что значит фрагмент урока

Фрагмент урока: методические основы составления, примеры

Вы будете перенаправлены на Автор24

Методические основы проектирования фрагмента урока

Проектирование фрагмента учебного занятия происходит на основании составления его технологической карты. Ее составление включает в себя следующие операции:

Для составления технологической карты фрагмента урока могут быть использованы разные источники информации: учебная литература, методические разработки, материалы сети Интернет.

При определение задач фрагмента урока используются три группы задач, формулируемые в разных вариациях:

Дидактические задачи могут формулироваться в виде: закрепление знаний по…; изучение чего-то…; усвоение понятий и категорий; проведение исследований в конкретной области; изучение этапов развития объекта, процесса или явления; совершенствование или углубление теоретических или практических знаний в конкретной области, по конкретной теме; проверка усвоенного материала; подведение итогов; общая характеристика чего-то; выделение существенных признаков; обобщение знаний, развитие УУД.

Воспитательные задачи, как правило, связаны с формированием организационных и дисциплинарных навыков, различных чувств и свойств личности, выработкой мировоззрения, взглядов и установок, усвоением и принятием ценностей, активизацией эмоциональной сферы, убеждением в верности высказываний, теорий, выводов, формированием верного отношения к разным объектам, процессам и явлениям.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается развивающих задач, то они формулируются, начиная со слова «развитие» или «формирование». Это может быть развитие навыков, каких-то личностных свойств, интересов и потребностей в познании и открытии нового, развитие мыслительных операций, различных организаторских способностей и навыков обучения.

В зависимости от конкретной темы урока, каждый его фрагмент ориентирован на достижение определенных результатов в ее освоении. Фрагменты урока могут быть спроектированы на основе использования проблемных ситуаций, напоминания материала, изученного ранее, использования методов активного обучения и ассоциации. Также, могут быть использованы игровые методы обучения и интерактивные технологии.

Примеры составления фрагментов различных уроков

Рассмотрим фрагменты учебных занятий, планируемых к проведению по разным дисциплинам и на разных стадиях обучения.

Фрагмент урока по русскому языку по теме изменение имен прилагательных по падежам.

Рассмотрим организационный этап данного урока. Он нацелен на введение учащихся в новую тему и развитие интереса к ее раскрытию.

На уроке используется презентация. На организационном этапе происходит рассмотрение первых двух слайдов. Они дополняются пояснениями педагога.

Деятельность учителя: Здравствуйте дети. Сегодня нас ждет интересное путешествие по планете прилагательных. Вы помните, что такое прилагательное? На какие вопросы отвечает данная часть речи? Сегодня мы откроем новые тайны прилагательного, постараемся узнать о нем все, чтобы грамотно писать, умными и развитыми стать.

Включение слайда 1:

Итак, с какой частью речи мы будем работать? Для нам нужны прилагательные? С какой частью речи они связаны?

Включение слайда 2:

Вы видите словосочетания. Из каких частей речи они состоят? Чем отличаются эти словосочетания?

Далее, детям поясняется, что слово красивый представлено в разных падежах, как и слово цветок, с которым оно связано.

Фрагмент урока математики для учащихся 1 класса по теме: «Подсчет количества объектов».

Рассмотрим фрагмент основного хода занятия. Он нацелен на формирование навыков счета объектов и умения отвечать на вопрос: «Сколько?».

Для работы используются картинки. На них изображены объекты разных величин, цветов. Учащиеся отвечают на вопросы:

Ответив на вопросы, осуществляется переход к самостоятельному формулированию вопросов учащимися по представленным в учебнике картинкам.

Данный урок должен сформировать у учащихся навыки простого счета в пределах 10, развить умения подсчитывать объекты, обладающие определенными признаками и воспитать умения работать в команде и взаимодействовать друг с другом.

Фрагмент урока истории для учащихся 6 класса по теме: «Великая Отечественная война».

Данный урок нацелен на обобщение знаний о ВОВ и их закрепление.

На уроке используются метод беседы и метод кластера.

Учащимся задаются вопросы, ориентированные на актуализацию их знаний о ВОВ:

Далее на доске составляется кластер. Он включает в себя хронологию событий войны.

Педагог записывает даты, а учащиеся выходят по очереди к доске и записывают события, которые с ними связаны.

В конце подводятся итоги о тех знаниях, которые были усвоены по теме ВОВ и их значении в историческом познании и общем развитии личности каждого учащегося.

Источник

Примеры фрагментов уроков начальной школы в соответствии с закономерностями и принципами обучения

что значит фрагмент урока. Смотреть фото что значит фрагмент урока. Смотреть картинку что значит фрагмент урока. Картинка про что значит фрагмент урока. Фото что значит фрагмент урока Сальникова Мария
Примеры фрагментов уроков начальной школы в соответствии с закономерностями и принципами обучения

Основные принципы дидактики :

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

Принцип целенаправленности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип наглядности

Принцип сознательности и активности

Принцип прочности

Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам

Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям

Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципасистематичности и последовательности:

Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся

Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике

Пример 4 класс окружающий мир

Урок по теме: «Куликовская битва».

Практическое занятие по теме: «Составление отчетной документации по сражениям».

На следующем занятии проводится опрос по пройденной теме.

Принцип наглядности

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т. к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель

Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически

Объём наглядности должен определяться целенаправленно

Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом

Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого

Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям

К оформлению наглядности должны применяться психологические требования

Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций

Пример

В 1 классе ученики читали наизусть ранее выученное ими стихотворение «Зима» З. Александровой.В стихотворении есть строки:

В саду, где пели зяблики,

Как розовые яблоки,

Предложив учащимся рассмотреть рисунок,учительница спрашивает:

— Кого автор сравнивает с розовыми яблоками?

— Яблоки. (ученик не понял вопроса)

— А кто зимой иногда сидит на ветках яблони и напоминает нам розовые яблоки?

-Покажи на картине снегиря. (ученик показывает)

— Чем же снегирь похож на розовое яблоко?

— Он такой же красноватый.

— С какой целью использованы средства наглядности в данном фрагменте урока?

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т. п.

Требования принципасознательности и активности:

Учебный процесс должен быть двусторонним

Педагог обязан вызывать у учащихся делание к самостоятельной и творческой работе

В учебный процесс должны включаться активные формы обучения

Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации

Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач

ПримерЛитературное чтение 4 класс :

Перед чтением рассказа Л. Н. Толстого «Акула» выяснилось, что все дети видели акулу на картине, по телевизору и даже приблизительно верно определяли ее длину (10-12 м.). Учительница вывесила картину. Дети рассмотрели устройство зубов у акулы, обратили внимание на защитный характер ее окраски, и, когда учительница предложила им отмерить 8 м. (длину акулы) и рассказала, как акула, перевертываясь брюхом вверх, хватает добычу,в классе раздались восклицания: «Ой, какая большая!», «Вот какая опасная!»Дети стали задавать вопросы: «Может ли акула перегрызть человека?», «Нападает ли она на лодку?», «Опасна ли она для корабля?»

Пример : математика 1 класс

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, считают хором под руководством учителя

Отвечают на вопросы учителя, задают друг другу в о п р о с ы с о с л о в о м «с к о л ь к о». – Сколько жёлтых? – Сколько больших? – Сколько маленьких? – Сколько морковок у зайчат? – Сколько грибов у белочек? – Сколько ромашек? – Сколько колокольчиков?

(Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют наглядный материал в учебнике для решения учебной задачи)

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы

Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике

Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений

В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся

Пример русский язык :

Ученику, плохо усвоившему грамматическое правило и допустившему ошибку в слове «пошел», учитель предложил остаться в классе после уроков и повторить правило, написать несколько раз это слово «Я пошел». Ученик выполнил работу правильно

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная

В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение

В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм

В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность

В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т. д.

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т. д. и т. п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика»

Пример 2 класс английский язык

Учитель читает образец и объясняет значение слова brother. Дети повторяют хором и индивидуально. Учитель просит детей прочитать слова под картинками, а затем учащиеся говорят предложения по образцу.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с принципами ФГОС ДО Принцип «Насыщенности». Работа над РППС группы. Возраст детей 5-7 лет. 1. Ассортимент игрушек, игровых и подручных материалов, действия.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС ДО. Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность.

Положение о портфолио учащихся начальной школы Положение о портфолио для учащихся начальной школы (составлена на основе государственного стандарта начального общего образования).

Примеры использования ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития детей. Презентация Актуальность Использование информационных компьютерных технологий, при работе с детьми раннего возраста, достаточно спорная тема. У многих.

что значит фрагмент урока. Смотреть фото что значит фрагмент урока. Смотреть картинку что значит фрагмент урока. Картинка про что значит фрагмент урока. Фото что значит фрагмент урокаРазучивание песен с детьми начальной школы. Мастер класс. Разучивание песен с детьми начальной школы. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня.

Сценарий утренника «Последний звонок» для начальной школы Сценарий утренника «Последний звонок в начальной школе» Звучит Гимн Ведущий: Дорогие ребята, родители, учителя, наши гости! Мы все немного.

Сценарий выпускного для начальной школы Вступление. 1Светло и нарядно сейчас в нашем зале, И пышные всюду букеты стоят. Сегодня мы праздник весёлый встречаем, И каждый событию.

Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта. Раиса Ширяйкина Аналитическая справка.

Сценарий праздника «Выпускном из начальной школы» Яндекс. Диск Первая часть: Выпускной в 4 классе. 2017г. Ведущий: Уважаемые учителя и гости! Мы Вас очень рады видеть на нашем празднике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *