что такое тактико строевое занятие
ПРОВЕДЕНИЕ ТАКТИКО-СТРОЕВЫХ ЗАНЯТИЙ
Тактико-строевые занятия с мотострелковой ротой и батальоном предшествуют тактическим учениям и имеют целью подготовить их к слаженным действиям во всех видах боя.
С учетом того, что ротные и батальонные тактические учения проводятся только по комплексным темам с отработкой на них нескольких видов боевых действий, проведение тактико-строевых занятий должно быть построено так, чтобы до начала учений подразделения были обучены действиям во всех видах боя как днем, так и ночью.
Вопросы, отрабатываемые на тактико-строевых занятиях
Тактико-строевые занятия с ротой и батальоном могут проводиться как самостоятельно, так и совместно со средствами усиления, привлекаемыми на тактические учения.
На совместные занятия привлекаются только те подразделения, с которыми непосредственно связана динамика действий в ходе отработки тех или иных учебных вопросов.
Продолжительность тактико-строевых занятий может быть: ротных — 3—4 часа, батальонных — 4—6 часов. Самостоятельные занятия с ротой проводит командир роты, с батальоном — командир батальона. Совместные занятия организуют и проводят командиры на ступень выше.
Тактико-строевые занятия проводятся односторонними, обычно на фоне несложной тактической обстановки. Противник обозначается мишенями и макетами. В тех случаях, когда необходимо показать и огонь противника, могут выделяться солдаты и средства для обозначения огня. Создание тактической обстановки и обозначение огня производятся в той мере, в какой это необходимо для осмысленного изучения отрабатываемых приемов и способов действий.
На одном тактико-строевом занятии рекомендуется отрабатывать 3—4 учебных вопроса. Каждый вопрос вначале отрабатывается по элементам, а затем, при наличии времени, слитно. На занятиях не следует отрабатывать такие вопросы, которые не содержат элементов действий подразделений на поле боя: уяснение задачи, расчет времени, оценка обстановки, принятие решения и др. Эти вопросы изучаются во время командирской подготовки.
На тактико-строевых занятиях следует добиваться отдачи коротких, четких распоряжений, команд и умелых действий по ним подразделений. В целях экономии времени при проведении занятий рекомендуется часть вопросов отрабатывать движением в одном направлении, а часть — при движении в обратном направлении. В зависимости от местности занятия могут проводиться по замкнутому маршруту. Заканчиваются тактико-строевые занятия проведением короткого разбора.
Накануне занятия руководитель проводит инструктаж старшего по обозначенному противнику, указывая при этом, когда, где, чем, по каким сигналам и какие действия противника обозначить.
При необходимости личный состав, выделенный для обозначения действий противника, по указанию руководителя занятия проводит дооборудование участка местности: устанавливает мишени, подготавливает и обозначает проходы в заграждениях, устраивает заграждения и т. д.
Перед выходом на занятие командир подразделения строит его, проверяет наличие и экипировку личного состава, вооружение, средства материально-технического обеспечения, а также знание обучаемыми требований безопасности.
Тактико-строевое занятие может начинаться непосредственно в расположении воинской части или в исходном районе, в первом случае выдвижение в исходный район и возвращение в расположение воинской части осуществляется на фоне тактической обстановки и используется для закрепления ранее изученных тем или для отработки отдельных тактических приемов и способов действий по теме данного занятия.
По прибытии в район занятия руководитель строит подразделение, объявляет тему, учебные цели занятия, порядок его проведения и первый учебный вопрос. Не исключена проверка знания личным составом теоретических положений по теме занятия.
Затем напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, вводит обучаемых в тактическую обстановку, указывает подчиненным командирам места для занятий, приказывает вывести подразделения на указанные места и дает команду приступить к отработке первого учебного вопроса.
Отработка элементов занятия
Отработка каждого элемента начинается в замедленном темпе, при этом основное внимание обращается на правильность его выполнения, в последующем темп постепенно увеличивается до времени, установленного соответствующим нормативом. Ошибки, допущенные обучаемыми, должны исправляться своевременно и умело.
Обнаружив общие ошибки в действиях личного состава, командир отделения останавливает действие обучаемых, вызывает их к себе, указывает на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, как выполнить те или иные действия, и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.
Если же ошибки допускают отдельные обучаемые, то останавливать всех не следует. В этом случае на выявленные недостатки нужно обратить внимание только тех обучаемых, которые допустили ошибки, и добиться их устранения в процессе отработки последующих действий.
Тренировку можно проводить, применяя различные методические приемы: учить каждого солдата потоком, учить одного, а тренировать всех.
Закончив обучение солдат по одному элементу, командир отделения в такой же последовательности отрабатывает последующие элементы. После отработки учебного вопроса по элементам командир отделения приступает к тренировке обучаемых действиям по всему учебному вопросу в целом. Для этого он изменяет направление действий обучаемых, добиваясь от солдат правильного и четкого выполнения действий в установленное нормативом время.
После отработки учебного вопроса командир строит подчиненных, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и порядок его отработки по элементам, доводит тактическую обстановку и приступает к отработке первого элемента в той же последовательности, что и при отработке предыдущего учебного вопроса.
Закончив таким образом отработку всех учебных вопросов, командир отделения проводит разбор. В установленное время или по команде командира взвода отделение прибывает в указанное место, где командиры отделения докладывают командиру взвода об окончании занятия, о степени усвоения каждым солдатом учебных вопросов и об имевших место недостатках, изъятии неизрасходованных имитационных средств и в дальнейшем действует по указанию командира взвода.
Командир взвода в ходе тактико-строевого занятия, проводимого командирами отделений, поочередно лично обучает наиболее сложным учебным вопросам каждое отделение и одновременно контролирует проведение занятия командирами других отделений. При необходимости он оказывает им помощь в устранении допущенных ошибок при отработке того или иного элемента, а также управляет мишенной обстановкой.
Что такое тактико строевое занятие
Тактико-строевые занятия (ТСЗ) являются важнейшей ступенью боевого слаживания подразделения. Они в обязательном порядке проводятся перед каждым тактическим занятием и учением. Поэтому так важно, чтобы ТСЗ проводились не только на хорошем методическом уровне, но и поучительно. Как этого можно добиться, и пойдет речь в данном материале.
Сегодня важно повысить результативность полевых занятий. Не претендуя на истину в последней инстанции, попробую высказать собственные соображения относительно организации ТСЗ по оборонительной теме.
Допустим, что согласно расписанию занятий во взводах одной из мотострелковых рот (курсантском подразделении) вскоре предстоит тактико-строевое занятие. Естественно, возникает вопрос: как лучше его провести? Самый неудачный вариант — отдать все на откуп командирам взводов, что, скажем честно, чаще всего и случается. Немногим лучше и тот, при котором командир роты выступает в качестве руководителя во всех взводах поочередно. А нельзя ли провести занятие в комплексе, отрабатывая одновременно (во взводах поочередно) вопросы и обороны, и наступления, противодействуя и «подыгрывая» друг другу? Давайте рассмотрим такую возможность. Напомню, что командирам рот были предоставлены права вносить в учебный процесс определенные коррективы. В частности, и в общепринятую схему ТСЗ.
Например, они могут проводить занятие в две смены (1-я смена — c 9 до 12 часов, 2-я смена — с 12 до 15 часов) и на двух учебных местах. При этом важно правильно распределить учебно-боевую технику, имитационные средства и другое материально-техническое обеспечение (например, для отработки первого и второго вопросов — три БМП на учебное место № 1, после чего их передать на учебное место № 2. Танк с минным тралом — на учебное место № 2 с последующей его передачей в распоряжение руководителя на учебном месте № 1 для отработки второго и третьего учебных вопросов. Автомобиль — он же санитарное транспортное средство — на учебное место № 2.
Распределить подразделения по учебным местам можно следующим образом. Первая смена: 3 мсв — учебное место № 1 и 1 мсв — учебное место № 2. Вторая смена: 2 мсв — учебное место № 1 и пулеметный взвод — учебное место № 2.
Порядок подготовки к ТСЗ достаточно хорошо известен. Поэтому подробно останавливаться на нем не имеет смысла. Единственно, что стоит отметить — необходимость тщательной рекогносцировки местности и детального изучения руководителем в ходе нее порядка действий с командирами взводов, а в части касающейся — и с командирами привлекаемых БМП, танка, старшего машины. Думается, есть смысл в процессе работы в поле по установленным сигналам и командам «проиграть» возможные варианты и предусмотреть их в плане ТСЗ (см. приложение) и планах-конспектах. Ход занятия мне представляется примерно таким.
В 9.00 руководитель на учебном месте № 1 («Взвод в обороне») сообщает обучаемым военнослужащим наименование темы, учебные цели, а также вопросы и порядок их отработки. Напоминает меры безопасности и вводит их в обстановку. Затем проводится ориентирование на местности.
В последующем взвод решает задачи по вводным командира роты и, сообразуясь с обстановкой, создаваемой не только мишенями и имитационными средствами, но и реальными действиями 1-го взвода, приступает к занятию одновременно с 3 мсв.
Танк, подойдя к минному полю, опускает трал. Вслед за ним по протраленным колеям преодолевают минное поле мотострелки. Вновь развернувшись в цепь, они обгоняют танк (условно выведенный из строя: его экипаж имитирует это дымовой шашкой) и по вводной руководителя начинают закрепляться на достигнутом рубеже (окапываются под огнем противника, выполняя соответствующий норматив). Экипаж танка возвращает катковый минный трал (КМТ) в походное положение и по радио входит в связь с руководителем на учебном месте № 1.
При действиях взвода по уничтожению обходящего опорный пункт «противника» можно обозначать мишенями и движением автомобиля. Целесообразно, чтобы в таком случае часть сил и средств, в том числе и боевые машины пехоты, по команде занимали запасные позиции.
Чтобы при этом ставить обучаемых военнослужащих в более трудные условия, целесообразно несколько изменить его содержание и нарастить обстановку. Например, наступающей стороне предоставить успех, сообщив о выходе на выгодный рубеж в глубине. Обороняющихся мотострелков с переднего края отвести к тыльной границе опорного пункта. С 3 мсв, в частности, лучше отработать действия по установке мин на угрожаемом направлении в глубине обороны, уничтожению прорвавшихся на других направлениях бронированных объектов и наступающих на опорный пункт с тыла.
По сигналу одно из отделений занимает специально подготовленный окоп, прикрывая опасное направление (дорога, просека и т. д.). Танк начинает движение, атакуя взвод с тыла. Командир отделения ставит задачу двум солдатам на установку противотанковых мин (ПТМ). Скрытно выдвинувшись вперед, они устанавливают две мины, маскируют их, откатываются в сторону или назад и занимают места в укрытиях на безопасном удалении. Если танк не «подорвется на минах», взвод его «уничтожает» собственными силами и средствами.
В таком случае танк с остановкой или без нее (по решению руководителя, принятому в соответствии с действиями обучаемых) продолжает движение и проходит над окопом, занимаемым отделением. Личный состав мсо вновь тренируется в способах борьбы с ним, после чего танк уходит на второй круг. К установке мин приступает следующая пара обучаемых…
После разбора и подведения итогов оба взвода приступают к занятиям по другим дисциплинам согласно расписанию. Их сменяют другие подразделения роты.
Читателей может озадачить ярко выраженная «танкообкатная» направленность занятия на учебном месте № 1.
Обороняющиеся трижды лицом к лицу встречаются с «вражеским» танком. На мой взгляд, при должном соблюдении мер безопасности это вполне оправданно: у людей быстрее пройдет «танкобоязнь». Вряд ли стоит долго распространяться и о том, что, дескать, только половина роты изучила оборонительную тему — другая отрабатывала вопросы наступления. Ведь командиры, как уже отмечалось, могут и повторить такое занятие в счет, скажем, времени, отведенного для освоения наступательных тем и поменяв подразделения местами. Ведь общее-то количество часов не изменится, речь идет только о пересмотре сроков и последовательности занятий.
Эффективнее при данном варианте ТСЗ используются также имитационные средства, техника и т. д. Все мы хорошо знаем, как трудно обеспечить всем необходимым занятия по взводной тематике. Здесь же вряд ли подразделения останутся обделенными. Имитация и техника действуют в интересах двух взводов, а, значит, и их результативность увеличивается вдвое. У обучаемых военнослужащих не теряется ощущение реальности, они лучше понимают смысл отрабатываемых приемов. Да и взводы, изучая каждый свое, в то же время реально действуют друг против друга. А ничто так не вредит полевым занятиям, как элементы условности. Здесь же она сводится к минимуму.
В заключение отмечу, что в принципе подобная методика применима и для обучения курсантов военно-учебных заведений.
Энциклопедия
Обобщенное название форм обучения военнослужащих, подготовки и слаживания органов управления (штабов), подразделений (формирований), воинских частей и соединений.
Под руководством обучающего проводятся все занятия, за исключением самостоятельной подготовки. Самостоятельная подготовка организуется для обучения всех категорий личного состава, а для офицеров и прапорщиков она является основным способом повышения уровня знаний и индивидуальных практических навыков. Порядок и учебные вопросы самостоятельной подготовки определяет каждый военнослужащий, исходя из поставленных перед ним задач, должностных и специальных обязанностей и уровня обученности (для военнослужащих, проходящих службу по призыву порядок и учебные вопросы самостоятельной подготовки определяет непосредственный начальник). Организуется и контролируется самостоятельная подготовка непосредственным начальником.
Семинар проводится с целью обсуждения и выработки единого понимания изучаемых вопросов, проверки, углубления и закрепления, полученных на предыдущих занятиях и в результате самостоятельного изучения материала теоретических знаний обучаемых, развития у них самостоятельного мышления. Цели семинара достигаются активным обсуждением содержания изучаемой темы, вопроса.
Беседа (рассказ-беседа) проводится с целью передачи знаний руководителя занятия обучаемым именно по тем вопросам, по которым обучаемые недостаточно подготовлены, а также для определения уровня их подготовки по отдельным темам. В ходе беседы для руководителя занятия главным является установление личного психологического контакта с обучаемыми, изучение личности обучаемых, поиск индивидуального подхода к каждому из них. Беседа имеет максимальную результативность, если она проводится с одним военнослужащим или группой, имеющей небольшую численность.
Классно-групповое занятие проводится с целью изучения учебных вопросов и углубления знаний по отдельным вопросам, в специально подготовленном и оснащенном всем необходимым учебным оборудованием и пособиями учебном классе (кабинете, зале, помещении). В ходе классно-группового занятия руководитель может использовать элементы лекции, беседы, показа, обсуждения.
Инструктаж (инструктивное занятие) проводится с целью доведения (напоминания) военнослужащим порядка и правил выполнения должностных и специальных обязанностей в процессе предстоящей работы или решения запланированных задач.
К ним относятся: тактические (тактико-специальные) занятия (ТЗ, ТСЗ), тактико-строевые занятия (ТСтр.З), полевые поездки, полевые выходы, проигрыш (ситуационный проигрыш) действий, групповые упражнения, тактические летучки, штабные тренировки, командно-штабные тренировки. Главным содержанием практических занятий является практическая работа каждого обучаемого. Отработка нормативов в ходе практических занятий является обязательным требованием при обучении личного состава.
Полевая поездка является формой оперативно-тактической подготовки, тактической (тактико-специальной) подготовки офицеров и предназначена для практической отработки учебных вопросов непосредственно на маршрутах движения, участках местности, полевых позициях и районах, где планируются действия (марши) воинских частей и подразделений при выполнении боевых задач.
Полевой выход предназначен для повышения полевой выучки воинских частей и подразделений. В ходе полевого выхода воинские части и подразделения выводятся на длительное время в позиционный (полевой) район, на полевые позиции, учебный полигон, участок местности. В ходе полевого выхода на фоне единой тактической обстановки проводятся тактические (тактико-специальные) учения, тактико-строевые, тактические (тактико-специальные) занятия, стрельбы, занятия по вождению, тренировки по различным предметам обучения, учебным вопросам и нормативам, а также отрабатываются вопросы управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения.
Проигрыш (ситуационный проигрыш) действий проводится с целью обсуждения порядка выполнения практических задач на предстоящем тактическом (тактико-специальном) учении или занятии. Проигрыш проводится с посредническим аппаратом, командирами, офицерами на картах, макете местности или непосредственно на местности. В ходе проигрыша обучаемые докладывают предлагаемый порядок выполнения задач и действий подразделений, свое место и место подчиненных, возможные действия противника, вопросы, подлежащие контролю, особенности отработки и оценки тактических и специальных вводных.
Тактическая летучка предназначена для проверки и совершенствования знаний и практических навыков офицеров по отдельным вопросам управления войсками, оценки обстановки, проведения оперативно-тактических (тактических) расчетов и обоснований, принятия решений и постановки задач подчиненным воинским частям и подразделениям в ограниченное время. Основным методом проведения летучки является тренировка с последующим разбором. Тактическая летучка может проводиться на местности и в классе с использованием топографических карт, схем, макетов местности, комплектов документов управления.
Штабная тренировка предназначена для приобретения и совершенствования офицерами знаний и навыков по выполнению должностных и специальных обязанностей в составе органов управления, а также слаживания отделений, служб и штаба в целом. В ходе тренировки обучаемые приобретают навыки в разработке боевых документов, проведении оперативно-тактических расчетов, развертывании и маневре войск и пунктов управления. Штабные тренировки, исходя из учебных целей и привлекаемых подразделений, могут быть раздельными или совместными и проводиться на местности, картах, рабочих местах, учебных и боевых постах.
К формам обучения, проводимым как теоретически, так и практически, относятся классно-групповые, показные, инструкторско-методические занятия и самостоятельная подготовка.
В ходе классно-группового занятия при наличии учебно-тренировочных средств обучаемые для более полного закрепления полученных знаний могут отрабатывать отдельные действия практически.
Показное занятие проводится с целью усвоения военнослужащими установленной последовательности и наиболее рациональных приемов выполнения действий на вооружении и технике, доведения передовых и наиболее качественных способов и методов решения, поставленных перед соединением, воинской частью, подразделением задач. На показном занятии обучаемые наблюдают образцовые действия специально подготовленных подразделений, военнослужащих, осматривают и при необходимости практически опробывают образцово подготовленные объекты, агрегаты, системы, документы.
Инструкторско-методическое занятие проводится с целью овладения офицерами, прапорщиками и сержантами правильной методикой подготовки и проведения занятий по конкретной теме и передовыми, наиболее рациональными способами и приемами работы в качестве руководителей предстоящих занятий.
Контрольно-проверочные занятия проводятся командирами (начальниками) с целью определения уровня обученности подчиненного личного состава, подразделений, воинских частей и соединений. К контрольно-проверочным занятиям относятся: командно-штабные учения, тактические (тактико-специальные) учения, контрольные (зачетные) занятия, учебно-боевой пуск, состязание (конкурс).
Командно-штабное учение предназначено для достижения оперативности и слаженности работы командиров и органов управления, совершенствования в организации боевых действий и непрерывном управлении войсками, определения уровня подготовки командиров и органов управления, проверки основных положений уставов, наставлений и других нормативных документов, совершенствования методов и способов управления войсками, формирования у обучаемых необходимых боевых и морально-психологических качеств, повышения индивидуальной подготовки обучаемых.
Состязание (конкурс) проводится для определения лучших в объединении, соединении и воинской части подразделений, смен, расчетов, военнослужащих по полевой выучке, тактической (тактико-специальной), специальной подготовке и другим предметам обучения.
По структуре 3. по Б.п. в большинстве случаев делятся на три методические части: вступительная (вводная), основная и заключительная. Вступительная (вводная) часть занятия предназначена для постановки перед обучаемыми учебной задачи, психологической подготовки их к активной и напряженной работе на занятии по овладению изучаемым материалом, проверки готовности обучаемых и материального обеспечения. Основная часть занятия предназначена для отработки (раскрытию содержания) учебных вопросов, в ходе которой руководитель занятия обучает личный состав, осуществляя доведение до него учебного материала спланированными приемами и способами. Заключительная часть предназначена для подведения итогов занятия.
Для проведения 3. по Б.п. в РВСН существует соответствующая учебно-материальная база и необходимые учебно-тренировочные средства.
Подготовка руководителя к занятию.
-изучение руководств, уставных положений и пособий по теме занятия. Подготовку даже к несложному занятию надо начинать минимум как за 2-3 дня до занятия. Она включает в себя теоретическую и практическую подготовку. Непосредственная подготовка к занятию проводится им после разработки документов на занятие.
Подготовка помощников руководителя занятия проводится руководителем на основе плана проведения занятия. Он инструктирует их по содержанию и методике проведения занятия.
Подготовку обучаемых к занятию организует также руководитель занятия. До обучаемых необходимо довести тему, время и место занятия, форму одежды, меры безопасности, обеспечить их положенным вооружением, снаряжением, обмундированием.
Руководитель также организует подготовку материально-технического обеспечения занятия, места (района) проведения занятия.
Накануне занятия руководитель обязан проверить готовность к занятию личного состава и своих помощников, инструкторов, материального обеспечения и места проведения занятия.
Завершив, подготовку занятия, руководитель докладывает непосредственному начальнику о готовности к проведению занятия и представляет на утверждение план проведения занятия.
Назначение, цели сущность и методика проведения тактико-специального занятия.
Тактическое (тактико-специальное) занятие— является высшей формой обучения подразделений по тактической (тактико-специальной) подготовке, одной из форм обучения воинских частей, обеспечивающей полевую выучку личного состава. Тактические (тактико-специальные) занятия предназначены для слаживания (боевого слаживания) воинских частей (подразделений), практической отработки в комплексе мероприятий плана боевых действий (плана применения), оценки уровня подготовки воинских частей (подразделений).
В ходе тактических (тактико-специальных) занятий командир не только получает практику управления подчиненными, но и совершенствует свои навыки в организации боя. Поэтому в содержание тактических (тактико-специальных) занятий включаются такие вопросы, как принятие решения, проведение рекогносцировки, разведки, постановка задач подчиненным, организация взаимодействия и боевого обеспечения.
Тактико-строевое занятие— наиболее эффективная форма практического обучения подразделений и воинских частей при их слаживании (боевом слаживании). Оно предназначено для отработки тактических приемов и способов действий солдат и подразделений со строгим соблюдением принципа «от простого к сложному».
Сущность тактико-строевого занятия заключается в том, что на нем отрабатываются строевые и тактические приемы и действия по командам, приказам при выполнении поставленных задач путем отработки их сначала по элементам в медленном темпе до их правильного выполнения, затем слитно в пределах установленного нормативами времени.
Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях – упражнения (тренировка), могут применяться также объяснение и показ.