что значит классический университет
Университет, академия, институт: в чем разница
В России высшее образование можно получить в учебных заведениях трех видов: академиях, институтах или университетах.
Виды вузов
Четкое разделение высших учебных заведений на виды: университет, академия, институт – было закреплено в утратившем еще в 2014 году силу правительственном постановлении № 71. Сейчас все образовательные организации делятся на типы в зависимости от программ, по которым они учат своих учащихся.
На уровне высшего образования есть программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, и все их могут преподавать любые «образовательные организации высшего образования» – так обобщенно действующий федеральный закон называет высшие учебные заведения – сокращенно вузы.
Тем не менее вузы по-прежнему называются или университетами, или академиями, или институтами, а в начале их полных официальных наименований просто указывается (обычно аббревиатурой) организационно-правовая форма и тип (по программам), к которому относится учебное заведение. Это и есть те громоздкие, обычно непроизносимые и малопонятные сокращения вроде ФГБОУ ВО (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования) или ФГАОУ ВО (федеральное государственное автономное образовательное учреждение), за которыми следуют привычные университет, институт или академия.
Итак, в чем же разница между тремя видами вузов.
Университет
Это крупное высшее учебное заведение, которое готовит студентов по специальностям разных, необязательно смежных направлений и занимается научно-исследовательской деятельностью в нескольких сферах. Условно (потому что законодательно такая классификация не закреплена) университеты можно разделить на несколько категорий.
Классический (многопрофильный)
Это университет в традиционном понимании – вуз с примерно равным сочетанием гуманитарных и естественно-научных направлений подготовки студентов и научных исследований. Обычно образовательные программы социально-гуманитарного и естественно-научного цикла составляют не меньше 60 % всех направлений профессиональной подготовки в вузе.
Характерная черта образования в классическом университете – фундаментальность. Это значит, что вуз готовит разносторонне развитых специалистов с глубокими знаниями определенной предметной области, способных вести основополагающие научные исследования. Работают выпускники классических университетов во всех сферах: в образовании, культуре, науке, экономике, управлении.
Два примера классических университетов – флагманы российского высшего образования: Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Их статус как классических закреплен федеральным законом.
Теоретическая наука – это хорошо и нужно, но вузы не могут быть оторванными от повседневной жизни, поэтому из-за потребностей экономики сегодня происходит переориентация традиционного фундаментального образования на практико-ориентированную подготовку, и классических вузов в их привычном понимании как оплота теоретической науки становится все меньше.
Кроме того, само понятие «классический университет» трансформируется. Происходит это еще и потому, что за последние 10 лет десятки профилированных вузов – академий и институтов – были реорганизованы в неклассические, узкопрофильные университеты, и наоборот, некоторые специализированные высшие учебные заведения (педагогические, экономические) стали университетами, претендующими на статус классических.
Профильный (отраслевой)
В отличие от классического, профильный университет занимается подготовкой в основном специалистов-практиков и ведет научно-прикладные исследования для определенной отрасли.
Пример: первый российский технический вуз – Санкт-Петербургский горный университет. Его основали в 1773 году именно как учебное заведение для подготовки инженеров горного дела. Со временем количество направлений подготовки и сфера научных интересов расширялись, и бывшее Горное училище сначала стало Горным кадетским корпусом, потом Институтом корпуса горных инженеров и в конце концов – одним из крупнейших в мире университетов, специализирующихся на научных исследованиях и разработках для отрасли горного дела и, конечно же, на подготовке профессионалов высокого класса для добывающей и обрабатывающей промышленности.
Большая часть современных профильных университетов – это в прошлом специализированные институты, разросшиеся до масштабов университетов. Многие из них сохранили в своих названиях слово «институт», ставшее частью бренда, например:
Направления
По отраслевой специализации профильные университеты объединяют в несколько групп:
Внутри этих групп тоже могут быть еще более узкие специализации: например, у медицинских – стоматология (Московский государственный медико-стоматологический университет, МГСМУ им. Евдокимова).
Федеральный (ФУ)
У федеральных университетов – особый статус. Эти вузы – своего рода региональные Минэкономразвития и Минобрнауки в одном лице. Их задача – быть научно-методическими центрами развития регионального высшего образования и обеспечивать высококвалифицированными кадрами программы развития субъектов Федерации. Поэтому свою образовательную и научную деятельность федеральные вузы строят в тесной связке с потребностями конкретного региона.
Всего федеральных университетов 10, в каждом регионе есть свой. По два вуза «высшего эшелона» в Северо-Западном и Южном округах.
Список федеральных университетов (порядок по дате создания):
По задумке правительства, федеральные университеты должны стать локомотивами высшего образования в регионах – примерно такими же, как МГУ и СПбГУ для всей страны.
Национальный исследовательский (НИУ)
Это университет, сочетающий в равных пропорциях образование и исследовательскую деятельность. Она должна быть направлена на обеспечение высококвалифицированными кадрами приоритетных для страны направлений развития экономики, техники, социальной сферы, науки, на совершенствование и внедрение в производство высоких технологий.
На 2021 год в России 29 национальных исследовательских университетов:
Категорию «национальный исследовательский университет» вузам присваивает правительство по результатам ежегодного мониторинга программ развития учебных заведений. Если показатели окажутся ниже тех, что должны соответствовать статусу НИУ (критерии подробно изложены в приказе Минобрнауки № 1038), вуз лишат почетной и обязывающей категории.
Академия
Это высшее учебное заведение, которое готовит студентов по большому количеству направлений и специальностей, но в одной отрасли экономики, культуры, науки или сферы общественной жизни.
Чаще всего академии специализируются на гуманитарных или естественно-научных направлениях, основные профили:
Но гуманитарная специализация необязательна: большинство военных и сельскохозяйственных вузов – академии.
Институт
Это высшее учебное заведение, в котором готовят высококвалифицированных специалистов для работы в определенной сфере. От академии институт отличается профилями подготовки: как правило, это направления, связанные с промышленностью и производством, технологиями, точными или социальными науками, но это необязательно. Кроме того, в институтах выбор специальностей и направлений обычно меньше, чем в академиях того же профиля.
Институты могут входить в структуру университетов и академий. Например, кроме факультетов, в составе Московского государственного университета 19 институтов:
В одной из крупнейших российских академий – РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы) 9 институтов:
Немало самостоятельных во времена СССР институтов после многочисленных реорганизаций 2009–2015 годов вошли в состав университетов, особенно федеральных – эти вузы создавались на базе нескольких высших учебных заведений: обычно одного университета и 3–5 местных институтов.
Виды деятельности вузов
Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:
Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
В академиях, университетах и институтах образование – высшее, если студент не учится на программах СПО.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и определяет его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.
Классический университет: традиция или архаика?
По мнению старшего научного сотрудника Центра фундаментальной социологии ГУ-ВШЭ Виктора Вахштайна, «вместо того, чтобы призывать к восстановлению классического университета, гораздо интереснее было бы проанализировать, как происходит пересборка старой университетской системы в новую форму».
МГУ, СПбГУ, ТГУ и еще несколько десятков российских госуниверситетов традиционно причисляют себя к числу классических. Чтобы подчеркнуть свое особое положение, еще в 2001 году они объединились в ассоциацию классических университетов. Сегодня в нее входит 41 вуз. Для этих университетов, по мнению председателя ассоциации, ректора МГУ Виктора Садовничего, характерны четыре отличительные черты:1) производство знаний, 2) их накопление и хранение;3) передача;4) распространение.
Под такое расширительное трактование может подойти фактически любое учебное заведение, считают в ИГИТИ. Правда, некоторые члены ассоциации ищут более четкие границы, защищающие заповедную зону от посягательств конкурентов. Например, ректор Томского университета Григорий Майер считает, что «основная задача классического университета заключается в подготовке и воспитании не только высококвалифицированной, но и энциклопедически развитой, творческой личности, способной к саморазвитию». Но и это определение не очень-то конкретно. Так что же на самом деле есть классический университет?
Активных профессоров и ученых следовало отвлечь от преподавательской деятельности, от влияния на студенчество. Власти сначала политически разделили вузовскую и научно-исследовательскую систему, а потом к этому добавился еще и фактор удобства:наукой стало проще заниматься в Академии в рамках прямых организационно-государственных дотаций
Приключения гумбольдтовской идеи в России
Характерные черты (или принципы) классического университета.
Обучение через науку.
Единство преподавания и исследования.
Единство наук, рассматриваемых с одной методологической точки зрения.
Свободное обучение (выбор студентом любых курсов) и свободное преподавание (каждый профессор сам выбирает, какие курсы ему вести, исходя из своих научных интересов).
Постклассический университет, который в Европе начинает формироваться с 40-60 годов ХХ века в связи с массовизацией высшего образования, сегодня не существует как единая модель. Это конгломерат принципиально разных институциональных образований.
Реформы, которые проводились в образовании Александром I, помешали формированию в России классических университетов. В вузах оказались намешаны традиции разных эпох. Заложенная Александром корпоративная природа университетов давала о себе знать постоянно возникающими конфликтами в среде профессоров, которые в начале XX века стали носить еще и политический характер.
В XIX веке явно прослеживается тенденция сближения российских университетов с моделью классических. Однако в советское время эта тенденция была полностью ликвидирована.
Феномен советского университета
В ИГИТИ приступают к проекту по изучению советского университета, сообщил старший научный сотрудник института Александр Дмитриев. В первую очередь исследователям нужно определиться с понятиями, датами. Сам термин «советский»употребляется с разными оценками:от нейтрально-положительных до резко негативных. Все это нужно учитывать при изучении университетов.
Виктор Вахштайн:»И интересно проанализировать, как происходит пересборка старой университетской системы в новую форму. То есть, как происходит дробление и фрагментация того, что называют классическим университетом и какие его элементы остаются»
Гибрид всего со всем
Так что же мы имеем сегодня? Постклассический университет, который в Европе начинает формироваться с 40-60 годов ХХ века в связи с массовизацией высшего образования, не существует как единая модель. Это конгломерат принципиально разных институциональных образований. Это гибрид всего совсем.
Классический университет был символом соответствующей эпохи. Как ушла эпоха, так ушло и символическое значение этого университета, считают одни специалисты. Другие, и эта мысль рефреном прозвучала во многих выступлениях круглого стола, по-прежнему призывают вернуться к модели классического университета. Вопрос только в том, можно ли сейчас это сделать в России? Или время для этого уже прошло.
По мнению Вахштайна, вместо того, чтобы призывать к восстановлению классического университета, гораздо интереснее было бы проанализировать, как происходит пересборка старой университетской системы в новую форму. То есть, как происходит дробление и фрагментация того, что называют классическим университетом и какие его элементы остаются.
О признаках классического университета
В. П. Прокопьев,
Уральский государственный университет им. А. М. Горького
О ПРИЗНАКАХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В настоящее время в развитых странах университеты стали играть все возрастающую роль в жизни общества, уже целиком и полностью зависящего от научных открытий, просвещенности и профессионализма. Так, в США большинство исследователей, изучающих проблемы образования, считают современные университеты центрами развития постиндустриального общества. И действительно, на практике подчас обнаруживается, что сколько-нибудь серьезных изменений в обществе невозможно достичь без предварительных трансформаций в сфере образования. К тому же из истории известно, что определенным образом ориентированная школа, и прежде всего университет, вместе с церковью сыграли решающую роль в консолидации и становлении существующих сегодня наций и государств. Велика роль образования в формировании ценностей и идеалов, в изменении представлений о стандартах жизни и стереотипах мышления. Именно образование, и только оно одно, может подготовить человека к новым сложным видам деятельности, к восприятию новых ценностей и идей.
Классические университеты воздействуют на все процессы, протекающие в государстве и обществе, не только через своих выпускников, но и результатами своих фундаментальных научных исследований, являющихся основой для разнообразных прикладных и опытно-конструкторских разработок во всех областях социально-экономической сферы. В университетах по сравнению с другими типами вузов, как правило, работают более высококвалифицированные преподаватели, имеющие самый широкий спектр специальностей. Это дает возможность именно в первую очередь университетам открывать обучение по новым специальностям и направлениям, вводить новые специализации, создавать условия, позволяющие студентам получать вторую, дополнительную («рыночную»), специализацию. Имея большое число ученых в области фундаментальных наук, классическим университетам легче начинать подготовку специалистов для наукоемких производств. Этому способствует и то, что именно классические университеты дальше других вузов продвинулись в реализации принципов интеграции высшего профессионального образования и фундаментальной науки.
Интеллектуальный потенциал классических университетов позволяет рассматривать их как полигон для отработки разнообразных изменений в содержании и технологии образования, особенно таких, как усиление фундаментальной подготовки, переход к реализации междисциплинарных знаний, активное использование в учебном процессе результатов и технологий научного поиска. Перейдя в числе первых на многоуровневую систему обучения, классические университеты могут оказать значительную помощь в освоении этой системы другим вузам, особенно по введению дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов. Таким образом, классические университеты могут играть роль региональных научно-методических центров.
При расчете удельного веса докторов наук и преподавателей с учеными степенями и званиями (пункты 10,11) их доля рассчитывается как количество ставок, занятых преподавателями соответствующей категории, отнесенное к общему числу ставок профессорско-преподавательского состава вуза.
При определении соответствия вуза статусу классического университета он по своим показателям должен соответствовать не менее чем восьми из вышеназванных критериев при обязательном выполнении первых четырех.
Для того чтобы отнести вуз к виду классических университетов допустимо использовать также несколько иные признаки:
* Учитываются только студенты бюджетной формы обучения.
** Выбраны только те признаки классического университета, которые присущи именно этому виду вузов.
*** Требуются уточнения перечня специальностей и направлений, характерных для классического университета. Допустимо включение в этот перечень специальностей не только из групп естественно-научных и гуманитарно-социальных специальностей.
Возможно, приведенные критерии несовершенны, требуют дополнений и уточнений, но набор признаков для отнесения вузов к виду классических университетов, безусловно, необходим.
1. Концептуальные вопросы развития университетского образования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
О признаках классического университета
В. П. Прокопьев,
Уральский государственный университет им. А. М. Горького
О ПРИЗНАКАХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В настоящее время в развитых странах университеты стали играть все возрастающую роль в жизни общества, уже целиком и полностью зависящего от научных открытий, просвещенности и профессионализма. Так, в США большинство исследователей, изучающих проблемы образования, считают современные университеты центрами развития постиндустриального общества. И действительно, на практике подчас обнаруживается, что сколько-нибудь серьезных изменений в обществе невозможно достичь без предварительных трансформаций в сфере образования. К тому же из истории известно, что определенным образом ориентированная школа, и прежде всего университет, вместе с церковью сыграли решающую роль в консолидации и становлении существующих сегодня наций и государств. Велика роль образования в формировании ценностей и идеалов, в изменении представлений о стандартах жизни и стереотипах мышления. Именно образование, и только оно одно, может подготовить человека к новым сложным видам деятельности, к восприятию новых ценностей и идей.
Классические университеты воздействуют на все процессы, протекающие в государстве и обществе, не только через своих выпускников, но и результатами своих фундаментальных научных исследований, являющихся основой для разнообразных прикладных и опытно-конструкторских разработок во всех областях социально-экономической сферы. В университетах по сравнению с другими типами вузов, как правило, работают более высококвалифицированные преподаватели, имеющие самый широкий спектр специальностей. Это дает возможность именно в первую очередь университетам открывать обучение по новым специальностям и направлениям, вводить новые специализации, создавать условия, позволяющие студентам получать вторую, дополнительную («рыночную»), специализацию. Имея большое число ученых в области фундаментальных наук, классическим университетам легче начинать подготовку специалистов для наукоемких производств. Этому способствует и то, что именно классические университеты дальше других вузов продвинулись в реализации принципов интеграции высшего профессионального образования и фундаментальной науки.
Интеллектуальный потенциал классических университетов позволяет рассматривать их как полигон для отработки разнообразных изменений в содержании и технологии образования, особенно таких, как усиление фундаментальной подготовки, переход к реализации междисциплинарных знаний, активное использование в учебном процессе результатов и технологий научного поиска. Перейдя в числе первых на многоуровневую систему обучения, классические университеты могут оказать значительную помощь в освоении этой системы другим вузам, особенно по введению дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов. Таким образом, классические университеты могут играть роль региональных научно-методических центров.
При расчете удельного веса докторов наук и преподавателей с учеными степенями и званиями (пункты 10,11) их доля рассчитывается как количество ставок, занятых преподавателями соответствующей категории, отнесенное к общему числу ставок профессорско-преподавательского состава вуза.
При определении соответствия вуза статусу классического университета он по своим показателям должен соответствовать не менее чем восьми из вышеназванных критериев при обязательном выполнении первых четырех.
Для того чтобы отнести вуз к виду классических университетов допустимо использовать также несколько иные признаки:
* Учитываются только студенты бюджетной формы обучения.
** Выбраны только те признаки классического университета, которые присущи именно этому виду вузов.
*** Требуются уточнения перечня специальностей и направлений, характерных для классического университета. Допустимо включение в этот перечень специальностей не только из групп естественно-научных и гуманитарно-социальных специальностей.
Возможно, приведенные критерии несовершенны, требуют дополнений и уточнений, но набор признаков для отнесения вузов к виду классических университетов, безусловно, необходим.
1. Концептуальные вопросы развития университетского образования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.