что значит беречь в себе человека ионыч

Сочинение по рассказу Чехова «Ионыч»

что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть фото что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть картинку что значит беречь в себе человека ионыч. Картинка про что значит беречь в себе человека ионыч. Фото что значит беречь в себе человека ионыч

В статье вы найдете школьное сочинение по рассказу Чехова «Ионыч», которое можно назвать «Берегите в себе человека».

Текст сочинения:

Раскрытие понятия «деградация» в рассказе «Ионыч».

Деградация – процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, постепенное ухудшение морального и духовного состояния человека. Очень ярко этот процесс описан в рассказе Чехова «Ионыч».

Со времен жизни Чехова прошло более 100 лет. Многое изменилось, мы видим стремительное развитие общества в техногенном плане – машины, самолеты, компьютеры, нанотехнологии. Но изменился ли настолько же сильно внутренний мир человечества? К сожалению, оглянувшись вокруг, можно честно сказать, что нет.

Как ни прискорбно это говорить, но деньги по-прежнему правят миром. Абсурд и только. Развитие убавило шаг, замедлилось, остановилось. Вместо того, чтобы читать по вечерам книги, заниматься творчеством, общаться, любить, ставить себе возвышенные цели в жизни и идти к ним, несмотря ни на что, мы прожигаем свои жизни в пустую, удовлетворяем свои бесконечные личные потребности, позабыв обо всём другом.

Недавно я прочла рассказ, написанный Антоном Павловичем Чеховым, под названием «Ионыч». В нем мы наблюдаем, как главный герой скатывается к физической и духовной деградации. Основной причиной этого выступает общество, окружение Ионыча. Но конечно, в этом повинен и он сам. Не смог в нужное время взять себя в руки и делать то, что велит ему сердце. Располнел, потерял духовные и нравственные ориентиры, стал жадным, неповоротливым, раздражительным. Отказался от своей любви, выбрав душевный комфорт.

У читателя возникают закономерные сомнения, а были ли серьезные чувства у героя рассказа, может быть, это было просто мимолетное увлечение? Ведь если бы Ионыч по-настоящему любил Котика, то он бы не остановился на достигнутом, продолжил бы ее добиваться.

То, что жизнь потеряла для него всякий смысл, есть и его вина. Он утратил идеалы, стал воспринимать мир и окружающих людей не так, как раньше, ожидая от них только удовлетворения своих эгоистичных потребностей. Все его интересы сузились до заработка и покупки домов. Он перестал замечать красоту жизни, утратил способность любить, сострадать. Только 2 чувства Ионыч испытывает регулярно – скуку и раздражение.

«Берегите в себе человека» — основная мысль этого рассказа Чехова. Где бы вы не находились, чтобы вы не делали, оставайтесь им, настоящим Человеком. Только настоящий человек сможет устоять перед напором неутомимого социума, сохранить душу в трудностях, искушениях, рутине и ежедневных заботах. Нельзя разрешать другим людям вмешиваться в вашу жизнь, разрушать ваши мечты.

Ионыч мог бы изменить свою жизнь, направив её собственными стараниями в другое русло. Но он сделал другой выбор. Тот, который показался ему более легким, спокойным. Так и мы ежедневно выбираем. Наши решения и создают нашу жизнь. Но чтобы сделать выбор правильно, нужно не только уметь слышать голос души, но и иметь твердый характер, уметь отказываться от того, что тебе не нужно.

И тогда, возможно, в человеке все станет прекрасно: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли», следуя известной цитате Чехова.

Источник

Как я понимаю призыв: «Берегите в себе человека»? (Чехов А. П.)

Произведения Чехова наполнены моралью и нравственностью. Автор учит нас развивать положительные качества, показывает отрицательные черты человека и последствия их существования в каждой личности. В некоторых своих работах Антон Павлович ставит проблемы о разложении личности (например, произведение “Ионыч”), низменных желаниях, скрытности человека (“Человек в футляре”).

Иногда в рассказах и пьесах Чехова можно увидеть тему времени (при смене эпох, не каждый человек может приспособиться и влиться в новое течение времени, принять новый порядок и найти свое место в изменившемся мире). Эта проблематика заметна в “Вишнёвом саде”. Итак, рассмотрим одно из упомянутых ранее произведений подробнее, чтобы доказать свои суждения.

В знаменитой работе “Ионыч” повествуется о талантливом докторе Дмитрии Ионыче Старцеве. Однажды он встречается с семьёй Туркиных, которая считается в городе С самой образованной, и влюбляется в дочь Веры Иосифовны и Ивана Петровича, Екатерину. После некоторого времени, проведённого в круге семьи Туркиных, Дмитрий Ионыч делает предложение руки и сердца, но получает отказ. Екатерина желает уехать в Москву и стать актрисой. Этим она разбила сердце Старцева, который полностью потерял прежний смысл жизни и стал просто существовать, превращаясь в «толстосума», обычного карьериста, который готов «идти по головам» ради своего блага. Даже обыватели начали звать его просто Ионычем, будто бы принимая за своего. Главный герой морально разлагается (это можно заметить по его поведению и внешнему виду).

Пример главного героя из рассматриваемого нами произведения доказывает, что А. П. Чехов придерживается призыва: “Берегите в себе человека”. Дмитрий Старцев стал более уязвимым после отказа Екатерины, благодаря чему окружающая среда и общество смогли своим косвенным влиянием изменить его мировоззрение. Ионыч перестал бороться за жизнь (начал просто существовать), опустил руки, подвергся духовной деградации. Он потерял все те качества, которые выделяли его среди остальных бездушных жителей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

«Не потерять в себе человека» по произведениям А.П.Чехова (Итоговое сочинение (декабрьское))

Так, перед каждым из нас встает задача: «Не потерять в себе человека».

По моему мнению, не так сложно подойти к просящему о помощи, сказать пару добрых слов своим родителям, поделиться едой с собакой у супермаркета, дать другу выговориться о своих проблемах. Нужно хоть иногда проявить сострадание. Сейчас поможешь ты, а в следующий раз, когда тебе будет казаться, что ты совершенно один и больше не будешь счастлив, помощь придет от того, от кого даже не ждешь. Многие говорят, что совершишь добро, и оно вернется к тебе вдвойне. По-моему, это правда. Но очень часто бывает, что добро возвращается не сразу, а иногда мы получаем и озлобленную реакцию, и многие люди приходят к мнению, что будет лучше относиться ко всему равнодушно. Не безэмоциоально, а бессердечно. В такие моменты люди «теряют в себе человека»

Я постараюсь обосновать свое мнение и приведу несколько аргументов. Антон Павлочич Чехов- русский писатель, прозаик и драматург очень тонко и точно фокусирует наше внимание на таких людях, которые «теряют в себе человека». Например, в рассказе «Ионыч» добросовестный земский врач, интеллигентный человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, видящего уже не больных, а «разноцветные бумажки», которые он считает по вечерам, и очередную недвижимость, которую он купит в городе. Какой же ты врач, если ты не имеешь ни капли сострадания к больным? Какой же ты человек, если деньги тебя интересуют больше, чем состояние людей? Человечный Старцев превратился в равнодушного отвратительного Ионыча.

Еще один пример равнодушного отношения людей можно найти в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Старый лакей в доме Раневских Фирс, став немощным, не представляет себе жизни без своих хозяев. Он настолько сжился с Раневскими, что практически живет только служением им. Старик окружает теплом и заботой своих хозяев, особенно Гаева. К этому пятидесятиодномулетнему мужчине Фирс относится как к ребенку. Тем не менее, в конце пьесы мы видим, как печальный больной Фирс остается один в наглухо заколоченном, с равнодушием проданном доме, в котором он прожил столько долгих лет. «Про меня забыли… Ничего… я тут посижу…»

А ведь мы так и не узнаем, как закончилась жизнь Фирса. Быть может, старик умер в одиночестве. И привело к этому равнодушие.

В заключение я хочу сказать, что не надо бояться жить, не надо бояться быть человечным, не надо бояться делать добро.Оно обязательно вернется.Но стоит понимать, что добро возвращается тогда, когда оно нам действительно необходимо. Поэтому я хочу сказать:»Берегите в себе человека.»

Источник

Презентация к уроку «Береги в себе человека!»(по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть фото что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть картинку что значит беречь в себе человека ионыч. Картинка про что значит беречь в себе человека ионыч. Фото что значит беречь в себе человека ионыч

Описание презентации по отдельным слайдам:

Антон Павлович Чехов

Литературный диктант 1. Город, где родился А.П. Чехов? 2. Какую роль сыграл молодой Чехов в комедии «Ревизор» Н. Гоголя? Какому ремеслу учился маленький А. Чехов? 4. Какой рассказ считается литературным дебютом Чехова? 5. Какое большое путешествие совершает Чехов в 1890 году? 6. Какие рассказы входят в «маленькую трилогию» Чехова? Кто А.П. Чехов по образованию? Назовите последний рассказ А.П. Чехова. 9. Как звали жену А.П. Чехова? 10. Где похоронен писатель?

Ответы (взаимопроверка) 1. г.Таганрог 2. Роль Городничего 3. Сапожному и портняжному ремеслу 4. «Письмо к учёному соседу» 5. Поездка на о.Сахалин 6. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» 7. Врач 8. «Невеста» 9. Ольга Книппер 10. г. Москва, Ново-Девичье кладбище

«Берегите в себе человека!» Человеческая метаморфоза в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

Метаморфоза – видоизменение, превращение, переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций; полная, совершенная перемена, изменение

…до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! (Н.В. Гоголь)

Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт. Сенека Луций Анней

Композиция (от лат. compositio – сложение, состав, compono – cлагать, составлять) – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении

Земский – участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России

От Дмитрия Ионыча Старцева к Ионычу

Деградация – постепенное ухудшение, утрата ценных свойств и качеств; упадок

«Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» А.П. Чехов

не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды; вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам; не предавайте светлых идеалов молодости; не предавайте любви; берегите в себе человека!

Домашнее задание: написать синквейн по следам урока; прочитать рассказы А.П. Чехова: «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».

Спасибо за внимание!

что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть фото что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть картинку что значит беречь в себе человека ионыч. Картинка про что значит беречь в себе человека ионыч. Фото что значит беречь в себе человека ионыч

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть фото что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть картинку что значит беречь в себе человека ионыч. Картинка про что значит беречь в себе человека ионыч. Фото что значит беречь в себе человека ионыч

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть фото что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть картинку что значит беречь в себе человека ионыч. Картинка про что значит беречь в себе человека ионыч. Фото что значит беречь в себе человека ионыч

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть фото что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть картинку что значит беречь в себе человека ионыч. Картинка про что значит беречь в себе человека ионыч. Фото что значит беречь в себе человека ионыч

Номер материала: ДВ-234901

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть фото что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть картинку что значит беречь в себе человека ионыч. Картинка про что значит беречь в себе человека ионыч. Фото что значит беречь в себе человека ионыч

что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть фото что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть картинку что значит беречь в себе человека ионыч. Картинка про что значит беречь в себе человека ионыч. Фото что значит беречь в себе человека ионыч

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть фото что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть картинку что значит беречь в себе человека ионыч. Картинка про что значит беречь в себе человека ионыч. Фото что значит беречь в себе человека ионыч

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть фото что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть картинку что значит беречь в себе человека ионыч. Картинка про что значит беречь в себе человека ионыч. Фото что значит беречь в себе человека ионыч

Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

Время чтения: 4 минуты

что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть фото что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть картинку что значит беречь в себе человека ионыч. Картинка про что значит беречь в себе человека ионыч. Фото что значит беречь в себе человека ионыч

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть фото что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть картинку что значит беречь в себе человека ионыч. Картинка про что значит беречь в себе человека ионыч. Фото что значит беречь в себе человека ионыч

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть фото что значит беречь в себе человека ионыч. Смотреть картинку что значит беречь в себе человека ионыч. Картинка про что значит беречь в себе человека ионыч. Фото что значит беречь в себе человека ионыч

Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского «Ионыча»

Антона Павловича Чехова, известного писателя, создающего уникальные образы, нередко называют «доктором». Не только как медика по образованию, но и по художественному таланту, умению раскрывать человеческие слабость и безнравственность, выявлять с помощью литературы общественные недуги, излечивать их истинные причины.

Обстоятельно, точно, как бы историю заболевания пациента, выписывает Чехов этапы деградации земского врача Старцева в своем рассказе «Ионыч». Высокоинтеллигентная особа, добропорядочный лекарь, Дмитрий Ионыч Старцев преобразовывается в рядового стяжателя, пациентов уже не замечает, а увлечен исключительно «бумажками разноцветными». Он в вечерний час тщательно эти бумажки складывает и пересчитывает, приобретает теперь не книги, а недвижимость. И его искренние романтические чувства к Котику заканчивается еще раньше, чем девушка ответила на его предложение отказом. Они испарились тогда, когда Старцева начали донимать мысли: «Сколько же приданого я получу? Должно быть, немало!». Своим отказом девушка разбивает его сердце, он теряет смысл жизни и начинает – существовать. Он не видит красок жизни, вливается в скучную атмосферу городка.

Чехов особо подчеркивает ужасающую деталь: герой теряет голос, здоровье, человеческий облик, но самое страшное – и собственное имя. Все, с чем он остался – «Ионыч», наименование, скорее даже кличка.

«Ионыч» – это авторское предупреждение человеку об угрозе потерять свое лицо. Мудрый писатель своим произведением как бы делает прививки от обыденности, злобы и ограниченности. «Берегите в себе человека» – следуя этому правилу, возможно обезопасить душу от разложения и опустошенности, которому подвергся Ионыч.

Другие сочинения: ← По произведению Тоска↑ Чехов А.П.Рассказ Чехова Хамелеон →

«Нужно беречь в себе человека»

«Палата № 6» написана Чеховым в 1892 году после его поездки «на остров страданий»

— Сахалин. Часто это произведение называют повестью, ибо здесь автором поднимаются серьезнейшие проблемы, обилие действующих лиц, несколько сюжетных линий. Но как бы то ни было это интереснейшее произведение, раскрывающее позицию автора на отношение человека к своему делу, а в конечном счете к самому себе.

В — два человека, резко противопоставленные друг другу: больной Громов и доктор Рагин. Они ведут между собой напряженный спор. Такая ситуация, когда персонажи противопоставлены друг другу, вообще характерна для Антона Павловича Чехова. Иван Дмитрич Громов душевнобольной человек, но «тонкие черты, положенные на его лицо глубоким искренним страданием, разумны и интеллигентны, и в глазах теплый, здоровый блеск». С негодованием говорит он о насилии, об оконных решетках, предрекает зарю новой жизни. Доктор Андрей Ефимыч Рагин — полная противоположность Громову. Там — протест, нетерпеливое желание сказать правду до конца. Здесь — полная примиренность со злом, с вопиющими беспорядками в больнице.

Что делать? Пусть все идет своим чередом. Ни во что не надо вмешиваться. «Между теплым, уютным кабинетом и этой палатой нет никакой разницы…— уверяет Рагин Громова. — Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом». Жизнь жестоко посмеялась над рагинским безразличием к бедам и злу — в конце рассказа он тоже, как и Громов, заключен в палату № 6. Не выдержав заточения и побоев сторожа Никиты, доктор умирает. Два «противника» — Громов и Рагин — оказываются по одну сторону больничных решеток. И перед смертью у Андрея Ефимыча мелькает «страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди» — обитатели больницы. Пускай лишь незадолго до смерти, Рагин понял, как бездушна была его привычка «не замечать» зло, умывать руки, оставаться в стороне. Это похоже на пробуждение после долгого сна, душевной спячки, но человек «проснулся» в докторе Рагине и не смог жить от сознания сотворенной собственной несправедливости.

В спор Громова и Рагина все время врывается кто-то третий, и этот «третий» — сама действительность. Границы палаты № 6 раздвигаются. Вот она, та- грубая и беспощадная реальность, столкновения с которой не выдержал Громов и от которой отгородиться напрасно и безуспешно пытался Рагин. Писатель Лесков, отзываясь о рассказе «Палата № б», писал, что в нем «в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это — Россия». Этим рассказом автор гениально и образно доказал, что отступление от человеческих принципов никогда не проходит бесследно. Лишь сохраняя человеческое достоинство, честное отношение к делу, можно победить зло, тьму, пусть не сразу, постепенно, но неотвратимо.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/

«Берегите в себе человека!»

Есть в мире ценности, над которыми не властно время: мир, окружающий нас, с его солнцем и небом, с шелестом листьев в лесу, с шумом морского прибоя, и мир, который в каждом из нас. Мир с его нравственными ценностями, пониманием добра и зла, любви и ненависти, бескорыстия и эгоизма. Нравственные законы эти выработаны веками, передаются из поколения в поколение, их сохраняют в семьях и завещают детям, они перерастают в строчки кодексов государств. Несколько меняясь во внешних проявлениях, нравственные законы постоянны в самой своей сути, помогая сохранить самое лучшее, самое светлое в венце творения — в человеке. И хранилищем этих законов, тем зеркалом, которое отражает жизнь, сфокусировав, подчеркнув главное, были, есть и будут книги. Ее Величество Художественная Литература.

Столетие отделяет нас от времени создания этих небольших по объему, но таких глубоких по содержанию рассказов Антона Павловича Чехова. Антон Павлович Чехов — насмешливый и гневный, иронически улыбающийся и грустный. Доктор не только по медицинскому образованию своему, но и по таланту, по призванию — вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.

Жизненная позиция писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности. Скрупулезно и точно, как в истории болезни, шаг за шагом показывает Чехов, как добросовестный земский врач, интеллигентный человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, видящего уже не больных, а «разноцветные бумажки», которые он считает по вечерам, а за ними — очередную недвижимость, которую он купит в городе.

Неправда, что его романтическая любовь к Екатерине Туркиной — с поездкой на кладбище, с хлопотами по доставанию фрака — заканчивается, когда девушка отказывает ему, не приняв предложение руки и сердца. Любовь его заканчивается коротенькой, едва мелькнувшей мыслью: «А приданого дадут, должно быть, немало!» Захотелось наживы — и променял счастье самоотверженной работы на жизнь врача с «обширной практикой», разучился ходить пешком, обрюзг, ожирел. И — страшная чеховская деталь! — утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. Так что «Ионыч» — это предупреждение о возможности потерять свое лицо. В каждом человеке горит искорка доброго, хотя иногда она ох как глубоко прячется. Сложатся обстоятельства — и она разгорится в яркое пламя. Сумеешь сберечь этот огонек — будет тепло и светло от него тебе и людям.

Учитель греческого языка Беликов — человек в футляре, ходя — чий циркуляр «как бы чего не вышло», добровольно замкнувшийся от бушующей вокруг жизни. Как-то даже странно говорить, что он «влюбился». Но ведь была же фотография Вареньки у него на столике? Сказал же он пусть и первый в своей жизни комплимент, что «малороссийский язык своею нежностью и приятной звучностью напоминает древнегреческий»… Сохрани он в себе этот свет, не подумай: «Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю» — кто знает, чем бы кончился этот рассказ? Но не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненужный барьер условностей — и оказался в гробу, как в последнем своем футляре. Казалось бы, вся история. Какой-то мелкий конкретный случай, даже, наверное, утрированное автором изображение. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»… Цель в жизни должна быть у каждого человека. Это его путеводная звезда, то, что придает силы, а иногда вселяет само желание жить. А еще — это тот индикатор, по которому мы определяем путь самого человека.

Цель Николая Ивановича Чимша-Гималайского — участок земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже отправив на тот свет жену, доведя ее до смерти своей экономией. Клочок земли, который заслонил собой весь мир, почти как новая шинель гоголевскому Акакию Акакиевичу. И вот — достиг! И ничего больше не надо. Жизнь остановилась. И первое, что бросается в глаза брату: кухарка, «похожая на свинью», собака, тоже «похожая на свинью», сам хозяин, который «того и гляди хрюкнет в одеяло». Вся его кротость и скромность исчезли, вся его доброта превратилась в барские благодеяния. При виде этого счастливого человека, который доволен своей судьбой, самим собой, овладевает «тяжелое чувство, близкое к от — чаянию».

Действительно, — человеку, личности нужно «не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, определяющее во многом путь человека, окрыляющее его великой силой. Умный, порядочный Алехин полюбил жену своего знакомого, знает о ее ответном чувстве к нему, но… «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим: и вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись перемен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то «нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле». А вот герои «Дамы с собачкой», казалось бы, уже навсегда погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие — даже не живущие, а прозябающие — условной, чуждой им жизнью, совершающий такие же нелепые поступки и промахи, вдруг просыпаются для настоящей, новой жизни, обретая силы. Загорается огонь души, зарождается новая жизнь — «все, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни». Они рядом, как очень близкие, родные люди, «оно простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих». И пускай много сложностей еще на пути этих людей, мы верим, что оно смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас. Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям.

Так уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень «положительного жениха» Надя Шумина, шагнет в неизвестное создавать свой «вишневый сад», свою красоту и свежесть Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям. Именно они, личности, хранящие в себе что-то свое, а не слепо подражающие «душеньки», не «хамелеоны», меняющие свои мнения и взгляды, не «попрыгуньи», не видящие под носом настоящего человека, заставляют нас задуматься над важными вопросами. «Берегите в себе человека!» — восклицает мудрый, насмешливый и очень добрый Антон Павлович Чехов. И эти слова, переживающие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.

В этом и суть литературы — не только отражение действительности, пропущенное через сердце писателя, не только иллюстрация к тем или иным временным отрезкам жизни нашего общества, изучаемым по школьной программе. В этом суть ее нравственной, воспитательной роли, ее уроков в жизни каждого из нас. Это борьба литературы за формирование человеческой личности, за сохранение лучших человеческих качеств в любых испытаниях. Недаром же у В. Высоцкого:

Если путь прорубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жарком бою испытал, что почем, — Значит, нужные книги ты в детстве читал. К таким книгам я отношу и произведения А. П. Чехова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *