что значит постинтернатное сопровождение

Проблемы постинтернатного сопровождения выпускников и их решения

Проблемы постинтернатного сопровождения выпускников и их решения.

Лукьянцева Дарья Артуровна

«Адаптивная школа-интернат №5»

В начале самостоятельной жизни дети-сироты, лишенные возможности общения с близкими людьми и не имеющие опыта эмпатийного общения, жившие в регламентированной системе, сталкиваются со специфическими трудностями. Например, им сложно строить отношения с людьми, трудности у них вызывает и чувство ответственности, он боятся ее брать, еще сложнее им следить за своим здоровьем и за финансами. Все выше перечисленное дает человеку семья, и наша задача научить его этим на наш взгляд бытовым и повседневным вещам. [1]

Воспитанники с нетерпением ждут момента, когда им предстоит покинуть детский дом или школу-интернат. Однако после того, как они покидают учреждения, у них начинаются проблемы,такие как:

— безразличие к своему будущему (они ни где ни работают и не учатся);

— потеря жилья и денег, имеющихся на личном счете (часто ребята становятся жертвой мошенничества);

— искушение алкоголем и наркотиками;

-отсутствие эталона подражания (не на кого ориентироваться, строя свой образ);

-недостаточная информированность, незнание возможностей профессионального старта (прав, способов освоения профессии, самих профессий);

Находясь на государственном обеспечении, ребенок получает все блага без особых усилий, поэтому выпускники сиротских учреждений испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно решать вопросы, которые до этого момента не осознавались или казались неважными. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Трудовые навыки выпускниковограничиваются набором элементарных умений: заправка кровати, уборка помещения, штопка носков, чистка зубов и пр. – не сложнее этого. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами. В любой ситуации общения – на работе, с соседями, в транспорте и пр. – они способны критично и резко высказать все, что думают о людях, обстановке, самой ситуации, даже небольшие недоразумения могут стремиться разрешить с помощью драки и агрессивных выпадов. Уровень ответственности выпускников необычайно низок. У них нет малых и дальних целей, так как их ближайшая цель – прожить день. Часто они могут проспать и не пойти на работу, а затем просто просидеть дома, так как не знают, как им дальше быть. Такое упрощенное восприятие жизни им удобно и привычно. [3]

Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.

Выпускникам интернатов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи, в возрасте 15–16 лет. Учитывая все вышесказанное, необходимо, чтобы хотя бы в первые 2–3 года после выхода из интерната бывшим воспитанникам оказывалась поддержка в виде постинтернатного сопровождения в целях их успешной адаптации в новой социальной среде. Но начинать это сопровождение важно в тот период, когда ребенок еще находится в стенах интерната, за год до выпуска. Очень важно диагностировать ребенка, проводить мероприятия, связанные на коррекцию его эмоционального фона, проигрывать бытовые ситуации, которые возможны при выпуске из интерната и т. д.

Между выпускником и сопровождающим должно быть наличие партнерских отношений, предусматривающих равнозначность и демократичность участников с разным их участием в проектировании, организации и осуществлении совместной деятельности. Проблема социальной адаптации и успешной интеграции выпускников закрытых государственных учреждений существовала с самого начала их создания. Острота вопроса во многом зависела от уровня заботы в самих интернатных учреждениях, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе. В нашей стране самый сложный период в социальной адаптации выпускников государственных учреждений для детей-сирот пришелся на конец 90-х гг. Старый механизм интеграции рухнул вместе с социалистическим строем, а новый был еще не создан. [2] В наше время этот вопрос очень сильно двинулся с точки и дает уже первые плоды. В интернатах и детских домах активно стали открываться тренировочные квартиры. Дети в интернатных учреждениях никогда не знали ни родительского тепла в семье, ни обычной нашей с вами жизни в квартире. Как это – готовить и убирать самим, планировать бюджет, платить за услуги ЖКХ, по магазинам ходить? Проект «Тренировочная квартира» как раз всему этому и призван научить.

Какие цели перед собой ставит данная «Тренировочная квартира»:

-создание условий, обеспечивающих успешное вхождение молодых людей в самостоятельную жизнь и первичную адаптацию к новым условиям.

-комплекс мер для максимального развития потенциала воспитанников организации для детей-сирот, в целях их подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет.

Таким образом это новый инструмент, для того чтобы специалист мог выстраивать отношения с выпускником и на начальном этапе помогать в решение сложных ситуации при выпуске.

Показателями успешной социальной адаптации выпускника интернатного учреждения для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей являются:

1. Выпускник владеет навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.

2. Соблюдает культуру поведения в общественных местах, умеет правильно вести себя в различных ситуациях.

3. Психоэмоциональная устойчивость, адекватность восприятия непредвиденных ситуаций.

4. Способность к саморегуляции.

5. Знает свое тело, умеет ухаживать за ним, имеет навыки самообслуживания.

6. Владеет навыками оказания первой медицинской помощи.

7. Умеет вести домашнее хозяйство.

8. Следит за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Умеет создать свой стиль в одежде.

9. Имеет знания по уходу за детьми, умеет строить и планировать семейную жизнь.

10. Сформированы профессиональные интересы, ориентирован на определенный вид профессии, имеет цель в жизни.

11. Является законопослушным гражданином РФ, имеет знания о своих правах и обязанностях. [4]

Чтобы воспитанник, выйдя из стен детского дома, мог с достоинством справиться с любыми трудностями, найти разумный выход из любой жизненной ситуации, он должен иметь хорошую специальную ориентировку, практический ум, быть общительным, овладеть нравственной и правовой культурой, уметь все делать для себя и прийти на помощь окружающим, а также быть способным к творчеству в той сфере, которую он изберет для своей профессиональной деятельности. Ему важно помочь выработать ясно осознанную цель в жизни, не потеряв своей индивидуальности, то есть успешно социализироваться. Таким образом, организация постинтернатного сопровождения на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной социализации.

1. Владимирова Н. В., Спаньярд Х.Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. – М. : Генезис, 2007. – С. 7–8.

2. Дорохова Т. С. [и др. ]История социальной педагогики: учеб. / под ред. М. А. Галагузовой. – М. :

3. Воспитание и развитие детей в детском доме. (свободный источник)

4. Колегова О. А., Бершауэр Л. Ф., Фрисс Н. В. Программа по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников «ДОРОГА ЖИЗНИ». – Сухой Лог, 2012. – URL: www.domdeti.slog.su

Актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения Актуальные проблемы современного дошкольного образования Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения» Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной.

Обобщение опыта работы «Организация работы по познавательному развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть.

Проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста и их решения Речь как основа деятельности ребёнкаРечь является основой в развитии всех видов детской деятельности таких, как общение, познание, исследование.

Проблемы внедрения и развития робототехники в образовательной организации и путях их решения на основе своего опыта работы Моё педагогическое кредо: Достучаться до каждого сердца Тех, кого ты решился учить, И откроется тайная дверца К душам тех, кого смог.

Спортивный парад выпускников ДОУ СПОРТИВНЫЙ ПАРАД ВЫПУСКНИКОВ. (Праздник проходит два дня) Цель: Развивать умение элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий,.

Сценарий вечера встречи выпускников Сценарий вечера встречи выпускников Заставка шум поездов, голоса, шум вокзала. На сцене, под сценой люди с чемоданами. На сцене проводники,.

Опыт работы «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути их решения» Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя старшей группы Константиниди Наталии Александровны.

что значит постинтернатное сопровождение. Смотреть фото что значит постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку что значит постинтернатное сопровождение. Картинка про что значит постинтернатное сопровождение. Фото что значит постинтернатное сопровождениеЭссе «Мои управленческие решения» Описание управленческого опыта «Инновации как необходимое условие для проживания ребенком радостного детства, развития познавательного интереса.

Источник

Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Период жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после выпуска из интернатного учреждения многие специалисты считают опасным. Почему?

Потому что именно у детей, лишенных родительского попечения имеется ряд неблагоприятных факторов, которые мешают нормальной социальной адаптации. Например, низкий интеллект, чрезмерная открытость и доверчивость, возбудимость, отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы, ранние сексуальные и патологические влечения, лживость, бродяжничество, воровство и т.д.,

В результате дети после выхода из интерната или замещающей семьи зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность.

Поэтому в последнее время мы все чаще встречаем термин «постинтернатное сопровождение».

Рассмотрение постинтернатного сопровождения в узком аспекте выделяет прежде всего деятельность постинтернатных педагогов и ряда специалистов, оказывающих различную помощь выпускникам – в области образования, трудоустройства, получения жилья, организации досуга и т.д., осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении. То есть здесь речь идет о конкретном человеке, который сотрудничает с ребенком – куратор или наставник.

Основной задачей постинтернатного сопровождения выпускников является содействие в адаптации к «взрослой жизни», а именно в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков социализации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав и т.д.

Наличие проблемы с социализацией достаточно давно осознана в сфере педагогики, социологии и психологии. Ее исследование в данных отраслях научного знания завершается выработкой соответствующих предложений и рекомендаций. Практическая реализация данных предложений и рекомендаций сталкивается с отсутствием правовой основы и практической сложностью осуществления мероприятий социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так как дети, врываясь во «взрослую жизнь», хотят полной свободы – меняют номера телефонов, не выходят на связь, отчисляются из образовательных учреждений, съезжают с общежитий и т. д.

В октябре 2020 Правительство Саратовской области приняло постановление от 28.10.2020 года № 872-П «О постинтернатном сопровождении выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», которым утверждены порядок межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и порядок непосредственно самого постинтернатного сопровождения.

По данному Постановлению субъектами межведомственного взаимодействия являются:

-министерство образования области;

-министерство здравоохранения области;

— министерство труда и социальной защиты области;

— министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области;

— учреждения постинтернатного сопровождения. Перечень их прилагается.

Координатором взаимодействия является министерство образования области. Распределены полномочия каждой организации. Определен перечень учреждений постинтернатного сопровождения.

Постинтернатное сопровождение осуществляется по месту нахождения учреждения постинтернатного сопровождения в следующих формах:

-содействие в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов;

-объединения Выпускников (Клубы, совет, ассоциация);

-занятия по повышению правовой компетентности Выпускников;

-тематические встречи, семинары, конференции;

-предоставление возможности временного проживания.

Между Выпускником и учреждением постинтернатного сопровождения заключается договор о постинтернатном сопровождении на безвозмездной основе.

Хочу напомнить, что термин «постинтернатное сопровождение» в Саратовской области законодательно закрепился только в 2020году.

Если сравнивать с Москвой, там данное направление развивается с 2010 года и называется «постинтернатный патронат».

Постинтернатный патронат устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет на безвозмездной основе либо организацией для детей-сирот, либо патронатным вопитателем.

Договор о постинтернатном воспитании может быть заключен между ребенком и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо между ребенком, такой организацией и потенциальным патронатным воспитателем.

В первом случае инициатором должен выступить сам ребенок, во-втором – нужно обязательное личное волеизъявление и ребенка, и воспитателя. При этом воспитатель должен соответствовать требованиям к опекунам (попечителям). Договор заключается также на безвозмездной основе. Срок действия договора — 1 год. В дальнейшем он может продлеваться до достижения ребенком 23 лет.

Постинтернатный патронат осуществляется в форме посещения постинтернатным воспитателем лица, в отношении которого установлен постинтернатный патронат в целях его воспитания и сопровождения.

Таким образом, в Москве принимающий родитель доводит своего подопечного до возраста 23-х лет.

И, по моему мнению, это сопровождение необходимо! Так как для подростков на этом этапе происходит:

изменение привычной среды;

несоответствие наступившей в восемнадцать лет гражданской дееспособности и социальной зрелости выпускника. Уже не ребенок, но еще не взрослый;

не решаются к моменту выпуска из организации или замещающей семьи социализационные возрастные задачи, в том числе недостаточный уровень готовности к самостоятельной жизни и адаптации в новых жизненных условиях;

сложившаяся модель социально и экономически несамостоятельной жизни (под попечительством) разрушилась, а новая модель самостоятельного поведения и образа жизни еще не сложилась

Приобретение нового социального статуса «выпускник» означает не просто изменение условий, а начало нового этапа в жизни

Кроме того несмотря на то, что многие учреждения (даже без нормативного акта) выполняют функции постинтернатного сопровождения, до сих пор 37 % выпускников не знают про социальные инфраструктуры, которые занимаются проблемами постинтернатной адаптации или думают, что их нет (а их на сегодняшний день около 2000).

В Саратовской области под постинтернатное сопровождение попадают выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рассматриваемом нами постановлении тоже идет речь именно о выпускниках интернатных учреждений. Хотя по состоянию на 1 августа 2020 года статистика такая: из общего количества выпускников только 8724 выпускников из организаций для детей-сирот и 44656 выпускников из замещающих семей. Поэтому институт постинтернатного сопровождения необходимо расширять. Данная услуга должна быть доступна и для детей из принимающих семей, для детей из семей группы риска, находящихся в трудной жизненной ситуации и всех кто в этом нуждается. Это не должно быть в принудительном порядке, постинтернатное сопровождение должно осуществляться по волеизъявлению сопровождаемого лица. Помощь на этом этапе необходима многим подросткам.

Источник

Статья «Организация постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации»

что значит постинтернатное сопровождение. Смотреть фото что значит постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку что значит постинтернатное сопровождение. Картинка про что значит постинтернатное сопровождение. Фото что значит постинтернатное сопровождение

Организация постинтернатного сопровождения

Проблема социализации выпускников. По данным российских исследований трудности, которые испытывает выпускник интернатного учреждения, можно разделить на два блока:

— комплекс социальных затруднений: жилищно-бытовая неустроенность, неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники, отсутствие мотивации к социальной реализации, не оформившиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей и т. д.

— комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в семье на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи и т. п.

У большинства обследованных детей отмечается отсутствие представления о будущей семье, о супружеской жизни, семейных обязанностях, функциях женщины в семье.

Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, что представляет значительные трудности их социальной адаптации, в том числе школьной.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом с девиантным поведением до того, как они оказались в нем, и в первые месяцы после поступления оно наблюдается у 70% детей и подростков. Вместе с психопатологическими проявлениями почти у половины поступающих воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс.

Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.

Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться к жизни. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников).

Во всех случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе выпускники детского дома нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении. Особенно тщательно тактика социально-педагогической постинтернатной поддержки должна быть обозначена в тех случаях, когда отмечаются черты повышенного риска по социальной дезадаптации.

Деятельность службы постинтернатного сопровождения

Оказание помощи выпускникам детского дома в социальной адаптации, получении профессии и трудоустройстве, подготовке к семейной жизни осуществляется специалистами и педагогами-кураторами службы постинтернатного сопровождения.

Включает в себя три направления:

Создание банка данных о выпускниках, обратившихся за помощью, осуществление обмена необходимой информацией с организациями и учреждениями;

Анализ профессионально — личностного становления;

Ведение карт сопровождения; обслуживание ЖБУ;

Отслеживание результатов сопровождения.

Защита личных, жилищных имущественных прав и интересов выпускников;

Предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации. Получения профессионального образования и трудоустройства;

Организация работы по повышению психологической устойчивости;

оказание помощи выпускникам в решении социально — бытовых вопросов;

Организация реабилитационных мероприятий для выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Организация деятельности (педагогов, администрации детского дома и социальных партнеров), направленной на поддержку выпускника;

Организация теоретических семинаров по обучению педагогов социально — правовой и психолого — педагогической помощи выпускникам;

Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников

Выход из учреждения означает для ребёнка, оставшегося без попечения родителей, начало самостоятельной жизни, в которой на первый план выходят проблемы социальной адаптации.

Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение социального статуса, места в социальной структуре общества (О.И. Зотова, И.К. Кряжева).

Содержание социальной адаптации затрагивает следующие категории: социальный статус, профессиональное самоопределение, сформированность социально значимых способностей, качеств; положение в обществе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения; характерологические особенности и качества личности; возможность проявления индивидуальности.

Основной технологией применяемой при сопровождении выпускников является кураторство (общественное попечительство/наставничество).

Алгорит сопровождения выпускников состоит из следующих этапов: подготовительный, деятельностный, постинтернатное сопровождение.

Необходимо использовать дифференцированный подход в работе с выпускниками.

Этап 1 – подготовительный.

Задачей подготовительного этапа является сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем.

Шаг 1. Сбор информации о выпускнике: учёба, работа, место жительства (фактическое и закреплённое).

Для сбора информации используется:

— личное дело выпускника детского дома;

— беседы с воспитателями;

— информация от родственников;

— информация, полученная в ходе обследования ЖБУ;

— индивидуальные беседы с выпускниками.

Шаг. 2. Составление базы данных.

На основе полученной информации составляется база данных о выпускниках детского дома, где отражается:

3. Место проживания

5. Место учёбы/работы

6. Выявленные проблемы.

По мере поступления дополнительной информации о выпускниках в базу данных вносятся изменения.

Шаг 3. Проведение обследования жилищно-бытовых условий. Для получения объективной информации о жизнедеятельности выпускника, социальным педагогом проводится обследование жилищно-бытовых условий, результаты которого фиксируются в специально установленной форме.

Шаг 4. Заполнение социально-педагогической анкеты. Социально-педагогическая анкета позволяет получить информацию об основных трудностях и проблемах выпускника. В процессе заполнения анкеты необходимо выяснить, прежде всего интересы, потребности и возможности выпускника. Позиция педагога выражается в поддержке, пробуждении ресурсов, актуализации средств и способов достижения поставленной цели.

Шаг 5. Обращение в службу выпускника. При установлении социального патроната над выпускником требуется его согласие. С выпускником заключается договор о постинтернатном сопровождении, в котором предусматриваются меры оказания социальной помощи лицу, меры по защите его прав, права и обязанности сторон, порядок и условия расторжения договора, срок договора, порядок осуществления контроля. В течение 10 дней со дня обращения лица из числа детей-сирот издаётся приказ об установлении постинтернатного сопровождения из числа детей-сирот. Постинтернатное сопровождение осуществляют педагоги и воспитатели детского дома.

Шаг 6. Заполнение индивидуальных планов постинтернатного сопровождения. После определения круга проблем выпускника, заполняется индивидуальный план постинтернатного сопровождения, в котором предусматривается участие органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского сообщества. Для оказания помощи и поддержки выпускникам к сотрудничеству привлекаются различные внешние структуры, выстраивается пространство межведомственного взаимодействия с заинтересованными социальными партнёрами. Заключены договора о сотрудничестве для обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации.

Задачей деятельностного этапа является защита прав и интересов выпускников, реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения с участием органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского сообщества. Оказывается помощь выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, трудоустройством, оказание ему юридической и медицинской помощи.

Межведомственное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти. Для привлечения внешних структур администрацией детского дома организуются встречи с руководителями, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и методов их решения в стенах учреждения.

Защита социальных прав. Основной задачей службы постинтернатного сопровождения является информирование выпускников об их правах, и контроль за соблюдением данных прав.

В числе социальных гарантий, контролируемых службой, находятся:

2. Бесплатное обучение и государственное обеспечение во время обучения.

Специалисты службы собирают информацию о жилье. Посещают квартиры, закреплённые за выпускниками, составляя акты обследования жилищно-бытовых условий. В случае отсутствия жилья, выпускник помещается для временного проживания в социальную гостиницу.

Оказывается помощь в переоформлении пенсий.

Осуществляется сбор информации о месте обучения, получении ими государственных пособий. В случае выявлении нарушений, специалисты службы оказывают содействие в разрешении конфликтной ситуации.

Юридическая помощь. Одной из основных задач службы является оказание помощи в защите прав и законных интересов выпускника. С этой целью заключён договор о сотрудничестве между детским домов и адвокатом Адвокатской палаты ЯНАО, целью которого является оказание юридической консультативной помощи выпускникам по вопросам: семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного права. Выпускникам оказывается помощь в составлении ходатайств, жалоб, исковых заявлений. Работа службы подразумевает помощь в получении, замене, восстановлении утраченных документов, помощь в получении жилья, отстаивании своих прав на закреплённое жильё.

Мероприятия по юридической защите повышают юридическую грамотность и компетентность выпускников, позволяют самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и, без проведения данной работы невозможна успешная адаптация выпускника в современном обществе.

Решение проблем трудоустройства является частью адаптационного процесса. Очень важно, чтобы бывший воспитанник детского дома, условия проживания которого отличаются от сверстников, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, возможностям, затем успешно устроился на работу.

Большая часть выпускников обучаются в системе начального профессионального образования. Специалисты службы взаимодействуют с мастерами начального профессионального образования.

Для неработающих выпускников службой создаются условия для активизации участия выпускника в своём трудоустройстве:

Индивидуальные беседы по выбору профессии и по формированию адекватного понимания выпускником своих профессиональных возможностей и соответствующей им оплаты труда;

Сотрудничество службы с центром занятости населения. Это помощь в подготовке документов для трудоустройства или получение пособия по безработице.

Мероприятия службы по трудовой адаптации позволяют выпускникам решить вопросы трудоустройства и быть полноправными, материально независимыми членами общества.

Психологом проводится комплексное изучение уровня социальных навыков, социальных сетей, уровня социальной адаптации. Также проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности.

Психолог проводит лекции с выпускниками, индивидуальные беседы, осуществляет консультирование. Проводится коррекция сферы профессионального самоопределения. Специалистами организуются упражнения и игры, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение самооценки и уверенности в себе, развитие самостоятельности.

Создание среды позитивного общения

После выпуска из детского дома, выпускники испытывают дефицит положительного общения. Для решения этой задачи необходимо организовать условия для установления выпускником новых контактов путём привлечения его к разнообразным занятиям, повышения его общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения. Проведение комплекса мероприятий по вовлечению выпускников в позитивную среду общения могут включать следующие методы и формы работы: индивидуальные занятия и коллективное общение, включающее встречи, совместный развивающий досуг, участие в общественно полезном труде, спортивно-массовых мероприятиях.

Работа с сетью социальных контактов

Вовлечение сети социальных контактов в реабилитационный процесс базируется на построении взаимосвязи различных социальных систем, окружающих выпускника, гармонизации их взаимодействия. « Сетевой » подход может рассматриваться как элемент, связывающий все три уровня (выпускник-ближайшее окружение-внешний мир) в единое целое, создающий единое пространство, целостную картину мира, в котором существует выпускник, что служит, прежде всего, основой для формирования устойчивого отношения к действительности. Реабилитационная работа с привлечением сети социальных контактов может быть реализована также на различных уровнях. Это:

• мобилизация контактной сети (естественные механизмы изменений);

• сетевые собрания (терапия);

• сетевая перспектива, широкий учет социального контекста.

В качестве способа работы, оказывающей мощное непосредственное воздействие на личность подростка, мы рассматриваем сетевое собрание, в котором участвуют представители сети социальных контактов, в которую входит подросток. В сетевых встречах принимают участие члены семьи, родственники, соседи, представители детского дома, представители государственной и муниципальной власти, общественных объединений, гражданского сообщества. На такой встрече в ходе диалогического взаимодействия участии приходят к общему пониманию ситуации, формируется общее отношение к происходящему. Новый опыт переживания на встрече, способен привести к изменениям внутри сети социального окружения подростка и привести к изменению отношения выпускника к окружающему миру, рождению доверия и способности понимать каждого человека из « мира людей », в котором он живет. На встрече решаются актуальные проблемы выпускника в области личных, жилищных, имущественных прав.

Каждая встреча собирается вокруг определенной проблемы, которая подчеркивается при назывании темы разговора, и заканчивается принятием конкретных решений, способствующих выходу из трудной жизненной ситуации, когда все участники, в том числе и сам выпускник как главное действующее лицо, совместно приходят к составлению плана мероприятий по выходу из кризисной ситуации, и каждый участник принимает на себя определенную долю ответственности за реализацию этих решений. Все это фиксируется в протоколе встречи. Принятие конкретных решений, плана по выходу из сложившейся ситуации является неотъемлемой частью структуры сетевой встречи.

Прямым следствием и результатом встречи является выполнение определенных действий по выходу из трудной жизненной ситуации, которые выполняют не только и не столько специалисты учреждения или официальные лица, но, в первую очередь значимые люди в жизни выпускника. Объединение этих людей происходит вокруг решения проблемы. ( Сеть социальных контактов. Методическое пособие. Москва, 2008 г.).

Этапы проведения сетевого собрания

Сообщение специалистов детского дома об актуальной ситуации и проблемах выпускника; о тактике маршрута социально-педагогической поддержки

Взаимное информирование специалистов о продвижении выпускника в рамках маршрута социально-педагогической поддержки

Сообщения специалистов общественных структур об имеющихся ресурсах; о предполагаемой тактике маршрута социально-педагогической поддержки

Актуализация имеющихся проблемных ситуаций. Проверка соответствия работы по маршруту социально-педагогической поддержки и возможностям организаций

Комплексная оценка, выделение иерархии потребностей выпускника, анализ предложенных тактик, обсуждение рисков

Текущая совокупная оценка и анализ затруднений специалистов в реализации мероприятий

Планирование маршрута социально-педагогической поддержки на основе привлечения ресурсов

Коррекция выбранных тактик

Распределение ответственных и сроков мероприятий

Обсуждение намеченных мер

Достижение договорённостей о рабочем взаимодействии и взаимном информировании

Взаимная экспертиза принятых решений, подписание протокола

Поддержка молодых родителей и матерей-одиночек

Существует большой риск того, что дети выпускников детского дома могут оказаться социальными сиротами. Факторами риска отказа матери от ребёнка являются:

— низкий уровень осознания материнской ответственности, несформированная мотивация к материнству;

— семейная неустроенность, отсутствие мужа;

— склонность к асоциальному поведению, вредные привычки;

— медицинские проблемы, в т.ч. психологического характера;

— отсутствие родственников или близких людей, способных оказать помощь, психологическую поддержку;

— низкий уровень доходов или их отсутствие.

Без поддержки юные мамы не могут самостоятельно обеспечить себя и своего малыша всем необходимым для жизни. В связи с этим встал вопрос о создании и реализации проекта « Маленькая мама », основной целью которого является профилактика отказа от детей молодыми матерями из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В сопровождение девушек включены специалисты службы постинтернатного сопровождения при ведущей роли куратора. В ходе сопровождения оказывается помощь в оформлении необходимых документов, оказывается психологическая поддержка юных матерей, проводится работа по формированию у них адекватной самооценки, уверенности в собственных силах, оказывается помощь в приобретении профессии. Куратор становится для них помощником, который вовремя подскажет и поможет справиться с трудностями.

Этап 3 – Постинтернатное сопровождение.

Мониторинговое сопровождение становится возможным при наличии нормальных условий жизни, трудоустройстве выпускника на постоянную работу со стабильным заработком, а также личностной зрелости выпускника, наличии развитой социально-поддерживающей сети (родственники, друзья, значимые люди).

Для организации своевременной поддержки выпускника детского дома в период социально-профессионального становления, направленной на благоприятную адаптацию в социуме, специалистами службы осуществляется социальный патронат выпускников.

В ходе социального патроната педагогом-куратором оказывается необходимый комплекс мер выпускнику, включающий юридическую, психолого-педагогическую, медицинскую поддержку; результаты работы фиксируются в картах социального сопровождения выпускника.

Отслеживание социальной адаптации выпускника детского дома осуществляется по следующим показателям:

социальное положение (образование, трудоустройство);

средства к существованию (стипендия, заработная плата, социальные выплаты);

семейное положение (женат/ холост/ замужем/незамужем; состав семьи, психологический климат);

законопослушность (правонарушения, алкоголизм, токсикомания и т. д.);

жилищно — бытовые условия (состояние жилья, сохранность имущества, оплата коммунальных услуг);

отношения с кровными родителями, родственниками (поддерживает, не поддерживает);

круг общения (отношения с друзьями, детьми детского дома и выпускниками).

Помощь в организации досуга и отдыха. Привлечение выпускников для участия в коллективных творческих мероприятиях детского дома.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *