что такое техники семейной психотерапии
Павел Зыгмантович
Психолог. Делаю сложное понятным
Техники семейной терапии: Позитивные обмены
Раз такое дело – ещё одна техника. Напоминаю, что взята она из полезной, но плохо переведённой книги Роберта Шермана и Нормана Фредмана “Структурированные техники семейной терапии. Руководство”. Правда полезность книги настолько велика, что на перевод можно не обращать внимания.
Приглашаю насладиться. Текст не менял, только на абзацы разбил для более удобного чтения.
5-38 ПОЗИТИВНЫЕ ОБМЕНЫ
Обоснование
Большинство пар в супружеской терапии имеют тенденцию обвинять и жаловаться друг на друга, а также притворяться беспомощными. Одна из целей поведенческой терапии – изменить ситуацию таким образом, чтобы супружеская пара практиковала позитивное, кооперативное поведение по отношению друг к другу, в основе которого лежат позитивные обмены. Последние представляют собой активности, направленные на поддержку и принятие партнерами друг друга, ведущие в конечном счете к удовлетворению обоих.
Рекомендуются три ступени:
1. Четкое определение желаний каждого из партнеров.
2. Определение этих желаний в прямой положительной (утвердительной) форме, не стоит разбираться в том, что каждый из партнеров не хочет.
3. Необходимо регулярно удивлять своего партнера позитивным поведением.
Для того, чтобы продолжался любой конфликт, супруги должны кооперироваться в своих усилиях по продолжению борьбы. Целью данной техники является помощь паре в позитивном общении, прежде всего – в уважении различий друг друга( необходимо научить клиентов открыто обсуждать эти различия!). В ходе работы с техникой “позитивные обмены” клиенты учатся преодолевать проблемы, а не друг друга (Dreikus,1946).
Терапевт описывает процедуры, которые супруги должны выполнять в качестве домашнего задания. Если данная техника применяется правильно, она изменяет направление поведения от негативного к позитивному, изменяет психологический климат в семье от вражды к сотрудничеству, а пессимистические ожидания – на оптимистические. Причем отвественность за такие изменения распределяется равным образом между партнерами вместо того, чтобы каждый ждал, что другой измениться первым. Таким образом эгоизм замещается живым интересом к партнеру.
Процедура
Техника “позитивные обмены” предложена Джакобсоном и Марголиным (Jacobson, Margolin, 1979).
Терапевт просит каждого партнера составить список трех видов деятельности, которые другой должен осуществитть для того, чтобы доставить ему удовольствие. Деятельности эти должны быть особого рода – сформулированы в позитивных терминах, то есть ориентированы скорее на то, что каждый хочет, чтобы было сделано, чем на то, что каждый не хочет.
Супругов просят в качестве домашнего задания выполнить за период до следующей сессии как минимум три позитивные просьбы партнера. На следующей сессии терапевт проверяет выполнение этого задания. Техника может применяться и тогда, когда супружеская пара склонна к соревнованию или же участвует в терапии неохотно.
Терапевт может использовать их склонность к соревнованию в качестве силы, вносящей энергию в систему. Идея здесь состоит в том, чтобы сформулировать задачу как соревнование: кто сможет в большей степени доставить удовольствие партнеру?
Супруги часто принимают это соревнование только для того, чтобы победить партнера, а также произвести впечатление, как на друг друга, так и на терапевта.
Терапевт предлагает: “Интересно, умеете ли вы доставлять удовольствие друг другу. Давайте изучим этот вопрос. Пусть каждый из вас ведет “рейтинг приятного”. Если вы делаете приятное вашему партнеру – ставьте себе плюс, если же приятное делает вам он, ставьте плюс ему. На следующей встрече мы сравним ваши записи и посмотрим, получит ли кто-нибудь плюсы – от себя или же от своего партнера.”
Данная техника может применяться на любом этапе терапии, когда необходимо перевести семью от негативного к позитивному взаимодействию.
Если супружеская пара, или же какой-нибудь ее отдельный член отказывается выполнять данное упражнение, считая его неэффективным, терапевт может сказать, что у них есть право на собственную точку зрения. Затем она просит, чтобы они приняли ее слова на веру, и поскольку настоящая ситуация их не удовлетворяет, пусть они какое-то время будут следовать предписаниям терапевта, предполагая, что она права, и посмотрят что из этого всего выйдет.
Пример
Джон и Джейн пришли к семейному терапевту с жалобами на то, что они плохо ладят друг с другом. Джейн огорчена тем, что ее муж уделяет ей мало внимания и никогда недоступен для помощи по дому. Джону не нравиться то, что жена его постоянно критикует. Он сказал, что даже готов уйти от нее. В заключительной части первой сессии имел место следующий диалог:
Семейный терапевт(Ст):Джейн, какие три вещи мог бы сделать Джон для того, чтобы доставить тебе удовольствие?
Джейн: Он мог бы оторваться от телевизора и помочь мне.
Ст: Не могла бы ты сказать, что бы тебе хотелось, чтобы он сделал?
Джейн: Мне было бы приятно, если бы Джон прибирался в саду, помогал в уходе за детьми, и звонил домой, когда собирается задерживаться.
Ст: Джейн, ты сказала, что эти вещи были бы для тебя приятны, скажи пожалуйста, что это значит для тебя?
Джейн: Мне было бы приятно, что Джон мне помогает.
Ст: Не могла бы ты быть более конкретной по-поводу детей. Что должен Джон делать с детьми, чтобы тебе было приятно?
Джейн: Когда я по-вечерам мою посуду, он мог бы их искупать.
Ст: Джон, что нужно было бы сделать Джейн для того, чтобы доставить тебе удовольствие.
Джон: Перестать придираться ко мне, готовить ужин во время и прекратить клянчить у меня деньги.
Ст: А что значит прекратить придираться, что именно Джейн должна прекратить делать? Джон: Прекратить советовать мне какую одежду носить и прекратить просить у меня деньги.
Ст: Итак, три вещи, которые ты хотел бы, чтобы делала Джейн заключаются в том, чтобы прекратить советовать тебе какую одежду олевать, перестать просить у тебя деньги и готовить ужин к определенному времени. Что бы ты хотел, чтобы она делала вместо того, чтобы говорить тебе, что носить и просить у тебя деньги?
Джон: Мне бы хотелось, чтобы она, хотя бы иногда, говорила мне, что я хорошо выгляжу. И…… ( длинная пауза ) я хочу, чтобы она говорила мне, что ценит мою упорную работу, дающую возможность приносить домой, то, что, как говорят, можно положить на хлеб.
Ст: Хорошо. Джейн, отдаешь ли ты сейчас себе отчет в том, что Джону было приятно, если бы ты готовила ужин во-время, говорила бы ему, что он хорошо выглядит и ценила бы то, что ему приходится тяжело работать для того, чтобы поддержать семью?
Джейн: Да.
Ст: Джон, а ты отдаешь себе отчет в том, что Джейн было бы приятно, если бы ты купал детей, убирался в саду, и звонил домой, когда собираешься задерживаться.
Джон: Да.
К этому моменту терапевт помог партнерам конкретизировать свои желания и ожидания в более операциональных терминах и каждому признать, что они осознают желания другого. Произведенная интервенция остановила процесс взаимных обвинений и стимулировала каждого партнера более внимательно прислушиваться к желаниям другого.
Ст: Джейн, есть ли что-нибудь, что ты бы могла сделать на этой неделе для того, чтобы доставить Джону удовольствие в тех трех областях, список которых он только что тебе представил?
Джейн: Да, только при условии, если он согласиться делать то, что хочется мне.
Ст: Только пожалуйста без предварительных условий. Действуй только потому, что именно в этом состоит твоя отвественность.
Джейн: Ладно.
Ст: Что же ты будешь делать на этой неделе?
Джейн: Когда он принесет домой зарплату, я ему скажу, как я ценю, что ему приходится много работать, это и по-правде так. Я знаю, что ему приходится нелегко и я действительно это ценю.
Ст: Хорошо, но это только одна вещь.
Джейн: Я буду говорить ему, что он красив и хорошо выглядит. Но мне хотелось бы, чтобы он переодевался, когда приходит домой.
Ст: Не могла ли ты поставить точку в конце первого предложения и остановиться на этом. Что еще ты будешь делать?
Процесс продолжается до тех пор, пока партнеры не примут на себя несколько обязательств совершить позитивные поступки по отношению друг к другу в течение следующей недели. Терапевт указывает далее, что он ожидает, что они будут жить в соответствии с соглашениями, выполнение которых будет проконтролировано на следующей сессии.
Сейчас супружеская пара активно вовлечена в конструктивный процесс делания приятного друг другу, в противовес процессу взаимной критики и беспрерывных словесных атак, хотя у них имеются спонтанные склонности жаловаться и критиковать. Они обучаются специальным умениям для позитивных обменов. Терапевт больше времени уделила Джейн, так как именно она является ведущей в супружеских взаимоотношениях.
Использование
Техника используется для обучения умениям позитивного отношения друг к другу. Она является эффективным средством остановки силовой игры в супружеских отношениях и направления поведения партнеров в более конструктивное русло. “Позитивные обмены” склоняют участников к тому, чтобы они для начала хотя бы принимали во внимание потребности и желания друг друга, признавали их права на самодостаточное существование.
Устанавливая позитивные отношения друг с другом, супруги с большим успехом смогут направить усилия на преодоление проблем и трудностей в их жизни вместо того, чтобы критиковать и атаковать друг друга. Техника может быть использована не только в супружеской, но и в семейной терапии – как в работе с супружеской парой, так и в работе с целой семьей.
Услышать друг друга: как работает семейная психотерапия
15 мая — Международный день семей. Семья — это поддержка и забота, но порой что-то идет не так. На помощь придет семейная психотерапия — рассказываем, чем она отличается от индивидуальной, чего ждать от приема и когда стоит обращаться к терапевту.
Как следует из названия, семейная психотерапия работает с семьей. Цель — распознать и решить проблемы, которые отдаляют людей друг от друга; заново выстроить общение и добиться здоровых взаимоотношений. Семейная терапия не складывается из индивидуальной терапии каждого члена семьи. Она работает с особой социальной системой, которая функционирует по своим правилам.
Когда нужна семейная психотерапия?
Можно предположить, что семейная терапия концентрируется исключительно на отношениях между супругами. На самом деле, она работает с широким спектром проблем. Стоит подумать об обращении к семейному психотерапевту, если:
Перечень не полный: у всех есть особенности, которые могут повлечь конфликты и недопонимание: вопрос бытовых привычек, религии, тонкостей воспитания. Общее у этих проблем только то, что они возникли внутри системы — и решать их тоже стоит не изолированно.
Представьте ситуацию: ребенок ведет себя агрессивно и не идет на контакт. Ответственные родители решили бы отвести его к детскому психологу. Но опытный психолог поймет, что агрессивное поведение не возникает само по себе — оно выступает реакцией на атмосферу в семье. Определить причину сразу невозможно: ребенок «зеркалит» кого-то из членов семьи, защищает свои границы, ревнует к сиблингу или тяжело переживает конфликты родителей? Чтобы разобраться, необходимо рассмотреть систему изнутри и пообщаться с каждым ее участником. Этим занимается семейная психотерапия. Давайте разберемся, как она работает.
Этапы работы и основные методы
Находясь внутри системы, сложно трезво взглянуть на конфликт. Для этого нужна третья сторона, а именно психотерапевт.
Работа с семьей обычно делится на 4 этапа:
Постановка семейного диагноза
«Семейный диагноз» — не медицинский термин. Это причина, по которой члены семьи ведут себя дисфункционально.
Главный вопрос, который задает психотерапевт на этом этапе — «зачем?». Мы совершаем все действия с некой целью, иногда не осознавая ее. Бывает сложно признаться (в первую очередь себе), что мы испытываем страх или вину. Однако действия говорят за нас: они направлены на то, чтобы косвенным образом снизить дискомфорт. Разобраться в мотивации — первая задача на терапии.
Например, мать может невербально «поощрять» плохую успеваемость ребенка в школе: запрещать ему проявлять инициативу в учебе, ругать за ошибки, запугивать. Зачем она это делает? Чтобы целый день учить с ним уроки, а значит — чувствовать себя нужной. Ребенок же, считывая ее скрытое послание, выполняет его безукоризненно: отказывается быть самостоятельным.
Ликвидация конфликта
Чтобы распутать клубок, психотерапевт по очереди задает вопросы об одной и той же ситуации каждому члену семьи. Это помогает понять, как именно ощущают себя все участники и зачем они выбирают то или иное поведение. На этом этапе проясняется конфликт. Терапевт помогает каждому участнику конфликта эмоционально отреагировать на ситуацию, а затем «перевести» эту реакцию на понятный всем язык. Недопонимание стирается, невербальные компоненты проговариваются.
После прояснения ситуации терапевт дает семье домашнее задание. В практике семейной психотерапии оно называется «предписание». Часто предписание направлено на то, чтобы нарушить установленные в семье порядки. Небольшая «встряска» системы помогает выйти из сценария и дает каждому возможность примерить на себя новую роль.
Реконструкция семейных отношений
Реконструкция может начаться уже после первых сессий: члены семьи учатся слышать друг друга, отношения становятся более открытыми. На этом этапе семья отказывается от дисфункционального шаблона и учится новым моделям поведения.
Поддержка
На последующих сессиях семья обсуждает с терапевтом результаты, которых они добились, и свои чувства по этому поводу. Привычка разговаривать и делиться мнениями помогает закрепить результат.
Семейная психотерапия — это навсегда?
Семейная система становится здоровой, когда симптом, с которым они изначально обратились за помощью, больше не беспокоит. Это проявляется на эмоциональном и событийном уровне: прекращаются регулярные ссоры, дети и родители успешнее самореализуются.
При необходимости поддерживающий этап может растягиваться — например, если возникают дополнительные запросы. Но когда проблема решена, и результат всех устраивает, терапию можно прекращать.
Несмотря на быстрый эффект, семейная терапия позволяет добиться устойчивых долгосрочных изменений. Она позитивно влияет на каждого члена семьи:
Семья — это совместное преодоление трудностей. Возможность услышать и понять друг друга есть всегда. Главное — вовремя сделать шаг навстречу.
Cемейная терапия
Семейный терапевт должен хорошо владеть различными методами психотерапии, уметь структурировать беседу с различными членами семьи, проявлять необходимую авторитарность, обладать достаточной чуткостью к своим пациентам, быть откровенным, в т.ч., приводя в качестве примеров рассказы о своей семье. Выделяют три типа семейных психотерапевтов: «ведущие», «реагирующие» и «чистильщики систем» ( Beels C., Ferber A., 1969). «Ведущий» психотерапевт, как правило, выступает в роли «супер – родителя» ( структурная семейная терапия); «реагирующий» работает над внутренним потенциалом семьи, одновременно пропуская через себя ее проблему ( психоаналитически – ориентированная семейная терапия Скинера и Витакера); «чистильщики систем» стараются изменить те правила, по которым функционирует семья ( стратегическая семейная терапия Хейли и системная семейная терапия Миланской школы).
Основная последовательность семейной терапии отражена в ее этапах. По мнению большинства отечественных специалистов можно выделить следующие этапы семейной терапии ( Эйдемиллер Э.Г., 1976, 1980; Тысячная З.К., 1979):
В большинстве подходов к терапии семьи, последняя рассматривается как живая открытая система, функционирующая в условиях отсутствия равновесия. Следует отметить, что особую роль в семейной терапии сыграла теория систем Л. фон. Берталанфи. На развитие семейной терапии повлияла теория поля Курта Левина ( Levin K., 1935), в частности получив свое развитие в семейно – психотерапевтических концепциях Отто Баха ( Bach O., 1954; 1957).
Свой вклад в семейную терапию внесли отечественные исследователи: В.К. Мягер, Э.Г. Эйдемиллер ( учение о вертикальных и горизонтальных стрессорах – концепция «патологизирующего семейного наследования», теория жизненного цикла семьи ) А.И. Захаров, Т.М. Мишина, В.М. Воловик, В.В. Костерева и А.С. Спиваковская.
В большинстве руководств, посвященных семейной терапии уделяется внимание нормально функционирующей семье и этапам ее развития. На диагностическом этапе терапии важно определить:
Диагностика семьи
Структурная семейная терапия ( Minuchin S., 1974)
Согласно основным положениям структурной семейной терапии, в патологических семьях существуют интенсивные супружеские конфликты, но главным образом нарушена структура семьи, т.е. имеют место коалиции, включающие представителей разных поколений, запутанные отношения, чрезмерная заботливость и т.д.
Целью структурной семейной терапии является изменение структуры семьи и ролевого поведения ее членов. Предварительным этапом такой терапии является изучение связей между семьей и окружающим ее миром, упорядочение границ семейных подсистем, изучение стилей ролевого поведения. «Запутанный клубок» ( enmeshement) ( Minuchin S., 1974) – понятие, характеризующее определенную структуру искаженных внутрисемейных отношений, в которой не поддерживаются индивидуальные различия и границы между семейными подсистемами, а семейные связи переплетены и запутаны. В таких семьях отдельные члены не могут действовать независимо друг от друга.
Техники структурной семейной терапии
Семейная терапия, ориентирующаяся на рост ( Satir V., 1975; Wchitaker C., 1973; Kempler V., 1975)
Семейная терапия, ориентированная на рост, является одним из основных направлений семейной терапии, при котором терапевтический процесс концентрируется на переживании и выражении чувств, на эмоциях и потребностях отдельных членов семьи. Имеющаяся симптоматика объясняется негативным опытом и нарушениями коммуникации. В данном направлении семейной терапии члены семьи должны приобретать новый опыт обращения с собой и друг с другом, принимать себя и индивидуальность своих родных, становится естественнее и автономнее. Терапевт помогает пациентам раскрыть свои собственные чувства и переживания, вести себя естесттвенно.
Стратегическая семейная терапия ( Haley J., 1977; Selvini – Palazzoli M. et. al., 1977; Warzlawick P., et. al. 1980)
Направление семейной терапии, разработанное т.н. Миланской школой семейных психотерапевтов. В центре этого направления семейной терапии находится изучение системных процессов семьи, которые выражаются в шаблонах взаимодействия, правилах и наблюдаемых рисунках поведения. Лечение, продолжающееся несколько часов, ориентировано на устранение симптомов и разрешение конфликтов, причем проблемы анализируются одна за другой и для каждой разрабатывается своя стратегия психотерапии. В стратегической семейной терапии преобладают парадоксальные техники. Коммуникативное поведение корригируется как во время терапевтических сеансов, так и в процессе выполнения домашних заданий.
Техники стратегической семейной терапии
Глава 8
Семейная психотерапия
Семейная психотерапия (СП) – модификация отношений в системе семьи с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов с целью устранения негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В семейной терапии психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты того или иного члена семьи («идентифицируемого клиента»). Семейная психотерапия реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем, и задача психотерапевта состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих воздействий семейную систему в целом.
Значительная распространенность в семьях с ветеранами войны разводов, супружеских конфликтов, семейной дисгармонии, злоупотребление алкоголем, непонимания обусловливают необходимость проведения психокоррекционной и психотерапевтической работы.
Целью психотерапии является гармонизация семейных отношений, улучшение взаимопонимания в семье, ликвидация у супругов негативных эмоциональных установок друг к другу.
Задачи групповой семейной психотерапии:
• ликвидация неадекватных форм реагирования, общения и поведения, обусловленных особенностями личности;
• установление адекватного отношения жены к проблемам мужа, связанным со службой в армии и участием в боевых действиях;
• снижение невротизации жены;
• укрепление ориентации на здоровый образ жизни.
Терапия семьи включает этап оценки и четыре этапа коррекции.
Критерии, отличающие функциональные семьи от дисфункциональных:
1) травма в семье не отрицается, а принимается;
2) проблема распределяется на всю семью, а не лежит исключительно на «жертве»;
3) семья ориентирована на решение проблемы, а не на обвинение;
4) семья характеризуется высокой толерантностью (терпимостью);
5) среди членов семьи существует высокая привязанность;
6) в семье открытая коммуникация;
7) семья отличается высокой сплоченностью;
8) обладает гибким распределением семейных ролей;
9) для решения проблем семья привлекает не только внутренние ресурсы, но и внесемейные;
10) в семье отсутствует насилие;
11) не принято использование наркотических средств.
Этап 1: Построение терапевтического альянса
Когда семья и терапевт приняли решение проводить психотерапию, на первом этапе необходимо, чтобы как можно больше членов семьи выразили свои личные переживания и свою неудовлетворенность семейными отношениями. Психотерапевт выражает признание и понимание их страданий. Демонстрация уважения терапевта к каждому члену семьи создает атмосферу доверия и способствует продвижению терапии. Постепенное выдвижение на первый план индивидуальных различий в реакциях членов семьи ведет к следующей стадии.
Этап 2: Воссоздание проблемы.
Каждый член семьи сообшает свое видение травмирующей ситуации. Слушая друг друга, члены семьи проясняют для себя, как проблема действует на каждого из них. Терапевт поощряет обсуждение, в ходе которого фокус проблемы сдвигается от члена семьи, так называемой «жертвы», ко всей семье в целом. На этом этапе происходит распознавание, исследование и преодоление чувства вины у «жертвы». В процессе обсуждения терапевт обращает внимание на положительные последствия травмирующего события (например, ощущение ценности жизни после близкого контакта со смертью).
Этап 3: Переструктурирование проблемы.
После обсуждения личного опыта, эмоциональных реакций и точек зрения каждого члена семьи по отдельности все они объединяются в последовательное целое. Терапевт должен помочь семье переформулировать личный опыт и понимание проблемы в опыт совместный, чтобы в дальнейшем произошел процесс построения семейной «теории заживления». Часто ветераны страдают от изоляции, потому что их жены, чувствуя беспомощность и невозможность помочь мужу, страдающему ПТСР, отказываются говорить с ними на темы трагедии. Помогая ветерану на этом этапе терапии воспринимать поведение жены как проявление любви, а не отвержения, терапевт, в конечном итоге, стимулирует процесс возвращения семье утраченной целостности и сплоченности.
Проблема рассматривается как обычное препятствие, которое может быть преодолено.
Этап 4: Развитие «теории заживления».
Цель терапии семьи формирование согласованного видения того, что случилось в прошлом, и оптимистического взгляда на способность справляться с трудностями в будущем. Видение, разделяемое всеми членами семьи, учитывающее реакции каждого, приносящее сплоченность, – это «заживляющая теория». Предполагается, что появление «заживляющей теории» может быть критерием успешного завершения семейной терапии.
В соответствии с изложенным выше, можно сформулировать следующие принципы консультирования семей с раличной степенью выраженности психологического насилия:
1. В ходе психологического консультирования семьи с проблемами насилия приоритетное внимание следует уделять психологическому насилию;
2. Если это семья с проблемами психологического насилия, приоритетное внимание следует уделять неадекватности (патологии) родительских функций;
3. Если это семья с неадекватностью родительских функций, приоритетом становятся механизмы неприятия самих себя у родителей;
4. Если речь идет о консультирования родителей с проблемами неприятия себя, приоритетом становятся интраперсональные процессы блокирования (фрустрации), диссоциации (расщепления) и вытеснения из сознания родителей своих собственных сущностных (в широком смысле витальных) проявлений, то есть динамические аспекты «негативной психологии» (А. Менегетти), процессы персонализации (А. Б, Орлов) – формирование персональных и теневых личностных составляющих;
5. В ходе консультирования родителей с выраженными эффектами процесса персонализации приоритетом становятся прецеденты и условия процессов персонификации (А. Б. Орлов), альтернативных процессам персонализации.
Такая стратегия консультационной психологической практики открывает путь к созданию новых, свободных от насилия форм родительской функции.
Что касается семейной терапии с родителями жертв сексуального насилия, то, по мнению Orenchuk-Tomiuk, Matthey и Christensen (1990), моделью терапии, которую лучше использовать в данном случае, является так называемая модель разрешения ситуации, состоящая из 3 стадий:
На стадии отрицания не участвовавший в насилии родитель отрицает факт насилия, обвиняет ребенка в обмане и защищает насильника. На промежуточной стадии он начинает верить в факт насилия и становится союзником ребенка. На стадии разрешения этот родитель начинает оказывать поддержку ребенку и прорабатывает чувство вины за отказ защитить ребенка на стадии отрицания.
Данная модель предполагает использование на стадии отрицания индивидуального и группового консультирования, а семейную и супружескую терапию только на последующих стадиях, при этом ребенок может быть включен в семейную терапию только тогда, когда он будет к этому готов.
В процессе семейной терапии с жертвами сексуального насилия также можно использовать подход, предложенный К. Маданьес (1990), при котором жертвы прощают насильников-мужчин. Эта процедура принимает форму ритуала, когда насильник раскаивается и ищет прощения у ребенка.
В групповую работу можно включать родителей, опекунов и других людей, непосредственно несущих ответственность за ребенка. Перед началом группы необходимо проанализировать индивидуальные особенности предполагаемых участников:
– взрослые с различными формами психических расстройств, с наркотической или алкогольной зависимостью, а также уклоняющиеся от выполнения родительских обязанностей, не должны включаться в группу;
– не рекомендуется включать в группу взрослых, которые полностью отрицают факт насилия даже после индивидуальной терапии;
– взрослые, которые сомневаются в правдивости своих детей и сохраняют близкие отношения с отрицающим свою вину насильником, могут активно противодействовать терапии;
– приверженцы строгих религиозных систем, где запрещено открытое обсуждение сексуальной сферы, могут усложнить групповую работу;
– серьезные внутрисемейные разногласия между супругами могут отвлекать группу от ее целей. В таких случаях в занятиях группы должен участвовать только один из супругов.
Следует особо подчеркнуть правило конфиденциальности относительно всего, что обсуждается на групповых занятиях. Кроме того, важно, чтобы у взрослых сложилось ясное представление о требованиях, предъявляемых к участникам групповой терапии. Для этого им предлагают контракт, в котором оговариваются основные правила группы; вопросы пропусков и опозданий; условия досрочного выхода из группы; описание структуры и основного содержания работы группы.
Родители, оказавшиеся после случившегося в эмоциональной изоляции, часто опасаются, что другие члены группы или психолог будут обвинять их в происшедшем. Этот страх, порожденный собственным чувством вины, как правило, глубоко скрыт и выражается косвенно в форме враждебности и цинизма. Взрослые скрывают тревогу по поводу группы и могут опасаться неприятия со стороны других ее членов. С другой стороны, работа в группе дает им возможность получить поддержку и понимание, поэтому психолог должен укрепить желание родителей участвовать в групповой терапии, несмотря на страхи и сомнения.
Семейная или супружеская терапия также подходящий способ для работы с жертвами изнасилования. Так как реакция окружающих чаще обвинительная по отношению к жертве, иногда даже происходит отвержение жертвы, – члены семьи должны участвовать в терапии. Типичные реакции родителей и супругов на изнасилование чувство беспомощности, гнев, фрустрация и фантазии об убийстве насильника (Emm, McKenry, 1988). Поэтому участие в терапии может способствовать реорганизации и восстановлению целостности семьи. В рамках семейной/супружеской терапии члены семьи смогут обсудить когнитивные и эмоциональные компоненты своих реакций на травму.
В супружеской психотерапии (СП) выделяются 4 этапа:
1) диагностический (семейный диагноз);
2) ликвидация семейного конфликта;
Под семейным диагнозом понимается определение типологии нарушенных семейных отношений с учетом личностных свойств членов семьи и характеристик патологии одного из них. Диагностика семейных отношений осуществляется психотерапевтом, выдвигающим и проверяющим проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она носит сквозной характер, т. е. сопровождает СП на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Другая особенность диагностики заключается в ее стереоскопическом характере. Это означает, что информация, полученная от одного из членов семьи на односторонних встречах, должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и общим впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников СП. На втором этапе осуществляется выявление семейного конфликта и прояснение его истоков, а затем его ликвидация посредством эмоционального отреагирования каждого вовлеченного в конфликт, на фоне создания адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, понятном всем. Кроме того, он берет на себя роль посредника и передает информацию о конфликте от одного члена семьи к другому.
Невербальный компонент этой информации может быть транслирован психотерапевтом на сеансе совместной встречи, для чего используется прием «робот-манипулятор». Выслушав противоречивое сообщение участника сеанса, психотерапевт переводит его на язык жестов, соотнося экспрессивность жестов с сенситивностью и толерантностью участников. На этой стадии ведущая роль принадлежит таким психотерапевтическим методам, как: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознанных аспектов отношений, а также методы групповой психодинамики. На этапе реконструкции семейных отношений происходит обсуждение актуальных семейных проблем: либо в одной семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора. На поддерживающем этапе, или этапе фиксации, в естественных условиях жизни семьи закрепляются приобретенные на предыдущих этапах навыки эмпатического общения и расширенный диапазон ролевого поведения, заслушиваются отчеты о динамике внутрисемейных отношений, проводится коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни.
Выделение этапов позволяет структурировать процесс супружеской психотерапии и обосновывает порядок применения тех или иных методов в зависимости от целей и от объема диагностических данных. Чаше всего в супружеской психотерапии применяются психотехнические приемы, используемые в групповой психотерапии:
1) использование молчания;
3) обучение с помощью вопросов;
4) повторение (резюмирование);
5) уточнение (прояснение) и отражение эмоций;
7) проигрывание ролей;
8) создание «живых скульптур»;
9) анализ видеомагнитофонных записей.
Основным теоретическим базисом супружеской психотерапии является принцип системности семейных отношений, т. е. взаимодетерминированность отдельных личностей и межличностных отношений. Согласно этой теории, стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи с другой, образуют замкнутый постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл. Супружеская психотерапия является методом разрушения такого цикла, когда он становится патологическим, и создания конструктивных альтернатив семейного функционирования.
Параметры семейной системы.
Семейная система может быть описана по нескольким параметрам. Можно выделить шесть информативных параметров:
1) особенности взаимоотношений членов семьи;
2) гласные и негласные правила жизни в семье;
4) семейные границы;
5) стабилизаторы семейной системы;
Последний параметр важен, поскольку для успешной работы с семьей необходимо знать не только сегодняшнее положение дел, которое описывается этими параметрами, но и то, каким образом семья достигла этого положения.
Более подробно о различных теориях семейной терапии можно прочесть в следующих работах: Бендлер и др., 1999; Варга, 2001; Витакер, 1998; Минухин, Фишман, 1998; Витакер, Бамберри, 1997; Кратохвил, 199-1; Маданес, 1999; Мягер, Мишина, 1979; Пезешкиан, 1993; Пэпп, 1998; Ричардсон, J994; Саймон, 1996; Сатир, 1992, 1999; Фримен, 2001; Хейли, 1995; 1998; Черников, 1997; Шерман, Фредман, 1997; Эйде-миллер, Юстицкий, 1989.
Техники
Техника 1. «Циркулярное интервью»
Это основная и широко используемая техника. Психотерапевт по очереди задает членам семьи особым образом сформулированные вопросы или один и тот же вопрос. Для того чтобы эта техника «работала» не только на терапевта, то есть была не только диагностическим инструментом, но и инструментом психологического, психотерапевтического воздействия, нужно владеть ею виртуозно.
Начинающему системному семейному психотерапевту полезно будет выучить наизусть список тем, которые необходимо затронуть в беседе с семьей с помощью круговых вопросов:
1. С какими ожиданиями пришла семья? Кто направил их на консультацию, к кому они обращались прежде?
2. Как семья видит свою актуальную проблему?
3. Какова ситуация в семье в настоящее время?
4. Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какие использовались способы их решений?
5. Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы? Необходимо прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чувств.
6. Какая система понимания проблемы и причин ее возникновения существует в семье?
7. Какие существуют ключевые, триггерные ситуации?
8. Как ситуация может развиваться наихудшим образом? Как можно усугубить проблему?
9. Какие положительные стороны есть у проблемы?
10. Вопросы о психологических ресурсах каждого.
11. Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без нее.
12. Какой была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома?
Разумеется, весь этот круг тем невозможно затронуть за один сеанс. Ему можно посвятить две-три встречи. После этого системная гипотеза приобретает достоверность. Конкретная формулировка вопросов в круговой форме определяется индивидуальным мастерством и творческим потенциалом психотерапевта, его способностью строить контакт с семьей.
Техника 2. «Положительное переформулирование»
Это техника подачи обратной связи семье после того, как психотерапевт утвердился в своей гипотезе на текущий момент работы.
Психотерапевт рассказывает семье о том, как он понимает содержание семейной дисфункции. Рассказ строится по определенным правилам.
Рекомендуется снять тревогу семьи по поводу происходящего. Для этого используется прием нормализации: содержание семейной дисфункции подается в расширенном социокультурном, возрастном, статистическом аспекте. В случае дисфункции, связанной с определенной стадией жизненного цикла семьи, полезно сообщить клиентам о закономерности и повсеместной распространенности происходящего. Это сообщение снимает с членов семьи чувство вины и ауру уникальности. Нормализация в системном подходе выполняет ту же функцию, что и сообщение диагноза в медицинской практике: люди получают определенность и надежду, услышав, что профессионалы уже имели дело с подобными проблемами и знают, как к ним подступиться.
Фокусировка на положительной стороне дисфункции. Любая дисфункция, существующая в семье, имеет положительную сторону. Каждая семейная дисфункция «работает» как стабилизатор. Положительно переформулировать можно не только текущий симптом, но и любые прошлые события.
Включение в текст обратной связи противоречия, парадокса. Это необходимо для того, чтобы парадокс психотерапевта мог нейтрализовать парадокс реальной семейной ситуации. Типичные парадоксы, которые легко вскрывает циркулярная логика: мама хочет, чтобы ребенок хорошо учился, и делает все, чтобы лишить его навыков самостоятельной работы. Супруги хотят улучшить свой брак и делают все, чтобы не попадать в супружеские роли, оставаться лишь родителями и не сближаться. Контрпарадокс в последнем случае был бы таким: «Вы так цените свой брак и отношения друг с другом, что стараетесь не общаться, чтобы ненароком не испортить то, что есть».
Можно положительно переформулировать в семейной системе любой симптом, потому что он обеспечивает гомеостаз системы и в этом смысле имеет положительное значение для семьи.
Техника 3. «Предписание»
Это предписание определенного поведения членам семьи. Психотерапевт просит членов семьи выполнять определенные задания, в основном конкретные действия. Предписания могут быть прямыми или парадоксальными.
Нередко парадоксальные предписания практически невозможно выполнить. В этих случаях цель предписания дать семье возможность подумать и затем обсудить с психотерапевтом, почему данное предписание для этой семьи невыполнимо.
Семье, в которой спутаны семейные роли и нарушены границы подсистем, рекомендуют неделю прожить так: никто не имеет своего места для сна; каждый вечер дети ложатся, где хотят, а родители где найдут место. Это предписание доводит до абсурда хаотическое, неструктурированное поведение в данной семье и вызывает протест у ее членов. На следующей встрече обсуждают, кто как себя чувствовал при эксперименте, и предлагаются более конструктивные варианты устройства жизни, распределения обязанностей и т. п.
Прямые предписания, как правило, не вызывают протеста, на первый взгляд они просты для исполнения. Например, семье, в которой неадекватно распределяются роли и функции, в которой основная тема борьба за власть и контроль, можно предложить следующее: в понедельник, среду и пятницу все решает муж, а жена и дети подчиняются; во вторник, четверг и субботу все решает жена; в воскресенье предлагается спорить и ругаться; как обычно. Опыт применения нового ритуала и обсуждение этого опыта обеспечивают терапевтический эффект.
Техника 4. «Парадоксальные предписания»
Коммуникация в семейной системе может быть неконгруэнтной и парадоксальной. Психотерапевтический парадокс является структурированной разновидностью парадоксальных посланий.
Парадоксальные вмешательства можно использовать в тех случаях, когда симптоматическое поведение клиентов исполняет в семье определенную роль и заранее понятно, что прямые инструкции не будут выполняться семьей или отдельными ее членами.
Парадоксальные сообщения только выглядят противоречивыми. Они содержат двойное послание семье: одно послание указывает на то, что им надо измениться, а второе на то, что это будет не так уж хорошо. При этом оба послания передаются одновременно.
Парадоксальные сообщения основаны на противодействии, поскольку есть надежда на то, что члены семьи начнут сопротивляться той части сообщения, которая удерживает их от изменения.
При разработке системного парадокса психотерапевт соединяет симптом с выполняемой им в системе позитивной функцией. Перечисляются последствия ликвидации симптома, и психотерапевт рекомендует семье продолжать разрешать свою дилемму через симптом.
В разработке системного парадокса выделяют три главных этапа:
Переопределение симптом переопределяется как выполняющий позитивную функцию. В случаях насилия, инцеста или противоправных поступков положительно определяется мотивация, стоящая за поведением.
Предписание. Получившие позитивное определение, и симптом, и выполняемая им функция предписываются семье. Предписание должно быть кратким и сжатым. Чтобы выглядеть убедительным, психотерапевт должен представить веские доводы в пользу такого предписания и говорить очень убежденно.
Сдерживание. Если психотерапевт хочет быть последовательным на двух вышеописанных этапах, то ему следует сдерживать семью каждый раз, когда в ней будут проявляться признаки изменения. Если семья настойчиво требует изменения, то психотерапевту необходимо применять эту тактику с большой осторожностью и осмотрительностью.
Техника 5. «Реверсирование»
Реверсирование это вмешательство, в ходе которого психотерапевт предлагает одному из членов семьи изменить свою позицию или поведение на прямо противоположные в надежде на то, что это вызовет парадоксальную реакцию у другого члена семьи.
Реверсирование основано одновременно и на противодействии, и на согласии. Оно требует осознанного содействия одного члена семьи того, кто получает инструкции от психотерапевта, – и противодействия другого.
Реверсирование может быть использовано при работе с семьями, супружескими парами или при индивидуальной работе.
Если член семьи отказывается проходить курс психотерапии: один из супругов отвергает супружескую терапию или проблемный ребенок не является на семейные сеансы, – то присутствующим членам семьи можно дать указания, как коренным образом изменить данную ситуацию, изменив свое поведение дома на прямо противоположное. Когда же на терапию приходит вся семья, тот ее член, который становится объектом реверсирования, не должен присутствовать на сессии, поскольку успех зависит от того, насколько удается застать человека врасплох, и от его спонтанной реакции на неожиданное изменение поведения других.
Реверсирование планируется и проводится в три этапа:
Побуждение. Эффективность реверсирования зависит от умения терапевта побудить члена семьи к тому, чтобы он изменил свою позицию, касающуюся важной проблемы, на прямо противоположную.
Поддержка. После того как удалось добиться начального содействия, психотерапевт должен обеспечить этому члену семьи постоянную поддержку перед лицом могучей системы, которая неуклонно противодействует любому движению в противоположном направлении. Чаще всего семья начинает с удвоенной силой восстанавливать старый порядок. Следует предвидеть такую реакцию. Возможно возвращение к парадоксальному вмешательству, при этом отказ от выполнения задания объясняют интересами семьи.
Пересмотр отношений. Если человеку удалось изменить свою позицию на противоположную и удержать её на какое-то время, возникнет необходимость выработать новые отношения, основанные на этой позиции.
Психотерапевт должен быть готов и к отрицательным, и к положительным реакциям, и помогая своему клиенту оговаривать взаимоотношения на различных условиях.
Результатом парадоксальных вмешательств являются устойчивые позитивные изменения отношений между членами семьи.
Техника 6. «Прояснение коммуникации»
Эта техника применяется для налаживания коммуникации в супружеской паре или между родителем и ребенком. В идеале тут должны работать двое терапевтов. Однако при определенной тренировке технику может применять и один специалист.
Техника особенно эффективна в ситуации острого семейного кризиса, когда клиенты испытывают сильные и противоречивые чувства по отношению друг к другу. «Прояснение коммуникаций» позволяет организовать конструктивное выражение этих эмоций и добиться более глубокого принятия друг друга. Самое подходящее
место для данной техники это супружеская терапия. С парой родитель ребенок она также работает, однако тут существуют возрастные ограничения. То же самое касается любых коммуникативных стратегий, которые работают тем хуже, чем меньше возраст детей.
По сути, техника прояснения коммуникаций является развитием психодраматической техники дублирования. Клиентов просят обсудить одну из семейных тем. По мере того как диалог между ними становится все более и более эмоционально насыщенным, возникает удобный момент для перехода к прояснению коммуникации. При этом психотерапевты пересаживаются, располагаясь чуть сзади и сбоку каждый от своего клиента. Далее терапевты, как и при дублировании, стараются подключиться к эмоциональному состоянию клиентов, озвучить их переживания от первого лица и помочь выразить себя более полно, не прибегая к защитным маневрам. Терапевты время от времени останавливают клиентов и просят оценить, насколько верно они отражают их сообщения.
«Перевод» должен соответствовать внутреннему состоянию клиента, настолько, что у того создается впечатление, что терапевт выражает его чувства лучше него самого. Сообщения партнеров становятся более ясными, проявляются скрытые ранее страхи, супруги переходят к реальному живому диалогу, все глубже продвигаясь в понимании себя и друг друга.
Одновременно происходит обучение клиентов модели открытого общения. Терапевты переводят обвиняющие «Ты» высказывания клиентов в «Я» высказывания, что позволяет управлять переговорным процессом, сдерживают поток обвинений и взаимных нападок, обучая клиентов более конструктивному взаимодействию.
В случае разнополой пары терапевтов при работе с супругами мужчина, как правило, озвучивает жену, в то время как женщина-терапевт озвучивает мужа. Таким образом удается избежать коалиции по признаку пола. Для эффективной работы у психотерапевтов должны быть «чистые» каналы коммуникации, а трудности взаимодействия между ними должны быть заранее проанализированы.
Техника 7. «Незаконченные предложения»
Настоящая техника помогает видоизменить характер коммуникаций членов семьи, а именно:
• стимулировать диалог дистанцированных членов семьи;
• структурировать общение двух человек и сделать его более безопасным для них (формулировки в виде Я-вы-сказываний, баланс выражения негативных и позитивных чувств, обозначение направления изменений). Озвучивание позитивных характеристик особенно важно в ситуации семейного конфликта, когда члены семьи обмениваются в основном негативными заявлениями, провоцируя нарастание ссоры;
• обеспечить равный вклад в разговор, сдерживая многословного и поощряя молчаливого члена семьи.
Помимо изменения процессуальных характеристик общения, данная техника позволяет исследовать основное содержание взаимных претензий.
Выбираются два члена семьи, отношения между которыми заслуживают исследования. Их просят расположиться друг напротив друга и поочередно заканчивать ряд незавершенных предложений: Мне нравится, что ты… Я расстраиваюсь, когда… Я злюсь, когда… Я благодарен тебе за… Мы могли бы по-другому…
Эмпирическим путем было выявлено, что оптимальным количеством в такой работе является пять предложений. Члены семьи должны пройтись по этому списку 3–4 раза. Обычно это не занимает более двадцати минут и, как правило, не встречает сильного сопротивления наоборот, может стимулировать шутки и смех. Все присутствующие могут наглядно убедиться, с какой скоростью продуцируются негативные утверждения и в каких муках рождается признание достоинств друг друга. Часто подростки говорят, что они впервые услышали о себе что-то хорошее. Ограничением в использовании этой техники может быть только возраст ребенка. Данная процедура может использоваться самостоятельно или служить хорошим разогревом для дальнейшей работы.
Техника 8. «Семейные правила»
Упражнение 1 «Выяснение семейных правил»
Соберите всех членов семьи и задайте им вопрос: «Какие правила сейчас действуют у вас?» Выберите для этого такой момент, когда у вас будет час или два, чтобы осуществить эту задачу. Выберите секретаря, чтобы он записывал правила. Это поможет вам не запутаться. Во время выяснения правил избегайте споров по поводу того, подходит ли семье это правило или нет, а также: выполняются ли эти правила. Вы не стараетесь никого поймать. Упражнение проходит в духе исследования.
Обычно легче всего выявить правила, связанные с тем, как распоряжаться деньгами, с выполнением домашних обязанностей и с нарушениями правил. Но существуют правила, регулирующие любые взаимодействия в семье, некоторые из них скрыты, и их трудно обсуждать. Для начала мы исследуем открытые правила.
Вы можете обнаружить, что те правила, которые кажутся очевидными, разными членами семьи понимаются по-разному. Для многих семей просто сидеть и выяснять эти правила это нечто новое и познавательное. Многие родители уверены, что каждый человек в семье знает правила. Часто это неверно. После первого шага причины недопонимания и проблем в поведении могут стать более очевидными. Разумно сначала выяснить, все ли понимают правила до конца, прежде чем решать, кто им не подчиняется.
Упражнение 2 «Поправки к семейным правилам»
После того как члены семьи записали все правила, которые им вспомнились, и прояснили все недоразумения по поводу правил, нужно решить, какие правила являются точным отражением семейных ценностей на сегодняшний день, а какие уже неактуальны.
Дайте членам семьи следующую инструкцию: «Люди растут, и мир меняется. Поскольку правила принадлежат вам и вашей семье, у вас есть право менять и совершенствовать их или полностью отбросить. Одним из характерных признаков семейной системы, в которой есть удовлетворение и забота, является то, что правила можно изменить, когда это необходимо.
Теперь обсудите со своим партнером, какие семейные правила вам помогают, а какие мешают. Чего вы хотите достигнуть с помощью этих правил? Насколько эффективно вы этого достигаете? Хорошие правила помогают семье; плохие правила ее ограничивают.
Правила могут быть устаревшими, несправедливыми, неясными или неподходящими, и их можно изменить. Теперь давайте исследуем, как можно изменить правила.
Обратите внимание на то, каков процесс изменения правил в вашей семье. Кому позволено просить об изменении? Кто принимает решение? В юридической системе можно обжаловать решение. Можно ли обжаловать решение в вашей семье?
Давайте пойдем дальше. Обсудите, как создаются правила в вашей семье? Их создает один человек? Это самый старший, самый тактичный, самый ограниченный, самый влиятельный человек? Вы берете эти правила из книг? У соседей? Из семей, в которых выросли ваши родители? Откуда берутся эти правила?»
До этого момента обсуждались очевидные правила, которые легко обнаружить. Однако есть и другой набор правил, они часто являются скрытыми, и их трудно уловить. Это влиятельная и незримая сила, она управляет жизнью всех членов семьи.
Упражнение 3 «Выявление скрытых правил»
Последнее и самое сложное в работе с семейными правилами выявление скрытых правил, которые могли остаться за рамками обсуждения. Спросите у членов семьи: могут ли они говорить в своей семье о том, что они думают, чувствуют, видят, слышат; о вкусах и запахах, которые они ощущают? Могут ли они комментировать только то, что должно быть, или также и то, что есть на самом деле?
Свободу комментирования можно разделить на 4 подкласса:
1. Что вы можете сказать о том, что вы видите и слышите? Вы только что видели, как два члена вашей семьи сильно поссорились. Можете ли вы выразить свой страх, беспокойство, гнев, агрессию? Можете ли вы выразить свое одиночество, нежность, потребность в утешении?
2. Кому вы можете это сказать? Вы ребенок, и вы только что услышали, как отец выругался. Существует семейное правило, запрещающее ругаться. Можете ли вы указать ему на это?
3. Как вы можете прокомментировать тот факт, что не согласны с чьим-нибудь поведением или не одобряете его? Если пятнадцатилетний сын (или дочь) напивается, можете ли вы прямо об этом сказать?
4. Можете ли вы свободно попросить объяснения, если вы не понимаете кого-нибудь из членов семьи? Если слова и тон голоса вашего партнера взаимно противоречивы, можете ли вы прокомментировать это противоречие?
Каждый день члены семьи видят и слышат разные вещи. Некоторые из них приносят удовольствие. Другие вызывают замешательство и даже боль, третьи могут вызвать чувство стыда. Если членам семьи не позволено признавать и комментировать то, что они замечают, и выражать чувства, которые это вызывает у них, тогда эти чувства подавляются и начинают подтачивать семейное благополучие.
Есть ли такие темы, которые никогда не должны подниматься в семье? Не ведете ли вы себя так, как будто этих фактов семейной жизни не существует? Семейные запреты против обсуждения того, что есть и что было, создают плодородную почву для конфликтов. Предположим, что существует такое неписаное семейное правило: члены семьи могут говорить только то, что правильно, хорошо, значимо, уместно. В этом случае значительную часть действительности нельзя комментировать. Никто не бывает постоянно хорошим, уместным, значимым и т. д. Когда правила запрещают комментировать многие вещи о себе и других членах семьи и запрещено обсуждать то, что есть на самом деле, – что тогда происходит? Некоторые люди лгут, некоторых одолевает ненависть, а некоторые становятся чужими в своей семье. Самое худшее состоит в том, что у членов семьи появляется низкая самооценка, которая выражается в беспомощности, враждебности, глупости и одиночестве.
Читайте еще:
Увы, но разочарование всегда, ухмыляясь, следует за надеждой. Оно словно стервятник, парящий над львиным прайдом: хищники уничтожат только часть своей жертвы, и падальщику всегда найдется чем поживиться, склевывая с костей остатки плоти. Вот и надежда так же не обгладывает дочиста своих.
У каждого биологического вида и в человеческом обществе те, кому принадлежит власть, стараются подчеркнуть свою физическую величину, силу и бесстрашие. И если горилла, утверждая свое превосходство, угрожающе кричит или бьет себя по груди, то у людей есть иные способы показать, кто главнее.
быть маленькой девочкой без матери: как увлекательно было учиться читать — никто этим не интересовался; как я приносила домой из школы маленькие, но такие важные, на мой взгляд, поделки — никто не удосуживался на них взглянуть. На миг я снова оказалась маленькой девочкой, которая в порыве.
В заключение нашего диагноза напомним, что хотя в молодости Лазаретти обнаруживал склонность к пьянству и кутежам, но потом, после происшедшей с ним перемены, он сделался высоконравственным и мог служить образцом святости, что главным образом и было причиною всеобщего уважения к нему. Кроме.
С вашим вниманием, то есть с тем, как вы станете распределять его между детьми, возможны серьезные проблемы. Внимание – это не игрушка: разделить его ох как трудно! Малейшая несправедливость с вашей стороны – и ребенок ее сразу почувствует. А отсюда и ссоры: кто из детей захочет почувствовать.
«Как лучше; это или это; что лучше знакомиться с тем, кому вы нравитесь, или с тем, кто нравится вам, или или и то, и другое правильно; а как вы определяете, какой парень вам нравится…»
По мнению Хобсона и Маккарли, «взаимодействие стимулов ствола мозга и воспринимающей, понятийной и эмоциональной структур коры головного мозга» носит синтетический и конструктивный, «а вовсе не искажающий характер, как считал Фрейд». Согласно активационно-синтетической модели, «относительно.
Более благоприятный образчик этого типа представляет знаменитый череп (показатель 70,52), найденный в 126 км к юго-западу от Неандерталя, в пещере Энгис, на левом берегу Мааса, в 14 км к юго-западу от Люттиха. Он был зарыт в брекчии вместе с останками мамонта, носорога и оленя. Его обыкновенно.
Начнем с того, что производство половых клеток (яйцеклеток) у женщин происходит только во внутриутробном периоде! Именно тогда в яичниках создается запас на всю жизнь. Это примерно 400 000 яйцеклеток.
Излагаемый здесь метод развития в себе оптимизма при помощи критического анализа пессимистических мыслей необходимо отличать от метода «позитивной установки» [126]. Последний состоит в том, чтобы ежедневно и постоянно внушать себе, что с каждым днем мы становимся все лучше и лучше — без каких бы.
В этой книге 48 аффирмаций. Эта цифра выбрана не случайно. 48 – благоприятная цифра в фэн-шуй, она приносит удачу, которую я вам искренне желаю, дорогие друзья мои! Помните, что вы сами ответственны за свою жизнь, так пусть же она будет счастливой!