что значит наложница в китае
Всем хорошо известны турецкие и персидские гаремы, о которых было написано немало поэм и романов, а также снято исторических драм. Но мало кто слышал о китайских гаремах, которые достойны внимания хотя бы потому, что затмевали своим размахом лучшие султанские сериалы времен расцвета Османской империи.
Гарем князя, гарем лавочника, гарем крестьянина
С глубокой древности женщина в Поднебесной считалась имуществом. А раз так, то чем больше женщин, тем лучше для их господина, если не из соображений прямой пользы, то хотя бы, с точки зрения статуса в обществе. В Китае, в отличие от Ближнего Востока, гаремом мог обзавестись кто угодно, даже мелкий лавочник.
Более того, наложницами обзаводились даже крестьяне и ремесленники. Например, каменщик или кузнец, отправляясь на заработки в другую провинцию, мог неофициально взять там временную жену, которая вместо законной, оставшейся дома, организовывала его нехитрый быт и ублажала в постели.
Несмотря на то что гарем могли держать даже бедняки, такой вид отношений в Китае строго регламентировался. Даже имея возможность содержать сотню женщин, китаец должен был ограничиваться количеством, положенным ему по статусу. Все жители страны, кроме богоподобного императора, могли иметь всего лишь одну законную супругу. А вот количество наложниц уже зависело от ранга и обстоятельств.
Старший сын цзюнь-вана (князя) или цзянцзюня и чжунвэя (классы аристократов) по достижению им 30 лет мог взять в дом одну наложницу, если супруга не порадовала его наследником. Если в 35 лет сына у потомка княжеского рода так и не появилось, ни от жены, ни от наложницы, то ему разрешалось взять трех женщин, а наследникам аристократических семей — двух.
Простолюдин, которому до 40 лет жена не родила сына, получал разрешение привести в дом одну наложницу для продолжения рода и помощи по хозяйству. Проще в этом отношении было знати. Даже имея ограничение в количестве наложниц, представители аристократии имели возможность получать женское внимание и ласку от множества красавиц.
Высокопоставленные чиновники и князья высокого ранга имели право содержать труппы из нюйюэ — девушек-артисток, обученных танцам, пению и игре на музыкальных инструментах. Их официальная задача — развлечение хозяина и его гостей на праздниках и других торжественных мероприятиях. Но попутно нюйюэ оказывали сексуальные услуги всем, на кого распространится милость их господина.
Судьба этих красавиц была еще более незавидной, чем доля наложниц — они были игрушками, не имеющими никаких прав. Нюйюэ покупали и продавали, дарили и даже преподносили в качестве взятки. Многие девушки за свою жизнь меняли десятки хозяев и в итоге, состарившись и растеряв красоту, оказывались на улице без малейших средств к существованию.
Помимо наложниц и артисток в домах китайской знати проживали десятки, а иногда и сотни служанок, которые могли выполнить любую прихоть господина или членов его семьи. Таким образом, имея всего одну жену и 2–3 положенных по закону наложниц, князь, министр или военачальник мог наслаждаться гаремом из целой армии красавиц, а иногда и красавцев.
Попав в чужую семью, женщина автоматически становилась самым последним ее членом, в обязанности которого входило выполнение прихотей новой родни, а еще решение десятков бытовых задач, нередко очень тяжелых. Небольшие поблажки невестка получала, только родив сына, но и в этом случае ее права были очень скромными.
Кроме тяжелой работы, девушки часто выполняли странные и даже нездоровые требования членов семьи мужа. Известны случаи, когда после рождения ребенка женщина кормила грудью не только младенца, но и свекра и свекровь. В Поднебесной верили, что грудное молоко возвращает молодость и старики не упускали возможности проверить это на себе.
Но хуже всех было девочкам из самых бедных семей, родители которых не могли дать за дочь приданного. В таких случаях ребенка отдавали в семью будущего супруга в 8–10 лет и он становился прислугой и, нередко, сексуальной игрушкой для всех членов семьи. Бедные семьи, которым было нечем дать за невесту выкуп, брали в дом сироту. Девочка сначала помогала по хозяйству, а потом становилась женой старшего сына.
Для бедных семей рождение дочери было настоящим бедствием. Чтобы обеспечить ребенка пищей и одеждой, его старались как можно быстрее сбыть в гарем богатому торговцу или вельможе. Это тот случай, когда, став наложницей, девочка получала шанс выжить, ведь в голодные годы в крестьянских семьях в первую очередь лишали пищи девочек, считавшихся бесполезными.
Императорский гарем
Самый большой и разноплановый гарем в Китае был, разумеется, у императора. Так как монарх считался Сыном Неба, то ему было дозволено многое. Более того, чем больше жен и наложниц имел император в своем гареме, тем более могущественным и мужественным он считался.
Как и все в Поднебесной, императорский гарем имел свой строгий порядок. Во главе иерархии стояла императрица, затем шли обычные жены, а затем наложницы. разделенные на несколько категорий. В разные эпохи императоры могли иметь разное количество официальных жен — от 4 до 40.
В последние столетия Сыны Неба ограничивались 4 супругами, символизировавшими 4 стороны света и 4 времени года. Вместе с солнцеликим супругом они составляли благословенное число 5 — столько было стихий, основных цветов и вкусовых ощущений. Но, кроме жен, вокруг императора было полно и других женщин, которыми он мог полностью распоряжаться: наложниц, служанок, танцовщиц, певиц.
Гарем императора был хитро устроен — у каждой из жен было до 12 служанок, у каждой наложницы высшей категории — 8, второй категории — 6, третьей — 4, а самой низшей — 2. Разумеется, все они жили в императорском дворце, поэтому общее количество женщин в гареме императора могло достигать 40 тысяч!
В таком окружении можно было сохранить рассудок и силу, только подчиняясь строгим правилам. Поэтому император мог посетить опочивальню императрицы с определенной целью лишь раз в месяц, а наложницу — раз в пять дней. Китайская наука считала, что наложницы высшей категории имеют более выраженную женскую природу и зачать с ними наследника проще.
А вот самые низшие категории требовали многократных попыток. Поэтому чем ниже был ранг наложницы, тем чаще она имела доступ к телу Сына Неба. Из-за такой необычной системы получалось, что женщины из гарема самого низкого ранга часто имели большее влияние на императора, чем старшие наложницы и даже жены. Случалось в истории Китая и так, что наложницы низкого ранга становилась императрицами и хозяйками Запретного города.
В гареме китайского императора и высшей знати, как и в гареме султана, всем заправляли евнухи. Но позволить себе иметь при дворе скопца мог себе не каждый. Простолюдину, даже очень богатому, было запрещено нанимать евнухов под страхом смертной казни. Евнухи при гареме имели почти неограниченную власть и решали все проблемы его жительниц.
Также евнухи вели учет посещений наложниц господином, следя за тем, чтобы соблюдались интервалы и вся важная многовековая церемониальность. А церемоний и обычаев в отношениях господина и его гарема хватало. Особенно плотно был опутан условностями император.
Мы не будем пересказывать многочисленные правила и положения и ограничимся лишь тем фактом, что при соитии Сына Неба с женой или наложницей присутствовала его мать, тетка или старшая сестра, помогавшая советами. Если женщины были заняты, за процессом наблюдал старший евнух, которому полагалось записывать все происходящее красной краской на особом свитке. Позднее такие «красные записи» легли в основу традиционной китайской эротической литературы.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Тайны китайских гаремов
С древних времен одним из главных признаков власти и могущества Сына Неба в Поднебесной был большой гарем. Он предназначался для демонстрации и реализации мужской потенции, обладание которой являлось обязательным качеством правителя с точки зрения культа «священного царя».
Статус каждой обитательницы гарема определялся степенью активности ее энергии инь. Наивысшей степенью активности иньной энергии наделялась императрица. Однако эта ее энергия не была беспредельна. Поэтому Сын Неба мог вступать с ней в интимный контакт не чаще одного раза в месяц, тем самым, как считалось, обеспечивая возможность забеременеть и родить от императора умное и крепкое потомство. Другие женщины гарема имели право чаще вступать в интимные контакты с Сыном Неба, причем, чем ниже ранг, тем чаще они могли это делать, и раньше, чем наложница более высокого разряда. В результате этого фактическими властительницами гарема становились, как правило, наложницы низших рангов, имеющие постоянный доступ в покои императора.
Ян-гуйфэй. Сначала стала женой танского «принца» Шоу-вана, одного из сыновей императора Сюань-цзуна — Ли Мао. А позже ее полюбил и сделал своей женой сам император.
Непременным атрибутом гарема на Востоке служили евнухи. Однако в Китае использование скопцов являлось исключительным правом правящей династии, т. е. императора и князей из императорского рода. Богатым простолюдинам Китая, в отличие от Турции и других стран Востока, под страхом смерти запрещалось заводить евнухов в своих домах и усадьбах.
По преданиям, сын прародителя китайской цивилизации Желтого Владыки имел одну официальную супругу и трех наложниц. Наличие у правителя Древнего Китая четырех жен было (как и в странах исламского мира) нормой дворцовой жизни.
По некоторым материалам сунского времени, император должен был официально иметь двенадцать жен и наложниц, по числу месяцев в году (три жены и девять наложниц); князьям положено было девять женщин (одна жена и восемь наложниц), а крупным чиновникам – одна жена и две наложницы.
Однако, несмотря на строгое подчинение в организации дворцовой жизни определенным числам, в гареме могло быть и больше женщин. Как утверждают китайские авторы Дянь Дэнго и Ван Япин, в период династий Тан (618–907 гг.) и Мин (1368–1644 гг.) во дворцах императора было больше всего наложниц – цифра их доходила до 40 тысяч человек и более.
Си Ши. Наложница Фучая, правителя царства У. После падения царства У вместе с министром Фань Ли покинула дворец.
Во времена других династий в Китае, по данным Дянь Дэнго, количество наложниц было значительно меньшим. Например, у императора Гуансюя последней династии Цин было всего две наложницы.
В «Законах великой династии Мин» было строго расписано – кому, в зависимости от ранга, и сколько полагается наложниц. Старшим сыновьям цзюнь-ванов, а также цзянцзюням и чжунвэям (родственникам царственной фамилии), достигшим после женитьбы 30 лет, если их жены не родили сыновей, разрешается выбрать одну наложницу. Впоследствии, если родится сын, независимо, от жены или наложницы, ограничиться одной наложницей. Если и по достижении 35 лет не родится сын, то только тогда старшим сыновьям цзюнь-ванов и цзянцзюням разрешается взять всех трех наложниц, чжунвэям — двух наложниц. Простолюдинам сорока лет и старше, не имеющим сыновей, разрешается выбрать и взять одну наложницу. При этом во все времена запрещалось брать в наложницы бывших наложниц родственников старших поколений, а также женщин, носящих одинаковую с будущим мужем фамилию.
Некоторые считают, что китайские женщины не очень ревнивы. Но это не так. Их ревность обострялась по мере развития института сожительства. Ревность стала одним из немногих способов их самозащиты. Ревнивая женщина могла только благодаря силе своей сексуальности заставить мужа отказаться от намерения завести наложницу. Чиновники-подкаблучники частенько появлялись в присутственном месте с синяками на лице, что заставило одного из императоров даже издать специальный указ о наказании ревнивых жен.
Помимо гаремов у князей и высокопоставленных чиновников еще издревле имелись собственные труппы из нюйюэ — обученных танцам и музыке девушек, которые показывали перед гостями свое искусство во время официальных банкетов, трапез и частных пирушек. Эти нюйюэ («нюй» — женщина, девушка) вступали в беспорядочные сексуальные отношения не только со своим хозяином, но и его свитой и гостями. Как свидетельствуют китайские хроники, они часто переходили из рук в руки, их продавали и перепродавали или просто преподносили в виде подарка.
Состав гарема Сына Неба регулярно обновлялся, чтобы во дворце появлялись новые молоденькие наложницы. Для этого раз в несколько лет устраивались специальные «смотрины».
В древности смена женщин во дворце происходила один раз в 10 лет. Позже, во времена династии Цин, каждые три года сменялось больше половины жительниц гарема.
Смотрины устраивались и когда император искал себе невесту. На них приглашали дочерей чиновников высших рангов. При этом родственницы императорской фамилии не должны были выставлять своих дочерей на смотрины по случаю выбора невесты Сына Неба – вероятно, потому, что это создавало опасность кровосмешения.
Некоторые аристократы не желали, чтобы их дочери попадали во дворец императора, поскольку жизнь во дворце Сына Неба была далеко не всегда сладка и безоблачна. Поэтому они иногда даже слегка уродовали своих дочерей, чтобы тех не забрали во дворец, или представляли вместо своих дочерей непривлекательных бедных молодых девушек, купленных специально для этого.
Ф.Буше (1703-1770). Китайская свадьба
Как утверждают китайские знатоки придворной жизни в Запретном городе, перед настоящим браком для маньчжурских императоров устраивался так называемый пробный брак – чтобы они могли обрести необходимый практический опыт. «Пробных жен» часто отбирали из фрейлин, а затем немедленно отдаляли от молодого Сына Неба, иногда даже уничтожали, дабы он не мог привязаться к ним. Во время такого «пробного» брака возле «драконова ложа» стояла опытная женщина, которая подсказывала, что именно и как нужно делать. Активно использовались и наглядные пособия.
В семейной иерархии у каждой женщины было строго определенное место: служанки подчинялись наложницам, наложницы – женам, жены – главным женам, и все без исключения – первой госпоже, главной жене отца, а в случае его смерти – главной жене старшего сына. А в гареме Сына Неба императрица заведовала всеми второстепенными женами. Второстепенные жены, а также наложницы не имели права сидеть при первой или главной жене.
В гареме наложницы должны были оставаться до двадцатипятилетнего возраста, а затем, если у них не появлялось детей, они удалялись из дворца. Наложницы же, родившие от Сына Неба детей, оставались во дворце и могли претендовать на роль жены императора, то есть императрицы.
Как проходили наблюдение и учет над Царственными Соединениями, можно увидеть на примере шанского правителя Чжоу Синя. В его опочивальне было установлено специальное кресло, сидя в котором, тунгуань (особая придворная дама) внимательно наблюдала за происходящим, следя за тем, чтобы Царское Соединение действительно имело место без обмана. Для регистрации таких акций использовались специальные кисточки красного цвета. И в позднейшие времена появился даже особый жанр эротической литературы – «Истории, написанные красной кисточкой».
Евнухи следили за строгим соблюдением индивидуального «графика посещений» Сына Неба. Император, желая провести ночь с какой-либо наложницей, повелевал главному евнуху доставить ее в свои покои. И делалось это по особому правилу. В приемной комнате Сына Неба на небольшом столике находился «драконовый» ларец, в котором, разделенные на секции, стояли рядами нефритовые жетоны, на которых были выгравированы имена его наложниц. Когда император делал выбор, он вынимал соответствующий жетон, ударял в настольный гонг и молча протягивал табличку вошедшему евнуху.
Если наложниц приносили в спальню императора, то к своей жене он приходил сам. По древним законам только женам высшего ранга позволялось оставаться с императором на всю ночь. Наложницы же обязаны были покидать спальню до наступления рассвета. Существовал ряд второстепенных правил: в случае, если главная жена отсутствовала, то наложница должна была покидать спальные покои сразу же после завершения полового акта.
Чтобы забеременеть от Сына Неба и стать матерью наследника престола, достигнуть наивысшего положения во дворце, обитательницы гарема пытались использовать все средства, какие возможно: интриги, клевету, насильственное прерывание беременности, сговор с евнухами, их подкуп, усыновление по политическим мотивам чужого ребенка и даже убийство соперниц.
Ван Чжаоцзюнь. Наложница ханьского императора Юань-ди. Придворный художник, не получив от нее, как от других девиц, взятки, изобразил ее на одной из картин уродливой. Так как император не видел ее до этого, как самую некрасивую ее было решено отдать в жены вождю племени сюнну (гуннам).
Порой жизнь в гареме превращалась в настоящую адову пытку. К примеру, князь Цзянь был садистом, который развлекался со своими сестрами и ради забавы заставлять топить в озере при своем дворце мальчиков и девочек. Когда наложниц из гарема уличали в каких-то прегрешениях, он приказывал им весь день оставаться голыми во дворце и отбивать время на барабане, голыми сидеть на деревьях или же велел морить их голодом до смерти.
Был известен своим жестоким обращением с многочисленными наложницами и сын императора Уцзуна Шицзун. По преданию, такое обращение привело в 1542 г. к тому, что доведенные до отчаяния дворцовые женщины предприняли попытку покушения на своего хозяина. Несчастных женщин схватили, немедленно отсекли руки и ноги, а с наступлением утра предали смерти. Неудавшаяся попытка покушения произвела на Сына Неба такое глубокое впечатление, что напуганный Шицзун после этого много лет скрывался в одном из дворцов на территории современного Чжунаньхая и отказывался от аудиенций высших сановников.
Как уже упоминалось, гаремы были не только у императоров. Уже в Древнем Китае в среде высшей знати часто практиковался сорорат – когда вместе с невестой в дом мужа ехала ее младшая сестра или племянница в качестве своего рода заместителя жены, наложницы.
Вообще положение женщины в гареме влиятельного китайского аристократа не было столь приниженным, как, скажем, в гареме турецкого султана. А женщины из правящего дома имели немалое политическое влияние и порой активно вмешивались в дела государства или удела, не говоря уже об интригах, которые чаще всего тоже имели политический характер.
Источник: В.Усов, «В гареме Сына Неба. Жены и наложницы Поднебесной».
СОДЕРЖАНИЕ
История ранних веков
В ранние исторические времена в Китае существовал класс супругов под названием Инь (媵; yìng ). Это были люди, которые приходили с невестами в качестве приданого. Это может быть двоюродная сестра или сестра невесты или люди из других стран (не обязательно из другой расы).
Стоит отметить тот факт, что во времена династии Шан были времена, когда две императрицы правили одновременно.
« Обряды Чжоу» содержат подробные сведения о системе ранжирования супругов императора. Однако, поскольку современные ученые считают « Ритуалы Чжоу» просто фиктивной конституцией утопического общества, систему, перечисленную в этом литературном произведении, нельзя понимать дословно. Скорее, это дает приблизительное представление о внутреннем гареме в течение времени.
Система рейтинга императоров
В « Обрядах Чжоу» говорится, что императоры имеют право на следующее:
Всего 121 женщина. Было высказано предположение, что была создана система (не обязательно похожая на ту, что указана выше), чтобы предотвратить ситуацию с двумя императрицами.
Система рейтинга для других
Из периода правления короля Хуэйвэня :
Западная Хань
Во время правления Гаозу :
Из периода правления императора Юаня :
Главную жену наследного принца звали (妃; fēi ). Также существует система субрейтинга для наложниц; их называли Леди Превосходства (良娣; liáng dì ) и (孺人; rú rén ). Для внуков императора их главных жен называли мадам (夫人; fū rén ). У этих людей наложницы не имели титулов и назывались просто (家人 子; jiā rén zǐ ).
Восточная Хань
Три царства
Цао Вэй
Во время правления Цао Цао (который был не императором, а королем):
Северная и Южная династии
Лю Сун
С 456 года, во время правления императора Сяоу :
Из периода правления императора Мин :
Южная Ци
В 481 году для наследного принца:
В 483 году, когда император Ву взошел на трон, министр церемоний (禮 司) успешно обратился к императору с просьбой расширить систему. Это включало в себя повышение положения Благородного Консорта (貴妃; guì fēi ) до категории, занимающей все свои места, со следующими званиями:
Во время правления императора Ву :
Для наследного принца:
Северный Вэй
Во время правления императора Даову система ранжирования супругов была очень простой и содержала только звание мадам (夫人; fū rén ). Однако между ними существовала неписаная субъективная система рейтингов престижа. Приведенная ниже система ранжирования вступила в силу во время правления императора Тайу :
Во время китаизации династии Северная Вэй император Сяовэнь преобразовал систему ранжирования супругов в следующую систему:
Северная ци
Северный Чжоу
Во время правления императора Сюаня были созданы пять императриц (беспрецедентный по китайским меркам):
К тому же в гареме было неисчислимое количество супруг.
Вначале существовала простая система ранжирования супругов императора:
Также существовала система женщин-чиновников дворца (女 官; nǚ guān ) для управления церемониальными делами в гареме. Система была основана на аналогичных системах в прошлом.
Во время правления императора Яна система ранжирования была снова расширена на основе систем прошлого до следующего:
Во время правления Гаозуна :
В 662 году названия были временно изменены, чтобы лишиться женственности и поверхностности. Это, казалось бы, феминистское изменение было отменено на двенадцатом месяце 670 года. В обоих случаях причины не были объяснены в официальных отчетах. Однако некоторые ученые предположили, что это было предложение императрицы Ву своему мужу.
Классифицировать | Старые названия | Новые названия |
---|---|---|
1а | Консорт (夫人; furen ) | Помощник в Добродетели (贊 德; zande ) |
2а | Девять наложниц (九 嬪; jiupin ) | Пропагатор поведения (宣 儀; xuanyi ) |
3а | Красивая Справедливость (婕妤; jieyu ) | Получатель из Внутренней палаты (承 閨; chenggui ) |
4а | Красота (美人; meiren ) | Получатель указов (承旨; chengzhi ) |
5а | Талантливый (才 人; cairen ) | Бессмертный Хранитель (衛 仙; weixian ) |
6а | Леди сокровищ (寶林; баолинь ) | Провайдер услуг (供奉; gongfeng ) |
7а | Леди Его Величества (御 女; yunü ) | Прическа помощница (恃 櫛; шицзе ) |
8а | Избранная леди (采女; cainü ) | Полотенец (恃 巾; шицзинь ) |
Во время правления Сюаньцзуна :
Основную жену наследного принца называют наследной принцессой (太子妃; tài zǐ fēi ), и ее держит только один человек в любой момент времени. Есть еще 5 рангов супругов:
Пять династий и десять королевств
В то время правительства часто менялись, и в результате современным ученым трудно получить какую-либо достоверную информацию о системах ранжирования в то время.
Однако известно, что Поздний Тан использовал следующую систему:
Существовали ли какие-либо ограничения для обладателей этих титулов, неизвестно.
Песня, Ляо, Цзинь
Песня
Система ранжирования была самой простой и состояла только из императрицы, супруги и наложницы. Не было никаких ограничений на количество людей, которые могли пользоваться этим титулом, но могла существовать только одна императрица.
Императорские браки между императорским кланом юань существовали между определенными государствами и племенами. К ним относятся племя Онгират, уйгурское племя Идугкута, племя ойрат и королевская семья Корё.
Система была проста с пятью часто используемыми названиями:
Другие известные названия, включая:
Для наследного принца:
Человеческая дань, включая слуг, евнухов и девственниц, поступала из различных этнических племен Китая, Монголии, Кореи, Вьетнама, Камбоджи, Средней Азии, Сиама, Чампы и Окинавы.
Чосон отправил к династии Мин 114 женщин, в том числе 16 девственниц (в сопровождении 48 служанок), 42 повара (執 饌 女) и 8 исполнителей музыки (歌舞 女). В период с 1408 по 1433 год женщин отправили к императорам Юнлэ и Сюандэ в общей сложности в 7 миссиях. Сюаньде был последним императором династии Мин, получившим человеческую дань из Кореи; после его смерти в 1435 году было репатриировано 53 корейских женщины. Было много предположений, что настоящая мать императора Юнлэ была наложницей из Кореи или Монголии. Отношения между Китаем Мин и Кореей Чосон резко улучшились и стали намного более дружелюбными и взаимовыгодными во время правления Юнлэ. Говорят, что Юнлэ и Сюандэ были склонны к корейской кухне и женщинам.
Женщин из Центральной Азии предоставили императору Чжэндэ мусульманская гвардия и Сайид Хусейн из Хами. Охранником была Ю Юнг, а женщинами были уйгурки. Неизвестно, кто на самом деле стоял за указом против забоя свиней. Предположение о том, что он стал мусульманином, вспоминается вместе с его чрезмерным и развратным поведением вместе с его наложницами иностранного происхождения. Мусульманских девушек из Центральной Азии любила Чжэндэ так же, как корейских девушек любила Сюаньдэ. Уйгурскую наложницу содержала Чжэндэ. Император Чжэндэ благосклонно относился к уйгурским и монгольским женщинам иностранного происхождения.
Эта система была одной из простейших в истории Китая. Официально классов было восемь:
Супруги, достигшие звания Императорской наложницы (嬪) и выше, будут удостоены резиденции в главной части дворца в Запретном городе. К супругам, достигшим ранга Императорской наложницы и выше, когда к ним обращались наложницы и слуги более низкого ранга, нужно было обращаться как «Ваше Высочество» (娘娘; níangniang ). Ожидалось, что все люди будут использовать осуждающие самоназвания при обращении к более высоким рангам, и наложницы не были исключением.
Традиция ранжирования наложниц закончилась после свержения династии Цин. Однако практика присвоения званий людям, которые «неофициально» (живут с несколькими женами, но никогда не женятся), все еще широко распространена. Кроме того, термин (夫人; fū rén ) все еще используется, хотя и редко и только в очень формальной обстановке, в качестве почетного титула по отношению к жене другого человека в Китае.