что такое design thinking
Дизайн-мышление в обучении: интересы ученика прежде всего
Что такое дизайн-мышление?
Термин ввел американский ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон в книге «Науки об искусственном» (The Science of the Artificial) в 1969 году. Саймон изучал принципы управления в организациях. Его интересовало, как наиболее эффективно принимать решения и создавать лучшие проекты.
Дизайн-мышление (design thinking) — метод создания нестандартных проектов, продуктов и услуг, который направлен на решение конкретных проблем и интересы потенциального пользователя.
В 1975 году было основано учебное заведение The Design Management Institute, где дизайн изучался в связке с бизнесом и культурной средой. Таким образом, идеи дизайн-мышления начали все шире распространяться в учебной и деловой среде. В 1990-х годах двадцатого века американский дизайнер и инженер Дэвид Келли, руководствуясь принципами дизайн-мышления, основал компанию IDEO. IDEO решила сфокусироваться на антропоцентричном (человеко-ориентированном) дизайне, что нашло свое яркое выражение в изобретении компьютерной мыши для компании Apple. Чтобы сделать хороший продукт, сотрудники компании изучали опыт пользователей, наблюдали за тем, как они выполняют рутинные задачи. На данной картинке видно, как сотрудница IDEO наблюдает за пользователем, тестирующим мышь.
Основные принципы и этапы дизайн-мышления
При применении дизайн-мышления человек должен выйти за пределы существующих стереотипов (thinking outside the box). Что это значит на практике? Каждый проект или продукт решает определенную проблему человечества. Для решения проблемы нужно глубоко изучить потребности и интересы целевой аудитории проекта. Это возможно при наблюдении, анкетировании, интервью. Пользователь — центральная фигура метода. Лучше самого пользователя никто не расскажет и не продемонстрирует свои желания и нужды. Дизайн-мышление говорит нам о том, что мы, прежде всего, должны понять человека, опровергнуть наши собственные предположения о нем и переосмыслить его проблемы, чтобы найти лучшее и неочевидное решение.
В данном методе также важен принцип творческого подхода к решению задач. Творческий подход в коллективе и организациях делает их более динамичными и гибкими, сложные задачи в них решаются коллективно. В компании IDEO считается, что все люди способны к творчеству и design thinking поможет им раскрыть свой потенциал. Дизайн-мышление позволяет преобразовывать и организовывать среду вокруг себя, основываясь на постоянном совершенствовании и минимализме. Сначала мы собираем всю доступную информацию, потом ее проверяем и отсеиваем. Так формируются этапы дизайн-мышления.
1. Эмпатия. Заключается в основательном изучении проблемной области. На данном этапе мы наблюдаем за опытом пользователя, опрашиваем его и собираем информацию о его физических, эмоциональных и социальных потребностях. Мы составляем портрет пользователя, выделяем особенности его поведения, мышление. Здесь важно умение проявлять эмпатию, то есть прочувствовать опыт другого человека, понять, что именно его волнует. Это возможно только при отстранении от собственных убеждений и стереотипов.
2. Фокусировка. Через сбор, систематизацию и анализ поведения пользователя, мы понимаем наши задачи. На этапе фокусировки мы формулируем главную проблему или вопрос, на который будем искать ответ. Проблема должна быть конкретной и значимой, а задачи — четко сформулированными и реалистичными.
3. Генерация идей. После выявления проблемы мы начинаем искать способы ее решения. Лучше придумать как можно больше самых разных по масштабу и серьезности идей. Это позволит найти лучшее решение. Выбор идей происходит коллективно, через обсуждение.
4. Создание прототипа. Этап подразумевает создание первоначальной версии проекта, продукта или услуги. Это помогает найти существенные недостатки решения и исправить их.
5. Тестирование. Конечный проект, продукт или услуга должен пройти тестирование пользователем. Пользователь дает обратную связь, которую мы анализируем, далее мы вносим изменения и возвращаемся на предыдущие этапы.
Существует два мифа о дизайн-мышлении. Первый миф определяет данный термин как однонаправленный процесс, где есть начало и конец. Однако дизайн-мышление — это метод, где первое решение практически никогда не является правильным, а инновации возможны только при тщательном анализе среды. Разработка проекта, продукта или услуги проходит через ряд итераций — циклов, каждый из которых фактически является отдельным проектом, где убираются недостатки и добавляются улучшения. Второй миф состоит в том, что дизайн-мышление необходимо только продуктовым дизайнерам и бизнесменам, создающим новый продукт. Однако это не так. Его можно применять в любой проектной деятельности, в частности в обучении.
Дизайн-мышление позволяет улучшить процесс обучения, сделать его более активным и интересным. В центре внимания стандартных образовательных методик находится передача контента. В каждой области есть эксперт, преподаватель, который передает знания и контролирует, насколько хорошо ученик их усвоил. Дизайн-мышление делает обучение творческим процессом, развивая критическое мышление учеников и заставляя их мыслить оригинально.
Преподавание, основанное на дизайн-мышлении, поощряет любопытство, энтузиазм, креативность и изобретательность. Главным участником учебного процесса становится человек. В 2007 году в Стэндфордском университете был запущен проект, основой которого стала разработка и внедрение техник дизайн-мышления в ежедневный образовательный процесс. Участники проекта сформулировали несколько рекомендаций, которые помогут преподавателю использовать design thinking наиболее эффективно.
1. Проявляйте эмпатию с учениками
Эмпатия помогает понять и принять нужды и интересы каждого конкретного ученика и подстроить образовательную программу под его возможности. Проявляя эмпатию, вы становитесь ближе к своим ученикам, мыслите, как они, а не как взрослый человек с большим жизненным опытом и устоявшимися ценностями. Как улучшить этот навык? Больше слушайте и меньше говорите. Узнавайте, что интересно ученикам, наблюдайте за их реакциям и поведением.
2. Подвергайте сомнению текущие способы обучения
3. Экспериментируйте
Преподаватель тоже учится и извлекает уроки. Важно тестировать новые методы и создавать возможности для обратной связи. Так вы узнаете, нравятся ли ваши уроки ученикам, что работает, а что надо поменять. Делитесь своим опытом с другими преподавателями и будьте открыты к дискуссии.
Конкурс социальных проектов
Новый директор средней школы технического профиля округа Напа Райли Джонсон в начале учебного года объявил трехдневный школьный конкурс по дизайн-мышлению. 415 учеников приняли участие, предлагая свои проекты по вопросу: «Как мы можем решить проблему, с которой сталкивается наше сообщество (глобальное, национальное или местное)?»
Учителя помогали ученикам выбрать тему, которая их больше всего интересовала, а затем распределяли их на группы. Ученики выбирали проекты на тему прав человека, экологии, насилия, иммиграции и др. В тематических группах они коллективно искали способ решения проблемы, используя этапы дизайн-мышления. Лучшие команды получали призы. Ученики оценили идею директора и проявили большой интерес к конкурсу. Больше всего их впечатлило то, что они начинают учебный год отлично от всех других школ и могут поделиться своим мнением по важным общественным проблемам.
Портфолио учеников
Учитель Ребекка Жирард из Старшей школы Нотр-Дама в Белмонте с помощью дизайн-мышления преобразует фундаментальные вопросы науки в конкретные задачи для учеников. Например, школьники проводят лабораторные эксперименты, отвечая на вопрос: «Почему никто не хочет заниматься компостированием?» или создают проекты для конкурса по созданию медицинских сообществ по борьбе с лихорадкой Эбола. Кроме того, ученики Жирард разрабатывают долгосрочные проекты естественно-научного профиля, которые становятся основой их портфолио. Габор Молнар, другой преподаватель школы Нотр-Дама, демонстрирует эффективность дизайн-мышления в гуманитарных науках. Студенты ищут решения современной миграционной проблемы через изучение истории иммиграции в США. В своей работе они используют различные источники: блоги, новости, описание политических кампаний, видео дебатов, музыку, тексты песен и т. п.
Дизайн-мышление
Как развивать бизнес, когда со всех сторон окружают конкуренты? Как выделиться из серой массы однообразных предложений и создать что-то действительно классное? Ответ на этот вопрос нашёл американский учёный Джон Арнольд в 1959 году и назвал его design thinking, что переводится на русский как «дизайн-мышление».
В нашем бесплатном курсе вы узнаете, что это такое, как его правильно применять в бизнесе, образовании и менеджменте, а также разберетесь во многих других его деталях.
Содержание:
Что такое дизайн-мышление
Первое, что приходит на ум при слове «дизайн» – это творческий человек, который сидит за столом, что-то рисует, проектирует, чертит, а потом воплощает нарисованное в виде красивых зданий, комнат, автомобилей и т.д. На самом же деле, дизайн – это не просто рисование и проектирование. Дизайн – это преобразование существующего в желаемое.
Дизайн-мышление – это метод разработки продуктов и услуг, направленных на решение существующих проблем потенциальных клиентов.
В отличие от аналитического мышления, дизайн-мышление – творческий процесс генерации и реализации идей. Главная задача design thinking заключается в том, чтобы выйти за пределы стереотипов (think outside box) и создать что-то по-настоящему ценное.
Принципы дизайн-мышления
В основе дизайн-мышления лежат следующие принципы:
Кроме того, дизайн-мышление – процесс, предполагающий прохождение нескольких этапов.
Этапы дизайн-мышления
По Герберту Саймону, дизайн-мышление состоит из семи этапов:
Именно эти 7 этапов мы и взяли за основу нашего курса. Но прежде чем мы расскажем о том, что вам предстоит узнать, ненадолго обратимся к истории.
История дизайн-мышления
Впервые идея о том, что дизайн может быть способом мышления, была озвучена американским профессором и инженером Джоном Арнольдом в 1959 году. Часто можно встретить информацию, что первым, кто заговорил о дизайн-мышлении, был америкаснкий ученый Герберт Саймон (в книге «Мысли об искусственном» 1969 года), но это не совсем так. Однако Саймон внес в концепцию дизайн-мышления огромнейший вклад, и его по праву можно считать, так скажем, одним из отцов-основателей этого направления. Но продолжим.
В 1975 году Уильям Ханнон основал Институт управления дизайном, цель которого заключалась в том, чтобы соединить дизайн с бизнесом, клиентами и культурой.
В 1987 году он же написал книгу «Дизайн-мышление», где описал методы, которые применяют в своей работе дизайнеры и архитекторы. В 1991 году Дэвид Келли основал организацию IDEO и с тех пор помогал многим компаниям (в том числе и Apple) создавать новые, прорывные продукты, услуги и сервисы.
В 1995 году Роджер Мартин (декан Школы менеджмента при Университете города Торонто) выпустил книгу «Дизайн бизнеса», в которой написал о том, как дизайн-мышление позволяет достигать небывалых конкурентных преимуществ.
В 2004 году Дэвид Келли и его партнёр Хассо Платтнер открыли дизайн-школу Hasso Plattner Institute Design и стали обучать людей своему подходу ведения бизнеса. В 2015 году Тим Огилви (главный директор компании Peer Insight) с Жанной Лидткой (профессором менеджмента при Виргинском университете) издали бестселлер «Думай как дизайнер».
На сегодняшний день дизайн-мышление является очень актуальным и востребованным в деловом и творческом мире направлением. Также оно прочно вошло во многие сферы жизни.
Где используется дизайн-мышление
Дизайн-мышление используется в самых разных областях бизнеса и маркетинга. Чтобы не быть голословными, давайте разберём несколько примеров:
General Electric
Как ей помогло дизайн-мышление:
Решение удалось. И на эту тему предлагаем посмотреть небольшое видео:
Банк ВТБ
В России дизайн-мышление оказалось не менее эффективным, чем заграницей, и прямое тому доказательство – Банк ВТБ:
В итоге ВТБ победил в номинации «Банковская карта 2017 года» премии «Банк года», ежегодно организуемой интернет-порталом «Банки.ру».
Правительство Москвы
Мэрия города Москва, исходя из результатов опроса на портале «Активный гражданин», решила создать кабины виртуального обслуживания в местных парках, чтобы люди могли во время прогулок подавать заявления на оформление загранпаспортов, узнавать о своих штрафах и т.д.
Если захотеть, можно найти не один десяток примеров успешного применения дизайн-мышления в самых разных областях. Но суть нашего урока не в этом, а в том, чтобы показать вам, что дизайн-мышление – это не только нужно каждому из нас, но и под силу любому человеку.
Как этому можно научиться?
Научиться дизайн-мышлению можно самостоятельно или с помощью нашего бесплатного курса. Преимущества, как мы полагаем, находятся на стороне второго способа, потому что мы уже собрали всю нужную информацию в одном месте и вам не придётся тратить десятки часов своего времени на её поиски. Всё, что нужно делать – это проходить курс и применять полученные знания на практике. И как раз самое время рассказать о том, что же за знания вас ждут.
Уроки по дизайн-мышлению
Курс состоит из 7 уроков, каждый из которых соответствуют определённому этапу дизайн-мышления (в соответствии с этапами, предложенными Гербертом Саймоном):
Урок 1. Обнаружение и определение проблемы
В уроке вы познакомитесь с основами обнаружения и определения проблем и узнаете о следующих важных вещах:
Урок 2. Исследование проблем
В уроке вы познакомитесь с основами исследования проблем и узнаете о следующих важных вещах:
Урок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идей
В уроке вы познакомитесь с основами генерации и поиска новых идей и узнаете о следующих важных вещах:
Урок 4. Прототипирование
В уроке вы познакомитесь с основами прототипирования и узнаете о следующих важных вещах:
Урок 5. Выбор лучшего решения
В уроке вы познакомитесь с основами выбора лучшего решения и узнаете о следующих важных вещах:
Урок 6. Внедрение решения и преодоление сопротивления
В уроке вы познакомитесь с основами внедрения решений и преодоления сопротивления и узнаете о следующих важных вещах:
Урок 7. Оценка результатов
В уроке вы познакомитесь с основами оценки результатов и узнаете о следующих важных вещах:
Но, естественно, чтобы получить от прохождения курса максимальную пользу, проходить его нужно определенным образом. Далее мы расскажем, как это следует делать.
Как проходить курс
Обучение дизайн-мышлению – не такой лёгкий процесс, как кажется. Но если уж вы решили им заняться, то наш бесплатный тренинг станет вашим надёжным помощником. Курс имеет теоретическую и практическую направленность.
С теорией всё просто: вы читаете, проходите уроки и тесты, обдумываете и осознаёте прочитанное. С практикой чуть сложнее: полученные знания надо применять. Однако если вы будете следовать нашим советам и рекомендациям, то обучение будет намного проще и интереснее.
Уроки проходить лучше в том порядке, в котором они идут в курсе. Если вы будете проходить по-другому, вы рискуете ничего не понять и остаться «с кашей в голове». Поэтому рекомендуем придерживаться установленной последовательности.Пройти все уроки можно и за один день, и за месяц. Длительность обучения зависит от того, что вы хотите получить в конце. Если вам нужна информация, которая так и останется лежать мёртвым грузом в голове, можете прочитать всё за один день и вернуться к обычным делам.
Если же ваша цель – создать полезный и инновационный продукт (или хотя бы понять, как это делается), то один день отводите конспектированию прочитанного и ещё два-три дня (а, возможно, и больше) уделяйте практике.
По сути, это все, о чем мы хотели сказать во вводном уроке к курсу по дизайн-мышлению. Придерживайтесь наших рекомендаций – и результат не заставит себя долго ждать. А еще мы настоятельно рекомендуем вам взять на заметку несколько тематических книг – их не обязательно читать прямо сейчас, но они в любом случае пригодятся вам в дальнейшем.
Книги о дизайн-мышлении
В предлагаемых ниже произведениях собрана важнейшая информация о дизайн-мышлении, а их авторами являются признанные профессионалы своего дела:
Поверьте: к тому времени, когда вы осилите этот список, вы и сами уже будете иметь за плечами впечатляющие результаты.
Видео о дизайн-мышлении
Чтобы получить дополнительный заряд мотивации, а также устранить некоторые пробелы в знаниях, рекомендуем посмотреть несколько интересных видеороликов о дизайн-мышлении:
Будет замечательно, если вы познакомитесь с этими материалами в самое ближайшее время.
Цитаты известных людей о дизайне
И в заключение – несколько интересных мыслей о том, что думают о дизайн-мышлении выдающиеся личности:
Дизайн-мыслящие фирмы стоят особняком в своей готовности участвовать в решении задач, непрерывно перепроектируя свой бизнес. создавать достижения и в области инноваций, и в области эффективности – комбинация, которая порождает самые мощные конкурентные преимущества.
Роджер Мартин
Дизайн-мышление – это способ мышления, который стимулирует творческий подход и инновации в продуктах и сервисах, а также новые подходы к построению бизнеса.
Эй Джи Лафли
Дизайн-мышление – это системный подход к решению проблем. Оно начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее.
Тим Огилви
Быстро, дешево и хорошо – из этих трех вещей нужно всегда выбирать две. Если быстро и дешево, это никогда не будет хорошо. Если это дешево и хорошо, никогда не получится быстро. А если это хорошо и быстро, никогда не выйдет дешево. Но помни: из трех все равно придется всегда выбирать две.
Том Уэйтс
Упаковка важна так же, как и продукт. Иногда даже важнее.
Джек Траут
Мы не обсуждаем дизайн. Мы обсуждаем: решена задача, которая перед нами была поставлена, или не решена.
Артемий Лебедев
Красиво оформленное глупое предложение пойдет намного дальше, чем неудачно оформленная замечательная идея.
Скотт Адамс
Хороший дизайн – инновационный. Хороший дизайн делает продукт полезным. Хороший дизайн – эстетичен. Хороший дизайн помогает продукту быть понятным. Хороший дизайн – ненавязчив. Хороший дизайн – честен. Хороший дизайн – надёжен. Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей. Хороший дизайн беспокоится об окружающей среде. Хороший дизайн – это как можно меньше дизайна.
Дитер Рамс
Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему. Они слишком сильно сжились с тем, что есть. Всё новое начинает пугать, а старое их утешает.
Пол Рэнд
Желаем удачи в освоении дизайн-мышления и предлагаем перейти к первому уроку нашего курса.
Пошаговое руководство по проведению сессии дизайн-мышления
Вы читаете конспект выступления Дмитрия Скуланова из SAP на онлайн-конференции UX-марафон. Дмитрий поделился опытом проведения сессий дизайн-мышления в SAP и дал пошаговую инструкцию, как стартануть в дизайн-мышлении, если вы новичок.
Дизайн-мышление — как и любую модную тему — все хотят, но не все понимают правильно. Часто люди считают, что сессия дизайн-мышления — это просто прикольная, интерактивная движуху или же, наоборот, лекарство от всех болезней.
Любите красивые и полезные ресурсы про дизайн? Загляните в UX Journal 😉
Чтобы не пропускать новые конспекты и подборки, вступайте в группу на Facebook⚡
Дизайн мышление — это не просто прикольная движуха или мозговой штурм. Это, в первую очередь, инструмент решения конкретной задачи.
1. Важно понимать, что не все задачи можно решить дизайн-мышлением. Понимание, когда метод сработает, а когда нет, приходит с опытом. Но для начала, Дмитрий предлагает такую простую формулу:
Как мы можем помочь (определенному человеку) (решить задачу/проблему), чтобы (его мотиватор), учитывая, что (трудности/барьеры/контекст).
Если тема заворачивается в такую формулировку, значит дизайн-мышление может сработать.
2. Еще одна важная ремарка по поводу дизайн-мышления. Часто люди приходят на сессию с уже готовым решением и просят помочь придумать реализацию решениия — и это не всегда правильно. Дмитрий приводит пример из книги «Разрыв шаблона».
Если стоит задача «построить мост”, то можно просто построить мост, а можно спросить “А зачем вам мост?». Второй вариант открывает для нас множество других решений, возможно, более прикольных.
В ходе сессии дизайн-мышления всегда проще и эффективнее работать с изначальной задачей. Всегда докапывайтесь, зачем нужен мост. Дмитрий рассказывает еще один пример из практики SAP:
«К нам обратился один из наших аэропортов и попросили помочь сделать маркет-плейс (торговую зону) для пассажиров. Нужно было понять, какие данные анализировать, какой ассортимент предлагать и т.п. Формулировка напомнила мне задачу про мост.В результате нам удалось убедить заказчика, что надо рассматривать весь путь пассажира, смотреть что на этом пути его расстраивает, где возникают сложности — чтобы понять, какими решениями это все можно закрыть: возможно, это будет маркет-плейс, а может быть что-то другое. То есть мы выбрали более человекоориентированный путь»
Вообще сессия ДМ может проходить по разным сценариям и включать разные шаги. Дмитрий обозначил общий каркас сессий, которые он проводит сам:
Дмитрий подчеркивает, что эти три шага должны быть в каждой сессии и идти именно в такой последовательности. Очень важно, чтобы вы не переходили на следующий шаг, пока не завершен предыдущий.
Например, прежде чем переходить к генерации идей, важно чтобы все участники сессии одинаково понимали задачу.
Дмитрий называет ряд огранизационных моментов, которые нужно продумать до сессии:
Сбор информации: чтобы создать нужный контекст для сессии, нужно собрать информацию на тему: личный опыт участников, впечатления, отзывы, материалы от экспертов. Дмитрий возвращается к кейсу про аэропорт:
Во-первых, мы дали всем, кто едет в командировку, задание — включить в себе наблюдателей и фиксировать свои ощущения
Во-вторых, мы нашли отраслевого эксперта по авиа и пригласили его на нашу сессию, чтобы он рассказал свои инсайты.
И в-третьих, мы составили клиентский путь: собрали на карте все действия, которые осуществляет человек, когда путешествует самолетом.
Вспомогательные материалы: программа, правила сессии. По возможности обходитесь без слайдов и проектора — они включают у людей режим «можно спать». Лучше все материалы сделать вручную.
Участники: по опыту Дмитрия, оптимальное количество участников — до 20 человек. Такую группу можно разбить на несколько подгрупп для выполнения отдельных заданий. Если народу будет меньше — может оказаться недостаточно активных участников. Если пригласить больше человек — нужна очень жесткая, прям-таки армейская дисциплина и модерация.
Еще важно, чтобы состав группы был разношерстным: специалисты из разных отделов и даже из разных компаний.
Пространство: помещение, в котором будет проходить сессия, должно отличаться от комнаты совещаний или переговорки. Как говорит Дмитрий, люди должны сразу понять, что сейчас будет что-то необычное.
Можно оборудовать или снять специальное помещение, или хотя бы необычно расставить столы.
Продолжительность: В SAP сессия обычно идет не дольше 1 дня. А еще при составлении расписания важно учитывать, что люди устают долго думать. По-хорошему, стоит закончить сессию часов в 17.
Прежде чем переходить к основной программе, Дмитрий рекомендует провести знакомство и разминку. Это помогает людям расслабиться и включиться в работу.
«Имя каждого участника я пишу на малярном скотче — это создает определенную душевность и позволяет установить контакт с участниками»
Во время знакомства участники сессии представляются и рассказывают коротко о себе. Можно дать людям необычное задание или задать нестандартный вопрос.
Еще варианты знакомства, которые хорошо работают:
— Рассказать необычный факт о себе
— Участники представляют друг друга
— Как бы вы объяснили ребенку, кем работаете?
— Кем бы вы были в цирке?
— На что потратили бы большой выигрыш в лотерее?
— Расскажите про сервис, который вас удивил?
После знакомства обычно делается разминка, чтобы немного разогреть мозг. Некоторые разминки только для ума, некоторые задействуют и тело. Дмитрий приводит классные варианты:
Например, на сессии про аэропорт, Дмитрий попросил людей решить анти-задачу: «Что нужно сделать, чтобы максимально отвадить людей от аэропорта?». Анти-проблемы хороши тем, что там нет неправильных ответов и людям проще расслабиться. В то же время каждую анти-идею можно быстро вывернуть в идею.
«Построиться без слов»
Участникам предлагается выстроиться в линию по дате рождения/размеру обуви и т.п., не говоря ни слова. Когда задание выполнено, можно погенерировать варианты, как можно было решить задачу максимально эффективно.
Участники делятся на команды по трое. Участники каждой команды должны сложить самолетик, при этом не говоря ни слова и пользуясь только левой (нерабочей) рукой. В конце задания проводится соревнование — чем самолет лучше полетит.
Вы подбираете какие-то абстрактные слова по теме (например, «большие данные” или “искусственный интеллект»). Участники тянут карточки со словами и пытаются изобразить их.
Рисуется небольшой комикс из трех картинкок: первая картинка, где человек что-то делает, потом пропуск — и третья картинка, где нарисована сильная эмоциональная реакция. Участникам предлагается нарисовать, что произошло на второй картинке.
Выбираем одно слово по теме и одно случайное (ну например, банкомат и носорог), а участники должны написать, что между ними общего. Задание лучше проводить в 2 подхода: на первом люди прочитают свои варианты, посмеются и немного расслабятся. Вторым подходом можно объединить участников в пары, и они придумают еще больше интересных вариантов.
«10 вещей, чтобы открыть ресторан»
Попросите участников написать самых важных 10 вещей, которые необходимы, чтобы открыть ресторан. Потом пусть вычеркнут 3 первые строки и придумают, как обойтись без них. Можно изменить тему: например, если сессия на тему интернет-продвижения, можно написать 10 вещей, необходимых, чтобы открыть интернет-магазин.
Чтобы у участников сложился контекст, нужно накидать интересной информации, вдохновляющих кейсов и т.п.
Например, можно попросить эксперта, чтобы он рассказал:
В ходе сессии по улучшения клиентского опыта в аэропорте, эксперт SAP рассказал участникам про сингапурский аэропорт Чанги.
На этом этапе можно собирать общие идеи по улучшению процесса, или какие-то более конкретные идеи решения проблемы. Например, так был построен процесс в кейсе с аэропортом:
«Мы подготовили для участников клиентский путь, и задача была — наметить направления для улучшений, где поглубже покопать и где можно получить наибольший эффект»
Кроме клиентского пути, есть и другие инструменты генерации идей:
«Тихий мозговой штурм»
Просим участников 2–3 минуты подумать самим, записать свои идеи и потом обсудить. Это позволяет ничего не упустить. Иначе экстраверты выступают вперед, генерят идеи, а интраверты не могут вставить слова.
Участники придумывают некую картинку, как может выглядеть жизнь в идеальном мире — например, если бы не было ограничений по бюджету, что бы вы сделали для пассажиров аэропорта?
Далее обсуждается, какие есть барьеры, чтобы попасть в эту картинку уже сегодня. Затем мы составляем список вопросов в формате: «Как мы можем [преодолеть этот барьер]?», а потом идет генерация идей-ответов на эти вопросы.
Далее идеи нужно отранжировать. Самый простой способ — оценить ожидаемый эффект и реализуемость:
Что может быть результатом сессии:
В ходе доклада Дмитрий ссылается на кучу интересных книг, поэтому я решила собрать их отдельным списочком:
Если вам понравился конспект — нажмите стрелочку вверх)