что значит нулевое сопротивление
Для чего нужны резисторы с нулевым сопротивлением
Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости моего канала. Если вы изучите современную плату какого-либо гаджета, то непременно обнаружите там такой необычный элемент, как резистор с нулевым сопротивлением. В этом материале я расскажу вам, для чего производители используют такой радиоэлемент в своих устройствах. Итак, поехали.
Что такое резистор с нулевым сопротивлением
Итак, резистор с нулевым сопротивлением – это пассивный радиоэлемент с минимально возможным сопротивлением. По своей сути это перемычка, упакованная в корпус обычного резистора. При этом бывает в нескольких исполнениях:
1. Проволочный резистор с почти нулевым сопротивлением. Отличается от обычных резисторов тем, что на его корпусе присутствует всего одна черная полоса, которая как раз и указывает на нулевое сопротивление элемента.
2. Резистор с нулевым сопротивлением для SMD монтажа. На таких элементах производитель печатает или один нуль, или три нуля.
Теперь давайте разберемся, какие функции выполняет резистор с нулевым сопротивлением.
Задачи резистора с нулевым сопротивлением
Итак, данные радиоэлементы выполняют следующие задачи:
· Предохранительная задача. В случае возникновения короткого замыкания данный резистор сгорает и, таким образом, сохраняет плату в рабочем состоянии.
· Функция перемычки. Такие элементы используются для соединения или разъединения разных частей платы. Кроме этого, такие элементы позволяют существенно удешевить производство электроники с различными модификациями. Так разработчики добавляют перемычку, чтобы в процессе сборки была возможность подключения дополнительных модулей или деталей.
· Упрощение и удешевление процесса сборки. Сейчас большую часть плат собирают роботы на конвейерах. И для того чтобы выполнять монтаж SMD элементов и простых перемычек, нужно использовать две разные машины. Для того чтобы унифицировать процесс и применять всего лишь одного робота с одной программой также упаковывают такие перемычки.
Вот такие функции у, казалось бы, простого и, на первый взгляд, бесполезного элемента как резистор с нулевым сопротивлением. Если вам понравился материал, то оцените его и не забудьте подписаться на канал. Спасибо за ваше внимание!
Есть ли польза от «проводов нулевого сопротивления»?
Изучаю обширную тему искрового зажигания автомобиля. Первая часть была посвящена коронному разряду на свечах (коричневый ободок) www.drive2.ru/l/514831202494973082/
Продолжая изучение дошел до вопроса сопротивления высоковольтных проводов и свечей зажигания и в частности вариант доработки – установка «проводов нулевого сопротивления».
Согласно мурзилке на мой автомобиль (взято отсюда elantra-club.ru/manuals/xd/html/7_8.htm) штатные высоковольтные провода на мою машину должны иметь сопротивление:
По факту провода, которые стояли на машине
Купленные на замену провода NGK RC-HD1206
По поводу проводов «нулевого сопротивления» во множестве мест пишут, что это очень полезно. Основной плюс, который приводят – то что искра становится более мощной и от этого двигатель во всех режимах работает лучше.
Начинаю разбираться. Эквивалентная схема высоковольтной части системы зажигания (для одной свечи) выглядит так
Осциллограмма напряжения на свече в режиме холостого хода (для примера) выглядит так
Из всего процесса искрового разряда в первую очередь рассмотрю наиболее энергонасыщенный участок «D». В связи с особенностью искрового разряда напряжение на этом участке практически постоянное. Значит всеми реактивными элементами в схеме можно пренебречь (они работают на переменном токе, на постоянном – не работают)
Тогда схема для участка «D» будет выглядеть так
Для понимания влияния сопротивления проводов (до кучи еще и сопротивления, встроенного в свечу зажигания) сделаю энергетический расчет
В варианте 1 использованы значения сопротивлений штатной системы зажигания: сопротивление катушки 12 кОм, сопротивление ВВ провода 9,5 кОм (для самого длинного провода), сопротивление свечи 5,5 кОм. Во втором варианте принято за НОЛЬ сопротивление свечи. В третьем варианте принято за НОЛЬ сопротивление ВВ провода. В четвертом варианте принято за НОЛЬ сопротивление и свечи и ВВ провода.
Из расчета видно, что при уменьшении сопротивления цепи возрастает мощность искры – в варианте 4 мощность искры в 2,25 раза выше чем в варианте 1. В варианте 2 и 3 мощность искры тоже увеличено по сравнению с вариантом 1. Это же ОЧЕНЬ ХОРОШО, правильно?
Правильно, но не совсем. Следует оценить, чем же пришлось заплатить за увеличенную мощность искры. Из того же расчета видно, что при уменьшении сопротивления цепи уменьшается длительность горения искры — в те же 2,25 раза что и рост мощности. В результате энергия искры не изменилась. А энергия, которая в штатном варианте выделялась на сопротивлении ВВ провода и свечи теперь выделяется на сопротивлении катушки зажигания. Значит катушка зажигания будет греться сильнее.
Наверное, с повышенным нагревом катушки можно смириться, ну греется катушка, ну и ладно…
В большинстве источников пишут, что сопротивление в проводах и свечах делают для подавления электромагнитных помех и только для этого. Правомерно ли это – не знаю, да и нечем мне проверить уровень помех. А вот на что еще влияет сопротивление в высоковольтной части системы зажигания?
Реальные процессы в двигателе как бы сказать… немного сложнее чем связка двух величин – мощность искры / мощность двигателя
Кстати, а для чего нужна высокая мощность искры?
Процесс поджига и сгорания топливной смеси в разных режимах работы двигателя выдвигает разные требования к искровому зажиганию
В режиме пуска двигателя наибольшее значение имеет именно мощность искры, причем мощность емкостной фазы – зона С на осциллограмме
В мощностных же режимах работы двигателя и на переходных режимах работы наибольшее значение имеет наибольшая длительность горения искры и выделяемая в этой фазе тепловая энергия. Связано это с тем что необходимо не только поджечь смесь, но и обеспечить ее быстрое и наиболее полное сгорание топлива.
А быстрое сгорание – это за какое время?
Идеальный вариант – топливная смесь полностью сгорает за время пока поршень находится вблизи ВМТ, например 20% от полного времени движения поршня от ВМТ к НМТ. Тогда наилучшая длительность горения составит
Уже на средних оборотах двигателя горения д.б. весьма быстрым – 2 мсек на 3 тыс. оборотов в минуту. А уж на повышенных оборотах время для наилучшего сгорания топливного заряда времени совсем мало – 1 мсек на 6 тыс. оборотов в минуту. К большому сожалению, добиться такой скорости сгорания в современных двигателях не удается, топливо горит практически всю длительность рабочего хода и даже после того как открылись выпускные клапана. А это снижает топливную эффективность и мощность двигателя (по сравнению с теоретическим максимумом).
Чтобы топливный заряд сгорал полнее желательно чтобы искра горела по возможности дольше. Тогда газы в камере сгорания при движении, в том числе через искровой промежуток свечи будут поджигаться эффективнее и сгорание станет более полным.
Отчасти именно поэтому штатные ВВ провода делают с сопротивлением. Величину сопротивления ВВ проводов и свечей зажигания подбирают такой чтобы обеспечить баланс между устойчивым запуском двигателя (необходима мощность искры) и наиболее эффективной работой двигателя в мощностных и переходных режимах (необходима энергия искры)
Кстати, а кто-нибудь обращал внимание что в исправном состоянии старый карбюраторный двигатель с контактной системой зажигания заводится быстрее чем современный инжекторный? Даже термин есть такой «завелся с пол-оборота» (имеется ввиду пол-оборота коленвала). Особенно это заметно в мороз, когда каждый оборот коленвала тяжело дается аккумулятору и стартеру.
Это легко объяснимо – для контактной системы зажигания достаточно чтобы ближайший кулачок в трамблере разомкнул контакт и искра полетит в нужный цилиндр. Для безтрамблерных же систем зажигания чтобы искра полетела в нужный цилиндр необходимо чтобы блок управления двигателя разобрался в каком положении находится коленвал и распредвал (или распредвалы). А для этого необходимо чтобы коленвал провернулся до датчика положения (максимально 1 оборот) и распредвал провернулся до датчика положения (максимально 2 оборота)
И в завершение еще немного текста
На что еще кроме уверенности запуска, мощности и экономичности влияет сопротивление ВВ проводов и свечей зажигания?
Рассмотрю такой параметр как ресурс свечи зажигания. Руководства по эксплуатации автомобилей для обычных никелевых свечей в среднем рекомендуют менять свечи каждые 30 тыс. км. На форумах во множестве встречаются записи начиная от «свечи сдохли через 10 тыс. км» и до «проехал на свечах 50 тыс. км и все нормально». Почему же такой разброс?
Что такое износ свечи, как он выглядит и от чего зависит?
Вот свеча с пробегом 1 тыс. км
А вот свеча с пробегом 60 тыс. км (за это время дважды был подогнут боковой электрод чтобы компенсировать увеличившийся зазор)
Из этих фото видно, что износ свечи проявляется в обгорании электродов и увеличении зазора между электродами. При этом у электродов в первую очередь обгорают острые кромки – электроды скругляются.
Износ электродов свечи в первую очередь определяется искровой эрозией, т.е. зависит от количества искр, сформированных свечой. Если задаться средними значениями: интервал замены свечей 30 тыс. км. и средняя скорость движения 60 км/час, то получится что пробегу 30 тыс. км. соответствует наработка двигателя 500 часов, что подтверждается средними данными из открытых источников. Если задаться что средние обороты двигателя составляют 2,5 тыс. в минуту, то получится что за 500 часов (30 тыс. минут) двигатель сделает 75 млн. оборотов. В таких средних условиях для систем с индивидуальными катушками свеча будет искрить 37,5 млн. раз, для систем DIS (одна катушка на две свечи) – 75 млн. раз. Если в ходе эксплуатации реальные условия отличаются от средних, то ресурс может как увеличиваться, так и уменьшаться.
Кроме электрической эрозии на износ свечи влияет химическая коррозия электродов, которая зависит от химического состава (а точнее от агрессивности химических соединений) газов в среде которых находится свеча, т.е. в конечном итоге от количества и состава веществ которые сгорают в цилиндре. Так повышенный расход масла на угар (если он есть) снижает ресурс свечей – электроды выгорают быстрее. Да и состав бензина может отличаться кардинально.
Кстати, автомобильный бензин – это не очень то легко воспламеняемая жидкость. Для проверки достаточно заправить бензиновую зажигалку автомобильным бензином. В таких условиях, например, зажигалки Zippo которые славятся как раз надежностью поджига начинают загораться не с первого раза.
Третий из важнейших параметров, которые влияют на ресурс свечей – величина токов которые проходят через них при разрядах. Чем больше ток, тем больше износ. И тут опять хочется вернуться к приведенному выше расчету
При уменьшении сопротивления ВВ проводов и свечей ток через свечу увеличивается в 2 с лишним раза, а значит в первом приближении ресурс свечи уменьшится примерно в те же 2 раза.
Тут нужно оговориться что миллиамперные токи которые протекают через свечу в индуктивной фазе разряда (зона D на осциллограмме) не жгут электроды, искровая эрозия электродов в первую очередь вызвана бросками токов в десяток ампер при пробое искрового зазора в емкостной фазе разряда (зона С на осциллограмме).
Таким образом, использование проводов нулевого сопротивления улучшает условия искрообразования в режиме пуска двигателя, ухудшает тепловой режим работы катушки зажигания, в общем случае ухудшает полноту сгорания топлива и уменьшает ресурс свечей зажигания
Для себя я выбрал провода NGK RC-HD1206 и пока что очень доволен как на них работает двигатель. Морозов под 40 градусов у нас можно сказать не бывает, а если случится, то я наверное никуда не поеду. А вот тяговитость и экономичность двигателя, а так же ресурс работы для меня имеют определяющее значение
В следующей части про систему зажигания планирую написать про выбор типа свечей и «тонкости» их замены
Digitrode
цифровая электроника вычислительная техника встраиваемые системы
Что такое резистор с нулевым сопротивлением, зачем он нужен и где применяется
Резистор с нулевым сопротивлением – это пассивное устройство, которое в идеальном случае имеет сопротивление 0 Ом, как и любые другие короткие провода и чисто проводящие материалы.
Резистор с нулевым сопротивлением зачастую представляет собой перемычку или любой другой провод, упакованный в корпус в форме резистора. Он имеет сопротивление почти 0 Ом (хотя в реальной жизни он имеет некоторое сопротивление, как и другие проводящие материалы). Стандартные резисторы с нулевым сопротивлением доступны в диапазоне от 1/8 Вт с сопротивлением 4 мОм и до 1/4 Вт с сопротивлением 3 мОм.
Многие из нас видели эти резисторы с нулевым сопротивлением в современных конструкциях печатных плат. Но для чего нужен резистор с нулевым сопротивлением и почему резисторы с сопротивлением 0 Ом используются вместо перемычек или проводов? Что ж, в данном материале мы обсудим различные причины этого факта.
Резисторы с нулевым сопротивлением доступны в следующих двух формах:
Первый вариант – это общая распространенная форма резистора. На резисторе с нулевым сопротивлением имеется только одна черная линия (одна черная полоса). Варианты резисторов с черной полосой показаны на следующем изображении.
В новейшей технологии резисторы поверхностного монтажа используются вместо проволочных или любых других типов резисторов из-за стоимости, простоты и малой занимаемой площади на печатной платые. На резисторе поверхностного монтажа с нулевым сопротивлением производитель печатает один ноль (0) или три нуля (000). Вот как выглядят такие резисторы.
Но почему вместо провода используется резистор с нулевым сопротивлением? Есть несколько причин для этого. Вот некоторые из применений резисторов с нулевым сопротивлением.
Автоматическое размещение установочными машинами для монтажа компонентов
В массовом производстве печатных плат используется автоматическая установка для подбора и размещения компонентов и устройств, таких как диоды, конденсаторы, катушки индуктивности, резисторы и т. д. Для простоты и снижения себестоимости вместо проводов и перемычек легко использовать резисторы с нулевым сопротивлением, потому что для укладки проводов вам придется управлять другим автоматическим устройством, или вам придется вручную устанавливать такие провода и перемычки. Другими словами, вам придется использовать две машины, одну для компонентов и другую для проводов и перемычек, что приводит к дорогостоящему производству и большему времени, необходимому для полной сборки платы.
Однослойная печатная плата
Однослойная печатная плата дешевле по сравнению с двухслойной конструкцией и сборкой. Чтобы использовать провода в одной сборке платы, вам нужно сделать отверстия, которые превращают ее в двухслойную плату. Вместо этого 0-омный резистор идеально подходит по сравнению с проводами и перемычками, используемыми в однослойной структуре печатной платы. Следовательно, это снова снижает общую стоимость.
Предотвращение копирования с помощью обратного инжиниринга
Да, это имеет место быть. Плагиаторы просто копируют хорошо известные дизайны печатных плат, используя обратную инженерию. В этом случае резисторы с нулевым сопротивлением – лучшая альтернатива проводам, которые запутывают и предотвращают копирование. Для этого разработчики и производители устанавливают 0-омные резисторы без маркировки или используют разные цветовые коды резисторов. Таким образом, шансы скопировать дизайн печатной платы становятся меньше, и для этого нужно приложить больше усилий.
Должен ли я использовать 0-омный резистор вместо перемычки?
Что ж, если вы радиолюбитель и просто любите создавать печатные платы и схемы для своих собственных целей, лучше взять паяльник и поместить провод или перемычку, а не собирать эти крошечные так называемые 0-омные резисторы.
Но если вы делаете устройство для массового производства и работаете над брендом, вы должны использовать резисторы с нулевым сопротивлением, а не перемычки, поскольку все ваши конкуренты делают то же самое из-за вышеупомянутых причин и преимуществ.
Какое сопротивление имеют провода «нулевого сопротивления»? Сравниваем со стандартными проводами
Какое сопротивление имеют провода «нулевого сопротивления»? Сравниваем со стандартными проводами
Всем привет.
Я думаю, что многие слышали про «провода нулевого сопротивления». А некоторые даже может и ездят на них. Сегодня рассмотрим этот вопрос.
Обычный высоковольтный провод имеет определенное сопротивление. Также играет роль и длина провода на сопротивление — чем больше длина провода — тем больше сопротивление.
Провода к разным автомобилям — имеют разное сопротивление. Например у меня на Авео — новые, заводские высоковольтные провода имеют примерно 2,5 и до 4,5 кОм сопротивления. Считается, что провода в рабочем состоянии с сопротивлением до 10 кОм. Если сопротивление больше — рекомендуется заменить высоковольтные провода. Но многие понимают что нулевого сопротивления быть тоже не может.
Лучше проводить измерения более точным оборудованием, но у меня есть только тестер (мультиметр). Купил себе 2 метра высоковольтного провода для вывесок — он подходит и для автомобиля. Также купил себе готовый, новый комплект высоковольтных проводов из этого провода для вывесок. Давайте посмотрим какое же таки сопротивление имеют эти провода.
Для замера сопротивления на высоковольтных проводах обычно на мультиметре выставляют на измерение сопротивления на 20 кОм. И если на этом значении мультиметра проверить так званный провод нулевого сопротивления — действительно будет показывать 0 кОм.
Но если поставим измеряемое значение на самую маленькую измеряемую величину сопротивления на мультиметре — мы увидим данные сопротивления — это примерно от 0,1-0,3 кОм. Да сопротивление намного меньшее, чем на стандартных проводах, но всё же есть.
Также скажу что проездил на этих проводах, с таким маленьким сопротивлением около месяца уже. Мне нравятся эти провода. Провалов вообще не стало. В следующем видео сделаем себе из старых и негодных проводов — новые, из этого высоковольтного провода с таким маленьким сопротивлением.
Более детально — есть видео на моем YouTube канале:
Ещё видеоматериал по этой тематике:
Замер мультиметром (тестером) сопротивления на новых высоковольтных проводах
Основные признаки неисправности датчика положения коленчатого вала(ДПКВ), проверка работоспособности
Как измерить утечку тока аккумулятора (АКБ) на автомобиле
ПРОБЛЕМА С ГБО — НЕ ПЕРЕХОДИТ НА ГАЗ. ЗАМЕНА MAP ДАТЧИКА
ДИАГНОСТИКА, ПРОВЕРКА КАТУШКИ ЗАЖИГАНИЯ НА ШЕВРОЛЕ АВЕО (CHEVROLET AVEO)
ПРОВЕРКА МУЛЬТИМЕТРОМ И ЗАМЕНА ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ПРОВОДОВ НА ШЕВРОЛЕ АВЕО (CHEVROLET AVEO
Закон Ома
Сопротивление
Представьте, что есть труба, в которую затолкали камни. Вода, которая протекает по этой трубе, станет течь медленнее, потому что у нее появилось сопротивление. Точно также будет происходить с электрическим током.
Теперь сделаем «каменный участок» длиннее, то есть добавим еще камней. Воде будет еще сложнее течь.
Сделаем трубу шире, оставив количество камней тем же — воде полегчает, поток увеличится.
Теперь заменим шероховатые камни, которые мы набрали на стройке, на гладкие камушки из моря. Через них проходить тоже легче, а значит сопротивление уменьшается.
Электрический ток реагирует на эти параметры аналогичным образом: при удлинении проводника сопротивление увеличивается, при увеличении поперечного сечения (ширины) проводника сопротивление уменьшается, а если заменить материал — изменится в зависимости от материала.
Эту закономерность можно описать следующей формулой:
Сопротивление
R = ρ l/S
R — сопротивление [Ом]
l — длина проводника [м]
S — площадь поперечного сечения [мм^2]
ρ — удельное сопротивление [Ом*мм^2/м]
Единица измерения сопротивления — Ом. Названа в честь физика Георга Ома.
Площадь поперечного сечения проводника и удельное сопротивление содержат в своих единицах измерения мм^2. В таблице удельное сопротивление всегда дается в такой размерности, да и тонкий проводник проще измерять в мм^2. При умножении мм^2 сокращаются и мы получаем величину в СИ.
Но это не отменяет того, что каждую задачу нужно проверять на то, что там мм^2 в обеих величинах! Если это не так, то нужно свести не соответствующую величину к мм^2.
Таблица удельных сопротивлений различных материалов
Константан ( сплав Ni-Cu + Mn)
Нейзильбер (сплав меди цинка и никеля)
Никелин ( сплав меди и никеля)
Нихром ( сплав никеля хрома железы и марганца)
Резистор
Все реальные проводники имеют сопротивление, но его стараются сделать незначительным. В задачах вообще используют словосочетание «идеальный проводник», а значит лишают его сопротивления.
Из-за того, что проводник у нас «кругом-бегом-такой-идеальный», чаще всего за сопротивление в цепи отвечает резистор. Это устройство, которое нагружает цепь сопротивлением.
Вот так резистор изображается на схемах:
В школьном курсе физики используют Европейское обозначение, поэтому запоминаем только его. Американское обозначение можно встретить, например, в программе Micro-Cap, в которой инженеры моделируют схемы.
Вот так резистор выглядит в естественной среде обитания:
Полосочки на нем показывают его сопротивление.
На сайте компании Ekits, которая занимается продажей электронных модулей, можно выбрать цвет резистора и узнать значение его сопротивления:
О том, зачем дополнительно нагружать сопротивлением цепь, мы поговорим в этой же статье чуть позже.
Реостат
Есть такие выключатели, которые крутишь, а они делают свет ярче-тусклее. В такой выключатель спрятан резистор с переменным сопротивлением — реостат.
Стрелка сверху — это ползунок. По сути, он отсекает ту часть резистора, которая находится от него справа. То есть, если мы двигаем ползунок вправо — мы увеличиваем длину резистора, а значит и сопротивление. И наоборот — двигаем влево и уменьшаем.
По формуле сопротивления это очень хорошо видно, так как длина проводника находится в числителе:
Сопротивление
R = ρ l/S
R — сопротивление [Ом]
l — длина проводника [м]
S — площадь поперечного сечения [мм^2]
ρ — удельное сопротивление [Ом*мм^2/м]
Закон Ома для участка цепи
С камушками в трубе все понятно, но не только же от них зависит сила, с которой поток воды идет по трубе — от насоса, которым мы эту воду качаем, тоже зависит. Чем сильнее качаем, тем больше течение. В электрической цепи функцию насоса выполняет источник тока.
Например, источником может быть гальванический элемент (привычная батарейка). Батарейка работает на основе химических реакций внутри нее. Эти реакции выделяют энергию, которая потом передается электрической цепи.
У любого источника обязательно есть полюса — «плюс» и «минус». Полюса — это его крайние положения, по сути клеммы, к которым присоединяется электрическая цепь. Собственно, ток как раз течет от «+» к «-».
У нас уже есть две величины, от которых зависит электрический ток в цепи — напряжение и сопротивление. Кажется, пора объединять их в закон.
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на его концах и обратно пропорциональна его сопротивлению.
Математически его можно описать вот так:
Закон Ома для участка цепи
I = U/R
R — сопротивление [Ом]
Напряжение измеряется в Вольтах и показывает разницу между двумя точками цепи: от этой разницы зависит, насколько сильно будет течь ток — чем больше разница, тем выше напряжение и ток будет течь сильнее.
Сила тока измеряется в Амперах, а подробнее о ней вы можете прочитать в нашей статье 😇
Давайте решим несколько задач на Закон Ома для участка цепи.
Задача раз
Найти силу тока в лампочке накаливания, если торшер включили в сеть напряжением 220 В, а сопротивление нити накаливания равно 880 Ом.
Решение:
Возьмем закон Ома для участка цепи:
Ответ: сила тока, проходящего через лампочку, равна 0,25 А
Давайте усложним задачу. И найдем силу тока, знаю все параметры для вычисления сопротивления и напряжение.
Задача два
Найти силу тока в лампочке накаливания, если торшер включили в сеть напряжением 220 В, а длина нити накаливания равна 0,5 м, площадь поперечного сечения 0,01 мм^2, а удельное сопротивление нити равно 1,05 Ом*мм^2/м.
Решение:
Сначала найдем сопротивление проводника.
Площадь дана в мм^2, а удельное сопротивления тоже содержит мм^2 в размерности.
Это значит, что можно подставлять значения без перевода в СИ:
R = 1,05*0,5/0,01 = 52,5 Ом
Теперь возьмем закон Ома для участка цепи:
Ответ: сила тока, проходящего через лампочку, приблизительно равна 4,2 А
А теперь совсем усложним! Определим материал, из которого изготовлена нить накаливания.
Задача три
Из какого материала изготовлена нить накаливания лампочки, если настольная лампа включена в сеть напряжением 220 В, длина нити равна 0,5 м, площадь ее поперечного сечения равна 0,01 мм^2, а сила тока в цепи — 8,8 А
Решение:
Возьмем закон Ома для участка цепи и выразим из него сопротивление:
Подставим значения и найдем сопротивление нити:
Теперь возьмем формулу сопротивления и выразим из нее удельное сопротивление материала:
Подставим значения и получим:
ρ = 25*0,01/0,5 = 0,5 Ом*мм^2/м
Обратимся к таблице удельных сопротивлений материалов, чтобы выяснить, из какого материала сделана эта нить накаливания.
Таблица удельных сопротивлений различных материалов
Константан ( сплав Ni-Cu + Mn)
Нейзильбер (сплав меди цинка и никеля)
Никелин ( сплав меди и никеля)
Нихром ( сплав никеля хрома железы и марганца)
Ответ: нить накаливания сделана из константана.
Закон Ома для полной цепи
Мы разобрались с законом Ома для участка цепи. А теперь давайте узнаем, что происходит, если цепь полная: у нее есть источник, проводники, резисторы и другие элементы.
В таком случае вводится Закон Ома для полной цепи: сила тока в полной цепи равна отношению ЭДС цепи к ее полному сопротивлению.
Так, стоп. Слишком много незнакомых слов — разбираемся по-порядку.
Что такое ЭДС и откуда она берется
ЭДС расшифровывается, как электродвижущая сила. Обозначается греческой буквой ε и измеряется, как и напряжение, в Вольтах.
Химическая реакция внутри гальванического элемента (это синоним батарейки) происходит с выделением энергии в электрическую цепь. Именно эта энергия заставляет частицы двигаться по проводнику.
Зачастую напряжение и ЭДС приравнивают и говорят, что это одно и то же. Формально, это не так, но при решении задач чаще всего и правда нет разницы, так как эти величины обе измеряются в Вольтах и определяют очень похожие по сути своей процессы.
В виде формулы Закон Ома для полной цепи будет выглядеть следующим образом:
Закон Ома для полной цепи
I = ε/(R + r)
R — сопротивление [Ом]
r — внутреннее сопротивление источника [Ом]
Любой источник не идеален. В задачах это возможно («источник считать идеальным», вот эти вот фразочки), но в реальной жизни — точно нет. В связи с этим у источника есть внутреннее сопротивление, которое мешает протеканию тока.
Решим задачу на полную цепь.
Задачка
Найти силу тока в полной цепи, состоящей из одного резистора сопротивлением 3 Ом и источником с ЭДС равной 4 В и внутренним сопротивлением 1 Ом
Решение:
Возьмем закон Ома для полной цепи:
Ответ: сила тока в цепи равна 1 А.
Когда «сопротивление бесполезно»
Электрический ток — умный и хитрый парень. Если у него есть возможность обойти резистор и пойти по идеальному проводнику без сопротивления, он это сделает. При этом с резисторами просто разных номиналов это не сработает: он не пойдет просто через меньшее сопротивление, а распределится согласно закону Ома — больше тока пойдет туда, где сопротивление меньше, и наоборот.
А вот на рисунке ниже сопротивление цепи равно нулю, потому что ток через резистор не пойдет.
Ток идет по пути наименьшего сопротивления.
Теперь давайте посмотрим на закон Ома для участка цепи еще раз.
Закон Ома для участка цепи
I = U/R
R — сопротивление [Ом]
Подставим сопротивление, равное 0. Получается, что знаменатель равен нулю, а на математике говорят, что на ноль делить нельзя. Но мы вам раскроем страшную тайну, только не говорите математикам: на ноль делить можно. Если совсем упрощать такое сложное вычисление (а именно потому что оно сложное, мы всегда говорим, что его нельзя производить), то получится бесконечность.
Такой случай называют коротким замыканием — когда величина силы тока настолько велика, что можно устремить ее к бесконечности. В таких ситуациях мы видим искру, бурю, безумие — и все ломается.
Это происходит, потому что две точки цепи имеют между собой напряжение (то есть между ними есть разница). Это как если вдоль реки неожиданно появляется водопад. Из-за этой разницы возникает искра, которую можно избежать, поставив в цепь резистор.
Именно во избежание коротких замыканий нужно дополнительное сопротивление в цепи.
Параллельное и последовательное соединение
Все это время речь шла о цепях с одним резистором. Рассмотрим, что происходит, если их больше.
Резисторы следуют друг за другом
Между резисторами есть два узла
Узел — это соединение трех и более проводников
Сила тока одинакова на всех резисторах
Сила тока, входящего в узел, равна сумме сил токов, выходящих из него
Общее напряжение цепи складывается из напряжений на каждом резисторе
Напряжение одинаково на всех резисторах
Общее сопротивление цепи складывается из сопротивлений каждого резистора
Общее сопротивление для бесконечного количества параллельно соединенных резисторов
1/R = 1/R1 + 1/R2 + … + 1/Rn
Общее сопротивление для двух параллельно соединенных резисторов
Общее сопротивление бесконечного количества параллельно соединенных одинаковых резисторов
Зачем нужны эти соединения, если можно сразу взять резистор нужного номинала?
Начнем с того, что все электронные компоненты изготавливаются по ГОСТу. То есть есть определенные значения резисторов, от которых нельзя отойти при производстве. Это значит, что не всегда есть резистор нужного номинала и его нужно соорудить из других резисторов.
Параллельное соединение также используют, как «запасной аэродром»: когда на конечный результат общее сопротивление сильно не повлияет, но в случае отказа одного из резисторов, будет работать другой.
Признаемся честно: схемы, которые обычно дают в задачах (миллион параллельно соединенных резисторов, к ним еще последовательный, а к этому последовательному еще миллион параллельных) — в жизни не встречаются. Но навык расчета таких схем впоследствии упрощает подсчет схем реальных, потому что так вы невооруженным глазом отличаете последовательное соединение от параллельного.
Решим несколько задач на последовательное и параллельное соединение.
Задачка раз
Найти общее сопротивление цепи.
R1 = 1 Ом, R2 = 2 Ом, R3 = 3 Ом, R4 = 4 Ом.
Решение:
Общее сопротивление при последовательном соединении рассчитывается по формуле:
R = R1 + R2 + R3 + R4 = 1 + 2 + 3 + 4 = 10 Ом
Ответ: общее сопротивление цепи равно 10 Ом
Задачка два
Найти общее сопротивление цепи.
Решение:
Общее сопротивление при параллельном соединении рассчитывается по формуле:
R = (R1 * R2)/R1 + R2 = 4*2/4+2 = 4/3 = 1 ⅓ Ом
Ответ: общее сопротивление цепи равно 1 ⅓ Ом
Задачка три
Найти общее сопротивление цепи, состоящей из резистора и двух ламп.
R1 = 1 Ом, R2 = 2 Ом, R3 = 3 Ом
Решение:
Сначала обозначим, что лампы с точки зрения элемента электрической цепи не отличаются от резисторов. То есть у них тоже есть сопротивление, и они также влияют на цепь.
В данном случае соединение является смешанным. Лампы соеденены параллельно, а последовательно к ним подключен резистор.
Сначала посчитаем общее сопротивление для ламп. Общее сопротивление при параллельном соединении рассчитывается по формуле:
Rламп = (R2 * R3)/R2 + R3 = 2*3/2+3 = 6/5 = 1,2 Ом
Общее сопротивление при последовательном соединении рассчитывается по формуле:
R = R1 + Rламп = 1 + 1,2 = 2,2 Ом
Ответ: общее сопротивление цепи равно 2,2 Ом.
Наконец-то, последняя и самая сложная задача! В ней собрали все самое серьезное из этой статьи 💪.
Задачка четыре со звездочкой
К аккумулятору с ЭДС 12 В, подключена лампочка и два параллельно соединенных резистора сопротивлением каждый по 10 Ом. Известно, что ток в цепи 0,5 А, а сопротивление лампочки R/2. Найти внутреннее сопротивление аккумулятора.
Решение:
Найдем сначала сопротивление лампы.
Rлампы = R/2 = 10/2 = 5 Ом
Теперь найдем общее сопротивление двух параллельно соединенных резисторов.
Rрезисторов = (R * R)/R + R = R^2)/2R = R/2 = 10/2 = 5 Ом
И общее сопротивление цепи равно:
R = Rлампы + Rрезисторов = 5 + 5 = 10 Ом
Выразим внутреннее сопротивление источника из закона Ома для полной цепи.
r = 12/0,5 — 10 = 14 Ом
Ответ: внутреннее сопротивление источника равно 14 Ом.