что значит отступление слогового принципа русской графики

Слоговой принцип русской графики. Отступления от слогового принципа графики.

что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть фото что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть картинку что значит отступление слогового принципа русской графики. Картинка про что значит отступление слогового принципа русской графики. Фото что значит отступление слогового принципа русской графики что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть фото что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть картинку что значит отступление слогового принципа русской графики. Картинка про что значит отступление слогового принципа русской графики. Фото что значит отступление слогового принципа русской графики что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть фото что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть картинку что значит отступление слогового принципа русской графики. Картинка про что значит отступление слогового принципа русской графики. Фото что значит отступление слогового принципа русской графики что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть фото что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть картинку что значит отступление слогового принципа русской графики. Картинка про что значит отступление слогового принципа русской графики. Фото что значит отступление слогового принципа русской графики

что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть фото что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть картинку что значит отступление слогового принципа русской графики. Картинка про что значит отступление слогового принципа русской графики. Фото что значит отступление слогового принципа русской графики

что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть фото что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть картинку что значит отступление слогового принципа русской графики. Картинка про что значит отступление слогового принципа русской графики. Фото что значит отступление слогового принципа русской графики

Основной принцип русской графики буквосочетательный (слоговой). Необходим для того, чтобы отобразить мягкость согласного, для которого нет звуков, их обозначающих. Но этим хвуком мы можем пользоваться только в двух позициях: в абсолютном конце и после твердого согласного. Также мягкость можем обозначить последующими я,е,ё,ю,и. Таким образом, слоговой принцип реализуется при обозначении мягкости согласных.

В рамки слогового принципа включено обозначение [j], буква й. Я, е, ё, ю после гласной или после твердого/мягкого знака.

Наряду с соблюдением принципа, есть случаи отступления от него:

· Сочетание ча/ща с буквой а

· Обозначение [j] в заимствованных словах йод [jот]

· Буквосочетание ьо в словах бульон, шампиньон, шиньон

Характеристика графем (букв):

Значение буквы – соотношение с передаваемой ею фонемой.

Однозначные буквы – обозначают один звук (а,о,э,у,ы,ц,ш,щ,ч,ж,й,ъ)

Многозначные (е,ё,ю,я, остальные согласные)

Графический анализ слова предполагает звуко-буквенные соответствия характеристики звуков.

18.Звук и фонема. Дифференциальные признаки фонемы. Звуковой состав фонемы. Понятие звукотипа. Аллофоны.

Фонему нельзя произнести, произносятся только разновидности (оттенки) фонем в разных условиях – положениях в слове и в окружении различных «звуков-соседей»

· при замене одной фонемы на другую получится другое слово ( ом — ом);

· при изменении порядка следования фонем также получится другое слово ( — );

· при удалении фонемы также получится другое слово (т он — тон).

Звук речи – это элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук — это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию.

Дифференциальные признаки необходимы для различения значимых единиц (сигнификативная функция), интегральные признаки в большинстве случаев выполняют предсказательную функцию.

В СПФШ все признаки признаются дифференциальными признаками. У всех согласных набор дифференциальных признаков:

· способ образования,

· твердость/мягкость,

· глухость/звонкость,

· шумность/сонорность.

что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть фото что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть картинку что значит отступление слогового принципа русской графики. Картинка про что значит отступление слогового принципа русской графики. Фото что значит отступление слогового принципа русской графики

· Подъем

У фонем в языке важное назначение — различать разные слова, разные морфемы. Слова дом, том, сом, ром, ком, лом различаются начальными звуками [д], [т], [с], [р], [к], [л]. Эти звуки здесь представители разных фонем. В словах бар, бор, бур звуки [а], [о], [у] — представители фонем

С физической точки зрения каждый такой звуковой образ представлен в речи не тождественными акустическими процессами. Он может быть произнесён высоким или низким, мужским или женским голосом. Более того, в зависимости от соседних звуков, реальные параметры звукового образа могут меняться в определённых пределах. Так что, эти звуковые образы, различаемые языком, являются собственно не звуками, а некоторыми множествами звуков, типами звуков – звукотипами.

Звукотипы – это множества реальных звуков речи, области в пространстве звучаний, границы которых задаются определёнными физическими (акустическими) параметрами. Если звуки речи различаются по принадлежности к звукотипам, значит в слуховой системе человека должны храниться некие образы звуков, эталоны звукотипов, сравнение с которыми позволяет языковому механизму относить каждый звук речи к определённому звукотипу. Кроме того, в языковом механизме должно содержаться умение производить звуки, относящиеся к определённым звукотипам. Эти умения представляют собой программы управления речевыми органами, которые обеспечивают произнесение того или иного звука.

Источник

Методическое воспоминание. Слоговой принцип

что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть фото что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть картинку что значит отступление слогового принципа русской графики. Картинка про что значит отступление слогового принципа русской графики. Фото что значит отступление слогового принципа русской графики

Слоговой принцип русской графики

Соотношение между буквами и фонемами в русском языке определяется действием слогового принципа.

Слоговой принцип проявляется в двух случаях:

При обозначении твердости и мягкости согласных, стоящих в пределах одного слога перед гласными звуками

Сравним: 1) нос 2)нёс 1) мал 2) мял

[нос] [н ‘ ос] [мал] [м ‘ ал]

В первом случае гласные буквы «о» «а» обозначают, во-первых, звуки [о] [а], во-вторых, обозначают твердость предшествующих согласных звуков.

Во втором случае гласные буквы «ё» «я», во-первых, обозначают звуки [о] [а], во-вторых – мягкость предшествующих согласных звуков.

Таким образом твердость согласных обозначается употреблением после них букв: а, о, э, у, ы; мягкость – я, е, ё, ю, и.

Такое проявление слогового принципа русской графики дает экономию нашему письму, так как каждая пара согласных фонем по твердости-мягкости обозначаются одной буквой: > >

Отступление от слогового принципа наблюдается при передаче на письме фонем (ж, ш, ц, ч, ш ‘ ).

Например, после «ж» мы пишем всегда «и», но все равно [ж] всегда твердые, после «ч» пишем «а», но всегда мягкая.

2. Слоговой принцип проявляется при обозначении на письме.

вместе с последующей гласной передается одной гласной ётированной буквой в следующих случаях:

2)После разделит. ъ ь: ‘ уга>

3)После гласной фонемы:

слоговой принцип удобен для характеристики звуковой системы, для передачи на письме языковых единиц.

Но при морфологическом, морфемном разборе он вызывает затруднения.

Обозначение на письме

1. Фонема передается на письме буквой «й» в позиции не перед гласной:

а) в конце слова: май

б) перед согласной: майка.

2. В определенных случаях передаётся на письме буквами е, ё, ю, я, и (после мягкого знака: соловьи).

3. В некоторых заимствованных словах предается с помощью буквы «о» после разделит «ь»: бульон, почтальон.

Обозначение на письме твердых и мягких фонем.

в русском языке существует 14 пар согласных фонем по твердости – мягкости: п б в ф д т з с л м н р ж ш

п’ б’в’ф’д’т’ з’ с’л’м’н’р’ ж’ш’

Особых букв для многих фонем нет. Например, для мягких или для твердых.

Исключение составляет пара «ш, щ».

Таким образом, 13 согласных мягких или твердых согласных фонем обозначаются без введения особых букв.

Мягкость согласных фонем не письме обозначается следующим образом:

1. Если мягкая согласная фонема стоит не перед гласной, а на конце или в середине слова, то её мягкость обозначается сочетанием «согласная буква = «ь»: моль, мальчик.

2. если мягкая согласная фонема стоит перед гласной, то её мягкость обозначается йотированными буквами е, ё, ю, я, и: няня, нет, нес, нить, нюхать.

твердость согласных фонем передается следующим образом:

1 )В положении не перед гласными отсутствием «ь» с тол>;

2) В положении перед гласными с помощью букв а, о, у, ы.

Отступление от слогового принципа русской графики:

2.При обозначении заимствованных словах: со следующими гласными передаются с помощью буквы «й» и соответствующей гласной буквой: майор, район.

В некоторых заимствованных словах после букв согласных пишется «ьо»: бульон, батальон.

3. При написании букв е, э в заимствованных словах: партер (произносим пар[тэ]р), проект (про[экт]).

Источник

ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ СЛОГОВОГО ПРИНЦИПА

Графика и орфография

Слоговой принцип русской графики. Его целесообразность в условиях русской фонетической системы. Отступления от слогового принципа графики и их исторические причины.

В связи с тем, что в русском алфавите отсутствуют специальные буквы для обозначения мягких согласных, а на письме эта мягкость должна быть обозначена, чтобы обеспечить правильность чтения, в русской графике используется слоговой принцип. Это значит, что единицей письма и чтения выступает сочетание букв, передающее сочетание звуков. Наличие той или иной гласной буквы после согласной указывает на твердое или мягкое произношение (чтение) этой согласной. Так, в словах рад и ряд буква р читается по-разному, что зависит от гласной буквы, следующей за р; точно так же в слове угол л читается твердо, а в уголь — мягко, так как на мягкость указывает, буква ь.

Иначе говоря, при чтении учитывается не только та буква, которая обозначает согласный звук, но и та гласная, которая следует за ней. Так как такая сочетаемость согласной и гласной большей частью совпадает со слоговым членением слов, основной принцип русской графики и называется слоговым.

Слоговой принцип русской графики нарушается очень редко, и все эти нарушения связаны с написанием заимствованных слов. Отступление от слогового принципа наблюдается, во-первых, в тех случаях, когда для обозначения сочетания [j] с гласными [е] и [о] используются не буквы е, ё, а сочетания букв йе, йо: йеменский, йод, йот; район, майор; в некоторых же случаях сочетание [j] с [о] в заимствованных словах передается через ьо: батальон, почтальон, павильон. Такое же отступление, во-вторых, можно отметить и в тех случаях, когда после согласной пишется буква е, хотя согласный произносится твердо: антенна, партер, теннис, шоссе (ср., с другой стороны, сэр, мэр, пэри); написание е, а не э принято также и в ряде слов, где гласный, обозначаемый этой буквой, произносится после гласной как [э]: про[э]кт, ди[э\та.

Слоговой принцип русской графики в определенных случаях в качестве единицы письма выступает слог как цельный графический элемент, части которого взаимно обусловлены.

Случаи изменения слогового принципа.

2. для обозначения согласного звука [j] внутри слов и если слог заканчивается на [j] после гласного используется й (пойте, весной).

-после гласных (моя, поеду)

-после ъ, ь (объем, собьем)

Отступление от слогового принципа:

1. после всегда твердых ж, ш, ц гласные звуки обозначены и, е, ё, ю, я (жир, шест, цифра, жюри).

3. иноязычные слова. В них вместо ё пишется ьо (бульон, павильон).

4. написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу, йу (сельокруг, стройучасток, Дальуголь).

5. йо вместо ё в начале иноязычных слов (Нью-Йорк, йод).

6. отсутствие буквы для обозначения звука [ж’] (дрожжи).

Отсутствие обозначения ударного слога в слове.

ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ СЛОГОВОГО ПРИНЦИПА

Здесь тоже несколько разнородных случаев.

1. Обозначение йота в заимствованных словах

Отступают от слогового принципа некоторые случаи обозначения йота в заимствованных словах. В русских словах для передачи сочетаний «йот + /э/» или «йот + /о/» в начале слова в соответствии со слоговым принципом графики используют буквы е и ё: ель, ёлка; в заимствованных же словах данные сочетания в начале слова (сохраняя отдельность передачи на письме звука йот особой буквой, как это принято в языке-источнике) иногда передают буквами йе и йо: йеменский, йод, йот, Нью-Йорк и т.п. (в соответствии со слоговым принципом русской графики следовало бы писать: «еменский«, «ёд«, «ёт«, «Нью-Ёрк«).

Для передачи сочетаний йота со следующими гласными в русских словах после гласных в соответствии со слоговым принципом русской графики используются йотированные буквы (заём, свая, пою, трое и т.п.); в заимствованных же словах и в середине слова сочетания йота со следующим гласным могут передаваться с помощью буквы й и соответствующей гласной буквы, например: майор, район, майонез, майолика, фойе, фейерверк и т.п.

В русских словах для передачи сочетания «йот + гласный» после согласных букв всегда используются йотированные буквы (при этом после согласного ставятся разделительные ъ или ь): объём, подъём; в некоторых же типах заимствованных слов после согласных для передачи сочетания «йот + /о/» иногда пишется ьо: батальон, карманьола, котильон, медальон, миньон, павильон, почтальон, шиньон и т.п. Буква о получает при таком употреблении особое звуковое значение: /йо/. В русских словах буква о такого значения не имеет, и тем не менее подобные заимствованные слова читаются русскими правильно потому, что во всех русских словах, где после буквы ь следует гласная буква, перед гласной буквой непременно произносится йот: келья, певунья, лью, зелье, жилье и т.п. Буква ь перед гласной предупреждает о йоте. Заимствованные слова с сочетанием букв ьо становятся в этот же ряд.

Однако запрещаемые начертания типа почтальон вошли в письменную практику. Отступающие от слогового принципа русской графики современные написания с ьо (вместо ьё) объясняются тем, что в печати практически не употребляют букву ё. Если стремиться к правильному чтению подобных заимствованных слов, то их нельзя писать с ье. Ср.: «бульен«, «почтальен«, «павильен» и т.д., при чтении которых можно легко сбиться на произношение /бул’эн/ и т.д.

Буква е, при неупотреблении буквы ё, оказывается двояко-читаемой. При написании же заимствованных слов типа почтальон и т.п. есть возможность избежать этой двусмысленности буквы е: можно писать не ье, а ьо. От слогового принципа русской графики мы здесь отступаем (русские слова со звуками /йо/ после ь пишутся с е (вместо ё): льешь, льет, белье, жилье, рванье, воронье и т.д.), но эта непоследовательность окупается безошибочностью чтения (произношения) /о/, а не /э/ в заимствованных словах типа медальон, павильон, миньон и т.п.

Именно благодаря необязательности употребления буквы ё закрепились в русском письме и написания некоторых заимствованных слов с начальным йотом типа йог, йоркширский. Они не образуют больших словообразовательных гнезд, правильное их произношение не закрепляется частым употреблением, поэтому целесообразнее писать в них букву й.

Написание букв е и э после букв, обозначающих парные по твердости мягкости согласные

Отступлением от слогового принципа русской графики в современном русском письме является написание смягчающей буквы е после букв парных по твердости-мягкости согласных в тех случаях, когда они обозначают твердые согласные.

Поскольку буква е в заимствованных словах пишется и после букв, обозначающих мягкие согласные, и после букв, обозначающих твердые согласные (из числа, разумеется, парных), то для читающего является известной загадкой, как следует произносить буквосочетания бе, ве, де, не, фе и т.д. (в заимствованных словах): ко/фэ/ или ко/ф’э/, фо/нэ/тика или фо/н’э/тика, О/дэ/сса или О/д’э/сса и т.д.

До унификации колеблющихся написаний в 1956 г. в печати было довольно много двойных написаний: и с е, и с э, многие заимствованные слова писались, в соответствии с произношением, с буквой э, например: адэкватный, бэкон.

В 1956 г. решено было оставить написание буквы э после твердых согласных лишь в трех нарицательных словах: пэр, сэр, мэр и однокоренных, а также в именах собственных (см. § 9, п. 3 «Правил. «). Но написание буквы э после букв, обозначающих твердые согласные, все же, несмотря на правила, проникает в печать.

Написание букв е и э после гласных
и в абсолютном начале слова

В соответствии со слоговым принципом русской графики после гласных букв, а также в абсолютном начале слова для обозначения йота и последующего гласного звука пишутся буквы я, ю, ё, е (см. выше, с. 44). Однако в заимствованных словах на месте буквы е после гласных может произноситься /э/ без предшествующего йота. Так, весьма частотно произношение без йота слова проект. Зафиксировано произношение без йота и слов диета, абитуриент, диез и др.

В абсолютном начале слов буква э пишется тогда, когда в этой позиции произносится /э/ без предшествующего йота: этот, этакий, эра, эллин и т.п. (см. «Правила. «, § 8, 9, п. 1).

Однако нарушает слоговой принцип слово еканье (в таком написании оно приводится в Орфографическом словаре русского языка), которое произносится чаще без йота: /э/канье.

Источник

Слоговой принцип русской графики

что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть фото что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть картинку что значит отступление слогового принципа русской графики. Картинка про что значит отступление слогового принципа русской графики. Фото что значит отступление слогового принципа русской графики что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть фото что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть картинку что значит отступление слогового принципа русской графики. Картинка про что значит отступление слогового принципа русской графики. Фото что значит отступление слогового принципа русской графики что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть фото что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть картинку что значит отступление слогового принципа русской графики. Картинка про что значит отступление слогового принципа русской графики. Фото что значит отступление слогового принципа русской графики что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть фото что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть картинку что значит отступление слогового принципа русской графики. Картинка про что значит отступление слогового принципа русской графики. Фото что значит отступление слогового принципа русской графики

что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть фото что значит отступление слогового принципа русской графики. Смотреть картинку что значит отступление слогового принципа русской графики. Картинка про что значит отступление слогового принципа русской графики. Фото что значит отступление слогового принципа русской графики

Соотношение между буквами и фонемами в русском языке определяется действием слогового принципа.

Суть его в том, что за единицу письма и чтения берется не буква, а целый слог. В связи с этим буквы для передачи как гласных, так и согласных звуков читаются и пишутся с учетом соседних букв.

Слоговой принцип проявляется в двух случаях:

1. При обозначении твердости и мягкости согласных, стоящих в пределах одного слога перед гласными звуками

Сравним: 1) нос 2) нёс 1) мал 2) мял

[нос] [н ‘ ос] [мал] [м ‘ ал]

В первом случае гласные буквы «о» «а» обозначают, во-первых, звуки [о] [а], во-вторых, обозначают твердость предшествующих согласных звуков.

Во втором случае гласные буквы «ё» «я», во-первых, обозначают звуки [о] [а], во-вторых – мягкость предшествующих согласных звуков.

Таким образом твердость согласных обозначается употреблением после них букв: а, о, э, у, ы; мягкость – я, е, ё, ю, и.

Такое проявление слогового принципа русской графики дает экономию нашему письму, так как каждая пара согласных фонем по твердости-мягкости обозначаются одной буквой: ‘ > ‘ >

Отступление от слогового принципа наблюдается при передаче на письме фонем (ж, ш, ц, ч, ш ‘ ).

Например, после «ж» мы пишем всегда 2 и», но все равно [ж] всегда твердые, после «ч» пишем «а», но всегда мягкая.

2. Слоговой принцип проявляется при обозначении на письме.

вместе с последующей гласной передается одной гласной ётированной буквой в следующих случаях:

2) После разделит. ъ ь: ‘ уга>

3) После гласной фонемы:

слоговой принцип удобен для характеристики звуковой системы, для передачи на письме языковых единиц.

Но при морфологическом, морфемном разборе он вызывает затруднения.

Обозначение на письме

1. Фонема передается на письме буквой «й» в позиции не перед гласной:

а) в конце слова: май

б) перед согласной: майка.

2. В определенных случаях передаётся на письме буквами е, ё, ю, я, и (после мягкого знака: соловьи).

3. В некоторых заимствованных словах предается с помощью буквы «о» после разделит «ь»: бульон, почтальон.

Обозначение на письме твердых и мягких фонем.

По МФШ в русском языке существует 14 пар согласных фонем по твердости – мягкости: п б в ф д т з с л м н р ж ш

п’ б’в’ф’д’т’ з’ с’л’м’н’р’ ж’ш’

Особых букв для многих фонем нет. Например, для мягких или для твердых.

Исключение составляет пара «ш, щ».

Таким образом, 13 согласных мягких или твердых согласных фонем обозначаются без введения особых букв.

Мягкость согласных фонем не письме обозначается следующим образом:

1. Если мягкая согласная фонема стоит не перед гласной, а на конце или в середине слова, то её мягкость обозначается сочетанием «согласная буква = «ь»: моль, мальчик.

2. Если мягкая согласная фонема стоит перед гласной, то её мягкость обозначается йотированными буквами е, ё, ю, я, и: няня, нет, нес, нить, нюхать.

Твердость согласных фонем передается следующим образом:

1) В положении не перед гласными отсутствием «ь» с тол>;

2) В положении перед гласными с помощью букв а, о, у, ы.

Отступление от слогового принципа русской графики:

1. При написании гласных букв после шипящих и «ц», сравним: произносим [жоны], пишем «жёны».

2. При обозначении заимствованных словах: со следующими гласными передаются с помощью буквы «й» и соответствующей гласной буквой: майор, район.

В некоторых заимствованных словах после букв согласных пишется «ьо»: бульон, батальон.

3. При написании букв е, э в заимствованных словах: партер (произносим пар[тэ]р), проект (про[экт]).

Источник

Отступления от слогового принципа русской графики

1. Написание гласных после шипящих и Ц.

б) После букв ж, ш, обозначающих твердые согласные, пишется буква и, а не ы. Такое написание подчиняется правилам орфографии, а не графики. Также правилам орфографии подчиняется написание букв о-е после шипящих.

2. Обозначение йота в заимствованных словах.

В русских словах для передачи сочетания звуков [i + э][i + о] в начале слова в соответствии со слоговым принципом русской графики используются буквы е, е: ель, елка. В заимствованных словах сочетания [i + э][i + о] в начале слова иногда передаются буквами йе. йо: йод, Нью-Йорк. Кроме того, в русских словах для передачи сочетания йота с последующей гласной в позиции после гласной буквы и перед разделительными «ъ» и «ь» используются буквы е, е, ю, я. В заимствованных словах в середине слова после гласной и после согласной сочетание йота с последующим гласным может передаваться с помощью буквы «й» и соответствующей гласной буквы. Сравни: заем – майор, трое – фойе, льет – батальон. В словах типа батальон, почтальон, павильон буква «о» приобретает особое звуковое значение [йо], которого в русских словах не имеет.

3. Написание букв «е» и «э».

а) отступлением от слогового принципа русской графики в современном русском письме является написание смягчающей буквы «е» после твердых согласных. Буква «е» после букв, обозначающих парные твердые согласные, пишется в заимствованных словах (темп, тире), но не всегда (тенор, тема, теория).

Орфография

Орфография – это система правил написания слов.

Орфограмма – это такое написание в слове, которое выбирается из ряда графически возможных и отвечает определенному орфографическому принципу.

В русской орфографии выделяется 5 разделов:

1) передача буквами фонемного состава слов;

2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) способы переноса слов с оной строки на другую;

5) графические сокращения слов.

Каждый из этих разделов представляет собой систему правил, основанную на определенных принципах.

Основные принципы орфографии, возможные при звуковом письме

Звуковое письмо имеет 2 ступени: силлабическое и собственно звуковое (или буквенное).

При силлабическом (слоговом) письме особыми знаками изображаются не отдельные звуки, а целые слоги (например, японское письмо).

При собственно звуковом письме особыми знаками, а именно буквами, изображаются отдельные звуки, точнее фонемы. Такое звуковое письмо называют буквенным.

В основе современного правописания могут бежать следующие принципы:

1. Если орфография построена на фонетическом принципе, то буквы пишутся непосредственно по произношению (т.е. буква обозначает звук).

Обычно при своем возникновении любое звуковое письмо бывает фонетическим. Однако по мере развития языка произношение изменяется, а написания, более неподвижные по своей природе, что звучащая речь, остаются прежними.

2. Иногда бывает, что между написанием и произношением возникает очень большой разрыв. Так случилось с английской орфографией. Англичане пишут так, как говорили в 14 веке, хотя произнося написанное совершенно иначе.

В случаях значительных расхождений между письменной и устной формами речи говорят о традиционной орфографии (пишут, как писали раньше, т.е. по традиции).

3. Суть морфологического принципа заключается в том, что морфемы на письме передаются по возможности единообразно, несмотря на различное их произношение.

Правописание, строящееся на морфологическом принципе, внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определенных звеньях речи:

1) на стыке морфем и в абсолютном конце – для согласных (дубы – ду[п], [з]бить – [ш]шить, [с]уметь)4

В потоке речи одна и та же морфема может произносится по-разному. Если бы мы писали так слова, как произносим, то морфемный состав слова внешне не был бы ясен и при чтении мы с трудом узнавали бы даже родственные слова.

Но мы, несмотря на разное произношение одного и того же корня, приставки, суффикса, окончания, пишем их единообразно, т.е. в русском письме значимая часть слова (морфема) имеет единый графический образ.

4. Кроме названных принципов, в звуковом письме могут использоваться также дифференцировочные написания, которые помогают разграничивать на письме словоформы, совпадающие по фонемному составу: ожог – ожег, туш – тушь, плач – плачь, компания – кампания.

К этому же принципу относится употребление прописных букв в именах: мороз – Дед мороз, лист – Ференц Лист.

Разделы и принципы русской орфографии

Раздел 1. Передача буквами фонемного состава слов

1. Морфологический принцип

1) правописание безударных гласных во всех частях слова (приставках, корнях, суффиксах, окончаниях);

2) правописание сомнительной глухой или звонкой согласной во всех частях слова;

3) правописание «ь» для обозначения мягкости согласного;

5) написание «ё» после шипящих в суффиксах слов, образованных от глаголов, и в окончаниях глаголов;

6) написание «е-о» после «ц»;

«и-ы» после шипящих и «ц»

копченый – как вареный

дирижер – как режиссер

милиция – как сессия

Нарушения и ограничения морфологического принципа орфографии

1) написание только 2 согласных тогда, когда морфологически должно быть написано 3,

и одной согласной, когда должны быть написаны 2;

2) написания типа таблитчатый (таблица), добытчик (добыча) – являются условными, т.к. в русских словах не приняты буквосочетания «цч», «чч»;

3) написания, отвечающие фонетическому принципу;

4) ограничения, связанные с наличием исторических чередований;

5) ограничения, связанные со слоговым принципом русской графики

2. Фонетический принцип

1) написание приставок на –з (-с);

2) написание приставки роз-/рос, раз-/рас;

3) написание «Ы» вместо «И» в корне после приставок на твердый согласный

1) написание «И» после приставки меж- подчиняется общему правилу, согласно которому после «Ж» не пишется «И»;

2) написание «И» после приставки сверх-, потому что русскому языку не свойственны сочетания «гы, кы, хы»;

3) после иноязычных приставок «И» сохраняется, чтобы читающий мог быстрее увидеть и осознать корень и понять слово

Раздел 2. Слитное, полуслитное или раздельное написание значимых элементов речи

В целом для этого раздела действует следующий принцип: части слова пишутся слитно, а отдельные слова – раздельно.

Дефисные написания используются для переходных и неясных случаев.

1. Лексико-синтаксический принцип

основан на разграничении слова и словосочетания

2. Словообразовательно-грамматический принцип

определяет слитное и дефисное написание существительных с учетом формального критерия:

— если в 1-ой части сложного прилагательного есть суффикс, то пишем через дефис; если не суффикса – пишем слитно;

— существительные с соединительными гласными «о», «е» пишутся слитно, без соединительной гласной – через дефис

жиромолочный, но жирно-молочный

землемер, но дизель-насос (но северо-запад)

3. Традиционный принцип

объясняет раздельное написание частей современного единого слова, которое восходит к сочетанию служебного и знаменательного слов:

а) отдельное написание приставок у наречий, образованных от сочетаний предлога с прилагательным или существительным;

б) раздельное написание сложных предлогов

без устали, в открытую

в течение, в продолжение, в силу, по причине

Раздел 3. Употребление прописных букв

Прописные буквы используются для выполнения 2 функций:

1. По синтаксическим причинам для выделения начала предложений или стихотворных строк.

2. Для выделения отдельных слов в тексте.

В этом случае используется синтаксический принцип.

В этом случае написания опираются на 3 основных принципа:

— морфологический принцип (состоит в том, что имена собственные пишутся с прописной буквы, а нарицательные – со строчной);

семантический принцип (состоит в том, что с прописной буквы могут писаться

а)имена нарицательные в особом значении, связанные с патетикой или с особой символикой;

б) названия многих праздников и знаменательных дат;

в) названия российских высших государственных организаций, должностей и званий);

словообразовательный принцип (используется при написании аббревиатур)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *