что такое тактико строевое занятие

ПРОВЕДЕНИЕ ТАКТИКО-СТРОЕВЫХ ЗАНЯТИЙ

Тактико-строевые занятия с мотострелковой ротой и батальоном предшествуют тактическим учениям и имеют целью подготовить их к слаженным действиям во всех видах боя.

С учетом того, что ротные и батальонные тактические учения проводятся только по комплексным темам с отработкой на них нескольких видов боевых действий, проведение тактико-строевых занятий должно быть построено так, чтобы до начала учений подразделения были обучены действиям во всех видах боя как днем, так и ночью.

Вопросы, отрабатываемые на тактико-строевых занятиях

Тактико-строевые занятия с ротой и батальоном могут проводиться как самостоятельно, так и совместно со средствами усиления, привлекаемыми на тактические учения.

На совместные занятия привлекаются только те подразделения, с которыми непосредственно связана динамика действий в ходе отработки тех или иных учебных вопросов.

Продолжительность тактико-строевых занятий может быть: ротных — 3—4 часа, батальонных — 4—6 часов. Самостоятельные занятия с ротой проводит командир роты, с батальоном — командир батальона. Совместные занятия организуют и проводят командиры на ступень выше.

Тактико-строевые занятия проводятся односторонними, обычно на фоне несложной тактической обстановки. Противник обозначается мишенями и макетами. В тех случаях, когда необходимо показать и огонь противника, могут выделяться солдаты и средства для обозначения огня. Создание тактической обстановки и обозначение огня производятся в той мере, в какой это необходимо для осмысленного изучения отрабатываемых приемов и способов действий.

На одном тактико-строевом занятии рекомендуется отрабатывать 3—4 учебных вопроса. Каждый вопрос вначале отрабатывается по элементам, а затем, при наличии времени, слитно. На занятиях не следует отрабатывать такие вопросы, которые не содержат элементов действий подразделений на поле боя: уяснение задачи, расчет времени, оценка обстановки, принятие решения и др. Эти вопросы изучаются во время командирской подготовки.

На тактико-строевых занятиях следует добиваться отдачи коротких, четких распоряжений, команд и умелых действий по ним подразделений. В целях экономии времени при проведении занятий рекомендуется часть вопросов отрабатывать движением в одном направлении, а часть — при движении в обратном направлении. В зависимости от местности занятия могут проводиться по замкнутому маршруту. Заканчиваются тактико-строевые занятия проведением короткого разбора.

Накануне занятия руководитель проводит инструктаж старшего по обозначенному противнику, указывая при этом, когда, где, чем, по каким сигналам и какие действия противника обозначить.

При необходимости личный состав, выделенный для обозначения действий противника, по указанию руководителя занятия проводит дооборудование участка местности: устанавливает мишени, подготавливает и обозначает проходы в заграждениях, устраивает заграждения и т. д.

Перед выходом на занятие командир подразделения строит его, проверяет наличие и экипировку личного состава, вооружение, средства материально-технического обеспечения, а также знание обучаемыми требований безопасности.

Тактико-строевое занятие может начинаться непосредственно в расположении воинской части или в исходном районе, в первом случае выдвижение в исходный район и возвращение в расположение воинской части осуществляется на фоне тактической обстановки и используется для закрепления ранее изученных тем или для отработки отдельных тактических приемов и способов действий по теме данного занятия.

По прибытии в район занятия руководитель строит подразделение, объявляет тему, учебные цели занятия, порядок его проведения и первый учебный вопрос. Не исключена проверка знания личным составом теоретических положений по теме занятия.

Затем напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, вводит обучаемых в тактическую обстановку, указывает подчиненным командирам места для занятий, приказывает вывести подразделения на указанные места и дает команду приступить к отработке первого учебного вопроса.

Отработка элементов занятия

Отработка каждого элемента начинается в замедленном темпе, при этом основное внимание обращается на правильность его выполнения, в последующем темп постепенно увеличивается до времени, установленного соответствующим нормативом. Ошибки, допущенные обучаемыми, должны исправляться своевременно и умело.

Обнаружив общие ошибки в действиях личного состава, командир отделения останавливает действие обучаемых, вызывает их к себе, указывает на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, как выполнить те или иные действия, и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.

Если же ошибки допускают отдельные обучаемые, то останавливать всех не следует. В этом случае на выявленные недостатки нужно обратить внимание только тех обучаемых, которые допустили ошибки, и добиться их устранения в процессе отработки последующих действий.

Тренировку можно проводить, применяя различные методические приемы: учить каждого солдата потоком, учить одного, а тренировать всех.

Закончив обучение солдат по одному элементу, командир отделения в такой же последовательности отрабатывает последующие элементы. После отработки учебного вопроса по элементам командир отделения приступает к тренировке обучаемых действиям по всему учебному вопросу в целом. Для этого он изменяет направление действий обучаемых, добиваясь от солдат правильного и четкого выполнения действий в установленное нормативом время.

После отработки учебного вопроса командир строит подчиненных, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и порядок его отработки по элементам, доводит тактическую обстановку и приступает к отработке первого элемента в той же последовательности, что и при отработке предыдущего учебного вопроса.

Закончив таким образом отработку всех учебных вопросов, командир отделения проводит разбор. В установленное время или по команде командира взвода отделение прибывает в указанное место, где командиры отделения докладывают командиру взвода об окончании занятия, о степени усвоения каждым солдатом учебных вопросов и об имевших место недостатках, изъятии неизрасходованных имитационных средств и в дальнейшем действует по указанию командира взвода.

Командир взвода в ходе тактико-строевого занятия, проводимого командирами отделений, поочередно лично обучает наиболее сложным учебным вопросам каждое отделение и одновременно контролирует проведение занятия командирами других отделений. При необходимости он оказывает им помощь в устранении допущенных ошибок при отработке того или иного элемента, а также управляет мишенной обстановкой.

Источник

Что такое тактико строевое занятие

что такое тактико строевое занятие. Смотреть фото что такое тактико строевое занятие. Смотреть картинку что такое тактико строевое занятие. Картинка про что такое тактико строевое занятие. Фото что такое тактико строевое занятие

Тактико-строевые занятия (ТСЗ) являются важнейшей ступенью боевого слаживания подразделения. Они в обязательном порядке проводятся перед каждым тактическим занятием и учением. Поэтому так важно, чтобы ТСЗ проводились не только на хорошем методическом уровне, но и поучительно. Как этого можно добиться, и пойдет речь в данном материале.

Сегодня важно повысить результативность полевых занятий. Не претендуя на истину в последней инстанции, попробую высказать собственные соображения относительно организации ТСЗ по оборонительной теме.

Допустим, что согласно расписанию занятий во взводах одной из мотострелковых рот (курсантском подразделении) вскоре предстоит тактико-строевое занятие. Естественно, возникает вопрос: как лучше его провести? Самый неудачный вариант — отдать все на откуп командирам взводов, что, скажем честно, чаще всего и случается. Немногим лучше и тот, при котором командир роты выступает в качестве руководителя во всех взводах поочередно. А нельзя ли провести занятие в комплексе, отрабатывая одновременно (во взводах поочередно) вопросы и обороны, и наступления, противодействуя и «подыгрывая» друг другу? Давайте рассмотрим такую возможность. Напомню, что командирам рот были предоставлены права вносить в учебный процесс определенные коррективы. В частности, и в общепринятую схему ТСЗ.

Например, они могут проводить занятие в две смены (1-я смена — c 9 до 12 часов, 2-я смена — с 12 до 15 часов) и на двух учебных местах. При этом важно правильно распределить учебно-боевую технику, имитационные средства и другое материально-техническое обеспечение (например, для отработки первого и второго вопросов — три БМП на учебное место № 1, после чего их передать на учебное место № 2. Танк с минным тралом — на учебное место № 2 с последующей его передачей в распоряжение руководителя на учебном месте № 1 для отработки второго и третьего учебных вопросов. Автомобиль — он же санитарное транспортное средство — на учебное место № 2.

Распределить подразделения по учебным местам можно следующим образом. Первая смена: 3 мсв — учебное место № 1 и 1 мсв — учебное место № 2. Вторая смена: 2 мсв — учебное место № 1 и пулеметный взвод — учебное место № 2.

Порядок подготовки к ТСЗ достаточно хорошо известен. Поэтому подробно останавливаться на нем не имеет смысла. Единственно, что стоит отметить — необходимость тщательной рекогносцировки местности и детального изучения руководителем в ходе нее порядка действий с командирами взводов, а в части касающейся — и с командирами привлекаемых БМП, танка, старшего машины. Думается, есть смысл в процессе работы в поле по установленным сигналам и командам «проиграть» возможные варианты и предусмотреть их в плане ТСЗ (см. приложение) и планах-конспектах. Ход занятия мне представляется примерно таким.

В 9.00 руководитель на учебном месте № 1 («Взвод в обороне») сообщает обучаемым военнослужащим наименование темы, учебные цели, а также вопросы и порядок их отработки. Напоминает меры безопасности и вводит их в обстановку. Затем проводится ориентирование на местности.

В последующем взвод решает задачи по вводным командира роты и, сообразуясь с обстановкой, создаваемой не только мишенями и имитационными средствами, но и реальными действиями 1-го взвода, приступает к занятию одновременно с 3 мсв.

Танк, подойдя к минному полю, опускает трал. Вслед за ним по протраленным колеям преодолевают минное поле мотострелки. Вновь развернувшись в цепь, они обгоняют танк (условно выведенный из строя: его экипаж имитирует это дымовой шашкой) и по вводной руководителя начинают закрепляться на достигнутом рубеже (окапываются под огнем противника, выполняя соответствующий норматив). Экипаж танка возвращает катковый минный трал (КМТ) в походное положение и по радио входит в связь с руководителем на учебном месте № 1.

При действиях взвода по уничтожению обходящего опорный пункт «противника» можно обозначать мишенями и движением автомобиля. Целесообразно, чтобы в таком случае часть сил и средств, в том числе и боевые машины пехоты, по команде занимали запасные позиции.

Чтобы при этом ставить обучаемых военнослужащих в более трудные условия, целесообразно несколько изменить его содержание и нарастить обстановку. Например, наступающей стороне предоставить успех, сообщив о выходе на выгодный рубеж в глубине. Обороняющихся мотострелков с переднего края отвести к тыльной границе опорного пункта. С 3 мсв, в частности, лучше отработать действия по установке мин на угрожаемом направлении в глубине обороны, уничтожению прорвавшихся на других направлениях бронированных объектов и наступающих на опорный пункт с тыла.

По сигналу одно из отделений занимает специально подготовленный окоп, прикрывая опасное направление (дорога, просека и т. д.). Танк начинает движение, атакуя взвод с тыла. Командир отделения ставит задачу двум солдатам на установку противотанковых мин (ПТМ). Скрытно выдвинувшись вперед, они устанавливают две мины, маскируют их, откатываются в сторону или назад и занимают места в укрытиях на безопасном удалении. Если танк не «подорвется на минах», взвод его «уничтожает» собственными силами и средствами.

В таком случае танк с остановкой или без нее (по решению руководителя, принятому в соответствии с действиями обучаемых) продолжает движение и проходит над окопом, занимаемым отделением. Личный состав мсо вновь тренируется в способах борьбы с ним, после чего танк уходит на второй круг. К установке мин приступает следующая пара обучаемых…

После разбора и подведения итогов оба взвода приступают к занятиям по другим дисциплинам согласно расписанию. Их сменяют другие подразделения роты.

Читателей может озадачить ярко выраженная «танкообкатная» направленность занятия на учебном месте № 1.

Обороняющиеся трижды лицом к лицу встречаются с «вражеским» танком. На мой взгляд, при должном соблюдении мер безопасности это вполне оправданно: у людей быстрее пройдет «танкобоязнь». Вряд ли стоит долго распространяться и о том, что, дескать, только половина роты изучила оборонительную тему — другая отрабатывала вопросы наступления. Ведь командиры, как уже отмечалось, могут и повторить такое занятие в счет, скажем, времени, отведенного для освоения наступательных тем и поменяв подразделения местами. Ведь общее-то количество часов не изменится, речь идет только о пересмотре сроков и последовательности занятий.

Эффективнее при данном варианте ТСЗ используются также имитационные средства, техника и т. д. Все мы хорошо знаем, как трудно обеспечить всем необходимым занятия по взводной тематике. Здесь же вряд ли подразделения останутся обделенными. Имитация и техника действуют в интересах двух взводов, а, значит, и их результативность увеличивается вдвое. У обучаемых военнослужащих не теряется ощущение реальности, они лучше понимают смысл отрабатываемых приемов. Да и взводы, изучая каждый свое, в то же время реально действуют друг против друга. А ничто так не вредит полевым занятиям, как элементы условности. Здесь же она сводится к минимуму.

В заключение отмечу, что в принципе подобная методика применима и для обучения курсантов военно-учебных заведений.

Источник

Энциклопедия

Обобщенное название форм обучения военнослужащих, подготовки и слаживания органов управления (штабов), подразделений (формирований), воинских частей и соединений.

Под руководством обучающего проводятся все занятия, за исключением самостоятельной подготовки. Самостоятельная подготовка организуется для обучения всех категорий личного состава, а для офицеров и прапорщиков она является основным способом повышения уровня знаний и индивидуальных практических навыков. Порядок и учебные вопросы самостоятельной подготовки определяет каждый военнослужащий, исходя из поставленных перед ним задач, должностных и специальных обязанностей и уровня обученности (для военнослужащих, проходящих службу по призыву порядок и учебные вопросы самостоятельной подготовки определяет непосредственный начальник). Организуется и контролируется самостоятельная подготовка непосредственным начальником.

Семинар проводится с целью обсуждения и выработки единого понимания изучаемых вопросов, проверки, углубления и закрепления, полученных на предыдущих занятиях и в результате самостоятельного изучения материала теоретических знаний обучаемых, развития у них самостоятельного мышления. Цели семинара достигаются активным обсуждением содержания изучаемой темы, вопроса.

Беседа (рассказ-беседа) проводится с целью передачи знаний руководителя занятия обучаемым именно по тем вопросам, по которым обучаемые недостаточно подготовлены, а также для определения уровня их подготовки по отдельным темам. В ходе беседы для руководителя занятия главным является установление личного психологического контакта с обучаемыми, изучение личности обучаемых, поиск индивидуального подхода к каждому из них. Беседа имеет максимальную результативность, если она проводится с одним военнослужащим или группой, имеющей небольшую численность.

Классно-групповое занятие проводится с целью изучения учебных вопросов и углубления знаний по отдельным вопросам, в специально подготовленном и оснащенном всем необходимым учебным оборудованием и пособиями учебном классе (кабинете, зале, помещении). В ходе классно-группового занятия руководитель может использовать элементы лекции, беседы, показа, обсуждения.

Инструктаж (инструктивное занятие) проводится с целью доведения (напоминания) военнослужащим порядка и правил выполнения должностных и специальных обязанностей в процессе предстоящей работы или решения запланированных задач.

К ним относятся: тактические (тактико-специальные) занятия (ТЗ, ТСЗ), тактико-строевые занятия (ТСтр.З), полевые поездки, полевые выходы, проигрыш (ситуационный проигрыш) действий, групповые упражнения, тактические летучки, штабные тренировки, командно-штабные тренировки. Главным содержанием практических занятий является практическая работа каждого обучаемого. Отработка нормативов в ходе практических занятий является обязательным требованием при обучении личного состава.

Полевая поездка является формой оперативно-тактической подготовки, тактической (тактико-специальной) подготовки офицеров и предназначена для практической отработки учебных вопросов непосредственно на маршрутах движения, участках местности, полевых позициях и районах, где планируются действия (марши) воинских частей и подразделений при выполнении боевых задач.

Полевой выход предназначен для повышения полевой выучки воинских частей и подразделений. В ходе полевого выхода воинские части и подразделения выводятся на длительное время в позиционный (полевой) район, на полевые позиции, учебный полигон, участок местности. В ходе полевого выхода на фоне единой тактической обстановки проводятся тактические (тактико-специальные) учения, тактико-строевые, тактические (тактико-специальные) занятия, стрельбы, занятия по вождению, тренировки по различным предметам обучения, учебным вопросам и нормативам, а также отрабатываются вопросы управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения.

Проигрыш (ситуационный проигрыш) действий проводится с целью обсуждения порядка выполнения практических задач на предстоящем тактическом (тактико-специальном) учении или занятии. Проигрыш проводится с посредническим аппаратом, командирами, офицерами на картах, макете местности или непосредственно на местности. В ходе проигрыша обучаемые докладывают предлагаемый порядок выполнения задач и действий подразделений, свое место и место подчиненных, возможные действия противника, вопросы, подлежащие контролю, особенности отработки и оценки тактических и специальных вводных.

Тактическая летучка предназначена для проверки и совершенствования знаний и практических навыков офицеров по отдельным вопросам управления войсками, оценки обстановки, проведения оперативно-тактических (тактических) расчетов и обоснований, принятия решений и постановки задач подчиненным воинским частям и подразделениям в ограниченное время. Основным методом проведения летучки является тренировка с последующим разбором. Тактическая летучка может проводиться на местности и в классе с использованием топографических карт, схем, макетов местности, комплектов документов управления.

Штабная тренировка предназначена для приобретения и совершенствования офицерами знаний и навыков по выполнению должностных и специальных обязанностей в составе органов управления, а также слаживания отделений, служб и штаба в целом. В ходе тренировки обучаемые приобретают навыки в разработке боевых документов, проведении оперативно-тактических расчетов, развертывании и маневре войск и пунктов управления. Штабные тренировки, исходя из учебных целей и привлекаемых подразделений, могут быть раздельными или совместными и проводиться на местности, картах, рабочих местах, учебных и боевых постах.

К формам обучения, проводимым как теоретически, так и практически, относятся классно-групповые, показные, инструкторско-методические занятия и самостоятельная подготовка.

В ходе классно-группового занятия при наличии учебно-тренировочных средств обучаемые для более полного закрепления полученных знаний могут отрабатывать отдельные действия практически.

Показное занятие проводится с целью усвоения военнослужащими установленной последовательности и наиболее рациональных приемов выполнения действий на вооружении и технике, доведения передовых и наиболее качественных способов и методов решения, поставленных перед соединением, воинской частью, подразделением задач. На показном занятии обучаемые наблюдают образцовые действия специально подготовленных подразделений, военнослужащих, осматривают и при необходимости практически опробывают образцово подготовленные объекты, агрегаты, системы, документы.

Инструкторско-методическое занятие проводится с целью овладения офицерами, прапорщиками и сержантами правильной методикой подготовки и проведения занятий по конкретной теме и передовыми, наиболее рациональными способами и приемами работы в качестве руководителей предстоящих занятий.

Контрольно-проверочные занятия проводятся командирами (начальниками) с целью определения уровня обученности подчиненного личного состава, подразделений, воинских частей и соединений. К контрольно-проверочным занятиям относятся: командно-штабные учения, тактические (тактико-специальные) учения, контрольные (зачетные) занятия, учебно-боевой пуск, состязание (конкурс).

Командно-штабное учение предназначено для достижения оперативности и слаженности работы командиров и органов управления, совершенствования в организации боевых действий и непрерывном управлении войсками, определения уровня подготовки командиров и органов управления, проверки основных положений уставов, наставлений и других нормативных документов, совершенствования методов и способов управления войсками, формирования у обучаемых необходимых боевых и морально-психологических качеств, повышения индивидуальной подготовки обучаемых.

Состязание (конкурс) проводится для определения лучших в объединении, соединении и воинской части подразделений, смен, расчетов, военнослужащих по полевой выучке, тактической (тактико-специальной), специальной подготовке и другим предметам обучения.

По структуре 3. по Б.п. в большинстве случаев делятся на три методические части: вступительная (вводная), основная и заключительная. Вступительная (вводная) часть занятия предназначена для постановки перед обучаемыми учебной задачи, психологической подготовки их к активной и напряженной работе на занятии по овладению изучаемым материалом, проверки готовности обучаемых и материального обеспечения. Основная часть занятия предназначена для отработки (раскрытию содержания) учебных вопросов, в ходе которой руководитель занятия обучает личный состав, осуществляя доведение до него учебного материала спланированными приемами и способами. Заключительная часть предназначена для подведения итогов занятия.

Для проведения 3. по Б.п. в РВСН существует соответствующая учебно-материальная база и необходимые учебно-тренировочные средства.

Источник

Подготовка руководителя к занятию.

-изучение руководств, уставных положений и пособий по теме занятия. Подготовку даже к несложному занятию надо начинать минимум как за 2-3 дня до занятия. Она включает в себя теоретическую и практическую подготовку. Непосредственная подготовка к занятию проводится им после разработки документов на занятие.

Подготовка помощников руководителя занятия проводится руководителем на основе плана проведения занятия. Он инструктирует их по содержанию и методике проведения занятия.

Подготовку обучаемых к занятию организует также руководитель занятия. До обучаемых необходимо довести тему, время и место занятия, форму одежды, меры безопасности, обеспечить их положенным вооружением, снаряжением, обмундированием.

Руководитель также организует подготовку материально-технического обеспечения занятия, места (района) проведения занятия.

Накануне занятия руководитель обязан проверить готовность к занятию личного состава и своих помощников, инструкторов, материального обеспечения и места проведения занятия.

Завершив, подготовку занятия, руководитель докладывает непосредственному начальнику о готовности к проведению занятия и представляет на утверждение план проведения занятия.

Назначение, цели сущность и методика проведения тактико-специального занятия.

Тактическое (тактико-специальное) занятие— является высшей формой обучения подразделений по тактической (тактико-специальной) подготовке, одной из форм обучения воинских частей, обеспечивающей полевую выучку личного состава. Тактические (тактико-специальные) занятия предназначены для слаживания (боевого слаживания) воинских частей (подразделений), практической отработки в комплексе мероприятий плана боевых действий (плана применения), оценки уровня подготовки воинских частей (подразделений).

В ходе тактических (тактико-специальных) занятий командир не только получает практику управления подчиненными, но и совершенствует свои навыки в организации боя. Поэтому в содержание тактических (тактико-специальных) занятий включаются такие вопросы, как принятие решения, проведение рекогносцировки, разведки, постановка задач подчиненным, организация взаимодействия и боевого обеспечения.

Тактико-строевое занятие— наиболее эффективная форма практического обучения подразделений и воинских частей при их слаживании (боевом слаживании). Оно предназначено для отработки тактических приемов и способов действий солдат и подразделений со строгим соблюдением принципа «от простого к сложному».

Сущность тактико-строевого занятия заключается в том, что на нем отрабатываются строевые и тактические приемы и действия по командам, приказам при выполнении поставленных задач путем отработки их сначала по элементам в медленном темпе до их правильного выполнения, затем слитно в пределах установленного нормативами времени.

Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях – упражнения (тренировка), могут применяться также объяснение и показ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *