что такое авиационный спирт
Авиационный спирт: можно ли употреблять и какие будут последствия для организма?
Чего только не придумает любитель выпивки, чтобы сэкономить или утаить факт употребления алкоголя! Алкоголики употребляют медицинский и технический спирт, различные лекарственные настойки, бальзамы, порой даже духи, одеколон или другие содержащие этанол жидкости.
Во многих случаях такое неадекватное поведение заканчивается добровольным или принудительным посещением больницы, или более трагичным исходом. Но это не останавливает горячие головы, жаждущие алкогольных приключений.
Среди популярных легенд существует и такая: якобы существует авиационный спирт, которым заправляют самолеты, и что его можно пить.
Что представляет собой авиационный спирт
Авиационная техника (особенно самолеты) перемещается на больших высотах, в очень суровых климатических условиях. Одна из проблем, с которой сталкиваются летчики – обледенение стекол, различных приборов и частей техники, возникающее по причине низких температур.
Высота, где происходит обледенение самолета
Впервые с проблемой обледенения столкнулись советские авиаконструкторы при разработке самолетов, способных подниматься на большие высоты. Поскольку в СССР вопросам военной техники уделялось самое большое внимание, и денег на нее не жалели, было принято решение об использовании этилового спирта в качестве антифриза для самолетов и вертолетов, летающих в условиях низких температур.
Сколько градусов в авиационном спирте? Водой авиационный спирт разбавляли в летнее время, когда технике приходилось летать при более высоких температурах.
График температуры замерзания этилового спирта
Поэтому его крепость становилась значительно менее 96 градусов. Другие добавки примешивались к спирту именно для того, чтобы не было желания его выпить.
Но даже это не останавливало любителей выпивки. Они ухитрялись выжигать из состава керосин, пользуясь тем, что он более легкий, и всплывает наверх, применяли активированный уголь и другие хитроумные методы фильтрации.
Как возникло понятие авиационный спирт «Массандра» и другие эвфемизмы
При контакте с металлическими баками авиационный спирт мог приобретать также такие вредные примеси как свинец и ртуть. Чтобы удалить их, изобретательные авиамеханики и летчики использовали охлажденный лом (металлический инструмент), по которому жидкость стекала в емкость, а примеси оседали на поверхности металла.
Необычные методики изготовления напитков из технического спирта и потребность в конспирации (ведь за воровство и распитие алкоголя полагались суровые наказания) привели к появлению жаргонных названий.
Алкогольный напиток моряков «шило»
Современная авиационная промышленность уже не использует этанол (а в тех сферах, где он еще применяется, к нему примешивают Битрекс и другие добавки). Его заменителями стали метиловый (CH3OH) и изопропиловый (C3H8O) спирты.
Изопропиловый спирт в качестве антифриза для авиации
Метанол и изопропанол очень токсичны. При употреблении внутрь могут вызвать отравление, в том числе со смертельным исходом.
Последствия употребления авиационного спирта
Так можно ли пить авиационный спирт? Когда-то было можно — когда он состоял из этанола.
Но безопасным для здоровья все же такой напиток не был, ведь он не предназначался для употребления людьми, а значит не проходил проверок качества, не использовался и не хранился в надлежащих условиях. Моментального вреда здоровью он мог не наносить, но длительное употребление способствовало развитию различных заболеваний.
Запрет на употребление современного авиационного спирта
Современный авиационный спирт пить нельзя.
Как определить признаки отравления?
Правила оказания первой помощи отравившемуся
Необходимо вызвать рвоту, затем дать выпить минеральной воды, вызвать скорую помощь.
Вызов рвоты, в помощь при отравлении авиационным спиртом
В качестве антидота техническим спиртам используется этанол (можно выпить 50-70 грамм водки).
Методики распознавания спиртосодержащих ядов
Заключение
Авиационный спирт уже давно не состоит из этанола. Его делают из токсичных компонентов, опасных для здоровья человека. Самостоятельно очистить или сделать пригодным к употреблению в качестве алкогольного напитка авиационный антифриз невозможно.
В настоящее время в продаже можно найти любое количество дешевого и достаточно качественного алкоголя, который гораздо безопаснее, и не нуждается в дополнительных методах очистки. А авиационный спирт пить нельзя.
Авиационный спирт: назначение и характеристика
Содержание статьи
Для того чтобы разобраться в назначении и характеристиках авиационного спирта необходимо хотя бы в самых общих чертах ознакомиться с общим воздействием алкогольных напитков на человеческий организм. Ведь наша национальная культура имеет очень серьезную привязку к застольям с соответствующими праздничными возлияниями. Важно понимать, что данное понятие в первую очередь имеет привязку к «этиловому спирту» (химическая формула: C2H5OH). Эта жидкость является основным ингредиентом водки, виски, джина и т.п.
На физиологию человека этанол влияет исключительно как токсичное и наркотическое вещество. Причем даже низкие его концентрации воздействуют на организм седативно. А при частом употреблении подобного рода напитков возникает наркотическая зависимость, наносится серьезный ущерб ЖКТ, печени, кровеносной и нервной системам. В отличие от прочих наркотиков алкоголь действует достаточно медленно и незаметно, а его негативное влияние на человеческий организм может проявиться только через десятилетия.
Интересно, что авиационный спирт в силу своего «злободневного» употребления в советское время имеет массу сленговых названий. Данный напиток «гурманов» получил наименование «шпага» и «шило». А во времена сухого закона восьмидесятых годов 20 века авиаторы его часто называли «шасси-ликером» и «Массандрой».
Общие понятия
Милитаристская история нашей страны после окончания Великой Отечественной войны подразумевала в первую очередь развитие советской военной авиации. А, как в свое время было известно даже далеким от данной темы людям, «авиация без спирта не сможет подняться в небо». На самом деле, авиационный спирт применяется в самолетах в основном для функционирования ПОС (противообледенительной системы), куда входит в качестве основной химической составляющей.
Именно из-за того, что температура замерзания этанола (раствора этанола) более низкая, чем у простой воды, данное химическое свойство жидкости получило широкое применение в авиации. Ведь в данном контексте именно борьба с обледенением корпуса самолета является наиболее актуальной. Причем тип летательного аппарата непосредственно влияет на нормы потребления авиационного спирта. Исходя из этого, наиболее «голодным» считается МиГ-25. Интересно, что его тематическим названием является «летающий гастроном». Этот самолет имеет среднюю норму потребления разбавленного авиационного спирта 250 литров. А, кроме того, в дополнительном резервуаре находится еще около 50 литров чистого этанола.
В середине прошлого столетия ПОС большинства МиГов и ТУ использовал традиционный этиловый спирт. А в зависимости от конкретной разновидности самолета варьировали и «градусы» жидкости. Обычно в качестве технического спирта применялся ректификат. Однако часто авиационный спирт необходимо было разводить водой (дистиллятом или минералкой) в соответствии с нормами расхода. Например, на советском вертолете МиГ-6 крепость жидкости, предназначенной для обмывания стекол и в качестве дублирования их электрического обогрева, составляла 96%. А вот резервуары самолетов ТУ-22 предусматривали наполнение авиационным спиртом, разбавленным в летнее время до 50%, а в зимнее – до 60-70%.
Заменитель авиационного спирта
В зависимости от типа летательных аппаратов количество выделяемого на них авиационного спирта варьировало. Однако это не мешало, как членам экипажей, так и механикам большую часть списанной жидкости расхищать с целью употребления и даже перепродажи. Особенно актуальной стала эта проблема в период «Перестройки» с ее «сухим» законом.
Интересно, что потребительский рынок алкогольных напитков очень органично принял в себя эту «золотую жилу». Причем стоимость напитка зависела тогда от его крепости. Однако средний «ценник» составлял 7-9 рублей за литр. Чтобы предотвратить коммерциализацию и спаивание советских летчиков правительство страны было вынуждено заменить безопасный для здоровья человека этанол на метанол или изопропанол, а также вводить в состав этанола различные добавки, что делало жидкость непригодной для употребления в качестве алкогольных напитков.
В связи с этими процессами формула авиационного спирта изменялась в зависимости от периода рассматриваемой советской эпохи. Например, в конце «девяностых» этиловый спирт (С2Н5ОН) был полностью вытеснен изопропиловым спиртом (С3Н8О) и метиловым спиртом (СН3ОН). В настоящее время в ПОС авиации используется смесь этиленгликоля или специальная жидкость «Арктика». А в случаях, когда необходимо применять этанол, в его состав добавляется денатурирующий компонент «Битрекс», который обладает очень горьким привкусом, исключающим употребление внутрь.
Характеристика авиационного спирта
Свойства авиационного спирта полностью зависят от химического состава вещества, которое является его основным компонентом. Так, этанол является летучей бесцветной жидкостью с характерным запахом питьевого спирта и жгучим вкусом. Он обладает плотностью, меньшей, чем у воды, и является хорошим растворителем различных органических веществ. «Напиток авиаторов» имеет температуру кипения, составляющую плюс 78,39 °C, и замерзания – минус 114,3 °C. Он хоть и не опасен для жизни, однако точно не является полезным для здоровья.
На внешний вид авиационный спирт, созданный на базе метанола, полностью соответствует своему аналогу из этанола. Однако температура его кипения составляет плюс 64,7 °C, а замерзания – минус 97 °C. При смешивании с водой происходит сжатие и разогревание метанола. Причем данная жидкость обладает худшей летучестью при низких температурах окружающей среды и «травит» авиационный алюминий, из которого сделан корпус летательного аппарата. При температуре воздуха от +10 °C и ниже повышается расход топлива для достижения рабочих параметров. Для решения проблемы метанол приходится разводить на 10-25 % бензином.
Можно ли употреблять авиационный спирт в качестве алкоголя?
Не секрет, что для летчиков и механиков советской эпохи вопрос о пользе или вреде здоровью от употребления авиационного спирта показался бы, скорее всего, риторическим. Ведь в те эпические времена его считали исключительно дополнительным бонусом к заработной плате. Тогда никто не соразмерял питьевое качество авиационного спирта с аналогичными показателями алкогольного ассортимента, представленного на прилавках винных магазинов. Тем более, вредные последствия для человеческого организма начинали сказываться только через многие годы. Таким образом, этанол (С2Н5ОН), в котором не было денатурирующих добавок, включая, конечно же, «Битрекс», старшее и среднее поколения авиаторов использовали не только по прямому назначению с минимальным, если можно так выразиться, ущербом для здоровья.
Однако авиационный спирт, в составе которого присутствуют специальные добавки или который подразумевает использование технических заменителей, указанных выше, полностью исключает их употребление внутрь. Ведь метанол гарантирует потерю зрения, да и вообще очень опасен для жизни. А чтобы его отличить от этилового спирта, необходимо поджечь. Этиловый спирт горит синим пламенем, а метиловый – зеленым. Кроме того, в качестве индикатора авиационного спирта можно использовать очищенный клубень картофеля. При опускании в жидкость он не изменит цвет в эталоне и приобретет розовый оттенок в метаноле.
Для определения изопропанола в составе авиационного спирта достаточно его понюхать. Так как запах этого вещества невозможно перепутать с этиленовым спиртом.
Авиационный спирт: можно ли употреблять и какие будут последствия для организма?
Чего только не придумает любитель выпивки, чтобы сэкономить или утаить факт употребления алкоголя! Алкоголики употребляют медицинский и технический спирт, различные лекарственные настойки, бальзамы, порой даже духи, одеколон или другие содержащие этанол жидкости.
Во многих случаях такое неадекватное поведение заканчивается добровольным или принудительным посещением больницы, или более трагичным исходом. Но это не останавливает горячие головы, жаждущие алкогольных приключений.
Среди популярных легенд существует и такая: якобы существует авиационный спирт, которым заправляют самолеты, и что его можно пить.
Что представляет собой авиационный спирт
Авиационная техника (особенно самолеты) перемещается на больших высотах, в очень суровых климатических условиях. Одна из проблем, с которой сталкиваются летчики – обледенение стекол, различных приборов и частей техники, возникающее по причине низких температур.
Высота, где происходит обледенение самолета
Впервые с проблемой обледенения столкнулись советские авиаконструкторы при разработке самолетов, способных подниматься на большие высоты. Поскольку в СССР вопросам военной техники уделялось самое большое внимание, и денег на нее не жалели, было принято решение об использовании этилового спирта в качестве антифриза для самолетов и вертолетов, летающих в условиях низких температур.
Формула авиационного спирта изначально была простой: этиловый спирт (C2H5OH) крепостью около 95%, в который могли быть добавлены некоторые компоненты:
Сколько градусов в авиационном спирте? Водой авиационный спирт разбавляли в летнее время, когда технике приходилось летать при более высоких температурах.
График температуры замерзания этилового спирта
Поэтому его крепость становилась значительно менее 96 градусов. Другие добавки примешивались к спирту именно для того, чтобы не было желания его выпить.
Но даже это не останавливало любителей выпивки. Они ухитрялись выжигать из состава керосин, пользуясь тем, что он более легкий, и всплывает наверх, применяли активированный уголь и другие хитроумные методы фильтрации.
Как возникло понятие авиационный спирт «Массандра» и другие эвфемизмы
При контакте с металлическими баками авиационный спирт мог приобретать также такие вредные примеси как свинец и ртуть. Чтобы удалить их, изобретательные авиамеханики и летчики использовали охлажденный лом (металлический инструмент), по которому жидкость стекала в емкость, а примеси оседали на поверхности металла.
Необычные методики изготовления напитков из технического спирта и потребность в конспирации (ведь за воровство и распитие алкоголя полагались суровые наказания) привели к появлению жаргонных названий.
Алкогольный напиток моряков «шило»
Напиток, полученный из авиационного спирта, называли по-разному:
Современная авиационная промышленность уже не использует этанол (а в тех сферах, где он еще применяется, к нему примешивают Битрекс и другие добавки). Его заменителями стали метиловый (CH3OH) и изопропиловый (C3H8O) спирты.
Изопропиловый спирт в качестве антифриза для авиации
Их характеристики несколько уступают этанолу, но все же их достаточно для антифриза:
Метанол и изопропанол очень токсичны. При употреблении внутрь могут вызвать отравление, в том числе со смертельным исходом.
Последствия употребления авиационного спирта
Так можно ли пить авиационный спирт? Когда-то было можно — когда он состоял из этанола.
Но безопасным для здоровья все же такой напиток не был, ведь он не предназначался для употребления людьми, а значит не проходил проверок качества, не использовался и не хранился в надлежащих условиях. Моментального вреда здоровью он мог не наносить, но длительное употребление способствовало развитию различных заболеваний.
Запрет на употребление современного авиационного спирта
Современный авиационный спирт пить нельзя.
Как определить признаки отравления?
Отравление спиртосодержащими ядами сопровождают такие симптомы:
Правила оказания первой помощи отравившемуся
Необходимо вызвать рвоту, затем дать выпить минеральной воды, вызвать скорую помощь.
Вызов рвоты, в помощь при отравлении авиационным спиртом
В качестве антидота техническим спиртам используется этанол (можно выпить 50-70 грамм водки).
Методики распознавания спиртосодержащих ядов
Как распознать ядовитые вещества:
Заключение
Авиационный спирт уже давно не состоит из этанола. Его делают из токсичных компонентов, опасных для здоровья человека. Самостоятельно очистить или сделать пригодным к употреблению в качестве алкогольного напитка авиационный антифриз невозможно.
В настоящее время в продаже можно найти любое количество дешевого и достаточно качественного алкоголя, который гораздо безопаснее, и не нуждается в дополнительных методах очистки. А авиационный спирт пить нельзя.
Авиационный спирт: назначение и краткая характеристика
От бывших летчиков и авиамехаников можно услышать немало красочных рассказов о том, как в старые добрые времена они сливали спирт из самолетов и с удовольствием распивали его. Правда ли можно пить такой вид алкоголя, или это все байки? Давайте узнаем об этом, а также более подробно рассмотрим особенности авиационного спирта.
Алкоголь и его влияние на организм
Прежде чем более подробно узнать об особенностях изучаемой жидкости, стоит кратко ознакомиться с влиянием алкоголя на человека в целом.
В русском языке в роли синонима к данному термину чаще всего используется словосочетание «этиловый спирт», он же этанол. Именно этот компонент входит в большинство напитков, без которых не обходится ни одно застолье.
C2H5OH (формула этилового спирта) является основным компонентом водки, виски, джина, пива, вина и подобных им. Попадая в организм человека в составе одного из вышеупомянутых напитков, этанол оказывает на него токсическое, а при частом употреблении и наркотическое воздействие. Даже низкие его концентрации в крови оказывают седативный эффект на весь организм. Мышцы расслабляются, возникает чувство эйфории (то самое опьянение) и сомноленция (спутанность сознания).
При периодическом потреблении или злоупотреблении этанолосодержащими напитками может возникнуть наркотическая зависимость. Кроме того, постоянно попадая в организм, этиловый спирт постепенно разрушает печень, желудочно-кишечный тракт, сердечно сосудистую и нервную системы. В отличие от наркотических веществ другого типа, алкоголь действует медленно и почти незаметно. В большинстве случаев его разрушительное влияние проявляется только через десятилетия. Поэтому их нередко приписывают к возрастным заболеваниям, даже не подозревая об истинной причине.
Многие годы существовало мнение, что далеко не все алкогольные напитки вредны. Во многих медицинских журналах расписывалась польза красного вина для сердечно сосудистой системы, благодаря содержащимся в нем антиоксидантам. Однако к началу второго десятилетия двухтысячных уровень технологий позволил ученым тщательнейшим образом исследовать это утверждение. После многочисленных экспериментов было установлено, что это миф, и красное вино, как и прочие спиртные напитки, ничем не помогает сердцу, а только вредит ему.
Типы этилового спирта
Стараниями Всемирной организации здравоохранения о вреде алкоголя знает каждый. Вот только это мало кого останавливает. Напитки на основе этанола продолжают быть одним из самых продаваемых пищевых продуктов. Это притом, что они не относятся к товарам первой необходимости.
Поскольку монополия на их производство и продажу принадлежит государству, цены на них не из дешевых и постоянно растут. В связи с этим постоянные потребители всегда шли и сегодня нередко идут на различные ухищрения, позволяющие приобретать алкоголь дешевле рыночной его стоимости. Помимо самогоноварения, самым распространенным является покупка этилового спирта. В зависимости от его крепости, он разводится водой, и получается та же самая водка домашнего приготовления.
Однако продажа этилового спирта, как и самогоноварение, не особо приветствуется государством, а часто очень даже карается. Поэтому приобретение этанола ушло в подполье. Как правило, его всегда продают работники предприятий, где он производится или где используется, причем чаще для технических целей (например, медицинский или авиационный спирт). Во втором случае не приходится выбирать уровень качества данного продукта. А вот в первом такая возможность теоретически есть.
Какие же существуют типы этанола? Все зависит от того, из чего он изготовлен и насколько тщательно очищен:
Что касается крепости, то выделяется 3 категории этила:
Авиационный спирт: что это такое и для чего он использовался
После окончания Великой Отечественной войны, во избежание повторения чего-то подобного, все силы были брошены на укрепление обороноспособности страны. Выделялись колоссальные средства, благодаря чему выдающиеся инженеры и авиаконструкторы смогли воплотить в жизнь свои самые смелые замыслы. К таким людям относился и Антон Иванович Микоян. Под его руководством было создано немало истребителей, которые были гордостью советской авиации. Как правило, все они именовались в честь Микояна и его коллеги Михаила Иосифовича Гуревича: МиГ.
В большинстве таких самолетов и в подобных им как раз и применялся пресловутый авиационный спирт. Для чего? Чаще всего в качестве химической составляющей противообледенительной системы (ПОС). Дело в том, что водный раствор этанола имеет более низкую температуру замерзания, чем просто вода. Это его свойство широко использовалось, дабы предотвратить обледенение.
В зависимости от типа летательного аппарата для него требовалось разное количество этой жидкости. Самыми спиртопотребляющими считались МиГ-25. Среди летной братии он даже именовался «летающим гастрономом». Для одного полноценного полета такого аппарата требовалось в среднем около 250 л разбавленного этанола + 50-60 л чистого в дополнительном баке.
Этот применяемый в авиации спирт и получил название «авиационный». Кстати, C2H5OH также использовали и в других военных отраслях. В частности, на атомных подлодках.
Крепость
В средине ХХ в. у большинства МиГов и ТУ в ПОС применялся классический этанол. В зависимости от разновидности самолета, градусы авиационного спирта и его состав несколько отличались. Поскольку жидкость все равно предстояло разводить, абсолютизированный этанол, естественно, никто не использовал. Как правило, для технических нужд применялся ректификат, реже медицинский спирт.
В связи с этим бытует заблуждение, что на вопрос «Сколько градусов в авиационном спирте?», правильно отвечать: «95-96». Однако это не совсем верно. В зависимости от партии и цели применения крепость авиационного этанола могла варьироваться. К примеру, в многоцелевом советском вертолете МиГ-6 и правда она составляла 96%. В таком летательном аппарате авиационный спирт применялся для обмывки стекол и как резерв к электрообогреву.
В то же время в баки самолетов ТУ-22 заливалась жидкость несколько другой крепости. C2H5OH 96% разбавлялся дистиллированной или минеральной водой. Таким образом, градусы в авиационном спирте опускались до 50 в летнее время. Зимой же количество воды уменьшалось, и крепость составляла 60-70 градусов.
Заменитель спирта для авиаторов
В зависимости от модели самолета или вертолета на него выделялись сотни литров C2H5OH. Естественно, это приводило к злоупотреблению среди экипажа и механиков. Большая часть списанной жидкости разворовывалась и перепродавалась. Особенно стал популярен это бизнес в средине восьмидесятых, когда началась ярая борьба с алкоголизмом в СССР. В магазинах водка стала дефицитом. И если в деревнях люди гнали самогон, то в городах это было проблематично. Поэтому ворованный этанол превратился в золотую жилу.
Естественно, при перепродаже приходилось учитывать крепость напитка. В зависимости от того, сколько градусов в авиационном спирте, колебалась его стоимость. В среднем она составляла 7-9 рублей за литр.
Дабы остановить разворовывание, а также не дать спиться ценнейшим кадрам, постепенно стали применять не этанол, а метанол и изопропанол или вводить в его состав различные добавки. В отличие от этилового спирта, эти его заменители были опасны для жизни, при их приеме внутрь. Поскольку пить такую жидкость было нельзя, постепенно в большинстве самолетов стал применяться именно такой состав.
Так что, рассматривая формулу авиационного спирта, стоит учитывать хронологический период. Так, к концу ХХ в. почти повсеместно C2H5OH был вытеснен C3H8O (изопропиловый спирт) или СН3OH (метиловый спирт).
Кстати, в современной российской авиации в роли химической составляющей ПОС применяется жидкость «Арктика» или смесь этиленгликоля. В случаях же, когда можно использовать только этанол, в него добавляют денатурирующего вещества «Битрекс». Оно считается наиболее горьким в мире, и его привкус никак нельзя вывести.
Характеристики спирта для авиаторов
Свойства этого вещества напрямую зависели от того, какое именно вещество было его основным составляющим.
Если это этанол, то у такого авиационного спирта были следующие характеристики. Бесцветная летучая жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом. Легче воды и является отличным растворителем для органических веществ. Температура кипения +78,39 °C, замерзания – минус 114,3 °C.
Авиационный спирт на основе метанола внешне соответствует этанолу. При этом его свойства отличаются. Температура кипения +64,7 °C, а замерзания – –97 °C. При смешивании с водой происходит сжатие и разогревание. Стоит отметить, что для применения в авиации он подходит несколько хуже. Дело в том, что СН3OH травит алюминий и уменьшенная летучесть при холодной погоде. При +10 °C и ниже повышается расход топлива для достижения рабочей температуры. Чтобы разрушить эту проблему, метанол приходится разводить на 10—25 % бензином.
Авиационный спирт на основе изопропанола также является прозрачной летучей жидкостью с резким алкогольным запахом. Однако этот аромат отличается от этанола и метанола. Температура его кипения +82,4 °C, а замерзания – – 89,5 °C. В сочетании с водой образует азеотропную смесь 87,9 % с температурой кипения +80,2 °C.
Можно ли пить авиационный спирт?
Для авиамехаников и летчиков времен СССР подобный вопрос, скорее всего, показался бы глупым. Ведь они не только пили сэкономленный авиационный спирт, но и продавали его другим, зарабатывая себе дополнительные премии к зарплатам.
И хотя такой напиток по качеству очистки и с учетом добавок был хуже магазинного, да и более вреден для организма, последствия его потребления проявлялись лишь с годами. Впрочем, как это бывает и с любым другим алкогольным напитком. Исходя из этого всего, на вопрос, можно ли пить авиационный спирт, следует ответить положительно. С оговоркой, что речь идет именно об этаноле (C2H5OH). Однако не стоит забывать о «Битрексе» и прочих денатурирующих добавках. Если они присутствуют в жидкости, она становится непригодной для пития.
Когда же под понятием «авиационный спирт» подразумеваются его современные технические заменители, употреблять внутрь его категорически запрещено. Ведь от метанола (СН3OH) можно ослепнуть, а то и вовсе отдать Богу душу. Причем с 99% вероятностью. Хотя на вид, запах и по вкусу он идентичен этанолу. Чтобы различить их, жидкость можно поджечь. Этиловый спирт горит синим пламенем, метиловый – зеленым.
Еще один способ, отличить C2H5OH от СН3OH – опустить в жидкость очищенный картофель. А этаноле он останется прежним, а в метаноле приобретет слегка розоватый оттенок.
Что касается изопропанола, то его резкий запах никак не спутаешь с этиловым спиртом.
Как называли такой напиток на жаргоне
Разобравшись с характеристиками и узнав, для чего используется авиационный спирт, стоит рассмотреть его сленговые названия.
Именовали данный напиток по-разному. Чаще всего «шпага» и «шило».
Во время сухого закона средины восьмидесятых – «Массандра» и «шасси-ликер». Кстати, на сленге подводников, как и в авиации, спирт – «шило».
Происхождение подобных названий
Происхождение столь разнообразных имен овеяно легендами. Существовали такие способы расшифровки слова «Массандра»: » Микоян Авиацию Снабдил Алкоголем — Народ Доволен Работой Авиаконструктора» и » Микоян Артем – Славный Сан Армянского Народа – Дарит Радость Авиаторам». В действительности, именовался авиационный спирт «Массандрой» потому, что так назывался виноградовинодельческий комбинат на южном берегу Крыма. До антиалкогольной кампании Горбачева он производил отличные вина, которые славились на весь СССР. Однако с 1985 г. приобрести подобные напитки стало весьма проблематично. Поэтому, утешаясь разбавленным авиационным спиртом, его в шутку сравнивали со знаменитым вином и называли «Массандра».
Прозвище «шасси-ликер» этот напиток получил из-за добавления к нему глюкозы. Она придавала напитку сладковатый вкус, который и сравнивали с ликером.
Название «шпага» пришло из-за прорезиненной линейки, которой измеряли уровень авиационного спирта в баке самолета.
А вот кличка «шило» пришла с флота. Там в старину спирт хранился в специальных опечатанных кожаных бурдюках. Хитрые матросы, дабы не срывать печатей, прокалывали емкости шилом и набирали себе жгучего напитка во фляги. Добытое таким образом спиртное называлось «шильным» или «шилом». Позже это название перекочевало и в авиацию.
Народные способы очистки шпаги
В завершении стоит узнать, как фильтровался авиационный спирт во времена СССР. После заливки его в баки и содержания в других емкостях не для пищевых продуктов он приобретал массу дополнительных неприятных составляющих. Так что потребление авиационного этанола практически всегда было сродни русской рулетке. Однако летчики в физике и химии разбирались неплохо, поэтому придумывали различные способы очистить потребляемый продукт и улучшить его вкус.
Среди вредных веществ в составе Массандры наибольшую опасность представляли ртуть и свинец. Чтобы отфильтровать их, замораживали металлический лом до минусовой температуры и сливали по нему авиационный спирт. Это ухищрение позволяло примесям осесть на ломе, и полученная жидкость была более безопасной.
Также шило нередко приходилось отделять от смешавшегося с ним керосина. Его, кстати, часто доливали в авиационный спирт именно для того, чтобы его не разворовывали. Таким образом, несмотря на все фильтрационные ухищрения, у напитка оставался керосиновый запах, и от него появлялась отрыжка с соответствующим ароматом.
В народе существовало несколько способов очистки такой смеси. Как правило, в нее доливали воду, которая смешивалась со спиртом. Керосин же, как более легкая жидкость, всплывал наверх. Далее одни поджигали смесь, давая выгореть керосину. Другие производили все манипуляции в емкости с краником снизу. Открыв его, они аккуратно сливали воду со спиртом.
Также в водку, полученную их авиационного спирта, добавляли активированный уголь.
Насколько действительно эффективны были подобные ухищрения – сложно судить. В любом случае здоровье у каждого свое, как и голова на плечах. Поэтому сегодня лучше не испытывать подобные сомнительные методики на себе любимом. Тем более на дворе уже не 1985 г., и алкоголь любого типа и даже настоящую «Массандру» можно купить в магазине.