что такое electronic arts

История Electronic Arts. От великих игр до Anthem

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Недавно Electronic Arts изменила репертуар издаваемых игр. Теперь компания в основном ассоциируется с хорошо известными FIFA, Madden, Battlefield, Need for Speed, проектами по вселенной Звездных войн и бесчисленными дополнениями The Sims. Крупные и важные премьеры приходится ждать либо очень долго, либо их качество сильно отличается от заявленного. И Anthem – яркий пример.

Скоро Electronic Arts отметит 40-летие существования, хотя многие современные игроки помнят только период расцвета серий Medal of Honor, Dead Space и трилогии Mass Effect. А ведь легендарные игры EA появились намного раньше.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Всё началось в мае 1982 года с одного человека – Трипа Хокинса.

Вначале было видение.

Образование Electronic Arts в воспоминаниях Трипа Хокинса – процесс, который начался с конкретной идеи, вынашиваемой на протяжении многих лет. Это напоминает сценарий захватывающего фильма, лежащего в столе до того момента, пока не появятся соответствующие технологии спецэффектов. Трип был большим поклонником настольных игр и даже пытался создавать собственные, но сложность такого занятия (правила, карточки и таблицы) отталкивала многих его друзей.

В конце 1960-х большинство людей проводило свободное время перед телевизором и Трип осознавал, что в будущем игры должны выглядеть как телешоу и быть такими же доступными. И ключом к этому был компьютер. Идея использования инновационного устройства и первые планы по созданию компании начали формироваться в 1970-х годах.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Игровой бизнес

Трип заканчивает Гарвард по специальности «Использование стратегий и теорий игр». Он стал свидетелем рождения компьютерных терминалов и процессора Intel в середине 1970-х. Он полагал, что наступало будущее, которого ждал, и справедливо предсказал, что компьютерные игры на дому станут реальностью через несколько лет.

Сразу стоит отметить, что Трип Хокинс не был увлечен компьютерами, он не был инженером, копающимся в коде, как Сид Мейер. Хокинс видел себя бизнесменом и руководителем процветающей компании, а в компьютерных играх – потенциал для светлого будущего. Именно по этой причине в 1978 году он стал менеджером по маркетингу продуктов Apple. С одной стороны, он хотел понаблюдать за методами управления таким предприятием, чтобы узнать, как построить аналогичную компанию, а с другой – помочь продать персональные компьютеры обычным людям, в которых видел своих будущих клиентов. Трудно найти лучший пример и полную приверженности своей идее в долгосрочном видении.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Художники

Через четыре года Трип покинул Apple, чтобы основать собственную компанию. 28 мая 1982 года была создана Amazin Software. У Хокинса не было игры, с которой можно было бы начать, но знал, как вести собственный бизнес. Он начал нанимать сотрудников (графических дизайнеров, программистов, консультантов) сначала из собственного дома, а затем из офиса, предоставленного ему будущим инвестором Доном Валентином. Первые полгода Хокинс оплачивал все расходы из своих сбережений – зарплаты сотрудников, аренду компьютеров и помещений. Только в декабре 1982 года он привлёк дополнительные источники финансирования, а в мае следующего года были выпущены первые игры под вывеской (уже переименованной) Electronic Arts. Бизнес пошел в гору.

Первая пятёрка игр Electronic Arts изначально выходила для Apple II и 8-битных платформ Atari. Это были: Archon: The Light and the Dark (разновидность шахмат), Axis Assassin (аркадный шутер), Hard Hat Mack (что-то вроде Donkey Kong), Worms? (абстрактная игры о черве, не путать с более поздними Worms) и MULE (экономическая стратегия, позволяющая соревноваться четверым игрокам). Также одним из величайших достижений EA того периода был конструктор Pinball Construction Set.

Работа в Apple, в компании, в которой продвигал свои идеи и уделял огромное внимание к мельчайшим деталям Стив Джобс, позволила Хокинсу составить мнение о создателях программного обеспечения. Он начал видеть в них истинных художников, звёзд, подобных голливудским, и руководил EA, как если бы это была ведущая звукозаписывающая студия. Именно Хокинс ввел в игровую индустрию такие понятия, как «продюсер» и «режиссер», которые позже подхватили другие компании.

Увлечение музыкальными медиа было настолько велико, что первые произведения Electronic Arts выпускались в такой же упаковке, что и виниловые пластинки. Плоская квадратная коробка раскрывалась, а внутри оказывалась профессионально обрамлённая фотография разработчиков, похожая на мини-плакат величайших рок-звезд того времени. Идея была настолько хороша, что её начали использовать компании-конкуренты.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Но отсылками к музыкальной индустрии на коробках дело не заканчивалось. Хокинс нанимал сотрудников для создания игр, подписывал с ними контракты по образцу контрактов на запись компакт-дисков. Это было сочетание музыкального контракта с контрактом инженера Apple с особенностями для видеоигр. Electronic Arts платила разработчикам определенную сумму авансом (в случае Hard Hat Mack – 14 000 долларов), чтобы они продемонстрировали свои возможности, а затем каждый «художник» получал определенный процент от проданных копий. Контракт, заключенный Electronic Arts, оказался настолько хорошим, что в целом вся индустрия издателей игр скопировала и использовала его в течение следующих 15 лет.

Гибкость превыше всего

Electronic Arts под руководством Трипа Хокинса продемонстрировала замечательную гибкость и способность адаптироваться к рыночной ситуации. Создаётся и издаётся множество игр всех жанров, чтобы повысить вероятность успеха. Продукты разрабатывались на самой популярной в то время платформе, а уже потом адаптировались к другим устройствам. Вначале это были Atari 800 и Apple II, затем переключились на Commodore 64 и, наконец, на Amiga и ПК. Консоли какое-то время не интересовали EA, но когда Nintendo стала очень популярной в США, приоритеты изменились.

Хокинс, однако, не собирался соглашаться на жесткие условия Nintendo, то есть лицензии и запрет на издание одних и тех же игр у основного конкурента – Sega. В 1989 году EA объединила усилия с последней, создав игры для первой 16-битной консоли Genesis.

Успех игр на Genesis пришелся на 1991 год, в основном благодаря серии спортивных линеек. Годом ранее EA изменила свое отношение к Nintendo, выпустив несколько игр для NES, а год спустя, с запуском 16-битной SNES, Nintendo позволила выпускать игры на других платформах. Гибкость компании подтверждается ещё и тем, что она не ограничивалась только играми. Именно EA выпустила очень популярную графическую программу Deluxe Paint для Amiga.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

В компании очень быстро заметили ошибочный маркетинг с упором на звёзд-разработчиков. Вместо имен и лиц графических дизайнеров или программистов стоило сосредоточиться на повышении узнаваемости конкретного бренда и сотрудничестве с настоящими звездами. Первые попытки были предприняты в 1983 году в игре «One on One: Dr. J vs. Larry Bird» со звездами баскетбола того времени. Вскоре к ним присоединились Майкл Джордан, Чак Йегер (первый человек, превысивший на самолёте скорость звука), шахматист Гарри Каспаров и тренер по американскому футболу Джон Мэдден. Именно контракт с последним стал для компании прорывом.

«It’s in the game»

Была ли Electronic Arts создана благодаря провалу одной настольной игры? Наверное. В 1970 году Трип Хокинс сделал собственную настольную игру – американский футбол Accu-Stat Pro Football. Это была не любительская графическая работа, а масштабный проект. Хокинс занял деньги у отца и намеревался с её помощью завоевать рынок. Но, это ему не удалось.

Позже близкие друзья утверждали, что Electronic Arts была создана как предлог для разработки ещё одной футбольной игры – чтобы Трип мог исправить неудачу. В 1988 году Хокинс поладил с одним из самых ярких персонажей НФЛ – Джоном Мэдденом. Так родился сериал John Madden’s Football, который по сей день является самой длинной серией Electronic Arts. Это был первый шаг к бренду EA Sports.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Подразделение EA Sports официально запускают в 1991 году. Под этим знаменем были приобретены права на создание игр на основе таких лицензий, как NFL, NHL (хоккей), NBA (баскетбол), NCCA (университетские игры), PGA (гольф), NASCAR (автомобильные гонки) и FIFA (футбол). Также время от времени выходили крикет, Формула-1, регби и бейсбол.

Уже в начале 90-х EA была безоговорочным лидером в жанре спортивных видеоигр. Интересно, что в 2010 году многие продукты EA Sports перестала выпускать на ПК, объясняя это пиратством и огромным ростом популярности консолей. Однако от издания FIFА для ПК компания не отказывалась никогда, и в 2018 году туда вернулась серия Madden. Сейчас портфель EA Sports не такой богатый, как раньше. Помимо вышеупомянутой FIFA в неё входят NHL и UFC. Последняя игра серии NBA Live выходила в 2018 году.

Успехи и изменения

Вторая половина 80-х и начало 90-х были периодом больших успехов и больших перемен для Electronic Arts. Успехи в основном за счет игр и программ для компьютеров Amiga, к которым EA имела доступ ещё до своего появления на рынке. В 1988 году выходил симулятор F/A-18 Interceptor, вдохновленный фильмом Top Gun, с графикой, опережающей тогдашние стандарты, а годом позже Populous, положившая начало целому жанру симулятора бога. Мы уже упоминали программу для рисования Deluxe Paint, которая стала настоящей визитной карточкой Amiga. EA также разработала программное обеспечение для создания музыки и анимации, и некоторые из них были выпущены для других компьютеров.

В 1990 году компания стала публичной, но в то же время Трип Хокинс потерял интерес к играм. Его внимание переключилось на «железо» и возникло желание создать собственное игровое устройство. То, что должно было быть «второстепенным» проектом, превратилось в серьезное предприятие и в ещё одну компанию Хокинса. Так появилась консоль 3DO. Трип покинул пост генерального директора, а затем вышел из наблюдательного совета. Его место занял Ларри Пробст, руководитель отдела продаж практически с самого начала существования компании. В 1991 году к названию компании добавилась аббревиатура «Inc.».

Корпоративный аппетит

Начало 90-х – совершенно другой мир индустрии, чем десятью годами ранее. Кроме художников играми занимались многочисленные команды, а выделяемые им бюджеты увеличилась. Electronic Arts, помимо открытия новых филиалов в европейских странах и Японии, начала поглощать небольшие конкурентоспособные студии или те, игры которых издавала. Всё началось с Distinctive Software в 1991 году, авторов первых частей Test Drive и шутеров Wings of Fury. Сегодня это старейшее и крупнейшее подразделение – EA Vancouver.

Год спустя частью EA стала Origin Inc. – одна из самых талантливых и революционных студий того времени. Приобретение Origin было связано с привлечением таких знаменитостей, как Ричард Гэрриот и Крис Робертс, авторов серий Ultima и Wing Commander. Под знаком EA вышли не только последующие части франшиз, но и Strike Commander и Jane’s Apache AH-64D Longbow.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Следующее поглощение – Bullfrog в 1995 году, авторы вышеупомянутой Populous, а затем и таких великих игр, как Syndicate, Magic Carpet, Theme Park и Theme Hospital. Босс Bullfrog, не менее известный Питер Молинье, даже какое-то время был вице-президентом EA, но через два года ушел, чтобы основать студию Lionhead. В 1997 году Electronic Arts приобрела Maxis – разработчиков популярной серии SimCity, а в 1998 году – Westwood Studios, что позволило завладеть брендами Command & Conquer и Lands of Lore.

Золотые 90-е

В 90-е годы Electronic Arts не только поглощала небольшие известные команды, но и выпускала действительно отличные игр для ПК и Sony PlayStation. Именно тогда появились серии Need for Speed и Medal of Honor, а также такие игры, как Jurassic Park: Trespasser, Dungeon Keeper, Space Hulk и Desert Strike.

Наконец, EA создавала такие же хорошие игры-симуляторы, как и MicroProse (Хокинс хотел объединить две студии в конце 1980-х, но Билл Стили, глава MicroProse, не согласился, о чем позже пожалел). Серия с логотипом Jane’s с самолетами и кораблями была настолько же реалистичной, веселой, и доступной – как и продукты MicroProse. Ранее EA также выпустила Seal Team, первый серьезный симулятор солдата.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

В 1995 году на ярмарке ECTS компания Electronic Arts получила награду как лучший издатель. Британский игровой журнал «Next Generation» отметил, что почти все 90-е годы EA была единственной компанией в отрасли, которая ежегодно получала прибыль, и ее достижения не имели себе равных.

Атака по всем фронтам

Если 90-е годы были золотыми, то начало нового века было не менее успешным. Спортивные сериалы продолжали приносить прибыль, Electronic Arts вышла на рынок онлайн-игр, приобрела портал казуальных игр Pogo.com и сделала Ultima Online самым популярным продуктом в Интернете со 100 тысячами подписчиков. EA делает мобильные игры и получила права на создание игр по лицензии «Гарри Поттер». Поклонники шутеров получили первую часть Battlefield, а любители менее агрессивного игрового процесса – The Sims, «симулятор жизни», оказавшийся очередной курицей, несущей золотые яйца. И откладывает она их по сей день.

В начале 2000-х вышли такие классические игры, как Need for Speed: Porsche Unleashed и удивительная Medal of Honor: Allied Assault для ПК. В портфолио EA появились интересные новинки: художественная аркадная приключенческая игра American McGee’s Alice, хоррор Clive Barker’s Undying и стратегия Shogun: Total War. Electronic Arts атаковала по всем фронтам и продолжила поглощать более мелкие команды. В 2007 начинается поглощение группы VG Holding Corp., в состав которой входят BioWare и Pandemic.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Очередная смена караула

2007 год стал ещё одним особенным периодом в истории Electronic Arts. Ларри Пробст ушел с должности и был заменен Джоном Ричителло, который ранее работал, в том числе, в PepsiCo. Новый президент представил новую организацию бизнеса. Electronic Arts была разделена на четыре подразделения или бренда: EA Sports, EA Games, EA Casual Entertainment и The Sims. Отделение последней является доказательством мощи The Sims на фоне других игр издателя.

Интересно, что Ричителло был ярым противником захвата и поглощения небольших студий, отмечая, что часто таким образом избавлялись от наиболее талантливых людей в этих командах, благодаря которым они добились успеха. Новое подразделение EA должно было помочь таким командам сохранить относительную автономию, и больше всего от этого выиграли, по слухам, Maxis и BioWare.

Уже через год в новую структуру внесли первые поправки. Подразделение Casual Entertainment официально ликвидировано и включено в бренд The Sims. Вместо информации об успехах у Electronic Arts были более мрачные новости для акционеров. У компании появились убытки и начались массовые увольнения – 1100 человек в 2008 году и 1500 в следующем. Жертвами сокращений стала Pandemic Studios – авторы таких игр, как Full Spectrum Warrior и Star Wars: Battlefront. Плохие финансовые результаты объяснялись общим экономическим кризисом 2008 года и отсутствием хитов в конце года.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

В 2011 году результаты вернулись в норму. EA объявила о доходе в почти 4 миллиарда долларов и о грандиозном достижении – миллиард долларов за счёт цифровых версий игр и микроплатежей. Платформа Origin стала визитной карточкой Electronic Arts – собственным местом компании в Интернете для продажи игр и другого контента без каких-либо посредников. Это привело к конфликту с текущим партнером – Valve и магазином Steam, в результате которого многие игры EA были удалены из Steam до 2019 года. Корпорация продолжила инвестировать в мобильные игры, приобретя PopCap Games, авторов хитов Bejeweled и Plants vs. Zombies.

Quo Vadis EA?

В 2013 году произошло ещё одно изменение. На пост генерального директора утверждён Эндрю Уилсон, занимающий эту должность и по сей день. Назначение совпадает с выходом консолей PS4 и Xbox One, поэтому новейшая история EA в целом нам хорошо известна. Однако ещё рано рассматривать деятельность Уилсона с исторической точки зрений. Сейчас компания находится на коне и живёт, в основном, за счёт микроплатежей в популярных спортивных линейках, а также готовит игры для следующего поколения консолей. Куда вы нас ведёте, Электроники?

Источник

История Electronic Arts или искусство продавать игры

Мы возвращаемся к нашим индустриальным историям, посвященным самым известным персонам и компаниям в игровой индустрии. Ранее читатели уже узнали о тернистом пути Nintendo, восхитились яростным напором самурая Sony – Кена Кутараги, а также узнали об ошибках и первых победах талантливой команды Microsoft Xbox. Теперь от современных платформодержателей обратимся к другим сильным мира сего.

Представлять Electronic Arts нет нужды. Игроки прекрасно знают, что скрывается за логотипами EA и EA Sports. Это десятки известных игровых серий, империя симсов и битком забитые стадионы спортивных состязаний. Торговые марки этой компании занимают четыре места из десяти в историческом пантеоне самых продаваемых игр. Пусть на первом месте серия Mario (более 200-х миллионов копий), а на втором сражаются на дуэлях Pokemon’ы (более 186 миллионов копий). На третьей, четвертой, седьмой и девятой позициях – представители Electronic Arts и EA Sports: The Sims (более 105 миллионов копий), серия Need for Speed (почти 100 миллионов), и забава настоящих мужчин – футбол американский и европейский (Madden NFL – 70 миллионов копий, FIFA – 65 миллионов).

Лавры ветеранов индустрии и наполненные банковские ячейки – это, безусловно, здорово. Но в последние годы у компании далеко не безоблачный период, как по продажам и ежеквартальной прибыли, так и по реакции игрового сообщества. «Империя Зла» – так прозвали разработчики EA в конце XX века за поглощения талантливых конкурентов. «Фабрика клонов» – брезгливо морщатся недовольные фанаты гоночных и спортивных игр. Так было не всегда.

Невероятные Программы Электронных Художников

Днем рождения EA можно считать 28 мая 1982 года – именно тогда Трип Хоукинс (Trip Hawkins), бывший директор по маркетингу корпорации Apple, продал урожай «яблочных» акций и внес в уставной фонд новой компании 200 тысяч долларов.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Основатель EA – Трип Хоукинс (Trip Hawkins)

Заядлый игрок и отличный IT-специалист увидел потрясающие перспективы на маленьком рынке ультрасовременных развлечений. Разработка бизнес-плана заняла неполных семь месяцев. Стратегия развития базировалась на прямых контрактах с разработчиками, уникальности каждой новой игры, широкой рекламной кампании в серьезных изданиях и запоминающейся упаковке. Основной носитель информации в начале 80-х – дискеты на 5,25 дюйма – выглядели в своих конвертах весьма похожими на мини-пластинки, а оформление в стиле альбомов популярных рок-групп делало их весьма заметными.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

«Золотой фонд» игровой индустрии. Кто бы вернул эти замечательные концептуальные обложки?!

Немаловажное значение отводилось широкой сети дистрибуции – с использованием витрин не только специальных магазинов по продаже компьютеров, но и место в отделах игрушек, и полки больших супермаркетов, и почтовые каталоги. За семь месяцев удалось привлечь к работе почти дюжину новых сотрудников и убедить совет директоров венчурного фонда Sequoia Capital в перспективности финансирования нового предприятия. Проявили интерес к новому бизнесу еще две структуры – фирмы Kleiner Perkins Caufield & Byers и Sevin Rosen Funds, а суммарные инвестиции составили 2 миллиона долларов.

Первоначально компанию называли Amazing Software, а количество сотрудников едва превышало один десяток. Практически сразу наименование сочли слишком броским и несерьезным, то есть несоответствующим имиджу, и приступили к поиску более благозвучного и солидного варианта. Десятки специалистов по рекламе предлагали свои наработки Хоукинсу, но большой босс был непреклонен и отвечал отказом на все «гениальные» идеи. Проблема была в «компьютерной» тематике – редкий вариант не содержал слово Software в разных сокращениях и с разными прилагательными, отражающими надежность, творчество или инновации. На отсутствии фантазии жаловаться не приходилось. Например, был популярен и серьезно обсуждался такой вариант названия как «Blue Light», который предложили фанаты фильма Tron. В конце концов, остановились на SoftArt как на рабочей версии, но владелец компании Software Arts вежливо в досудебном порядке попросил не использовать столь похожее словосочетание.

Естественно, непрозрачный намек уловили и злополучное «Software» было навсегда забыто. Другое дело – Arts, неподвластное патентному законодательству. Спор завязался вокруг двух похожих названий «Electronic Artists» и «Electronic Arts». Большинство голосов было отдано за первый вариант, но перевесил разумный аргумент, что сотрудники компании не являются ни художниками, ни артистами – они все-таки маркетологи и аналитики, а своих студий разработки у компании тогда не было. Победило название Electronic Arts. Электронные искусства.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Споры не отвлекали трудовой коллектив от основной работы – подготовке к экспансии на игровой рынок. Заядлый игрок Хоукинс лично занимался отбором претендентов и пропагандировал среди сотрудников идею о гениальности игр от нового издательства. Но для гениальных проектов еще нужно было пробить место на рынке. Первоначально, EA была готова поступиться частью прибыли в пользу продавца, лишь бы ее товар взяли и разместили на самом видном месте, и оставляли себе жалкие 15-20 %. Увлеченность играми и серьезное отношение к своей работе принесли закономерные плоды.

Незаметным появление EA на игровом рынке не назовешь. Каждая игра фактически взрывала представления пользователей о виртуальных развлечениях. Начало положил увлекательный конструктор пинбола – Pinball Construction Set, где настройке поддавались не только «брыкающиеся» декорации и рычаги управления, но и сила гравитации. В многопользовательской космической стратегии M.U.L.E. игроки тщательно распределяли силы для сбора ресурсов, чтобы обеспечить маленькую колонию астронавтов. Стремились выжить и червячки Worms (пока без базук и автоматов), постепенно накалялась обстановка на борту дирижабля – Murder on the Zinderneuf, а две части фентези-стратегии Archon за сходством с шахматами прятали увлекательную механику, похожую на более поздние Heroes of Might & Magic и Kings’ Bounty. В 1984 появилась предтеча «Цивилизации» и «Колонизации» – The Seven Cities of Gold. Наконец, в 1985 выходят ролевая игра The Bard’s Tale, многопользовательская дуэль экипированных монстров Mail Order Monsters и конструктор гонок с разрушительными заездами Racing Destruction Set. Все эти игры несли новые и свежие идеи, а игроки надолго усвоили, что лучшие современные игры – только у EA!

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Первые спортивные звезды в играх EA – Джулиус Ирвинг (Julius Erving aka Dr. J) и Ларри Берд (Larry Bird)

Если со стратегиями, ролевыми играми и симуляторами EA была на короткой ноге, то спортивные игры получались не очень. Грамотная рекламная кампания позволила один раз «попасть в кольцо» с проектом One on One: Dr. J vs. Larry Bird. Сиквел на тему американского футбола – Touchdown Football – ждал откровенный провал. Хоукинс понимает, что программисты и дизайнеры – люди, мягко говоря, не то чтобы неспортивные, но далекие от профессионального спорта и эмоций фанатов на трибунах.

К сотрудничеству в качестве консультанта привлекают Джона Мэддена (John Madden) – легендарного тренера по футболу. Сначала Хоукинс с программистом или дизайнером приезжал на тренировки и выступления команды Oakland Raiders, а затем был создан рабочий прототип, который нравился разработчикам. Потом это «творение» показали Джону. Несколько часов знаменитый тренер громко кричал и материл виртуальный симулятор футбола и его создателей. Эмоционального комментария удостаивалась каждая ошибка. Впрочем, тренер не просто так сотрясал воздух, но объяснял на пальцах, что не понимали программисты и дизайнеры. Изменениям подвергли 95% первоначальных наработок! То есть, фактически, сделали игру заново. Результат не заставил себя ждать – John Madden Football, изданный в 1988 году моментально стал бестселлером и положил начало одной из самых популярных игровых серий.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

«Тачдаун, господа, гребите деньги».

Творческий подход обернулся обожанием публики и приличными дивидендами. В первый год, прибыль EA составила более 5 миллионов долларов, а два следующих стали просто сумасшедшими. С прибылью в 11 миллионов долларов завершился 1984, а новый 1985 принес еще 18 миллионов! Последний результат – бесспорная заслуга Ларри Пробста (Larry Probst), возглавившего отдел продаж. Акула бизнеса направила все усилия не столько на улучшение первоначальной стратегии, сколько на строительство колоссальной дистрибьюторской сети. Популярность первых игр среди игроков и всесторонний охват рынка позволяли выбирать любых партнеров и диктовать свои условия магазинам. Теперь уже EA требовала дополнительные проценты прибыли от продавцов, желающих получить на реализацию игры с волшебным логотипом. Доходило до откровенного грабежа – партнеры отдавали до 80% прибыли, а финансовые отчеты компании показывали стабильный профицит до 2005 года.

Изобретение велосипеда в период консольных войн

Первый рекордный взлет происходил на фоне жесточайшего кризиса игрового рынка, заваленного самыми разными платформами и низкосортными клонами. После первой консольной войны (1983-1985 гг), в которой погиб добрый десяток игровых систем, остатки американского рынка удержала Atari, но большую часть захватил десантный корпус Nintendo. Популярные гибриды компьютеров и приставок Commodore 64 и ZX Spectrum не могли конкурировать с более дешевой японской консолью и отправились покорять Европу. Эти две системы и их идейный наследник Amiga были популярны и на просторах бывшего СССР, где на долгие годы определили доминантный статус PC-формата на 1/6 части суши.

В сложных обстоятельствах компания ориентировалась сразу на несколько игровых систем, расставляя приоритеты согласно размеру пользовательской базы. В первую очередь, EA интересовали продукты от Apple, Atari, Commodore и ZX Spectrum. Европейский успех последних двух не остался незамеченным, и в декабре 1986 года EA открыла филиал на территории Великобритании под названием Ariolasoft. Главная задача данного подразделения – портирование американских хитов на другую платформу и адаптация упаковки под новый носитель – аудиокассеты. Новомодная японская NES, быстрыми темпами захватившая рынок домашних видеоприставок в США, была непривлекательна с финансовой точки зрения. Все упиралось в жесткую политику Nintendo, которая диктовала свои расценки для издателей, поэтому на популярной платформе появилось лишь несколько игр от EA, да и те через дистрибуцию Konami.

Уже в новом поколении приставок «электроники» делают ставку на Sega Genesis (Mega Drive), похожую по своей начинке на архитектуру существовавших персональных компьютеров. Сотрудники компании не видели никаких технических сложностей для быстрого портирования известных хитов, а руководство добилось уникальных уступок по контрактам. Фактически EA получила карт-бланш на издание всех игр на платформе от Sega. Было поставлено только одно условие – новые игры для Genesis должны быть исключительными либо временными эксклюзивами.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Фактически, серия Strike стала символом стремительной политики EA

Результат не заставил себя ждать. EA выбрасывала на прилавки по три новые игры за один месяц! Игроков просто завалили лавиной хитов с PC-сцены, отлично адаптированных под консольное управление: Syndicate, Power Monger, NHL Hockey, NBA Live, FIFA Soccer, Road Rash, Desert Strike, Jungle Strike, Urban Strike, Might and Magic II: Gates to Another World, Centurion: Defender of Rome, Populous, Budokan: The Martial Spirit, John Madden Football и многие-многие другие. Популярность этих игр на Sega была настолько велика, что многие игроки с удивлением узнавали о «малой родине» своих любимцев – PC. Быстрое портирование своих и чужих игр позволило EA стать одним из крупнейших издателей начала 90-х, а Sega – добиться паритета с Nintendo. Впрочем, EA не забывала снабжать своими хитами и платформу конкурента.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Несмотря на очевидные успехи домашних игровых систем, издатель не забывает внимательно следить за быстрорастущим PC-рынком, где нет сдерживающих факторов – устаревающей техники и жесткой позиции платформодержателей. Именно там обкатывается большинство игр, которые затем появляются на консолях. К следующей переправе EA подошла с серьезными намерениями и претензией на мировое господство – PC формат становится главной платформой, консолям отводится второстепенная роль.

Успех на консольном фронте вскружил голову большому боссу и едва не стал причиной раскола в компании. Хоукинс считал, что пора выводить на рынок собственную приставку, но инвесторы сочли риск неоправданно высоким. Основатель покидает фирму, чтобы найти более сговорчивых партнеров в лице Panasonic и Goldstar (LG). Его новая компания San Mateo Software Group, позднее переименованная в 3DO, представляет игрокам новую консоль – известную в СНГ как Panasonic 3DO (полное название – Panasonic FZ-1 R.E.A.L. 3DO Interactive Multiplayer). Массированную рекламу, низкие расценки для издателей, техническое превосходство над конкурентами перечеркнула заоблачная стартовая цена в 699 долларов. Результаты двух лет (с 1993 по 1995) порадовали лишь 2 миллионами проданных консолей. Уверенный выход более сильной Sega Saturn и потрясающий успех ее прямого конкурента – PlayStation, побившей 2-х миллионный «рекорд» всего за месяц, недвусмысленно намекнули о полном провале нового начинания. Хоукинс пытается войти в реку дважды – 3DO сосредоточилась на разработке и издании новых интересных игр, где снискала любовь игроков за серию Heroes of Might & Magic. После банкротства компании в 2003, основатель EA покинул свой пост и в качестве руководителя новой компании Digital Chocolate переключился на мобильное направление.

Потери от амбициозных планов 3DO для EA оказались незначительны – доля участия в предприятии была небольшой, а на портировании иных старых хитов удалось даже немного заработать. Гибель платформы только высвободила силы для работы на благо Sega Saturn и PlayStation.

Здравая мысль не позволила бросить все ресурсы на изобретение нового велосипеда, а выбор независимой от платформы позиции принес компании миллиарды долларов и статус одного из крупнейших издателей на рынке. Отныне разговор с платформодержателями у EA был предельно жестким: «Хотите наши игры? Заинтересуйте нас».

Деньги правят миром

После ухода основателя бразды правления принял Ларри Пробст (Larry Probst), который оставался на посту главного управляющего до 2007 года. В отличие от прежнего главы компании «продавец» не скрывал своего прохладного отношения к играм как к развлечению. Коробочки и диски для Ларри Пробста всегда были товаром, который нужно было красиво преподнести публике и разложить на полках магазинов.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Ларри Пробст, великий и ужасный

Новая эпоха потребовала от компании больше свежих идей и больше новых игр. Возникла серьезная проблема – где взять столько светлых голов? Пробст решает, что покупка обойдется дешевле формирования и обучения новых команд. За 15 лет в структуру EA вливаются 26 компаний. И это были не безвестные румынские, чешские, польские или китайские разработчики. Это были признанные звезды своего времени. Начало поглощениям положила Distinctive Software, купленная всего за 11 миллионов в 1991 году. Со временем эта фирма составила костяк EA Canada, ответственной за всю серию Need for Speed (кроме новых тайтлов), NHL, NBA, FIFA и The Sims 3.

Ознакомившись с первой крупной покупкой и оценив ее потенциал, Пробст принимает судьбоносное решение: сделать флагманом компании линейку спортивных игр и выдавить мало-мальски значимых конкурентов из данного сегмента. Во-первых, у спортивных федераций и ассоциаций приобретаются лицензии с частичными или эксклюзивными правами на использование символики, арен и действующих игроков, что значительно расширяет потенциал продаж. Во-вторых, создается новый узнаваемый бренд – EA Sports, под которым до сих пор продаются серии NBA Live, FIFA, NHL, Madden NFL, Fight Night, MVP Baseball, Tiger Woods и NASCAR. Популярность спортивных игр от EA Sports настолько велика, что издатель последним уходит с закрытых игровых платформ: FIFA 2005 – утешительный приз для PlayStation, Madden NFL 08 и 09 – последние игры для GameCube и первой модели Xbox.

Благополучие EA в спортивном секторе длилось до начала XXI века. Сначала позиции потеснили спортивные игры от конгломерата Sega/2К и Konami, а затем мир свихнулся на новой консоли от Nintendo. С первыми менеджмент разобрался быстро и сурово – со всеми ассоциациями были перезаключены соглашения, то есть издатель получил эксклюзивные права на разработку любых игр с логотипами известных спортивных структур, что серьезно подорвало позиции конкурентов. С большой N все оказалось не так просто, сотрудники издательства недооценили заложенный в новое управление потенциал и до сих пор начальству спортивного отдела ЕА приходится облизываться на успехи чужих фитнесс-тренажеров.

Вторым крупным приобретением стала в 1992 году техасская Origin Systems. Копилка корпорации пополнилась боевиком Crusader, космической оперой Wing Commander, культовым киберпанком System Shock, вертолетным симулятором AH-64D Longbow и, безусловно, одной из лучших серий ролевых игр – Ultima, открывшей миру все прелести многопользовательских вселенных. Для тех, кто не понял или ослышался – EA была первой на рынке массовых онлайн игр с Ultima Online.

Если предыдущие покупки были необходимы для развития компании, то следующие блюда менеджеры EA выбирали как голодный покупатель в магазине продуктов. Деньги вбрасывались во все подряд: и в нужное, и в ненужное. В 1995 году под крыло издательства вошла Bullfrog, а вместе с ней – право на дальнейшее использование таких названий как Populous, Magic Carpet, Theme Park, Power Monger, Syndicate и Dungeon Keeper 1-2. Неожиданно для игроков перспективные игровые серии становились все хуже и хуже. Виноваты неудачи новых творений или корпоративные интриги, но главный дизайнер Питер Молинье оставляет пост вице-президента EA и отправляется на вольные хлеба.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Совершенно случайно EA заинтересовалась градостроительным симулятором от дизайнера Уилла Райта (Will Wright) – SimCity. Архитектурный конструктор успешно зарекомендовал себя на рынке, а компанию Maxis окончательно прибрали к рукам в 1997 году. Как раз в это время Уилл начать тестировать прототип The Sims – симулятор ремонта, в который для наглядности запустили фигурки людей. «Золотая жила» обернулась тремя играми, полутора десятками дополнений и десятком каталогов – суммарно на 105 миллионов проданных копий.

Политика поглощений набирала обороты. Одной из самых больных тем стало приобретение Westwood Studios в 1998 году. Фанаты опасались за любимые сериалы: Dune, Command & Conquer и Red Alert. Ухудшение игровых элементов заметили практически сразу, едва успели появиться новые игры. Прошло 5 лет, студию закрыли окончательно, а сформированную команду назвали EA Los Angeles. От подобной участи судьба пока хранит Criterion Games и Digital Illusions, которые сдались в августе и ноябре 2004. Держит марку Mythic Entertainment, купленная летом 2006. Пытаются не уронить собственное лицо проданные в октябре 2007 Bioware и Pandemic Studios.

Практически с 2000 года глава компании – Пробст настаивает на покупке Take-Two, но сделка постоянно срывается. В конце концов, серьезные финансовые проблемы в 2008 заставляют EA отказаться от претензий.

что такое electronic arts. Смотреть фото что такое electronic arts. Смотреть картинку что такое electronic arts. Картинка про что такое electronic arts. Фото что такое electronic arts

Собрать Dream Team не удалось. Жесткие сроки разработки и серьезное начальство не стимулировали разработчиков на новые гениальные идеи. Мулинье ушел первым – в 1997 и основал Lionhead Studios. Ричард Гэрриот в 2004 подался в NC Soft и слетал в космос. Уилл Райт закончил Spore, проконсультировал разработчиков The Sims 3 и тоже отправился на волю. Снижение качества, рост издержек, негативное восприятие игрового сообщества и пиратство закономерно обвалили продажи. Миллиардные потери вылились в серьезный корпоративный кризис и заставили Пробста в феврале 2007 года оставить кресло главного управляющего. Новый руководитель – Джон Ричителло – затеял серьезную реорганизацию и реформирование компании, отказался от покупки новых разработчиков и сфокусировал все внимание на поиски новых творческих идей и бизнес-решений. Будут они успешными или нет – мы узнаем в самое ближайшее время.

Analysis

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *