что значит e flat major
e-flat major
1 A-flat major
2 B-flat major
3 D-flat major
4 E-flat major
5 G-flat major
6 A-flat major
7 B-flat major
8 D-flat major
9 E-flat major
10 G-flat major
11 major
history is his major — его основной предмет — история, он специализируется по истории
major advances in science — крупные, значительные успехи в науке
major calibre — главный калибр; тяжёлые орудия
he majors in English — он специализируется по английскому языку, его основной предмет — английский язык
12 minor
minor injury — лёгкое ранение, небольшой ушиб
minor repair — мелкая починка, мелкий ремонт
minor action — действия мелких подразделений, столкновение
minor offence — мелкое правонарушение, проступок
См. также в других словарях:
D-flat major — D♭ major Relative key B♭ minor enharmonic: A … Wikipedia
F-flat major — Infobox Scale scale name=Fmusic|flat major relative=Db minor parallel=Fb minor enharmonic: E minor enharmonic=E major first pitch=Fmusic|flat second pitch=Gmusic|flat third pitch=Amusic|flat fourth pitch=Bmusic|doubleflat fifth pitch=Cmusic|flat… … Wikipedia
E-flat major — E♭ major Relative key C minor Parallel key E … Wikipedia
A-flat major — Infobox Scale scale name=Amusic|flat relative=F minor parallel=Amusic|flat minor first pitch=Amusic|flat second pitch=Bmusic|flat third pitch=C fourth pitch=Dmusic|flat fifth pitch=Emusic|flat sixth pitch=F seventh pitch=G: Also see: A flat minor … Wikipedia
B-flat major — Infobox Scale scale name=Bmusic|flat relative=G minor parallel=Bmusic|flat minor first pitch=Bmusic|flat second pitch=C third pitch=D fourth pitch=Emusic|flat fifth pitch=F sixth pitch=G seventh pitch=A: Also see: B flat minor, or B major.… … Wikipedia
G-flat major — Infobox Scale scale name=Gmusic|flat major relative=Emusic|flat minor parallel=Gmusic|flat minor enharmonic: Fmusic|sharp minor enharmonic=F sharp major first pitch=Gmusic|flat second pitch=Amusic|flat third pitch=Bmusic|flat fourth… … Wikipedia
C-flat major — See also: B major C♭ major Relative key A♭ minor enharmonic … Wikipedia
E flat major — noun a) The major key with E flat as its tonic. b) The major chord with a root of E flat … Wiktionary
A-flat major — noun a) The major key with A flat as its tonic. b) The major chord with a root of A flat … Wiktionary
B-flat major — noun a) the major key with B flat as its tonic b) the major chord with a root of B flat … Wiktionary
a-flat major — ˈ ̷ ̷ˌ ̷ ̷ˈ ̷ ̷ ̷ ̷ noun Usage: usually capitalized A : the major musical key having a signature of four flats … Useful english dictionary
E-flat major
Смотреть что такое «E-flat major» в других словарях:
D-flat major — D♭ major Relative key B♭ minor enharmonic: A … Wikipedia
F-flat major — Infobox Scale scale name=Fmusic|flat major relative=Db minor parallel=Fb minor enharmonic: E minor enharmonic=E major first pitch=Fmusic|flat second pitch=Gmusic|flat third pitch=Amusic|flat fourth pitch=Bmusic|doubleflat fifth pitch=Cmusic|flat… … Wikipedia
E-flat major — E♭ major Relative key C minor Parallel key E … Wikipedia
A-flat major — Infobox Scale scale name=Amusic|flat relative=F minor parallel=Amusic|flat minor first pitch=Amusic|flat second pitch=Bmusic|flat third pitch=C fourth pitch=Dmusic|flat fifth pitch=Emusic|flat sixth pitch=F seventh pitch=G: Also see: A flat minor … Wikipedia
B-flat major — Infobox Scale scale name=Bmusic|flat relative=G minor parallel=Bmusic|flat minor first pitch=Bmusic|flat second pitch=C third pitch=D fourth pitch=Emusic|flat fifth pitch=F sixth pitch=G seventh pitch=A: Also see: B flat minor, or B major.… … Wikipedia
G-flat major — Infobox Scale scale name=Gmusic|flat major relative=Emusic|flat minor parallel=Gmusic|flat minor enharmonic: Fmusic|sharp minor enharmonic=F sharp major first pitch=Gmusic|flat second pitch=Amusic|flat third pitch=Bmusic|flat fourth… … Wikipedia
C-flat major — See also: B major C♭ major Relative key A♭ minor enharmonic … Wikipedia
E flat major — noun a) The major key with E flat as its tonic. b) The major chord with a root of E flat … Wiktionary
A-flat major — noun a) The major key with A flat as its tonic. b) The major chord with a root of A flat … Wiktionary
B-flat major — noun a) the major key with B flat as its tonic b) the major chord with a root of B flat … Wiktionary
a-flat major — ˈ ̷ ̷ˌ ̷ ̷ˈ ̷ ̷ ̷ ̷ noun Usage: usually capitalized A : the major musical key having a signature of four flats … Useful english dictionary
Таблица обозначений тональностей
Таблица обозначений тональностей
до-бемоль мажор | Ces-dur | C-flat major | 7 ♭ |
ля-бемоль минор | as-moll | A-flat minor | 7 ♭ |
соль-бемоль мажор | Ges-dur | G-flat major | 6 ♭ |
ми-бемоль минор | es-moll | E-flat minor | 6 ♭ |
ре-бемоль мажор | Des-dur | D-flat major | 5 ♭ |
си-бемоль минор | b-moll | B-flat minor | 5 ♭ |
ля-бемоль мажор | As-dur | A-flat major | 4 ♭ |
фа минор | f-moll | F minor | 4 ♭ |
ми-бемоль мажор | Es-dur | E-flat major | 3 ♭ |
до минор | c-moll | C minor | 3 ♭ |
си-бемоль мажор | B-dur | B-flat major | 2 ♭ |
соль минор | g-moll | G minor | 2 ♭ |
фа мажор | F-dur | F major | 1 ♭ |
ре минор | d-moll | D minor | 1 ♭ |
до мажор | C-dur | C major | нет |
ля минор | a-moll | A minor | нет |
соль мажор | G-dur | G major | 1 # |
ми минор | e-moll | E minor | 1 # |
ре мажор | D-dur | D major | 2 # |
си минор | h-moll | B minor | 2 # |
ля мажор | A-dur | A major | 3 # |
фа-диез минор | fis-moll | F-sharp minor | 3 # |
ми мажор | E-dur | E major | 4 # |
до-диез минор | cis-moll | C-sharp minor | 4 # |
си мажор | H-dur | B major | 5 # |
соль-диез минор | gis-moll | G-sharp minor | 5 # |
фа-диез мажор | Fis-dur | F-sharp major | 6 # |
ре-диез минор | dis-moll | D-sharp minor | 6 # |
до-диез мажор | Cis-dur | C-sharp major | 7 # |
ля-диез минор | ais-moll | A-sharp minor | 7 # |
В обозначении тональности указывается тоника (она же — основной тон тонического трезвучия) и лад (в данном случае, мажор или минор), например: C-dur (до мажор), Fis-dur (фа-диез мажор), a-moll (ля минор), es-moll (ми-бемоль минор) и т. п.
В русской традиции тональности обозначаются двояко — кириллицей (до мажор, ре минор, ми-бемоль мажор и т.д.) или латиницей (C-dur, d-moll, Es-dur). В буквенной системе обозначений прописные буквы указывают на мажор, строчные на минор; поэтому зачастую (для краткости) вторая часть обозначения тональности опускается, например, Es расшифровывается как ми-бемоль мажор.
В таблице показаны обозначения тональностей. Мажорные и минорные тональности расположены в порядке кварто-квинтового круга, после каждого мажора идёт параллельный ему минор. Тональности идут от бемольных к диезным, поэтому в последней графе для верхней части таблицы указано число бемолей, а для нижней — диезов. Первые шесть тональностей в таблице соответственно энгармоничны последним шести.
E-flat major
Смотреть что такое «E-flat major» в других словарях:
D-flat major — D♭ major Relative key B♭ minor enharmonic: A … Wikipedia
F-flat major — Infobox Scale scale name=Fmusic|flat major relative=Db minor parallel=Fb minor enharmonic: E minor enharmonic=E major first pitch=Fmusic|flat second pitch=Gmusic|flat third pitch=Amusic|flat fourth pitch=Bmusic|doubleflat fifth pitch=Cmusic|flat… … Wikipedia
E-flat major — E♭ major Relative key C minor Parallel key E … Wikipedia
A-flat major — Infobox Scale scale name=Amusic|flat relative=F minor parallel=Amusic|flat minor first pitch=Amusic|flat second pitch=Bmusic|flat third pitch=C fourth pitch=Dmusic|flat fifth pitch=Emusic|flat sixth pitch=F seventh pitch=G: Also see: A flat minor … Wikipedia
B-flat major — Infobox Scale scale name=Bmusic|flat relative=G minor parallel=Bmusic|flat minor first pitch=Bmusic|flat second pitch=C third pitch=D fourth pitch=Emusic|flat fifth pitch=F sixth pitch=G seventh pitch=A: Also see: B flat minor, or B major.… … Wikipedia
G-flat major — Infobox Scale scale name=Gmusic|flat major relative=Emusic|flat minor parallel=Gmusic|flat minor enharmonic: Fmusic|sharp minor enharmonic=F sharp major first pitch=Gmusic|flat second pitch=Amusic|flat third pitch=Bmusic|flat fourth… … Wikipedia
C-flat major — See also: B major C♭ major Relative key A♭ minor enharmonic … Wikipedia
E flat major — noun a) The major key with E flat as its tonic. b) The major chord with a root of E flat … Wiktionary
A-flat major — noun a) The major key with A flat as its tonic. b) The major chord with a root of A flat … Wiktionary
B-flat major — noun a) the major key with B flat as its tonic b) the major chord with a root of B flat … Wiktionary
a-flat major — ˈ ̷ ̷ˌ ̷ ̷ˈ ̷ ̷ ̷ ̷ noun Usage: usually capitalized A : the major musical key having a signature of four flats … Useful english dictionary
Тональность
Используя слово тональнось в первом из указанных смыслов, мы можем сказать: «Данное произведение имеет тональность такую-то» (до мажор, ми минор и т.п.). Таким образом мы скажем, какую именно тональность имеет данное произведение.
Содержание
Некоторые определения
Тональностью, параллельной данной называеся тональность, имеющая то же число ключевых знаков (диезов или бемолей), что и данная. В паре параллельных тональностей одна является мажорной (часто вместо мажорная тональнось говорят просто мажор), а другая минорной (параллельный минор). Параллельные друг другу минор и мажор отличаются на две ступени: минор, параллельный данному мажору строится на его шестой ступени (которая является тоникой этого минора); мажор, параллельный данному минору строится, соответственно, на его третьей ступени.
Энгармоничными друг другу называются тональности, состоящие из одних и тех же звуков, и сами по себе (вне отношения с другими тональностями) являющиеся одним и тем же, но называемые и обозначаемые на письме по-разному. Энгармоничны друг другу, например, Соль-бемоль мажор и Фа-диез мажор, или ми-бемоль минор и ре-диез минор.
Обозначения
Русское название | Принятое в теории музыки немецкое | Английское | Количество ключевых знаков (диезов или бемолей) |
---|---|---|---|
До-бемоль мажор | Ces-dur | C-flat major | 7 |
ля-бемоль минор | as-moll | A-flat minor | 7 |
Соль-бемоль мажор | Ges-dur | G-flat major | 6 |
ми-бемоль минор | es-moll | E-flat minor | 6 |
Ре-бемоль мажор | Des-dur | D-flat major | 5 |
си-бемоль минор | b-moll | B-flat minor | 5 |
Ля-бемоль мажор | As-dur | A-flat major | 4 |
фа минор | f-moll | F minor | 4 |
Ми-бемоль мажор | Es-dur | E-flat major | 3 |
до минор | c-moll | C minor | 3 |
Си-бемоль мажор | B-dur | B-flat major | 2 |
соль минор | g-moll | G minor | 2 |
Фа мажор | F-dur | F major | 1 |
ре минор | d-moll | D minor | 1 |
До мажор | C-dur | C major | 0 |
ля минор | a-moll | A minor | 0 |
Соль мажор | G-dur | G major | 1 |
ми минор | e-moll | E minor | 1 |
Ре мажор | D-dur | D major | 2 |
си минор | h-moll | B minor | 2 |
Ля мажор | A-dur | A major | 3 |
фа-диез минор | fis-moll | F-sharp minor | 3 |
Ми мажор | E-dur | E major | 4 |
до-диез минор | cis-moll | C-sharp minor | 4 |
Си мажор | H-dur | B major | 5 |
соль-диез минор | gis-moll | G-sharp minor | 5 |
Фа-диез мажор | Fis-dur | F-sharp major | 6 |
ре-диез минор | dis-moll | D-sharp minor | 6 |
До-диез мажор | Cis-dur | C-sharp major | 7 |
ля-диез минор | as-moll | A-sharp minor | 7 |
Родство тональностей
Родством тональностей называется соотношение двух тональностей, определяемое количеством и значением общих аккордов (то есть аккордов, состоящих из звуков, которые встречаются в обеих тональностях). Родство тональностей определяется количеством общих звуков. Чем больше общих звуков, тем ближе друг к другу тональности. Существует четыре [1] степени родства тональностей:
Каждая тональность имеет шесть тональностей первой степени родства. Для каждой тональности к первой степени родства относятся следующие тональности:
1. параллельная данной
2. натуральной доминанты
3. ей (последней) параллельная
4. натуральной субдоминанты
6. минорной субдоминанты в случае мажора и мажорной доминанты для минора
Каждая пара из этих тональностей имеет много общих аккордов и между собой. Каждая мажорная тональность имеет две мажорных и четыре минорных тональности первой степени родства, тонические аккорды которых являются в ней трезвучиями II, III, IV, IV гармонической, V и VI ступеней (к до мажору — ре минор, ми минор, фа мажор, фа минор, соль мажор, ля минор). Каждая минорная тональность имеет две минорных и четыре мажорных тональности первой степени родства, тонические аккорды которых являются в ней трезвучиями III, IV, V натуральной, V гармонической, VI и VII натуральной ступеней. (к ля минору — до мажор, ре минор, ми минор, ми мажор, фа мажор, соль мажор).
Степень родства тональностей обусловливает возможность и характер модуляции.
Соотношение тональностей
В мажорно-минорной музыке тональности многообразно и сложно взаимодействуют. Нижеследующие отношения тональностей закреплены терминологически:
В английской терминологической системе параллельные тональности называются «соотносящимися» (relative keys), а одноимённые — «параллельными» (parallel keys), что нередко порождает путаницу в переводах английской музыкально-теоретической литературы на русский язык.
Общая характеристика
Тональный лад (в наиболее употребительном смысле) — это система мажора и минора в музыке XVII—XIX веков, так называемая «гармоническая тональность» (термин Карла Дальхауза), предполагающая активные динамические смены аккордов-ступеней и модуляцию в качестве высшей формы движения. Тоника в такой системе слышна (подразумевается) даже тогда, когда реально в музыке она отсутствует.
Для гармонической тональности типичны регулярные («метричные») смены местных гармонических центров, не отменяющих центрального тяготения, а наоборот интенсифицирующих его. Для формирования тонального чувства большое значение имеет музыкальный метр и метрическая экстраполяция [2] в форме.
Тональность некоррелятивна модальности, поскольку некоррелятивны основные признаки модальных и тональных ладов. В тональности непременно господствует центр, а звукорядная основа соблюдается в разной мере (например, звукоряд гармонического минора, мелодического мажора отклоняется от основной формы звукоряда этих ладов и т. п.). В модальности звукорядная основа непременна, а тяготения могут быть (например, в многоголосной музыке Машо и Лассо), а могут и вовсе отсутствовать (например, в большом знаменном распеве православных).
Средоточием теории мажорно-минорной тональности является теория функций, рассматривающая значения отдельных аккордов в пределах одной тональности и соотношения тональностей как функций высшего порядка. Главные элементы такого рода тональности — функции тоники (T), доминанты (D) и субдоминанты (S), совокупно именуемые «главными тональными функциями».
Категории и функции тональных ладов
Основные категории тональных ладов (на примере гармонической тональности):
Функции тональных ладов:
Состояния тональности
В учении о гармонии Ю. Н. Холопова предлагается классифицировать эти частные формы по четырём критериям (названным «тональными индексами») [7] :
В зависимости от комбинации указываемых индексами критериев тональности отмечаются те или иные состояния расширенной тональности. Некоторым из них (вследствие их характерности) присвоены особые названия:
1. Рыхлая тональность [8] (Ц+ Т+ С+ Ф-), то есть центр однозначен, тоника представлена, диссонанс подчинён, функции не указывают однозначно на тонику-центр.
Примеры: (1) Н. А. Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде Китеже: ария князя Юрия; (2) М. П. Мусоргский. Песня «Видение»; (3) С. В. Рахманинов. Всенощное бдение, ч. III, 1-я строка; (4) Д. Д. Шостакович. 7-я симфония, ч. III и др.
2. Диссонантная тональность (Ц+ Т+ С- Ф+), то есть центр однозначен, тоника представлена, диссонанс самостоятелен (не подчинён консонансу), функции центростремительны (опредёленно указывают на центр).
Примеры: (1) А. Н. Скрябин. 7-я соната, 9-я соната, «Прометей»; (2) С. С. Прокофьев. Сарказмы, № 5, главная тема; (3) А.Берг. Воццек, интерлюдия d-moll иежду 4 и 5 картинами III акта; (4) Н. Я. Мясковский. 7-я симфония, ч. I, главная тема и др.
3. Парящая тональность [9] (Ц+ Т- С± Ф+), то есть центр однозначен, тонический аккорд не появляется, диссонанс может быть подчинён, но может быть и свободен, функции указывают на центр. В отношении такой формы тональности также употребляют термин «атоникальность».
Примеры: (1) Р.Шуман. Крейслериана, № 4, главная тема; (2) М. П. Мусоргский. Детская песенка (A-dur); (3) Ф.Лист. Багатель без тональности; (4) А.Шёнберг. Песня «Соблазн» (Lockung) op.6 № 7; (5) он же, оркестровая песня «Voll jener Süße» op.8 № 5 и др.
4. Инверсионная тональность (Ц 1 2 Т+ С+ Ф+), то есть всё как в обычной гармонической тональности, но — вследствие действия функциональной инверсии [10] — либо окончание не на тонике, либо в начале нет ощущения тоники, либо и начало и конец не на тонике.
Примеры: (1) Н. А. Римский-Корсаков. Садко: Картина 2, хор красных девиц; (2) Ф.Шопен. Скерцо № 2 Des-dur; (3) М. П. Мусоргский. Песня «Сиротка»; (4) П. И. Чайковский. Иоланта: ария Иоланты и др.
Примеры: (1) М. П. Мусоргский. Хованщина: пляска персидок; (2) Чайковский. Романс «Мы сидели с тобой»; (3) А. Н. Скрябин. 5-я соната; (4) Д. Д. Шостакович. 5-я симфония, ч. III, 2-я побочная тема и др.
6. Колеблющаяся тональность (Ц 1-2-3 Т+ С+ Ф-), то есть центр неустойчив (хотя в каждом случае тоника вполне однозначна), диссонанс подчинён, функциональность не указывает на общую тонику. От рыхлой отличается тем, что в той — тоника в конце и в начале одна и та же, здесь нет. От переменной отличается тем, что в той есть сквозное тональное тяготение (при том, что центров два или более), здесь его нет.
Примеры: (1) Н. А. Римский-Корсаков. Садко: Картина 4, песня Веденецкого гостя (часть 1); (2) Р.Вагнер. Кольцо нибелунга: мотив судьбы; (3) Д. Д. Шостакович. 5-я симфония, ч. III, 1-я побочная тема и др.
7. Многозначная тональность (Ц 1-2 Т- С± Ф-), то есть гармония определённа в одной тональности, но примерно так же и в другой в одно и то же время. От колеблющейся отличается тем, что обе тональности слышатся сразу, а не попеременно.
8. Снятая тональность [12] (Ц неопред. Т- С- Ф-), то есть каждый из аккордов, взятый сам по себе, легко угадывается в какой-нибудь тональности, при этом никакой тоники и функциональных тяготений не слышно.
Примеры: (1) Ф.Лист. Прелюды (первый раздел разработки); (2) Ф.Лист. Фауст, вступление; (3) Н. А. Римский-Корсаков. Золотой петушок: антракт к III акту и др.
9. Политональность (Ц 1 +/Ц 2 + Т+ С+ Ф+), то есть сочетаются две музыки, каждая в своей (функционально определённой) тональности.
Примеры: (1) М. П. Мусоргский. Картинки с выставки: «Два еврея» (реприза); (2) И. Ф. Стравинский. Петрушка: ц.73; (3) Р.Штраус. Кавалер розы: заключение оперы; (4) А.Берг. Воццек: акт II, картина 4, тт.425-429 и др.