачная система дистанционного обучения и тестирования для частных школ, ВУЗов, частных образовательных проектов, а так же для корпоративного обучения. Узнать больше про Testand

Uchi.pro от Учи.Про

Uchi.pro – это система дистанционного обучения (СДО), позволяющая автоматизировать образовательный процесс в учебном центре, в колледже и техникуме, а также на предприятии. Узнать больше про Uchi.pro

Open edX от edX

Open edX – это образовательная платформа с открытым исходным кодом, позволяющая организовать онлайн-обучение для решения различных образовательных задач: онлайн-кампус, инструкторские курсы, программы группового обучения и единичные учебные курсы. Узнать больше про Open edX

Google Класс от Google

Google Класс – это образовательный инструмент, который помогает учителям быстро создавать и управлять учебными заданиями, обеспечивать обратную связь и общаться со своими классами. Узнать больше про Google Класс

Ё-Стади от Седьмое Небо

Ё-Стади – это облачная система дистанционного обучения, полезная для отдельных преподавателей (репетиторов, коучей, тренеров и пр.) и для организаций. Узнать больше про Ё-Стади

Edmodo от Edmodo

Edmodo – это образовательная социальная сеть,позволяющая публиковать образовательный контент, общаться в режиме реального времени, управлять классами. Узнать больше про Edmodo

АнтиТренинги от Интернет Университет

АнтиТренинги – это онлайн-платформа для организации обучения и образовательных курсов, позволяющая быстро создавать образовательные курсы, проводить вебинары и управлять учебным процессом, обеспечивая высокий заработок от образовательных услуг. Узнать больше про АнтиТренинги

Система тестирования INDIGO от Indigo Software Technologies

Система тестирования INDIGO – это образовательная программа для создания тестов и онлайн тестирования сотрудников, работников, персонала, студентов и любых учащихся. Узнать больше про Система тестирования INDIGO

Teachable от Teachable

Teachable – это онлайн-сервис, позволяющий создавать свои собственные веб-сайты учебных курсов и контролировать свой брендинг, данные студентов, обмен сообщениями и цены в единой панели управления. Узнать больше про Teachable

ZenClass от ДзенКласс

ZenClass – это интернет-платформа для создания онлайн-школ, включающая основные инструменты для запуска и масштабирования образовательных проектов. Узнать больше про ZenClass

Unicraft от Юникрафт

Unicraft uLearn – этой система управления обучением (LMS) для малого и среднего бизнеса. Онлайн-сервис Юникрафт сфокусирован на простоте использования, интуитивной понятности и минимизации порога для начала использования системы. Узнать больше про Unicraft

EduTerra.PRO от Территория Образования

EduTerra.PRO – это онлайн-сервис управления обучением для создания, разработки, доставки и сопровождения информационного или образовательного контента. Узнать больше про EduTerra.PRO

Thinkific от Thinkific

Thinkific – это универсальная платформа онлайн-курсов, которая позволяет любому человеку быстро создавать и предоставлять курсы с богатым контентом на своем собственном фирменном сайте. Узнать больше про Thinkific

Руководство по покупке Системы управления образовательным процессом

Содержание

Что такое Системы управления образовательным процессом

Системы управления образовательным процессом (СУОП, англ. Education Management Systems, EMS) предназначены для администрирования процессов учебного заведения, как основных (образовани и обучение), так и вспомогательных. Такие системы используются образовательными учреждениями любого типа: школами, колледжами, техникумами, университетами и учебными центрами.

Источник

Особенности управления и администрирования учебной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение)

что такое администрирование учебного процесса. Смотреть фото что такое администрирование учебного процесса. Смотреть картинку что такое администрирование учебного процесса. Картинка про что такое администрирование учебного процесса. Фото что такое администрирование учебного процесса

Особенности управления и администрирования учебной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий

В условиях дистанционного обучения проблемы управления и администрирования учебной деятельности учащихся выходят на первый план. Вызвано это прежде всего сложностью рассматриваемой системы, ее комплексным характером, когда взаимодействие преподавателя и учащегося зависит от множества технологических посредников — устройств и сервисов сети или электронных оболочек, в которых проходит дистанционное обучение.

Наиболее просто управление учебным процессом в условия дистанционного обучения происходит в случае автономного (отдельного) курса, предлагаемого небольшой группе учащихся. На первом этапе работы преподаватель или администратор курса набирает группу учащихся, предлагает заполнить стандартные входные анкеты, где они сообщают о себе минимальную, но достаточную для установления контактов с ними, информацию. Составляется список, учащиеся регистрируются (самостоятельно им с помощью учителя) на сайте курса, а дальше начинают работать в соответствии с принятым учебно-тематическим планом, руководствуясь целями и задачами обучения.

Далее, в процессе обучения преподаватель осуществляет регулярные контакты с учащимися по электронной почте, в форумах, чатах или в отдельных случаях использует традиционные средства связи (например, когда учащийся не появляется в сети более одной недели). При небольшом количестве учащихся управление их учебной деятельностью осуществляется без особых проблем. Опытный преподаватель дистанционного обучения владеет приемами, необходимыми для активизации учебной деятельности учащихся и установления контактов с ними, знает индивидуальный учебный стиль каждого ученика в отдельности и вовремя отслеживает все изменения в работе учащихся или проблемы, которые у них могут возникнуть. В случае автономного курса преподаватель может выполнять функции администрирования учебного процесса без чьей-либо помощи. Тогда же, когда речь идет об обучении одновременно нескольких групп или даже потоков учащихся по разным курсам и программам в «виртуальном университете», ситуация будет другой. Преподаватель не может справиться с администрированием большого количества учащихся, ему на по мощь в этом случае приходят его коллеги, выполняющие функции администраторов (координаторов) и менеджеров.

Итак, в ситуации, когда учебным процессом охвачены одновременно сотни учащихся, управление учебным процессом берет на себя администратор, а основным инструментом, с которым он работает — сетевые базы данных (базы данных учащихся, успеваемости и пр.).

Базы данных (БД) — это совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам. Обычно они создаются в специализированных пакетах программ, предусматривающих создание форм, таблиц, в которые вводятся необходимые сведения. Данные связываются через поля (столбцы таблиц) в единую реляционную базу данных. Для поиска и отбора необходимых данных создается запрос, по которому происходит поиск, обновление, удаление данных и может формироваться новая таблица сведений, создаваться необходимый отчет и т. д.

При разработке курса дистанционного обучения создаются определенные системы и базы данных, функции которых выходят за рамки ввода, сбора, отбора, сортировки сведений и пр., т. е. только манипуляций с информацией. Комплекс таких данных необходим для управления учебным процессом и его осуществления в режиме, отвечающем дидактическим целям и задачам процесса дистанционного обучения, т. е. базы данных участвуют в выполнении функций по организации, планированию деятельности, коммуникации и анализу.

По сути, базы данных по учебному процессу являются необходимыми составляющими информационной среды, в которой осуществляется деятельность участников обучения. Системы и базы данных по учебному процессу в различных инструментальных средствах и оболочках для создания курсов дистанционного обучения могут быть организованы по-разному, но в основном они несут похожую целевую нагрузку.

Базы данных по учебному процессу содержат сведения обо всех его компонентах. Их можно объединить в три категории:

· справочные данные, которые создаются в процессе разработки курса дистанционного обучения и непосредственно перед процессом обучения (например, списки учащихся);

· динамические данные, создаются в процессе обучения;

· архивные данные, создаются во время и после процесса обучения.

К справочным данным можно отнести:

· информацию о материалах курса (цели, задачи, учебный план и т. д.), его авторах;

· информацию о преподавателях и обучающихся;

· глоссарии, имеющиеся в электронном учебнике;

· ссылки на различные источники информации (бумажные, электронные, сетевые), библиотеки;

· разные функции помощи (часто задаваемые вопросы, подсказки по разделу и т. д.).

Справочные данные могут создаваться автором (группой авторов), методистом, программистами, преподавателем дистанционного обучения — теми, кто имеет отношение к созданию курса дистанционного обучения; администратором — на этапе набора и приема обучающихся.

Поддержка таких данных заключается в методическом сопровождении материалов курса и возможном (при необходимости) их обновлении.

Это может произойти в случаях:

· коррекции учебного плана (сроки, задания и пр.) в соответствии с запросами обучающихся. Например, формирование индивидуальной траектории обучения для некоторых обучающихся;

· срочной коррекции методических материалов (появление новинок в соответствующей области знаний, необходимых в учебном процессе);

· коррекции списка обучающихся (отчисление за невыполнение учебного плана, перевод из группы в группу) или преподавателей (возможная замена преподавателя).

К динамическим данным отнесем сведения, формируемые в процессе обучения: доски объявлений, форумы, информация о зачетах (зачетные книжки), о выполненных заданиях и результатах обучения (промежуточных, итоговых, а также о результатах тестирования и самотестирования). Некоторые из таких сведений удаляются по окончании обучения, но многие из динамических сведений переводятся в разряд «архивных».

К созданию таких данных могут иметь отношение практически все участники учебного процесса — работники образовательного учреждения и обучающиеся. Первые выполняют функции начальной организации учащихся, детального планирования форм и методов обучения, консультирования, анализа и с помощью предоставляемых оболочкой средств (семинарские занятия, общение в форуме и чате). За обучающимися закрепляются в основном роли «ответной реакции» (самостоятельное размещение в оболочке рефератов, проектов, других работ в электронной конференции, выполнение необходимых заданий).

Поддержка динамических данных со стороны работников образовательного учреждения сводится к постоянному их обновлению в соответствии с требованиями и сроками учебного плана; со стороны обучающихся — выполнению заданий в указанные сроки, участие в предлагаемых формах взаимодействия и т. д.

К архивным данным причислим следующие:

· архивы выполненных обучающимися работ (рефераты, различные творческие работы, проекты и пр.), которые доступны для просмотра в режиме обучения;

· данные, пополняющиеся по окончании обучения каждой последующей группы (зачетные книжки; возможно информация об обучающихся, сведения о которых могут остаться доступными после окончания обучения только администратору курса);

· статистические данные об учащихся и результатах их обучения (количество обучившихся из числа принятых на курс; характеристика контингента — возраст, пол, социальная и географическая принадлежность).

Архивные данные создаются работниками образовательного учреждения, исходя из целесообразности сохранения тех или иных сведений:

· для использования их в процессе обучения последующими группами;

· в качестве источников для обновления материалов курса;

· в качестве информации для проведения статистического анализа по различным характеристикам (материалы курса, участники обучения, успешность и результативность учебного процесса и т. д.) на текущий или заданный (определенный) момент времени;

· в качестве материалов для научного исследования;

· для оценивания материалов курса и деятельности участников учебного процесса (обучающих и обучающихся).

В заключение добавим, что при использовании любых программных оболочек для создания курса дистанционного обучения четко разграничиваются полномочия участников учебного процесса, т. е. различаются уровни их доступа как к самой программной среде, так и к материалам курса. Выделяют, как правило, такие уровни доступа, как «администратор оболочки или системы в целом» (системный администратор), «администратор курса» (координатор), «преподаватель», «учащийся». Разница в полномочиях этих лиц очевидна: администратор оболочки может проводить конфигурацию системы в целом и имеет все права по ее изменению, редактированию, заведению новых пользователей и удалению старых. Администратор курса может делать то же самое, но в рамках только лишь своего WEB-курса, преподаватель имеет права, необходимые и достаточные для проведения обучения, а учащийся — самый низкий уровень доступа к программной среде. В зависимости от того, каким уровнем доступа к системе обладает участник дистанционного курса, он видит и саму оболочку, и WEB-курс по-разному. Чем выше уровень доступа, тем более открыта программная среда, тем больше команд в активе администратора. Самый усеченный так называемый «пользовательский» вариант WEB-курса видит учащийся. Для того чтобы разграничить уровни доступа для различных категорий участников учебного процесса вводится система персональных идентификаторов — логинов и паролей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *