что такое апатия у подростка девочки
Депрессия у девочек-подростков
В детском возрасте частота возникновения депрессивных состояний у мальчиков и девочек одинакова. Различия выявляются только в пубертатном периоде. По мнению специалистов, наиболее «опасный возраст» для девочек – 13-15 лет. Но мы рекомендуем не привязываться к жестким временным рамкам, поскольку уже в предпубертатном периоде, в возрасте примерно с 8-9 до 11-12 лет, повышается риск депрессивных расстройств. В этот период стоит быть более внимательными к поведению Вашей дочери.
Причины и последствия депрессий у девочек-подростков
Практикующие психотерапевты сходятся во мнении, что гормональная перестройка, которая происходит в организме девочки в период полового созревания, сама по себе может служить пусковым механизмом для развития депрессивного эпизода. В происходящих изменениях задействована вся нейроэндокринная система организма с ее сложными связями. Из-за неустойчивого гормонального фона возникают не только соматические расстройства, но и изменения психики.
Наблюдается как прямая, так и обратная связь депрессий с гормональными изменениями. Так, риск развития предменструальной дисфории у девочек появляется непосредственно с первого менструального кровотечения. С другой стороны, сама депрессия может служить причиной возникновения гормональных сбоев. Давно известен факт, что во время глобальных катастроф многие женщины утрачивают способность к зачатию в связи с прекращением месячных.
То же самое можно сказать и о «личных» катастрофах. Например, у девочек, перенесших депрессивный эпизод, наблюдаются следующие виды нарушений:
Кроме того, депрессия в пубертатном периоде – это большая вероятность повторения эпизодов у взрослой женщины. Если у девушки наблюдается задержка становления менструального цикла, нерегулярные месячные или их отсутствие, не связанное с физиологическими патологиями и соматическими заболеваниями, рекомендуем обратить внимание на эмоциональное состояние подростка.
Признаки депрессии у девочек-подростков
По данным исследований частота депрессий у девочек-подростков составляет 5-20 %. Такой разброс обусловлен тем, что депрессивные состояния в этом возрасте маскируются поведенческими нарушениями и очень часто принимаются за «обычные для подростков проявления характера». Само многообразие таких проявлений, отсутствие «привычки» у врачей общей практики оценивать саму возможность психоневрологического расстройства еще больше затрудняют диагностику.
Для подростковой депрессии характерны следующие признаки:
Толчком к развитию депрессий у девочек может служить любой травмирующий фактор. Например, несчастье со знакомыми, соматическое заболевание, переход в другую школу, переезд, ссоры в семье и даже неумение выразить мысли словами.
Наши рекомендации: если вы видите, что дочь стала неуправляемой, изменила круг общения, у нее резко изменился характер, не спешите списывать все эти симптомы на подростковый возраст. Обращайтесь к грамотному специалисту. На фоне нежелания подростка обсуждать свои проблемы с взрослыми, не стоит полагаться только на свои силы и пытаться самостоятельно справиться с ситуацией.
| Читайте далее о лечении депрессии в нашей клинике |
Дочь стала странно вести себя? Мы поможем! Наш телефон
Депрессия у девочек-подростков
В детском возрасте частота возникновения депрессивных состояний у мальчиков и девочек одинакова. Различия выявляются только в пубертатном периоде. По мнению специалистов, наиболее «опасный возраст» для девочек – 13-15 лет. Но мы рекомендуем не привязываться к жестким временным рамкам, поскольку уже в предпубертатном периоде, в возрасте примерно с 8-9 до 11-12 лет, повышается риск депрессивных расстройств. В этот период стоит быть более внимательными к поведению Вашей дочери.
Причины и последствия депрессий у девочек-подростков
Практикующие психотерапевты сходятся во мнении, что гормональная перестройка, которая происходит в организме девочки в период полового созревания, сама по себе может служить пусковым механизмом для развития депрессивного эпизода. В происходящих изменениях задействована вся нейроэндокринная система организма с ее сложными связями. Из-за неустойчивого гормонального фона возникают не только соматические расстройства, но и изменения психики.
Наблюдается как прямая, так и обратная связь депрессий с гормональными изменениями. Так, риск развития предменструальной дисфории у девочек появляется непосредственно с первого менструального кровотечения. С другой стороны, сама депрессия может служить причиной возникновения гормональных сбоев. Давно известен факт, что во время глобальных катастроф многие женщины утрачивают способность к зачатию в связи с прекращением месячных.
То же самое можно сказать и о «личных» катастрофах. Например, у девочек, перенесших депрессивный эпизод, наблюдаются следующие виды нарушений:
Кроме того, депрессия в пубертатном периоде – это большая вероятность повторения эпизодов у взрослой женщины. Если у девушки наблюдается задержка становления менструального цикла, нерегулярные месячные или их отсутствие, не связанное с физиологическими патологиями и соматическими заболеваниями, рекомендуем обратить внимание на эмоциональное состояние подростка.
Признаки депрессии у девочек-подростков
По данным исследований частота депрессий у девочек-подростков составляет 5-20 %. Такой разброс обусловлен тем, что депрессивные состояния в этом возрасте маскируются поведенческими нарушениями и очень часто принимаются за «обычные для подростков проявления характера». Само многообразие таких проявлений, отсутствие «привычки» у врачей общей практики оценивать саму возможность психоневрологического расстройства еще больше затрудняют диагностику.
Для подростковой депрессии характерны следующие признаки:
Толчком к развитию депрессий у девочек может служить любой травмирующий фактор. Например, несчастье со знакомыми, соматическое заболевание, переход в другую школу, переезд, ссоры в семье и даже неумение выразить мысли словами.
Наши рекомендации: если вы видите, что дочь стала неуправляемой, изменила круг общения, у нее резко изменился характер, не спешите списывать все эти симптомы на подростковый возраст. Обращайтесь к грамотному специалисту. На фоне нежелания подростка обсуждать свои проблемы с взрослыми, не стоит полагаться только на свои силы и пытаться самостоятельно справиться с ситуацией.
| Читайте далее о лечении депрессии в нашей клинике |
Дочь стала странно вести себя? Мы поможем! Наш телефон
Почему у подростков развивается апатия?
Отсутствие интересов у ребёнка является частой причиной обращений к психологу со стороны родителей и детей подросткового возраста. При этом сами подростки жалуются на слабость и леность. Почему апатия чаще всего проявляется в этом возрасте, как помочь ребёнку преодолеть период усталости и безразличия к происходящему, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог, детский нейропсихолог Стелла Антонова.
– Какие симптомы характерны для апатичного состояния? Почему оно развивается у подростков?
– Апатия – это отсутствие интересов, состояние безразличия, равнодушие, вялость и безволие. Она является характерным состоянием подросткового периода. Американский психоаналитик Гарри Салливан указывает на то, что апатия наблюдается у детей ещё в младенческом возрасте, он связывает это с реакцией адаптивности психической деятельности ребёнка на внутреннее напряжение. Подросткам доступна рефлексия и они сами обращаются с жалобами на физическую слабость, утомляемость, леность. Более того, дети могут назвать конкретный период, когда начались данные проявления. Кризис длится примерно с 10 до 16 лет.
– Как отличить подростковую апатию от лени?
– Эти определения из разных областей. Слово «апатия» рассматривается как философский, медицинский, психологический термин из области науки, а «лень» относится к житейскому понятию.
Если у взрослого человека слишком много целей, задач, то в какой-то момент он берёт паузу и отказываетесь делать всё. При этом зачастую он ругает себя за «лень». Согласно исследованиям учёных, при перегрузке рабочего объёма памяти начинает страдать функция внимания. Человек перестаёт удерживать фокус в какой-то определённой области, и организм отказывается делать всё. Наш организм – живая система, в которой все процессы происходят в динамике. Нам не свойственна стагнация. Поэтому если человек не чувствует достаточного количества сил, он испытывает дискомфорт. Это может быть связано с различными физиологическими, анатомическими, гормональными изменениями.
– Зависит ли это состояние от времени года?
– Весенне-осенний период – время обострения различных заболеваний. Отсутствие солнца также влияет на физиологию, на выработку гормонов. Есть прямая зависимость между временем года и состоянием человека. Нашему организму свойственна цикличность так же, как и природе. Но есть такое понятие как «солнце внутри», то есть счастливому человеку с определённым состоянием души не важны погода, время года. Однако в определённые периоды организм как бы «замирает», бережёт силы. Организм имеет свои циклы и может потребовать отдыха.
– В каком случае апатия может перейти в депрессию?
– Подростковый кризис – период, когда наблюдаются изменения во всех функциональных системах. Дети могут чувствовать головокружение, нехватку воздуха, давление, боли в ногах и ещё много симптомов, которые возникают по причине анатомо-физиологической перестройки организма. Физическое состояние всегда является основой психического тонуса. Также у подростков слишком много вопросов и задач: внешность, отношения, будущая профессия. Их всё волнует и интересует. И когда возникает большой объём задач для решения, организм использует защитные стратегии, он как бы впадает в спячку. Идёт большая работа адаптационных механизмов психики. Подростков это мучает, они обесценивают себя, ругают, занимаются самобичеванием. Тревожное состояние, возникающее в кризисный, переходный период, часто переходит в депрессию. Психологическое благополучие ребёнка зависит как от особенностей высшей нервной деятельности, так и от отношений с родителями. Если в семье есть поддержка, как правило, депрессивных эпизодов не наблюдается.
– Как проявляется депрессивное состояние?
– Одним из основных признаков депрессии является сниженный фон настроения не менее двух недель. Также наблюдается нарушение сна: ранние пробуждения и невозможность дальше уснуть. В 4-5 утра, как правило, повышается уровень гормона стресса – кортизола. Поэтому появляется тревожность. В случае депрессии также происходят нарушения менструального цикла у девочек, пищевого поведения (отсутствие аппетита или частое употребление еды). Есть так называемая депрессивная триада Бека – это негативный образ себя, мира и будущего. Нужно обратить внимание, что девиантное поведение в подростковом возрасте может указывать на депрессивное состояние подростка.
– Как помочь ребёнку в подростковый период справиться с психологическим дискомфортом?
– Деятельности в жизни подростков может быть достаточно (школа, секции, репетиторы). Однако когда дети рассказывают о своих личных переживаниях, они указывают на отсутствие интересов. Внутренние состояние не соответствует внешней «картине» их жизни. Такой диалог с подростками нужно уважать, воспринимать его со всей значимостью. Поговорить, обсудить и, если это не помогает, то обратиться к психологу.
В подростковом возрасте необходимо заниматься каким-либо видом спорта, потому что в этом случае идёт гармонизация обмена веществ в организме, физической и психической составляющих человека. Если ребёнок близок к депрессивному состоянию, то можно обратиться к врачу превентивной медицины. Эти специалисты помогают восстановить дефицит витаминов, микроэлементов и минералов для гармонизации гомеостаза организма.
Самое главное родителям быть в доверительных отношениях со своими детьми. Это значит с пониманием, а не с назиданием относиться к их чувствам, рассказам, историям. Французский психоаналитик Франсуаза Дольто о ранимости подросткового периода говорила, что травма, нанесённая ребёнку в этом возрасте, остаётся в его душе так же, как рубец от раны на теле лангуста. Такое сравнение не случайно: морские обитатели меняют панцирь, а подростки меняются внутренне и внешне. Дети в этот момент нуждаются в сопереживании и участии.
Депрессия у подростков
Депрессия у подростков – это часто встречающееся состояние. 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами. Девочки страдают депрессией чаще, чем мальчики. Если игнорировать проявления депрессии и не оказать своевременную помощь, данное состояние может привести к трагическому исходу, например, суициду.
Причины подростковой депрессии
В переходном возрасте происходит бурный рост организма, который сопровождается гормональным сдвигом, перестройкой в жизнедеятельности всего организма. Также подростки испытывают стресс из-за учебной нагрузки, возрастающей ответственности, сложностями взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Вышеперечисленные моменты делают ребенка крайне уязвимым. Причинами развития депрессии могут быть как внешние причины (стресс, плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях в семье, со сверстниками, тяжелые заболевания), так и внутренние причины, связанные с нарушением биохимических процессов в головном мозге.
Симптомы депрессии у подростков
Диагностика депрессии в подростковом возрасте вызывает некоторые трудности, так как типичная картина депрессии проявляется у детей не всегда. Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний. Гораздо чаще депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье и т.д. Важно обращать внимание на изменения в поведении у ребенка, которые могут скрывать под собой симптомы депрессии, чтобы не упустить время и в нужный момент обратиться к врачу-психиатру, психотерапевту, психологу за помощью.
«Маски» депрессии у ребенка
Депрессия у подростков может скрываться за «масками», когда типичные проявления депрессии не являются первым, бросающимся в глаза компонентом. Условно выделяют несколько «масок» или, так называемых, эквивалентов депрессий у подростков.
Девиантный эквивалент. Этот эквивалент проявляется внезапно начавшимися, не свойственными ранее, нарушениями поведения. Подросток начинает испытывать тягу к «дурным» компаниям, прогуливать школу, сбегать из дома, проявлять интерес к алкоголю, воровству. Имеет место самоповреждающее поведение (ребята наносят себе порезы, ожоги, ввязываются в драки). Однако в отличие от истинного девиантного поведения, на состоянии ребенка лежит отпечаток отчаяния, и истинного удовольствия от своих поступков он не получает.
Употребление алкоголя и наркотических веществ связано с тем, что подросток хочет облегчить свое эмоциональное состояние. Как правило, подростки скрывают свои внутренние переживания от взрослых, но в голове у них могут скрываться довольно мрачные мысли о собственной несостоятельности, отсутствии смысла жизни, перспектив.
Психологи объясняют подобное поведение тем, что ребенок намеренно ищет наказания, так как думает о себе как о «плохом».
Случай из практики. Мальчик Р., будучи в младшей школе примерным ребенком, состоятельным в учебе, любимцем учителей, в подростковом возрасте внезапно начал употреблять наркотики, обманывать взрослых, воровать, наносить себе повреждения. Учителя, родители списывали изменения поведения на подростковый возраст и отнеслись к состоянию ребенка серьезно только после незавершенной суицидальной попытки. Впоследствии мальчик признавался врачам в том, что на протяжении длительного времени находился в подавленном состоянии, видел свое будущее в мрачном свете, считал себя бесполезным, думал, что он ничего не добьется, только подведет всех. После обращения к врачу и прохождения курса лечения, психотерапии мальчик вернулся к нормальной жизни, снова появилась заинтересованность в учебе, планы на будущее, отношения в семье стали более доверительными.
Апатический эквивалент. Характеризуется трудностями в учебе. Дети жалуются на быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, постоянную скуку. Часто подростки говорят о том, что они стали «как будто глупее». Вышеперечисленные проблемы приводят к снижению успеваемости. Дети начинают прогуливать школу, сидят дома, теряют интерес к общению, забрасывают хобби, кружки, пренебрегают личной гигиеной. Изменяется digital-активность подростка, например, на смену социальным сетям приходят однотипные игры или просмотр роликов в интернете, которые не несут смысловой нагрузки. При таком состоянии часто появляются мысли о «нежелании жить», так как подростки начинают корить себя за свою несостоятельность. Нередко взрослые списывают состояние подростка на лень, ругают ребенка, тем самым усугубляют тяжесть его состояния, создавая «порочный круг».
Случай из практики. Подросток В., после смерти отца перестала посещать школу, спортивные кружки, стала жаловаться на ухудшение памяти, быструю истощаемость, не могла сконцентрироваться на сюжете фильма или книги, потеряла контакт с друзьями, со временем практически перестала вставать с постели. После обращения к психиатру и подбора терапии девочка стала активнее, инициативнее, вновь начала общаться со сверстниками, вернулась в школу, успешно закончила 10 класс. Психотерапия помогла ей принять потерю близкого человека. Впоследствии девочка стала большой поддержкой для своей мамы.
Ипохондрический эквивалент. Этот вариант «маски депрессии» встречается реже, чем первые два. Он проявляется многочисленными жалобами на здоровье, желанием постоянно обследоваться у врачей. Ссылаясь на слабое здоровье, такие подростки пропускают школу. При этом они не обманывают родителей, а на самом деле испытывают различные физические недомогания (головокружение, тошноту, может отмечаться подъем температуры до 38 градусов).
Случай из практики. Пациентка К., постоянно предъявляла различные жалобы на головные боли, боли в животе, ломоту в конечностях, головокружение, тошноту, просила обследовать ее, читала о заболеваниях в интернете. Полное обследование исключило наличие какого-либо заболевания, что ненадолго успокоило девочку. Спустя непродолжительное время она вновь находила у себя симптомы тяжелых заболеваний. По собственной инициативе девочка посетила психиатра. После подбора лечения постепенно пропали соматические жалобы, а после работы с психотерапевтом она выяснила причину своей депрессии и смогла ее побороть.
«Будто тяжелый металл закачали внутрь меня»
Помимо депрессивных «масок» в старшем подростковом возрасте могут встречаться и более классические депрессивные картины. Юноши и девушки жалуются на тоску, угнетенное настроение, плаксивость, тревогу. Голос становится тихим, речь замедляется, мимика оскудевает.
Для классической депрессии характерна бессонница с ночными и ранними утренними пробуждениями, снижение аппетита. Пища становится «как трава» на вкус, любимые прежде блюда не приносят удовольствия. Появляются идеи самообвинения, физические недостатки преувеличиваются, начинают казаться «уродствами». Периодически подростки очень красочно описывают свои переживания. Например, одна девушка так описывала свое состояние: «Будто тяжелый металл закачивают внутрь, и он разливается по всему телу. В груди камень. Мысли взяли и перевернули через мясорубку. В голове каша».
Как справиться с подростковой депрессией
Родителям необходимо обращать внимание на подобные изменения в поведении ребенка и вовремя обращаться за помощью к психиатру, психологу. Также в этот сложный период крайне важна поддержка семьи, окружения. В лечении депрессии у подростков чаще всего применяется комплексный подход (лекарственная терапия, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, другие реабилитационные мероприятия). Однако, каждый случай депрессии уникален. Для оптимального подбора лечения необходимо рассматривать ситуацию в индивидуальном порядке. При наличии симптомов депрессии у ребенка важно не отворачиваться от него, не бояться вовремя обратиться за помощью, чтобы вернуть сыну или дочке улыбку и радость жизни.
Подросток в депрессии: советы психолога, как избежать беды
15 августа 2019 года
Родители подростков часто обращают внимание на то, что их дети вдруг меняются: еще недавно жизнерадостный ребенок теряет интерес к учебе, друзьям, к жизни вообще. Ему все не в радость. Сын или дочь выглядит устало, отказывается от еды. Худеет или, наоборот, полнеет. Многие склонны списывать это на переходный возраст, но тут важно не пропустить начало депрессии. Как ее распознать и вовремя забить тревогу, рассказывает Елена Сизикова, психолог семейного центра «Кутузовский».
— Какие симптомы должны насторожить родителей?
— Нарушение сна — бессонница или сонливость. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации. Испытывать чувство никчемности и вины (часто необоснованной). Иногда депрессия у детей проявляется в поведении — гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе. Подросток беспокоен, брюзглив, все отрицает. Доходит до антисоциального или агрессивного поведения. Может стать угрюмым, избегать контактов в семье. Или наоборот — казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно со сверстниками. Его не волнует его внешний вид, успеваемость в школе.
— Чем опасно такое состояние?
— Оно часто сопровождается навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками. Подросток в таком состоянии может начать употреблять алкоголь, наркотики. Нельзя недооценивать депрессию у подростка: она может повлечь за собой серьезные, опасные, даже непоправимые последствия.
— Как этого не допустить? Что делать, если появились симптомы депрессии?
— Если вы знаете или догадываетесь, что ваш ребенок думает о смерти или состоит в деструктивных группах в социальных сетях, то надо срочно обращаться за помощью к психологу. Например, в один из семейных центров Москвы. Самостоятельно тут трудно справиться.
Если речь о профилактике подростковой депрессии, то важно понимать: подростковый возраст — очень сложный, конфликтный. Избегать конфликтных ситуаций невозможно. Да и не нужно. Самое главное — стараться создать такой психологический климат в семье, чтобы подросток чувствовал поддержку, знал, что его слышат и с ним считаются.
— Легко сказать, но как родителям создать такую атмосферу?
— Есть несколько методов: активная эмоциональная поддержка ребенка в состоянии депрессии и поощрение его положительных устремлений. Это поможет облегчить ситуацию. Можно и нужно учить подростка социализироваться и преодолевать стресс — тут тоже помогут психологи. Еще один метод — расширение временной перспективы и самопонимания.
— Вы сказали, что конфликтов не нужно не избегать, а позитивную атмосферу за короткий срок не создать. Как правильно вести себя, когда конфликт неизбежен?
— Четко излагать подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог их понять. Вывести подростка на откровенный разговор, чтобы выяснить, что происходит с ним. Он должен знать, что его выслушают без критики и осуждения. Взрослому надо показать свою готовность слушать и понимать, что вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения. Подростку нужно, чтобы родители его выслушали, но не давали советов, пока он сам не попросит их об этом. С этим трудно смириться, но родителям надо принять и понять: подросток вовсе не должен обязательно следовать советам старших. Он делает свой выбор.
Только при таком подходе возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми — взрослым и подростком. Только на такой базе можно строить конструктивное общение и поведение.
КАК ГОВОРИТЬ С ПОДРОСТКОМ
Никогда не говорите
«Ненавижу учебу, класс. »
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»
«Когда я был в твоем возрасте. да ты просто лентяй!»
«Все кажется таким безнадежным. »
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!»
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»
«Вы не понимаете меня!»
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»
«Кто же может понять молодежь в наши дни?»
«Я совершил ужасный поступок. »
«Давай сядем и поговорим об этом»
«Что посеешь, то и пожнешь!»
«А если у меня не получится?»
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»
«Если не получится —значит, ты недостаточно постарался!»