что значит поход ниже 1 категории сложности
Категории сложности пеших туристических походов
Категория сложности пешего похода зависит от многих показателей: района маршрута, климатических условий, новизны маршрута, протяженности, длительности, категории трудностей на пути, степени безопасности и т.д.
Условно походы разделяют на четыре категории:
• ПВД — походы выходного дня. Эти кратковременные походы хороши для новичков (как взрослых, так и детей). Есть возможность потаскать рюкзак пару дней и узнать вкус каши с дымком. ПВД — хорошая тренировка перед многодневными походами.
Многодневные походы 1—3 степени сложности. Они рассчитаны для детей и юношества.
Многодневные походы. Согласно украинской спортивной классификации предусмотрено 5 категорий сложности туристических походов. В российской классификации, например,— 6 категорий. При этом I — самая простая, а V и VI — самые сложные и требуют специальной технической подготовки и снаряжения.
Многодневные некатегорийные походы. Это, скажем так, не совсем удавшиеся категорийные походы, когда не выдерживаются нормативы и условия прохождения маршрута.
Некатегорийные походы — это путешествия для души, значок и разряд здесь не самое главное!
Классификация пешеходных маршрутов (российская)
Протяженность, в км Продолжительность, не менее дней
Дети от 8 до 10 лет могут пройти без особых трудностей 10—14 км в день, подростки могут прошагать 15—20 км. Некоторым подросткам по плечу и взрослые категории сложности походов (I—III). Все зависит от физической подготовки и опыта.
Походы. Категории сложности на пальцах и с примерами.
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
суббота, 30 мая 2020 г.
Классификация туристических маршрутов по сложности
Предпринимались попытки разработать системы оценок преодолеваемых препятствий в очках или баллах. Но к каким-либо приемлемым результатам они не привели. Помимо чрезвычайной сложности и цифровой громоздкости и опасности, что сбор такой информации может стать основной задачей похода, балльная система просто не в состоянии установить объективные «цены» на бесчисленное множество различных препятствий, не говоря уже о таких понятиях, как особенности районов, автономность, погодные условия, объективная опасность и др.
Принятая методика отнесения маршрута к определенной категории сложности путем сравнения его с эталонными маршрутами, установленными для данного района и вида туризма, оправдала себя и продолжает оставаться единственно приемлемой.
Сейчас туристические маршруты классифицируются по «Единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов (ЕВСКТМ)». ЕВСКМ определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма. В этой классификации 45 страниц и её полностью здесь приводить не буду. Выделю, на мой взгляд, самое основное. В случае желания более подробно ознакомиться с этими данными найти в интернете ЕВСКМ не составит труда.
Классификация туристических маршрутов зависит от трудности преодолеваемых препятствий, района, новизны и протяженности маршрута и других показателей, характерных для определенного вида спортивного туризма.
Походы делят на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Также походы можно разделить по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные и др.
В туристических походах для детей и юношей три степени сложности:
Для взрослых, во всех видах туризма, походы делят на шесть категорий. От единицы до шестерки. Единица – самый простой. Категорий сложности шесть, определяются по возрастанию сложности маршрута от I к VI. Основными показателями, определяющими категорию сложности похода, являются вид, количество, разнообразие преодолеваемых на маршруте препятствий. Препятствия должны соответствовать виду туризма. Именно благодаря этому приобретается столь ценный технический опыт.
Что значит поход ниже 1 категории сложности
Единая всеросиийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСКТМ)
(категорирование маршута и его определяющих препятствий (факторов))
I. Общие положения и требования.
1.Единая всероссийская спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма.
По мере развития спортивного туризма и появления иных средств и способов передвижения человека в природной среде возможно появление других видов туризма и расширение данной «Классификации».
3.Структурно ЕВСКМ состоит из следующих основных разделов:
Классификация спортивных маршрутов производится в соответствии с единой технологией и требованиями, приведенными в настоящем нормативном документе (ЕВСКМ). При этом на основании ЕВСКМ и в зависимости от вида туризма, целей категорирования (решение спорных вопросов, судейство чемпионата, выпуск на маршрут при первопрохождении участков и др.) возможны два основных метода категорирования:
1)Использование ЕВСКМ и видовой методики категорирования
2)Использование ЕВСКМ и ПЭМ по видам спортивного туризма.
3)Сочетание методов 1) и 2)
4 Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице 1 приведены требования к походам 1-3 степени сложности.
Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео- и горного туризма отсутствует.
Продолжительность. Дней
Пешеходные в горах
Пешеходные в горах
Пешеходные в горах
(*) Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий на 2001-2004г.
5. Основными показателями, определяюшими категорию сложности похода являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины и др.) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.)
В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику.
Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов.
При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются определяющие препятствия (ОП) и факторы (ОФ).
Протяженные препятствия (ПП) –препятствия, которые отличаются от ЛП значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил. ПП широко представлены в пеших, лыжных, вело-, авто-мото, конных и парусных маршрутах.
Категория трудности (к.т.) препятствия определяется тем. какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовки требуется для его безопасного прохождения.
Эталонным маршрутом называется маршрут, имеющий минимальный набор ОП и ОФ, необходимый для отнесения его к той или иной категории сложности. Эталонные маршруты туристских регионов могут иметь различное количество ОП в зависимости от наличия в регионе различных ОФ.
6. Комбинированным считается поход, составные части которого представляют спортивные маршруты из разных видов туризма или имеют препятствия из разных видов туризма. Категория сложности комбинированного маршрута определяется в зависимости от кол-ва ОП (ОФ) из разных видов туризма, включенных в машрут.
Типы комбинированных маршрутов:
а) Маршрут, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты одинаковой категории сложности из разных видов туризма. Сложность такого маршрута на одну категорию сложности выше составных его частей (при этом не выше V к. с.)
б) Маршрут, состоящий из полноценного маршрута соответствующей к.с. одного вида туризма и ЛП или участков маршрута другого вида туризма. Категория сложности такого маршрута может быть увеличена на 1 (при этом не выше V к. с.), если в число ЛП с учетом ОФ или участков другого вида входит не менее 100% ОП для данной к.с.
в) Маршрут, включающий ЛП из разных видов туризма. При построении такого маршрута значительное внимание должно уделяться логичности его построения. Категория сложности комбинированного маршрута соответствует максимальной к.т. ОП, в случае если их общее кол-во и к.т соответствует минимально необходимому набору ОП для соответствуюшей к.сл. маршрута. При этом минимально необходимая протяженность маршрута равна длине маршрута состоящего из разных участков пропорционально набранных из видов туризма, включенных в комбинированный маршрут. Мин. набор ЛП комбинированного маршрута определяется пропорциональными долями от минимальных наборов ОП ( с учетом ОФ) для данной к.с. маршрутов данного региона по каждому из видов туризма.(например, водно-горный маршрут одного из регионов IV к.сл. включает препятствия: водные 3 к.т. – 2шт, 4 к.т.-2шт. горные: перевалы 2А-1шт, 2Б-1шт.)
Комбинированный маршрут VI кат сл. должен включать минимальный набор ОП VI к.т., который также может быть составлен из разных видов туризма по варианту в).
г) Категорирование комбинированных маршрутов, включающих другие комбинации ЛП или участки маршрутов различных видов туризма осуществляется полномочными МКК с утверждением в МКК ТССР.
7. Требования к категорийным маршрутам по протяженности и продолжительности приведены в таблице 2. Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категорий сложности похода.
8. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.
9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при существенном увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.
Виды туризма и характеристики маршрутов
Категории сложности походов
Продолжительность маршрута в днях (не менее)
Протяженность маршрута в км.(не менее):
Количество пещер для спелеопоходов
10. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов – не менее двух наиболее трудных перевалов).
Радиальным выходом в походе считается небольшой относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.
11. Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте.
В случаях связки участков маршрута ( рек, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой.
К.с. такого маршрута определяется исходя из минимально необходимого количества ОП для данной к.с.
Категория сложности такого маршрута определяется минимально необходимым количеством определяющих препятствий соответствующей категории трудности с учетом ОФ, например географического региона.
12. Если у МКК, выпускающей группу, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III-IV к.сл.) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета. Если выпускающая МКК не имеет соответствующих полномочий выпуска на данный маршрут, то документы отправляются в вышестоящую МКК.
13. При выпуске на маршруты, включающие участки первопрохождений, к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования по опыту, а категория сложности маршрута оценивается после рассмотрения отчета, при этом категория сложности в отдельных случаях может быть увеличена на единицу.
14 При выпуске на маршрут учитывается опыт прохождения категорированных ЛП, пройденных в комбинированных маршрутах.
II. Видовые классификационные требования
Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал. Количество и категория трудности перевалов должны соответствовать указанным в таблице 3.
По согласованию с МКК количество локальных препятствий (ЛП) не определяющих к.с. СП может быть сокращено, если маршрут содержит много факторов, повышающих сложность СП (межсезонье, малоизвестный район, наличие первопрохождений, чрезвычайно плохие погодные условия, и т.д.).
Что значит поход ниже 1 категории сложности
Количество категорий сложности во всех видах активного туризма 6. С возрастанием категории сложности похода увеличивается его трудность от I до VI (таблица 1). Категорию сложности маршрута определяют локальные препятствия, встречающиеся на его пути. В трекинге (горном туризме) – это перевалы, в водном туризме – пороги, в спелеотуризме – пещеры и т.д. В свою очередь, локальные препятствия могут также делиться на несколько категорий трудности. Категория сложности применяется в контексте похода в общем, а категория трудности – для локальных препятствий на туристском маршруте.
Таблица 1 – Нормативы походов в активном туризме
Категория сложности | I | II | III | IV | V | VI |
Минимальная длительность, в днях | 6 | 8 | 10 | 13 | 16 | 20 |
Вид туризма | Минимальная протяженность похода, км | |||||
Трекинг (горный туризм) | 100 | 120 | 140 | 150 | 160 | 160 |
Велосипедный | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 |
Водный | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 190 |
Спелео (кол-во пещер) | 5 | 4-5 | 1-2 | 1-2 | 1-2 | 1 |
Пешеходный | 130 | 160 | 190 | 220 | 250 | 300 |
Лыжный | 130 | 150 | 170 | 210 | 240 | 300 |
В трекинге маршрут похода должен быть линейным или кольцевым и составлять не менее 75% от всего маршрута. Сделано это для того, чтобы в случае нехватки расстояния для зачета в МКК, туристы могли сделать радиальные выходы. «Радиалка» засчитывается в одну сторону, если возвращение по тому же пути.
Трудность восхождения в альпинизме определяется сложностью конкретного маршрута на горную вершину. Категорий сложности также 6, делящихся на 2 полукатегории А и Б (1А к.с. в альпинизме в зачет разряда не включена). Категории сложности маршрута определяются трудностью локальных участков, которых также 6 от I до VI. Существует и международная методика оценки трудности скальных участков UIAA – Союза международных альпинистских ассоциаций. Классификация представлена 11 к.т. от I до XI.
В трекинге локальными препятствиями в основном служат перевалы (таблица 2). Основных категорий 3, делящихся на полукатегории также как в альпинизме – А и Б. Существуют перевалы без к.т. – некатегорированные (на картах обозначаются н/к). В зачет похода в трекинге можно включать траверсы и восхождения на пики. Здесь необходимо правильно перевести альпинистскую категорию сложности в треккинг. Приблизительно это выглядит так:
Треккинг | Альпинизм |
1А | 1Б |
1Б | 2А |
2А | 2Б-3А |
2Б | 3Б-4А |
3А | 4Б-5А(5Б) |
3Б | 6А-6Б(5Б) |
Для оценки категорий трудности перевалов разработана специальная методика, в основу которой положены такие определяющие признаки:
– характер наиболее сложных участков перевала;
– необходимые для преодоления перевала техника, тактика передвижения и особенности мест ночлегов;
– количественные характеристики (время движения, число точек страховки);
В зачет маршрута любой к.с. входят несколько перевалов (таблица 2). Установлено минимальное количество перевалов той или иной трудности. При этом максимально количество перевалов в одном маршруте можно увеличить на 2. Туристская группа может включать перевалы любой трудности, не превышающей сложность похода. Стоит отметить, что, начиная с похода III к.с., у группы есть право самим решать, какой перевал пройти логичнее.
Таблица 2 – Нормативы категории сложности походов в трекинге
Категория сложности похода | ||||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Минимальное количество перевалов | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Трудность перевалов | ||||||
1А | 2 | 1 | ||||
1Б | 2 | 1 | 1 | |||
2А | 2 | 1 | 1 | |||
2Б | 2 | 1 | 1 | |||
3А | 2 | 1* | ||||
3Б | 2* |
*в маршруте VI к.с. возможен вариант пер. 2Б – 1 шт, 3А – 3 шт, 3Б – 1 шт.
Сложность перевалов определяется следующим образом (таблица 3).
Таблица 3 – Критерии оценки трудности перевалов
(Таблица из книги «Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг.»)
К.т. перевала | Характер наиболее сложных участков пути | Техника и условия передвижения | Общее время (t) преодоления перевала. Кол-во точек страховки (n). Длина определяющего участка (I) | Необходимое специальное снаряжение |
1А | Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30° пологие (до 15°) ледники без трещин крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах. | Простейшая индивидуальная техника передвижения самостраховка альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки на подходах может потребоваться страховка с помощью веревки. Ночевки, как правило, в лесной или луговой зоне. | Несколько часов.n = 0I = 0 | Обувь на нескользкой подошве, альпенштоки, страховочные пояса (грудные обвязки) и карабины на каждого участника. 1-2 основные веревки на группу. |
1Б | Несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом: закрытые ледники с участками скрытых трещин. | Простейшая коллективная техника: одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам. Навеска перил на склонах и при переправах. Возможны ночевки на границе ледниковой зоны. | Не более одного дня.n = до 5I = до 40-50 м. | Ботинки на рифленой подошве, альпенштоки или ледорубы (1-2 ледоруба на группу обязательно), страховочные системы и карабины на каждого участника. По одной основной веревке на каждых 3-4 человек. Крючья скальные и ледовые (3-4 на группу), скальный и ледовой молоток. |
2А | Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20 до 45°) закрытые ледники и несложные ледопады. | Более сложная индивидуальная и коллективная техника, попеременная или групповая (перильная) страховка, использование кошек или рубка ступеней может понадобиться крючьевая страховка. Возможны ночлеги в ледниковой зоне. | Не более сутокn = 5-10I = до 80-100 м. (2-3 веревки подряд) | Кроме перечисленного для перевалов 1Б к.т. ледорубы и “кошки” на каждого участника, крючья в необходимом количестве и ассортименте. По одной основной веревке на каждых 2-3 человек. |
2Б | Крутые (свыше 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10-15 м.) стенные участки ледопады средней сложности. | Применение всего наиболее распространенного арсенала технических приемов: перильная или попеременная страховка, применение крючьев, движение первого на подъеме, а последнего на спуске без рюкзака, раздельный подъем и спуск рюкзаков спуск по веревке (дюльфер). Как правило, неизбежны ночлеги в ледниковой зоне. | Не менее суток.n = 5-20I = до 200 м (3-5 веревок подряд) | Кроме перечисленного для перевалов 2А к.т., : тормозные устройства для, спуска по веревке и (желательно) зажимы для подъема. Вспомогательные веревка, петли, расходные концы веревок и крючья для спуска. |
3А | Крутые (от 45 до 65°) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности стенные участки до 1-2 веревок подряд сложные ледопады. | Применение разнообразных приемов передвижения и страховки на протяженных участках, включая применение искусственных опор, лесенок, якорей и т.п. Обычно необходима предварительная разведка и обработка маршрута. Тактика приобретает преобладающее значение. Неизбежны неоднократные ночлеги в ледовой зоне. Организация бивака может потребовать больших затрат времени и сил. | До двух сутокn = 10-40I = от 200 до 500 м. (до 10 веревок подряд) | Кроме перечисленного выше снаряжения, зажимы для подъема по веревке возможно использование основных и вспомогательных веревок увеличенной длины может потребоваться применение лесенок, закладок и крючьев, извлекаемых при спуске. |
3Б | То же, что и для 3А, но при большей протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60° и более. | Необходимость практически непрерывной взаимной и групповой страховки в течение многих часов и даже суток специальной, рассчитанной на преодоление данного перевала, подготовки отличного владения техникой всеми участниками безупречной тактики. Возможно отсутствие мест для ночевок, что требует организации сидячих или висячих биваков. | Не менее двух суток.n ≥ 30I = 500 м. и более (более 10 веревок подряд) | То же, что и 3А к.т.. Может потребоваться снаряжение, специально подготовленное для преодоления конкретного перевала. |
В критерии оценки маршрутов на горные вершины входит:
– абсолютная высота вершины;
– крутизна склонов, характер рельефа;
– техническая сложность отдельных участков;
– общее количество участков различной степени сложности на пути к вершине;
– подходы и спуск с вершины не включаются в категорию сложности маршрута.
В общем-то, они схожи с оценкой перевалов. Сложность альпинистских маршрутов определяется так, как показано в таблицах 4 и 5.
Таблица 4 – Критерии оценки сложности маршрутов на горные вершины
К.с. вершины | Характер склонов вершины | Категория трудности участков на маршруте (подробно о к.т. см. в таблице ниже). | Общее время (t) преодоления вершины. Кол-во точек страховки (n). |
1Б | Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 5000 м. Средняя протяжённость маршрута – 500 м, средняя крутизна – 10-25°. | Основу составляют участки 0 к.т. Необходимо наличие участка I к.т. (скального: 20-30 м и более, или ледово-снежного: 80-100 м и более) или наличие нескольких участков II к.т. (каждый – 3-15 м скального или 30-40 м ледово-снежного характера). | t от 1,5 до 8 ч.n = 0+ |
2А | Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6000 м. Средняя протяжённость маршрута – 550 м, средняя крутизна – 15-30°. | Основу составляют участки 0 и I к.т. Необходимо наличие участка II к.т. (скального: 5-20 м, или ледово-снежного: 80-100 м). | t от 2 до 10 ч.n = 0+ |
2Б | Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6000 м. Средняя протяжённость маршрута – 550 м, средняя крутизна – 15-30°. | Основу составляют участки 0 и I к.т. Необходимо наличие участка II к.т. (скального: 15-30 м и более, или ледово-снежного: 80-100 м и более) или наличие нескольких участков III к.т. (каждый – 3-10 м скального или 20-50 м ледово-снежного характера). | t от 2 до 10 ч.n = 0-3 |
3А | Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6500 м. Средняя протяжённость маршрута – 600 м, средняя крутизна – 20-40°. | Основу составляют участки I и II к.т. Необходимо наличие участка III к.т. (скального: 5-20 м, или ледово-снежного: 50-200 м). | t от 3 до 10 ч.n = 1-3Возможен спуск по веревке. |
3Б | Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6500 м. Средняя протяжённость маршрута – 600 м, средняя крутизна – 20-40°. | Основу составляют участки I и II к.т. Необходимо наличие участка III к.т. (скального: 20-30 м, или ледово-снежного: 100-300 м) или наличие нескольких участков IV к.т. (каждый – 3-15 м скального или 50-100 м ледово-снежного характера). | t от 3 до 10 ч.n = 2-6Спуск по веревке. |
4А | Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 7000 м. Средняя протяжённость маршрута – 650 м, средняя крутизна – 30-50°. | Основу составляют участки II и III к.т. Необходимо наличие участка IV к.т. (скального: 20-50 м, или ледово-снежного: 50-200 м). | t ≥5 ч.n = 10-15+Возможно потребуется организация ночлега на маршруте. Спуск по веревке. |
4Б | Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 7000 м. Средняя протяжённость маршрута – 650 м, средняя крутизна – 30-50°. | Основу составляют участки II и III к.т. Необходимо наличие участка IV к.т. (скального: 40-80 м, или ледово-снежного: 200-400 м) или наличие нескольких участков V к.т. (каждый – 3-15 м скального или 50-150 м ледово-снежного характера). | t ≥6 ч.n = 10-20+В большинстве случаев потребуется организация ночлега на маршруте. Спуск по веревке. |
5А | Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 7500 м. Средняя протяжённость маршрута – 700 м, средняя крутизна – 40-60°. | Основу составляют участки III и IV к.т. Необходимо наличие участка V к.т. (скального: 10-40 м, или ледово-снежного: 100-400 м). | t ≥6 ч.n = 15-20+В большинстве случаев потребуется организация ночлега на маршруте. Спуск по веревке. |
5Б | Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой более 2000 м. Средняя протяжённость маршрута – 750 м, средняя крутизна – 45-70°. | Практически нет участков I и II к.т. Основу составляют участки III и IV к.т. Необходимо наличие участка V к.т. (скального: 50 м, или ледово-снежного: 300-500 м) или наличие нескольких участков VI к.т. (3-20 м каждый). | t ≥8 ч.n = 40-50+В большинстве случаев потребуется технически сложная организация ночлега на маршруте. Спуск только по веревке. |
6А | Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой более 3000 м. Средняя протяжённость маршрута – 800 м, средняя крутизна – 65-75°. | Практически нет участков I-III к.т. Основу составляют участки IV и V к.т. Необходимо наличие участков VI к.т. (каждый – 20-40 м или более), суммарной протяжённостью не менее 200 м. | t ≥3 дняn = 100+Требуется технически сложная организация ночлега на маршруте (в основном это сидячие или висячие места). Спуск только по веревке. |
6Б | Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой более 3000 м. Средняя протяжённость маршрута – 800 м, средняя крутизна – 70-80°. | Практически нет участков I-IV к.т. Основу составляют участки V и VI к.т. | t ≥3 дняn = 100+Требуется технически сложная организация ночлега на маршруте (в основном это висячие гамаки т.п.). Спуск только по веревке. |
Таблица 5 – Категории трудности участков при подъеме на горные вершины
К.Т. | Характер участков | Техника прохождения |
0 | Cнежно-ледовые, скальные склоны и гребни крутизной 10-20°. | Участки проходятся одновременным движением всей группы. |
I | Cнежно-ледовые участки крутизной 15-30°, некрутые скалы. | Участки проходятся одновременным движением всей группы, с использованием рук для поддержания равновесия. |
II | Cнежно-ледовые участки крутизной 25-30°, некрутые скалы. | Участки проходятся попеременно, а опытными альпинистами – одновременно, с использованием рук для поддержания равновесия. |
III | Cнежно-ледовые участки крутизной 30-45°, крутые скалы с многочисленными зацепами и выступами или пологие, но гладкие скалы. | Скальные участки проходятся «свободным лазанием», с основной нагрузкой на ноги и рюкзаком на плечах. Снежно-ледовые участки проходятся техникой в «три такта» или в кошках. |
IV | Cнежно-ледовые участки (склоны и гребни со снежными карнизами) крутизной 40-55°, крутые скалы с немногочисленными зацепами и выступами. | Скальные участки проходятся «свободным лазанием», прохождение с рюкзаком на плечах возможно, но сильно затруднено. Снежно-ледовые участки проходятся в основном на передних зубьях кошек. |
V | Cнежно-ледовые участки (склоны и гребни со снежными карнизами) крутизной более 45°, крутые скалы с неудобными немногочисленными зацепами и выступами. | Скальные участки проходятся «свободным лазанием» или с постановкой искусственных точек опоры (ИТО). Прохождение с тяжелым рюкзаком на плечах невозможно. Снежно-ледовые участки проходятся в основном на передних зубьях кошек, но в основном с постановкой ИТО. |
VI | Скальные вертикальные стены и нависания с неудобными, немногочисленными зацепами и выступами. | Прохождение участков требует усилий на пределе возможностей человека. |
Официальной оценки маршрутов бэккантри на постсоветском пространстве не существует. Категория сложности маршрутов бэккантри тесно переплетается со сложностью альпинистских и туристских маршрутов (таблица 6).
Таблица 6 – Оценка сложности маршрутов бэккантри (Vitaliy Rage)
*Сложность (рейтинг) спуска, подъема и другие факторы сложности см. на вышеуказанном сайте.
Методики категорирования других видов активного туризма можно подробно посмотреть в этой книге на стр. 86-115. Востоков И.Е., Панов С.Н. Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. – М., 2001.
Официально прохождение маршрутов можно оформить в Федерации спортивтивного туризма и туристского многоборья, есть у нас такая. На сайте можно найти различную информацию туристско-спортивных мероприятий по активным видам туризма: соревнованиям, туриадам, фестивалям, водным регатам и др. по всему Казахстану. Но это, если вы хотите стать спортсменом, если нет, то присоединяйтесь к нам.
- что значит этель в английских именах
- что делать если мрут кролики