что значит зачеркнутая нота на нотном стане
Что значит зачеркнутая нота на нотном стане
Короткий форшлаг
Может состоять из одного или нескольких звуков, исполняемых перед основным звуком. Длительность форшлага включается в длительность звука, находящимся перед основным (украшаемым) звуком. Реже — в длительность украшаемого звука. На этом вопросе остановимся чуть ниже.
Обозначение короткого форшлага
Если короткий форшлаг состоит из одной ноты, то его обозначение — маленькая восьмая нота с перечёркнутым штилём: . Если короткий форшлаг состоит из нескольких нот, то его обозначают несколькими маленькими шестнадцатыми нотами, штили не перечёркивают.
Короткий форшлаг
Рисунок 1. Пример короткого форшлага
Остановимся на вопросе исполнения короткого форшлага. В литературе по данному вопросу можно найти три варианта исполнения:
Разница в исполнении описана в первых двух пунктах: либо за счёт предыдущего звука, либо за счёт украшаемого звука. Мы не берёмся утверждать точно, как всё-таки правильно исполняется форшлаг. Со своей стороны мы предлагаем вам самим услышать разницу в исполнении.
Исполнение короткого форшлага за счёт длительности предыдущего звука
Рисунок 2. Исполнение короткого форшлага, вариант 1
Обратите внимание, что нота короткого форшлага (блок «Исполнено») вынесена в предыдущий такт. В этом примере короткий форшлаг исполнен за счёт длительности предыдущего звука (хоть его и нет).
Исполнение короткого форшлага за счёт длительности основного звука
Рисунок 3. Исполнение короткого форшлага, вариант 2
Долгий форшлаг
Ещё называют «длинный форшлаг». Образуется с помощью одного звука и исполняется всегда за счёт основного звука. Обозначается маленькой нотой, но штиль не перечёркивается. Длительность маленькой ноты указывается равной половине длительности основного звука. Исполняется длинный форшлаг в полном соответствии написанным длительностям. Если основная нота указана с точкой, то длительность длинного форшлага составляет 2 /3 длительности основного звука, а основной звук исполняется длительностью 1 /3 от своей длительности.
Нотная грамота для начинающих фортепиано — основные положения
Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.
С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.
Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.
Ноты
В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.
Длительности нот
Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.
А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.
А вот как выглядит деление нот.
Целая – самая протяженная длительность.
Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.
Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.
Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».
Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.
Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.
Что означает музыкальный размер и что такое такт
Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.
Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.
Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.
Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.
Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.
Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:
Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.
Нижнее число обозначает длительность каждой доли.
Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).
Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).
Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.
Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».
Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар
Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.
Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:
Диез –повышает звучание ноты на полтона.
Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.
Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.
На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.
Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.
А на этой картинке указано расположение бемолей:
Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.
Как правильно писать диезы и бемоли
Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:
Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.
Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:
Также существует дубль-диез :
Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.
Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».
Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.
Скрипичный и басовый ключи
С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!
А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.
Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.
Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:
Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множество дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.
Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.
Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.
Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.
Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.
Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.
Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:
Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».
Совсем запутался 95
Паузы в музыке
Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.
Нотный стан — что на нем располагается
Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?
Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.
Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.
Звукоряд Октава Диапазон
Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.
Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).
И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.
Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.
Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.
Динамика
Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.
Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.
Музыкальные штрихи
Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».
Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.
Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:
Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:
Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.
Дополнительные музыкальные знаки
В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:
Заключение
Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.
Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!
Что значит зачеркнутая нота на нотном стане
Сокращение нотного письма
Как расшифровать дополнительные знаки, которые часто встречаются в нотах?
В нотном письме используются специальные обозначения, сокращающие нотную запись произведения. В результате, помимо сокращения записи, облегчается еще и чтение нот.
Есть знаки сокращения, которые указывают на различные повторы: внутри такта, нескольких тактов, некоторой части произведения.
Используются сокращенные обозначения, обязывающие исполнять написанное на одну или две октавы выше или ниже.
Мы рассмотрим некоторые способы сокращения нотной записи, а именно:
Реприза указывает на необходимость повтора части произведения, либо всего произведения. Посмотрите на рисунок:
Рисунок 1-1. Пример репризы
На рисунке вы видите два знака репризы, они обведены красными прямоугольниками. Между этими знаками заключена часть произведения, которую необходимо повторить. Знаки «смотрят» точками друг на друга.
Если необходимо повторить только один такт (даже несколько раз), можно использовать следующий знак (похож на знак процента):
Рисунок 1-2. Повтор целого такта
Поскольку мы в обоих примерах рассматриваем повтор одного такта, то обе записи играются следующим образом:
Рисунок 1-3. Нотная запись без сокращения
т.е. 2 раза — одно и то же. На рисунке 1-1 повтор даёт реприза, на рисунке 1-2 — знак «процента». Важно понять, что знак «процента» дублирует только один такт, а реприза может охватывать сколь угодно большую часть произведения (даже все произведение). Ни один знак повтора не может указать повтор какой-то части такта — только весь такт целиком.
Если повтор обозначен репризой, но концовки повтора разные, то ставят скобки с цифрами, которые указывают, что при первом повторе играть этот такт, при втором — этот и т.д. Скобки называются «вольтами». Первая вольта, вторая и т.д..
Рассмотрим пример с репризой и двумя вольтами:
Рисунок 1-4. Пример с репризой и вольтами
Как играть этот пример? Сейчас разберёмся. Тут всё просто. Реприза охватывает такты 1 и 2. Над 2-м тактом стоит вольта с цифрой 1: этот такт играем при первом проходе. Над тактом 3 стоит вольта с номером 2 (она уже вне пределов репризы, так и должно быть): этот такт мы играем при втором проходе репризы вместо такта 2 (над ним вольта № 1).
Таким образом, мы играем такты в следующей последовательности: такт 1, такт 2, такт 1, такт 3. Послушайте мелодию. Во время прослушивания следите по нотам.
Итоги.
Вы познакомились с двумя вариантами сокращения нотного письма: репризой и знаком «процента». Реприза может охватывать сколь угодно большую часть произведения, а символ «процента» повторяет только 1 такт.
2. Повторы внутри такта.
Повтор мелодической фигуры.
Если в пределах одного такта используется одна и та же мелодическая фигура, то такой такт может быть записан следующим образом:
Рисунок 2-1. Повтор мелодической фигуры
Т.е. вначале такта указана мелодическая фигура, а дальше вместо того, чтобы ещё 3 раза перерисовать эту фигуру, просто флажками 3 раза указано на необходимость повтора. В итоге вы фактически играете следующее:
Рисунок 2-2. Исполнение мелодической фигуры
Согласитесь, сокращённая запись проще читается! Обратите внимание: в нашей фигуре у каждой ноты по два флажка (шестнадцатые ноты). Именно поэтому в знаках повтора по две черты.
Повтор ноты.
Повтор одной ноты или аккорда обозначается аналогичным образом. Рассмотрим такой пример:
Рисунок 2-3. Повтор одной ноты
Звучит эта запись, как вы, наверное, уже догадались, следующим образом:
Рисунок 2-4. Исполнение
Тремоло.
Быстрое, равномерное, многократное повторение двух звуков называют словом тремоло. На рисунке 3-1 показано звучание тремоло, чередуются две ноты: «до» и «си»:
Рисунок 2-5. Пример звучания тремоло
Сокращённо это тремоло будет выглядеть следующим образом:
Рисунок 2-6. Запись тремоло
Как вы видите, принцип везде одинаков: указывается одна или две (как в тремоло) ноты, длительность которых равна сумме реально исполняемых нот. Штрихами на штиле ноты указывается количество флажков нот, которые нужно сыграть.
В наших примерах мы повторяем звучание только одиночной ноты, но вы также можете встретить сокращения, подобные этому:
Рисунок 2-7. И это тоже тремоло
В рамках этой рубрики вы изучили различные повторы внутри такта.
3. Знаки переноса на октаву.
Если небольшая часть мелодии находится слишком низко или высоко для удобного написания и чтения то поступают следующим образом: мелодию пишут так, чтобы она была на основных линиях нотного стана. Однако при этом указывают, что играть надо на октаву выше (или ниже). Как это делается, рассмотрим на рисунках:
Рисунок 3-1. 8va обязывает играть на октаву выше
Обратите внимание: над нотами сверху написано 8va, а также пунктиром выделена часть нот. Все ноты под пунктиром, начиная от 8va, играют на октаву выше написанного. Т.е. то, что изображено на рисунке, следует играть вот так:
Рисунок 3-2. Исполнение
Теперь рассмотрим пример, когда используются низкие ноты. Взгляните на следующий рисунок (мелодия группы «Агата Кристи»):
Рисунок 3-3. Мелодия на дополнительных линиях
Эта часть мелодии написана на дополнительных линейках снизу. Воспользуемся обозначением «8vb», обозначив пунктиром те ноты, которые необходимо опустить на октаву (при этом на нотном стане ноты будут написаны выше реального звучания на октаву):
Рисунок 3-4. 8vb обязывает играть на октаву ниже
Запись стала компактнее и читается проще. Звучание же нот осталось прежним.
Важный момент: если вся мелодия звучит на низких нотах, то, конечно, под всем произведением никто не будет рисовать пунктир. В этом случае используется басовый ключ Фа. 8vb и 8va используются для сокращения записи только части произведения.
Есть ещё такой вариант. Вместо 8va и 8vb может быть написано только 8. В этом случае пунктир ставится над нотами, если играть нужно на октаву выше, и под нотами, если играть следует на октаву ниже.
4. Dal Segno, Da Coda.
Слова Dal Segno и Da Coda тоже используются для сокращения нотного письма. Они позволяют гибко организовать повторы частей музыкального произведения. Можно сказать, что это как дорожные знаки, организующие движение. Только не по дорогам, а по по партитуре.
Coda.
Это финальная часть музыкального произведения. Обозначается она знаком . Понятие «Coda» довольно обширное, это отдельная тема. В рамках изучения нотного письма нам пока понадобится только знак коды:
.
Пример 1. Использование «D.S. al Fine».
Давайте разберём в какой последовательности идут такты.
Такт 1. Содержит знак Segno (). С этого места мы начнём играть повтор. Однако, указаний на повтор (фразы «D.S. «) мы ещё не встретили (эта фраза будет во втором такте), поэтому знак
игнорируем.
Также в первом такте видим фразу «Da Coda». Означает она следующее: когда будем играть повтор, нужно будет с этой фразы перейти на Коду (). Тоже игнорируем, поскольку повтор ещё не начался.
Таким образом, мы играем Такт №1 так, как будто нет никаких знаков:
Такт 2. В конце такта мы видим фразу «D.S. al Coda». Означает она следующее: необходимо начать повтор (со знака ) и играть до фразы «Da Coda», после чего перейти к Коде (
).
Таким образом мы полностью играем Такт № 2 (рыжим цветом обозначен только что пройденный этап):
. а затем, следуя указанию «D.S. al Coda», переходим к знаку — это Такт № 1:
Итог.
Вы узнали множество полезных знаков сокращения нотного письма. Эти знания очень пригодятся вам в будущем.