что значит отдавать десятину богу
Важный аспект взаимоотношений с Богом
Некоторое время назад в своем блоге я говорил с Вами об одном из фундаментальных законов Божьего царства – законе сеяния и жатвы. Я поделился с Вами важной и полезной информацией о том, как действует этот закон, а также рассказал историю из своей жизни.
К моему удивлению, эта тема вызвала большой резонанс. Я сужу об этом по тому количеству вопросов и комментариев, которые были получены в ответ на эту статью. Люди реагировали как позитивно, так и крайне негативно. Особенно много откликов касалось вопросов десятины. Видя такой резонанс, я решил написать отдельную статью, в которой хочу изложить Библейский взгляд на десятину.
Вопросы о десятине в христианском мире вызывают много споров. В разногласиях и спорах о жертвоприношении Богу нет ничего нового, это очень старый спор. Вспомните, что первое несогласие, о котором мы знаем из Библии, возникло между людьми именно в вопросе жертвоприношения, когда Каин обиделся на Авеля из-за жертвы. Лично у меня нет желания с кем-то спорить.
В этой статье я хочу рассказать, что я вижу в Священном Писании о десятине и во что верю лично я. По опыту могу сказать, что если кто-то решил, что десятина для него необязательна и неважна, то переубедить такого человека непросто, он все равно продолжит спорить. Для тех же, кто верит, что десятина – это важная часть взаимоотношений с Богом, это письмо будет дополнительным ободрением.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЕСЯТИНА ПРАВИЛОМ ВЕТХОГО ИЛИ НОВОГО ЗАВЕТА?
РАССМОТРИМ СУТЬ ДЕСЯТИНЫ
Когда человек отдаёт Богу десять процентов от своего дохода, он тем самым говорит себе, Богу и всем окружающим, что он не является самодостаточной личностью, которая прекрасно может позаботиться о себе сама, используя лишь свои силы, умения, знания и опыт. Отдавая десятину Творцу, человек признает Бога источником своих сил, знаний, доходов, обеспечения и всего, что у него есть!
Именно признание Бога обеспечителем побудило Авраама отдать десятину священнику Мелхиседеку за 430 лет до того, как был дан закон Моисея. Иаков сделал то же самое за 300 лет до Закона. Мне сложно сказать, знали или нет Авраам и Иаков о том, что всякая десятина на земле принадлежит Господу, о чём впоследствии будет написано в книге Левит 27:30. Но я уверен, что они знали, что Бог является источником обеспечения, и они признали этот факт, отдав Богу десятую часть.
ЧТО ГОВОРИТ О ДЕСЯТИНЕ ЗАКОН МОИСЕЯ
Итак, мы прояснили тот факт, что десятина не была нововведением Закона Моисея, она является принципом взаимоотношений с Богом и существовала задолго до того, как еврейский народ получил Закон. В законе Моисея израильскому народу даются точные правила и постановления относительно десятины: как правильно приносить десятину, от каких плодов и куда ее следует приносить. Также в Законе записаны другие практические вещи о десятине.
Однако из книги Малахии мы узнаём, что со временем израильтяне либо вообще переставали приносить десятину, либо приносили её, соблюдая лишь внешнюю форму, забыв о том, что десятина является принципом взаимоотношений. Заменив личное отношение формальным действием, народ начал приносить Богу худое, то, чем они сами не могли пользоваться из-за плохого качества.
НОВЫЙ ЗАВЕТ ИСПРАВЛЯЕТ ЭТУ ОШИБКУ
Он не отменяет десятину – он исправляет мотивацию и делает акцент на том, с каким отношением мы должны приносить дар Богу. Именно об этом говорит Писание во 2-м послании к Коринфянам 9:7:
«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог»
В Новом Завете Господь предостерегает нас от ошибок, которые допускали люди, живущие по принципам Ветхого Завета, принося десятину как долг перед законом, по принуждению.
Думаю, что для Вас, как и для меня, очень важно мнение нашего Господа по данной теме. Поэтому хочу напомнить, что Иисус говорит о жертве:
«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:15-22)
То есть необходимо отдавать должное Богу как верховной власти, а также отдавать должное государству как человеческой власти на земле. Касаясь вопроса о десятине, Иисус сказал, что фарисеи поступают правильно, отдавая десятину как с большого дохода, так и с самого маленького (См. Матф.23:23).
КУДА НАДО ОТДАВАТЬ ДЕСЯТИНУ?
Когда верующий наконец принимает решение отдавать десятину Господу, обычно у него возникает следующий вопрос: куда надо отдавать десятину? Десятину надо отдавать в поместную церковь. То место, которое для Вас является духовным домом. Лучше всего, когда человек посещает поместную церковь, подотчетен пастору и приносит десятину в эту церковь.
Но есть люди, которые в силу разных причин не могут посещать поместную церковь, но они духовно прилеплены к служению «Благая весть онлайн» и отправляют свою десятину в это служение. Мне это говорит о многом. Это значит, что эти люди считают «Благую весть онлайн» своим духовным домом и позволяют мне быть для них пастором. Я признателен им за это и ценю это доверие.
Десять причин давать десятину
Как-то я познакомился с одним человеком, который сказал мне: «А, вы тот самый проповедник, который заставляет своих прихожан отдавать церкви десятую часть своего дохода». «Нет, вы ошибаетесь, – ответил я. – Я не заставляю людей отдавать церкви десятую часть своей зарплаты; они отдают, если сами этого хотят. У меня нет права заставлять их. Люди, которые отдают десять процентов, или же десятину, делают это, потому что сами так захотели».
Почему люди приносят в церковь десятину? Причин много. Для себя я выявил, по крайней мере, десять причин, по которым я отдаю церкви десятую часть своих доходов. Хочу предложить вашему вниманию эти десять причин, так как они помогут вам лучше понять, какие благословения влечёт за собой приношение десятин и почему, согласно Библии, мы должны отдавать десятины.
1. Чтобы почтить Творца
«…Отдавайте… Божие Богу»
(Матфея 22:21)
«Господня – земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней»
(Псалом 23:1)
«Ибо вот, все души – Мои…»
(Иезекииль 18:4)
«Моё серебро и Моё золото, говорит Господь Саваоф»
(Аггей 2:8)
«И всякая десятина на земле… принадлежит Господу: это святыня Господня»
(Левит 27:30)
2. Чтобы получить своё наследие
«Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники»
(Галатам 3:29)
Авраам был первым, кто отдал десятину (см. Бытие 14:20). Внук Авраама, Иаков, тоже отдавал десятину (см. Бытие 28:22). Левий, потомок Авраама, отдавал десятину в лице Авраама. Десятину стали отдавать ещё до закона Моисеева. Как семя Авраамово и наследник обетования я признаю себя частью этой семьи тем, что отдаю десятину.
Иисус сказал иудеям:
«Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы»
(Иоанна 8:39)
Было бы неправильно называть себя детьми Авраама и в то же время игнорировать его один из самых примечательных и заслуживающих внимания примеров – отдавать десятину. Я отдаю десятину, будучи духовным потомком Авраама, отца верующих.
3. Чтобы исполнить завет
«Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее»
(2 Коринфянам 3:11)
Если сравнивать закон Моисея и Новый Завет, который мы получили через Иисуса, то Новый Завет стоит выше закона Моисея. В Послании к Евреям Новый Завет назван лучшим. Всё в Новом Завете лучше, чем в законе Моисея. И если даже по закону Моисея люди должны были приносить десятины, то тем более это должны делать мы, живущие по закону совершенному, закону свободы (см. Иакова 1:25), и должны делать это добровольно. Если мы считаем себя письмом Христовым, написанным не на каменных скрижалях, а на плотяных скрижалях сердца, и если мы стремимся исполнять Божьи заповеди не потому, что таково правило, а потому что мы обрели новую природу, – то мы должны с лёгкостью отдавать Господу десятую часть того, что принадлежит Ему (см. 2 Коринфянам 3:3-6).
Некоторые верующие говорят: «Мы не отдаём десятину, потому приносить десятину предписывал ветхозаветный закон, а мы живём по Новому Завету». Если так рассуждать, то получается, что мы можем и плохо обращаться с родителями, потому что это в Ветхом Завете, а не в Новом, написано:
«Почитай отца твоего и мать твою…»
(Исход 20:12)
Мы почитаем своих родителей и приносим десятину, потому что закон написан на наших сердцах Божьим Духом. Мы даём десятину добровольно и с готовностью, потому что Его Дух побуждает нас отдавать то, что, как сказал Бог, принадлежит Ему.
4. Чтобы показать свою любовь
«Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют её»
(Песня Песней 8:7)
Любовь является самой сильной мотивацией. Я видел наклейку на бампере «Если ты любишь Иисуса, посигналь!» Любой может посигналить. А Давид сказал:
«…нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу Богу моему жертвы, [взятой] даром…»
(2 Царств 24:24)
Лучше бы на бампере была другая наклейка – «Если ты любишь Иисуса, отдавай десятину». Те, кто искренне любит Господа, отдают не только десятину, но и пожертвования, и делают это не с сожалением и не по необходимости, а радостно, с любовью и с готовностью.
5. Чтобы выполнить своё обязательство
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину… сие надлежало делать, и того не оставлять»
(Матфея 23:23)
Иисус не критиковал фарисеев за то, что они давали десятину, наоборот, Он одобрил это и сказал, что им надлежит это делать. Слово «надлежит» подразумевает обязательство, долг. Отдавать десятину – это долг каждого христианина.
6. Чтобы избежать осуждения
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями»
(Малахия 3:8)
Люди, которые проявляют честность в бизнесе, выплачивают кредиты банку, отдают долги, не отдают Богу то, что принадлежит Ему. И это печально. Некоторые верующие спорят о том, должны ли они отдавать десятину. Но десятина принадлежит Господу, и Он ожидает, что мы будем её отдавать Ему. Он не дал нам права использовать десятину на свои цели, и человек подвергнется осуждению, если тратит Божьи деньги.
7. Чтобы способствовать распространению Евангелия
«Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования»
(1 Коринфянам 9:14)
Бог предопределил, что возможность обрести спасение люди будут получать через проповедь Евангелия (см. 1 Коринфянам 1:21).
«Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?»
(Римлянам 10:14)
Десятина предназначена Богом для того, чтобы материально поддерживать служения и служителей. В ветхозаветные времена левиты и священники были Божьими служителями для израильского народа, и они жили на приносимые им десятины. В Новом Завете Бог призвал людей поддерживать служителей Евангелия. Служители будут выполнять свою миссию гораздо более продуктивно, если у них не будет необходимости трудиться на какой-либо работе, чтобы добыть для себя и своей семьи средства к существованию, а всё своё время посвятят служению. Чтобы молиться и проповедовать Божье Слово, требуется много времени.
Это хорошо, когда человек зарабатывает себе на жизнь честным трудом. Также нет ничего плохого, когда и служитель зарабатывает себе на жизнь. Тем не менее Божья воля в том, чтобы служитель, проповедник Евангелия, жил от проповеди Евангелия. Бог, сказав Моисею написать, что люди не должны заграждать рта у вола молотящего, конечно же, имел в виду вовсе не вола, а трудящегося человека, который должен получать от своей работы средства к существованию. Следовательно служитель Евангелия должен зарабатывать себе на жизнь своим служением (см. 1 Коринфянам 9:9-14).
Некоторые служители испытывали большие финансовые трудности и лишения, когда отправлялись проповедовать Евангелие в бедствующие регионы. Если благодаря десятине у служителя может быть дом и одежда для него и всей его семьи, то почему мы удерживаем десятину, тем самым заставляя человека, которому следует посвятить себя проповеди Евангелия, ещё и трудиться на работе? Пастор должен жить на десятины и рабочий день посвящать Божьему труду.
8. Чтобы избежать проклятия
«Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня»
(Малахия 3:9)
Многие люди кладут свои деньги в дырявый кошелёк (см. Аггей 1:6). Они не отдают Богу десятину, а впоследствии тратят уйму денег на ремонт машины, лечение и на решение сотен других проблем, которых они могли бы избежать, если бы отдавали Богу десятину.
Бог сказал, что весь израильский народ был проклят, потому что не отдавал Богу должное. Бог сказал израильтянам принести золото Иерихона Ему, но Ахан взял слиток золота и спрятал его у себя в шатре. Этим он вызвал проклятие на себя и всю свою семью. Я не хочу навлечь на себя проклятие, поэтому отдаю десятину.
9. Чтобы наслаждаться Божьими благословениями
«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?»
(Малахия 3:10)
Бог благословляет людей, которые отдают десятину. У них не всегда есть больше денег, чем у других, не всегда у них есть и самая лучшая одежда, но они благословлены. Я настороженно отношусь к тем, кто уверяет: «Если вы дадите Богу рубль, он вернёт вам четыре рубля». Ожидание возврата денег в большем количестве, чем мы пожертвовали, не должно быть нашей мотивацией для даяния. Тем более Его вознаграждения в ответ на наши десятины не всегда бывают денежными.
Я хочу, чтобы Бог заметил меня и запомнил. Он заметил вдову, которая сделала пожертвование в храме. Он заметил, что пожертвовал Корнилий. Он заметил и то, что израильтяне не жертвовали. Он знает, сколько мы жертвуем и когда мы жертвуем.
Бог предложил нам испытать Его и посмотреть, не изольёт ли Он на нас благословения. Я испытал Его и пришёл к выводу, что лучше отдавать Богу то, что принадлежит Ему.
10. Чтобы быть примером
«…Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте»
(1 Тимофею 4:12)
Большую часть лет, отданных служению, я жил на десятины. Как я могу, получив десятины, не отдать десятую часть от этих десятин? Если бы я не делал этого, я бы не был примером для других в этом вопросе. Левиты получали десятины и отдавали десятую часть того, что получали (см. Неемия 10:38). Проповедники, которые живут на десятины прихожан, должны быть примером в том, чтобы отдавать десятую часть того, что они получают.
Десятина не дарует человеку спасение и жизнь вечную – чтобы обрести спасение, человек должен родиться свыше. Тем не менее человек будет благословлён Богом, если отдаёт десятину. Истинный христианин не просто отдаёт десятину – он делает это охотно.
Десятина в Библии
Среди многих, как верующих, так и неверующих, бытует следующее мнение о десятине: «Десятина это часть Ветхозаветного Закона. Его сегодня не нужно соблюдать, а стало быть, и десятину – тоже». Давайте выясним, насколько это мнение верно.
Учение о десятине подробно описано в Ветхозаветном Законе:
I. Учение ветхозаветного закона о десятине:
1. Что считалось десятиной?
Лев.27:30-32 «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено».
Данный отрывок свидетельствует о том, что десятина от земли включает в себя:
– десятую часть от плода земли,
– десятую часть от плода деревьев и
– десятую часть от плода скота.
2. Каково было предназначение десятины?
Чис.18:21-32 «…а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела. И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, – и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого. И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания; и не понесете за это греха, когда принесете лучшее из сего; и посвящаемого сынами Израилевыми не оскверните, и не умрете».
Данный отрывок свидетельствует о предназначении десятины народа Израилева. Десятина должна была пойти на нужды Священников и Левитов – служителей в скинии собрания, а позже – Храма Божия. Об этом же свидетельствует Иез.44:29-30 «Они [левиты] будут есть от хлебного приношения, от жертвы за грех и жертвы за преступление; и все заклятое у Израиля им же принадлежит. И начатки из всех плодов ваших и всякого рода приношения, из чего ни состояли бы приношения ваши, принадлежат священникам; и начатки молотого вами отдавайте священнику, чтобы над домом твоим почивало благословение».
Итак, десятина израильтян шла на поддержания существования и служение левитов. Левиты же в свою очередь были призваны отдавать Богу десятину с полученной десятины. Десятина левитов шла на дотацию священников: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, – и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого» ( Чис.18:25-29 ).
3. Почему с народа собиралась десятина для священников и левитов?
Когда израильский народ пришёл в землю обетованную, Господь разделил всю землю между коленами Израиля. Каждому колену Он дал свой удел. Но не все 12 колен получили землю, а только 11. Левиты – то есть потомки Левия – не получили земельного удела в земле обетованной, поскольку Господь избрал их и отделил на служение Богу: Чис.18:22-24 «…сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела». Нав.18:7 «…а левитам нет части между вами, ибо священство Господне есть удел их».
4. Куда сдавались десятины?
Втор.12:5-7, 11-12, 17-18 «… но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой. …тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите всё, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу; и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами. … Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих; но ешь сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, – ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими».
Данный отрывок свидетельствует о том, что Господь заповедал израильтянам приносить свои десятины в Иерусалимский храм – место обитания Господа Бога.
Пророк Малахия призывал неверных в десятине и приношении израильтян принести всё, что они задолжали Богу, в «дом хранилища» – в дом Божий: Мал.3:8-12 «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф».
5. Год десятины
Втор.26:12-15 «Когда ты отделишь все десятины произведений земли твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома моего святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл; я не ел от нее в печали моей, и не отделял её в нечистоте, и не давал из нее для мёртвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил всё, что Ты заповедал мне; призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам – так как Ты клялся отцам нашим дать нам землю, в которой течет молоко и мёд». Данный отрывок свидетельствует о том, что каждый третий год считался годом десятины. В этот год десятины собирались по месту жительства и складывались в поместный накопитель десятины для того, чтобы кормить местных левитов, пришельцев, сирот и вдов.
Дополнительные места Писания о десятине:
Неем.10:32-39 «И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего: на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего. И бросили мы жребии о доставке дров, священники, левиты и народ, когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жертвеннике Господа Бога нашего, по написанному в законе. И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего. И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой, потому что в эти комнаты как сыны Израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло. Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники, и певцы. И мы не оставим дома Бога нашего».
Неем.12:44-45 «В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов, потому что Иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов, которые совершали службу Богу своему и дела очищения и были певцами и привратниками по установлению Давида и сына его Соломона».
Ветхозаветная десятина являлась способом выражения благодарности Богу за всё, что человек имел, а также признанием того, что Господь является владельцем всего.
Почитание Господа материальными благами в Ветхозаветные времена являлось неотъемлемой частью поклонения, которое не оставалось незамеченным и невознаграждённым Богом: Притч.3:9-10 «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином».
II. Десятина и Новый Завет
1. Новый Завет о ветхозаветной десятине
Лк.18:11-12 «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
Евр.7:5 «Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых».
Эти три отрывка из Нового Завета относятся к еврейской практике давать десятину, которая предназначалась для левитов и священников – служителей Ветхого Завета.
2. Новый Завет о материальной поддержке служителей
В Новом Завете нет ни одного стиха, который бы заповедовал христианам отдавать десятину – 10% от своего дохода. Однако Новый Завет не отрицает ветхозаветный принцип «спонсирования» служителей. Как и в Ветхозаветные времена Божьи служители имели право существовать от десятины, так же и служители Нового Завета имеют право жить от благовествования: 1Кор.9:7-14 «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования».
Сам Господь Иисус, когда посылал Своих учеников проповедовать, заповедал им следующее: Мф.10:9-10 «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания».
Каким образом проповедующий Евангелие может жить от благовествования?
Это возможно только в том случае, если он будет жить от пожертвований. И Слово Божье призывает нас делиться: Гал.6:6 «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». 1Тим.5:17-18 «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей».
3. Новый Завет о пожертвованиях
Даяние в Новом Завете не ограничивается десятиной от доходов. Поскольку всё, что мы имеем, принадлежит Богу (а также и мы сами, согласно 1Кор.6:19 ), то мы должны быть верными и благоразумными управителями всего, что нам доверил Господь.
Новый Завет призывает христиан не только поддерживать служителей, но и быть щедрыми по отношению к нуждающимся, особенно к братьям и сестрам по вере. Согласно новозаветному учению, даяние должно быть добровольным и щедрым: 1Кор.16:1-3 «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим».
Пожертвования на нужды церквей, согласно Новозаветному учению, является доказательством христианской любви: 2Кор.8:24 «Итак перед лицом церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами».
Слово Божье призывает нас быть щедрыми и доброхотными в своих даяниях: 2Кор.9:6-11 «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».
Сегодня некоторые утверждают, что поскольку в Новом Завете нигде нет повеления о десятине, то он отменяет Ветхозаветную десятину. Но сам факт, что заповеди о десятине в Новом Завете нет, должно заставить нас задуматься, а случайно ли это? Нет, не случайно. Господь просто не хочет ограничивать нашу щедрость.
Один христианин сказал в связи с этим: «Для Бога важна не сумма, жертвуемая нами, а состояние сердца, с которым мы это делаем. Возьмем в пример раннюю церковь, когда люди с радостью продавали всё что имели! А знаете почему? Потому что у них было нечто большее. Им не было жалко расставаться со своим имуществом. Это делалось не под страхом наказания, а от исполнения Божьим Царствием внутри. Мы же, когда отсчитываем 10% дохода, чтобы случайно не отдать лишнего, оскорбляем Бога».
Конечно, лично Богу десятины не нужны. Более того, Ему вообще ничего не нужно, ибо у Него все есть: Ему принадлежит вся вселенная. Десятины же, во-первых, нужны нам самим: для проверки и укрепления, для очистки наших сердец от сребролюбия и жадности («Ибо доброхотно дающего любит Бог» 2Кор.9:7 ).
Во-вторых, десятины нужны церкви для содержания служителей. Задумайтесь, разве во времена Ветхого Завета Бог не мог кормить левитов сверхъестественным образом, например, манной? Для Господа нет ничего невозможного. Однако Он сказал, что именно Израиль будет их уделом. Левиты жили на те десятины, которые приносили евреи в храм. Аналогичным образом от новозаветных десятин и пожертвований существуют сегодня служители и миссионеры.
III. Десятина вне Ветхого и Нового заветов
Десятина – не является нововведением Ветхозаветного Закона, как думают и утверждают многие. Практика даяния десятой части дохода Богу существовала у многих народов древнего мира. Об этом свидетельствует факт, что Авраам (по национальности халдей) отдал десятую часть добычи Мелхиседеку – «царю Салимскому» и «священнику Бога Всевышнего». Об этом сказано в Быт.14:17-20 «Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».
Позже Иаков поклялся отдать Богу десятину из всего, что у него есть, если Бог прибудет с ним во все дни, дарует ему пропитание и в мире вернёт его в дом отца: Быт.28:20-22 «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Заметьте, это произошло задолго до Закона, который Бог дал народу Израилеву через Моисея. Таким образом, мы видим, что учение о десятине не ограничивается повелением Ветхозаветного Закона. А стало быть, учение о десятине не может быть отменено Новым Заветом.