что значит чистый код

Разбираемся с Clean Code в Android

Вы читаете эту статью по двум причинам. Первая — Вы программист, вторая — Вы хотите быть лучшим программистом.

Представьте, что Вы находитесь в библиотеке и ищете какие-то книги. Если библиотека сортирована, имеет категории книг, то вы быстро отыщите нужную Вам. Кроме того, крутой дизайн интерьера и архитектура сделает пребывание в этой библиотеке довольно комфортным для Вас.

Как и при написании книг, если вы хотите создать что-то великое, то вы должны знать как писать и как организовывать свой код. Если у вас есть члены команды или кто-то еще, у кого есть Ваш (устаревший) код, им просто нужно увидеть имена переменных или пакеты или классы, и они сразу поймут. Им не нужно говорить «Е**л» я этот код и начинать его снова с нуля.

Что такое «Чистый Код»?

что значит чистый код. Смотреть фото что значит чистый код. Смотреть картинку что значит чистый код. Картинка про что значит чистый код. Фото что значит чистый код

Когда я писал этот код, только Бог и я знал как он работает!
Теперь только Бог знает это!

Перед тем как ты попытаешься оптимизировать эту рутину и это не приведет к успеху (наиболее вероятно), пожалуйста увеличь счетчик затраченного времени для предостережения следующего разработчика

Всего потрачено часов: 567

Как Вы можете видеть, недостаточно закончить разработку быстрее. Если в будущем в этом коде не смогут разобраться, то это так же станет техническим долгом.

Ваш код имеет состояние «Чистый», если его может понять каждый член Вашей команды. Чистый код может быть прочитан и улучшен любым разработчиком, отличным от первоначального автора. С пониманием приходит читаемость, изменяемость, расширяемость и ремонтопригодность.

Я должен заботиться об этом?

Причина, по которой Вы должны заботиться о чистоте своего кода, заключается в том, что Вы описываете ход своих мыслей другим разработчикам. Именно поэтому Вы должны заботиться о том, что Ваш код был более элегантным, простым и читаемым.

Признаки Чистого кода

Отличие между хорошим программистом и профессионалом в том, что профессиональный программист понимает, что понятность кода первостепенна. Профессионал использует эту силу для написания кода, который понятен всем — Robert C. Martin

Пишите осознанные имена

Выбор хорошего имени, может занять много времени, но в последствии оно сэкономит больше. Имя переменной, функции, класса должно отвечать на все значимые вопросы. Оно должно рассказать Вам, почему оно существует, зачем оно нужно и как его использовать. Если имя требует комментария, то имя не раскрывает своего предназначения

Имена классов

Классы и объекты должны быть существительными, например Сustomer, WikiPage, Account, and AddressParser. Избегайте таких слов как Manager, Processor, Data, или Info. Помните так же, что имя класса не должно быть глаголом.

Имена методов

Имена методов же должны быть глаголами, например postPayment, deletePage или save. Модификаторы доступа, предикаты должны быть названы по их значению и с префиксом get, set и согласно стандарту JavaBean.

Перед тем, как мы продолжим сделайте небольшой перерыв, запаситесь кофе и печеньками

что значит чистый код. Смотреть фото что значит чистый код. Смотреть картинку что значит чистый код. Картинка про что значит чистый код. Фото что значит чистый код

Окей, теперь перейдем к SOLID принципам

Пишите код, придерживаясь SOLID принципов

Эти принципы были разработаны дядюшкой Бобом, SOLID это аббревиатура, описывающая набор принципов, предназначенных для написания хорошего кода.

Принцип единственную ответственности (S)

Это означает, что каждый класс должен нести только одну ответственность. Никогда не должно быть более одной причины для изменения класса. Не надо добавлять все в свой класс, просто потому что Вы можете это сделать. Разбивайте большие классы на более маленькие и избегайте God Classes.

У нас есть RecyclerView.Adapter с бизнес логикой внутри onBindViewHolder

Это делает RecyclerView.Adapter не имеющим единственную ответственность, потому что он содержит бизнес логику внутри onBindViewHolder. Этот метод отвечает только за вставку данных во view.

Принцип открытости/закрытости (О)

Программные сущности должны быть открыты для расширения, но закрыты для модификации. Это означает, что если Вы разрабатываете класс А и ваши коллеги захотят изменить функцию внутри этого класса. Они смогут легко это сделать, расширив этот класс без изменения самого класса.
Простой пример класс RecyclerView.Adapter. Вы можете с легкостью расширить его и создать свой собственный адаптер с нестандартным поведением без модификации самого RecyclerView.Adapter.

Принцип подстановки Барбары Лисков (L)

Дочерний класс должен дополнять родительский, а не изменять его. Это означает, что подкласс должен переопределять методы родительского, которые не нарушают функциональность этого родительского класса. Например мы создаем интерфейс класса, который имеет onClick() слушатель а затем вы применяете слушатель в MyActivity и даете ему действие Toast, когда вызывается onClick ().

Принцип разделения интерфейса

Этот принцип гласит, что клиент не должен быть зависим от методов, которые он не использует.
Это означает, что если Вы хотите написать класс А и добавить в него функциональность другого класса В. Нет необходимости переопределять все классы А внутри класса В.

Пример: в нашей активити, нам нужно реализовать SearchView.OnQueryTextListener(), но нам нужен только onQuerySubmit() метод.

Как мы это сделаем? Легко! Просто создадим callback и класс, расширяющий SearchView.OnQueryTextListener()

И вот так мы добавим это к нашей view

Или так, используя Extension Function в Kotlin

Принцип инверсии зависимостей

Зависимость на абстракциях, без зависимости на что-то конкретное.
Определение инверсии зависимостей от дядюшки Боба состоит из двух понятий.

Модули верхних уровней не должны зависеть от модулей нижних уровней. Оба должны быть завязаны на абстракциях. Абстракции не должны зависеть от деталей. Детали должны зависеть от абстракций. Модули высоких уровней, которые реализуют комплексную логику, должны быть легко переиспользуемы без изменений в модулях нижнего уровня. Для этого Вам нужно ввести абстракцию, которая отделяет модули верхнего и нижнего уровней друг от друга.

Простой пример этого MVP паттерн. У Вас есть объект интерфейсов, который помогает Вам общаться с конкретными классами. Что имеется ввиду — классам UI (Activity/Fragment) не нужно знать фактическую реализацию методов презентера. Таким образом, если Вы делаете изменения внутри презентера, UI классы не должны волновать эти изменения

Давайте взглянем на пример

А теперь на активити

Таким образом мы создаем интерфейс, который абстрагирует реализацию презентатора, и наш класс view сохраняет ссылку на PresenterInterface.

Источник

Чистый код: причины и следствия

что значит чистый код. Смотреть фото что значит чистый код. Смотреть картинку что значит чистый код. Картинка про что значит чистый код. Фото что значит чистый код

Автор: Виктор Свирский, Senior Python Developer / Team Lead, DataArt

Сколько программистов, столько и определений, что такое чистый код. Часто, проводя собеседование, я слышу, что хороший код — это такой, который легко читается. Согласен, но как подсказывает мой личный опыт, это только вершина айсберга.

Первый звоночек, который нам сообщает, что код перестает быть чистым — это рост времени разработки новой функциональности и увеличение регрессионного скоупа при малейшем изменении в системе. Это следствие того, что технический долг накапливается, компоненты в системе очень тесно связаны, автотесты отсутствуют. Причины этого могут быть:

Что такое чистый код?

Получается, чтобы сказать, что код чистый и система спроектирована грамотно, легкого чтения кода недостаточно. Он должен обладать и другими качествами:

Стоит ли писать чистый код?

Однозначно стоит! Но не всегда и не везде стоит уделять чистоте слишком много внимания.

Не стоит забывать о целесообразности и сроке жизни вашего кода. Например, если перед вами стоит задача разработки концепции — PoC (Proof of concept), и вы доказываете, что выбранный стек технологий выполняет поставленную задачу, ваш код станет неактуален уже через неделю или две. Не стоит тратить силы на совершенствование этого функционала.

Бытует мнение, что не нужно следить за качеством кода или части системы, которые в скором времени будут заменены. И это неверно по нескольким причинам. Высокое качество исполнения сделает переход или интеграцию с новыми частями более простыми, бесшовными и быстрыми. Оно наверняка упростит жизнь в тех случаях, когда несколько версий кода придется поддерживать одновременно. Количество регрессионных ошибок с чистым кодом будет в разы меньше. Также не стоит забывать, что нет ничего более постоянного, чем временное. Возможно, задачи по улучшению этой части кода еще несколько месяцев будут лежать в бэклоге.

Что поможет улучшить ваш код?

Большинство программистов мечтают писать код быстро и максимально красиво, причем так, чтобы все идеально работало с первого раза. Но далеко не каждому удается сделать код не просто работающим, но и понятным. Как же добиться успеха в написании чистого кода? Есть два пути — самоорганизация и командная работа.

что значит чистый код. Смотреть фото что значит чистый код. Смотреть картинку что значит чистый код. Картинка про что значит чистый код. Фото что значит чистый код

Самоорганизация

Рассмотрим несколько возможных способов улучшить индивидуальное качество кода. Эти рекомендации подойдут разработчику любого уровня.

Не спешите решать задачи в лоб. Задавайте вопросы старшим разработчикам и самому себе. Всегда важно понимать причинно-следственную связь тех или иных решений. Хорошо понимая проблему, вы сможете эффективно ее решить.

Любой опыт лучше, чем его отсутствие.

Командная работа

Большинство задач решается в команде. Очень важно разделять ответственность за качество между ее участниками. Чем больше команда, тем сложнее поддерживать продукт в хорошем состоянии. Рассмотрим несколько подходов удержания кода в вышеуказанных условиях.

Во время проверки кода необходимо учитывать несколько вещей:

Суть непрерывной интеграции в том, что она позволяет быстро получить множество отзывов о текущем состоянии кода.

Непрерывная интеграция работает, когда вы следуете двум простым правилам:

Важно иметь список соглашений о кодировании. Но прежде чем вы начнете составлять список, все в команде должны понимать значимость этого соглашения. Не рассчитывайте, что такое соглашение будет принято с первого раза, вас ожидает множество дискуссий.

Составьте список соглашений о кодировании, в которых вы обозначаете то, как переменные должны объявляться, соглашения об именах и т. д. Количество правил, которые вы можете добавить в этот список, не ограничено и может варьироваться. Просто делайте то, что работает для вас и вашей команды. Не стесняйтесь добавлять новые правила в список соглашений, если команде это подходит. Это же касается и удаления соглашений из списка.

После того, как вы получили свой список соглашений о кодировании, крайне важно придерживаться их. Наиболее предпочтительный способ — проверить соглашения о кодировании с помощью статических анализаторов и непрерывной интеграции, поскольку он не требует каких-либо ручных действий.

Чем меньше ошибок в коде, тем выше его качество. Тщательное тестирование отфильтровывает критические ошибки и гарантирует, что код работает так, как задумано.

Наличие четкой стратегии тестирования важно, когда дело доходит до улучшения качества кода. Как минимум, ваш код должен быть модульным. Еще лучше, если вы хотите использовать и другие способы, например интеграционное или регрессионное тестирование.

Наличие ошибок в вашем коде, вероятно, неизбежно. Поэтому анализ и способ обработки этих ошибок очень важны. Если вы хотите улучшить свои навыки, важно учиться на собственных ошибках.

Когда возникает ошибка, проанализируйте ее с помощью нескольких вопросов:

Есть несколько метрик, которые вы можете использовать для количественной оценки качества вашего кода. С такой задачей легко справляется SonarQube. Он с легкостью поможет вам собрать все необходимо важные метрики:

Используется при тестировании программного обеспечения. Она показывает процент исходного кода программы, который был выполнен в процессе тестирования. Задайте планку, ниже которой процентное соотношение ваших тестов не опускается.

Ошибки в коде чем-то сродни углеродному следу. Избежать совсем невозможно, а лишний выхлоп сам по себе не убьет ни человечества, ни окружающей его природы. Тем не менее, снизить негативный эффект от своего пребывания на планете сегодня кажется естественной потребностью. Примерно так же и написание чистого кода оказывается ответственностью каждого разработчика. Независимо от того, какой именно путь вы выберете, необходимо стремиться писать работающий и понятный код.

Хорошо, если удастся не превращать чистоту в фетиш, учитывая срок жизни нашего кода и оценивая целесообразность дальнейших улучшений. Главное помнить о людях: пользователях, которых может подвести внезапный отказ даже небольшой части разработанной нами системы, и инженерах, которым предстоит эту систему поддерживать.

Источник

Как писать чистый и красивый код

Каким должен быть качественный код? Роберт Мартин выразил это невероятно точно, когда сказал: «Единственная адекватная мера качества кода — это количество восклицаний «какого чёрта!» в минуту».

что значит чистый код. Смотреть фото что значит чистый код. Смотреть картинку что значит чистый код. Картинка про что значит чистый код. Фото что значит чистый код

Позвольте мне пояснить эту идею.

Каждый раз, когда я читаю чужой код, вот какие мысли приходят мне в голову:

Путь к мастерству кодирования идёт через две важные вехи. Это — знания и труд. Знания дают шаблоны, принципы, практические приёмы, эвристические правила, которые нужны для профессионального роста. Но эти знания нужно закреплять. Тут в дело вступает механическая и зрительная память, знания должны прочно обосноваться у вас внутри через постоянную практику и упорный труд.

Короче говоря, обучение написанию чистого кода — это тяжёлая работа. Вы должны вложить в неё немало сил. Вам нужна практика. Причём, на этом пути будут моменты, когда дело стопорится, когда ничего не получается, но это вас останавливать не должно — шаг за шагом вы будете приближаться к совершенству, повторять всё снова и снова до тех пор пока всё не окажется таким, каким должно быть. Обходных путей здесь нет.

Вот несколько идей, руководствуясь которыми вы сможете продвинуться на пути освоения искусства написания чистого и красивого кода.

Имена

Кендрик Ламар как-то сказал: «Если я соберусь рассказать настоящую историю, я начну её с моего имени».

В мире программ мы встречаем имена буквально повсюду. Мы даём имена функциям, классам, аргументам, пакетам, да чему угодно. Имена придумывают для файлов с программным кодом, для папок, и для всего, что в них находится. Мы постоянно изобретаем имена, и поэтому имена часто становятся тем, что загрязняет код.

Имя, которое вы даёте сущности, должно раскрывать её предназначение, намерение, с которым вы её используете. Выбор хороших имён требует времени, но позволяет сэкономить гораздо больше времени, когда страсти накаляются. Поэтому уделяйте внимание именам, а если вам удаётся найти имя, которое лучше справляется с возложенной на него задачей — замените им то, что вы уже используете. Любой, кто читает ваш код, будет вам благодарен за ваше внимательное отношение к именам.

Всегда помните, что имя любой переменной, функции или класса, должно отвечать на три главных вопроса о некоей сущности: почему она существует, какие функции она выполняет, и как она используется.

Для того чтобы придумывать хорошие имена, нужно не только умение подыскивать подходящие слова. Тут требуется знакомство с общим для программистов всей Земли культурным контекстом, для которого не существует границ. Этому нельзя научить — каждый осваивает всё это самостоятельно, например — читая качественный код других людей.

Одна функция — одна задача

Луис Салливан однажды сказал замечательную вещь: «Форма следует функции».

Каждая система построена на основе языка, предназначенного для конкретной предметной области, который спроектирован программистами для точного описания этой области. Функции — глаголы этого языка, а классы — это имена существительные. Функции обычно являются первой линией организации любого языка программирования, и их качественное написание — это суть создания хорошего кода.

Есть всего два правила написания чистых функций:

Смешивание уровней абстракции в функции всегда сильно сбивает с толку и ведёт, со временем, к появлению кода, которым невозможно нормально управлять. Опытные программисты видят в функциях нечто вроде историй, которые они рассказывают, нежели код, который они пишут.

Они используют механизмы выбранного ими языка программирования для создания чистых, выразительных, обладающих широкими возможностями блоков кода, которые, и правда, могут быть отличными рассказчиками историй.

Код и комментарии

Вот интересное наблюдение, которое сделала Винус Уильямс: «Все делают собственные комментарии. Так рождаются слухи».

Комментарии, в лучшем случае — это необходимое зло. Почему? Они не всегда — зло, но в большинстве случаев это так. Чем старше комментарии — тем сложнее становится поддерживать их в актуальном состоянии. Многие программисты запятнали свою репутацию тем, что их комментарии, в ходе развития проектов, перестали согласовываться с кодом.
Код меняется и развивается. Блоки кода перемещаются. А комментарии остаются неизменными. Это — уже проблема.

Всегда помните о том, что чистый и выразительный код с минимумом комментариев гораздо лучше запутанного и сложного текста программы, в котором имеется множество пояснений. Не тратьте время на то, чтобы объяснить созданный вами беспорядок, лучше уделите время наведению порядка в коде.

Важность форматирования

Роберт Мартин однажды очень точно подметил: «Форматирование кода направлено на передачу информации, а передача информации является первоочередной задачей профессионального разработчика».

Полагаю, нельзя недооценивать эту идею. Внимание к форматированию кода — это одна из важнейших характеристик по-настоящему хорошего программирования.

Отформатированный код — это окно в ваш разум. Мы хотим впечатлять других людей нашей аккуратностью, вниманием к деталям и ясностью мысли. Но если тот, кто читает код, видит беспорядочные нагромождения конструкций, мешанину, у которой нет ни начала, ни конца, это немедленно бросает тень на репутацию автора кода. В этом нет никаких сомнений.

Если вы думаете, что самое главное для профессионального разработчика — это «сделать так, чтобы программа заработала», это значит, что вы очень далеки от истины. Функционал, созданный сегодня, вполне может измениться в следующем релизе программы, но читаемость кода — это то, что оказывает воздействие на всё то, что с ним происходит, с самого начала его существования.

Стиль программирования и удобочитаемость кода продолжают влиять на сопровождаемость программы и после того, как её первоначальный облик был преобразован до неузнаваемости.
Учитывайте то, что вы запомнитесь тем, кто читает тексты ваших программ, по вашему стилю и аккуратности, и очень редко — по функционалу, реализованного в коде. Поэтому уделяйте внимание форматированию, например, придерживаясь правил, которые приняты в вашей организации.

Сначала — try-catch-finally, потом — всё остальное

Жорж Кангилем сделал верное наблюдение, когда сказал: «Человеку свойственно ошибаться, упорствовать в ошибке — дело дьявола».

Обработкой ошибок занимаются все программисты. Откуда берутся ошибки? В систему могут поступить аномальные входные данные, устройства могут давать сбои… От разработчиков ждут, чтобы они обеспечивали правильную работу созданных ими программ. Однако проблема заключается не в самой обработке ошибок. Проблема заключается в том, чтобы обрабатывать ошибки, не нарушая при этом читаемость и чистоту основного кода.

Многие программы сверх меры перегружены конструкциями обработки ошибок. В результате полезный код оказывается беспорядочно разбросанным по этим конструкциям. Подобное ведёт к тому, что то, что составляет цель программы, практически невозможно понять. Это — совершенно неправильно. Код должен быть чистым и надёжным, а ошибки надо обрабатывать изящно и со вкусом. Подобный подход к обработке ошибок — признак программиста, отлично знающего своё дело.

Один из способов качественной обработки ошибок заключается в правильном использовании блоков try-catch-finally. В них включают потенциально сбойные места, и с их помощью организуют перехват и обработку ошибок. Эти блоки можно представить себе как выделение изолированных областей видимости в коде. Когда код выполняется в блоке try, это указывает тому, кто читает код, на то, что выполнение в любой момент может прерваться, а затем продолжиться в блоке catch.

Поэтому рекомендуется выделять блоки try-catch-finally в самом начале работы над программой. Это, в частности, поможет вам определить, чего от кода может ждать тот, кто будет его читать, при этом неважно, выполнится ли код без ошибки, или во фрагменте, заключённом в блок try, произойдёт сбой.

Кроме того, всегда стремитесь к тому, чтобы каждое выданное вашей программой исключение обязательно содержало бы достаточно контекстной информации для определения источника ошибки и того места в коде, где она произошла. Конструктивные и информативные сообщения об ошибках — это то, что помнят о программисте даже после того, как он перешёл на новое место работы.

Итоги

Как выразить, буквально в двух словах, всё то, о чём мы говорили? Ответ на это вопрос — термин «чувство кода». Это, в мире программирования, эквивалент здравого смысла.

Вот что говорит об этом Роберт Мартин: «Чтобы написать чистый код, необходимо сознательно применять множество приёмов, руководствуясь приобретённым усердным трудом чувством «чистоты». Ключевую роль здесь играет чувство кода. Одни с этим чувством рождаются. Другие работают, чтобы развить его. Это чувство не только позволяет отличить хороший код от плохого, но и демонстрирует стратегию применения наших навыков для преобразования плохого кода в чистый код». По мне — так это золотые слова.

Чувство кода помогает программисту выбрать лучший из имеющихся у него инструментов, использование которого поможет ему в его стремлении создавать чистый и красивый код, приносящий пользу другим людям.

Программист, пишущий чистый код — это художник. Он способен превратить пустой экран в элегантное произведение искусства, которое будут помнить долгие годы.

В завершение нашего разговора о чистом коде вспомним слова Гарольда Абельсона: «Программы должны писаться, в первую очередь, для того, чтобы их читали люди, и лишь во вторую — для выполнения машиной».

Уважаемые читатели! Какие приёмы вы используете для повышения качества собственного кода?

Источник

Чистый и безопасный код — миф или реальность?

«Программирование — это искусство сообщать другому человеку, что он хочет от компьютера»

Каждый язык программирования разработан с учетом разных операционных систем, платформ, стилей кодирования и предполагаемого использования. Обычно мы слышим о языках Python, PHP, Ruby, JavaScript, Java, C, C++ и C#, а также более современных их разновидностях, такие как Rust, Swift, Hack и многих других.

Одна из составляющих бесперебойной работы любых приложений (помимо стабильно работающих серверов, сбалансированной нагрузки и прочего) — чистый код. Однако возможен ли чистый код в реальной жизни или же это лишь мечты программистов? Откуда берутся уязвимости и как избежать багов?

Когда речь заходит о чистом коде, мы представляем идеально продуманные строки. Это код, который был спланирован до того, как был написан. Настолько хорошо спланирован, что при первом запуске он работает без ошибок и без изъянов.

Тем не менее реальное программирования намного сложнее: что бы вы ни делали, ошибок избежать сложно. Сомнение в собственной профпригодности продолжает расти, и ошибка, исправление которой, как вы думали, займет пять минут, в конечном итоге занимает часы. К тому же функция, которую вы собирались реализовать, превратилась в серьезную проблему для проекта.

В таком случае важно иметь в виду, что сходу написать идеальный код невозможно. Для этого нужно потратить множество часов на обдумывание и детальное планирование. Здесь каждый для себя выбирает сам, что приоритетнее: написание чистого кода или скорость работы.

Чистый код — это объективно хороший код. Он написан максимально лаконично и элегантно, без дублирования. Он структурирован таким образом, чтобы его было легко читать как людям, так и компьютерам. Каждый может написать код, понятный компьютеру, но только хороший программист может написать код, понятный человеку.

Небрежно написанный код стоит дорого, а на его обслуживание уходит много времени и усилий. Кроме того, код более подвержен ошибкам, которые могут привести к сбою программы.

Следует понимать, что чистый код — это продукт совместной работы, когда каждому в команде необходимо понимать код. Это оптимизирует работу в случае изменения состава команды и значительно упрощает рефакторинг и отладку.

Рефакторинг — это процесс оптимизации программного кода без изменения его внешнего поведения с целью улучшения производительности, читабельности, тестируемости или ремонтопригодности. По сути, при рефакторинге вы улучшаете дизайн кода после того, как он был написан.

Отладка — это исправление ошибок в коде.

Тем не менее даже чистый код имеет срок годности. Программное обеспечение и вычисления существуют в быстро меняющемся ландшафте. Код, который раньше был чистым, устаревает.

Устаревший код — это код, который не поддерживается и не обновляется, но используется. Он работает или нет, при этом никто не понимает почему. Чем старше код в вашей кодовой базе, тем труднее его понимать, независимо от того, насколько хорошо он был написан.

В результате, несмотря на то, что кодовая база может быть изначально чистой, необходимость масштабирования, внесения изменений и появление новых требований может привести к ее загрязнению.

Код должен соответствовать правилу DRY (Don’t repeat yourself с англ. — «не повторяйтесь»). Это означает, что любое изменение в одном участке не должно требовать изменений в других.

Если в коде существует множество зависимостей, его сложнее поддерживать или изменять в будущем.

В коде должно быть минимальное количество как классов (шаблонов для создания объектов, обеспечивающих начальные значения состояний), так и методов (функций или процедур, принадлежащих определенному классу или объекту.

Код должен быть прост, удобен и понятен, чтобы любой разработчик мог его быстро прочитать. Для этого многие разработчики используют правила KISS (keep it simple and straightforward с англ. — «сохраняйте простоту») и YAGNI (You aren’t gonna need it с англ. — «вам это не понадобится»).

Используйте языковые инструменты статического анализа для проверки вашего кода.

Само по себе высокое качество программного обеспечения не подразумевает то, что это ПО безопасно. Отсутствие уязвимостей в коде до сих пор не является обязательным требованием для большинства компаний-разработчиков.

Согласно отчету Veracode, более трех четвертей (75,8%) приложений имеют хотя бы один недостаток безопасности, а 23,7% содержат недостатки высокой степени серьезности, и исправление этих недостатков обычно занимает месяцы.

Стоит иметь в виду, что уязвимый код создает угрозу не только для пользователя, но и для разработчика.

Современные операционные системы и приложения подключаются через интернет и регулярно обновляются. Эти обновления в большинстве случаев делаются не только для добавления дополнительных функций, но и для исправления ошибок. Обновления делают систему более устойчивой к новым вредоносным программам. Подробнее о необходимости обновлений мы писали в аналитическом обзоре.

Из-за уязвимостей в коде хакеры и совершают атаки на устройства. Так, они могут украсть информацию, вмешаться в работу устройства или удалить всю важную для вас информацию.

Список существующих уязвимостей довольно длинный, поэтому мы рассмотрим лишь некоторые из часто встречающихся, а также те, которые причиняют наибольший ущерб. Согласно исследованию одними из наиболее популярных уязвимостей являются: Information leakage (утечка информации) — 65,9%; Cross-Site Scripting (XSS, межсайтовый скриптинг) — 47,1%; SQL Injection (внедрение SQL-кода) — 27,8%.

Обеспечение безопасности приложения — это в первую очередь задача разработчика, который с первых строк написания кода продукта должен заботиться о безопасности продукта и пользователей. Специалисты по информационной безопасности могут помочь улучшить код путем поиска уязвимостей, которые необходимо закрыть.

В идеальном мире разработчик (самостоятельно или с привлечением специалистов) тестирует продукт на проникновение, применяя наиболее популярные и новые методы взлома, а после анализирует полученный результат и делает выводы.

Качество кода и безопасность кода — это не одно и то же, но они тесно связаны. И в нынешней среде киберугроз разработчики должны заботиться об обоих. Писать сразу хороший код проще, чем исправлять ошибки, влияющие на безопасность, которые нужно сначала найти, опередив злоумышленников.

Идеальный код, к сожалению, не всегда возможен, но важно стараться писать код как можно более чисто. Необходимо постоянно совершенствовать свои навыки и обучаться.

Ниже мы собрали полезные ресурсы, которые помогут вам освоить мастерство безопасного и чистого кодинга.

В этой книге, состоящей из трех частей, вы узнаете о том, как отличать плохой код от хорошего и как его исправлять. В первой части автор описывает основные принципы и приемы создания чистого кода и приводит примеры «правильного» кода. Во второй книге он демонстрирует сценарии, представляющие собой упражнения по чистке кода или по преобразованию некачественного кода в код с меньшим числом ошибок. В последняя части автор описывает путь мышления человека в процессе чтения, написания и чистки кода.

Книга написана простым языком, поэтому освоить ее сможет даже начинающий программист. Рекомендуется прочесть книгу людям, которые только начинают осваивать профессию, поскольку важно усвоить принципы написания правильного кода в самом начале работы.

Эта книга стала учебником для многих разработчиков по всему миру. В ней подробно изложена идеология рефакторинга. Основу книги составляет подробный перечень более 70 методов рефакторинга, для каждого из которых описываются мотивация и техника испытанного на практике преобразования кода с примерами на Java. Рассмотренные в книге методы позволяют поэтапно модифицировать код, внося каждый раз небольшие изменения, благодаря чему снижается риск, связанный с развитием проекта.

Книга предназначена как для относительно новых разработчиков. Старшим разработчикам она покажет, как научить рефакторингу других.

Это высоко ценимая книга в индустрии разработки ПО. Основной посыл — «ошибки в программном обеспечении возникают из-за сложности кода». Книга была написана почти 30 лет назад, с тех пор идеи прочно вошли в сообщество разработчиков программного обеспечения.

Эта книга будет полезна разработчикам с опытом 3-5 лет. Стоит учитывать, что в некоторых местах она откровенно устарела и не всегда может быть применима к возможностям разработки небольших компаний.

Одним из недостатков является большой объем книги и то, что она, похоже, в основном ориентирована на объектно-ориентированные языки (C ++, Java) и даже более старые императивные (C, Ada и т. Д.)

Hack The Box — это онлайн-платформа для обучения кибербезопасности, позволяющая проверить свои навыки тестирования на проникновение. Платформа предоставляет множество задач. Некоторые из них моделируют сценарии реального мира, а некоторые больше похожи на задачи CTF. Hack The Box постоянно предлагает свежие хакерские задачи в полностью игровой и интуитивно понятной среде.

Платформа от Академии Digital Security — бесплатная платформа по обучению кибербезопасности, которое построено на игровых механиках и нацелено на отработку практических навыков на реальных кейсах, развернутых на виртуальных машинах. Курсы разработаны действующими пентестерами и исследователями в области информационной безопасности.

Курс «Веб-безопасность» содержит обзор самых распространенных атак, ключевых мер защиты веб-приложений (корпоративных порталов, ДБО, систем электронной коммерции и т.д.) и методов аудита кода. С курсом «Безопасное программирование на Java» вы сможете развить навыки защиты, выполняя задания на эксплуатацию и исправление кода в приложениях, написанных на Java. При этом результаты будут видны сразу на живом приложении.

На платформе Pentestit есть программы практического обучения в области информационной безопасности: Zero Security: A и Corporate Laboratories. Учебный процесс включает теоретические и практические занятия, на которых опытные инструкторы Pentestit рассказывают о характере и способах обнаружения уязвимостей.

«Zero Security: A» — это программа начального обучения тестированию на проникновение Pentestit, в рамках которой стажеры осваивают различные инструменты тестирования на проникновение и изучают основы этического взлома: от разведки и сбора информации до обеспечения безопасности в системе.

Хороший (и бесплатный) ресурс, хотя сосредоточенный на веб-приложениях, а не на тестировании на проникновение в целом. Он включает в себя материалы собственной исследовательской группы PortSwigger и лабораторные работы, где вы можете проверить полученные знания.

Одна из самых известных и популярных образовательных платформ. На сегодняшний день у них есть учебники по HTML, CSS, Sass, JavaScript, Rails, AngularJS, ReactJS, Ruby, Command Line, Git, SQL и Java.

Программирование — это ремесло, которое необходимо практиковать, оттачивать и совершенствовать. Написание чистого и безопасного кода — трудоемкая задача, решение которой имеет большое значение для продвижения карьеры и эффективности тайм-менеджмента.

Миф. Следующий вопрос.

В определенный момент осваиваешь каждый раз всё новое и необходимое для развития. Это утечки, загрузка, многопоточность, умение написать полет снаряда с учетом законов физики (когда движок ничего не дает, разве что синус рассчитать может).

Потом была пауза. Армия. Вернулся, думал я сис админ.
В итоге, в свободное время стал писать игры в браузере для себя.
Позже занялся рекламой, так как всё так же сис-админил.

И только в 2017 году обнаружил, что все эти навыки ценны. Но я всё это делал для себя) Так что, кто то занимается для себя, а кто то ради другой цели, поэтому и есть всегда эта проблема «а почему код грязный?».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *