что значит двуручный меч
Символ рыцарства: история двуручного меча
Примерное определение
Хоть оно и расплывчато, можно назвать две характеристики, которыми должен обладать настоящий меч.
При этом отличить короткий меч от длинного кинжала непросто.
Разнообразие материалов
В Юго-Восточной Азии до конца средневековья (и даже позже) применялись бамбуковые мечи.
Сложно сказать, какой народ первым изготовил железное лезвие. К числу фаворитов принадлежат киммерийцы и ассирийцы. Но в любом случае, даже в эпоху расцвета Греции железный клинок был элитным вооружением.
Профессия – мечник
В средневековой армии значительную часть личного состава представляли ратники феодалов – каждый рыцарь должен был привести с собой определенное количество вооруженных людей (количество зависело от размеров его надела).
Нередко у бедных дворян такие «воины» (из числа личной обслуги) вооружались просто палками. В лучшем случае у них были пики или косы. В мирное время ратники выполняли работы по хозяйству и не имели возможности учиться военному искусству.
Хитроумная эволюция
Древняя Европа пользовалась недлинными легкими клинками.
Гладиус имел длину около 60 см и вес немногим более килограмма (в зависимости от формы и материала). Длинный меч имели сарматы – до метра в длину. Но и эти клинки были сравнительно легкими, и держали их одной рукой.
Клинок слегка сужался к концу или имел листовидную форму. Известны также готские образцы, похожие просто на широкую полосу железа (нечто похожее есть в руках орков в фильме «Властелин колец»). Но они тоже были недлинными, хотя и увесистыми.
Одноручный меч был популярен и в эпоху средневековья. Он был легче, удобнее в носке и дешевле. В две руки клинок взяли позже, в эпоху Возрождения.
Удобную классификацию предложил в 1958 году британский ученый Э.Окшотт. Типы мечей по Окшоту определяются исходя из формы клинка, пропорций (соотношения длины клинка и рукояти), особенностей крестовины рукояти и навершия.
Предназначение длинного клинка
Клинки на одну руку всегда использовались шире двуручных. Но ближе к концу средних веков немалую популярность в Европе обрел двуручный меч. Его появление связано с изменениями в оснащении воина.
Его было легко всюду носить с собой, можно было сражаться пешим или на коне. Благодаря низкому расположению центра тяжести, меч был менее обременителен, чем молот или палица. Солдат с ним мог двигаться быстрее, применять против врага не только силу, но и ловкость, и скорость.
В бою противника удавалось рубить, резать, колоть и просто бить плашмя. Некоторые средневековые рисунки показывают, что драться можно было даже рукояткой. Поскольку одноручный меч был легок, второй рукой можно было держать щит, защищаясь от вражеских атак.
Доспехи времен зари и расцвета средневековья не отличались большой прочностью и были доступны только богатым. С кожаными же латами или кольчужной рубашкой короткий меч справлялся без проблем.
Броня крепка
С таким клинком пехотинец выходил против кавалеристов – достать с земли всадника или перерубить ноги коню.
Популярность в Европе длинные клинки завоевали в XIV веке.
Анкета бронебойного клинка
Как и легкие клинки, длинные различались по форме, весу и назначению. Они по-разному затачивались, в результате чего предназначались преимущественно для режущих или колющих приемов.
Двуручный меч в любом случае был более метра (иногда почти 2 м) в длину и немало весил. Пудовые клинки – выдумка, но 7 кг они достигать могли. Средний же вес составлял 4-5 кг.
Важную роль играли рост воина, длина рук и другие подобные показатели.
Закаленная сталь
Длинный меч (да и короткий, но качественный) нельзя было сделать из первого попавшегося куска железа. Его собирали из нескольких слоев стали с разными характеристиками. Это требовало времени и специфических умений, и цехи оружейников существовали отдельно от кузнечных.
Были знаменитые мастера, изготавливавшие клинки высшего качества. Это были богатые люди, а секреты своего ремесла они берегли, как священную тайну.
За качественное изделие по своей мерке нужно было хорошо заплатить. Цена даже среднего клинка (без явных недостатков, сделанного по мерке и технологии) была сравнима с ценой 3-4 коров. Меч же от именитого мастера, из лучших сортов стали да еще с украшениями стоил целое состояние. Поэтому в дворянских семьях существовали традиции передавать их по наследству.
Если же солдату удавалось захватить хороший клинок в качестве трофея, либо его собственный был сломан, сильно иззубрен или еще как поврежден – он шел к оружейнику перековать меч. Это стоило заметно дешевле изготовления нового клинка – в дело шли некоторые части, и на металл тратиться не приходилось.
Перекованный меч ценился несколько ниже изначально сделанного на заказ, но все равно был предпочтительнее «массовой продукции».
Небогатые бойцы довольствовались дешевыми образцами, выкованными и закаленными кое-как. Такие клинки часто ломались и легко тупились.
На две и полторы
Кроме двуручного, выделяют еще длинный меч, в средние века именовавшийся «бастардом». Сейчас его называют полуторным или «на полторы руки». Клинком длиной немногим более метра можно было сражаться одной рукой, а можно было дополнительно придерживать второй за навершие рукояти.
Хорошее владение бастардом ценилось более других техник. Звание мастера-фехтовальщика обычно формулировалось как «мастер владения бастардом».
Основные виды двуручников
Наиболее популярные длинные клинки представлены несколькими типами. Виды различаются по длине, весу, особенностям использования.
Рыцарские традиции
Исчезнув из военного обихода, мечи сохранились в традициях. Их упоминают в крылатых выражениях. Они служат символическим обозначением борьбы с врагом, его уничтожения (вспомним эмблему «щит и меч»). Его используют в ритуальных целях при посвящении в рыцари (в Англии эта церемония жива).
Появились современные мастера изготовления мечей и фехтования на них.
Некоторые из них выступают консультантами каскадеров, в результате чего драки в фильмах становятся реалистичней. Многие люди со средствами начали приобретать оригинальные образцы в качестве сувениров. В частности, клинки из реквизита «Властелина колец» и даже их копии раскупались, как горячие пирожки.
Двуручный меч в европейской культурной традиции рассматривается как символ благородства и рыцарственности. И неважно, что он часто служил диаметрально противоположным целям.